Планирование по теме новый год в подготовительной группе. Тематическая неделя «Новый год в разных странах». Зимние узоры Деда Мороза

Содержание
Введение................................................................................................3
Глава I
Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.


1.3.Особенности дидактической игры в познавательном развитии детей.
Выводы по первой главе.
Глава II
Экспериментальная работа по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Определение уровня познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.2. Внедрение педагогических условий развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Введение
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Проблема познавательной активности одна из наиболее трудных в педагогике так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательных процессов дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: "Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, способствующие
развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при систематическом использовании дидактических игр.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Внедрить педагогические условия развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались с использования комплекса методов:
-беседа;
-наблюдение;
-теоретический анализ литературы.

База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка. Детский сад № 378

Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общая теория познавательной деятельности разработана широко. Проблема развития познавательной деятельности достаточно разработана такими учеными как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукиной и др. Познавательная деятельность - это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Человек не приносит на свет готовых форм поведения, не обладает врожденным логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, математическими или музыкальными способностями. Его развитие идет не путем развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путем усвоения ("присвоения") опыта, накопленного предыдущими поколениями (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина). Причем главную роль в этом процессе играет педагог, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта предыдущих.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.
Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

1.2. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Полученная, таким образом, информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные процессы;

развивает способности;


закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста.
Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Игра делится на несколько стадий:
1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
В группах раннего возраста дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. В этих видах игр дети, усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людям разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
1. находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
2. сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как "Назови одним словом”, " Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх "Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре "Кто построил этот дом? ” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления.
В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
мотивационный (желание узнавать новое);
практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста; в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников; игра способствует вовлечению каждого в активную работу; игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было; в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение "я тоже могу”;игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
Таким образом, игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.

.............
Список литературы.
1. Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду.2009. – N6. – С. 30-32.
2.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М: Просвещение, 2010. – 232 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.
3.Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
4.Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 2009. – 244 с.
5.Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: ЭКСМО, 2011. – 212 с.
6.Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. – М.: Наука, 2009. – 188с.
7.Блонский, П.П. Дошкольный возраст. – М.: Наука, 2006. – 176 с.
8.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. – М: Академия, 2008. – 218 с.
9.Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие. – М.: Ювета, 2007. – 212 с.
10.Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 234 с.
11.Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – 344 с.
12.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – СПб: Детство-ПРЕСС, 2009. – 192 с.
13.Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами. // Ребенок в детском саду. 2011. – N1. – С. 77-79.
14.Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда. // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Сообщение на тему:

«Развитие познавательной активности младших дошкольников»

(Материал городского педагогического объединения)

Подготовила:

воспитатель Сидорова Светлана Валерьевна

Мичуринск - наукоград

2018г.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, ООД, игра, прогулка, сон, КГН.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
1.Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2.Не сдерживать инициативу детей;
3.Не делать за них то, что они могут сделать;
4.Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5.Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8.Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду), знакомим детей со строением собственного тела, предметами (игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями.

Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).

В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети увидят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению можно использовать стихотворения, загадки, потешки. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов мы задействовали каждого ребенка.

Таким образом, для активизации у детей познавательной активности мы выделяем несколько этапов:

Постановка проблемы (задачи).

Поиск путей решения проблемы.

Проведение опытов.

Фиксация наблюдений.

Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Для начала разберемся, что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе.

Несмотря на распространенное употребление в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие, в настоящее время, становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами. Одни соотносят активность непосредственно с деятельностью, другие - с результатом деятельности, третьи судят, что активность понятие намного шире по значению, чем деятельность .

Так, по мнению Леонтьева А.Н. активность – это термин, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а так же спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т.е. раздражителей раздражителей .

Н.Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности: собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем . Собственную активность ребенка автор видит в специфической и универсальной формах. По его мнению она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной . Так же автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т.е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменятся его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности и т.д. .

Следовательно, можно утверждать, что активность, в целом, инициируется и выбирается самим объектом – ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.

В активной деятельности дошкольник выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия: сам ставит цели, определяет пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности.

Именно на собственной активности, по мнению Н.Н. Поддъякова, основано детское творчество. Вместе с тем, ребенок усваивает содержание деятельности, данное педагогом-воспитателем, и оно, опираясь на опыт предыдущих действий, преобразовывается в его собственное достижение.

Второй вида активности - активность стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует и сопровождает деятельность дошкольника, показывает, помогает, рассказывает. В ходе такой деятельности дошкольник получает результаты, которые были заранее определены взрослым. .

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что описанные два типа активности обычно не выступают в чистом виде, т.к. они крайне тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в во всяком случае связана с деятельностью, направленной и исходящей от взрослого, а знания, умения, навыки (ЗУН), полученные от взрослых, принимаются ребёнком, перерастая и преобразовываясь со временем в его опыт.

Теперь, разобравшись с определением понятия «активность», возможно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира и действительности» ; «Познание обусловлено развитием общественно-исторической практики, это процесс, отражающий и воспроизводящий действительность в мышлении; это взаимодействие субъекта и объекта, в результате которого появляются новые знание о мире» .

В психолого-педагогической литературе не наблюдается единства в понятии познавательная активность человека. Для обозначения данного явления существует множество терминов: Г.И. Щукина - «ценное личностное Т.И. Шамова - «деятельное состояние», Т.И. Зубкова - «стремление человека к познанию».

С помощью анализа психолого-педагогической литературы сформировано обобщенное понятие «познавательной активностью младших дошкольников» - это личностное образование, состояние, которое выражает в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний, это готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т.д.

Известно, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности ребенка. Главным образом это дошкольное детство.

По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности. Среди них Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссаковская, А.Н. Леонтьев.

Познавательная активность дошкольников проявляется в процессе усвоения ими речи и выражается в словотворчестве. Известно, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может не только познавать и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.

Т.И. Шамова, руководствуясь особенностями развития детей в младшем дошкольном возрасте, полагает, что познавательная активность - это деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предметам и процессам осуществляемой деятельности .

В физиологической основе познавательной активности лежит несогласованность между существующей, реальной ситуацией и прошлым опытом.

Важное значение на этапе включения дошкольника в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, который подразумевает под собой реакцию организма на любые изменения во внешней среде, которые приводят кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение и начало активности исследовательского рефлекса является важным и необходимым условием познавательной деятельности ребенка в младшем дошкольном возрасте .

Таким образом, в основу познавательной активности дошкольников младшего возраста положено желание ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, полученный опыт, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами окружающей действительности. Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях (навык).

Список литературы:

1. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37

2. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвезение-Альфа, М., 2012. – 341с.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.


Шимина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №183" г.Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
Тема: "Календарно-тематический план образовательной деятельности на декабрь в подготовительной группе"
Дата публикации: 25.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема недели: «Новый год»

Утро:

Дежурство по столовой.

Организовать

дежурными

опрятный».

Обсудить

назначение формы, принципы оценки внешнего вида дежурных. Формировать осознанное

отношение к своему внешнему виду.

Беседа на тему «Жизнедеятельность животных зимой»

Предложить

рассмотреть,

иллюстраций

рассказать,

различные

животные готовятся к зиме. Систематизировать, уточнить и дополнить ответы детей,

учить корректно, исправлять товарища.

Работа в уголке книги: знакомство с малыми фольклорными формами (инсценировка

песенок).

Развивать

фольклорным

углублять

Формировать

интонационную

выразительность

процессе

исполнения

обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Игры со строительным материалом: строим автобусный парк.

Упражнять

рисовании

воплощать

задуманное

строительстве из конструктора, развивать восприятие формы и глазомер. Формировать

умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине.

Последующее и предыдущее числа натурального ряда

Ф о р м и р о в а т ь

называть

последующее

предыдущее

каждого числа натурального ряда в пределах 10.

Упражнять

установлении

соответствия

количеством

предм етов

и цифрой в пределах 10. оперируют числами и цифрами в пределах 10; решают задачи на

упорядочивание объектов по какому-либо основанию; предлагают различные варианты

решения познавательных задач, преобразуют способы их решения.

Формы и методы организации

«Слушай, считай, записывай», «Составляем и решаем задачу», логическая задача «Обведи

мальчика»,

физминутка

«Стойкий

солдатик»,

мальчикам»,

упражнение

«Дорисуй прямоугольник».

«Зимние узоры на окнах» Стр. 92. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в дет, саду.

Подгот. гр.

Цели: Обобщить и уточнить знания о различных свойствах красок (гуашь, акварель).

Воспитывать

пользоваться

знаниями

изобразительных

достижения цели в работе.Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе.

Совершенствовать владение различными приемами рисования.

Формы и методы организации

Чтение стихотворения, рассматривание изображение морозного узора на окне, пояснение,

выполнение работы детьми.

Цели:

Способствовать

дальнейшему

развитию

танцевальных

движений,

Прогулка 1

Н а б л юд е н и я

п о г о д о й.

З а д а ч и:

Приметы

летом будет сухо и жарко.

Дидактическая игра «Наоборот».

Ситуативный разговор

Труд на участке

на участке.

Подвижная игра

2 половина дня

Беседа на тему «Профилактика инфекционных заболеваний».

Задачи: Раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-

гигиенических

Формировать

представления

значении

гигиенических

процедур для здоровья, о мерах профилактики инфекционных заболеваний.

Чтение сказки В.И. Даля «Старик-годовик».

Задачи:

Предложить

определить

жанровую

принадлежность

произведения,

выделить особенности сказки, ответить на вопросы по ее содержанию.

Работа в уголке физического воспитания: игры с мячом.

Задачи: Напомнить детям правила поведения с мячом в помещении. Формировать умение

действовать с мячом, упражнять в перебрасывание мяча друг другу, правой (левой) рукой,

ловле мяча двумя руками.

Прогулка

Наблюдение за луной – продолжать расширять знания о неживой природе.

Инд. работа с Катей П., Артёмом Т., Ксюшей Г, – закрепить части суток.

Постройка снежной крепости. Обыгрывание постройки.

Взаимодействие с родителями

вырезывания ножницами круглых предметов.

Утро:

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

Работа

уголке

сенсорного

воспитания:

группируем

предметы

заданному

признаку.

Задачи:

Формировать

подбирать

предметов,

совпадающих

заданному

признаку

(величине,

строению);

аргументировать

самостоятельно придумывать подобные задания.

Упражнение «Салфетки - наши помощники».

Задачи: Учить детей пользоваться салфетками, показ» удобство их использования в

различных cитyaцияx.

Рассматривание репродукций картин К.П.Коваля «Колыбельный напев» и В.А. Игошева

«Песенка северу ночки».

Задачи: Через художественные образы познакомить детей с бытом народов севера, учить

выделять средства выразительности, использованные художником для передачи основной

мысли произведения. Пробуждать интерес к жизни и быту народов севера.

Инд. работа с Ксюшей А., Антоном. Б., Яном Г.– беседа «Почему зимой рано темнеет»-

закреплять знания о времени суток.

КГН. Во время умывания продолжать формировать умение детей правильно пользоваться

мылом, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.

Речевое развитие. Обучение грамоте

1. Знакомство с буквой к.

2. Придумывание слов со звуком к.

3. Учить детей подробно повторять домашнее задание.

Формы и методы организации

Игра «Кто самый внимательный?», ЗАС «юла», игра «Назови слова».

Художественно – эстетическое развитие. Лепка

Зимние узоры Деда Мороза

Цели:

Развивать

барельефа;

изображения

пластилина

на плоской пластине; – создания выпуклого изображения из пластилина.

Совершенствовать прием примазывания, для скрепления частей изображения.

Развивать творческую фантазию и воображение.

Формы и методы организации

Рассматривание иллюстраций. Объяснение и частичный показ этапов лепки. Выполнение

работы детьми.

Прогулка 1

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕЖИНКАМИ

З а д а ч и: знакомить детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки

можно рассмотреть на темном фоне.

Приметы: снежные хлопья стали крупными – значит жди оттепели; первый сухой снег

обещает хорошее лето; много снега – много хлеба; зимний снег глубокий – летом хлеб

Дидактическая игра «Добавь слог».

Инд. работа с Катей П., Максимом М., Дашей Т..– закреплять умение детей прыгать через

снежный ров на двух ногах (ширина 50 см.)

Трудовая деятельность

Украшение участка снежными постройками

Самостоятельная игровая деятельность детей.

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна

Инд. работа с Владом Б., Алёшей Н., Русланом Х– закрепить умение закрепить умение

застегивать пуговицы..

Сюжетно-ролевая

игра «Угостим

способствовать

развитию

игрового

сюжета, формировать умение выполнять роль до конца.

Прогулка 2

Игра-хоровод «Новый год»

работа с

«Расскажи

рассказать

о выразительных средствах музыки

Знакомство с приметами: снежные хлопья стали крупными – значит жди оттепели; первый

сухой снег обещает тёплое лето.

П/и «Лиса в курятнике» - закреплять мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не

задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Взаимодействие с родителями

Предложить

родителям

закрепить

последовательность одевания зимой.

живой и не живой природе зимой

Интеллектуальные игры «Головоломки». «Четвёртый лишний» - закрепить с детьми

умение играть вместе.

работа с

Антоном.К.,

Русланом

Аппликация

«Зимушка-зима»–

закреплять умение работать ножницами.

КГН. Во время умывания совершенствовать умение намыливать руки.

Прогулка 1

Наблюдение

небом

- продолжать

наблюдать

Побудить

словесному описанию неба

Знакомство с приметами: если зимой тепло - летом холодно; зима морозная - лето жаркое.

Инд. работа с Русланом Х.,Кириллом Х., Настей Т. – «Кто скорее добежит до флажказ» -

акрепить бег от предмета к предмету.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к корням деревьев. - воспитывать желание оказывать помощь живым

объектам.

П/и «Снег кружиться» - соотносить действие с текстом.

Вечер

Постепенный подъем, гимнастика после сна

Инд. работа с Артёмом Н, Владом Б., Аней Г..– закрепить умение выворачивать одежду.

Беседа

снеге

вопрсам

«Какой

снег?

Зачем

зимой

снег?»

- развивать

познавательный интерес к снегу.

Исследовательская деятельность «Из чего состоит снег» - рассуждать о том, от чего

зависят изменения в природе.

Прогулка 2

Наблюдение за луной –продолжать расширять знания о неживой природе.

Инд. работа с Катей К., Артёмом Н., Димой. Д,. – закрепить части суток.

Постройка снежной крепости.

Обыгрывание постройки.

Скольжение на ледяных дорожках.

Тема недели: «Новый год»

Утро:

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

Беседа «С кем дружит ель?» Цель: закрепить знания о хвойных деревьях, их значении,

пользе для человека и животных.

П/И «Если весело у елки»

Д/И «Елочный базар» Цель: учить детей выделять самые высокие, пониже, самые низкие

предметы

Ситуативный разговор «Если на новогодний праздник вырубят все елки, то…»

Цель: побуждать детей к умозаключениям в ходе рассуждений.

Д/И «Елки такие разные» Цель: упражнять в строительстве елок из геометрических фигур

Дежурство в уголке природы – протереть пыль на крупных листьях. Цель: воспитывать

ответственность за выполнение поручений..

Самостоятельная игровая деятельность. Задачи: Предоставить детям возможность

осмыслить полученные впечатления, передать их в игре, повторить понравившиеся

игровые действия.

Познавательное развитие. ФЭМП

Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. Продолжать

формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Уточнить представления о

многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.

Формы и методы организации

Отгадай загадку», И/У «Помоги Незнайке написать знаки», физ. минутка, И/У «Дорисуй

правильно», «Дорисуй треугольник», самоконтроль.

Художественно – эстетическое развитие. Рисование

«Зимний вечер». Пейзаж

Продолжить знакомить с картинами И. Грабаря.

Формировать представления о пейзажной живописи.

Учить выделять средства выразительности: колорит, композицию, линию

Формы и методы организации

стихотворения,

рассматривание

репродукций

пояснение,

выполнение

работы детьми.

Художественно – эстетическое развитие. Музыкальное.

Цели: Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус. Знакомить с

творчеством композиторов и музыкантов.

Способствовать

дальнейшему

развитию

танцевальных

движений,

ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в

танце эмоционально-образное содержание.

Прогулка 1

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Закрепить основные признаки сходства и

различия между кустарником и деревьями. Предложить детям привести по несколько

примеров деревьев и кустарников.

П/И «Белая метелица».

П/упражнение «Загони льдинку в ворота» Цель: упражнять детей в выполнении элементов

спортивной игры «Хоккей»

Экспериментирование с водой, снегом, льдом. Цель: расширять представление детей об

объектах и явлениях неживой природы.

предложить

деревьев

кустарников,

объяснить

защитном

свойстве

деревьев.

Самостоятельная

двигательная

активность детей на участке.

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна

Беседа на тему «Предметы, требующие осторожного обращения».

Задачи: Формировать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья, помочь детям

самостоятельно сделать выводы о возможных последствиях неосторожного обращения с

такими предметами.

С/Р игра «Прокат спортивного оборудования» Цель: закрепить назначение спортивного

оборудования.

Упражнять детей в выразительном чтении стихов к новогоднему празднику

«Мастерская Деда Мороза» Цель: упражнять детей в изготовлении елочных хлопушек-

Атрибуты

материал

Самостоятельная

деятельность детей в центрах занятости.

Прогулка

снегопаду»

П/И «Зимние забавы»

Взаимодействие с родителями

Инд. беседы с родителями «Одевайте детей по погоде, воспитывайте умение ухаживать за

своей одеждой

Утро:

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

Беседа с детьми «Олимпийские виды спорта» Цель: закрепить виды спорта. Д/И «Кому

что надо?» Цель: закрепить знания о спортивном оборудовании. П/И «Ищи»

«Снежные

задачки»

упражнять

логические

наглядной основе (Даша Т, Антон Б, Родион П)

находить

сходства

различия

предметами.

Привлечь детей в оформлению макета «На северном полюсе» Цель: закрепить знания о

растениях и животных на крайнем Севере.

Воспитание культурно –гигиенических навыков «Важно ли мыть руки перед едой?»

Дежурство по столовой. Цель: воспитывать умение сервировать столы к завтраку.

Д/И, набор мелких игрушек (северные жители)

Речевое развитие. Обучение чувашскому языку

лексические

Продрлжать

составлять развернутое описание картины, указывая наиболее существенные признаки и

характерные признаки времени года. Закрепить лексику предыдущих занятий из старшей

группы по теме «Зима», умение обозначать множественность предметов.

Формы и методы организации

Приход Анюк и Ванюк. Рассматривание картины «Зимние забавы». Физкультминутка

«Ярăнатпăр» (имитация катания на санках, коньках и т.д.).. Образец рассказа воспитателя

по картине. Составление рассказа детьми. Художественное слово «Юр» П. Эйзин. Игра

«Патакла"

Конструктивно-модельное)

Новогодние елочные игрушки»

Поупражнять в работе с бумагой, научить создавать, из цилиндров и конусов, изображения

по представлению и с натуры; развивать творчество и изобретательность.

Формы и методы организации

Рассматривание

иллюстраций.

определение

Физкультурно-оздоровительная деятельность» (плавание)

1.Учить согласовывать движения ног кролем на груди с дыханием в упоре на месте

2. Совершенствовать умение скользить на спине

Прогулка 1

Наблюдение хвойных деревьев. Сравнить ель и сосну. У сосны хвоя сизо-зеленая, каждая

иголочка заостренная, сидит пучками по 2-3 иголки, окружена чешуйками. У ели хвоя

темно-зеленая, иголки короткие.

П/И «Я Мороз красный нос»

Упражнять в скольжении на ледяной дорожке. Цель: развивать равновесие

Ситуативный разговор «Полезно-неполезно» Цель: воспитывать желание двигаться на

прогулке

Труд – предложить детям украсить сосны на участке разноцветными гирляндами. Цель:

создать предновогоднее настроение. Самостоятельная двигательная активность детей на

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна

Упражнять

вырезании

силуэтов

трафаретам.

формировать

«Мастерская Деда Мороза» Цель: учить детей делать игрушки – фонарики.

Задачи:

произведение,

выбирать

средства

выразительности

соответствии,

ожидания праздника.

Прогулка 2

Взаимодействие с родителями

Информация для родителей в «Уголке Здоровья»: «Осторожно, вирусы».

Утро

Беседа с детьми «Зимушка – зима» Цель: повторить признаки зимы, особенности зимней

погоды, деятельность людей зимой в городе.

П/И «Три хлопка над головой»

«Сосчитай

снеговиков»

закрепить

количественный

порядковый

пределах 10, упражнять в ориентации на листе бумаги. (Родион П, Артем Т, Ксюша Г)

Рассматривание иллюстраций «Зимние пейзажи».

Д/И «Мы готовимся к олимпиаде» Цель: закрепить зимние виды спорта.

Настольно-печатная игра «Кто быстрее дойдет до старта»

Дежурство в уголке природы – полив цветов. Цель: воспитывать желание ухаживать за

комнатными растениями. Д/И, настольные игры, самостоятельная игровая деятельность в

центрах занятости.

Познавательное развитие. ФЭМП

П о з н а к о м и т ь с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей и 10 копеек.

В в е с т и понятия: «деньги», «монеты», «рубль», «копейка».

У ч и т ь устанавливать соответствие между монетами и числами.

З а к р е п и т ь знания о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.

У ч и т ь составлять разные наборы из имеющихся монет (до 6 рублей)

Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. Учить считать по

заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов.

Формировать представления о времени, познакомить с песочными часами

Формы и методы организации

монеты достоинством 10 копеек, 1, 2, 5 рублей, физ. минутка

Художественно – эстетическое развитие.

рисование)

Новогодний праздник в детском саду. стр.66

Учить передавать в рисунке настроение праздника.

Воспитывать положительные эмоции к окружающей обстановке и людям,

которые находятся рядом, побуждать детей передавать в рисунке полученные впечатления

о зиме, отраженные в искусстве поэзии, живописи, музыке; развивать эстетическое

восприятие, воображение, образные представления

Формы и методы организации

Рассматривание

иллюстраций.

определение

последовательности работы и выполнение работы детьми.

Физкультурное развитие

1. Повторить ходьбу с изменением темпа движения, с ускорением и замедлением;

2. Упражнять в подбрасывании малого мяча, развивать ловкость и глазомер;

3. Упражнять в ползании на животе, в равновесии;

Формы и методы организации

Выполнение

упражнений,

способов

действий

воспитателем,

Прогулка 1

На прогулке раскопать глубокий сугроб, где росла трава. Показать детям маленькие

растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, маленькие. Снег защищает от

переохлаждения.

П/И «Ветер, льдинки и мороз»

Упражнять детей в скольжении на одной лыже Цель: развивать устойчивое равновесие

(Ксюша А, Ян Г, Ваня Ф)

Ситуативный разговор «Полезно ли заниматься спортом на свежем воздухе?»

Труд на участке – очистить дорожки от снега. Цель: воспитывать умение трудиться

сообща.

2 половина дня

Игра – драматизация «Путешествие в царство Снежной королевы» Цель: развивать сюжет

по договоренности, обратить внимание на взаимоотношения детей в ходе игры

Игры со счетными палочками «Снежное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук,

воображение

Игры с магнитной доской «Зимой на катке» Цель: закрепить зимние виды спорта.

Свободная

деятельность

закрепить

холодных цветах.

Самостоятельная деятельность детей: работа с раскрасками.

Задачи: Закреплять умение выполнять штриховку, регулировать силу нажима на карандаш,

измерять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Прогулка

Наблюдения за узорами на стекле, объяснить их появление, д/и «На что похоже?» Цель:

развивать наблюдательность, воображение. П/И «Парный бег»

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные беседы по итогам дня.

Утро

Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика

Беседа с детьми «Новый год в разных странах. История празднования Нового года.

Традиции и обычаи» Цель: расширять представление о народных праздниках.

П/И «Пустое место»

С Наташей Д, Даниэлой К, Антоном Б. закрепить временные понятия: утро, день, вечер,

утро через д/и «Когда это бывает?»

Д/И «Собери узор из льдинок» (геометрические фигуры) Цель: развивать воображение.

Д/И «Я собираюсь на прогулку» Цель: формировать умение одеваться в соответствии с

временем года.

Труд – привлечь детей к оформлению группы к новогодним праздникам Цель: создать

радостное настроение.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости

Познавательное развитие

Зимующие птицы

З н а к о м и т ь с зимующими птицами.

И з у ч а т ь их особенности.

В о с п и т ы в а т ь любовь к природе.

Р а з в и в а т ь интерес к наблюдению за птицами.

С л о в а р ь: зимующие, перелетные птицы, кормушка

Формы и методы организации

Вводное слово воспитателя. Знакомство с зимующими птицами. Игра «Узнай птицу по

словесному описанию». Изготовление «пряников» для птиц

Речевое развитие Обучение чувашскому языку

Познакомить детей с новыми лексическими единицами: уяв, Çĕнĕ çул. Учить использовать

«валли» при составлении повествовательных и вопросительных предложений. Упражнять

в составлении описательных рассказов об игрушках, указывая характерные признаки:

цвет, размер, величину и т.п., и свои действия. Закрепить лексику предыдущего занятия:

тунката, уçланкă, кĕçех.

Формы и методы организации

Краткая беседа по картине «В зимнем лесу». Закрепление слов: илемлетет, тункаьа,

уçланкă. приход Анюк и Ванюк. Просят украсить елку.. Диалог, введение новых слов..

Нахождение слов со звуком «ĕ» в предложении.. Украшение детьми елки. Описание

игрушек. Пение песни «Атьăр елкăна», муз. П. Лискова, сл. Калкан.

Цели: Продолжать развивать умение правильно брать дыхание.

Способствовать дальнейшему развитию умения петь с ясной артикуляцией.

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений (кружение на

носочках, перестроения в кругу).

Прогулка

Наблюдение за травой. Разгрести снег и посмотреть, что стало с травой. Она пожухла,

стала сухой, но корни ее живы, и весной она снова будет радовать нас своей зеленью.

П/И «Заморожу»

Упражнять детей в ходьбе по глубокому снегу.

Проведение

«Растаявший

расширять

представления

факторах,

разрушающих здоровье, дать представление о том, что снег холодный, грязный, содержит

много микробов.

Труд на участке – собрать снег для постройки горки. Цель: воспитывать умение работать

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна.

С/Р игра «Детский сад. Подготовка к новогоднему празднику» Цель: активизировать

подготовку к празднику.

Закрепить движения индивидуальных танцев к новогоднему празднику

«Мастерская Деда Мороза» Цель: учить вырезать кружевные снежинки из круглой формы.

Конструктивная деятельность – создание макета «Дед Мороз мчится на праздник» Цель:

развивать эстетические чувства, умение составлять композицию.

Беседа на тему «Братья наши меньшие».

Задачи: Рассказать детям, что животным свойственны такие замечательные качества как:

верность, забота о потомстве, любовь и привязанность к хозяину и др. Развивать эмпатию,

стремление обрести в животном друга.

Прогулка

Наблюдение за работой дворников. Они чистят дорогу от снега, скалывают лед. Спросить

детей, зачем это делается. Какую работу дворники выполняют в другое время года. П/И

«Бездомный заяц

Взаимодействие с родителями

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Утро:

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

считались

священными

красивый

развивать любознательность.

Д/И «Кто у кого?» Цель: закрепить знания детей о животных и их детенышах, подбирать

слова, обозначающие действия.

сказочных персонажей

Воспитание культурного поведения: игровая ситуация «Я в гостях»

Задачи: Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, правильно ли их герои вели

себя в гостях, какие правила нарушили. Сформулировать общие правила поведения в

Самостоятельная

деятельность.

Предоставить

возможность

осмыслить

полученные

впечатления,

передать

повторить

понравившиеся

игровые действия

Познавательное развитие

Откуда елка в гости пришла

П о з н а к о м и т ь с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить

их происхождение и назначение.

Р а с с к а з а т ь:

– об обычае украшения елки, откуда он пришел;

– о традициях встречи Нового года у разных народов.

Формы и методы организации

Рассказывание по картинке с изображением празднования Нового года и Рождества,

слушание воспитателя и рассказов других детей

2. Физическое развитие

1. Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному;

2. Упражнять детей в ходьбе с остановкой по сигналу инструктора;

2. Повторить задания с мячом, упражнения в прыжках, на равновесии.

Формы и методы организации

Выполнение

упражнений,

способов

действий

воспитателем,

Прогулка 1

Наблюдение деревьев под тяжестью снега. Ветки наклонены вниз, некоторые сломаны.

Предложить подумать, чем мы можем помочь деревьям.

Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу

П/И «Мороз-Красный нос», «Наперегонки»

Труд на участке- собрать снег для строительства снежной горки, учить доводить начатое

дело до конца.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна

С/Р игра «Семейные праздники» Цель: продолжать обсуждать сюжет игры вместе с

детьми, распределять роли, формировать умение творчески развивать сюжет игры: д/с-

семья-мы-артисты

Разгадывание кроссворда «Зимние забавы» Цель: расширять кругозор, логику мышления,

закрепить чтение слов.

репродукции

пейзажи»,

картинок

«Сказочные

персонажи»

Прогулка 2

Наблюдение за узорами на окнах, д/и «Что на что похоже?». Цель: развивать творческое

воображение. П/И «Заморожу», «Дед Мороз и зверята»

Взаимодействие с родителями

Консультация «Какие игрушки можно смастерить вместе с детьми»

Тема недели: «Новый год»

Утро:

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

Беседа с детьми «Что интересного заметили по дороге в д/с?» Цель: учить побуждать

делиться

впечатлениями,

построением

предложений.

Рассматривание иллюстраций и фото зимующих птиц.

П/И «Птички –невелички»

Индивидуальная работа по развитию речи.

Задачи: Учить детей высказывать свои впечатления (о любимой игрушке, просмотренном

мультфильме,

прочитанной

событиях,

произошедших на

прогулке

Использовать соответствующие речевые конструкции, понятия, отражающие отношение

детей к событиям, людям, предметам.

Общение детей на тему «Как я провел выходные».

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости

Познавательное развитие. ФЭМП

– измерять сыпучие вещества;

– следить за полной меркой;

Формы и методы организации

Художественно – эстетическое развитие. Рисование

Рисование по замыслу

Продолжать учить самостоятельно, обдумывать содержание поздравительной открытки,

осуществлять замысел, используя приобретенные умения и навыки.

Развивать чувство цвета и творческие способности

Формы и методы организации

Участие в беседе о приближающемся празднике, самостоятельное решение творческой

Художественно – эстетическое развитие. Музыкальное.

Цели:

Продолжать знакомить с элементарными музыкальными понятиями – регистр.

Продолжать развивать умение правильно брать дыхание.

Продолжать способствовать дальнейшему развитию умения петь с ясной артикуляцией.

Продолжать развивать умение выполнять прямой галоп.

Способствовать

развитию

танцевальных

движений

(неторопливый

носочках, плавные махи руками).

Продолжать формировать умение выполнять характерные движения русских 4ап народных

Способствовать дальнейшему развитию умения играть на металлофоне.

Прогулка 1

Н а б л юд е н и я

п о г о д о й.

З а д а ч и: уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни,

самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д.); учить

устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

Приметы : в начале зимы шел сильный снег – в начале лета пойдет сильный дождь; зима

холодная – лето теплое; дым от трубы идет вверх – к морозу; если зимой сухо и холодно,

летом будет сухо и жарко.

Дидактическая игра «Наоборот».

Упражнять детей в метании большого мяча в вертикальную цель (Лера П, Родион П,

Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…» Цель: учить детей делать выводы в

ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам.

Труд на участке – развесить кормушки для птиц, насыпать корм. Цель: воспитывать

желание помогать птицам в холодное время года. самостоятельная игровая деятельность

на участке.

Подвижная игра «Мороз, Красный нос». Ц е ль: развивать ловкость, быстроту движений.

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна

Настольный театр «Снегурушка и лиса» Цель: учить детей передавать диалог персонажей,

развивать выразительность речи

Упражнять

вырезании

силуэтов

трафаретам.

формировать

правильно держать ножницы, пользоваться ими

Д/И «Подскажи словечко» Цель: учить детей подбирать слова в рифму.

«Мастерская Деда Мороза» Цель: учить детей делать игрушки –фонарики.

Разучивание стихотворений о новогодних праздниках .

Задачи: Предложить детям выбрать стихотворение, учить декламировать понравившееся

произведение,

выбирать

средства

выразительности

соответствии,

стихотворения и передаваемым им настроением. Способствовать созданию атмосферы

ожидания праздника.

Прогулка 2

Наблюдения за вечерним небом, познакомить с народными приметами – красноватое небо

к вечеру обещает добрую погоду. П/И «Кто сделает меньше прыжков»

Взаимодействие с родителями

Привлечь родителей к проведению новогоднего утренника, к приобретению подарков на

Новогодний праздник.

Утро

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

Д/И «Какое у тебя настроение?» Цель: упражнять в умении давать оценку своим эмоциям.

Беседа с детьми

«У меня есть лучший друг» Цель: воспитывать у детей дружеское

отношение к другим детям.

П/И «Ищи»

ласково»

упражнять

словообразовании,

образовывать

уменьшительно-ласкательные формы существительных

пословица»

развивать

понимать

народных пословиц и поговорок.

Разучить пальчиковую гимнастику «Кормушка»

Труд в уголке природы. Цель: выяснить, какие растения нуждаются в поливе, а какие нет,

выяснить, почему цветы нужно поливать неодинаково.

Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Приготовление завтрака для

Задачи: Упражнять детей в измерении объема сыпучих веществ, развивать представления

о зависимости результата измерения от выбранной мерки. Учить применять освоенные

умения в различных ситуациях.

Речевое развитие.

«Зимний вечер» (описательный рассказ)

Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер»

выразительные средства при описании зимы;

– разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?»,

Познакомить с многозначностью слов (идет падает снег, идет – человек).

Расширить знания о словах, обозначающих предмет.

Упражнять в придумывании предложений с заданным словом

Формы и методы организации

Рассматривание и беседа по картине, 2 -3 рассказа детей по картине, физ. минутка

«Ветерок

снежинки»,

рассматривание

описание

снежинок

использованием

прилагательных.

Художественно – эстетическое развитие.

Декоративно-прикладное)

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи

Цели: выделять характерные особенности городецкой росписи, создавать росписи по

мотивам городецкой, передавая ее характерные особенности, смешивать цвета красок;

продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством

Формы и методы организации

Рассматривание городецких узоров и обсуждение средств выразительности, дидактическая

игра, рисование простыми и цветными карандашами, выставки рисунков, самоанализ

Физкультурно-оздоровительная деятельность» (плавание)

1. Учить согласовывать движения рук и дыхания, как при плавании способом кроль

2. Упражнять в выполнении старта в воду

Прогулка 1

Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера.

Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на

участке в зависимости от погоды.

П/И «Третий лишний

Упражнять детей в выполнении шага «боковой галоп»

Беседа «Правила безопасного поведения зимой на участке»

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна

Театрализация «Где обедал воробей?» Цель: упражнять в умении подражать повадкам

животных, согласовывая движения с текстом.

Индивидуальная работа по развитию речи.

Задачи: Упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем.

составлять

рассказы-описания,

сравнения,

фантазийные

рассказы.

Развивать

связную речь, вербальное воображение.

Рассматривание картин русских художников, слушание произведений поэтов о зиме

(В.И. Суриков «Взятие снежного городка», С. Есенин «Пороша», А. Пушкин «Зима,

крестьянин, торжествуя...».

Задачи: Формировать основы художественной культуры, расширять представления детей

об искусстве, учить детей в обычных явлениях природы видеть поэтичность и красоту

Прогулка 2

Наблюдения за наступлением вечера, как ведут себя птицы при наступлении темноты.

Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений. П/И «Птички на дереве»

Взаимодействие с родителями

Информация для родителей в «Уголке Здоровья»: «Профилактика ОРВИ в новогодние

каникулы»

Утро

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

Беседа на тему «Народные приметы декабря».

Задачи: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с приметами

декабря. Предложить проверить некоторые приметы, используя дневник наблюдений.

Формировать познавательный интерес.

Упражнение «Чей, чья, чье?»

образовывать

притяжательные

прилагательные,

включать

различные речевые конструкции, выделять в заданиях и исправлять ошибки товарищей.

продолжи»

упражнять

описывать

мнемотаблице.

Настольно –печатная игра «Тропинки – лабиринты» Цель: закрепить названия птиц.

Труд по столовой Цель: учить детей самостоятельно накрывать столы к завтраку.

Схемы, настольно -печатные игры,

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Познавательное развитие. ФЭМП

– измерять сыпучие вещества;

– следить за полной меркой;

– понимать, что от этого зависит результат измерения

Формы и методы организации

Физ.минутка, задание «Будь внимательным», самоконтроль.

Художественно – эстетическое развитие. Рисование

«Наши зимние забавы»

Цели: закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; упражнять в

рисовании фигур детей в движении; продолжать учить располагать изображения на листе;

совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения разных оттенков.

Формы и методы организации

Рассматривание

репродукции

В.Сурикова

снежного

городка»

картинок

изображением зимних игр, чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», беседа,

физ. минутка «Зимние забавы», рисование детьми любимых зимних забав.

Художественно – эстетическое развитие. Музыкальное.

Цели: Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус. Знакомить с

творчеством композиторов и музыкантов.

Способствовать

дальнейшему

развитию

танцевальных

движений,

ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в

танце эмоционально-образное содержание.

Прогулка 1

Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску.

Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».

Д/И «Птицы, звери, рыбы»

Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы?»

Беседа с детьми «Мороз и металл» Цель: воспитывать правила безопасного поведения на

прогулке

Труд: почистить кормушки, насыпать корм. Цель: воспитывать желание помогать птицам.

Самостоятельная двигательная активность на участке.

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна

Индивидуальная

работа

изобразительному

искусству:

аппликация

«Теремок»,

рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к книжной графике, учить использовать освоенные

ранее навыки (вырезание одинаковых деталей из бумаги, сложенной вдвое) для создания

аппликации по образцу.

Упражнение «Повторяй за мной».

Задачи: Развивать звуковую культуру речи, учить детей различать слоги, воспроизводить

по 3-4 слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости

Прогулка 2

Наблюдение за одеждой людей. Предложить детям назвать зимнюю одежду. Из чего она

должна быть сшита и связана, почему? Добиваться, чтобы дети правильно называли тот

или иной предмет одежды. Д/И «Какая одежда у птиц» П/И «Птицелов»

Взаимодействие с родителями

Инд беседы с родителями «Маршрут выходного дня. Гуляйте и наблюдайте»

Утро

Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика

Игры со строительным материалом: «Городок для любимых игрушек».

Задачи: Учить детей строить дома из конструктора: анализировать образец постройки,

различать и называть строительные детали (куб, брусок, пластина); выполнять постройку

Показывать

варианты

оформления

деталями

конструктора.

Работа в уголке книги: ремонт книг.

Предложить

осмотреть

нуждаются

предположить, что случилось с этими книгами, какие правила обращения с ними были на -

Формировать

соответствующие

трудовые

воспитывать

бережное

отношение к книгам, аккуратность.

Самостоятельная

деятельность.

Предоставить

возможность

осмыслить

полученные

впечатления,

передать

повторить

понравившиеся

игровые действия.

Дежурство

столовой

упражнять

сервировать

Воспитание

культурно – гигиенических навыков – правила пользования полотенцем при умывании.

Познавательное развитие

«Откуда Новый год пришел»

Цель: углубить представление о празднике Нового года, порадовать подарками близких

Формы и методы организации

Рассказ воспитателя, рассматривание фотографий резиденции Д.М., подвижная игра «Дед

Мороз и дети», составление приглашения Д.М.

Речевое развитие

Звуковая культура речи (проверочное).

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Формы и методы организации

Д/и «Скажи-наоборот»

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

Продолжать способствовать дальнейшему развитию умения ясно излагать свои чувства,

Продолжать развивать умение петь с четкой артикуляцией.

Продолжать развивать навык движения под музыку энергичного характера.

Способствовать

дальнейшему

развитию

исполнять

танцевальные

движения

(ритмичные махи и плавное опускание рук).

Продолжать

формировать

выразительно

действовать

воображаемыми

предметами.

Прогулка

Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень.

Сказать детям, что в декабре солнце редкий гость, порода пасмурная, ведь декабрь самый

темный месяц в году. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в

П/И «День –ночь»

Ситуативный разговор «Как нам сберечь здоровье зимой?»

Труд на участке – собрать крупный мусор Цель: воспитывать желание поддерживать

порядок на участке. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна.

Рассматривание альбома «Опасные растения».

Задачи: Познакомить детей с растениями, которые при определенных условиях могут

представлять опасность, Учить различать их и правильно называть, соблюдать правила

личной безопасности

Разучивание подгрупповых танцев для новогоднего утренника

бытовой труд в группе: привлечь детей к мытью игрушек, стирке кукольного белья. Цель:

воспитывать трудовые навыки.

Прогулка

Наблюдения

развивать

наблюдательность, воображение, закрепить знания об окружающем мире. П/И «Кого не

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Новый год для детей. Как устроить праздник»

Утро:

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

Беседа «Почему мы елку наряжаем?» Цель: дать представление о том, какие деревья

считались

священными

красивый

развивать любознательность.

Д/И «Кто на чем передвигается?» Цель: закрепить знания детей о способах передвижения

сказочных персонажей

Альбомы «зима», «У нас Новый год», картины и иллюстрации «Зимние забавы», р/и

«Лото», «расскажи о времени года»

Новогодний

праздник

«Новогодний

переполох»

радостное

настроение,

желание показать подготовленные музыкальные номера, вызвать желание

участвовать в музыкальных и подвижных играх.

Прогулка 1

Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют

и не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким

веществом

Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Самостоятельная двигательная активность детей на участке.

2 половина дня

Постепенный подъем, гимнастика после сна

Прогулка 2

Наблюдение за солнцем, познакомить с народной приметой: «Солнце садится в облака – к

снегопаду»

П/И «Зимние забавы»

Взаимодействие с родителями

Беседа «Помните правила дорожного движения»