Звук а буквы аа итоговое коррекционное занятие. Конспект занятия на тему звук и буква а. Выкладывание буквы из палочек

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района

Санкт-Петербурга

Урок на тему

«Звук и буква А»

Подготовила воспитатель

Гребнева Татьяна Валерьевна

Санкт-Петербург 2014г.

Цель : Познакомить с понятиями «звук» и «буква», формировать умение выделять звук [А] из речи, познакомить с буквой А. Задачи :
    закрепление понятия «гласный звук»; знакомство со звуком [А]; упражнения в выделении звука [А] из ряда звуков, слогов, слов; упражнения в определении места звука в слове; развитие фонематического слуха, внимания; развитие мелкой моторики пальцев рук; закрепление графического образа буквы А.
Материалы и оборудование : зеркало, ноутбук, экран, счетные палочки, бобы фасоли, тетради в крупную клетку, карандаши, картинки на слова со звуком [А]:в начале, середине, конце слова. Предварительная работа: знакомство с предложением, знакомство с гласными и согласными звуками, дидактические игры: « живое предложение», «живое слово». Ход занятия: - Ребята, давайте вспомним правило, что такое звук? Дети : звуки мы слышим и произносим. -Какие бывают звуки? Дети : гласные и согласные. -Почему звуки называются гласными? Дети : они произносятся голосом, воздух проходит свободно, их можно петь и тянуть. -Молодцы, ребята. Действительно, когда мы говорим, то произносим и слышим звуки. Это устная речь. Есть ещё письменная речь, это когда мы видим и пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков. -Отгадайте загадку: К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. Дети : Арбузы. -Какой звук слышится вначале слова? Дети : А. -Возьмите зеркало и произнесите перед ним [А] тихо-тихо, а теперь громко. Что вы увидели в зеркале? Где у вас находится язык, что происходит с губами, как проходит воздух? Дети : рот открыт, язык свободно лежит, воздух проходит свободно, ему ничто не мешает. -Значит, это какой звук? Дети : гласный. -Давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А]:
    М, И,А,О,А,Н,У,Р,А,Э,А. ма, га, ум, он, ар, ис, ас, ус, на. банка, стол, ваза, дом, горка, аист, астра.
-Молодцы, не ошиблись. -посмотрите, как обозначается звук [А] (слайд 2). Это буква А. Она так и называется: гласная буква А. Из каких элементов состоит буква А? Дети : из трех палочек. -На что похожа буква А? (слайд 3) - Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
- А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
- Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
-Нарисуйте в воздухе пальцем букву А. -Возьмите счетные палочки, составьте из них букву А. Теперь попробуйте из фасоли выложить букву А. -Посмотрите на экран, найдите спрятанные буквы А (слайд 4). Сколько вы нашли букв? Физкультминутка. А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
-Отдохнули? Тогда открывайте тетради, обведите букву А по точкам. Теперь попробуйте самостоятельно напечатать букву А. -Послушайте сказку Г. Юдина «Почему А первая?» и постарайтесь запомнить слова со звуком [А].

Почему буква А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита? - Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я. - Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? – не унималась Я.
- Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! – сказал твердый знак.

Какие слова вы запомнили? Дети : акула, ангина, арбуз, ананас и т.д. -Посмотрите на экран, нужно найти картинки, в которых звук [А] в начале слова. Вы называйте, я буду нажимать на картинки, посмотрим, что с ними произойдет (слайд 5). -Хорошо справились. А на этом слайде надо найти картинки со звуком [А] в середине слова (слайд 6). -Здесь нужно найти картинки со звуком [А] в конце слова (слайд 7). -И последнее задание: каждую картинку привести в свой домик (слайд8). Вы помните, что обозначает красный квадрат на схеме слова? Дети : гласный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова. -Молодцы, ребята, не ошиблись. Сейчас я раздам вам картинки, каждый из вас будет по очереди называть, что на ней изображено и где находится звук [А]: в начале, середине или конце слова. (Картинки по количеству детей). -С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Поиграйте дома с мамами и папами в слова на звук [А], поищите, на что она похожа и нарисуйте.

Используемая литература и интернет - ресурсы:

    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. Юдин Г. Букварёнок. М.,1980 Маршак С. « Вот два столба наискосок..» Тарлапан Е. «Вот буква вроде шалаша…» Шибаев А. «А-начало алфавита..»

Обучение грамоте

30 урок

Тема: Буква Аа

Цель: Познакомить детей со звуком [а], буквами А а, и их употреблением в речи.

Задачи:

Учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв.

Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Ход урока

1.Организационный момент

Важнее нет науки!

Совсем не знает скуки.

2. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. Слайд 1

В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

3. Повторение

На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные)

Как отличить гласный от согласного?

Как вы думаете, кому живётся легче, гласным или согласным?

Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальные.

4. Работа по теме

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Анна. Скажем хором имя Феи.

Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а])

Анна предлагает нам спеть этот звук на мотив любой знакомой детской песенки. (Дети поют.)

Работа с букварём

Определите, с какого звука начинается слово АЗБУКА?

Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.

Правильно, ребята. Звук [а]- гласный. Гласные звуки поселились в нашем Красном замке.

Слайд 2

Что это? (Это глобус)

Это модель нашей Земли. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты.

Вы хотите быть путешественниками?

Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука [а]. Вот - Америка. Есть Южная и Северная Америка. А сейчас мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолёте сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это - Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (В Африке)

Повторите, где мы с вами побывали?

Ребята, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы.

Физминутка

Звук [а] обозначается буквой А. (Вывешиваю картинку)

На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.

Встаньте те ребята, чьи имена начинаются с изучаемой буквы.

Рассмотрите печатные и письменные буквы. (в алфавите и прописи)

Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?

Сколько вы видите печатных букв? Письменных?

Почему письменных букв по две? (заглавные и строчные)

Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?

С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.

Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова)

Можно ли их "встретить" в середине или в конце слов? Почему?

5.Работа в прописи

Ребята, назовите, что изображено на рисунке? (Ананас, арбуз, астра)

С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [А])

Как вы думаете, какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

Давайте сделаем звукобуквенный анализ слов: ананас, арбуз и астра. Выделим гласный звук А.

Какой цветом карандаш мы возьмем? (красный)

Почему? (потому что гласный звук, обозначается красным цветом)

А теперь давайте же узнаем, из каких элементов состоят заглавная и строчная буква Аа. Слайд 3

Слайд 4

Ребята, сейчас внимательно рассмотрите строчную букву «а». Скажите из скольки элементов, она состоит? (2)

Назовите эти элементы? (овал и короткая наклонная с закруглением снизу)

А теперь посмотрите, как пишется строчная буква. При написании овала обратите внимание, чтобы овал имел округлую и замкнутую форму.

Пальчиковая гимнастика

Стихотворение про тетрадь

(прописываем в воздухе, а затем в прописях (1 строка)

Слайд 5

А теперь рассмотрите заглавную букву. Из каких элементов состоит буква? (Высокая наклонная с закруглением снизу)

Внимательно посмотрите, как пишется заглавная буква. При написании буквы обратите внимание на наклон.

(прописываем в воздухе, а затем в прописях (3 строка)

Теперь будьте внимательны, мы напишем соединение заглавной и строчной буквы Аа.

6.Итог урока

С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

Какой звук она обозначает?

Охарактеризуйте звук и буква А? (гласная, тянется и поется)

Дома: с.4 написать

Наталья Любимова
Конспект занятия по обучению грамоте. Гласный звук а. Буква А.

Тема : Гласный звук [а] . Буква А .

Цель : Дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук » и «буква » , учить выделять звук [а] из ряда гласных ; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой а .

Оборудование :

зеркала, предметные картинки, профиль артикуляции звука , палочки для выкладывания букв , карандаши, тетради.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Показать мимикой :

Радость;

Тревогу;

2. Понятие о речи устной и письменной.

Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки , пишем буквы . Буквы – это значки для записи звуков .

3. Какие звуки вы поете ?[а,о,у,ы,э].

Те звуки , которые вы поете, называются гласными . Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (а – а – а) .

Логопед показывает картинки со звуками «а» .(ананас, апельсин, аист, автомат, автобус) .

Выделение звука [а] из слов ананас , апельсин, аист, автомат, автобус.

Какой звук слышится в начале слова?

Есть ли еще в слове такой звук ?

4. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка при произношении этого звука ).

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.

5. Звук А – гласный , обозначаем красным цветом.

Выделение звука А на слух , при этом если услышите звук А нужно хлопнуть в ладоши 1 раз.

Из ряда гласных уа , ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа.

- Из слов : азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт, книжный

6. Дидактическая игра (по картинкам) «Чего не стало» , «Что изменилось» .

Игра на развитие внимания, зрительной памяти.

7. Дидактическая игра «Придумай имя» .

Придумать не существующие имена, начинающиеся со звука «а» .

8. звук а легко пропеть .

а) а---а,---а,---а

в)а-а-а-а-а-а

д)а---а---а---а---а---а

Нужно пропеть звук [а] пробираясь по звуковой дорожке .

9. Физкультминутка.

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

10. Знакомство с буквами А .

Вот буква вроде шалаша .

Не правда, ль буква хороша !

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква А !

Показ буквы .

Нахождение буквы в кассе букв .

На что похожа буква А ?

Из скольких элементов состоит буква ?

Выкладывание буквы из палочек .

Прорисовывание буквы в воздухе .

Печатание буквы .

11. Итог занятия .

Тема: Звук и буква А.

Цели:

  • Закреплять правильное произношение звука [А];
  • Учить голосом выделять звук[ А] в словах, определять его место в слове;
  • Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой красного цвета);
  • Познакомить с родственными словами;
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать у детей слуховое внимание, память;
  • Воспитывать познавательный интерес.

Демонстрационный материал: касса букв, полоски с тремя делениями, красные фишки, картинка аиста, пилы, шара, руки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед беззвучно произносит звуки: [а]. [о],[ у],[ и] и предлагает детям узнать и назвать их.

Основная часть.

  1. Чтение стихотворения.

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсины,

абрикосы и арбуз.

Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении? (звук [а]).

Произнесите звук [а].

Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (гласный ).

Почему [а] – это звук? (звуки мы слышим и произносим ).

Фишкой какого цвета мы договаривались обозначать гласные звуки? (фишкой красного цвета ).

  1. Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы как услышите звук а, хлопайте.

Звуки: а. у, ы, о, а, л, и. а, а, з, д. о. а…

Слоги: ат, уз, ма, но, ти, ка, ра, вы, мы, ап….

Слова: акация, ель, ива, дуб, клён, берёза, пихта.

  1. Работа с картинкой.

Логопед показывает картинку с изображением аиста.

Кто изображён на картинке? (дети называют картинку, утрированно произнося звук [а])

С какого звука начинается слово аист ? (со звука [а]).

4. Определение места звука в слове.

Перед детьми полоски с тремя делениями.

Полоска означает слово. Звуки могут стоять в начале (первая клеточка), в конце (третья клеточка) и в середине слова (вторая клеточка). В слове аист звук [а] стоит вначале слова. В какую клеточку мы положим фишку красного цвета? (в первую ). Аналогично проводим звуковой анализ слов: шар, бант, пила, рука.

5. Физминутка. Игра «Аист».

Логопед читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После – правою ногой.

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

6. Игра «Лото».

Логопед раздаёт картинки (по разным лексическим темам).

Внимательно рассмотрите картинки и положите фишки красного цвета на те картинки, в названии которых есть звук [а]. Дети могут поменяться карточками после выполнения задания.

7. Упражнение на словообразование.

На панно выставлены картинки. Логопед даёт детям задания.

Что изображено на картинках? (деревья).

Что изображено на каждой из картинок? (дерево).

Назовите дерево ласково. (деревце)

Как назвать предмет, который изготовлен из дерева? (деревянный).

Обратите внимание, в словах деревья, дерево, деревце. Деревянный есть одинаковая часть – дерев-.

Образуйте новые слова с частями дуб-, берёз-, клён-, ель-…

8. Игра «Придумай слово».

Логопед предлагает детям придумать имена, в которых звук [ а ]слышится в начале, в конце и середине слова.

  1. Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.


Задачи.

Коррекционно-обучающие:

  • познакомить с буквой и звуком «А» и их отличительными признаками;
  • учить давать характеристику гласному звуку;
  • выделять звук голосом, определять место звука в слове;
  • писать печатную букву «А».

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха через игры «Сигнальщики», «Кто внимательный», «Четвертый лишний», «Где спрятался звук»;
  • развивать зрительное восприятие через зрительную гимнастику и игру «Найди и обведи все буквы «А»;
  • память и речь через полные ответы на вопросы по стихотворению и запоминание слов со звуками «А», которые встретятся в тексте;
  • внимание и логическое мышление через дидактические игры;
  • моторику через написание и обводку буквы «А», и физминутку.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Словарь. Звук, буква, речевой, неречевой, гласный.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

  • Презентация «В стране бук и звуков» № 1.

Раздаточный материал:

  • игра Сигнальщики – карточки (см. приложение 1)
  • красный карандаш;
  • карточка – напиши букву (см. приложение 1);
  • карточка – найди и обведи все буквы «А» (см. приложение 1);
  • карточка – обведи картинки, в словах которых есть звук «А» (см. приложение 2)
  • игра «Где спрятался звук» (см. приложение 2), красный квадрат.
  • ноутбук,
  • экран;
  • проектор.

Интеграция образовательных областей.

Методические приемы


Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Слайд 1.

Характеристика звуков.

Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Слайд 2 – 10.

Сигнальщики.

Медведь с ежиком хотят проверить запомнили ли вы какие бывают звуки и предлагают поиграть в игру сигнальщики. Если вы слышите речевой звук, вы поднимаете карточку с изображением феи, а если звук не речевой, вы поднимаете карточку с изображением ежика (см приложение 1). Во время игры педагог интересуется, почему ребята подымают именно эту карточку.

Знакомство со звуком «А».

Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.

Дыхательное упражнение

Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук «А» широко открыв рот, сначала тихо, А…, затем громко, А…. Повторить 4-5 раза

Какие звуки называют гласными?

Звуки, которые мы можем петь, как называются?

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Слайд 11.

Составление предложений по опорным картинкам.

Устали, давайте немного отдохнем и вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Педагог: А почему вы так думаете?

Дети: На улице холодно, птицы собираются в стаи, листья желтеют, день становится короче.

Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели» Е. Благинина

Педагог: Давайте мы с вами поиграем в игру «Улетают, улетели».

Скоро белые метели Вращают кисти рук

Снег подымут от земли. Опускают кисть руки и подымают

шевеля пальчиками

Улетели журавли! остальными машут, как крыльями

Не слыхать кукушки в роще, Ладони ставят за ухо и

поворачивают голову в стороны

И скворечник опустел. Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома

Аист крыльями полощет – Большие пальцы соединяют

Улетает, улетел. остальными машут, как крыльями

Лист качается узорный Ладони соединяют и наклонят их

в стороны

В синей луже на воде. Ладони присоединяют ребром

друг к другу, ладошками вверх

Ходят грач с грачихой черные Указательный с средний пальцы

В огороде, по гряде. шагают по столу

Осыпаясь, пожелтели Пальцы в разные стороны,

большие пальцы крест на крест

Солнца редкие лучи Пальцы соединяются и

опускаются

Улетают, улетели, Большие пальцы соединяют

Улетели и грачи. остальными машут, как крыльями

О каких птицах говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о граче, скворце, кукушке, журавле и аисте.

Педагог: Название какой птицы начинается со звука «А»?

Дети: Аист начинается со звука «А».

Слайд 12

Кто внимательный

Аист хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный». Послушайте внимательно стихотворение и запомните все слова со звуком «А», которые вы услышите.

Аист азбуку учил,

И пятерку получил.

И сегодня без подсказки,

Сам себе читает сказки.

Какие слова со звуком «А» вы услышали и запомнили? При необходимости педагог читает стихотворение второй раз.

Давайте вспомним, о ком говорилось в стихотворении?

Что делал аист?

Что получил аист?

Чему научился аист?

Физминутка «Аист»

Дети вместе с педагогом шагают, высоко поднимая ноги, руки на поясе.


Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Аист бодро отвечает:

Топай правой ногой,

Топай левой ногой,

Снова – правой ногой,

Снова – левой ногой,

Потом – правой ногой,

Потом – левой ногой,

Вот тогда придешь домой.


Слайд 13

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

Ребята, аист предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся в стране букв и звуков.

Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.

Дети: Лишняя картинка зонт, потому что арбуз, автобус и апельсин начинаются со звука «А», а зонт, со звука «З».

Слайд 14

Педагог: На этой карточке нарисованы: ананас, часы, волк, бабочка.

Дети: Лишняя картинка волк, потому что в словах ананас, часы, бабочка есть звук «А», а в слове волк, его нет.

Слайд 15

Самостоятельная работа «Найди и обведи».

Аист приготовил для вас еще одно задание. Обведите на карточках картинки, в словах которых есть звук «А» (см приложение 2). Дети выполняют задание самостоятельно, после чего идет проверка на экране.

Слайд 16

Где спрятался звук?

Ребята сорока тоже хочет с вами поиграть, она очень любит играть в игру «Где спрятался звук?». Если в слово начинается со звука «А», то она берет красный квадратик в клюв. Аааааарбуз

Если звук «А» находится в середине слова, то квадратик сорока берет крылышком. Баааааант.

А если слово заканчивается звуком «А», то она держит его на хвостике. Кошкааааа.

Слайд 17 - 19

Самостоятельная работа детей с проверкой на экране. Карточки для игры (см приложение 2)

На что похожа буква «А».

У всех речевых звуков есть символическое обозначение БУКВА. Звуки мы слышим, и произносим, а буквы мы видим и пишем. А сейчас садитесь поудобнее, я познакомлю вас с буквой «А».

А шагает по дорожке,

Широко расставив ножки.

Буква может убежать,

Надо ножки ей связать.

Слайд 12

А вдруг в горку превратилась

И тихонько покатилась.

Слайд 13

Как запомнить букву эту?

А похожа на ракету.

Отправляется в полет,

Да и нас с собой зовет.

Слайд 14 - 16

Показ написания буквы «А»

Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

Напиши букву «А»

Ребята, а сейчас попробуйте сами написать букву «А» по клеточкам (см приложение 1).

Слайд 17

Зрительная гимнастика «Веселая буква».

Ребята буква «А» хочет снами поиграть, кувыркаться и перемещаться, прямо как акробат в цирке. Давайте внимательно последим глазками за нашей буквой. Дети наблюдают за появлением буквы и её перемещением на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за буквой, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. Теперь им надо отдохнуть, поморгайте глазками (3 сек), закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.

Слайд 18 - 19

Найди и обведи все буквы «А»

А сейчас возьмите красный карандаш и обведите все буквы «А», которые вы видите на листочке (см приложение 1). После выполнения задания дети проверяю себя на экране.

Слайд 29.

Итог занятия.

О каком звуке и букве мы сегодня говорили. Что показывает нам мишка? Давайте вспомним, букву мы …, а звук … Звук «А» это какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? Молодцы вы сегодня справились со всеми заданиями, многое узнали, а что вам особенно запомнилось?

Ну вот и пришла пора возвращаться, в следующий раз мы еще отправимся в страну букв и звуков за новыми знаниями, а сейчас до свидания.