С кем сравнивает поэт степь. Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка». Работа над выразительным чтением

Тема: «И.С.Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение как прием создания картины природы»

Цель : познакомить учащихся с творческой манерой поэта И.С. Никитина на примере стихотворением "Полно, степь моя…"

Задачи:

- совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;

- обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

- воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.

Технология, методы, приемы: методы творческого и объяснительного чтения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование для учащихся : раздаточный материал.

Оборудование для учителя : презентация.

УУД: Личностные : положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;

Развитие рефлексии.

Предметные: расширение словарного запаса;

Познавательные : наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;

Коммуникативные : формирование умения высказывать своё мнение;

Регулятивные: формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;

Формирование умения оценивать себя и товарищей.

Ход урока.

Деятельность учителя

I . Организация внимания учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Добрый день и в добрый час.

Много нового ждёт нас.

И на парте всё в порядке,

Есть и книжки, и тетрадки.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель?

Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.

II .Речевая разминка. Работа с чистоговоркой.

В начале урока мы с вами поработаем над чистоговоркой.

Послушайте, как я прочитаю её: Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

Какой звук повторяется чаще?

Произнесем все вместе

Прочитаем чистоговорку медленно.

Прочитаем быстро.

Еще быстрее.

Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению.

III . Актуализация раннее изученного и проверка домашнего задания.

Ребята, какой раздел учебника изучаем?

Какие произведения прочитаны вами из этого раздела?

Какое произведение понравилось больше всего? Чем?

Какое домашнее задание было вам задано?

Почему ты выбрал именно эту интонацию?

Что помогает стихотворению быть таким красивым?Какие средства выразительности речи?

Выберите нужное: (на слайде) э питет, сравнение, олицетворение.

Почему так думаешь? Поясни.

Что такое эпитет, сравнение, олицетворение?

IV . Подготовительная работа.

Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) - русский поэт XIX века.

Откройте учебник на с.66

Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

2.Знакомство с биографией поэта.

Послушайте мой рассказ о поэте, потом спрошу, что вы узнали о И.С.Никитине.

Никитин Иван Саввич - известный поэт.

Посмотрите на его портрет.

Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: "Дитяти", " Дедушка", "Когда один, в минуты размышленья..." и многие другие.

Итак, что вы узнали об И.С. Никитине?

Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.

Физкультминутка

3. Подготовка к восприятию произведения.

Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль?

Да, у весны не простой характер. Все дарит нам - и радость, и печаль.

V . Работа над стихотворением « Полно, степь моя, спать беспробудно...»

1.Первичное чтение произведения.

Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин?

2.Эмоционально-оценочная беседа.

Какое впечатление произвело на вас это произведение?

К кому обращается поэт Никитин?

3.Лексическая работа. Работа в паре . (слайд).

Задание:Соедините слова с их значениями.

Проверка. Спрашиваю пару.

Правильно ли выполнили работу?

4.Вторичное чтение.

Ребята, самостоятельно прочитайте это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

5.Аналитичекая беседа.

Почему поэт обращается к степи?

Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.

Какая картина изображена вслед за весной?

О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Подберите строчки к стихотворению.

Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.

6.Творческая работа. Словесное рисование

Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?

Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.

Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.

7.Обобщающая беседа.

– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.

Что такое олицетворение?

Что помогает представить олицетворение?

– Как обращается поэт к степи?

– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

Как бы вы озаглавили стихотворение? Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

Проверка.

8.Работа над выразительным чтением.

– По характеру стихосложения что напоминает это произведение?
–Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение? (включить запись отрывка песни)

9.Подготовка к выразительному чтению .

При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

4. Определи темп (быстро, медленно)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению

(Работа в парах над выразительностью чтения)

10. Выразительное чтение стихотворение

Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

VI. Итог урока.

С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

Как называется его стихотворение?

- С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали?
– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.
– Какова основная мысль стихотворения?

Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд)

В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд)

1.Составление синквейна.

Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению.

Вспомните, что такое «синквейн»

Памятка.

а) 1строка – подлежащие (тема)

б) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)

в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д) 5 строка - вывод (слово –ассоциация с первым словом)

Проверка задания.

Рефлексия "Листья".

VI . Домашнее задание

VII . Анализ активности учащихся.

Сегодня на уроке работали…

(Оценка «5» ставится, если чтение было хорошим, без ошибок, ученик отвечал на вопросы.

Оценка «4» ставится, если ученик читал хорошо, но допустил несколько ошибок, но хорошо отвечал на вопросы по тексту.

Оценка «3» ставится, если ученик читал, допуская много ошибок, плохо отвечал на вопросы).

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. На этом урок окончен, всем спасибо за внимание.

До свидания!

Думающим, внимательным.

Внимательно слушают.

Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются.

Звук [с]СЧитают медленно.Читают быстро.Еще быстрее.

Поэтическая тетрадь 1перечисляют

Отвечают.

Отвечают.

Открывают учебник на стр.66Читают.

Пересказывают.

Произносят.

Слушают запись.

Это разные времена года.

Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.

Поэт обращается к степи…. Муравой.отвечают

О сенокосе.отвечают

отвечают

Приводят примеры из стихотворения

Сравнение, олицетворение, эпитет, обращение.

Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакройся, нарядись, полюбуйся...По звучанию своему похоже на протяжную песню

Оценивают, высказывают свои мнения.

Ответы детей

И.С. НикитинаО красоте природы.О природе.Олицетворение, косцы, степь.Впечатления учащихся

Стихотворение из пяти строчек

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;

Формирование умения аргументировать свой ответ.

Расширение литературного кругозора.

Формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;

Формирование экологического сознания;

Коммуникативные: формирование умения высказывать своё мнение

Предметные: расширение словарного запаса;

Познавательные: наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;

Формирование умения выполнять анализ стихотворения;

Формирование умения находить ответы на вопросы.

Формирование умения оценивать себя и товарищей;

Формирование воссоздающего воображения;

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Конспект урока литературного чтения

по теме:

Иван Саввич Никитин

«Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Приготовила: Комалова Любовь Александровна

2016 - 2017 учебный год

УМК: «Школа России»

Тема урока: И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

Уч-ся должны уметь:

Прогнозировать содержание произведения;

Узнавать художественные приёмы;

Использовать слова для создания картины природы;

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Личностные.

- у меть проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

делать выводы о результатах совместной работы .

Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы:

    учебник

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения И.Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

    карточки с заданиями.

Содержание урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания:

Чтение стихотворения наизусть – А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

    Актуализация опорных знаний+ приложение 1

Слайд 2

Чем художники рисуют картины? А музыканты?

Как думаете, чем изображают картины поэты и писатели?

Вспомните, какие художественные приёмы они используют?

Слайд 3

* работа в паре, по карточке

Вспомним эти приёмы - работаем в паре.

Слайд 4

Вспомните, какой раздел мы изучаем? (поэтическая тетрадь)

Пройдём в нашу галерею портретов русских поэтов. С произведениями каких поэтов вы уже познакомились?

О чём их стихотворения?

В галерее есть ещё один портрет с вопросительным знаком. Как думаете, чей это портрет? (высказывают предположения)

По окончании изучения раздела «Поэтическая тетрадь» вы тоже попробуете написать свои детские стихи о природе, родине. И ваши портреты займут достойное место в галерее портретов русских поэтов.

4. Постановка темы и целей урока.

Слайд 5

Кто уже догадался, какая тема урока? Назовите цели урока.

    Изучение нового материала.

Слайд 6 + приложение 2

А) Знакомство с биографией поэта – И.С.Никитина

* работа по индивидуальным карточкам - Приложение 2

Слайд 7

Проверьте себя (тест «Да или нет»)

Б) Подготовка к восприятию стихотворения

Прочитайте название стихотворения. Как думаете, о чём оно?

К кому обращается автор?

Что такое степь?

Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по степи.

Слайд 8

В) Знакомство со стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Слайд 9

    Прослушивание аудиозаписи

    Первичное восприятие

Понравилось стихотворение?

Подтвердилось наше предположение о теме стихотворения?

    Словарная работа

Слайд 10 – 12 + приложение 3

Ребята, в этом стихотворении встретятся слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы не знаете. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.

Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением.

Полно – хватит

Ковыль – степная трава

В угоду косцам – сделать приятное (дать больше травы)

Копна – небольшой округлый стог сена.

    Фи.зминутка для глаз

    Самостоятельное чтение стихотворения

Перечитайте медленно. Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?

Слайд 13

    Выборочное чтение, словесное рисование.

Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт.

Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят.

Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.)

Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей.)

    Используемые художественные приёмы в стихотворении

Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?

( Олицетворение - поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой, нарядись,

полюбуйся...

Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;

Эпитеты – «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»

Метафора – «зима – матушка»)

    Выразительное чтение стихотворения А.Блока «На лугу».

6. Физминутка

Мишка вылез из берлоги.
Огляделся на пороге.(повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна:
К нам опять пришла весна.(потягивание, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.(вращение головой)
Наклонился взад- вперед,(наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет Мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (дети садятся)

7. Продолжение изучения новой темы.

    Подготовка к выразительному чтению.

Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно,напевно.) - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Прочитайте выразительно.

8. Итоги урока

Что необходимо поэту, чтобы создать картину? (Применить средства художественной выразительности) какие? (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

Слайд 14

9. Домашнее задание

С.114- 115 – выразительное чтение: желающие могут нарисовать свою иллюстрацию к стихотворении

Слайд 15

10 Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение:

На уроке я узнал

Я похвалил бы себя за

Мне захотелось

Сегодня я сумел

Приложение 1

Приложение 2

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Биография поэта Ивана Саввича Никитина

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Приложение 3

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

тема урока: ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»

Цели: начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.

Ход урока

    Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Посмотрите на это бескрайнее золотое море.

Что хотите сказать?

Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)

Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.

Перечитаем стихотворение еще раз.

Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

или другие:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям...

Их написал Иван Саввич Никитин.

III. Работа над произведениями.

Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

Учитель выразительно читает стихотворение.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

Какие сравнения использует поэт?

Как обращается поэт к степи?

Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

Упражнение в чтении стихотворения.

Физкультминутка

IV. Итог урока.

С каким настроением уходите с урока?

Что особенно понравилось, заинтересовало?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...» (с. 66–67, часть 1-я), выучить наизусть 2-ю и 5-ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...», сделать рисунок к стихотворению.

Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; фор-мированию навыка словесного рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. ТЕМА. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ, ОТРАЖЕННОЕ В СТИХАХ И. С. НИКИТИНА «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…»»

3 класс. Литературное чтение.

тема. Русские поэты XIX–XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (учебник, с. 66–67)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; формированию навыка словесного рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя; находить в произведении средства художественной выразительности(сравнение, олицетворение); читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному

Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии

Личностные:

знают наизусть стихотворения о Родине, красоте ее природы, читают их выразительно, передавая самые позитивные чувства к Родине

Образовательные ресурсы: слайды весенней природы (лес, степь, сад), портрет И. Никитина

Ход урока

Этап урока

Деятельность учащегося

I. Проверка
домашнего
задания

1. Организует выставку детских работ (перед началом урока).

2. Дает оценку выразительному чтению стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Выразительно читают стихотворение, анализируют детские работы, представленные на выставке

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

– Рассмотрите картины природы. Какое время года на них изображено? Докажите это. Прочтите тему урока и попробуйте сформулировать учебную задачу.

– Да, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта И. С. Никитина, будем определять, какими художественными средствами передает поэт настроение весны, учиться выразительному чтению

Выдвигают предположения, аргументируют.

Формулируют учебную задачу.

Внимательно слушают

III. Изучение нового материала.

1. Биография
И. С. Никитина.

– Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом – владельцем свечного завода. Мальчик учился в училище, но закончить его не удалось, потому что отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Маленькому Ивану пришлось испытать все проблемы взрослого человека: зарабатывать на хлеб, отказаться от юношеских увлечений. Стихи начал писать рано, но не печатал их, так как не был уверен в успехе. Но уже первое напечатанное стихотворение «Русь» принесло ему известность и открыло дорогу в мир литературы.

Слушают рассказ учителя.

2. Работа над стих И. С. Никитина

«Полно, степь моя, спать …»:

– Какие чувства испытываете вы после прослушивания этого стихотворения?

– Как вы можете описать ваше настроение?

– Какое настроение бывает у природы с приходом весны? Радостное или печальное?

– Найдите в тексте картины природы, прочтите описание.

Высказывают свое мнение.

1) Первичное чтение стихотворения учителем.

– Посмотрите слайды о весне.

– Поэт пишет о весне в степи. Рассмотрите картины степи. Какие характерные особенности заметили?

– О степи.

Рассматривают и описывают содержание картин.

2) Работа со словарем.

– Найдите в словаре определение степи.

Зачитывают определение: степь – равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерная особенность – отсутствие леса.

– Объясните значение слов: в угоду косцам – сделать приятное, угодить; полно (спать беспробудно) – хватит;

ковыль – степная трава; копны – небольшой округлый стог сена.

3) Анализ произведения

– Местом действия поэт выбрал степь. Подобные пейзажи привлекают своей скромной прелестью, раздольем, строгостью и степенностью.

– Прочтите весь текст методом «жужжащего чтения».

К кому обращается поэт?

– Какие строчки стихотворения доказывают, что степь в изображении автора живая?

– Как называется этот художественный прием?

– Какие картины природы сменяют друг друга?

– Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему?

– К степи.

– Олицетворение.

– 1-я картина – степь должна пробудиться и умыться росою, нарядиться в цветы;2-я картина – наступление весны, летят журавли караваном, ручьи по оврагам шумят;3-я картина – небо с плывущими тучами

IV. Проверка знаний

1. Предлагает собрать пословицы и поговорки из половинок текста:

Один весенний день… …всем красна.

Матушка весна… …весну принесла.

Вода с гор потекла… …год кормит.

2. Дает задание поработать в парах и зачитать приметы весны

Составляют пословицы, объясняют скрытый смысл пословиц.

Обсуждают задание
в парах, предлагают

совместную версию

V. Домашнее задание

Разделить весь текст на части, записать в рабочей тетради на с. 33

Уточняют задания, принимают к сведению информацию

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что понравилось на уроке? Что открыли для себя нового?

– Как оцениваете свое участие в уроке?

Дают оценку своей работе, анализируют активность участия