Название клуба ранняя помощь детям с овз. Современный детский сад. й этап. Медицинское обследование

Ранняя комплексная помощь - это область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной ("командной") работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий:

· обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;

· определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования;

· обучение и консультирование семьи;

· оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития);

· психологическая и правовая поддержка семьи;

· ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;

координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Дети получают статус ребенка с ОВЗ в условиях медико-социальной экспертной комиссии. Диагностический этап является важнейшим в медико-социальной экспертизе. Диагностика при освидетельствовании детей включает:

– клинико-функциональную диагностику;

– психологическую диагностику;

– социальную диагностику; а при достижении ребенком определенного возраста и педагогическую диагностику;

Клинико-функциональная диагностика – процедура, объединяющая совокупность методов получения достоверных данных о состоянии здоровья, патологии, нарушенных и сохранных функциях и структур организма ребенка, достаточных для вынесения экспертного решения об инвалидности и потребностях детей-инвалидов в мерах, средствах и услугах медицинской реабилитации и абилитации.

Психологическая диагностика (экспериментально-психологическое обследование) детей – обследование с помощью психодиагностических методов с целью выявления нарушений психических функций и адаптационных способностей ребенка, а также сохранных функций, зоны актуального и ближайшего развития, социально-психологических условий развития ребенка с целью уточнения экспертно-реабилитационного диагноза и формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

Социальная диагностика объединяет совокупность методов получения и анализа данных, характеризующих социальный статус ребенка, социально-средовые и социально-бытовые условия жизни с целью определения наличия и степени выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка, оценки возможностей и условий его социализации, социальной адаптации и интеграции в общество. Проводится специалистом по социальной работе учреждения МСЭ.

Педагогическая диагностика предполагает получение и оценку данных об образовательном статусе ребенка, его обученности и способности обучаться. Программа абилитации включает:

Мероприятия медицинской абилитации;

Мероприятия профессиональной абилитации;

Мероприятия социальной абилитации;

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

В отечественной психологии и педагогике необходимость систематического контроля за ходом психического развития была признана уже давно. Основой такого контроля сегодня являются службы медико-социально - педагогического патронажа. МСПП - эффективная форма помощи детям первых месяцев и лет жизни, родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным воспитанием и обучением и социализацией личности, широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на ребенка с отклонениями в развитии. МСПП включает диагностику, информационный поиск и помощь в выборе образовательного маршрута с помощью индивидуальных реабилитационных программ. Главной доминантой МСПП является ранняя диагностика и помощь, от эффективной организации которых зависит возможность предупреждения инвалидности и снижение ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Система МСПП призвана влиять на улучшение условий развития детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в зоне риска. Основная функция – организованная система контроля за повседневным развитием ребенка, а также за динамикой его развития. Осуществляется ежедневно и многократно.

В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Становление в нашей стране системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб. Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогической практике.

13-14 ноября в МПГУ проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья». Ее организатором выступила кафедра дошкольной дефектологии под руководством д.п.н., проф. Л.А. Головчиц. В конференции приняли участие свыше 600 человек: это ученые-исследователи, методисты и руководители служб ранней помощи, специалисты коррекционного, психолого-педагогического и медицинского профиля из разных регионов России.

В первый день работы прошло пленарное заседание на тему «Теоретические основы формирования и развития системы ранней помощи в России и за рубежом». Открылось оно приветственным словом представителя Министерства образования и науки Российской Федерации, затем были заслушаны доклады: «Современный алгоритм направления детей с ОВЗ в образовательную организацию, представляющую услуги ранней психолого-педагогической помощи» Лазуренко С.Б., д.п.н., профессор, вед. н.с. ИКП РАО, старший научный сотрудник Скляднева В.М.; «Особые дети в образовательной организации» Закрепина А.В., д.п.н., чл.-кор. РАО, гл. н.с. ИКП РАО; «Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» Стребелева Е.А., д.п.н., профессор, гл.н.с. ИКП РАО; «Вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ» Югова О. В., к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР МГПУ; «Подготовка студентов к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» Головчиц Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ; «Формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалистов системы ранней помощи» Микляева Н.В., к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ.

В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

  • стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов;
  • развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи;
  • подходы к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
  • подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Во второй половине дня прошел круглый стол «Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста». В качестве модератора выступила зав. кафедрой дошкольной дефектологии Л.А. Головчиц.

С докладами выступили: Одинокова Г.Ю. (Москва, ИКП РАО) «Налаживание общения в паре «мать-ребенок» раннего возраста с синдромом Дауна. От исследования к практике»; Пыткова М.Ю., Дроздова Л.М. (Москва, ГБОУ ШКОЛА «Марьино» ) «Системный подход в работе Службы ранней помощи для детей с нарушенным слухом»; Шитикова Е.А. (Самара, ГБУ ДПО Самарской обл., «Центр специального образования») «Организация взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста»; Прокопец Г.А. (Рязань, МБДОУ Детский сад № 65) «Лекотека в помощь родителям и детям»; Воротникова Н.Л., Чаркина Н.В. (г. Орел, МБУ ГОЦППМСП) «Проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с РАС в условиях городского ППМС-Центра»; Кошечкина Т.В. (Москва, ФГАОУ ДПО АПКиППРО) «Введение структурного подразделения «Служба ранней помощи в состав ДОО на основе расчета объема услуг»; Ракевич Е.П. (г. Североморск, МБДОУ д/с № 31) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования в ДОО».

Участники круглого стола отметили:

  • необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.;
  • целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов;
  • необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для детей раннего возраста.

Во второй день конференции прошел круглый стол «Индивидуализация психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста». В качестве модераторов выступили д.п.н., проф. Евтушенко И.В., д.п.н., проф. Головчиц Л.А., к.п.н., проф. Микляева Н.В. На нем выступили с докладами Лунина М.В. (Москва, МПГУ, магистратура) «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте»; Кудрина Т.П. (Москва, ИКП РАО) «Предупреждение нарушения психического развития слепого младенца: система педагогической работы с семьей»; Ефремова Т.И., Сапрунова Е.С. (Москва, ГБОУ СОШ № 1034) «Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к развитию ребенка»; Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. (Москва, дошкольное отделение ГБОУ Школа на проспекте Вернадского) «Особенности разработки индивидуальных программ для детей с комплексными нарушениями в развитии»; Третьякова Е.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ как условие реализации индивидуального подхода к ним на занятиях учителя-дефектолога»; Семенова Л.М. (Орел, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева) «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; Кравец С.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особенности адаптации детей с ОВЗ к детскому саду»; Ушакова Т.Б. (респ. Удмуртия, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54) «Доступная среда как одно из приоритетных направлений развития детского сада комбинированного вида»; Михайлова О.Ю. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Психолого-педагогическая поддержка игры детей с ОВЗ в системе ранней помощи»; Уварова Т.Б. (Московская обл., г. Апрелевка. МАДОУ–детский сад комбинированного вида № 43); «Развитие восприятия, внимания, речи детей с ОВЗ при использовании фонетических ритмо-рифмовок»; Попова Т.Н., Назарова С.А. (Самара, МБДОУ «Детский сад № 378) «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей как условие социализации дошкольников с ОВЗ» и др.

В середине дня были организованы два мастер-класса для участников круглых столов и конференции: мастер-класс к.п.н., проф. Н.В. Микляевой по проектированию индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста; мастер-класс магистра Института детства Т.А.Чудесниковой по организации экспериментариума детей с ОВЗ и родителей в условиях службы ранней помощи и лекотеки.

Также были заслушаны контекстные сообщения, продолжающие традиции служб ранней помощи в условиях ДОО, и подняты проблемные вопросы, касающиеся оптимизации их развития, обобщены экспертные мнения представителей разных регионов. По результатам работы круглых столов участники конференции рекомендуют:

  • организацию региональными управлениями образования курсов повышения квалификации для специалистов служб ранней помощи (не менее 144 часов) и систематическое проведение Всероссийских конференций по вопросам совершенствования системы ранней помощи в РФ и формирования сетевых методических служб;
  • организацию общественного запроса в Министерство образования и науки РФ по уточнению часов в нагрузке учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога, отводимых на разработку индивидуального образовательного маршрута и программы, с учетом особенностей детей младенческого и раннего возраста;
  • разработку ученым-исследователям и представителям научных школ вузов и публикацию программно-методических материалов по работе с детьми младенческого и раннего возраста разных категорий, взаимодействию с родителями;
  • распространение методистами и руководителями ДОО эффективных педагогических практик по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования посредством активной работы с педагогической периодикой.

Отдельную благодарность участники конференции выразили руководству Института детства в лице директора к.п.н., доц. Т.А.Соловьевой, декана дефектологического факультета к.п.н., доц. Е.В. Кулаковой, зав. кафедрой дошкольной дефектологии д.п.н., проф. Л.А.Головчиц, всему профессорско-преподавательскому составу (к.п.н., доц. Н.С. Лавской, ст. преп. А.А. Осетровой и др.), студентам-бакалаврам (А. Маравьевой, Д. Куликовой и др.), магистрам (Т. Чудесниковой и др.) и аспирантам (Т. Тимошенко, Д. Белеховой и др.) Института детства!

Текст: Н.В. Микляева

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

16 / 11 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

27 / 07 / 2019

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Вечерняя смена. Об украинской дипломатии».

27 / 07 / 2019

Июль – время проведения очного этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов «Приоритеты Роста» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Конкурс является площадкой для молодых людей с собственным видением будущего России, желающих...

27 / 07 / 2019

С 14 по 21 июля на Благовещенском поле в Сергиевом Посаде проходил IY Молодежный образовательный добровольческий форум «ДороЛето. Территория веры – 2019». Доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Сергей...

26 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе "Вести в 22.00". Сюжет "Об очередной "узнице" сталинского ГУЛАГа".

26 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Спас» в программе «До самой сути. Кому будет служить "слуга народа"?».

26 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио "Комсомольская правда" в программе "Темы дня. Польша в роли унтер-офицерской вдовы".

26 / 07 / 2019

В Московском педагогическом государственном университете продолжаются вступительные испытания. Сегодня экзамены по обществознанию сдавали абитуриенты Института физической культуры, спорта и здоровья...

26 / 07 / 2019

Мы продолжаем знакомить Вас с теми, кто выбрал профессию, которая позволяет не разлучаться с детством. Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Екатерина Вайсирова (Новосибирск)...

26 / 07 / 2019

25 июля МПГУ посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Аргентина в России Рикардо Эрнесто Лагорио. Высокого гостя принял ректор университета, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков...

25 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе «Окна. К власти пришли люди с украинским образованием».

25 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио "Комсомольская правда" в программе "Национальный вопрос. За что можно благодарить Польшу?".

25 / 07 / 2019

У доцента кафедры русского языка Института филологии МПГУ А. И. Грищенко в международном научном журнале «Scrinium», выпускаемом трансконтинентальным издательством «Brill» - одним из мировых лидеров гуманитарного книгоиздания и индексируемом в...

25 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов в интервью изданию «Слово и Дело» прокомментировал митинг оппозиции в Санкт-Петербурге.

25 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на радио «Спутник» о спецназе на протестах в Донецкой области.

24 / 07 / 2019

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на "Первом канале" в программе «Время покажет. Выбор Зеленского».

24 / 07 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Наталия Петровна Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе "Радиоуниверситет. Революционный ураган в Европе".

24 / 07 / 2019

Институт международного образования продолжает набор будущих студентов. Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии – Наталья Вячеславовна Шедловская поделилась деталями проведения вступительных испытаний...

24 / 07 / 2019

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков принял участие в заседании Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, которое состоялось в Минобрнауки России. Вел заседание Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков...

24 / 07 / 2019

Дорогие абитуриенты МПГУ! Информируем Вас о том, что в августе, во всех институтах и факультетах, пройдут организационные собрания поступивших. О месте проведения, точной дате и времени Вы можете узнать ниже,...

23 / 07 / 2019

Дорогой абитуриент, мы сами когда-то прошли этот путь поступающего и, конечно, понимаем, что именно сейчас тебя интересует множество вопросов про учёбу в институте. В нашей рубрике ты получишь полезную информацию из первых уст...

23 / 07 / 2019

Уже не первый год официальный сайт МПГУ является лидером среди ведущих педагогических вузов страны по посещаемости в период приемной кампании. Это лишний раз подтверждают свежие данные авторитетной системы интернет-мониторинга Alexa...

23 / 07 / 2019

Рабочий день приемной комиссии начинается в 10:00 и заканчивается только в 18:00 (с понедельника по четверг). В пятницу рабочее время сокращается на час. А в субботу поступающим стоит поторопиться и...

23 / 07 / 2019

В завершение работы Летней школы Института филологии МПГУ студенты Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University) в сопровождении профессора факультета русского языка и литературы ППУ У Пин и преподавателя кафедры русского...

23 / 07 / 2019

Cтуденты МПГУ посетили одну из главных достопримечательностей Полярного Урала -Ледник Романтиков. Этим походом завершилась двухнедельная практика по Тюменской области. Сотрудники Научного Центра изучения Арктики провели для парней и девушек занимательную...

23 / 07 / 2019

Продолжаем серию репортажей из Отборочной комиссии ИСГО. Сегодня мы встретились с Саградян Анной Араиковной, студенткой направления «Государственное и муниципальное управление». Мое знакомство с МПГУ ИСГО произошло еще в 6 классе,...

22 / 07 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Александр Владимирович Пыжиков на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Радиоуниверситет. Раскол от Разина до Пугачёва».

22 / 07 / 2019

Чуть больше месяца назад на заседании Комиссии по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры с положительным результатом было рассмотрено ходатайство Университета об установке мемориальной доски В.П.Максаковскому....

22 / 07 / 2019

Институт Детства рад приветствовать абитуриентов! Сотрудники приемной комиссии Института Детства Факультета дефектологии Валерия Кирьянова и Ревкова Ольга рассказали об актуальных образовательных программах и студенческой жизни...

22 / 07 / 2019

В 4-ом выпуске 2019 года научно-теоретического журнала Института философии РАН “Вопросы философии” вышла статья В.С. Меськова «Матетика и будущее педагогики», в которой подводятся итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием...

22 / 07 / 2019

Каждый день в наш университет приходят новые абитуриенты, которые стремятся осуществить свою мечту и стать высококлассным специалистом в любимой сфере. Дана Линькова сегодня поступает в магистратуру...

22 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на портале “Экономика сегодня” прокомментировал решение американского суда по иску информационного агентства ФАН к Facebook.

21 / 07 / 2019

19 июля в Корпусе гуманитарных факультетов состоялось торжественное закрытие «Летней школы «Дорога в мир». Выпускники – представители Польши, Армении, Бельгии, Китая – получили свидетельства и сертификаты...

21 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале "ТВ Центр" в программе «Постскриптум. Об Андрее Андреевиче Громыко».

20 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Агитпроп» в программе Константина Сёмина «По-живому. Десоветизация – бомба под Россию».

19 / 07 / 2019

Мы сформулировали самые волнующие абитуриентов вопросы и попросили ответить на них начальника Управления по организации приема поступающих в МПГУ Ольгу Юрьевну Князеву и проректора по развитию МПГУ Василия Вячеславовича Страхова...

19 / 07 / 2019

МПГУ рад встречать абитуриентов! Сотрудники Приемной комиссии готовы помочь каждому с выбором направлений и профилей, а также правильно оформить необходимые документы для поступления. На первом этаже Корпуса гуманитарных факультетов абитуриентов...

19 / 07 / 2019

Студент 1 курса магистратуры Института истории и политики МПГУ Александр Оджо выиграл грантовый конкурс Росмолодёжи на Территории Смыслов с проектом “Исторические квизы для школьников. Наследники Победы”и получил грантовую поддержку в...

19 / 07 / 2019

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Александр Томышев (Новосибирск)...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России и за рубежом Выполнила: Юсуфкулова Гузалия Гарафиевна © Фокина Лидия Петровна

2 слайд

Описание слайда:

Изменение отношения в обществе к детям с особыми потребностями, признание за ними права получения не только медицинской, но и психолого-педагогической поддержки стало основной причиной возникновения и развития моделей, действующих в рамках концепции нормализации. © Фокина Лидия Петровна

3 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США В 60-е гг. в США преобладает медицинская или реабилитационная модель инвалидности. Основная задача в рамках этой модели: адаптировать инвалида к существующей социальной среде, предоставив набор специализированных медицинских, социальных, образовательных услуг. Функционирование обозначенной модели связано с широким развитием системы социального обеспечения, включающей медицинские учреждения, специальные клиники, закрытые школы и интернаты. © Фокина Лидия Петровна

4 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США 70-80-е гг. принесли критическое отношение к медицинской модели инвалидности, что повлекло закрытие интернатов, расширение задач помощи инвалидам, включающей не только оказание необходимой помощи, но и организацию посильной работы и досуга с целью более полной интеграции инвалидов в социум. Постепенно на место медицинской модели приходит социальная модель инвалидности. © Фокина Лидия Петровна

5 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США Модель информирования и просвещения В центре внимания данной модели находится обучение, информационно-просветительская работа с родителями и ближайшим социумом, окружающим ребенка. Данная модель ранней помощи носит название модели «союза с семьей». Обучая и просвещая родителей, профессионалы обращаются к ресурсам семьи, включающим имеющиеся знания, структуру семьи и др. (руководство «Портейдж» и руководство «Каролина») © Фокина Лидия Петровна

6 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США Модель «взаимодействия с семьей ребенка» (Dunst, Johanson и др.,). Данная модель была ориентирована на ценности, связанные с нормализацией жизни ребенка, так же, как и предыдущая информационно-просветительская модель. В модели взаимодействия изменились цели и ожидаемые результаты ранней помощи: предполагалось, что главным условием нормализации жизни ребенка станет изменение социального взаимодействия матери и ребенка. © Фокина Лидия Петровна

7 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США «Модель системного развития» (М.Guralnik, 2005) В данной модели выделяют следующие принципы: принцип семейно-ориентированной помощи, предоставление семье всей необходимой информации для принятия важных решений, сотрудничество и партнерство семьи и специалистов, обеспечение семьи необходимыми ресурсами и формами помощи; принцип включения членов семьи в процесс оказания помощи, означающий, что семья становится активным участником разработки, обсуждения и реализации программы помощи, входит в состав команды специалистов и участвует в работе службы ранней помощи; принцип нормализации обеспечивает равный доступ: к удовлетворительной медицинской помощи и услугам, доступность подходящей образовательной программы, поддержку со стороны родных и друзей, доступ к детским садам и другим организациям, адекватные финансовые ресурсы, доступность специального оборудования, транспорта и т.д.; - принцип интеграции отражает усилия, направленные на максимальное увеличение участия ребенка и его семьи в обычных видах деятельности; принцип оказания ранней помощи в естественной для ребенка среде, количество и качество оказываемой помощи на дому и в естественной обстановке; принцип индивидуализации предполагает работу с конкретным индивидуальным случаем; принцип междисциплинарного подхода в работе специалистов; принцип понимания и принятия культурных различий и их влияния на развитие ребенка и функционирование семьи; принцип координации и интеграции компонентов системы, кооперация и социальное партнерство системы ранней помощи и ее институтов с другими ведомствами и учреждениями © Фокина Лидия Петровна

8 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в Швеции Муниципальная модель ранней помощи © Фокина Лидия Петровна

9 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи за рубежом Экологическая модель отражает и учитывает сложность процесса развития ребенка и его зависимость от прямого и косвенного влияния огромного количества элементов, из которых состоит окружающая его среда. Соответственно строятся программы поддержки семьи. В основе транзакционной модели– представление о способности социального отклика окружения и об интерактивной природе обмена ребенок – среда. С этой точки зрения, развитие ребенка есть продукт постоянной динамики взаимодействий между ним и тем опытом, который дают ему семья и социальный контекст. © Фокина Лидия Петровна

10 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи за рубежом Модель «Второй детский центр» Согласно этой модели ребенок, обучающийся в специализированном центре, посещает еще одно детское учреждение, в котором находятся обычные дети, причем это не обязательно детский сад. Таким местом может стать спортивная секция, танцевальный кружок, художественная или воскресная школа. Основному педагогу в таком случае часто помогает ассистент, имеющий специальное образование. Модель «Обратный поток» Эта модель предполагает различные варианты включения обычных детей в специализированные занятия. Как правило, четвертая часть детей в таких группах не имела нарушений в развитии. © Фокина Лидия Петровна

11 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи за рубежом Модель «Специальный класс» Организуется для детей дошкольного и раннего школьного возраста. В этом случае специализированным является только обучение, а остальное время – перемены, прогулки, досуг – дети проводят со своими «обычными» сверстниками. Модель «Комната для специальных занятий». В рамках такой модели всё обучение происходит в общем потоке, за исключением времени, когда дети с особыми потребностями дополнительно занимаются со специалистами в отдельном помещении. © Фокина Лидия Петровна

12 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи за рубежом Модель «Внештатный специальный педагог (тьютор)». Ребенок находится в обычной группе, которую курирует приходящий специальный педагог, и круг его обязанностей предусматривает поддержку не только особого ребенка, но и всех участников процесса включения – родителей, воспитателей, педагогов, администрацию. Модель интеграции и включения в Монтессори-класс детей с особыми потребностями позволяет использовать заложенные в самой методике возможности обучения разновозрастной и разноуровневой группы. © Фокина Лидия Петровна

13 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В настоящее время в России существует разветвленная система специального образования для детей с особенностями развития, в которой есть место и для раннего звена психолого-педагогической помощи детям с особыми потребностями. Но проблема заключается в том, что данное направление до последнего времени в основном реализовалось в домах ребенка, что не позволяло учитывать современные требования к нормализации жизни таких детей. Наряду с этим заметны и положительные сдвиги. Начиная с 90-х годов ХХ столетия возникли и стали развиваться службы ранней помощи в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Кемеровской, Новгородской Самарской, Ярославской областях и других регионах и городах России. Созданы организации, призванные обеспечить научно-методическую и координационную поддержку этого направления работы. Из наиболее крупных назовем Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии, созданный на базе Института коррекционной педагогики РАО, а также Институт раннего вмешательства (Санкт-Петербург). © Фокина Лидия Петровна

14 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России Во многих работах Е.А. Стребелева подчеркивает необходимость создания модели комплексной помощи детям группы риска и их родителям в условиях стационара и при поликлиниках. Для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных) центрах. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2003.-№3.-С.39-43. © Фокина Лидия Петровна

15 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России Еще одна отечественная практика оказания ранней помощи детям предлагается Ю.А. Разенковой. Ею рассматривается организация и проведение коррекционной работы с детьми в условиях дома ребенка, задачи которой - решение проблемы адаптации малыша к новым условиям воспитания; профилактика раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической деривацией; ранняя коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. Коррекционно-педагогическая работа с детьми группы риска в доме ребенка является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка.//Дефектология.- 1998.-№3. © Фокина Лидия Петровна

16 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В Санкт-Петербурге была начата реализация первой в России программы раннего вмешательства – социальной программы «Абилитация младенцев». Специально для реализации этой программы было создано негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». Поддержка администрации Санкт-Петербурга, тесное сотрудничество с зарубежными специалистами позволило сотрудникам Института в рекордно быстрый срок освоить новые для страны знания и подходы к помощи детям и создать междисциплинарную семейно-центрированную модель раннего вмешательства, которая была внедрена в практику здравоохранения, образования и социальной защиты во многих регионах РФ. © Фокина Лидия Петровна

17 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В Санкт-Петербурге разработана и апробируется региональная модель ранней помощи: междисциплинарная семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования (Р.Ж.Мухамедрахимов, 1999). На базе ДОУ №41, «Центра интегративного воспитания» г. Санкт-Петербурга, была создана служба ранней помощи детям. Данная служба ранней помощи в ДОУ предлагает три модели раннего вмешательства: организация программ игрового обучения, организация социально-педагогической программы раннего вмешательства, организация программ раннего психотерапевтического вмешательства. Основой для организации работы данных блоков были взяты образцы раннего вмешательства США и опыт шведских лекотек. Зигле Л.А. Опыт работы службы ранней помощи дошкольного образовательного учреждения.//Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии.-2002.--№2.- С.5-11 © Фокина Лидия Петровна

18 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России Представленная О.Г. Приходько система ранней дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом – это специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, которая создает благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образовательной и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим. © Фокина Лидия Петровна

19 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В диссертационном исследовании Е.Ф Архиповой представлена инновационная модель комплексного логопедического и меднко-психолого-педагогического сопровождения (ЛМППс) развития детей с перинатальной энцефалопатией. Построение модели комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями предполагает выделение хронологических звеньев, направленных на пролонгированное комплексное развитие ребенка с ПЭП с младенческого возраста в условиях детской поликлиники, а с переходом в дошкольный возраст в дошкольном образовательном учреждении. © Фокина Лидия Петровна

20 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В работе Н.В. Макаровой психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития определяется, как комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром. Психолого-педагогическая помощь представляет собой сложную многокомпонентную систему. Целью предложенной модели психолого-педагогической помощи является создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляции его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром. Макарова Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Ростов н/Д, 2007 264 с. © Фокина Лидия Петровна

21 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В настоящее время, в России предпринимаются усилия по созданию в России общей системы ранней помощи, вместе с тем значительная часть семей все еще не может получить высокопрофессиональную поддержку по месту жительства. Специалисты, к которым обращаются родители (педиатр, невропатолог, ортопед, окулист и т. д.), реально не помогают в организации коррекционного обучения ребенка. Такое положение не устраивает ни родителей, ни специалистов. В данное время, во втором десятилетии XXI века, ранняя помощь признается одним из приоритетных направлений коррекционной педагогики. Созданные в России службы ранней помощи представляют собой различные варианты модели нормализации и являются теми центрами, где осуществляется разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, центрированных на семье. © Фокина Лидия Петровна

22 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В то же время нужно отметить, что нормализация жизни семьи и интеграция ребенка с особыми потребностями в общество требуют значительных усилий специалистов служб ранней помощи, поскольку общество еще недостаточно готово принять «других» людей. Но иного способа его подготовки к этому шагу, кроме приобретения опыта жизни вместе с такими людьми, не существует. Опыт невозможно получить в результате умозаключений или призывов быть добрее, он является результатом проживания и переживания ряда событий. Этот этап перехода особенно непрост для семей, воспитывающих детей с особенностями развития, поскольку именно на них «отрабатывается» пересмотр взглядов и отношений к различным социальным группам, нуждающимся в целевой поддержке. Практически это означает переход к обществу с более высоким уровнем нравственности, и, как любой переломный момент, он сложен для всех его участников. Толерантность, признание нормой совместное существование разных людей зависит не только от декларирования равных прав, но и от создания условий для их реализации. © Фокина Лидия Петровна

23 слайд

Описание слайда:

Список литературы Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение. – 2008. – № 2. – С. 9- 9. Зигле Л.А. Опыт работы службы ранней помощи дошкольного образовательного учреждения.//Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии.-2002.--№2.- С.5-11 Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. Под ред. Е.А. Стребелевой. -М.: изд-во «Экзамен», 2004. Лазуренко С.Б. Начальный этап коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии//Рос педиатр. журн. – 2008.- №4.- С.54-55. Макарова Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. - Ростов н/Д, 2007. - 264 с. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Н.М.Назарова, Е.Н.Моргачева, Т.В.Фуряева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 63- 70. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом. Дисс. … доктора пед наук. 13.00.03 - коррекционная педагогика. - М., 2009 © Фокина Лидия Петровна

24 слайд

Описание слайда:

Список литературы 9. Разенкова Ю.А. Предложения по эффективному использованию организационных механизмов для совершенствования и развития системы ранней помощи в различных регионах страны//Дефектология. -2009. - №4.- С. 61-64. 10. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка.//Дефектология.- 1998.-№3. 11. Стребелева Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2002.- -№3.-С.15-18. 12. Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 1,- С. 70-73. 13. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2003.-№3.-С.39-43. © Фокина Лидия Петровна

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом . Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира , дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида , которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России , так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям .

Ранняя комплексная помощь -- это новая , быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей , чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи , позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной» ) работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения :

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики , идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи .

2. Определение уровня развития ребенка" и проектирование индивидуальных программ раннего образования .

3. Обучение и консультирование семьи .

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи , так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития) .

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи .

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития .

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства , но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт, а именно :

Переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

Создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

Налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства ;

Создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства , а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

Обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства , как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

Широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства ;

Внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

Создание сети служб Раннего вмешательства , отвечающих принципам доступности (финансовой и географической , междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

Создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства ;

Развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

Литература

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.) . - Уфа : Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2 . К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье , воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям , воспитывающим проблемных детей раннего возраста , Дефектология №3, 1998, с 49 - 57.

6. Назарова Н. М. - Том 3. Педагогические системы специального образования - файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи : проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Интернет ресурсы :

1.http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp :

2. http://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства

3. http://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html

4. http://www.studfiles.ru/preview/1722967/

5. http://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html

6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf

Проблема выявления отклонений в развитии ребенка заключается не только в установлении нарушений структуры и функции организма, фиксации задержки появления ожидаемого по возрасту ребенка поведения, но и выяснении природы препятствий на уровне организма и в окружающей среде, затрудняющих развитие ребенка. В одних случаях, у детей с отставанием развития имеется непреодолимый барьер (например – при синдроме Ретта или спинальной амиотрофии Верднига-Гофмана), в других случаях, при помощи медицинских воздействий биологические ограничения могут быть ослаблены или даже полностью компенсированы (например, при оперативном лечении врожденных аномалий сердца, неба, при заместительной терапии врожденного гипотиреоза или сахарного диабета, при кохлеарной имплантации у многих детей с глухотой). По сравнению с нарушениями структур и функций организма ребенка, влияние неблагоприятных социальных факторов, таких как сиротство и жестокое обращение, менее драматично в отношении ограничений жизнедеятельности. Тем ни менее, исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от сверстников, воспитывающихся в семье, как в физическом, так и психоречевом развитии. Еще в большей степени страдает эмоционально-личностное развитие таких детей, что является серьезной угрозой для их дальнейшей индивидуализации и социальной адаптации.

Таким образом, выявление отклонений в развитии детей является мультидисциплинарной задачей, для решения которой необходимо соединение усилий медицинских работников, родителей, специалистов психологического и педагогического профиля, работников социальной сферы. Ниже представлены основные модели раннего выявления отклонений в развитии и их причин.

В предлагаемой Модели диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является системой, включающей следующие этапы:

· Медицинский скрининг осуществляется специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах

· Комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в службу ранней помощи;

· Углубленное психолого- педагогическое изучение ребенка в службе ранней помощи с целью разработки индивидуальной программы коррекции;

· Этапные диагностические обследования для оценки эффективности развивающей работы и коррекции индивидуальной программы, реализуемой в службе ранней помощи

· Итоговое обследование ребенка при выпуске из службы ранней помощи для определения оптимального педагогического маршрута, который определяется ПМПК


В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в массовую дошкольную образовательную организацию, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами ранней помощи. Длительность сопровождения определяется индивидуально, минимальный период – 6 месяцев.

В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, Лекотека, Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и др.) достаточно предоставление рекомендаций ПМПК, регламентирующих содержание и организационные условия коррекционно-развивающей работы.

Представим многоэтапную Модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.