Учитель логопед в начальной школе. Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и учителя начальных классов. Взаимосвязь в работе

Взаимосвязь работы учителя-логопеда
с родителями дошкольников с ОНР

(методическая разработка)

Орлова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

Семья - это первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.

Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци - руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л.Ф. Островская, Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания)

Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.

Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них - это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ГБДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей - значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя - логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ГБДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Противоречие выбранной темы заключается в следующем: работу с семьей учителя - логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя - логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.

Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Объектом данной работы является уровень педагогической культуры родителей.

Предмет: формы иметоды работы учителя-логопеда с родителями

Гипотеза: взаимосвязь работы учителя - логопеда и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если:


  • работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;

  • логопед будет иметь индивидуально - дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;

  • внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;

  • отношение между родителями и логопедом будут доброжелательные, и их общая цель будет направлена на коррекцию речевых нарушений ребенка.

Задачи:


  1. Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

  2. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

  3. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

  4. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями

Изучение и анализ позиции

родителей по отношению

к ребенку и его речевому дефекту,

их педагогической осведомленности.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. А для этого нам необходимо лучше узнать семью воспитанника учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребенка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и педагогическую осведомленность. Опираясь на технологию изучения семьи, предложенную О.В. Солодянкиной, родителям предлагалось заполнить анкету с вопросами типа: Кому из родителей ребенок отдает предпочтение? Кто чаще занимается с ребенком? Какие черты беспокоят вас в его характере? Обращается ли ребенок к вам за помощью и т.п. После анкетирования были проанализированы отношения между взрослыми и детьми в семье. Так, 50% родителей предъявляют разные требования к ребенку, 31,25% родителей редко общаются с детьми, в основном с ними общаются бабушки, у 12,5% родителей наблюдается дефицит общения с детьми и только 6,25 % предъявляют одинаковые требования к ребенку.

Так, анализ результатов анкетирования помог разделить родителей на 4 группы.

1 группа: родители могут выявить лишь определенные явления и факты поведения ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек (25 % родителей)

2 группа: родители выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы(43,75 % родителей)

3 группа: родители стараются дать анализ явлениям раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.(25% родителей)

4 группа: родители достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны (6,25%)

Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает низкий уровень педагогической осведомленности. Зачастую они озабочены пребыванием ребенка в логопедической группе, считают, что дефект не столь серьезен и может пройти спонтанно. Большинство родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя речи, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слов. И поэтому они не пытаются поддерживать тесную взаимосвязь с педагогами группы, не видят смысла в выполнении домашних заданий с детьми дома и тем самым не стараются стать участниками педагогического процесса.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений. Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, необходимо рационально спланировать работу с родителями по преодолению речевых нарушений у детей.

Основная часть

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Цель работы с родителями - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Ожидаемые результаты:


  1. Участие родителей в воспитательно-образовательной работе

  2. Повышение педагогической культуры родителей

Задачи , которые я ставила, работая с родителями в течение учебного года:


  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;

  2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;

  3. Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

  4. Помочь родителям выбрать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;

  5. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

Успех в воспитании и обучении детей в ГБДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной теме (напр. тема в ноябре «Пальчиковая гимнастика»). Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические

Просветительские формы работы с родителями:


  1. Родительские собрания

  2. Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)

  3. Индивидуальные беседы

  4. Информационная корзина «Шкатулка вопросов»

  5. Консультации - всеобучи

Практические формы работы:


  1. Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)

  2. Семинары - практикумы с участием детей

  3. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

Подробнее остановлюсь на каждой форме работы.

Групповые родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям мы уделяется особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж - при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Собрание назначается во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Мне и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений.

Традиционные формы работы с родителями не совсем удобны, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними. Поэтому для более эффективного сотрудничества с семьями мы решили выпускать для родителей бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячную газету «Шпаргалки для семьи» с которыми они могут познакомиться дома. Бюллетень «Полезная книга для родителей» выпускается один раз в год и содержит в себе информацию о том, чему должен научиться в учебном году ребенок; составляется с учетом

Программных требований. Зачастую родители даже и не знают, что должен уметь их ребенок, но в тоже время требуют от него непосильного. Этот бюллетень как раз нацеливает на то, чему дети должны научиться, что у них развивать, формировать по каждому разделу программы и речевому развитию в целом.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо в начале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в группе выпускается один раз в месяцгазета «Шпаргалки для семьи» . Она подчинена определенной тематике. Так, в год выпускается 7 журналов по разным темам: «Артикуляционные упражнения»; «Пальчиковая гимнастика»; «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готов ли ваш ребенок к школе» и др. (см. Приложение) Каждый родитель может взять газету домой и ознакомиться с ней дома. Выпуск газет позволил более плодотворно сотрудничать с родителями, которые с удовольствием знакомятся с их содержанием, делятся своими впечатлениями друг с другом, своим опытом по той или иной проблеме, также задают появившиеся вопросы нам. Отзывы родителей об этой форме работы положительные.

Фотогазета «В мире детей» представлена в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой газеты родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми в группе. Газета меняется 2 раза в год. Родителям и детям очень нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями.

Стенд «Ступеньки к школе» На этом стенде в сжатой форме отражается содержание основных моментов коррекционно развивающего обучения: советы родителям по выполнению домашних заданий, памятки и т.д.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы . В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в воспитании ребенка, коррекции речевых нарушений. Беседа может проводиться в течение всего учебного года и с каждым родителем. Зачастую родители на индивидуальных беседах задают вопросы, касающиеся непосредственно проблем развития их ребенка, они рассказывают о трудностях, которые возникают у них при воспитании и коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Информационная корзина «Шкатулка вопросов» организуется с целью получения тех вопросов, которые для родителей актуальны. Корзина представлена в виде коробки с прорезью, куда родители в письменном виде помещают свой вопрос или предложение по работе группы. Вопросы могут быть анонимного характера. Как правило, ответы на вопросы родители получают в ходе индивидуальных бесед или на консультациях.

Консультации-всеобучи в совместной работе учителя-логопеда и родителей важны. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций определяется на весь учебный год. Консультации - всеобучи важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих и докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций - всеобучей это - «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях-всеобучах родители могут делиться опытом друг с другом.

Дневник красивой и правильной речи представляет собой обычную тетрадь. В нем записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий в дневнике позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата. На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Это обозначается буквами: «П»- звук требует постановки; выполняем артикуляционные упражнения «А»- звук требует автоматизации в слогах, словах; «Д»- звуки нуждаются в дифференциации; «С»- необходимо следить за правильностью произношения этого звука в самостоятельной речи. Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь. Также в дневнике дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом, а на следующих проверяются. Если ребенок еще не в совершенстве выполняет то или иное задание, то оно задается еще раз. Родители выполняют записанное задание до тех пор, пока в тетради не появляется оценка (наклейка). Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию логопеда может легко без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук, назвать картинки, повторить предложения, стихи и т.д. Родители отмечают удобство, доступность, наглядность, последовательность, систематичность, индивидуальность для каждого ребенка таких записей. Так, при

Использовании дневника и помощи родителей закрепление произносительных навыков протекает более продуктивно. Фонетический дневник стимулирует родителей для своевременного и качественного выполнения домашних заданий с детьми. А наклейки в тетради вызывают желание у ребенка стремиться к лучшим результатам.

В структуре речевого дефекта детей с ОНР особое место занимают лексико-грамматические трудности. В коррекционно-развивающей работе по их преодолению используют различные приемы и методы. Мною были составлены логопедические тетради , для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий - закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Многие логопеды спорят о необходимости ведения логопедической тетради, ведь все знания даются на логопедических занятиях. Но, чтобы лучше закрепить в речи правильные грамматические категории необходимо постоянно тренироваться, а тренировка не только в детском саду, но и дома с близкими людьми даст более положительный эффект в речевом развитии детей. Другая цель- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Именно родители организуют свободное общение во время совместных прогулок, бесед, походов в магазин и т. д. участие родителей в данном виде деятельности является мощным стимулом в формировании речевых навыков ребенка. Родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению домашних заданий. Для удобства в тетради имеются необходимые рекомендации, правила выполнения заданий. Выполнять упражнения рекомендуется в игровой форме, на прогулках, в играх с мячом, а затем только записывать ответы детей. Также родителям необходимо создать учебную зону для ребенка дома, чтобы выполнять задания на развитие мелкой моторики. В основе составленных тетрадей положены дидактические принципы: переход от простого к сложному, системность, учет ведущей деятельности. Домашние задания в тетради разделены на 2 блока: первый блок (разделен по лексическим темам) направлен на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи. Второй блок (разделен на звуки и буквы, которые изучаются на занятиях) направлен на развитие фонематических представлений ребенка (представлений о звуках речи) и первоначальному обучению грамоте (т.е. простейшему чтению и подготовки руки к письму), то есть данный блок направлен на подготовку ребенка к школе. Предлагаемый материал строится по лексическому принципу. При составлении тетрадей я опиралась на программу Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Уровень выполнения заданий оценивается в виде печатей, наклеек. Если материал ребенком недостаточно усвоен, он отрабатывается на индивидуальном занятии с логопедом и в ходе логочаса с воспитателем.

Семинары - практикумы с участием детей проводятся с целью практического овладения родителями способами и приемами работы с детьми дома по устранению речевых нарушений. Используя эту форму, я стараюсь доступно и наглядно изложить в практической форме способы работы с детьми по тому или иному заданию. Так, мною демонстрируются фрагменты занятий, комментируются действия детей, задачи, последовательность выполнения заданий, тем самым я обучаю родителей игровым приемам, развиваю навыки общения с ребенком и коррекции его речевых нарушений. Как правило, данная форма работы проводится по подгруппам.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, приемов и методов, она служит стимуляцией активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, мы активизируем родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Так, с этой целью я провожу фронтальные открытые занятия для родителей. Онипроводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Так, открытые занятия проводятся 2 раза в год: в середине учебного года и в конце. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Также можно привлекать родителей к проведению занятий. “Вооружившись” знаниями на консультациях и семинарах-практикумах, они пробуют эти знания применить на практике. Конечно, с родителями заранее обговариваются задания, которые им нужно провести с детьми. Обычно участвуют в занятии 2-3 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы значительно повышается.

Индивидуальные открытые занятия знакомят родителей с практическими приемами автоматизации звуков. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий по дневнику красивой и правильной речи.

С помощью вышеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.

Выводы

Учитывая индивидуальность каждого из родителей, рационально спланировав работу и приступив к ней, у меня возник интерес проверить, насколько поменялась позиция родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, а также повысилась ли педагогическая компетентность, осведомленность родителей, после проведенной с ними работы. Для этого, опираясь на технологию изучения семьи, предложенную О.В. Солодянкиной, повторно проводилось анкетирование. Анализ результатов анкетирования позволил установить следующие факты: родители дают развернутые ответы на вопросы анкеты, с готовностью откликаются на просьбы, серьезно воспринимают домашние задания, тщательно выполняют их, осознают речевые нарушения ребенка не только в неправильном произношении, но и в лексико-грамматической стороне речи. Родители стали достаточно педагогически наблюдательны. Также можно отметить, что родители стали предъявлять справедливые требования к ребенку, прислушиваться к советам педагогов, проявлять заинтересованность к процессу воспитания и развития детей. Анализ результатов анкетирования помог повторно разделить родителей на 4 группы

1 группа: родители могут выявить лишь определенные явления и факты поведения ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек (0% родителей)

2 группа: родители выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы (12,5 % родителей)

3 группа: родители стараются дать анализ явлениям раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.(56, 25% родителей)

4 группа: родители достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны. (31,25%)

Сравнительный анализ показывает, что уровень педагогической культуры возрос

Таким образом, для успешной коррекции речевых нарушений необходимо проводить просветительскую работу, привлекать внимание родителей к проблемам ребенка, научить их действовать совместно.

Следовательно, можно сказать, что систематическая, последовательная, разнообразная работа с родителями включает их в коррекционно-педагогический процесс и делает его участниками, что приводит к более высокому уровню педагогической осведомленности, а, следовательно, и у детей повышается уровень речевого развития.

Список литературы.


  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольно-образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. №5

  2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009

  3. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. М., 2007

  4. Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. 2004. №4

  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004

  6. Максаков А.М. Правильно ли говорит ваш ребенок? М., 1988

  7. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. №11

  8. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М., 2007

  9. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007

  10. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. № 1

  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993

You have no rights to post comments

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками

с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся. Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.
Начнем с начала учебного года. После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.

После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.
Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целю которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы бесед могут выглядеть следующим образом:

    «Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.

    «Педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения в речевом развитии». Логопед подробным образом останавливается на психологических особенностях детей, имеющих нарушения речи, побуждает учителя более терпимо относиться к подобным учащимся.

    «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи. Разумеется, в идеале, педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, но речевые дети наиболее остро нуждаются в этом.

    «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, способствующими благоприятно влиять на развитие речи детей. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.

    «Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.

Кроме всего прочего, учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.
По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.

В идеале, выпуск из логопедической группы так же должен осуществляться после подробного совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь может прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место на логопункте займет ребенок, который остро нуждается в оперативной логопедической помощи.
Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходима для оптимизации учебного процесса.

Чтобы работа логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов.
У логопеда и учителя начальных классов единая цель коррекционного обучения: дать качественное образование школьникам.
Но различные задачи взаимодополняющие друг друга: логопед устраняет речевые дефекты, развивает устную и письменную речь до такого уровня, на котором ребенок смог бы успешно обучаться в школе; учитель начальных классов продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, приобретенные в процессе логопедической работы.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов осуществляется поэтапно:

Школьный логопед

Учитель начальных классов

    Проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с его результатами.

    Приступает к планированию коррекционной работы, учитывая программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем.

    Участвует в работе методических объединений учителей начальных классов.

    Проводит консультации для учителей начальных классов.

    Знакомит логопеда с учебной программой и стандартом начального образования.

    Сообщает о применяемых методах, приемах и технологиях обучения.

2 этап - подготовительный (октябрь)

Совместно учителем начальных классов и логопедом уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой. Проводится работа по развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление). Проводится работа по развитию свойств внимания и памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой моторики).

    Периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия.

    Показывает учителю начальных классов логопедические приемы, которые отрабатываются на логопедических занятиях.

    Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма, проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

    Ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

    Сообщает информацию об успеваемости учащихся.

    При помощи логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

    Помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт.

4 этап – оценочный (май)

    Проведение анализа коррекционной работы.

    Проведение анализа учебно – воспитательной работы.

Совместное определение перспективы дальнейшей деятельности.

Взаимодействие учителя и логопеда

в ходе формирования навыка выразительного чтения

Для оптимизации обучения младших школьников чтению необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование развивающих игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны. У младших школьников с нарушениями речи отмечается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая моторика.

Многие отличаются еще и тем, что имеют слабый, тихий, невыразительный голос. Чрезмерно тихое или торопливое чтение, а также невнятное произношение слов ведут к тому, что слушающие с трудом понимают читаемое и сам читающий лишен возможности контролировать процесс своего чтения. Выявленные факты побуждают к поиску таких форм работы по развитию интонационной выразительности, которые бы помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное удовлетворение.

Чтобы работа учителя начальных классов стала более эффективной, целесообразно организовать совместную работу учителя и логопеда. Их взаимодействие проходит через взаимопосещение уроков и логопедических занятий, участие логопеда в методическом объединении начальных классов, консультативную деятельность, выработку единых требований к речи детей, контроль учителя за правильностью речи учащихся (см. схему 1).

Особую актуальность приобретает совместная работа учителя и логопеда над выразительностью речи на уроках чтения. Выразительность является одним из важнейших качеств хорошего чтения. Выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенных навыков, связанных с произносительной культурой речи. Это тон, сила и тембр голоса, ритм, темп речи, логическое ударение.

Важнейшими предпосылками выразительности чтения является состояние навыка чтения: сознательность, правильность, скорость чтения, громкость и подвижность голоса, правильное дыхание при чтении, дикция, правильность произношения, соблюдение словесных ударений. В дальнейшем все средства работы над выразительностью речи активно включаются учителем на уроках чтения. Учитель по заданию логопеда на пятиминутной речевой разминке дает детям специальные задания на дыхание, звукоподражание. Ученики повторяют скороговорки и чистоговорки, выполняют речевую зарядку, хором читают отдельные фрагменты текста.

Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста, она отлично служит целям коррекции личности ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, малообщительные, дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в учениках убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.

Чтение за учителем – один из эффективных приемов, применяемых учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Смысловое толкование отдельных слов и словосочетаний обогащает словарь учащихся. Подбор ярких, эмоциональных стихов создает радостное настроение на весь день, способствует полному восприятию учебного материала на уроке. Четкое проговаривание, печатание вырабатывают орфографическую зоркость, увеличивают темп и качество чтения учащихся. В результате все ученики справляются с нормой чтения.

Ролевое чтение – К такому чтению дети готовятся с учителем на самоподготовке, где они продумывают костюмирование, что повышает интерес к инсценировке.

Поскольку у отдельных детей наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, необходимо поддерживать у них устойчивое внимание и интерес на всем протяжении урока. Главный упор делается на театрализацию сказок, где дети перевоплощаются с героев, передавая голосом и жестами повадки и характер животных, раскрепощаются не только в речи, но и в движениях. В песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании ученикам легче проговаривать поставленные звуки. Самая главная цель – развитие интонационной выразительности и коммуникативных способностей учащихся.

Мы в лес пойдем,

(дети маршируют)

Детей позовем: «Ау! Ау!»

(руки рупором)

Рано – рано поутру

Пастушок: «Туру – ру – ру!»

А коровы вслед ему

Замычали: «Му – мууу».

И.Токмакова

Была тишина,

тишина,

тишина,

Вдруг

Шепотом

Грохотом грома сменилась она,

И вот уже дождик

Тихонько –

ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит.

Уже барабанит!

Очень громко


Развитие высоты голоса – одно из важных средств его выразительности. Игры, развивающие высоту голоса, раскрепощают голосовой аппарат у ребенка, вызывают у него радостный подъем настроения, активизируют эмоциональные реакции.

Примеры игровых упражнений.

КУКУШКА

КУКУ КУКУ

КУКУ КУКУ КУКУ

ПЕТУХ

КУ

РЕ

КА

КУ

Развитие интонационно – выразительной стороны речи. Инсценировка доступных детям стихотворений, басен, сказок («Колобок», «Репка», «Три медведя»).

Большое значение для выразительности чтения имеет правильность и точность логических ударений.

Стихотворение об ударении (дети должны поставить молоточек над ударным слогом).

В стране слогов и слов

порядок строг,

Во всяком слове есть

ударный слог.

Зовется он ударным оттого,

Как будто молоточком

ударяют –

И в каждом слове это

повторяют.

А. Усачев

Подражание голосам героев сказок, басен; чтение потешек, загадок, считалок, пословиц – все эти упражнения развивают мелодико – интонационную сторону речи. Наличие мелодии в речи при чтении вслух – один из важных показателей выразительности чтения. Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты в разговорной речи детей весьма заметно.

Мелодия окрашивает слова разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, ненависти и одобрения, восхищения, уважения, любви.

Интонация придаёт речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи. Бесконечное разнообразие интонаций достигается благодаря изменению высоты, силы, тембра голоса; устранение назализации улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребёнка.

Вместе с детьми был поставлен спектакль по сказке «Заюшкина избушка».

В итоге отмечены положительные результаты:

Возбудимых детей сказка дисциплинировала, а пассивных и робких – активизировала;

В увлекательной форме работы, без принуждения проходит автоматизация звуков;

Заинтересованность в положительных результатах объединяет в работе логопеда и учителя.

Логопедическое занятие

Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка».

Цели: формирование умения пересказывать сказки близко к тексту; активизация голосового аппарата, речевого дыхания, снятие излишнего напряжения; создание ситуации успеха.

Оборудование: картина «Весна», дидактические карточки, предметные картинки: корова, комар, собака, кошка; серия картинок по сказке «Заюшкина избушка».

Ход занятия.

    Организационный момент.

Сегодня мы будем учиться красиво говорить. Вы хотите этого?

2. Сообщение темы занятия.

1) Рассматривание картины «Весна».

Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? Назовите все признаки весны.

2) Артикуляционная гимнастика:

Гигиенический массаж: легкое поглаживание ото лба до переносицы; движение рук при умывании, от шеи в направлении к туловищу;

Имитация жевания. Чтобы хорошо работать на уроке, надо хорошо подкрепиться (представьте, что вы едите яблоко, богатое витаминами);

Движение губ: «трубочка – улыбка»;

Движение языка («язычок на солнышко»: лежал- лежал, замерз, спрятался, выглядывает сквозь заборчик, решил посмотреть, что делается вокруг);

- «лошадка» - щелканье кончиком языка (поехали в лес);

Активизация мягкого неба (погоняем лошадку, чтобы скакала веселей):

а а а;

э э э;

аэ аэ аэ;

эа эа эа.

А вот посмотрите, кто повстречался нам в лесу?

(Корова).

Как она мычит?

«Мычание коровы»:

МУ – большая корова;

му – теленок.

3) Дыхательная гимнастика:

в ж ф с ш л р б д г п т к х л;

с р т ц к г ш д ф ж з в ч б к;

к л н г в р м с к в д ж з н т.

А вот первые цветы.

Как они пахнут?

Глубокий вдох через нос – понюхали.

А вот назойливый комар проснулся – ЗЗЗЗЗЗ.

Людмила Нахашева
Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме : "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества образования ".

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов начинается с первого учебного дня. Взаимодействие в работе происходит практически во всех видах учебной деятельности. Многие из проблем, мешающих успешному овладению учебными навыками, поддаются корректировке на логопедических занятиях.

По совместно составленному плану логопед принимает участие в работе :

Методического объединения учителей начальных классов ;

Педсоветов;

Психолого-медико-педагогического консилиума, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Одним из важнейших условий совместной работы логопеда и учителя является выработка единства требований к учащимся.

Мной учителем-логопедом и учителями начальных классов , разработаны требования , для достижения цели каждого занятия с детьми логопатами : -всесторонне развивать личность учащегося - логопата;

Обучение должно носить воспитывающий характер;

-учитывать возрастные особенности детей;

-учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

Добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

Предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;

Широко использовать наглядность, игровые методы и приемы.

В течение учебного года с учителями проводится консультационная работа .

В сентябре учителя были ознакомлены с результатами первичного логопедического обследования. Совместно с учителями было составлено расписание логопедических занятий, определены направления индивидуальной коррекционной работы с детьми . В период учебного года, все педагоги получают необходимые консультации. На уроках учителя используют комплексы дыхательных и артикуляционных упражнений, предложенных логопедом. Я как, логопед, в структуру занятия включаю лексические темы, которые дети изучают на уроках, например : «Школа» , «Моя семья» , «Дикие и домашние животные» и другие, так же применяются лексические темы, отражающие региональный компонент, например : «Животные и птицы Краснодарского края» , «Особенности весны на Кубани» , «Наша станица» , «Животный мир Краснодарского края» и т. д. Учителя , в свою очередь, закрепляют отработанные на логопедических занятиях навыки по коррекции устной и письменной речи. Учитель и воспитатель с помощью логопеда осуществляет контроль за правильной речью детей, участвует в формировании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку формулировать ответы на уроках и организует речевое общение школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся, у которых остро стоит проблема коммуникации, а также для детей с общим недоразвитием речи.

Свои знания и умения дети показывают на логопедическом утреннике, который проводится в рамках недели «Психологии и коррекции» .

Для учащихся 1 класса , совместно с педагогом, в период дополнительных зимних каникул, проводилось развлекательное мероприятие «Занимательная логопедия» .

С учителями надомного обучения проводятся индивидуальные консультации по темам : «Разнообразие методов и приёмов для развития связной речи» , «Как помочь заикающемуся ребёнку?» , «Развитие зрительного восприятия у младших школьников» и др.

В логопедическом кабинете в речевом уголке, обновляются рекомендации для педагогов и родителей. Систематическая работа в тесном контакте с учителями , посещение уроков учителей с целью наблюдения за учащимися - речевиками, дают высокую эффективность каждого занятия, своевременное выявление трудностей, которые испытывает ребенок на уроках и определение целей для каждого занятия.

Публикации по теме:

Данная работа будет интересна, как начинающему логопеду, так и логопеду с опытом. В ней последовательно отражены этапы коррекционной работы.

Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением и введением в действие, Федеральный.

Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

В последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т. д. Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т. е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Очень часто учитель-логопед сталкивается с тем, что учитель встречает его появление в классе настороженно. Происходит это от того, что учителя, особенно из числа учителей старшего поколения, неправильно представляют себе цель логопедической работы в школе. Они считают, что логопед занимается только исправлением звукопроизношения у детей, и не понимают, зачем логопед берет на занятия учеников, правильно произносящих все звуки. На этой почве возникают конфликты между логопедом и учителем начальных классов.
Чтобы этого не произошло, учитель-логопед должен выступить на одном из методических объединений учителей начальных классов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры. В своем сообщении логопед также рассказывает о содержании коррекционной работы, о ее организации, о том, как связана коррекционная работа с программой обучения по родному языку и чтению. Практика показывает, что учителя начальных классов, познакомившись ближе с целями и задачами логопедической работы в школе, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда. Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.
На методических объединениях целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы. Часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно ими пользуются на уроках.
Логопед обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов, что на логопедический пункт зачисляются ученики с нарушениями речевого развития, но с сохранными интеллектом и слухом. Если в классе есть ребенок, у которого снижен интеллект или слух, то направлением его к врачу-специалисту и выводом в специальные школы занимается учитель, поскольку именно учитель работает с этим ребенком, ежедневно наблюдает его и может всесторонне охарактеризовать. А в случае если такой ученик занимался на логопункте, логопед пишет на него характеристику и отдает ее учителю для приобщения к документам ребенка.
В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников и знакомит учителя с результатами. Также логопед знакомится с учебной программой и стандартами начального общего образования, интересуется технологиями и методами, применяемыми учителем. При планировании коррекционной работы логопед обязательно учитывает программные требования по русскому языку, чтению, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, логопед стремится к тому, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе.
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно, поправляет его. Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом.
Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Целесообразно изготовить и раздать учителям таблицу-памятку с перечнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.
Кроме того, во избежание недоразумений, учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать и за количество самостоятельно обнаруженных, исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки. Логопед должен убедить учителя в том, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика-логопата благоприятного психологического климата на уроке.
Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. «Учимся у тех, кого любим» — это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе. Вовлечение родителей в коррекционный процесс важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, бывают к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно — сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра методов и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками. Нередко, даже опытные педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Так что же нужно сделать, чтобы активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным? Как построить свою работу? Сотрудничество учителя — логопеда и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если будут обеспечены следующие условия:
1. Работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы.
2. Логопед будет иметь индивидуально — дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку.
3. Внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
4. Отношения между родителями и логопедом будут доброжелательные, и их общая цель будет направлена на коррекцию речевых нарушений ребенка.
Самый распространенный метод общения с родителями — беседа, ею пользуются все логопеды без исключения, и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт. Как же провести беседу? Существует несколько этапов проведения беседы:
1-й этап — называется «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».
2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап — «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами и в целом использовать ее только для организации взаимодействия.
4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Такая поэтапная методика была разработана в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания и с успехом применяется многими логопедами.
Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Как правило, большинство родителей показывает сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, считают, что дефект не столь серьезен и может пройти спонтанно. И такому же многим родителям не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время появляются родители, которые проявляют якобы осведомленность и огромный интерес к процессу коррекции, сетуют, если он затягивается, но, на самом деле, дома с ребенком практически не занимаются. Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.
Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительное собрание. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды, некоторые негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт. Если же родители ребенка все-таки отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем. «А нам никто ничего не говорил», — часто говорят родители, неоднократно предупрежденные о речевых проблемах своего ребенка еще в дошкольном возрасте, или требуют зачислить ребенка в логопедическую группу, когда набор уже закончен и все группы сформированы.
Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, подключить их к процессу коррекции речи детей. На первом групповом родительском собрании важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию логопеда. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел один-два примера из своей практики. Получив, таким образом, самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на родительское собрание на логопункте. На этом собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей — дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях нарушений речи. Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, расписании занятий. Необходимо обратить внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».
Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы. В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами.
Далее логопед обращается к родителям, дети которых будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он объясняет, что эти дети должны иметь специальные тетради, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком. Затем логопед информирует о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.
В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю. Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, что авторитет логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся.
На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это, прежде всего, в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от логопеда требуется максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации.
В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание, на котором он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы, наглядно, на конкретных примерах, показать результаты коррекционной работы. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.
Вторую половину собрания можно посвятить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего, напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и работу по их постановке придется начинать заново. В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи своих детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми по время поездок.
Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации — эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо в начале убедить в этом, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в кабинете вывешиваются информационные стенды, статьи в уголках для родителей: «Советы логопеда», «Пальчиковая гимнастика», «Фонематический слух-основа правильной речи», «Готов ли ваш ребенок к школе», «Леворукий ребенок» и др. Выставки «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!», представлена в виде фотографий детей на занятиях. Родителям и детям очень нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями.
Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей консультации. Они должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций — «Артикуляционная гимнастика», «Приемы автоматизация звуков» и др. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.
Во всех школах проходят Дни открытых дверей. Как правило, в это время проводятся собрания для родителей будущих первоклассников, на котором учитель-логопед подробно рассказывает о речевой готовности детей, поступающих в первый класс, дает рекомендации.
Логопед обязан идти в ногу со временем. Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты. Для этого используется блог учителя-логопеда на школьном сайте.
Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, конечно, не должно быть самоцелью. Гораздо важнее так качественно изменить содержание собраний, консультаций, бесед, чтобы родители услышали логопеда, захотели и смогли помочь своему ребенку.
Родители — естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство — любовь к своему ребенку. А наше дело организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Вот тогда мы и сможем выстроить подлинное доверительное партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества логопеда и родителей.

Сообщение на тему:

«Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов»

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Чтобы работа школьного логопеда была более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Логопедическую работу в начальных классах условно можно разделить на 4 этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции. Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя. 1 этап – ориентировочный Март – май Задачи этапа: -определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника; -выявление детей с речевыми нарушениями; -консультативная помощь родителям в подготовке к школе детей с речевыми нарушениями. С марта по май в школе организуются специальные занятия для будущих первоклассников, которые проводит учитель один раз в неделю. Логопед имеет возможность обследовать состояние речи всех зачисленных детей на эти занятия, и выявить детей с речевыми нарушениями. 2 этап – диагностический 1 – 15 сентября Задачи этапа: -определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников; -планирование соответствующей коррекционной работы. В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников, и знакомит учителя с результатами. Логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами. Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе. Кроме того, на данном этапе возможно запланировать следующие мероприятия: -совместное проведение родительских собраний; -участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов; -консультации логопеда для учителей; -участие в работе ПМПк и др. 3 этап – коррекционный 15 сентября – 15 мая Задачи этапа: - устранение речевых нарушений; -развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе. Длительность данного этапа для каждого ребенка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения (дислалии) коррекция может продолжаться в среднем от 2-х до 6-ти месяцев, а при ОНР – до 2-х лет. В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится все более тесной. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года). На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР. На уроках русского языка учитель включает упражнения по развитию фонематического восприятия. Учитель, как и логопед, тоже учит различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учит соотносить звуки и буквы; производить звукобуквенный анализ. Чтобы детям было интересно - все эти упражнения можно проводить в виде дидактических игр. Некоторые из таких игр логопед может предложить учителю применять на своих уроках Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука р на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания: -прочитать словарные слова с буквой «р»; -прочитать и записать названия птиц (сорока, ворона, воробей ); -составить предложения с этими словами ит.д. Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы: -учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках); -учет возрастных особенностей детей; -предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения; -осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности; -закрепление знаний и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках; -придание обучению воспитывающего характера; -всестороннее развитие личности учащегося. Подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий. Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок. В целях пропаганды своих занятий логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальных классов осуществляется также на методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Логопед выступает здесь с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Логопед, как и учителя начальных классов, является членом ПМПк, на заседаниях которой рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения. 4 этап – оценочный Задачи этапа: -подведение итогов; -проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы; -определение перспективы дальнейшей деятельности. Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. В обобщенном виде взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов представлена на схеме В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.