Театральная студия в нач школе. Организация работы театральной студии «Веснушки» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. В любое время Вы можете прийти и посмотреть, как проходит учебный и воспитательный процесс в нашей школе, пообщаться с пед

Начальная школа, безусловно, - один из важнейших периодов в жизни ребенка. Ведь именно от того, как пройдет этот этап, будет зависеть успех и достижения школьника в дальнейшем. Мы уверены, что для успешного усвоения полученных знаний и, как следствие, получения отличных результатов экзаменов учащийся должен ощущать себя комфортно, должен идти в школу с радостью.

Частная школа «Москвич» - школа полного дня

Поэтому мы создали для наших учеников по-настоящему домашнюю атмосферу. Небольшая наполняемость классов позволяет преподавателю уделить больше внимания каждому ребенку. Мы используем разнообразные формы подачи материала, за счет чего ребята не испытывают лишних нагрузок, получают знания и умения с большим удовольствием и стремлением. В течение дня дети окружены заботой педагогов, логопеда, психолога и врача.

В нашей школе есть все для того, чтобы ребята с утра до вечера могли эффективно учиться и развиваться: современные классы, столовая, места для самостоятельной работы над домашними заданиями, спортивные площадки. Мы заботимся не только о том, чтобы ребенок получил нужные знания в соответствии с программой, но и чтобы он рос здоровым и активным. Участие в конкурсах и олимпиадах, в работе над проектами прививают учащимся ценность знаний, развивают способность анализировать свои достижения и возможности. Школа "Москвич" проводит постоянный независимый контроль знаний при участии Московского регистра качества образования. Высокая результативность подтверждает качественный уровень преподавания предметов.

Обучение английскому языку основано на коммуникативном подходе и активном использовании современных методик. Наши учителя в доступной и увлекательной форме помогают преодолеть языковой барьер, учат ребят легко и свободно говорить на английском, понимать английскую речь, читать и писать. Углублению языковых знаний способствуют факультативы ESL и Cambridge.

Во второй половине дня в классе работает педагог-воспитатель. Активная прогулка, индивидуальный график посещения кружков и дополнительных занятий, выполнение домашней работы проходят при четком контроле воспитателя.

Вторая половина дня – это еще и дополнительное время для всестороннего развития способностей ребенка, его творческого раскрытия. Дети с удовольствием посещают многочисленные кружки и секции. Очень нравятся нашим воспитанникам экскурсионные занятия в музеях и парках. Ребята с удовольствием участвуют в школьных праздниках, поскольку это даёт им возможность почувствовать себя успешным и раскрыться в новом для себя качестве.

Так мы закладываем твердую основу для самореализации ученика в средних и старших классах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

школьной кафедрой

воспитания

№ ______________

от « » 2015 г.

Зам. директора по ВР________ Директор школы ________

Е.В.Кузнецова Н.Н.Семигина

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

студии «Узор»

(общекультурное направление)

Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации: 2 года

Спирина Н.Ю.

г. Кашира

2015 г.

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.

Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Цели программы:

    Сформировать у детей технические навыки рисования.

    Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

    Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

    Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи программы:

1 . Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.

2 . Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.

3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

    занятия в свободное время;

    обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

    обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

    допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:

    изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

    декоративная и конструктивная работа;

    восприятие явлений действительности;

    обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;

    подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой.

Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости. Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства.

Тематическое планирование

Программа курса рассчитана на 4 года реализации: в 1 классе - 34 часа, во 2 кл.-34часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 кл.- 34 часа в год. Периодичность занятий в 1- 4 классах 1 раз в неделю.

раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

Хроматические цвета. Смешивание.

«Волшебные краски»

«Игра цвета»

2

Теплые и холодные цвета.

3

Теплые и холодные цвета в рисунке.

4

Яркие и нежные цвета.

5

Ахроматические цвета.

6

Контрастные цвета.

7

Полный цветовой круг.

Итого:

66

Тема занятия

Кол-во часов

Программное содержание

Дата проведения

план

факт

Осень

(рисование по сырому )

Дымковские игрушки (рисование ватными палочками )

Мы ходили в цирк (восковые мелки )

Любимые животные (тычок жесткой кистью )

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель )

Красивый зайчик.

(восковые мелки )

В подводном мире ( )

Зимние узоры (граттаж )

Зимний лес (тычкование )

Наш сад.

(техника граттаж)

Превращение ладошки

Портрет мамы

Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель )

Птицы волшебного сада

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Натюрморт (рисование ватными палочками)

Наши игрушки (коллаж)

Закрепить умение рисовать игрушки. Развивать чувство композиции. Научить технике коллаж.

Снегопад (набрызг)

Вспомним лето.(рисование пальчиком)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Снеговик (рисование мятой бумагой )

Бабочка.

(рисование ножницами )

Облака.

(зеркальное отображение)

Насекомые (рисование манкой)

Зима

Филимоновские игрушки (рисование мелом)

Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных

Наше озеро (рисование пластилином)

Воспитывать усидчивость, терпение и желание довести дело до конца.

Звездное небо ( )

Цветы (рисование при помощи ниток)

Цыпленок (рисование штрихом)

Бабочки (монотипия )

Волшебные цветы

Яблоня в цвету (тычкование )

32-33

Лето, здравствуй!

раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

Работа с цветом.

2

Работа над линией.

Многообразие линий

В царстве Флоры.

3

Работа над формой.

Рисуем птиц.

Рисование насекомых.

Обитатели моря

Итого:

68

раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

Знакомство с видами искусства.

2

Натюрморт.

3

Пейзаж.

4

Портрет.

5

Сказочно- былинный.

6

Анималистический.

Итого

68

раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

Истоки родного искусства.

2

«Древние города ».

3

«Образы художественной культуры».

4

«Представление народов о духовной красоте человека»

5

«Достижения человечества».

Итого

68

Тема занятия

Программное содержание

Дата проведения

план

факт

Золотая осень

(рисование по сырому )

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Жостовские подносы (рисование ватными палочками )

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

На ферме (восковые мелки )

Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств.

Домашние любимцы (тычок жесткой кистью )

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Экзотический натюрморт (восковые мелки, акварель )

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов и овощей, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Красивый конь

(восковые мелки )

Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

На дне морском (рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью )

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

Мороз-волшебник (граттаж )

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Волшебство зимнего леса (тычкование )

Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.

Моя комната

(техника граттаж)

Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Сказка из ладошек

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Знакомьтесь, это я!

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Закат над рекой (восковые мелки, акварель )

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

Яркие цветы

Продолжать закреплять знания детей о жостовской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Натюрморт (рисование ватными палочками)

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Любимые герои (коллаж)

Закрепить умение рисовать героев любимых книг. Развивать чувство композиции. Научить технике коллаж.

Вьюга (набрызг)

Воспитывать усидчивость, терпение и желание довести дело до конца.

Лучший день (рисование пальчиком)

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Зимняя прогулка (рисование мятой бумагой )

Научить рисовать мятой бумагой. Развивать воображение, творчество.

В джунглях.

(рисование ножницами )

Научить рисовать ножницами. Развивать воображение, творчество.

Близнецы

(зеркальное отображение)

Познакомить с техникой зеркальное отображение. Воспитывать усидчивость, терпение и желание довести дело до конца.

На пасеке (рисование манкой)

Закреплять умение рисовать необычные насекомые, используя эту технику. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие

Волшебство зимнего леса (рисование с использованием природного материала)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке зимнюю природу. Развивать чувство композиции.

За работой (рисование мелом)

Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик работающего человека

С друзьями (рисование пластилином)

Воспитывать усидчивость, терпение и желание довести дело до конца.

Космическое пространство (набрызг, печать поролоном по трафарету )

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Луговые цветы (рисование при помощи ниток)

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя эту технику. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

На Северном полюсе (рисование штрихом)

Учить рисованию штрихом. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

В поле (монотипия )

Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Наша клумба

Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

В лесу (тычкование )

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

32-34

Лето, здравствуй!

(Лесной пейзаж)

(Лето на реке)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Предполагаемы результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате работы по программе изостудии «Узор» обучающиеся

научатся:

    различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;

    знать об особенностях национальной художественной культуры;

    иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;

    уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к

    произведениям изобразительного искусства;

получат возможность научиться:

    воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;

    составлять композиции, узоры;

    создавать творческие проекты;

    доводить работу до полного завершения.

при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).

Личностные результаты:

Проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

Творчески откликаться на события окружающей жизни;

Умение применять полученные знания в собственной художественно творческой деятельности;

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты :

    1. Личностные универсальные учебные действия:

    Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    2. Регулятивные универсальные учебные действия:

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

    3. Познавательные универсальные учебные действия:

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

    Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

    4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

    Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

    Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    Формулировать собственное мнение и позицию;

    Задавать вопросы;

Формами подведения итогов реализации программы по ИЗО студия «Узор» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проект.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2011г.

2. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 2012г.

3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной

школе «Академия», 2012г.

4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.

Обнинск. 2013г.

5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2010г.

6. Программные методические пособия, дидактический материал, научная и искусствоведческая литература.

7. Наглядность, ТСО. Учебно- наглядные пособия: тематические схемы и таблицы по предметам (рисунки, живописи и композиции).

М.Г. Трошкина, учитель начальных классов МБОУ «Школа №39 «Центр физико-математического образования»

Организация работы театральной студии «Веснушки» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

«Надо очень дорожить, поддерживать, развивать и правильно использовать молодую страсть, пылкое увлечение любимым делом, ради которого пришли молодые люди в школу».

К.С. Станиславский

На современном этапе динамично развивающегося общества, всё большее внимание уделяется целям и задачам школьного образования. Если раньше основной целью обучения было всестороннее и гармоничное развитие личности, то сейчас она дополняется необходимостью в воспитании активной и творческой личности.

Современному обществу необходимы инициативные, творческие люди, способные найти новые способы и решения современных социально – экономических и культурных задач. Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает проблема развития нравственных и творческих качеств личности.

Средствами театральной деятельности развивается и формируется творческая и социально активная личность младших школьников, способная понимать общечеловеческие ценности, с гордостью хранить и ценить достижения отечественной культуры и искусства.

Театральную деятельность надо вводить именно в начальной школе, так как дети имеют огромные потенциальные возможности для развития своих творческих способностей. Причинами тому служат:

1.Возраст.

2.Имеется определенный жизненный опыт.

3.Определенный уровень знаний и умений.

4.Способность к мыслительному анализу.

5. Задатки творческого развития.

Одной из актуальных проблем педагогики и психологии является развитие художественно-творческих способностей ребенка. Художественное творчество - это эффективное средство воспитания и развития творческой личности. Театр способен приобщить к общечеловеческим духовным ценностям, помогает раскрыть и реализовать свои способности и творческий потенциал.

Одним из видов внеурочной деятельности, включенных в программу моего класса, является создание театральной студии «Веснушки».

Целью такой деятельности является формирование индивидуальной творческой личности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, проверить свои творческие силы, преодолеть застенчивость и боязнь выступлений перед публикой.

    Формирование умений и навыков культуры поведения на сцене.

    Развитие интереса к театру как жанру искусства.

    Развитие интереса к сценическому искусству, зрительного и слухового внимания, памяти, фантазии и находчивости, чувства ритма, мышления, дикции и так далее.

    Воспитание доброжелательности и отзывчивости в отношениях со сверстниками, умения коллективного творчества, ответственного отношения к результатам своей работы и творческой работе коллектива.

Театральная деятельность учащихся в начальной школе должна быть направлена на воспитание и развитие в них понимающей, умной, разносторонней, интересной личности, обладающей художественным вкусом и собственным мнением.

Основные виды деятельности, которые используются мной при работе с младшими школьниками в театральной студии можно представить в виде следующей схемы:

Рисунок 1. Виды театральной деятельности в начальной школе

Театральная миниатюра – это группа артистов, выбирающих для репертуара театра небольшие пьесы и театральные постановки разных жанров, выраженных в миниатюре. Используем готовые миниатюры и собственного сочинения.

Театральная игра развивает игровое поведение, способности творчески относиться к любому делу, посредством игры учатся общаться со сверстниками и взрослыми людьми в предлагаемых жизненных ситуациях.

Все игры можно разделить на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры помогают ребенку адаптироваться в школьном коллективе, и помогает успешной учебе в начальной школе. Все дети делятся на мини-группы – зрители и актеры (4 человека). Учащиеся обсуждают события, высказывают свое мнение с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию необходимые для игры на сцене, где все является вымыслом. Способствует перевоплощению в предлагаемых ситуациях. Специальные театральные игры знакомят детей со сценическим действием, используя, знакомые с детства сказки. Например, «Репка», «Три поросенка» и другие.

Ритмопластика – это комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, способствующих развитию гармонии тела с окружающим миром, свободных и выразительных движений тела. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Детям легче выразить чувства и эмоции через пластику своего тела. Интересные пластические образы создаются под влиянием музыки. Различные по настроениям музыкальные произведения развивают фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

На занятиях провожу специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом, воздействуют на эмоции ребенка.

Культура и техника речи включает игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот раздел входят разнообразные игры со словами, шутливые словесные загадки, скороговорки, отрабатывающие разные звуки.

Все упражнения можно разделить на 3 вида:

    Дыхательные и артикуляционные упражнения.

    Дикционные и интонационные упражнения.

    Творческие игры со словом.

Основы театральной культуры - овладение школьниками элементарными знаниями и понятиями, терминов театрального искусства. В раздел включены темы:

    Особенности театрального искусства.

    Виды театрального искусства.

    Рождение спектакля.

    Театр глазами актера и зрителя.

    Культура поведения зрителя.

Работа над спектаклем включает в себя следующие этапы:

    Выбор и обсуждение пьесы с детьми.

    Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.

    Работа над отдельными эпизодами.

    Создание презентации к данному спектаклю.

    Поиски музыки и иллюстраций к отдельным эпизодам, постановка танцев. Создание совместно с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов.

    Работа с текстом пьесы и отдельными эпизодами. Уточнение игры отдельных персонажей.

    Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения персонажей на сцене.

    Репетиция отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

    Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение временных рамок спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.

    Премьера спектакля.

    Повторные показы спектакля.

    Подготовка фотоотчета.

Также немало важным в подготовке спектакля является грамотное использование материально-технического обеспечения, а именно:

    Компьютерное обеспечение (ноутбук, проектор, музыкальный центр и так далее);

    Костюмы, декорации;

    Сценический грим.

Ожидаемые результаты работы театральной студии «Веснушки»

В результате работы детей над созданием спектакля и их участием в постановке достигается главная цель: выявление и формирование индивидуальной творческой личности каждого из учащихся.

В течение учебного года каждый ребенок попробовал себя в роли актера на сцене, что позволило развить интерес к театру и сценическому искусству как к многомерному жанру. В классе между детьми благоприятная и доброжелательная атмосфера для общения, самореализации. Участие детей в коллективном творчестве позволяет воспитать ответственность не только к своей работе, но и уважение к творчеству других.

К концу учебного года ученики имеют понятие:

    О театре и его видах.

    Об элементарных технических средствах сцены.

    Об оформлении сцены.

    О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеют:

    Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

    Образно мыслить.

    Концентрировать внимание.

    Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретают следующие навыки:

    Общения с партнером.

    Элементарного актёрского мастерства.

    Образного восприятия окружающего мира.

    Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

    Коллективного творчества.

Дети моего класса с большим желанием участвуют в школьных и городских мероприятиях, готовят спектакли и тематические праздники: «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «День добрых дел», «В гостях у сказки», «Праздник для будущих первоклассников» и так далее.

Фотоотчет

Наши художники-оформители

Приступая к работе, наши художники знакомятся со сценарием, подбирают иллюстрации, определяют объем декорации.

Наша студия приобрела детский театральный грим. Ребята учатся создавать театральные образы.



Эмблема театральной студии «Веснушки»

Актёры театральной студии «Веснушки»

Ребята сами придумывают и создают сценические костюмы и грим. Они всегда выбирают яркие краски, что говорит об их душевном равновесии, радости жизни.



Музыкальный спектакль «Теремок» в рамках городской акции

«День добрых дел»

Побеждает дружба!



Роли исполняли…

Наши гости – дети-инвалиды с большим интересом смотрели спектакль

Песня о дружбе. Аплодисменты – главная награда для актеров

Дети моего класса занимаются в театральной студии Веснушки с 1-го класса. На протяжении четырех лет реализуется программа внеурочной деятельности, направленной на развитие творческой личности. Ребята не боятся публичных выступлений, с большим уважением относятся к своим зрителям. Большинство детей преодолели свою застенчивость, неуверенность в себе, что положительно отразилось и на учебном процессе. Заучивая тексты спектаклей, песен, монологов ребята развивают память. Это поможет быстрее адаптироваться при переходе в пятый класс. К концу четвертого года обучения в театральной студии «Веснушки» ребята самостоятельно распределяют между собой роли в спектакле. На репетициях анализируют работу каждого актера, дают советы, помогают вжиться в образ героя. На мой взгляд, данное направление внеурочной деятельности является необходимым в начальной школе.

Список используемых источников

    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006.

    Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986.

    Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.

    Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.2010 г.

    Гурков А.Н. Школьный театр. – Феникс, 2005.

    Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.

    Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.

    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2005.

    Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж.

    Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

1

Сегодня российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие чего школа дает «усредненные» знания, рассчитанные на «среднего» ученика. Однако уровень физического, психического, интеллектуального развития не всегда отвечает интересам обучающихся и их родителей. Современная педагогическая наука рассматривает искусство, как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора. «Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные». Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (художественное слово, музыка, танец). Театральную лабораторию-студию «Солнышко» посещают учащиеся начальных классов. Это территория, где ребенок может раскрыться как многогранная творческая личность, научиться общаться, красиво двигаться и говорить. В кружке дети занимаются актерским мастерством, сценической речью и движением. У младших школьников развивается память и чувство ритма, дети учатся работать в группе. Помимо всего прочего педагог прививает учащимся любовь к литературе отечественных и зарубежных авторов, писателей родного края. Под руководством учителя школьники «проживают» литературные произведения на театральной сцене в рамках школьной студии. Возможность развития творческого потенциала каждого школьника в условиях общеобразовательной школы актуальна в настоящее время. Участники театральной лаборатории-студии активно участвуют в решении проблем местного социума. Достижения имеют социальную направленность. Коллектив занимает активную жизненную позицию. Выступление артистов театрального объединения не оставляет равнодушными благодарных зрителей. Среди поклонников театрального объединения «Солнышко» есть люди самого разного возраста. Каждым своим выступлением воспитанники объединения стремятся доказать, что настоящее искусство не имеет ни возрастных, ни социальных границ. Студия «Солнышко» с большим успехом выступает на многих площадках: перед дошкольниками, школьниками и взрослыми, перед людьми с физическими недугами, перед ветеранами. Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим наших детей. Либо это современные пьесы, мультики, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, - детская литература, проверенная временем. В театральной студии становится понятным, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают текст. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!». С радостью он должен идти на занятие. Профессия педагога особая, связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И задача педагога - не сводить проблемы театрального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Младшие школьники рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. В лаборатории-студии «Солнышко» младшие школьники учатся входить в роль, управлять куклой, сочетать движение с речью, приобретают художественно-трудовые навыки: при создании декораций, костюмов для кукол. Организовать театр кукол «Солнышко» в обычной средней школе помогли знания, умения, навыки, полученные в Шуйском государственном педагогическом университете.

Предметом нашей гордости является союз родителей, детей и преподавателей. Наши родители - участники всех школьных, классных и городских мероприятий. В театральном объединении два десятка кукол к различным сказкам. Родителисконструировали ширму, соответствующую росту младших школьников с подставными скамеечками для маленьких актеров, оформили ширму тканевой аппликацией. Совместно мы пришли к выводу, что декорации должны быть легкими и мобильными, но точными по сюжету, создавать атмосферу спектакля и каждой сцены в отдельности. Художники - родители, стремясь правильно нарисовать огонь в сцене про пожар, жгли костёр и смотрели на пламя, чтобы точнее подобрать краски. Театральная студия сотрудничает с факультетом искусств Шуйского государственного педагогического университета. Студенты-студийцы Этнохудожественного Центра «Истоки». Постепенно создавались костюмы из лоскутков ивановских ситцев, декорации переднего, заднего плана, была реализована идея музыкального сопровождения к спектаклям. У всех участников и организаторов театральной студии постепенно накапливается опыт, педагог и родители совместно анализируют проблемы и достижения.

Деятельность театральной студии в течение длительного времени, изучение литературных источников и интернет-ресурсов, сотрудничество с Шуйским педагогическим университетом стало основой для написания программы «Театр кукол в условиях школьной студии», реализуемой в МОУ «СОШ № 8» г.о. Шуя, опыт работы по театральной подготовке успешно обобщен в ШГПУ и ИИП и ППК г. Иваново. Театральная студия стала по истине лабораторией творческого воспитания младших школьников средствами искусства.Более пяти лет приглашает школьников на свои занятия театр кукол «Солнышко» и дарит тепло и радость своим зрителям. Поставлены спектакли «Снежная королева», «Золушка», «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха». Дети выступают в своей школе перед сверстниками, воспитанниками детского сада, учителями, родителями, на городских конкурсах, успешно участвовали и в областном фестивале театральных коллективов, принимали участие во Всероссийском театральном фестивале «Веснушки» г. Москва. Театр гастролирует: неоднократно выезжал в областной санаторий «Шуйский», группа выступала со спектаклями и в дошкольных образовательных учреждениях г. Шуя.

Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся, их здоровому психическому развитию, так как при активном общении на красивом литературном языке лучше развивается их речь, мышление, следовательно, улучшается уверенное самочувствие в окружающем мире.

Впереди много задумок, планов. Кукольный театр - это удивительно увлекательное творческое дело, и нет предела его совершенству.

Созданная в условиях лаборатории-студии атмосфера дружелюбия, общность интересов, широкие возможности театральной подготовки способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание занятия театром в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь театр всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, театральное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления здоровой личности.

Библиографическая ссылка

Вощинина М.С., Макарова Н.Р. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ-СТУДИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 32-33;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31951 (дата обращения: 07.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»