Духовные искания Пьера Безухова. Нравственные искания Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир В чем выражается духовное искание пьера безухова

Литература

10 класс

Урок № 46

Искания и обретения Пьера Безухова

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме :

  1. Образа Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир»;
  2. Понятие «диалектика души» как важнейшее средство раскрытия образа;

Глоссарий:

Внутренний монолог – прямое, полное и глубокое воспроизведение мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Эпизод – небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Список литературы:

Основная литература по теме

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. - 367 с.

Дополнительная литература по теме

  1. Ермилов В. В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1961. - 357 с.
  2. Кричевская Л. И. Сюжетность детали. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. - 186 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный путь духовных исканий. Как передовые люди своего времени, они тяготятся пустой светской жизнью, хотят быть полезными в своей деятельности.

Впервые на страницах романа Пьер появляется двадцатилетним молодым человеком, только что прибывшим из-за границы. Он неловок и рассеян, «не умеет войти в салон» и ещё менее умеет «из него выйти». Хозяйка салона, Анна Павловна Шерер, с беспокойством относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в … гостиной». Пьер говорит то, что думает, резко отстаивает свою точку зрения о гениальности Наполеона.

Незаконнорождённый сын графа Безухова в молодости совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы в компании Долохова и Анатоля Курагина, а позже, став наследником огромного состояния, позволяет Василию Курагину женить себя на Элен.

Измена жены становится причиной дуэли Безухова с Долоховым. Случай оставляет не умеющего стрелять Пьера невредимым, Долохов получает ранение. Пьера мучит осознание того, что одна ошибка (женитьба без любви) влечёт за собой другую. Мысль о том, что он едва не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» – спрашивает себя Пьер и не может найти ответа на эти вопросы, «как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь» (внутренний монолог как один из приёмов психологического анализа образа и проявление толстовской «диалектики души»). Спасение для себя герой находит в масонстве, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование и через него – исправление всего человеческого общества. Именно эту, нравственную сторону воспринял в масонстве Пьер. Это давало ему иллюзию выхода из тупика, открывало дорогу деятельности, по которой он тосковал.

Пьер решил отпустить на волю своих крестьян, а до тех пор облегчить их положение и заняться их просвещением. Но управляющий сумел обмануть наивного Пьера, убедив его в том, что все эти замыслы уже воплощены в жизнь, а крестьяне и так счастливы, без освобождения от крепостной зависимости. Вдохновлённый масонскими идеями, Пьер, навещая своего друга Болконского, утверждает: «И главное, я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье в жизни».

Вскоре герой разочаровывается в «братстве вольных каменщиков». Со смертью духовного наставника Баздеева Пьер погружается в новый кризис: он разуверяется в самой возможности общественно полезной деятельности и превращается в «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Этому способствует и помолвка Болконского и Наташи Ростовой. Не отдавая себе отчёта, Пьер тянулся к ней, любя её непосредственность, искренность, внутреннюю красоту.

После разрыва Ростовой и Болконского Пьер, утешая Наташу, неожиданно для себя самого произносит слова: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в
мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Комета 1812 года, которую видит Пьер мокрыми от слёз глазами, «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе».

Война 1812 года пробудила в Пьере патриотические чувства: он снарядил на свои деньги тысячу ополченцев, а сам решил остаться в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Перед Бородинским сражением и во время него Пьер вместе со своим народом. На батарее Раевского он понял «ту скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла всех русских людей. Он восхищён мужеством солдат, стыдится своей неловкости, своего страха. Одетый «не по-военному», в зелёный фрак и белую шляпу, он вызывает улыбки солдат, которые «сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью» и дали прозвище «наш барин».

«О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» – думает Пьер, вспоминая страшные впечатления, «в которых он жил в этот день». Ему хочется быть похожим на тех бесстрашных солдат, «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

Возвратившись в Москву, он не убивает Наполеона, как задумал, но спасает ребёнка на пожаре, защищает женщину от французских мародёров. Он совершает подвиг, даже не осознавая этого, а потом попадает в плен, чувствуя себя «ничтожной щепкой, попавшей в колёса неизвестной ему машины».

В плену Пьер пережил ещё одно потрясение – расстрел французами ни в чём не повинных людей. «С той минуты, как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг сломалась пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора».

Исцеляющее влияние на израненную душу Пьера оказал простой русский солдат – Платон Каратаев. В общении с ним Пьер «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаевское любовное отношение к миру, полное слияние с жизнью, ощущение себя «как частицы целого» помогает Пьеру прийти к более глубокому пониманию смысла жизни: «В плену … Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Потребность мысли, анализа вновь вернулись к Пьеру. Он занят политической борьбой, критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества. В финале романа герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

Резюме:

Пьер Безухов – один из главных героев «Войны и мира». Своей неудовлетворённостью окружающей действительностью, поисками смысла жизни он напоминает традиционного для русской литературы «лишнего человека». Но Толстой выходит за рамки традиции: его герои живут в великую эпоху, которая «преображает разочарованных героев» (Ермилов В. В.). Так же, как Болконский, Пьер проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Среди его заблуждений – обожествление Наполеона, масонство, несчастливый брак без любви. Но, в отличие от Болконского, этого героя автор приводит к единению с народом, осознанию себя частью мира. Счастье, которым «награждает» Толстой любимого героя в эпилоге, не успокоило в нём дух исканий.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

  1. Единичный / множественный выбор.

В каком сражении Пьер побывал лично и даже вызвался подносить снаряды артиллеристам.

  • Аустерлицкое
  • Бородинское
  • Шенграбенское

Правильный ответ:

  1. Восстановление последовательности элементов.

Расставьте цифры в порядке, соответствующем последовательности этапов жизни Пьера Безухова:

  1. Женитьба на Элен и дуэль с Долоховым.
  2. Смерть отца.
  3. Знакомство с Платоном Каратаевым.
  4. Участие в деятельности тайных обществ декабристов.
  5. Бородинское сражение, батарея Раевского.
  6. Увлечение масонством.
  7. Спор с Андреем на пароме в Богучарово.
  8. Пребывание в захваченной французами Москве, плен.
  9. Встреча с Андреем в ночь перед Бородинским сражением.
  10. Женитьба на Наташе.

Правильный вариант:

2, 1, 6, 7, 9, 5, 8, 3, 10, 4.

«Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии». Так меняется Пьер после плена. И писатель дарит своему герою высшую награду – взаимную любовь и семью. В эпилоге у Пьера и Наташи четверо детей, в семье царит любовь и взаимопонимание.

Одним из любимых героев Л.Н. Толстого является Пьер Безухов. Его жизнь представляет собой сложный путь, полный открытий и разочарований. Этот путь становится тем сложнее, когда мы узнаем, что Пьер - эмоциональная натура. Он умен, мечтателен, исключительно добр, отличается философским складом ума, но при этом он рассеян, слабоволен и безынициативен. Герой ищет успокоения своей мятущейся душе, желает вступить в согласие с самим собой, прийти к гармонии в жизни.

Наша первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны Павловны. Автор подробно описывает своего героя. Мы видим массивного, толстого молодого человека и обращаем внимание на его умный и одновременно робкий, естественный и наблюдательный взгляд, который отличает его от всех присутствующих в гостиной.

Во внешности Безухова есть один постоянный портретный признак: автор повторяет, что Пьер имеет массивную, толстую фигуру.

В зависимости от обстоятельств к ней дополняются детали: то фигура становится неуклюжей, то могучей, то рассеянной, то в ней выражается гнев, то доброта, а порой даже бешенство. Улыбка Пьера тоже не такая, как у других. Как только она появляется на лице, серьезное, вдумчивое лицо куда-то исчезает, а вместо него появляется детское и доброе. Духовное и чувственное начало, внутренняя, нравственная жизнь героя вступают в противоречие с образом жизни героя.

Пьер пытается найти себя, духовные искания приводят его на войну 1812 года. Невоенный человек, он участвует в Бородинском сражении, которое вызывает в нем огромный патриотический подъем. Мыслям и чувствам Безухова созвучен пейзаж Бородинского поля.

Природа перед началом боя величава. Ярко светит солнце, сквозь туман и дым выстрелов виднеются дальние леса и перелески, золотые поля. Эта картина вызывает у Пьера приподнятость, ощущение необыкновенности и величия происходящего. Толстой передает через своего героя понимание событий, которые стали решающими в народной и исторической жизни.

Безухов, потрясенный бесстрашным поведением солдат, сам ведет себя мужественно, он готов пожертвовать собой ради отечества. Но, глядя на героя со стороны, мы не можем не видеть наивности героя: он принял решение бить Наполеона.

Пьер совершает и поистине благородные поступки: он бросается на спасение девочки из горящего дома, пытается защитить мирных жителей, обираемых французами-мародерами. Отношение героя к простым людям и к природе свидетельствует о единении его с природой и народом. Автор выразил в образе Пьера свой нравственно-эстетический идеал.

Очень большую роль сыграла для Пьера встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, теперь по воле судьбы – солдатом. Платон Каратаев олицетворяет в романе народные массы. Для Безухова эта встреча стала приобщением к народу, познанием народной мудрости и еще более тесно сблизила его с простыми людьми.


В романе Толстого "Война и мир"мы видим историческое развитие России и части Европы. И на фоне этих глобальных совершений автор показывает нам становление отдельных личностей.Одним из них является главный герой произведения-Пьер Безухов. Именно на его примере Толстой показал, как закаляется душа человека,и происходит его перерождение.

Первый раз мы видим Пьера в салоне Шерль. Полный,нелепый,неловкий юноша,который только вернулся из Франции и совсем не знает здешних порядков.Гости мероприятия с усмешкой смотрят на него,и осуждают те взгляды и и идеи которые он выдвигает.Мы видим,что пока Пьер духовно слаб и не имеет внутреннего стержня,поэтому легко поддаётся влиянию других людей:князя Андрея, князя Курагина и его сына Анатоля.

После смерти отца Пьер получает его наследство,за которое он даже не боролся и сразу становится центром всеобщего внимания. Князь Курагин быстро сводит его со своей дочерью Элен. Не имея опыта и сил противостоять напору Курагиных,Пьер жениться на Элен,искренне веря в взаимную любовь.

После выяснения отношений с Элен и дуэли с Долоховым у Пьеря наступает духовный кризис:он уже не знает,во что ему верить,какого его предназначения.И он находит ответы в масонстве.Состоя в этом обществе,Пьер ведет активную деятельность,он проводит реформы в своих имениях,стараясь сделать жизнь своих подченённых лучше,но вскоре понимает, что все его старания напрасны, а русское масонство идёт совсем не по пути добра и бескорыстия.

Бородинское сражение становится кульминаций романа и важнейшим событием в жизни Пьера.Видя солдат, которые не боятся отдать жизнь за свою родину и не просто наблюдая битву,а будучи её участником, Пьер начинает по-настоящему ценить жизнь, и его желание нести добро в мир становится ещё сильнее.

Вскоре Пьер попадает в плен и там встречает Платона Каротаева,который своими философскими рассуждениями приводит Безухова к новыим истинам.

После общения с этим человеком, Пьер стал видеть счастье в мелочах, которые не зависят от славы и знатности, что главное в жизни жить в доброте и гормонии с собой.

Настоящее счастье Пьер находит в браке с Наташей Ростовой,любовь к которой он пронёс через все испытания,которые выпали на его долю.

Говоря о духовном росте Пьера нельзя не сказать о его дружбе с Князем Андреем. Благодаря этому человек у Пьера появились идеалы доблести и честности.

В конце произведения мы видим Пьера Безухова сильным человеком с определёнными ценностями, которые он готов отстаивать.Такого положения он достиг, пройдя длинный и трудный путь, который мы наблюдали на страницах романа.

Занятия № 16-17

Духовные искания Пьера Безухова

Цели:

    воспитательная:

    воспитание чувства уважения к людям с богатым внутренним миром и нетерпимого отношения к людям безнравственным, духовно нищим;

    воспитание патриотического отношения к истории своего народа;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по образу Пьера Безухова;

    осмысление сложности и противоречивости поведения и исканий героев романа ;

    раскрытие психологического процесса становления человеческой личности и её совершенствования;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

    Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!

Этим сравнением Толстой подчёркивает многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. Люди, как реки…

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни.

    Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?

Ни всё семейство Курагиных, ни мать и сын Друбецкие, ни Долохов, ни Жюли Карагина, ни Берг и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняются на протяжении романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди, безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно, их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателя.

    А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование - единственный путь к справедливости, правде”.

    Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках ”простоты, добра и правды”. На предыдущем уроке мы с сопереживанием следили за судьбой Андрея Болконского. Четыре взлета испытал в своей жизни А.Болконский в поисках правды и смысла жизни. Открылась вдруг Андрею истина: нужно "жертвовать собою ради любви", а не мечтать о ней; не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об Отечестве.

Его друг и близкий по душе человек Пьер Безухов всегда искал ответа на вопрос: в чем смысл жизни человека? Каково его предназначение на земле? Как же нужно жить, чтобы «быть вполне хорошим?» Пьер на наших глазах проделает огромную духовную работу, пройдет через соблазны, страдания, лишения, пока не найдет своей путеводной звезды.

Давайте и мы погрузимся в сложный мир душевных переживаний Пьера, совершим путешествие по жизненному пути героя.

    Анализ образа Пьера Безухова.

    Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Нарисуйте устный портрет нашего героя.

В начале романа перед нами предстает «толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке», «с умным, робким и наблюдательным взглядом». Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.

    Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?

Анна Павловна приветствовала его «поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне». Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера.

    На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?

Дружба героев строится на общности интересов. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной, неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

    Как относится Пьер к войне?

«Теперь война против Наполеона. Ежели б это война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо».

    Почему Пьер женился на Элен?

С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.

    Расскажите о дуэли Пьера с Долоховым.

Он впервые стрелял в человека. Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. После дуэли Пьер испытывает духовный кризис. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.

    Что привело Пьера в масонство?

Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.

    Почему Пьер разочаровался в масонстве?

Убеждается, что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.

    Слово преподавателя.

Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством. Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах.

    Слово преподавателя.

1812 год п робуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Он ощущает счастье от единства с людьми в общей беде, от ожидания времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

    Сообщение «Пьер на Бородинском поле».

    Просмотр эпизода из фильма «Война и мир» в постановке С. Бондарчука. Бородинское сражение.

Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.

    Почему Пьер остался в Москве?

«Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Это уже не прежний Пьер, способный на необдуманные поступки. А каким он стал? Главное, он ушел от своей прежней жизни, заполненной ненужными делами и людьми; ушел к внутренней свободе, к новой естественной жизни, которая, как ему казалось, могла начаться сейчас, когда все вокруг сломано и сдвинуто со своих мест.

Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами.

    Беседа по вопросам.

    Какой увидел Пьер Москву, когда его вели на допрос к Даву?

«...Вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри, с печами и трубами, и изредка обгорелые стены каменных домов... Русское гнездо было разорено и уничтожено; но за уничтожением этого русского порядка жизни Пьер бессознательно чувствовал другой, но твердый французский порядок».

    Как вел себя Пьер на допросе у Даву?

Даву подействовал на Пьера так, как всегда действовали на него более волевые, чем он, люди (масон Баздеев, князь Андрей). Пьер сказал все, чего говорить не хотел. Но благодаря этому он сразу перестал быть в глазах Даву преступником. Детская непосредственность Пьера подействовала даже на известного своей жестокостью маршала. «В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья». Люди - братья. Но они и винтики в механизме государственности. В этом механизме каждый человек, как колесико или винтик, исполняет свою, часто бессмысленную и жестокую функцию. Пьер понял, что люди - орудие какой-то системы.

    Чтение эпизода «Расстрел русских пленных».

    Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом?

«Они торопились, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело».

    Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя?

«Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке»; «...Пятый казался спокоен. Он запахивал кафтан и почесывал одною босою ногою другую»; они «смотрели вокруг себя, как смотрит побитый зверь на подходящего охотника». Братская связь между людьми разорвана. Одни люди превратились в «побитых зверей», а другие - в охотников.

    Как же чувствуют себя эти «охотники»?

Пьер «на всех лицах... французских солдат, офицеров, всех без исключения... читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце»; «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть...» И казнившие, и казнимые одинаково, причем «все без исключения», чувствовали, что совершается преступление. «С той минуты как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора». Вся сцена расстрела страшнее даже, чем сцены Бородинского сражения: «Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело».

    С кем в плену встречается Пьер?

С Платоном Каратаевым.

    Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?

Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы. Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья. Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.

«Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, Платоном Каратаевым.

Наташа о Пьере скажет: "Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий: точно из бани, ты понимаешь? - морально из бани".

    Что новое зародилось в душе Пьера после плена?

Вера в Бога. "Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни... он много попростел".

    Пьер и Наташа .

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.

    Просмотр эпизода «Встреча Наташи и Пьера после плена».

Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.

Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

    Какова же дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге?

Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста.

    Вывод.

Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- «Мысль семейная» в романе.

2. Сообщение. Ростовы - родители.

3. Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Именины Наташи».

4. Сообщение. Николай Андреевич Болконский.

5. Сообщение. Семья Курагиных.

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Статья для подготовки к сочинению на тему: "Духовные искания Пьера Безухова"

Пьер Безухов, как и Андрей Болконский, совершает духовный путь поиска и обретения истины, постепенно освобождаясь от веры в ложные идеалы и в великих людей, ставших его кумирами. В начале романа в салоне А. П. Шерер еще молодой и наивный Пьер Безухов, желая поразить присутствовавших на вечере гостей парадоксальностью своих суждений, выступает горячим защитником Наполеона. Его симпатии на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть». Даже казнь герцога Энгиенского без суда и следствия, по мнению Пьера, была государственной необходимостью, и совершивший ее Наполеон продемонстрировал величие своей души, не побоявшись принять на себя ответственность за этот поступок. В то время Пьер был готов простить своему кумиру все, подыскав оправдания его преступлениям, потому что он еще не понимал сущности Наполеона.Однако жизнь, проводя героя через новый опыт, разрушает его сложившиеся представления. Жизненные неурядицы, несчастья, страдания, через которые проходит Пьер Безухов, разбивают его прежние убеждения и заставляют искать новые, более совершенные, которые дают ему гармонию, смысл и радость жизни. В этом заключается духовное движение человека, его возможность приблизиться к истине через сомнения, разочарования и отчаяние. Дуэль с Долоховым, разрыв с женой были для Пьера крахом его надежд, его счастья. Он потерял интерес к жизни, и весь мир казался ему бессмысленным и безобразным. Найти счастье – значит снова обрести гармонию и связь с миром. И Пьер ищет спасение от горя, боли и страдания. Оказавшись на одной из станций по дороге из Москвы в Петербург, он напряженно размышляет о смысле жизни. Однако он уже не увлекается мыслью так, как это было на приеме у Анны Павловны Шерер, не хочет никого удивить или поразить своими взглядами, а думает так настойчиво и упорно, как борются за жизнь.

В этот момент Пьеру нужны были ответы на самые простые и насущные вопросы, решением которых люди занимались и будут заниматься вечно. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чегр жить, и что я такое? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя». Пока Пьер не найдет ответа на эти вопросы, ему будет казаться, что жить не для чего. Он доходит в своем мышлении до последней черты, до осознания того, смерть обессмысливает и обесценивает жизнь.

Однако с таким итогом он не может примириться. Для того чтобы жить дальше, ему нужно ощущать свою связь с бесконечностью или стремиться обрести ее. Цель жизни – радость, которую дает человеку внутреннее согласие и гармония с миром. В несчастье человек всегда в разладе с миром. «Все в нем, – пишет Толстой о Пьере, – и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным». Можно сказать, что герои «Войны и мира» ищут истину, которая даст им радость существования, возможную только в согласии с миром.

Истина для Пьера – это путь, ведущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. На станции он встречается со старым масоном Баздеевым, который, зная о его несчастьях, предлагает свою помощь. Однако, не веря в Бога, Пьер сомневается в том, что его собеседник может облегчить его состояние.

Убежденный в истинности и неопровержимости своих атеистических взглядов, Безухов сталкивается в разговоре со своим попутчиком с неожиданным и сильным аргументом. «Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны... Ежели бы Его не было, – сказал он тихо, – мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой». Неожиданно для себя Пьер услышал ответ, поражающий глубиной мысли: откуда и каким образом явилась в сознании человека идея Бога? И Пьер не нашел, что возразить.

Вера, которой учил Баздеев, не соответствовала представлению Пьера о религии и требовала от человека постоянной духовной работы, самосовершенствования и «внутреннего очищения». Оказывается, что для постижения духовной истины необходимы не только интеллектуальные, но и духовные усилия, по мере которых человек становится способным в своем понимании приближаться к истине Бога. Поэтому наставник Пьера предупреждает его, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Жизнь постоянно приносит человеку новый опыт, который и позволяет ему лучше понимать мир и себя.

Первым и еще самым легким испытанием новых убеждений Пьера стал его спор с князем Андреем, в котором он выступает как человек, знающий смысл жизни, а его друг как разуверившийся в нем. Пьер пытается убедить князя Андрея, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Он рассказывает о преобразованиях в своих деревнях, облегчивших жизнь крестьян. Князь Андрей соглашается лишь с тем, что дело Пьера – добро для него самого, но не для крестьян. Опять оказывается, что нет однозначного ответа на вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Потому что герои Толстого жаждут истины, которая была бы достоверной и неизменной. Решением может быть только одно – существование Бога, олицетворяющего высшую справедливость и истину. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

И все же этот разговор о вечности, о назначении человека, о Боге, который затеял вдохновленный своими новыми убеждениями Пьер, вернул скептически настроенного князя Андрея к жизни. То, что герои Толстого обретают, вовсе не оказывается для них совершенно новым, о чем они никогда не слыхали ранее. Пьер и Андрей ищут то, что жило глубоко в их душах, чем они были пронизаны изнутри. Они жаждут обрести вечность, неизменную истину среди меняющегося мира. Их не может устроить временное: ни жизнь, ни истина. Если бы они отказались от вечности и признали временное за истинное, тогда бы они изменили духу христианства.

И убеждает их не чье-нибудь учение, а сама жизнь и смерть. Человек не обязан постижением этой истины другому человеку и потому он независим и свободен. Высшую истину никто, кроме Бога, ему не может предписать. Ее главным проводником является то, что сопутствует каждому человеку на жизненном поприще: смерть, рождение, любовь, природа. Небо Аустерлица, звезды, распускающийся дуб, рождение ребенка, угроза смерти – вот, что оказывает сильнейшее влияние на героев, меняет их жизнь и открывает нечто новое, несомненное, твердое.

Человек у Толстого всегда может спастись, но также в любой момент может и потерять свою веру. Это дважды происходит с Пьером. В первый раз любовь, а во второй раз смерть не оставили камня на камне от его убеждений, подтвердив истинность слов Андрея Болконского: «жизнь и смерть, вот что убеждает»... и разубеждает.

Жизнь не подтвердила веру Пьера в то, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Когда он после сватовства князя Андрея к Наташе без всякой очевидной причины вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь, это означало, что вера Пьера рухнула, обнаружив свою неподлинность. Счастье Андрея и Наташи открыло Пьеру неполноту его жизни, лишенной любви и семейного счастья. И опять с новой силой Пьеру открывается зло и бессмысленность жизни. Но в этот раз он не находит решения проблемы, его ничто не спасает: ни религия, ни масонство, ни идея самосовершенствования. И Пьер сдается, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастьем, принимая «зло и ложь жизни» за истину. Но жить с таким взглядом человек не может, потому что жизнь – это любовь. Чтобы жить, Пьеру надо не видеть действительности, вызывающей в нем отвращение, для чего он прибегает к забвению во всех доступных ему формах, от вина до книг.

«Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал». В глазах Пьера любое занятие было средством забвения, нужным только для того, чтобы не видеть ужаса жизни. Все представлялись ему людьми, «спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картинами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто – государственными делами».

Состояние человека, уверенного в безнадежной сущности жизни. Толстой называл болезнью, которая проявляется не «резкими припадками» «отчаяния, хандры», а постоянно присутствует в жизни. Если прежде острые проявления «болезни» заставляли Пьера отчаянно искать и в конце концов находить спасение, то теперь болезнь «была вогнана внутрь». В дальнейшем Пьера спасают не мысли, а любовь к Наташе, преобразившая его. Именно благодаря ей он снова обрел смысл и радость существования.

Но на этом его испытания не кончились. Ему предстоит еще раз пережить сильнейшее разочарование в жизни, уже во время войны. Зрелище расстрела французскими солдатами мирных русских жителей разрушило его веру. Страшная картина насильственной смерти ни в чем не повинных людей обессмыслила мир в глазах Пьера. Он увидал страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать. И в душе его как будто вдруг была выдернута та пружина, на которой все держалось и представлялось живым. И все завалилось в кучу бессмысленного сора. Хотя «он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Мир всегда кажется человеку бессмысленным и хаотичным в момент отчаяния.

Однако такое представление носит временный характер и преодолевается героями Толстого. Мир опять обретает для них свою гармонию, величие и красоту, несмотря на разрушающие их человеческие пороки, несправедливость, зло, страдания, смерть. Преодолевает и Пьер свое отчаяние и вновь обретает веру в Бога и возможность жизни. Эта вера та же и в то же время другая. По содержанию она не изменилась, но стала глубже и прочнее, а мир, в представлении Пьера, стал величественнее и прекраснее.

Это произошло благодаря тому, что Пьер встретился в бараке для пленных с Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Платон становится для Пьера «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Благодаря общению с простым русским солдатом, речь которого состояла в основном из поговорок и пословиц, Пьер почувствовал, что «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе».

Простота, то, что окружает человека постоянно, к чему он привык и чему не придает значения, и составляет сущность жизни. Поэтому простое, чем часто пренебрегают люди, есть необходимый признак истины и красоты. Однако осознание этого не стало итогом всех исканий Пьера. Пьер признает, что счастье человека не может быть только в удовлетворении естественных потребностей, но он также испытывает чувства совсем иного порядка, приводящие его к самым возвышенным мыслям. Помимо земных, повседневных забот о пище, крове, человек обращается и к небу, которое всегда было символом вечности.

В «Войне и мире» небо можно назвать полноправным персонажем книги. В жизни лучших героев Толстого оно появляется в звездный час их судьбы, напоминая им об их причастности к высшему, божественному началу. Так было с князем Андреем, когда он раненый лежал на Аустерлицком поле, так было с Пьером в плену, когда он неожиданно для всех расхохотался от мысли, что французы держат в плену его бессмертную душу.

Изображая это небо. Толстой передает не просто мысль о бессмертии души, а живое, рождающееся чувство. Во время разговора на переправе Пьер убеждал своего друга в том, что «живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно...». И вот Пьер не просто узнал, не только поверил, а пережил чувство бессмертия своей души. Там были слова о бессмертии, а здесь присутствует оно само как несомненная реальность.

Пьер живо осознает, переживает свою сопричастность к бесконечности, его чувство преображает мир, и в природе он находит отклик и подтверждение своим чувствам. «Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер». Это та вершина, которой достиг в своем жизненном восхождении герой Толстого. Пережитое им в плену вело его к вершине бессмертия. И «впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях...» В плену он нашел гармонию с самим собой и с миром, увидел смысл своей жизни.