Развитие речи дошкольников по фгос конспекты занятий. Занятие по речевому развитию". план-конспект занятия по развитию речи на тему. Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики

Конспекты

занятий по развитию речи

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

занятие № 1

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории - С.Л. Ненашева

Нефтеюганск, 2017

Занятие 1
Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

Материал. Картинки с изображением лисы.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый - это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще... у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще...»

Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Как она начинается? заканчивается?

- Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?

- А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?

- Какие слова и выражения вам больше всего понравились?

- Послушайте сказку еще раз,- предлагает воспитатель,- потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.

Заслушиваются 3-4 пересказа.

Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой - «командой»).

Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.

- Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.)

- Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)

- Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?

- Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)

- Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...)

- А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка...)

- Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный - это река или ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая - это блюдце или чашка?

Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.

Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.

Занятие 2

Рассказывание по картине «В школу»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;

грамматика: учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков с и ш; Развивать интонационную выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Материал. Картина «В школу».

Ход занятия

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задает вопросы:

- Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

- Что находится у школьников в портфелях? (Пенал, тетради, учебники...) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.)

- В какое время года дети начинают учиться?

- Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)

- Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)

- Послушайте слова - учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов-родственников общая? А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)

Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предварительно воспитатель поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем - о том, что вы видите на картине».

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:

«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу...»

Воспитатель дает задание: «Скажите предложение Я пойду в школу так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».

Занятие 3

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Задачи. Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта;

грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий;

словарь: учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Задает вопросы:

- О чем говорится в этом рассказе?

- Чем Мите понравилась зима?

- Что ему понравилось весной?

- Что запомнилось Мите летом?

- Какими словами мальчик сказал об осени?

- Почему рассказ называется «Четыре желания»?

Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды).

Далее воспитатель предлагает новое задание: «Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного опыта). (Рассказов должно быть не менее четырех.)

«Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,- говорит воспитатель.- Лето было хорошее, а осень - лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно». Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистый), высокий (выше, более высокий), стройный (стройнее, более стройный), весело (веселее, более веселый), теплый (теплее, более теплый), сильный (сильнее, более сильный) и др.

В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.

«В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?» -спрашивает воспитатель. (Наступила.) Затем называет другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь), нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.

Далее дети упражняются в подборе антонимов. «Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу?» - спрашивает воспитатель (маленький). Затем дает еще ряд слов: хороший (плохой), холодный (теплый), идти (стоять), говорить (молчать) и др.

- Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла... (тепло, цветы, траву и т. п.) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.

Занятие 4

Коллективное рассказывание

Задачи. Связная речь: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова;

словарь: упражнять в подборе определений к заданным словам.

Материал: картинка с зайцем (зайцами).

Ход занятия

Воспитатель помещает на стенд картинку с зайцем. Задает вопросы:

- Как можно сказать про зайца, какой он? (Пугливый, трусливый, серый...)

- Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? (белая, пушистая, мягкая.)

- Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (Веселое, хорошее, бодрое, грустное.)

Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.

Воспитатель задает вопросы:

- Как называется детеныш зайца? (Зайчонок.) А как можно сказать по-другому? (Заинька, заюшка, зайчишка.) - Если дети затрудняются ответить на второй вопрос, подсказывает: «Как можно назвать зайчонка ласково?»

- Как называются детеныши зайца? (Зайчата.) А как сказать по-другому? (Заиньки, зайчата, заюшки.)

- Какие бывают зайчата? (Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.)

Не следует добиваться, чтобы дети называли много слов. Главное - ответ должен быть правильным. Например, ребенок отвечает: «Длинные уши». Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: «А как это можно сказать одним словом?» Если нужно, приходит на помощь: «Длинноухий». (Быстрые ноги - быстроногий, косые глаза - косоглазый и т. п.) Воспитатель задает еще ряд вопросов:

- Где живут зайцы? (В лесу.)

- Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек.)

- Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (Лесная.)

- Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (Лесник, лесничий.)

Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали,- обобщает воспитатель,- лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть -лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

- река! (Реченька, речка, речной.)

- Как можно сказать о маленькой реке? (Речка.)

- Как можно сказать о реке ласково? (Реченька.)

- Как называется песок на реке? (Речной.)

Воспитатель предлагает: «А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно и в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано».

(Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котором обрывается предложение в письме: «Мы сделали лодку, чтобы...» - «чтобы покататься».)

Примерный текст письма: «Здравствуй, Тепа. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы... Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые... Мы начали кричать так громко, что... На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы... Мы быстро высохли и согрелись, потому что пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько... Скоро мы будем дома».

Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Сообща отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.

В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.

Занятие 5

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

3адачи. Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

словарь: упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков з и ж, учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Задает вопросы:

- О чем рассказывает автор в этом произведении?

- Что вас заинтересовало в рассказе? Какие моменты вам понравились?

- Какие выражения и слова вам больше всего запомнились и понравились?

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель предлагает одному из детей выбрать себе второго рассказчика и договориться с ним, кто будет пересказывать первую часть, а кто - вторую. Остальных детей просит внимательно слушать рассказчиков (для последующей оценки). Заслушиваются четыре пересказа.

Воспитатель обращается к детям:

«Вот выкупались медвежата и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный, веселый. Он очень любил играть. Залез на дерево и чует - медом запахло. Обрадовался, слез с дерева - и к маме! Какой был медвежонок, как можно сказать про него? (Веселый.) Подберите к слову веселый слова, близкие по смыслу (радостный, оживленный...).

- А если он был веселый, то он к маме не просто пошел, а... побежал, понесся, полетел, помчался сломя голову...

- Другой медвежонок тоже любил играть. Но уж очень он был медлительный. И вечно с ним что-нибудь случалось. Только он подошел к дереву, как его ужалила пчела. Совсем ему плохо стало. И он тоже пошел к маме. Какой был второй медвежонок? Подберите к слову веселый слова, противоположные по смыслу (грустный, скучный, печальный...).

- А если он был грустный, то он, наверное, к маме не просто пошел, а... поплелся, побрел...».

Воспитатель выделяет голосом в слове медвежонок звук ж и спрашивает, какой звук был выделен.

- В названиях каких животных еще есть звук з,с? (Журавль, жук, жаба...)

- В названиях каких животных есть звук з или з? (Заяц, змея, зебра, козел...)

Дети называют слова и говорят, какой звук з - твердый или мягкий.

Затем воспитатель произносит скороговорку: «Лежит ежик у елки, у ежа иголки».

Часть детей повторяют скороговорку быстро, несколько человек - в умеренном темпе; те, кто еще недостаточно отчетливо произносят звук ж,- в слегка замедленном темпе.

Занятие 6

Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

грамматика и словарь: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, учить образовывать относительные прилагательные; упражнять в подборе определений; развивать умение сравнивать;

звуковая культура речи: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса.

Материал. Картины из серии «Домашние животные»; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком».

Ход занятия

Воспитатель выставляет на стенде четыре картины. Предлагает дать название каждой картине. Дети придумывают названия -и сообща отбирают наиболее удачные.

- Вспомни, как называются детеныши животных. У лошади... жеребенок. Много... жеребят. У коровы... теленок. Много... телят. У свиньи... У козы...

- Как можно назвать этих животных одним словом? Они дикие или...? (Домашние.) Каких еще домашних животных вы знаете? (Кошка, собака.)

- Как называют детеныша собаки? (Щенок.) Один - щенок. Несколько, много... (Щенков, щенят.)

Воспитатель объясняет, что одинаково правильно сказать: щенки, много щенков и щенята, много щенят.

- Если у теленка длинные ноги, то как можно назвать его одним словом? (Длинноногий.) Если у него большие глаза, он... большеглазый.

- Скажите, какая лошадь и какой жеребенок? Сравните их. (Лошадь большая, жеребенок маленький. Корова рогатая, теленок безрогий.)

Воспитатель дает задание составить рассказ по одной из картин. Дети не только рассказывают о том, что нарисовано, но и придумывают предшествовавшие и последующие события. Пока ребенок рассказывает, остальные внимательно следят за развитием сюжета, правильным его построением.

Затем организуется группа из четырех человек. Каждый выбирает себе картину, о которой будет рассказывать. Составляется общий рассказ по четырем картинам. Остальные дети оценивают рассказ и придумывают ему название.

Воспитатель предлагает детям вместе сочинять рифмовку. Говорит первую строчку, а дети придумывают вторую.

- Жеребенок, где гулял? (Я по улице скакал.)

- Ты, теленок, где гулял? (Я за мамою бежал.)

- Эй, козленок, где ты был? (Из ведра водичку пил.) Дети выбирают любые понравившиеся им двустишия и повторяют их медленно и быстро, громко и шепотом.

Занятие 7

Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»

Задачи. Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет;

грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; упражнять в словообразовании;

звуковая культура речи: упражнять в дифференциации звуков ц и ч; отрабатывать отчетливую дикцию.

Материал. Картинки: заяц, волк, белка, кролик, галка.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришла новая девочка Таня. Она ничего не знала о том, что надо делать, как себя вести. Стала Таня собираться на прогулку. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы...)

- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, ботинок...)

- Таня была еще маленькая и не очень хорошо знача, куда что надо класть. Давайте ей поможем.

- Хлеб кладут... в хлебницу, сахар... в сахарницу, конфеты... в конфетницу, мыло... в мыльницу, салфетки... в салфетницу, яйцо... в подставку для яиц, масло... в масленку, соль насыпают... в солонку.

- Потом Тане показали картинки с изображениями зверей, но она не очень хорошо знала, как называют их детенышей. Давайте все вместе поможем ей правильно назвать малышей. Кто у яйца? (Зайчата.) У волка? (Волчата.) У кролика? (Крольчата.) У белки? (Бельчата.) У галки? (Галчата.)

- Давайте придумывать рассказ «Первый день Тани в детском саду». Сначала расскажите, как маленькая девочка Таня узнала, что будет ходить в детский сад, потом - как она пришла в детский сад, что нового и интересного она там увидела, какое у |нее настроение, чем закончился ее первый день».

Если задача составить рассказ оказывается для детей трудной, воспитатель начинает сам: описывает настроение девочки, внешний вид групповой комнаты. После двух-трех рассказов дается оценка. Воспитатель следит, чтобы, анализируя рассказы, дети правильно строили предложения, отмечали интересное содержание.

Затем составляется коллективный рассказ: несколько детей I по очереди рассказывают каждый свою часть, предварительно договорившись, кто начнет, кто продолжит и т. д.

В случае необходимости воспитатель дает план рассказа. Воспитатель предлагает детям повторить скороговорку: «Села Таня за стол и уронила блюдце». Давайте все вместе скажем: «Очень часто бьются у Танечки блюдца». Скажем так, чтобы четко слышался каждый звук».

Примечание. Упражняя детей в образовании формы родительного падежа существительных, следует добиваться, чтобы ребенок называл каждое слово в именительном падеже и неоднократно повторял в косвенном падеже. В упражнениях на словообразование простые, легкие для них формы дети сразу называют сами, а сложные - сначала воспитатель.

Занятие 8

Рассказывание на заданную тему

Задачи. Связная речь: учить составлять короткий рассказ па заданную тему,

звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков с и ш, научить детей дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Материал. Парные предметные картинки на звуки с, ш, игрушки; картина «Луга и Луга» (пособие «Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).

X од занятия

Воспитатель показывает детям игрушки (собака, слон, лиса, кошка, мышка, лошадки и др.) и предлагает быстро ответить, в названиях каких животных есть звук сив названиях каких есть звук ш (т. е. ребенок должен выделить из слов эти звуки и произнести их протяжно).

Затем воспитатель раздает детям парные картинки: санки - шапка, шуба - самолет, шашки - сапоги, стол - душ, кошка -лиса, собака -лягушка и др. (одни и те же картинки могут повторяться у разных детей; не следует давать слова со звуком с" например, синичка и др.). Предлагает перевернуть обратной стороной вверх картинки, в названиях которых есть с. Проходит по рядам и проверяет правильность выполнения задания. Нескольких детей спрашивает, какие картинки они не перевернули, оставили открытыми, и просит назвать предметы, которые там изображены. Затем просит поднять руки тех, у кого названия картинок начинаются со звука ш. Дети по очереди называют картинки (шапка, шашки, шуба и др.). Остальные внимательно слушают, исправляют ошибки товарищей.

Далее педагог предлагает сначала поднять руки тем детям, у которых есть картинки со звуком ш в середине слова, а потом тем, у кого картинки со звуком ш в конце слова. То же с картинками на звук с. (Предварительно воспитатель предлагает перевернуть лицом вниз картинки со звуком ш и оставить открытыми картинки со звуком с.)

Воспитатель говорит загадки. Дети должны, не называя вслух отгадки, сказать, какой звук в этом слове - с или ш.

Рыжая, с пушистым хвостом.

Живет в лесу под кустом.

(Лиса.)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок.

Белые реснички,

(Ромашки.)

Маленькая, серенькая

Под полом живет,

По ночам скребет.

(Мышка.)

Пыль увижу - заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос.)

Воспитатель помогает детям заучить пословицу «Кошке смех, а мышке слезы», объяснив предварительно ее смысл. Просит выделить слова со звуками с и ш.

Далее дети выполняют задание придумать короткий рассказ на тему «Кошке смех, а мышке слезы».

Воспитатель предлагает послушать рассказ про двух зайчат г и помочь ему найти нужные слова. Рассказывает:

«Однажды утром зайчата Луга и Луга вышли из дома. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Луга взял с собой то, что имеет в названии звук о (ведро), а Луга взял с собой то, что имеет в названии звук у (удочка),

- Зайчата шли-шли и вышли на тропинку. Видят, из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, звуков в нем мало, и среди них есть звук у. Кто же это? (Уж.) Поздоровались зайцы с ужом, пошли дальше. Вскоре вышли к речке и стали рыбу удить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук с (сом), затем стала попадаться рыба помельче, в ее названии слышится звук щ. Кто отгадал? (Лещ, щука...)

- Дома зайчиха-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом. В названиях блюд слышались звуки с, щ. Какие это были блюда? А потом малыши получили игрушки: Луге досталась игрушка, в названии которой есть звук к. Что это за игрушка, дети? (Кукла.) А Луга получил игрушку со звуком ш в названии. Что это за игрушка?» (Машина.)

- А сейчас расскажите про зайчат, как они собирались на прогулку, кого встретили, как отдыхали дома,- говорит воспитатель.

Дети могут рассказать, объединяясь по трое.

Занятие 9

Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Задачи. Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

грамматика: учить подбирать однокоренные слова;

словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов;

звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадки:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

(Н. Артюхова.)

Дети отгадывают, что это заяц и еж. Воспитатель спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие еще бывают иголки.

- Где живут еж и заяц? (В лесу.)

- Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.) При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы:

- Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная.)

- Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.)

- Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)

- А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.

- Еж был смелый, а заяц - какой? (Трусливый.) Сейчас слу-| шайте внимательно, задание будет трудным.

- Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый...).

- Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный...).

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, | воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да, похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».

- Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

(Следует спросить не менее пяти детей - они могут рассказывать группами.) После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова, противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу -

Ну, отвечай... (конец).

- Давайте все вместе скажем стихотворение еще раз,- предлагает воспитатель.

Занятие 10

Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»

Задачи. Связная речь: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;

грамматика: упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных;

звуковая культура речи: упражнять в отчетливом произнесении потешек, в различении ритма, темпа речи и силы голоса.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

- В прошлый раз вы придумали интересную сказку о ежике и зайце. Вчера у зайца был день рождения. На дне рождения у зайца лесные звери играли, танцевали, отгадывали загадки о том, что они видели в лесу, в поле. Ежик загадал такую загадку: «Я видел много ромашек, васильков, колокольчиков. Где я был?» (В поле.)

- Каждый из вас может на себя взять роль любого животного. Подумайте, что вы принесете в подарок зайцу и какие загадки ему и его гостям загадаете о том, что вы видели, чего не видели, чего видели много. А заяц и остальные звери будут отгадывать.

При выполнении детьми упражнения воспитатель подсказывает, что и кого они могут назвать, и формирует навык употребления правильных окончаний у одушевленных и неодушевленных существительных в винительном падеже.

Воспитатель дает новое задание: «Сейчас вы будете придумывать сказку на тему «День рождения зайца». Сначала расскажите, кто собирался в гости к зайцу, что каждый из зверей собирался подарить зайцу. Потом расскажите, как звери поздравляли зайца, как они праздновали день рождения, как играли, загадывали загадки. Сказка должна быть интересной, короткой и законченной».

В придумывании сказки участвует несколько человек. Предварительно они договариваются, о чем и в какой последовательности будут рассказывать. Перед тем как дети начнут рассказывать, воспитатель говорит, что лучшие (по оценке детей) сказки будут записаны в альбом.

Воспитатель предлагает детям договаривать за ним строчки потешки в том же ритме (выстукивает ритм).

Подготовительная к школе группа 315

Зайчик-зайчик, как гулял?.. Ежик-ежик, с кем плясал?.. Эй, зверята, где вы были?.. Ты, лисичка, где гуляла?.. Медвежонок, где ты был?..

Затем дети повторяют потешку, которая им больше всего понравилась, медленно и быстро, громко и шепотом.

Воспитатель читает скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была». Вызывает нескольких детей и просит произнести скороговорку так, чтобы был отчетливо слышен каждый звук. Затем скороговорка произносится медленно, умеренно и быстро.

Открытого занятия по речевому развитию в средне-старшей группе «Лесная прогулка»

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк,заяц), модули, снежок.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся"(улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики старшей группы! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

В: Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Ребята а вы знаете чьи это следы? Давай так же как лисичка пройдем по следам.

Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

(Из-за ширмы появляется сова)

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Сова: Кто я?

(ответы детей)

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?

Дети: з-з-з-з

Сова: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Сова: ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Сова: водички?

Дети: с-с-с-с

Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед.

песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по мостику! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети: ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети : животные

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и ветка дерева склонилась, давайте пролезем по нее.

А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!

Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек , ветка - веточка , куст - кустик , ягода - ягодка , трава - травка , жук – жучок , елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек , облако- облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок , волк - волчонок , медведь - медвежонок ,
белка - бельчонок , ёж – ежонок , тигр – тигренок , слон – слоненок , лев – львенок , заяц – зайчонок , мышь – мышонок.

Воспитатель: Ребятки наш зайчик немного устал, давайте вместе с ним сделаем разминку.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок – скок – скок!

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

(ответы детей)

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

(белочка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…(волк)

Ежик: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

(выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

  1. Развивать речь детей.
  2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы четко, внятно, не торопясь.
  3. Создать у детей положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к совместной игровой и учебной деятельности.

1. Образовательные : формировать речевые навыки детей посредством театрализованных игр; активизировать в речи детей названия предметов и их качества; закреплять умение детей подбирать антонимы к словам с противоположным значением; закрепить умение интонационно выделять первый звук в слове называть его изолированно, закрепить знание сказки «Колобок» .

2. Развивающие задачи: развивать кругозор, образное и логическое мышление, творческие способности детей.

3. Воспитательные : воспитывать интерес к малым формам народного фольклора и эмоциональную отзывчивость на образность, интонационную выразительность, ритмичность художественного слова.

Демонстрационный материал: персонаж сказки колобок (картинки) ; сюжетные картинки по сказке; следы зверей; мяч; запись музыки.

Предшествующая работа с детьми: беседа, подвижные игры, дидактические игры, настольный театр «Колобок» , пальчиковый театр.

Методические приёмы:

Вопросы и ответы,

Игровые действия,

Отгадывание загадок.

1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вот такой сундучок. Посмотрите, какой он интересный. Посмотрим, что в нём?

Дети: Да!

Воспитатель: Что-то он не открывается, наверное, этот сундучок волшебный и надо сказать волшебное слово. А какое, вы мне подскажите?

Дети: Пожалуйста!

Воспитатель: Правильно. Еще произносим волшебные слова (громко, тихо, шепотом)

На сундуке весит замок.

Кто его открыть бы смог? (Руки в замке.)

Потянули, (Пальцы тянем, не разжимая.)

Покрутили, (Вращаем руки, пальцы не разжимая.)

Постучали (Стучим основанием ладоней.)

И - открыли! (Руки разжимаются.)

Сундучок открывается и из него звучит песня Колобка.

2. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, а сундучок не просто волшебный, это музыкальный сундучок сказок. Какую же сказку принес он сегодня? (Звучит песенка колобка.)

Дети: Колобок.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Давайте вместе вспомним эту замечательную сказку!

Презентация «Расскажи сказку по картинкам» (2-3 минуты) .

Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку по сюжетным картинкам.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ой, а в сундучке еще что-то (достает красивый конверт) - это приглашение в гости. А вот кто нас пригласил можно узнать, если отгадать загадку:

Хоть он был без рук и ног,

Но сбежать из дома смог.

Волк и заяц, и медведь

Не смогли за ним поспеть.

Но лисичка знает дело -

Быстро "Ам" его и съела.

(Колобок.)

Воспитатель: Дети, кто из вас любит ходить в гости? (ответы детей: все) . Сегодня мы с вами отправимся в гости к Колобку….

Колобок живет далеко, А где живет Колобок, большинство ответят: "В сказке" или: "У бабушки с дедушкой". Но у этого сказочного героя есть официальная, зафиксированная на сказочной карте, родина. Это наш Ульяновск.

У Колобка есть свое собственное имение, в районе села Новая Беденьга Ульяновского района, откуда ему сбегать совершенно не хочется. Ведь в распоряжении круглого хлеба целая усадьба с детской площадкой, кафе, скульптурами и деревянной избушкой. Сказочный дом стилизован под жилище XIX века: здесь можно посмотреть на настоящую русскую печку и старинную мебель. В избушке вкусно пахнет пирогами

А вы хотите там побывать? (Ответы детей.)

Воспитатель: Тогда мы отправляемся, но путь будет не лёгкий, на нашем пути будут встречаться задания, которые мы с вами должны выполнить, чтоб попасть в гости.

Воспитатель: Вы знаете, что правильно в гости надо идти с гостинцами, какие гостинцы взять с собою для бабушки и дедушки?

Игра «Что я хочу положить в корзинку» ,

(Дети называют: книгу, очки, красивый платок, конфеты и т. п.)

Молодцы, так что мы возьмем с собой в подарок к дедушке и бабушке (дети называют, воспитатель вместе с детьми складывает в корзину красивый платок, книгу, конфеты.)

Воспитатель: Полную корзинку гостинцев собрали.

Беседа: - Ребята из чего баба стряпала колобка (из муки).

Что ещё можно стряпать из муки (хлеб, пряники, пироги и т.д.).

Задание: Сейчас нужно подойти к столу и выложить карточки – последовательность – как получается хлеб. (У каждого ребенка карточки – зерна, ростки, колоски пшеницы, мельница, пакетик с мукой, хлеб.)

Теперь вспоминаем, кого повстречал колобок, на своем пути, убежав из дома?

Дети: Зайца, Волка, Медведя, Лису. (Размещаю на доске.)

Воспитатель: Как вы знаете, в сказках хорошие персонажи, а есть плохие. На кого из героев сказки вы бы хотели быть похожи? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: У меня есть волшебный мяч! С его помощью мы превратим отрицательные черты характера в положительные.

Задание: (игра с мячом)

Лживый – правдивый

Трусливый – храбрый

Злой – добрый

Жадный – щедрый

Ленивый – трудолюбивый

Глупый-умный

Слабый-сильный

Грязный-чистый

Неряшливая -аккуратная

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Продолжим свой путь.

Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами,

Мы идём по свету с вами!

Воспитатель: А вот и усадьба. А на дворе у бабушки и дедушки разные животные живут. Давайте попробуем отгадать какие?

1. Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок,

Пятачок дырявый,

А крючок – вертлявый.

Дети: Поросенок

Воспитатель: А кто его мама (свинья).

Свинья большая, а поросенок? (маленький).

2. С подстриженной гривой,

Скачет ретиво, чуть тронь.

Дети: Конь.

Воспитатель: А как называется детеныш у лошади?

Дети: Жеребенок.

Воспитатель: мама лошадь большая, а жеребенок? (маленький).

Дидактическая игра «Чей малыш?»

Картинки детёнышей домашних животных соединить с взрослым животным.

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вон на окошке колобок сидит, нас ждет.

Психогимнастика:

Покажите, какие толстые щечки у Колобка (дети надувают щеки) .

Покажите с помощью рук, как катится Колобок.

А теперь плавно вдохните носиками воздух, надуйте животик, чтобы он был таким же круглым, как и бочок у Колобка.

А теперь изобразите сначала грустного, а потом веселого Колобка.

Колобок: Здравствуйте, ребята! Очень рад вас видеть. Молодцы, что так быстро дошли.

Дети здороваются с Колобком.

Воспитатель: Давайте о колобке скажем, какой он (дети передают Колобка друг другу и придумывают прилагательные).

Вот как много слов о Колобке мы сказали! (дети садятся на стульчики) .

Воспитатель: В любом слове есть первый звук, в том числе и в любом имени. (Произносит с интонационным выделением свое имя и вместе с детьми определяет первый звук в нем.)

Воспитатель предлагает детям определить первый звук в их именах : сначала тихонечко произнести свое имя, послушать, какой в нем первый звук, а потом поднять руку и назвать этот звук.

Если кто-то затрудняется в назывании первого звука, воспитатель сразу приходит на помощь : произносит имя ребенка с интонационным выделением этого звука, повторяет это слово вместе с ребенком два-три раза, затем педагог и воспитанник называют вместе этот звук изолированно.

Воспитатель: Ребята, какой первый звук в слове колобок? (Ответы детей.)

Воспитатель: Посмотрите ребята наш колобок загрустил. Давайте спросим, что с ним случилось?

Колобок: Вы такие дружные, весёлые, а я один, мне грустно.

Воспитатель: Ребята, чтобы колобку было весело и было с кем играть, давайте слепим ему много друзей, таких же круглых, румяных колобков – вот таких. (Показ колобка вылепленного из соленного теста.)

Рассматривание колобка:

Колобок - круглый, есть глазки, они тоже круглые, ротик – полоска.

Воспитатель показывает, как нужно лепить колобка.

Дети лепят колобков. (Дети из соленого теста лепят круговыми движениями колобков, стеками прорезывают глазки, ротик, делают носик, ножки и ручки.)

Воспитатель: Посмотри колобок, теперь тебе не будет скучно, у тебя много друзей. Весёлых, красивых колобков. И нас не забывай, приходи к нам в гости.

Колобок хвалит детей, угощает.

Воспитатель:

Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

В садик мы опять пойдем.

Дети прощаются с колобком.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили много заданий. Чем мы с вами сегодня занимались, давайте вспомним? (Ответы детей.)

Оценка деятельности детей.

А еще мы с вами подарили колобку много друзей – колобков, теперь ему не будет скучно.

Конспект занятия по развитию речи «Ласковые слова»

Образовательная область: Коммуникация

Раздел: Развитие речи

Тема: «Ласковые слова»

Цель: Формировать представления о словообразовании

Задачи:

1) Научить использовать в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме

2) Развивать подвижность мимической мускулатуры.

3) Воспитывать терпение, усидчивость, любознательность, стремление доделывать все до конца; вызвать интерес к окружающему миру.

словарная работа : ласковый

Оборудование: мишка, пиктограммы с изображением эмоций

Ход работы:

1.Круг радости «Солнышко»

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ручки)

Здравствуй, солнце золотое! (встают на носочки, тянутся к солнышку)

Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки и образуют круг)

Очень рад вас видеть я! (раскачивают ручками)

Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? (отличное, бодрое, праздничное, озорное, веселое, грустное)

2. Мимическая гимнастика

Выставляются пиктограммы.

Педагог и дети рассматривают пиктограммы с изображением радостного, грустного, удивленного, сердитого выражения лица, а затем изображают эмоции на своем лице.

3.Сюрпризный момент

Сегодня мы с вами будем придумывать новые слова, а поможет нам в этом Винни Пух. Скажите, здравствуйте!

Винни Пух : Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово: «Здравствуйте»? Это значит, когда мы с кем – то здороваемся, мы желаем этим людям здоровья. Ребята, а какие вы ещё волшебные слова знаете? (ответы детей ). Ребята, а давайте поиграем в игру, которая называется «Здравствуйте!».

4.Игра «Здравствуйте »

(Дети «здороваются» с той частью тела, которую назвал медвежонок, повторяя движения за педагогом.)

Здравствуйте ножки.

Дети: Здравствуйте: (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог) .

Здравствуйте ладошки.

Дети: Здравствуйте. (Хлопки в ладоши на каждый слог одновременно со словами) .

Здравствуйте губки.

Дети: Здравствуйте (Воздушные поцелуи друг другу).

Винни Пух : Ребята, а я не знаю, как вас зовут!!! Может быть, вы скажете мне? (да )

5.Игровое упражнение «Ласковые имена»

Педагог побуждает детей называть друг друга ласково: Сашенька, Софочка и т.д..

Винни Пух: Ой, молодцы какие! Эх, я бы с вами поиграл, но у меня спина болит.

Педагог: Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым, чтобы спинка не болела? (зарядку ) Давайте сделаем физминутку и вспомним одну сказку.

6.Физминутка «Заюшкина избушка».

Зайка наш в избушке жил. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика ) .

Никогда он не тужил (Головой поворачивают в разные стороны )

Песню весело он пел (Кивают головой ) .

И на дудочке гудел. (Имитация игры на дудочке ) .

Но лисичка постучала. (Стучат кулачком о кулачок ) .

Зайца нашего прогнала. (Хлопают в ладоши ) .

Теперь зайчишка грустный ходит. (Кружатся .)

Себе места не находит. (Вздыхает, и разводят руками .)

И собака, и медведь (Виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону.)

К зайцу нашему подходят. (Подходят друг – другу) .

И ни с чем они уходят (Расходятся ) .

Лишь единственный петух.

Зайцу нашему помог (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика) .

И теперь живут в дому. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика.)

Припеваючи в ладу. (Обнимаются .)

Ребята, вы узнали сказку? («Заюшкина избушка») Молодцы! Ну-ка, Винни Пух, как твоя спина? Сможешь теперь играть?

Винни Пух : Да, полегчало мне! Дети, я придумал новую игру, хотите поиграть?! Только с ее помощью вы сможете придумать новые слова!

7. Игра «У меня нос, а у тебя?»

Педагог называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

У меня нос, - говорит педагог.

А у меня носик.

У меня уши (а у меня ушки) и т.п.

8. Итог занятия

(Дети по «цепочке» называют части тела человека)

Винни Пух: Ребята, мне было так весело с вами играть! Вы все такие умные, такие ласковые ребята! Еще и спинку мне вылечили! Вы хотите, чтобы я еще пришел в гости? (да ) Я обязательно приду к вам! До свидания!(Дети прощаются с гостем)

Ожидаемый результат :

Знать названия и расположение частей тела;

Иметь представление о словообразовании;

Уметь выражать свои эмоции, образовывать новые слова

АКТИВНАЯ ПРАКТИКА

Тема недели «Жители леса»

Тема НОД : «Рассказывание по набору игрушек».

Цель НОД : Побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.

Задачи НОД:

Образовательные:

    учить понимать смысл загадок;

    закрепить обобщающее понятие дикие животные;

    тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Развивающие:

    укреплять артикуляционный аппарат, слова произносить отчетливо, внятно.

Воспитательные:

    воспитывать дружеские взаимоотношения.

: игрушечные животные леса: ежик, лиса, медведь, белка, заяц, мышь.

План НОД :

Предварительный этап

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

    Загадки о животных леса.

    Поиск игрушек.

    Игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем» (Динамическая пауза).

    Физкультминутка.

Заключительный этап

Подведение итогов.

Ход НОД :

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях игрушечный зайчонок. И он предлагает нам отгадать загадки. Попробуем?

(Ответы детей).

Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать и искать глазками игрушку – это животное.

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами… (Ёж)

В курятник повадилась – ждите беды.
Рыжим хвостом заметает следы… (Лиса) Зимой спит,
Летом ульи ворошит… (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу… (Белка)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится… (Заяц)

Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки… (Мышь)

Как вы думаете, о ком или о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей).

Правильно, мы сегодня поговорим о животных. А о каких животных?

(Ответы детей).

Учить понимать смысл загадок.

Закрепить обобщающее понятие дикие животные.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель:

Ребята, отгадывая загадки, мы с вами искали игрушки. Мы сейчас с зайчиком посмотрим, кто из вас был самый внимательный?

    Где был игрушечный ежик? (под стульчиком)

    Где был игрушечный лисенок? (в шкафу)

    Где был игрушечный медвежонок? (между машинами)

    Где была игрушечная белка? (под нарисованным деревом)

    Где был игрушечный зайчик? (в кукольной кроватке)

    Где была игрушечная мышка? (между цветами, на подоконнике)

Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Динамическая пауза.

Игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем».

Дети встают в хоровод. Говорят слова «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем».

Мы были в лесу, под кустом ….. (на дереве, в норе, в берлоге, на полянке).

Кого видели? Дети отвечают и показывают (изображают животное).

Зайца …. (белку, лису, медведя, мышку)

Установка на громкую, четкую речь, правильное произношение звуков.

Укреплять артикуляционный аппарат, слова произносить отчетливо, внятно

Составление рассказа по игрушкам.

Воспитатель обращает внимание на схему составления рассказа.

При необходимости дает образец.

Физкультминутка
Вышел зайчик погулять. (Ходьба на месте)
Начал ветер утихать.
Зайка маленький устал –
Хочет спрятаться в кустах. (Приседание)
Вот он скачет вниз по склону,

(Прыжки на месте)
Забегает в лес зеленый
И несется меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

    Заключительный этап

Дети анализируют чей рассказ им понравился больше всего, почему?

Всем спасибо! А зайчику пора домой в лес.

Список литературы:

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. - С.52

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по развитию речи в средней группе на тему «Рассказывание по набору игрушек» проведено 18 января 2017г.

На основном этапе НОД были использованы: загадки о животных леса, поиск игрушек, игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем», составление рассказа по игрушкам.

Формы организации: ответы на вопросы, загадки, игры, беседа. Средства: игрушки.

Путем устранения перегрузки на занятии служили динамическая пауза и физкультминутка.

Временной регламент соблюден.

План-конспект НОД

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :В. Бианки «Первая охота»

Цель НОД : Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.

Оборудование (наглядные материалы) : текст произведения, иллюстрации к тексту, фланелеграф, картинки с главными героями, бумага, цветные карандаши.

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Чтение сказки.

    Беседа и обсуждение.

    Физкультминутка.

    Рисование птицы.

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с произведением Виталия Бианки «Первая охота».

Целевая установка.

    Деятельностный (основной)

Чтение сказки В. Бианки «Первая охота».

Знакомство с произведением.

Чтение сопровождается показом иллюстраций на фланелеграфе.

Беседа и обсуждение сказки.

Вопросы детям:

    Какие звери попадались Щенку на охоте?

    С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?

    Почему Щенок не узнал Выпь?

    Где она спряталась? (в камышах)

    Почему Щенок не увидел Удота?

    Как выглядит Удот?

    На что он похож? (на пестрый лоскут)

    Куда спряталась Вертишейка?

    Почему испугался Щенок?

Учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы

Физкультминутка:

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь домой

Рисование птиц, которых встречал щенок (по желанию и на выбор детей).

    Заключительный этап

Подведение итогов.

Вопросы к детям:

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Кто главный герой сказки?

Понравилась вам сказка?

Рефлексия.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Чтение сказки В. Бианки «Первая охота» проведено 20 января 2017г.

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: чтение сказки, работа с фланелеграфом, беседа и обсуждение, физкультминутка, рисование птицы.

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, художественная деятельность.

Средства: текст произведения, иллюстрации к тексту, фланелеграф, картинки с главными героями, бумага, цветные карандаши.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

Тема недели «Мир предметов

«Предметы вокруг нас (посуда, мебель, бытовые предметы)»

План-конспект НОД по развитию речи,

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :

Цели и задачи НОД :

Образовательные:

    учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами;

    учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины;

    продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка;

    закрепить названия зимней одежды;

    закреплять умение отгадывать загадки;

    активизировать словарь.

Развивающие:

    развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;

    развивать моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Оборудование (наглядные материалы) : картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Беседа о зимней одежде

    Рассматривание и беседа по картине

    Составление рассказа

    Физкультминутка

    Дидактическая игра «Зимние загадки»

    Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»

    Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действие»

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Дети, сегодня к нам в группу пришла гостья, а кто она такая вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Организация внимания детей.

Сюрпризный момент.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель:

Наша Таня собирается на улицу. Что ей нужно надеть, чтобы не замерзнуть?

(Дети называют предметы одежды, воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы).

Вопросы к детям:

    Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое).

    Какого цвета?

    Какая шапочка?

    Какая кофта (свитер)?

    Какой шарф? и т.д.

    Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

    Зимнее теплое…(пальто).

    Желтая вязаная…(шапочка).

    Красная вязаная теплая шерстяная…(кофта).

    Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

Активизация и обогащение словаря.

Закрепить названия зимней одежды.

Воспитатель:

Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу гулять.

Воспитатель выставляет картину.

Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.
Вопросы:

    Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня).

    Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей).

    Какое время года изображено на картине?

    Почему вы думаете, что это зима?

    Посмотрите на снег, и скажите, какой он? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый).

    А как можно сказать про зиму, какая она? (снежная, морозная, холодная).

    А как Таня одета? (тепло).

    На ней…(пальто, шапка, шарф, варежки, валенки).

Дети описывают одежду.

Воспитатель:

Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет? (Ответы детей).

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитатель:

Давайте еще раз расскажем о Тане.

В морозный зимний день Таня …(вышла гулять). Взяла она с собой…(ведерки). Оделась Таня тепло. На ней…(меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка - легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня…(не боится мороза).

А сейчас расскажите о Тане без моей помощи. Кто хочет рассказать?

(Ответы детей).

Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег), снежная, холодная (зима).

Воспитатель:

А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети

Ручки потирают,

Ручки согревают

Чтоб не зябли ножки,

немножко
Нам мороз не страшен,

Весело мы пляшем.

Дидактическая игра «Зимние загадки» (слайд-презентация)
Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам.

(Воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Закреплять умение отгадывать загадки.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

    Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая).

    Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

    Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

    Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная).

Обогащение словаря.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия»

    Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

    Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

    Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Обогащение словаря.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

    Заключительный этап

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и пока тать ее на санках.

Оценка за работу на занятии, похвала.

Список литературы:

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами,2008

    Александрова З. «Таня и волчок»

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С.50.

    Лысаков В.Г. 1000 загадок, 2006г.

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. - С.55.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по развитию речи в средней группе на тему «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» проведено 25 января 2017г.

Тема НОД:Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: беседа о зимней одежде; рассматривание и беседа по картине; составление рассказа, физкультминутка; дидактическая игра «Зимние загадки»; лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»; лексико-грамматическое упражнение «Подбери действие».

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, рассматривание картины, загадки.

Средства: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».

Путем устранения перегрузки на занятии служила физкультминутка.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

План-конспект НОД

по ознакомлению с художественной литературой,

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :К. Чуковский «Федорино горе».

Цель НОД :

    Помочь вспомнить детям названия и содержание сказок К. Чуковского.

Задачи НОД:

Оборудование (наглядные материалы) : текст сказки; иллюстрации к сказке; картинки посуды, корыта, кочерги, кадушки, ушата,и др., ежа, медведя, жука, фланелеграф.

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Знакомство со сказкой (чтение)

    Обмен впечатлениями об услышанном

    Игра «Посуда»

    Физкультминутка

    Загадки о посуде

    Беседа по сказке

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Загадки по названиям сказок:

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко».

(«Краденое солнце»)

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили…

(«Путаница»)

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки –

То-то стало весело,

То-то хорошо!

(«Муха-Цокотуха»)

Воспитатель показывает обложки книг или иллюстраций к сказкам Чуковского, читает отрывки из произведений и помогает вспомнить, как называется та или иная сказка и чем она завершается.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель напоминает детям, что все эти сказки написал К.И. Чуковский.

И сказку «Федорино горе» тоже написал дедушка Корней.

Воспитатель читает сказку.

Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Дает детям возможность обменяться впечатлениями.

Воспитатель:

Ребята, а кому что в сказке показалось особенно смешным.

Воспитатель зачитывает понравившиеся отрывки, в том числе эпизод, который приглянулся педагогу.

Учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.

Игра «Посуда»

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу картинки и просит убрать те, которые к посуде не относятся.

Закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие.

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе),

Очень важный, как начальник.

(другая - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(приседать) .

Очень хрупкие, бедняжки.

(руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться),

Только стукни - разобьются.

(рисуя руками круг) .

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг).

Психоэмоциональная и физическая разгрузка.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадки.

Мы компот в нее нальем,

чая из нее попьем,

сока, простокваши,

что же это ….. (чашка).

Под чашкой я всегда стою,

Чайку пролиться не даю.

По моей тарелке лодочка плывет,

Лодочку с едой отправляю в рот.

Беседа по сказке:

    О ком говорится в сказке?

    Как звали главную героиню? (Федора Егоровна).

    Какое животное испугалось и растопырило глаза? (Коза).

    Как скакали тарелки? (Как белки).

    Какие предметы посуды ушли от Федоры?

    Как вы думаете, почему они ушли?

    Что в конце сказки сделала Федора?

    Вернулась ли к Федоре посуда?

    Как мы должны относиться к посуде и вещам?

Активизировать в речи глаголы.

    Заключительный этап

Какое произведение мы сегодня читали?

Вам понравилась сказка?

Что в сказке вам понравилось больше всего?

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей.

Список литературы:

    Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – С.109.

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 53.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» проведено 27 января 2017г.

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: знакомство со сказкой (чтение), обмен впечатлениями об услышанном, игра «Посуда» (работа с фланелеграфом), физкультминутка, загадки о посуде, беседа по сказке.

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, игра.

Средства: текст сказки; иллюстрации к сказке; картинки посуды, корыта, кочерги, кадушки, ушата и др., ежа, медведя, жука, фланелеграф.

Путем устранения перегрузки на занятии служила физкультминутка.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.