Формирование регулятивных ууд. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. сравнить промежуточный результат с эталоном

Формированию регулятивных универсальных учебных действий Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению. В.Г. Белинский План: 1. Регулятивные умения. 2. Методика формирования умения. 3. Формированию регулятивных универсальных учебных действий на примере УМК «Планета знаний». 4. Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на разных этапах обучения по УМК «Планета Знаний» 1. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». ? Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; ? Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ? Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 2. Методика формирования умения Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Методика формирования любого умения предполагает определенную этапность. Так можно выделить 3 этапа. 1. Мотивационный этап. Создание положительной мотивации к овладению указанным умением. 2. Ознакомление с отдельными компонентами регулятивных универсальных учебных действий. 3. Сознательное овладение целостной структурой УУД, реализация самостоятельного учебного поведения, применение УУД в условиях учебной и внеучебной деятельности. ? ЭТАП Необходимость первого этапа вызвана тем, что практически ни один первоклассник не испытывает желания научиться работать самостоятельно, то есть дети даже не знают, что этому можно научиться. Следовательно, задачей этого этапа является формирование интереса и желания научиться работать самостоятельно. А также обеспечить ясные представления у детей о важности и значимости данного умения. Все это раскрывается в специально организованных беседах, используются известные детям художественные произведения, рассказы из жизненного опыта самих учеников. Так после чтения рассказа Н. Носова «Мишкина каша» проводится беседа: - Можно ли сказать, что Мишка самостоятельный человек? - Почему вы так думаете? - По какой причине Мишка не смог справиться с работой? (Точно не знал, что и как нужно делать) Значит, чтобы самостоятельно выполнить какую-либо работу мало одного только желания, нужно ещё знать, как это делается, и уметь выполнять. Чтобы дети обратили внимание на уровень своей самостоятельности в жизни, им было предложено ответить на вопросы на тему «Что я умею делать сам». - Какую работу вы выполняете самостоятельно каждый день? - Всегда ли вам удается справиться самим, без помощи взрослых? - Почему? - Как вы думаете, можно ли научиться выполнять самостоятельно любую работу? - Где этому можно научиться? - Можно ли стать самостоятельным в учебной деятельности? Здесь учитель объяснял ребятам, что это только так кажется, что учитель всему учит школьника, в том числе учит его учиться. Это неверно. Учитель лишь помогает, научиться человек может только сам, благодаря собственным усилиям. Если ученик откажется от этого правила, он никогда не станет самостоятельным ни в учебной, ни в любой другой деятельности. А значит главная задача, которую решает школьник в начальных классах - научиться работать так, чтобы можно было делать это самостоятельно. Обращалось внимание детей на то, что при выполнении самостоятельной работы обязательно встретятся трудности, которых не нужно бояться. Чтобы показать радость от их преодоление для получения радости от учебного труда, детям предлагаются заведомо сложные задания, при том при возникновении первых затруднений разрешалось прекратить работу. Тем, кто справился, задавался вопрос: - Что вы почувствовали, когда смогли выполнить это задание? При этом внимание акцентируется на том, что успеха в выполнении работы достиг тот, кто сумел заставить себя выполнить задание, несмотря на трудности. Еще одна задача, которая решалась в ходе 1 этапа – это создание кризисной ситуации, когда дети уже хотят, но не могут справиться с заданием из-за недостаточного количества знаний и умений. Ученикам предлагается задание такого типа, с которым они еще не встречались в ходе обучения. - Почему вы не смогли самостоятельно выполнить это задание? (Не знали, как его выполнять). Значит одного желания справиться с работой самостоятельно недостаточно, необходимы специальные знания умения. Это позволило выдвинуть новую задачу – овладеть этими знаниями и умениями, которая будет решаться в рамках второго этапа. Таким образом, на 1 этапе у учащихся формируется желание действовать без посторонней помощи. В результате появляется внутренний мотив, позволяющий им выполнять учебную работу самостоятельно, появляется заинтересованность в дальнейшем обучении. ?? ЭТАП Этот этап был направлен на ознакомление с каждым компонентом структуры регулятивных универсальных учебных действий: осознание цели работы, умение спланировать, выполнить и проверить свою работу, дать ей оценку. Эта работа начинается с ознакомления учащихся с понятием «учебная задача». Работа начинается в первую очередь на уроках математики, т.к. именно с этим учебным предметом связывают учащиеся решение задач. Дети под руководством учителя выясняют, что задача – это такое задание, в котором по данному условию нужно ответить на вопрос. А, следовательно, любое математическое задание можно назвать задачей. Так же школьникам даётся понятие об учебной задаче, наглядно показывается ее отличие от конкретно-практической. Выясняется, что в учебнике нет учебных задач, следовательно, выделять ее придется самим ученикам. При формировании умения выделять учебную задачу учитель сначала сам формулировал ее на уроке. Так перед выполнением упражнения по русскому языку учитель показывал образец постановки учебной задачи, которая формулировалась таким образом: «Выполняя данное задание, мы будем учиться писать слова с безударными гласными». Затем, в процессе работы учитель с помощью специальных заданий, проблемных ситуаций и вопросов подводил учащихся к самостоятельному формулированию учебной задачи. Так, например, на уроке по теме «Сложение однозначных чисел», в начале урока учитель предложил детям самостоятельно выполнить вычисления: 6+4 4+3 10+3 6+7 9+1 1+4 10+4 9+5 8+2 2+2 10+2 8+4 Большая часть детей быстро справилась с решением примеров первых трех столбиков, а решение четвертого вызвало недоумение. («Мы такие примеры не решали»). Так возникла учебная задача: найти способ решения таких примеров. В чем же отличие таких выражений от предыдущих легко выясняется, т.к. первые 3 столбика составлены с ориентировкой на 4 столбик, то есть дети видят, что будут учиться складывать однозначные числа, а в результате получается двузначное число больше 10. Так учащиеся подводятся и к формулировке учебной задачи. Таким образом, постепенно усложнялись задания и за счет сокращения доли участия, и за счет предметного содержания, а так же осуществлялся переход от репродуктивных заданий к творческим. Если сначала при формировании данного умения использовались такие приемы, где учащимся предлагались готовые формулировки ответов, то постепенно происходил переход и к самостоятельному формулированию задачи. Например: - Сравните, кто из учеников правильно выделил учебную задачу на уроке: «На уроке чтения дети составляли план рассказа и пересказывали по плану. В конце урока учитель спросил учеников: «Чему вы учились на уроке?» Ваня ответил: «Читать рассказ». Ира сказала: «Отвечать на вопросы». Света ответила: «Составлять план и пересказывать». - Кто из учеников правильно определил учебную задачу на уроке? Далее на данном этапе осуществлялась коллективная постановка цели каждой работы. Причем, обращалось внимание на это как перед непосредственным выполнением задания, так и после него. Позднее дети проявляли большую долю самостоятельности, отвечая на вопрос: «Чему вы будете учиться, выполняя это задание?» Так же в конце урока учитель спрашивал: «Удалось ли решить учебную задачу?», «Чему мы учились на уроке?» На этом же этапе, наряду с умением выделять учебную задачу, учитель акцентировал внимание школьников и на усвоении способа действий, той системы операций, с помощью которой достигается определенная цель. Например, выполняя упражнение по русскому языку, определили цель предстоящей работы: «Выполняя данное упражнение, мы будем учиться писать текст по памяти». Для этого нужно выполнить следующие действия: 1) Прочитать текст. 2) Спросить у учителя смысл непонятных слов. 3) Выучить текст наизусть и т д. Таким образом, школьники обучаются не только определению цели деятельности, но и, что очень важно, средств её достижения. Естественно, что операции, из которых складывается способ действий, сначала выводит учитель, опираясь на те или иные правила, изучаемые на различном предметном содержании. То есть сначала работа ведётся по готовому плану: предложенный учителем алгоритм, памятка, правило в учебнике. Однако ориентация школьников на планирование способа действий сопровождается не только простым воспроизведением и заучиванием формулировок, но и пониманием смысла производимых действий, их последовательности. Поэтому после выполнения соответствующих заданий ученикам предлагаются следующие вопросы: - Чему ты учился, выполняя данное задание? Как ты действовал? - Зачем ты выполнял задание? - Где может пригодиться умение выполнять такие задания? - Какие этапы работы были самыми трудными? Далее для формирования умения планировать свою работу учащимся предлагается самим составить и осуществить систему действий при выполнении любого задания. Здесь практикуются следующие вопросы и задания: - Определи самостоятельно, зачем ты выполнял это задание? - Укажи цель своей работы после его выполнения. - Сформулируй, какие действия ты должен совершить, чтобы проконтролировать свою работу самому? - Почему нужно планировать свою работу, а не действовать вслепую? - Составьте алгоритм, схему, работая в паре или группе. - Какую отметку за выполнение данного задания ты бы поставил себе и почему? Здесь же показывается школьникам и необходимость действия контроля, причем не только итогового, после выполнения задания, но и текущего, то есть контроль не только результата решения, но и самого процесса. На данном этапе контроль осуществляется, в основном, с помощью учителя, но применяются и приемы самопроверки и взаимопроверки. Так же на этом этапе ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию: Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Начиная со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило) к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт: 5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки: 6 шаг. Каков был уровень задачи-задания - Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания? (Необходимый уровень) - В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания)? (Программный уровень) - Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали? (Максимальный уровень) 7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить. Таким образом, в рамках второго этапа на базе знакомства с о структурой регулятивных УУД уточняются, расширяются и конкретизируются представления учащихся о самостоятельности в учебной деятельности. III ЭТАП. Целью третьего этапа является сознательное овладение структурой регулятивных универсальных учебных действий. Для этого учащиеся вновь обращаются к решению конкретных задач, но уже на новом, теоретическом уровне обобщения. Так в процессе анализа решения задач вместе с учащимися составляется памятка: 1. Прочитай задачу. Попытайся выделить известное и неизвестное. 2. Подумай, чему ты будешь учиться, выполняя это задание. 3. Вспомни правила, которые помогут решить задачу. 4. Составь план решения. 5. Реши задачу. 6. Проверь решение. 7. Определи, чему ты учился, выполняя это задание. 8. Оцени свою работу. При этом работа направляется на осознание и запоминание данной последовательности действий, роль учителя при этом постепенно уменьшается. Таким образом, школьники осознают, что любую задачу на любом учебном предмете можно решить с помощью данной памятки. По мере усвоения каждым учеником данной структуры увеличивается и доля самостоятельности школьников при выполнении любого задания, когда дети сами определяют учебную задачу урока, предлагают и осуществляют систему по её решению при обязательном действии контроля и оценки. В итоге при выполнении учащимися учебных заданий, проводится специальная работа по овладению школьниками целостной структурой овладения регулятивными универсальными учебными действиями, за счет осознания последовательности структурных компонентов и увеличения доли самостоятельности учеников. Заключение. Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация новых ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у учащихся регулятивных универсальных учебных действий. Такая организация обучения характеризуется следующими особенностями: ? Учебный материал, с которым работает ученик, должен входить в содержание цели его действия. Благодаря этому ученик сознательно ориентируется в предмете своей деятельности, постоянно регулирует её походу решения задач. ? Далее ученику необходимо наметить ход выполнения действий, для чего значимым является умение планировать свою работу. ? Затем ученик выполняет самостоятельные действия, которые формируются путем превращения сознательных учебных действий в актуально сознаваемые действия. При этом необходим постоянный самоконтроль, как по ходу выполнения самих действий, так и по достижении определенного результата, оценка и самооценка своей работы. 3. УМК «Планета знаний» предоставляет большие возможности для формирования регулятивных учебных действий. Важную роль в их формировании играет общая структура всех учебников комплекта. 1). Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед школьниками. Работа с маршрутами позволяет сформулировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, проводить рефлексию и постановку задач. 2). Формированию регулятивных универсальных учебных действий служат и система заданий: (инвариантная и вариативная части Учебный материал урока делится на инвариантную и вариативную части. Разная окраска полей страниц учебника показывает соотношение этих частей для каждого урока. Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания и содержит в себе необходимый учебный материал. Выполнение всех заданий в инвариантной части свидетельствует о том, что учеником достигнута ближайшая цель – освоен обязательный минимум содержания. Вариативная часть включает дополнительный материал. Выполнение заданий в вариативной части показывает, что ученик достиг максимального уровня освоения материала Задания на «информационный поиск» требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной литературе и словарям. «Дифференцированные задания» предоставляют учащимся возможность выбрать в более узком пространстве (из 1-3) задания, адекватные уровню своей подготовленности Задания «интеллектуальный марафон» ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации «Творческие задания» направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей. 3). Для формирования умений самоконтроля и самооценки в УМК «Планета знаний» разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Данные листы позволяют учащимся самостоятельно определить уровень усвоения ими той или иной предметной темы и найти необходимые задания, позволяющие устранить выявленные пробелы в знаниях. 4). В учебниках предложено много направлений для проектной деятельности по темам, близким к учебным. В ходе проектной деятельности формируются умения ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения. Обучение этим навыкам опирается на разработанные в рабочих тетрадях листы «Работа над проектами», предназначенные для самостоятельного заполнения учащимися. Формированию регулятивных универсальных учебных действий служат и система заданий. Уже при обучении по «Букварю» даются задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (Найди и исправь ошибку). В учебниках математики с 1 класса даются задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата вычислений; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений, планированию решения задачи и прогнозировать результат, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности (наблюдение над свойствами чисел, операций арифметических действий, зависимостей между величинами). 4. Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе на разных этапах обучения по УМК «Планета Знаний» 1 класс 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 2 класс 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Корректировать выполнение задания. 8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. 3 класс 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. 4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. 8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. 10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий 4 класс 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. 2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. 4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. 5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. 6. Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. 7. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради. 8. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. 9. Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В соответствии с общим подходом, принятым в системе учебников «Перспектива», формирование умения планировать учебные действия, определять условия их реализации и наиболее эффективные способы достижения результата последовательно осуществляется на этапе 4 уроков по ТДМ (построение проекта выхода из затруднения), а формирование умение контролировать и оценивать свои учебные действия – на этапе 7 уроков по ТДМ (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).

Как и при формировании всех универсальных учебных действий в данной системе учебников, учащиеся вначале приобретают первичный опыт выполнения изучаемых УУД, затем знакомятся с нормами их выполнения, сформулированными в виде правил и алгоритмов, и после этого осознанно выполняют эти универсальные действия на уроках по различным учебным предметам.

Кроме того, в методическом аппарате учебников «Перспектива» выстроена система заданий для осуществления контрольно-оценочной деятельности как на базовом, так и на углубленном уровне.

Рассмотрение каждого логического блока содержания (раздела, темы и т.д.) завершается выполнением самостоятельных и контрольных работ, позволяющих учащимся сделать вывод о достижении поставленных перед собой целей и задач. Промежуточный самоконтроль и коррекция собственных действий осуществляется в ходе специально организованных уроков (уроков рефлексии).

В курсе «Математика “Учусь учиться”» по мере освоения метода рефлексивной самоорганизации учащиеся строят и применяют общие алгоритмы универсальных действия по выбору эффективного способа достижения цели, планированию своих действий, выполнению действий самоконтроля и самооценки.

При этом сами осваиваемые способы выполнения универсальных действий постепенно усложняются. Так, в 1 классе на первых этапах обучения действиям самоконтроля и коррекции собственных ошибок учащиеся применяют простейший трехшаговый алгоритм исправления ошибок:

1. Определяю, какое правило я знаю

2. Повторяю правило

3. Применяю правило


Во втором классе после изучения тем «Алгоритм», «Программа действий», «Виды алгоритмов» для исправления своих ошибок применяется вариант алгоритма, который более подробно описывает последовательность выполняемых действий:

В 4 классе данный вариант алгоритма еще раз уточняется, и учащиеся овладевают общим способом самоконтроля и коррекции своих действий, который они используют в дальнейшем в основной и старшей школе.

В методическом аппарате учебников математики курса «Учусь учиться» для 1–4 классов имеется система самостоятельных и контрольных работ, которые позволяют учащимся после изучения каждой темы и каждого раздела курса сделать вывод о достижении / недостижении поставленных целей и задач.

В курсе «Русский язык» для достижения данного результата введены специальные рубрики «Шаги к умению» и «Проверь себя». «Шаги к умению» представляют собой алгоритм учебных действий для достижения определенной учебной цели (1 класс, с. 101 и др., 2 класс, часть 2, с. 53 и др.; 3 класс, часть 2, с. 21, 119 и др.; 4 класс, часть 1, с. 98 и др.; часть 2, с. 11, 37, 53, 97 и др.). Раздел «Проверь себя» дается как итог изучения определенной темы и позволяет, во-первых, систематизировать материал и, во-вторых, определить уровень усвоения той или иной темы (2 класс, часть 2, с. 41, 68 и др.; 3 класс, часть 1, с. 28–30, 58, 121, 130, 150-151 и др.; 3 класс, часть 2, с. 46, 96, 125 и др.; 4 класс, часть 1, с. 34, 51, 80, 93, 111; 4класс, часть 2, с. 47-48, 68-69, 78, 109). В ряде заданий учащиеся ориентируются на необходимую последовательность действий (3 класс, часть 1, с. 33 и др.) или же должны восстановить верный порядок действий (3 класс, часть 2, упр. 207; упр. 210; 4 класс, часть 1, упр. 27 – о роли планирования).

В курсе «Литературное чтение» достижению указанного результата служит материал, включенный в методический аппарат учебников: задания «обсудим», «подумай», «выполни в соответствии с планом», «проверь себя». Каждый раздел учебников (1–4 классы) заканчивается разделом «Маленькие и большие секреты страны Литературии», назначение которого – оценка и проверка учащимися своих знаний по изученному разделу, определение уровня сформированности читательских и речевых умений в соответствии с темой (1 класс, часть 1, с. 27; с. 50, с. 90 и др.; 2 класс, часть 1 – с. 43, с. 86 и др.; 3 класс, часть 1, с. 46, с. 94 и др.; 4 класс, часть 1, с. 59 и др.). Система вопросов и заданий носит диагностический характер. Также задания этого раздела можно рассматривать как систему заданий для повторения, уточнения, отработки. Например, в систему вопросов и заданий включены упражнения для закрепления основных литературоведческих понятий, (4 класс, часть 1, с. 163 – что такое рассказ? Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.).

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1-4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В курсе «Испанский язык» содержание и структура учебников (2-4 классы) отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к испанскому языку, культуре Испании, стимулировать коммуникативно - речевую активность.

С этой целью определённый блок уроков учебника (примерно соответствующий учебной четверти) завершается разделом «Проверь себя» (2 класс), “Repaso y evaluación” (3 класс), “Evaluación” (4 класс), в котором учащиеся имеют возможность оценить и проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения слушать, читать, писать и способность к коммуникации.

В курсе «Немецкий язык» каждый модуль учебников (2-4 классы) заканчивается разделом Checkpoint, в котором учащиеся имеют возможность оценить и проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения читать, писать и способность к коммуникации. Учитель же сможет определить, что нужно повторить и ещё раз проработать. Данный раздел включает в себя упражнения для закрепления языкового материала модуля, а также для подготовки учащихся к контрольной работе, которая помещена в сборнике контрольных заданий.

Начиная с 3-го класса, в данном разделе вводится рубрика Now I can, в которой школьники имеют возможность поразмышлять о том, чему они научились в модуле, и с помощью учителя определить, что нуждается в дополнительной тренировке.

В курсе «Информатика» действие планирования в наиболее развернутом виде формируется в проектной деятельности.

Планированию учебных действий способствуют схемы, таблицы, памятки, алгоритмы, справочные материалы учебников. Достижение указанного результата происходит в процессе формирования регулятивных и познавательных УУД.

4. Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха.

Достижение данного метапредметного результата в системе учебников «Перспектива» основывается на том, что применяя технологию деятельностного метода обучения у ребенка формируется способность к осознанию причины успеха /неуспеха учебной деятельности и установки на то, что в ситуации неуспеха для достижения цели всегда следует искать способ действий, устраняющий причину затруднения (этапы 3−4 урока по ТДМ). В соответствии с общими методологическими законами, это и есть наиболее конструктивное поведение в ситуации неуспеха.

Соответственно, методический аппарат учебников представлен заданиями, которые позволяют эффективно организовать формирование у учащихся указанных способностей.

Выработка отношения к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекционных действий, наряду с освоением учащимися эффективных инструментов коррекции собственных ошибок (метод рефлексивной самоорганизации, алгоритм исправления ошибок) формирует у учащихся способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

В курсе «Математика “Учусь учиться”» самопроверка всех самостоятельных и контрольных работ, выявление ошибок, определение их причин и исправление осуществляется учащимися с помощью алгоритма исправления ошибок, который, как было показано выше, в упрощенном варианте вводится уже в 1 классе, а затем от года к году постепенно уточняется и к 4 классу приобретает завершенный вид. При этом важное значение имеет система эталонов, то есть согласованных в классе норм математической деятельности, которые учащиеся сами строят в ходе уроков. Их систематическое использование для обоснования своих суждений и самопроверки структурирует знания учащихся и помогает им правильно определять, что именно они усвоили или не усвоили, то есть причины своего успеха / неуспеха.

Формированию умения понимать причины успеха / неуспеха своей учебной деятельности способствует также имеющаяся в курсе компьютерная программа-эксперт «Электронное приложение к учебникам», дающее объективную и полную информацию о результатах написания каждым учащимся всего цикла контрольных работ. Данная программа осуществляет диагностику уровня усвоения каждым учеником и классом в целом всех проверяемых знаний, умений и навыков по математике, сравнительный анализ результатов ученика, класса и возрастной группы, выявление общих пробелов и достижений класса и каждого ребенка в отдельности, а также динамику их развития в течение всего учебного года.

После выполнения любой контрольной работы учитель, родители или сами учащиеся могут внести ее результаты в компьютер, и программа в течение нескольких секунд предоставит около 20 отчетов по каждому ученику, и столько же − по классу в целом. Ниже приведены примеры таких отчетов.


Данные отчеты помогают выявить зоны успеха / неуспеха в освоении программы у каждого ученика и всего класса как коллектива, а именно, какое именно знание, умение, навык требует дополнительной коррекционной работы. Кроме этого, компьютерные отчеты дают объективную оценку уровня усвоения изучаемого содержания, что устраняет негативные факторы во взаимоотношениях учителей, учеников и их родителей, сохраняет нравственное здоровье детей.

Понимание причины неудачи, осознание объективности оценки и освоение способов их коррекции обеспечивает надежность достижения учащимися указанных метапредметных результатов.

В курсе «Русский язык» названное умение формируется с учётом возрастных особенностей начинающих школьников через взгляд на себя «со стороны» посредством анализа и оценки заданных учебных ситуаций («Азбука», часть 1, с. 19 – «Кто на уроках в лесной школе клюёт носом? Кто прячется в кусты?»), вводом рекомендательных, советующих формулировок заданий: «Попробуйте …», «Постарайтесь …».

Осуществлению данной задачи способствует смена ролевых функций «ученик» – «учитель», когда учащийся контролирует выполнение учебной задачи при помощи сквозных персонажей учебника (помощь «сквозным персонажам» учебника Ане или Ване) (4 класс, часть 1, упр.1, упр.2, с. 43 и др.), исправляет и объясняет их ошибки (1 класс, упр. 124 и др.; 2 класс, часть 1, упр. 172 упр. 124 и др., часть 2, упр. 21, 81 упр. 124 и др.; 3 класс, часть 1, упр. 147, 172 упр. 124 и др., 4 класс, часть 2, упр. 74, 81, упр. 113 и др.).

Кроме того, в учебнике предусмотрены задания, направленные на формирование у учащихся умения делать самостоятельный вывод, самооценку и самоанализ: 4 класс, часть 1, упр. 66 (определить, на какие орфограммы подобраны слова, и вспомнить алгоритмы проверки); 4 класс, часть 1, упр. 199 (определение частей речи); 2 класс, часть 2, упр. 13 (различие имен собственных и нарицательных).

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций формирует у них способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Данный метапредметный результат достигается в системе учебников «Перспектива» посредством системной и целенаправленной работы. Во-первых, учащиеся поэтапно осваивают весь комплекс универсальных учебных действий, входящих в структуру метода рефлексивной самоорганизации, во-вторых, осваивают саму структуру метода и, наконец, осознанного применяют его при решении познавательных и личностных проблем.

Освоение каждого универсального учебного действия и структуры рефлексии в целом осуществляется в системе учебной и воспитательной работы в соответствии с описанным выше походом:

1) приобретение первичного опыта выполнения УУД;

2) мотивация к его освоению и знакомство с нормой УУД (или общей структурой рефлексивной самоорганизации);

3) осознанное применение в учебной деятельности каждого УУД, а затем и рефлексии в целом.

Методический аппарат учебников комплекса поддерживает эту работу системой заданий, которые требуют от учащихся выполнения универсальных действий, входящих в структуру рефлексивной самоорганизации, например:

    осознание необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения;

    формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т. д.);

    развитие способности к самооценке и самоконтролю (умение младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, при работе с учебником, справочным материалом и т. д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания и т.д. 3

6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Деятельность по осуществлению моделирования и освоения метода моделирования на уровне, соответствующем возрастным особенностям развития младших школьников, широко представлена в системе учебников «Перспектива».

В курсе «Математика “Учусь учиться”» знаково-символические средства математического языка – цифры и буквы, знаки сравнения и арифметических действий, математические выражения, геометрические фигуры, числовой луч, диаграммы и графики и др. – систематически используются на уроках для представления информации, моделирования изучаемых объектов и процессов окружающего мира, решения учебных и практических задач.

В курсе широко представлены предметные и графические модели математических объектов, операций, преобразований и их свойств. Так, при изучении чисел и действий с ними в пределах тысячи в качестве моделей единиц используются точки, моделями десятков являются маленькие треугольники, а моделями сотен – большие треугольники. Учащиеся сами строят модели однозначных, двузначных и трехзначных чисел, выполняют их преобразования, помогающие глубже осознать принцип десятичной позиционной нумерации чисел, его аналогию с десятичной системой мер, самостоятельно построить общие способы выполнения действий сложения и вычитания натуральных чисел и аналогичные им способы сложения и вычитания именованных чисел.

Начиная с самых первых уроков знакомства с текстовыми задачами, учащиеся систематически работают с их материализованными моделями (схематическими рисунками, схемами, таблицами), наглядно представляющими существенные характеристики исследуемых объектов – количественные и пространственные отношения между ними, взаимосвязи между объектом и его частями и др. Дети учатся читать и строить эти модели, используют их для анализа и поиска решения текстовых задач, интерпретации полученных результатов, выявления общих способов действия во внешне различных ситуациях. Благодаря этому, они не только глубже усваивают учебное содержание по математике, но и овладевают умением использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

При этом на доступном для учащихся начальной школы уровне при изучении данного курса перед ними раскрываются все три основных этапа математического моделирования:

1) этап математизации действительности , то есть построения математической модели некоторого фрагмента действительности;

2) этап изучения математической модели , то есть построения математической теории, описывающей свойства построенной модели;

3) этап приложения полученных результатов к реальному миру.

Так, при решении текстовой задачи ученик читает и анализирует ее, переводит текст на знаково-символический язык – строит, схемы и схематические рисунки, отражающие числовые и пространственные отношения между объектами, процессами, целым объектом и его частями, затем работает с моделью, получает результат и соотносит его с данными в исходном тексте задачи.

Этот же путь он проходит и при построении математических понятий и способов действий. Например, при изучении действий с натуральными числами на этапе построения математической модели реальных действий с объектами окружающего мира предметные и графические модели помогают раскрыть перед учащимися недостаточность их знаний и необходимость построения нового вычислительного приема, то есть демонстрируют происхождение нового способа действий. С другой стороны, модели позволяют организовать процесс его практического построения самими детьми, то есть пройти первый этап математического моделирования. На втором этапе – этапе изучения построенной математической модели, учащиеся выявляют свойства изучаемых арифметических действий и с их помощью строят приемы рациональных вычислений, а на этапе приложения полученных результатов к реальному миру они применяют свои знания для решения текстовых задач. Таким образом, они не просто осваивают знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, но и приобретают опыт использования общенаучного метода математического моделирования для решения учебных и практических задач по математике.

В курсе «Русский язык» системы учебников «Перспектива» язык рассматривается как особая знаковая система, а слово как языковой знак, выполняющий заместительную, символическую функцию («Азбука», часть 1, с. 38, 39, 40 и др.; часть 2, с. 74, 75 и др.; «Русский язык», 1 класс, упр. 28, 32 и др.; 2 класс, часть 2, сообщение Самоварова на с. 8 и др.; 4 класс, часть 1, упр.135 и др.) и позволяющий осмыслить язык как средство познания (3 класс, часть 1, упр. 107 – модели слова «подснежник»).

Слово представлено как двусторонняя единица языка и речи (единство звучания и значения) на простейших структурно-семантических моделях слов. Изучение слова и предложения как двусторонних единиц языка проводится на структурно-образных моделях в коммуникативно-речевых ситуациях и текстах различной стилистической направленности («Азбука», часть 1, с. 40 и др.; часть 2, с. 12–13 и др.; «Русский язык», 1 класс, упр. 28, 32, 224, 225; 3 класс, часть 1, упр. 146, 150, 151, 152, 153). Это значительно повышает интерес к языку и речи, способствует осознанному изучению детьми грамматики и орфографии.

В учебниках широко используются знаково-символические средства представления информации и схемы.

Например, в «Азбуке» вводятся графические модели слова, создающие представление о слове как о двусторонней единице языка («Азбука», часть 1, с. 46 и др., «Русский язык», 1 класс, с. 15 и др., 2 класс, с. 47 и др., часть 2, с. 8 и др.), а также графические схемы предложения («Азбука», часть 1, с. 49, 57 и др.).

Используется схема речевого общения (3 класс, часть 1, с. 13). Для систематизации знания о звуковой системе языка используется рисунок-схема «Звукоград» (2 класс, часть 1, упр. 37), о буквах – рисунок-схема «Буквоград» (2 класс, часть 1, упр. 38). Схема-рисунок «Состав слова» (2 класс, часть 2, с. 45; 3 класс, часть 1, упр. 159, упр. 206) дает представление не только о частях слова, но и об их значимости в составе слова. Учащимся предлагаются также рисунок-схема частей речи (3 класс, часть 1, с. 123); графическая схема постановки знаков препинания при однородных членах предложения (4 класс, часть 1, с. 68).

В курсе «Окружающий мир» широко используются знаково-символические средства представления информации и схемы. Например, в учебнике 1 класса в темах «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество», «Про хлеб и кашу, про чай и кофе», «Охрана природы»; во 2 классе в темах «Мы – жители Вселенной», «Месяц и год», «Откроем экологический календарь» и др.; в 3 классе в темах «Как изучают окружающий мир», «О чем расскажет план», «Мир небесных тел» и др.; в 4 классе в темах «Сокровища России и их хранители», «По равнинам и горам», «В поисках подземных кладовых» и др. Систематически моделирование применяется, например, в учебнике 2 класса, в темах «Невидимые нити в осеннем лесу», «Невидимые нити в зимнем лесу», «Невидимые нити в весеннем лесу» и др.

В курсе «Технология» используется система значков навигации, которая помогает учащемуся работать с материалом учебника: «Вспоминаем правила и приемы работы», «Ищем информацию», «Проверяем себя», «Рабочая тетрадь», «Заглянем в «Словарик юного технолога» и др.

В учебниках 1–4 класса дети знакомятся с различными знаково-символическими системами, имеющими практическое применение не только на уроках технологии, но и в быту. Например, в учебнике 1 класса приводятся знаки дорожного движения (с. 121), в 3классе - вводится понятие «масштаб» (с. 15) и его обозначение на чертеже, условные обозначения линий чертежа (с. 17), а также условные обозначения техники оригами (с. 118).

В курсе «Изобразительное искусство» посредством наглядных учебных дидактических таблиц, помогающих учащимся решать конкретные задачи изображения: композиционные схемы пейзажей с изображением линии горизонта, схемы расположения предметов в натюрморте, конструктивные особенности крестьянского деревянного дома (пропорции, архитектурные объемы, декор) Русского Севера и одноглавого белокаменного храма (архитектурные объемы, симметрия, пропорции, декор), схемы женского народного костюма, фигуры человека в движении, пропорции лица человека, цветовой круг и др.

общеобразовательных учреждений ), обеспечивающих достижение требований ...
  • Основная образовательная программа начального общего образования начальная школа - детский сад № 1632

    Школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития... предметным) Приложение Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4 классов общеобразовательных учреждений ), обеспечивающих достижение требований к результатам...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (69)

    Основная образовательная программа

    ... ; УМК. Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4 классов общеобразовательных учреждений ), обеспечивающих достижение требований к результатам... в построении композиции. Пропорции и перспектива . Понятия: линия горизонта, ближе...

  • Содержание 1 региональная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений

    Программа

    ... классов общеобразовательных учреждений Региональная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (5-9 классы ) Пояснительная записка ... системы поведения человека, обеспечивающей ...

  • Яковлева Надежда Ивановна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
    Населённый пункт: г. Мензелинск РТ
    Наименование материала: статья
    Тема: "Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших школьников в условиях реализации ФГОС".
    Дата публикации: 02.10.2017
    Раздел: начальное образование

    Статья по теме:

    «Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших

    школьников в условиях реализации ФГОС».

    Яковлева Надежда Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»» г.

    Мензелинска РТ

    Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в

    обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать,

    современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний,

    увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

    Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В

    Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности учащихся

    останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет

    статус субъекта образования.

    Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и

    навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно

    ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать

    свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен

    стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели

    становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных

    действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными

    учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения

    новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта

    возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие

    мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных

    предметных областях познания.

    Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий

    обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению

    новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные

    учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех

    уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

    1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными

    жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,

    исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в

    нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной

    деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих

    действий, оценки успешности усвоения.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и

    структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,

    слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную

    деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь

    договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку

    друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных

    учебных действий (УУД) со следующими показателями:

    Состояние здоровья детей;

    Успеваемость по основным предметам;

    Уровень развития речи;

    Степень владения русским языком;

    Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

    Стремление принимать и решать учебную задачу;

    Навыки общения со сверстниками;

    Умение контролировать свои действия на уроке.

    Как может быть выражено универсальное учебное действие?

    На уроках математики универсальным учебным действием может служить

    познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия),

    определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью

    ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую

    логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики

    решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели,

    устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом

    учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

    Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием

    служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности

    сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и

    согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

    контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

    С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия

    контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются

    тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические,

    пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой

    учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие

    алгоритм действия.

    Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и

    результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи

    успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание

    учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить

    выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

    Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия

    с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному

    выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний

    алгоритм способов проверки.

    Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности

    универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и

    качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения

    знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в

    том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий

    обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей

    учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной

    деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся

    универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся

    научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на

    других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные

    учебные действия?

    1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают

    алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность

    любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения

    ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

    2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего

    нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

    3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют,

    как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные

    конфликты и находят совместно пути их решения.

    4. Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как

    можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на

    5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или

    недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

    6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

    7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -

    пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для

    поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной

    деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель

    обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

    8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным

    материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и

    внеурочной деятельности.

    9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит

    детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

    Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

    10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения

    возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

    11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора,

    отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

    12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить

    нужные знания и ценностный ряд.

    13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как

    распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно

    включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между

    учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся

    формируются общечеловеческие ценности.

    14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается

    возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных заданий.

    15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

    Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых

    проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-

    познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части

    учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне

    общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте

    случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые

    универсальные учебные действия уже в начально

    Посьякова А.

    студентка 4 курса

    ЛПИ ф СФУ

    «Формирование учебного действия планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации»

    В настоящее время в современном обществе происходит изменения образовательного пространства. Каждые 3-4 года увеличивается объем знаний, который нужно усвоить обучающимся. Выпускнику начальной школы важно освоить универсальные учебные действия, которые дают обучающемуся возможность самостоятельно успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций .

    Как отмечает А. Г. Асмолов: «универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» .

    Так же А.Г Асмолов говорил: «универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях, в строении самой учебной деятельности, включающей сознание ее целевой направленности, ценностно смысловых и операционных характеристик». Это проявляется в способности обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса .

    В результате чего, происходит полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, выделенных Д.Б. Элькониным которые включают:

    1) Учебные и познавательные мотивы;

    2) Учебную цель;

    3) Учебную задачу;

    4) Учебные действия и операции, которые включают в себя ориентировку, преобразование материалов, контроль и оценку .

    Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

    В ФГОС НОО универсальные учебные действия подразделяются на несколько видов, которые соответствуют ключевым целям образования. В результате чего выделяется 4 блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные .

    Рассмотрев все 4 блока, мы более подробно остановимся на регулятивных УУД. Потому что именно в сфере формирования регулятивных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий. Важная особенность заключается в том, что, при жизни человек должен уметь ставить себе цель, спланировать свою жизнь, спрогнозировать возможные ситуации, включая способность принимать и сохранять цель, задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, организацию учебной деятельности обучающегося обеспечивают регулятивные действия. Они включают в себя:

      Целеполагание, суть которого является постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

      Планирование включает в себя определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

      Составление плана и последовательности действий;

      Прогнозирование определяется как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, временных характеристик;

      Контроль как форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

      Коррекция, как способ внесения необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

      Оценка подразумевает выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

      Саморегуляция как способ мобилизации сил и энергии, волевого усилия, преодоления препятствий .

    Целеполагание трактуется В.В. Давыдовым, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся , и того, что еще не известно . Достижение обучающимися поставленной цели происходит в процессе выполнения им учебных действий.

    Учебные действия представляют собой конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Для того чтобы определить соответствие учебных действий условиям и требованиям учебных задач применяется действия контроля.

    Функция действия контроля в учебной деятельности представляют собой обеспечение эффективности учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. П.П. Блонский в ыделяет такие характеристики контроля как мера самостоятельности выполнения обучающимся , автоматизированность, направленность н а результат или способ действия . После завершения действия контроля обучающимися, начинается действия оценки.

    Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Итоговая оценка отмечает факт завершения действий или побуждает к их продолжению. Предвосхищающая оценка задачи позволяет ученику адекватно оценить свои возможности в отношении решения поставленной задачи .

    Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации .

    Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию отражаются в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития обучающихся .

    В исследованиях В.В. Давыдова показано, что действия планирования, контроля и оценки эффективнее формируются на основе теоретического мышления и рефлексии. Таким образом, формирование регулятивных УУД представляют собой использование способа систематизации содержания предметов в виде системы учебных задач .

    В.В. Давыдов установил связь уровня теоретического мышления и уровня развития действий планирования, контроля и оценки. Особенность формирования теоретического мышления заключается в вовлечение учащихся в процесс решения комплекса учебных задач. Постановка учебной задачи позволяет включить учащихся в учебную деятельность. Система учебных задач позволяет ученикам планировать свою работу .

    В работах А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, П. Я. Гальперина раскрывается проблема формирования умения планирования у младших школьников. А.Г. Асмолов утверждал, что планирование является УУД обучающегося, который обеспечивает его способностью к организации процесса овладения новыми знаниями .

    У младших школьников формирование умения планировать происходит поэтапно:

      Приобретение первичного опыта выполнения действий и мотивации;

      Формирования нового алгоритма действий;

      Установление первичных связей с уже имеющимися способами;

      Уточнение связей, самоконтроль, коррекция;

      Контроль.

    П.И. Фролова в своих работах рассматривает педагогические технологии, которые способствуют формированию умения планировать:

      Проблемное обучение;

      Кейс-технология;

      Игровые технологии;

      Технология организации учебного сотрудничества [ 8 ] .

    При систематическом использовании данных технологий на уроках, по мнению П.И. Фроловой, происходит активное осмысление структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения .

    Начиная с перового класса учителю и учащимся необходимо сосредоточится на формировании контроля и оценки учебных действий как основы для постановки будущих учебных задач. Для успешного формирования данных умений необходимо:

      Умение выделять критерии оценки;

      Фиксировать их определённым образом;

      Проводить пооперационный контроль;

      Самостоятельно корректировать выявленные недостатки;

      Высказывать свою точку зрения при оценке ответов одноклассников и т.д.

    Относительно понятия контроль в учебном действии выделяется точка зрения Д.Б. Эльконина. Он определяет и изучает контроль как самостоятельное действие. По его мнению, основную задачу в пределах начального этапа обучения представляет формирование контроля. Именно в этот период если школьники полноценно освоят действия контроля, то дальнейшие формирование учебной деятельности будет происходить без труда .

    В.В. Давыдов предположил, что выполнение действий контроля способствует обращению внимания учащегося на содержания собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Данное отношение школьников к собственным действиям служит условием для правильности их построения и изменения .

    В ходе изучения методической литературы мы выявили, что оценка уровня сформированности контроля учебных действий у учащихся соответствует основным положения концепции П.Я. Гальперина. Суть данной концепции заключается в том, что идеальная сокращенная автоматизированная форма контроля представляет собой процесс внимания .

    Действия контроля и оценки учебных действий, возможно сформировать только в условиях предоставления учащемуся контрольно-оценочной самостоятельности. Для того чтобы данная деятельность стала органической частью учебной деятельности, необходима особая система оценки результатов, которая отличается от традиционной. Такой системой является безотметочное обучение, которое входит в технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова . В результате успешного формирования учебного действия планировать, контролировать и оценивать в системе развивающего обучения, ученик получает следующие способности: умеет составлять план действий; может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся; способен к волевому усилию; у ученика сформирован внутренний план действий.

    Таким образом, мы можем сказать, что формирование учебных действий планировать, контролировать и оценивать учебные действия у младших школьников в РО предполагает специальное построение учебного предмета, моделирующие содержание и методы научной области, повышение теоретического уровня образования, систему знаний обобщений. Формирование регулятивных УУД необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

      Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография / В. А. Адольф, И. Ю. Cтепанова. – Красноярск, КГПУ, 2005. – 213 с.

      Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – Москва, 2000. – 201 с.

      Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – Москва: Владос, 2000. 214 с.

      Василенко, Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. – Москва: Грамотей, 2013. – 32 с.

      Выготский, Л. С. Лекции по психологии: учебник / Л. С. Выготский – Санкт-Петербург: Союз, 2014. – 144 с.

      Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 20-28.

      Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: Директмедиа Паблишинг, 2013. – 613 с.

      Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва: Народное образование, 2012. – 190 с.

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И. А. Сафронова. – Москва: Просвещение, 2014. – 35 с.

      Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009. – 384 с.

      Брославская, Т. Л. Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка / Т.Л. Брославская // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 605-608.

      / П. И. Фролова, А. В. Горина, М. Г. Дубынина. –Омск: СибАДИ, 2015. – 147 с.

    • Чердынцева Евгения Валерьевна , кандидат наук, доцент, доцент
    • Омский государственный педагогический университет
    • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
    • УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

    В статье раскрываются научные подходы к формированию умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. Дается характеристика основных методов, систематическое применение которых на уроках будет способствовать поэтапному формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе.

    • Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности
    • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения
    • Воспитание ценностного отношения к малой родине у младших школьников в детском объединении
    • Развитие логических учебных действий у младших школьников в процессе обучения
    • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

    Для успешной социализации в современном постиндустриальном, высоко динамичном обществе необходимо формирование у молодого поколения умения четко распределять многообразие видов деятельности для выполнения их в течение ограниченного времени, конструировать различные варианты выполнения деятельности и осуществлять выбор оптимального. При этом успешное выполнение личностью деятельности обеспечит высокий уровень развития у неё умения планирования.

    Целенаправленное формирование умения у младших школьников планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, развитие умения планирования у обучающихся является необходимым для достижения ими высоких образовательных результатов в учебной деятельности, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления.

    Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, В.Х. Магкаева. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Формирование умения планирования у младших школьников осуществляется поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль .

    В.В. Давыдов рассматривает планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Он отмечает, что успешность осуществления деятельности планирования младшим школьником зависит от количества предусмотренных им пошаговых действий и тщательного сопоставления их между собой Автор указывает, что формирование планирования у младших школьников связано с развитием теоретического мышления.

    П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что основу умения планирования составляет развитие у обучающегося внутреннего плана действий. Данные исследователи выделяют пять этапов развития внутреннего плана действий у младших школьников. На первом этапе планирование носит внешней характер: дети при помощи педагога озвучивают последовательность своих действий. На втором этапе при составлении плана младшие школьники опираются на поставленную цель и конечный результат, в процессе выполнения действий по реализации плана у них проявляются ошибки и несовпадение с необходимым результатом. На третьем этапе у младших школьников проявляется способность к мысленному формированию плана действий, к представлению промежуточных результатов. Обучающиеся выполняют действие во внутреннем плане, а затем реализовывают его в практической деятельности, регулируют свою деятельность в соответствии с планом. На четвертом этапе при построении плана решения младшие школьники преобразуют практическую задачу в теоретическую. Оценка результата осуществляется на основе рефлексии и логики достижения цели. На пятом этапе у обучающихся проявляется самостоятельность в процессе формирования внутреннего плана действий. Действия во внутреннем и внешнем плане согласованы, последовательны, логичны. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи.

    В.Х. Магкаев считает, что умение планирования у младших школьников проявляется в способности выстраивать последовательность мысленных действий и реализовать эти действия в практической деятельности. Основу планирования составляют предвидение и преднамеренность. В.X. Магкаевым выявлены четыре типа реализации планирующей функции мышления у младших школьников: манипулятивный тип (отсутствие планирования), пошаговый (определение способа действия на основе анализа выполнения предыдущего действия), ближайшее планирование (представление во внутреннем плане частичного решения задачи), рациональное планирование (выбор во внутреннем плане наиболее оптимального способа решения задачи из нескольких вариантов).

    В работах О.В. Якубенко отмечается, что на формирование умения планирования учебной деятельности у младших школьников оказывает влияние организация сотрудничества обучающихся на уроках. В связи с этим педагогу необходимо создавать оптимальные условия для развития гуманистических межличностных отношений детей, активно применять на уроке технологии группового и коллективного способов обучения. При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения.

    В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения.

    Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.

    Формированию умения планирования у обучающихся учебной деятельности способствует также применение педагогом метода анализа деформированного плана решения учебной задачи, в основе которого - обсуждение учителем с младшими школьниками имеющего плана с целью выявления типичных ошибок и нерациональных действий и последующей коррекции.

    В процессе формирования умения планирования у детей в начальной школе эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия.

    После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности.

    Таким образом, формирование умения планирования у младших школьников необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.

    Список литературы

    1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 257 с.
    2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с.
    3. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014. - № 5. - С.17-25.
    4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
    5. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
    6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
    7. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
    8. Якубенко О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 292-294.
    9. Якубенко О.В.. 2016. – Т. 2. – № 55. – С. 371-374.
    10. Якубенко О.В. Технологии развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности// сайт. 2016. – Т. 4. – № 56. – С. 365-368.