Конспект занятия вычитание в старшей группе. Конспект занятия по математике «Задачи на сложение и вычитание. План-конспект открытого занятия

Данные об авторе

Смирнова В.Ю.,

Место работы, должность:

Воспитатель старшей логопедической группы высшей квалификационной категории

Город Москва

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Обучающие задачи: 1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. 2. Познакомить со знаком «-». 3. Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения. Развивающие задачи: 1. Развивать диалогическую речь. 2. Развивать внимание, логическое мышление, память. 3. Развивать познавательную активность, любознательность. Воспитательные задачи: 1. Формировать навыки сотрудничества на занятии. 2. Формирование коммуникативных навыков. 3. Продолжать формировать навыки самооценки. Коррекционные задачи: 1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. 2. Развивать навык согласования имен существительных с числительными.

Используемое оборудование:

Материалы к занятию:

Демонстрационный - 5 картинок с изображением головных уборов (3 синих и 2 красных шапки); знаки « - » и « = ».

Раздаточный - набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а двадругих из половин); набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы.

Краткое описание:

Конспект занятия по развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Ход занятия:

1. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель:

Дети, нам в группу необходимо приобрести одежду для кукол, пособия для занятий и, конечно, какую-нибудь новую игрушку. Я предлагаю сходить сегодня в магазин за покупками. Вы хотите пойти?

Дети: Да!

Воспитатель: Во что же мы будем складывать наши покупки? Что нам необходимо взять с собой?

Дети: Давайте возьмем сумку или пакет!

Воспитатель: Хорошо.

(воспитатель берет сумку)

Для того чтобы нам оказаться в магазине, вы должны назвать любой предмет зимней одежды.

(Дети называют предметы зимней одежды и проходят к столам, садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и в магазине!

2. Удаление из группы предметов ее части (вычитание).

Дидактическая игра «Отдел головных уборов». Формирование представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком « - ». Развитие навыков согласованияимен существительных с числительными. Развитие внимания, логического мышления.

Воспитатель: Итак, мы с вами оказались в отделе, где продаются головные уборы. Посмотрите, что лежит на полке?

Дети: На полке лежат шапки.

Воспитатель: Сколько всего шапок лежит на полке?

Дети: На полке лежат 5 шапок.

Воспитатель: Нам необходимо купить 2 шапки для наших кукол. ……., возьми с полки 2 шапки и положи ихв сумку.

(ребенок берет с полки 2 шапки и кладет их в сумку)

Воспитатель: Спасибо! Сколько шапок осталось?

Дети: На полке осталось 3 шапки.

Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, сколько шапок было на полке?

Дети: На полке было 5 шапок.

Воспитатель: А какого цвета были шапки?

Дети: 3 синих и 2 красных шапки было на полке.

Воспитатель: Молодцы! Итак, ребята, посмотрите, что у нас получилось:

(воспитатель восстанавливает ситуацию с помощью моделей)

Сколько было всего шапок?

Дети: Было 5 шапок.

Воспитатель: Что произошло потом?

Дети: Мы купили 2 красные шапки. Убрали их с полки в сумку.

(воспитатель ставит модели красных шапок в первый маленький мешок и маркером проводит «волшебные ниточки»)

Воспитатель: Что осталось?

Дети: Осталось 3 синих шапки.

(воспитатель ставит модели синих шапок во второй маленькиймешок)

Воспитатель: Значит, - все шапки в большом мешке - мы разложили на две части: то, что взяли, и то, что осталось.

Воспитатель: Как можно назвать действие, которое мы выполнили?

(воспитатель дает детям высказаться)

Общепринятое название этого действия - вычитание. Обозначают его с помощью знака « - ».

(воспитатель ставит маркером знак « - »)

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько шапок осталось в большом мешке?

Дети: Осталось 3 синих шапки.

Воспитатель: Сравните их с теми, что мы положили во второй маленький мешок. Какой знак можно между ними поставить?

Дети: 3 и 3 - одинаковое количество. Значит знак « = ».

Воспитатель: Молодцы!

(воспитатель ставит маркером знак « = »)

Воспитатель: Покажите целое, первую часть, вторую. Почему на первом месте самый большой мешок?

Дети: Потому, что первый мешок - «целое».

Воспитатель: Почему два других мешка меньше, чем первыймешок?

Дети: Эти два мешка - «части».

Воспитатель: Молодцы! Мы сделали первую покупку! Пойдем теперь в другой отдел магазина за пособиями для занятий.

3. Закрепление представлений о смысле вычитания.

Дидактическая игра «Отдел учебных пособий». Закрепление представлений о смысле вычитания. Развитие памяти, внимания.

(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе учебных пособий», на которых лежит раздаточный материал: набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а двадругих из половин))

Воспитатель: А вот и пособия, которые понадобятся нам для занятий. Что это?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Красные квадраты и зеленые круги.

Воспитатель: Выложите все геометрические фигуры на большой лист. Большой лист будет у нас большим мешком. Это целое.

Маленькие листы бумаги - это маленькие мешки, части. В них мы будем класть геометрические фигуры из большого мешка.

Отложите из большого мешка в маленький мешок красный квадрат. Какие фигуры останутся для второго маленького мешка?

Дети: Желтые круги.

Воспитатель: Сколько желтых кругов?

Дети: 4 желтых круга.

Воспитатель: Молодцы! Значит, эти 4 желтых круга у нас остались для второго маленького мешка.

Выложите во второй маленький мешок, то, что осталось. Расставьте знаки.

Покажите целое, первую часть, вторую. Посмотрите внимательно, если мы из целого отнимем одну часть, то, что произойдет?

Дети: Останется другая часть.

Воспитатель: Молодцы! Вы заметили очень важное свойство вычитания: если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть.

Теперь мы сделали и вторую покупку. Давайте, сложим все геометрические фигуры в сумку, теперь они будут в нашей группе.

4. Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения.

Нам пора идти в следующий отдел магазина. А давайте по пути зайдем в игровую комнату и поиграем.

(звучит «Песня Буратино», дети проходят в игровую комнату)

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел!

Чтобы нам его достать, надо на носочки встать!

5. Повторение.

1) Дидактическая игра «Отдел одежды». Закрепление пространственных отношений. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме. Развитие навыка согласованияимен существительных с числительными.

Давайте пройдем в следующий отдел, в котором продают одежду.

(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе одежды», на которых лежит раздаточный материал: набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы)

Воспитатель: Посмотрите, вся одежда перемешалась! Давайте, разложим ее аккуратно.

Дети: Давайте!

Воспитатель:

Положите шарф в верхний левый угол.

Шапку положите в правый нижний угол.

Пальто положите в левый нижний угол.

Варежки положите посередине листа.

(Дети работают с раздаточным материалом)

Молодцы, вся одежда теперь у нас лежит аккуратно!

Давайте сосчитаем нашу одежду:

Одна шапка, две шапки…..пять шапок.

Один шарф, два шарфа…...пять шарфов.

Одно пальто, два пальто…пять пальто.

(Дети считают одежду вслух)

Молодцы! Давайте купим здесь пальто для нашей куклы.

(Дети кладут пальто в сумку)

2) Дидактическая игра «Отдел игрушек». Работа в тетрадях. Закрепление знаний свойств предметов.

Воспитатель: Вот мы и дошли до самого любимого отдела в магазине. Это отдел, в котором продают игрушки.

(Дети проходят за столы, на которых лежат рабочие тетради.Находят в тетрадях страницу 23, № 5).

Воспитатель: Выберите игрушку, которая вам больше всего нравиться. Найдите геометрические фигуры, которые использовал художник, при рисовании этой игрушки, и раскрасьте в заданный цвет.

(Дети выполняют задания в рабочих тетрадях)

Воспитатель: А теперь здесь мы купим игрушку нам в группу.

(Дети покупают игрушку медведя)

Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.

Игрушка медведь: Как я рад, что вы меня забрали из магазина. Я уже заждался. Какие отделы магазина посетили, и что там делали?

Дети: Мы были в отделах «Головные уборы», «Учебные пособия», «Одежда» и «Игрушки».

Мы познакомились с новым действием вычитание.

Игрушка медведь: А как выполняют это действие?

Дети: Из целого отнимают часть, и остается другая часть.

Игрушка медведь: Как интересно. Нарисуйте дома, мне, пожалуйста, картинки, где спрятаны круг, квадрат. А я с удовольствием их буду искать.

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем наших кукол покупками. А медведя познакомим с другими нашими игрушками.

(Дети надеваютновую одежду на кукол и играют с медведем)

Тема занятия: Задачи на сложение и вычитание.

Цели:
Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия;
Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел;
Учить детей решать задачи на смекалку (построение фигур, составленных из палочек) ;
Развивать умение планировать полный или частичный ход решения;
Представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения палочек.

Задачи:
Закрепить представление о геометрических фигурах, знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представление о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношении смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

Демонстративный материал: таблица с изображением цифр от 1 до 10 в разных размерах, таблица с изображением тарелки, на которой сделаны разрезы, 7 цветных изображений конфет; доска, мел.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Предварительная работа: игры «Назови и покажи», «Проделки Шапокляк».

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Ход занятия

«Назови и покажи»

Назовите и покажите числа от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1.

— Какое число идет до 5? (4? 3? 2?)
— Какое число идет после 7 (8? 9?)
— Почему 7 идет после 6? (3 после 2?)
— Почему 8 идет до 9? (6 до 7?)

Звучит песня Чебурашки из мультфильма «Чебурашка и Гена».

— Ребята, вы слышите, кто-то поет. Кто это?

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там Чебурашка Гена.

— Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел? Узнаете их?

Чебурашка рассказывает детям, что с ними случилось.

«Проделки Шапокляк»

Гена и Чебурашка путешествовали поездом. На одной из станции Шапокляк решила сорвать путешествие и отцепила некоторые из вагончиков. Какие это вагончики? Назовите их номера.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Подтянись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прибавляю, отнимаю,
Математику я знаю.
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»

— Ребята, сегодня мы будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы ее решить. А наши гости Гена и Чебурашка будут следить и тоже учиться решать задачи.
— Посмотрите, сколько конфет в тарелке. («В тарелке 6 конфет»)
— Я положу в тарелку еще 1 конфетку. Составьте задачу про то, что я сделала.

Вызванный ребенок рассказывает задачу.

— Что мы знаем? Сколько было конфет? Сколько конфет я положила?
— Да, это мы знаем, это условие задачи. Чего мы не знаем? Верно, мы не знаем, сколько конфет стало в тарелке — это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Мы знаем, сколько было конфет, а раз мы знаем, зачем же их пересчитывать.
Больше или меньше стало конфет после того, как я положила в тарелку еще 1 конфетку?
— Правильно, конфет стало больше. Чтобы решить задачу, надо к 6 прибавить 1, получится 7. Можно теперь ответить на вопрос задачи? Кто ответит на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу? Воспитатель просит 2 детей повторить решение задачи. Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить. Решим еще 1 задачу. В тарелке было 7 конфет, 1 конфетку я дала Сереже. Придумайте задачу.
— Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало конфет в тарелке после того, как я дала 1 яблоко Сереже?
— Верно, конфет стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получится 6. Сколько конфет осталось в тарелке? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?

«Назови фигуры»

— Ребята, назовите эти геометрические фигуры.
— А теперь, скажите, сколько на картинке кружочков? (9)
— Сколько овалов? (7)
— Сколько треугольников? (8)
— Сколько квадратов? (8)
— Каких фигур больше? Больше, чем какие фигуры?
— Каких фигур меньше? Меньше, чем какие фигуры?
— А каких фигур поровну?

«Задание с палочками»

— Ребята, отсчитайте 4 палочки и сложите из них квадрат.
— А теперь, подумайте, какую палочку надо переложить на другое место, чтобы получить стульчик?
— Отсчитайте 6 палочек и сложите из них домик. Подумайте, какие 2 палочки надо переложить, чтобы получился флажок. Когда вы решите, как переложите палочки, и представите, что флажок получится, выполняйте задание.
— Ребята, скажите флажок, который получился у вас, похож с этими флажками.
— Из каких цветов состоит флаг России, Татарстана? Молодцы!
— А давайте, мы наши флажки подарим нашим друзьям – Чебурашке и Гене.
— Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что понравилось?

Цель: Сформировать представление о сложении.

Задачи:

· дать представление как объединяются группы предметов при сложении;

· познакомить со знаком «+»;

· закрепить знание свойств предметов;

· уточнить пространственные отношения: на, над, под.

Материалы к занятию: мимио проект, комплекты геометрических фигур на каждого ребенка (по 2 комплекта:2 прямоугольника, 3 круга), нарисованы пакеты, рабочие тетради.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком математическом действии – сложение. А что бы нам стало более понятно, поиграем с вами в игру, которая называется « В овощном магазине» (в ходе этой игры у детей формируется представление о сложении как объединении групп предметов).

Маша и Миша пошли с мамой в овощной магазин. Маша попросила купить ей 2 огурца, а Миша попросил купить ему 3 помидора. Мама купила Маше 2 огурца, затем купила Мише 3 помидора (на мимио доске воспитатель раскладывает овощи детям по пакетам). Сделав покупки, мама и дети отправились домой. Во дворе ребята встретили друзей и попросили у мамы разрешения с ними поиграть, а купленные овощи сложили в мамину сумку. Каким словом можно заменить слово «сложили»? (положили вместе, объединили и т.д.).

Действия, которые выполнили Маша и Миша, в математике называют сложением. Посмотрите, какие овощи лежат в общей большой сумке? Что поучилось в результате сложения?(2 огурца и 3 помидора – всего 5 овощей).

Ребята, перед вами модели «мешков» и геометрические фигуры, карточки со знаком «+» и «=». Положите в первый мешок 2 прямоугольника, а во второй – 3 кружка (все действия дублируются на мимио доске). И так, проверяем:

Что лежит в первом мешке? (два прямоугольника)

Что лежит во втором мешке?(три кружка).

Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (2 прямоугольника и 3 круга).

Что мы сделали с фигурами? (собрали, сложили, объединили в общий большой мешок). Совершенно верно, обе части – первый и второй мешок – мы объединили в одно целое(сумму).

Ребята, но чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать все фигуры вместе – можно поставить между частями (слагаемыми) знак «+». (дети выкладывают знак + и фигуры). Мы получили две суммы, равны ли они? Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=»).

Молодцы ребята, давайте немного отдохнем, а потом продолжим наше занятие.

Физминутка «Овощи»

Дружно мы вскопаем грядку.
Все посадим по порядку:
Здесь – морковь,
А здесь – капуста.
Как созреют, будет вкусно!

Здесь – растут картофель, лук,
Лечит от семи недуг!
Огород польем из лейки
И присядем на скамейке.

Давайте продолжим, посмотрите, семья ежей готовилась к зиме. Еж с ежихой отправились по грибы. Встретились на лесной полянке и смотрят, кто, сколько грибов нашел.

Еж нашел два подосиновика, а ежиха 3 подберезовика. И сложили их в своей кладовочке, чтоб зимой не голодать.

Сосчитайте сколько всего грибов у наших ежей (пять).

Назовите по картинке первую часть, вторую часть, целое (скммк).

Решили ежи снова сходить в лес за грибами. Кто что нашел на этот раз? (еж нашел три подберезовика, а ежиха 2 подосиновика) и опять они сложили грибы в общую кладовочку. Назовите первую часть, вторую часть, целое (сумму). Нарисуйте грибы в мешках.

Что интересного вы заметили? (части поменялись местами, а целое не изменилось).

Ребята, а чем еще могли бы запасались ежи? (они собирают лесные яблоки). Давайте представим себе, что наши ежи, на следующий день отправились на поиски лесных яблок. Сколько раз им пришлось сходить за яблоками? (два раза).

Посмотрите сколько и каких яблок принес еж в первый раз? А ежиха?

А сколько и каких яблок принес еж во второй раз? А ежиха?

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные в тетрадях).

Посмотрите, что вы заметили? (части поменялись местами, целое не изменилось).

Молодцы. Давайте рассмотрим картинки. На лесной полянке живут не только ежи, там можно встретить и других зверей, и разных насекомых, а какие красивые цветы и деревья! Кто из вас летом был в лесу?

Рассмотрим первую картинку, мне кажется здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто? (в зависимости от выбора признака, по которому исключается лишний предмет, дается обобщенное название)

Рассмотрим вторую картинку, что на ней лишнее? (в зависимости от выбора признака, по которому исключается лишний предмет, дается обобщенное название. Важно чтобы дети аргументировали свой выбор).

Ребята давайте посмотрим, в низ странички, кто там плачет? Муравей заблудился. В лесу так много тропинок, давайте поможем ему найти дорогу домой.

Молодцы ребята, а дома с мамой или папой, дорисуйте фонарики для нашего муравьишки, чтоб он больше не терялся, и раскрасте их, а внизу сделайте геометрические дорожки.

Мы почти закончили наше занятия, и мне бы хотелось проверить, как хорошо вы ориентируетесь в пространстве, что быть уверенной что вы не заблудитесь как муравей.

Выполнение задания на ориентировку в пространстве (под, на, над).

Молодцы, ребята. Задания в низу странички, тоже возьмите надом.

И так, ребята где мы сегодня вместе с ежами побывали? (в лесу).Какие действия мы выполняли с овощами, грибами, яблоками, геометрическими фигурами?(мы их складывали. Какой знак показывает, что мы разные части объединяли в целое?(«+») Покажите пальчиками. На этом наше занятие заканчивается, спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Форма проведения - путешествие помогает реализовать образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. Непос...

Цель: - Познакомить детей с праздником Днём матери.Подвести детей к тому, что мы всей группой будем готовиться к этому замечательному празднику, что для того чтобы порадовать маму мы должны выучить ст...

Конспект НОД по ОО Познавательное развитие, включающий в себя познавательно-исследовательскую деятельность...

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С АРИФМЕТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

План:

  1. Современные методические взгляды на суть процесса знакомства ребенка с арифметическими действиями и его взаимосвязь с обучением решению задач
  2. Этапы знакомства дошкольников с арифметическими действиями
  3. Сложение. Задания, знакомящие детей 5-6 лет со смыслом и обозначением действия сложения
  4. Вычитание. Задания, знакомящие детей 5-6 лет со смыслом и обозначением действия вычитания
  5. Упражнения на знакомство со знаками действий
  6. О математической лексике, характеризующей действия сложения и вычитания

Основные понятия:

Список литературы

  1. Бантикова, С. Геометрические игры /С. Бантикова //Дошкольное воспитание - 2006. - №1.
  2. Белошистая, А.В. Планирование и проведение занятий по математике /А.В. Белошистая //Современный детский сад. - 2007. - №11.
  3. Белошистая, А.В. Понятие «величина» в дошкольных программах математического содержания /А.В.Белошистая //Дошкольное воспитание. – 2006. - №9; №11.
  4. Габова, М.А. Графические умения и информационная компетентность ребенка /М.А. Габова //Современный детский сад. - 2008. - №2.
  5. Габова, М.А. Путешествие с Линиточкой, Квадругом и Шарубиком по стране Графика. Технология развития основ графической грамоты у детей 6-7 лет/ М.А.Габова. – Дошкольное образование. - 2007. - №5.
  6. Колесникова, Е.В. Программа «Математические ступеньки»/ Е.В.Колесникова// Управление ДОУ. - 2006. - №6. – С.103-106.
  7. Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для дошкольников в 3-х ч. Ч.1,2,3.: Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»..– М.: Баласс, 2007. – 80 с.: ил.
  8. Образовательная система «Школа - 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов /Под научн. ред. Д.И. Фельдитейна. – М., 2006.
  9. Павлова, Н.Л. Как научить детей считать /Н.Л.Павлова. - М., 2000.
  10. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г.Юдина, Г.Б Степанова, Е.Н.Денисова. – М., 2003.

Знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания традиционно входило в программу дошкольной математической подготовки, и методические подходы к этому процессу достаточно подробно были раскрыты в пособии А.М. Леушиной. В этом пособии предполагалось познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания и теми табличными случаями, когда при сложении к большему числу прибавляется меньшее, а при вычитании - когда вычитаемое меньше остатка.

Данная тема входит также во все альтернативные программы дошкольной математической подготовки, причем содержательный объем ее изучения в них значительно разнится. Например, в программе «Радуга» предполагается знакомить детей со всеми арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением и делением - и обучать их табличным вычислениям со всеми четырьмя действиями. В программе «Школа 2000» предполагается знакомство только со сложением и вычитанием, но также предполагается обучение детей всем табличным случаям сложения и вычитания (в пределах 10), знакомство с переместительным законом сложения, с порядком действий и вычислениями вида 7 - 2 - 3 + 6 + 1. В программе «Детство» предполагается освоение приемов арифметических действий в пределах 20 без перехода через десяток вида 13-2, 13+2, 17-2 и с переходом через десяток вида 9+2.
Сегодня общепринятой является такая последовательность ознакомления детей с этим материалом:
1-й этап - знакомство детей со смыслом арифметических действий на основе теоретико-множественного подхода;

2-й этап - обучение детей описанию этих действий на языке математических знаков и символов (выбор действия и составление математических выражений в соответствии с предметными действиями);

3-й этап - обучение детей простейшим приемам арифметических вычислений (пересчет элементов количественной модели описываемого множества, присчитывание и отсчитывание по 1, сложение и вычитание по частям и др.);

4-й этап - знакомство с задачей и обучение решению задач (причем способ решения задачи - это выбор действия и вычисление результата).

Таким образом, вся методическая деятельность педагога, реализуемая на 1-3-м этапах, может считаться подготовительной работой к обучению решению задач. Непосредственно к вопросу обучения дошкольников решению задач мы обратимся в следующей лекции. В данной лекции рассмотрим специфику формирования представлений об арифметических действиях в соответствии с новыми методическими подходами, реализованными в современных технологиях развивающего обучения математике.

2.
С методической точки зрения знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания целесообразно распределить на три этапа:

1-й этап - подготовка к правильному пониманию различных сюжетных ситуаций, соответствующих смыслу действий - организуется через систему заданий, требующих от ребенка адекватных предметных действий с различными совокупностями;

2-й этап - знакомство со знаком действия и обучение составлению соответствующего математического выражения;

3-й этап - формирование собственно вычислительной деятельности (обучение вычислительным приемам).

Анализ различных учебных пособий по математике для начальных классов, называемых учебниками нового поколения (учебники различных развивающих систем), показывает, что второй, и третий из обозначенных этапов реализуются их авторами не ранее третьего-четвертого месяца пребывания ребенка в школе. Это обусловлено необходимостью сформировать у ребенка целый ряд предметных знаний и учебных умений, составляющих базу для подготовки к правильному пониманию смысла и способов выполнения арифметических действий.

В связи с этим вызывает сомнение целесообразность введения в программу дошкольной математической подготовки не только знакомства с действиями сложения и вычитания на уровне составления соответствующих равенств, но и решения примеров в пределах 20, изучения таблиц сложения и вычитания, знакомства с умножением и делением (сегодня - это программа 2-го класса начальной школы). Эти сомнения поддерживает также и то, что профессиональная методическая подготовка воспитателя (блок «Методика формирования элементарных математических понятий») не содержит сведений о современной технологии (методике) работы над этими понятиями и тем более - сведений о вариантах работы над этими понятиями в различных системах развивающего обучения в школе. Не имея этих перспективных методических знаний, воспитатель часто действует вразрез с теми технологиями, которые уже стали общепринятыми в начальной школе.

С теоретико-множественной точки зрения сложению соответствуют такие предметные действия с совокупностями, как объединение и увеличение на несколько элементов либо данной совокупности, либо совокупности, сравниваемой с данной. В связи с этим ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со о слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Подготовительные задания для усвоения смысла действия сложения.

1. Примеры ситуаций, моделирующих объединение двух множеств:

А. Задание. Возьмите три морковки и два яблока (наглядность). Положите их в корзину. Как узнать, сколько их вместе? (Надо сосчитать.)
Цель. Подготовка ребенка к пониманию необходимости выполнения дополнительных действий (в данном случаев - пересчет) для определении общего количества предметов совокупности.

Б. Задание. На полке стоят 2 чашки и 4 стакана. Обозначьте чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажите, сколько их вместе. Сосчитайте.

Цель. Подведение ребенка к пониманию смысла операции объединения, а также обучение переводу словесно заданной ситуации в условную предметную модель. Такая модель помогает ребенку абстрагироваться от конкретных признаков и свойств предметов и сосредоточиться только на количественной характеристике ситуации.

В. Задание . Из вазы взяли 4 конфеты и 1 вафлю. Обозначьте их фигурками и покажите, сколько всего сладостей взяли из вазы. Сосчитайте.

Цель. Подвести ребенка к пониманию того, что смысл ситуации определяется не « главным словом »: « взяли» (типичной ошибкой даже в школе в этой ситуации является действие 4 - 1), а соотношением между данными и тем, что требуется найти. Условная предметная модель в этой ситуации помогает абстрагироваться от «мешающего» слова «взяли», поскольку показ рукой «всего взятого» обычно выглядит как охватывающее движение всей совокупности.

2. Примеры ситуаций, моделирующих увеличение на несколько единиц данной совокупности или совокупности, сравниваемой с данной:

А. Задание. У Вани 3 значка. Обозначьте значки кружками. Ему дали еще, и у него стало на 2 больше. Что надо сделать чтобы узнать, сколько у него теперь значков? (Надо 2 добавить.) Сделайте это. Сосчитайте результат.

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на» с добавлением элементов.

Б. Задание. У Пети было 2 игрушечных грузовика. Обозначьте грузовики квадратиками. И столько же легковых машин. Обозначьте легковые машины кружками. Сколько вы поставили кружков? На день рождения Пете подарили еще три легковые машины. Обозначьте их кружками. Каких машин теперь больше? Покажите, на сколько больше.

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «столько же» с соответствующим предметным действием.

В. Задание. В одной коробке 6 карандашей, а в другой на 2 больше. Обозначьте карандаши из первой коробки зелеными палочками, карандаши из второй коробки - красными палочками. Покажите, сколько карандашей в первой коробке, сколько во второй. В какой коробке карандашей больше? Меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на…» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий:

а) уменьшение данной совокупности на несколько единиц;
б) уменьшение на несколько единиц совокупности, сравниваемой с данной;
в) разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания.

А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось?

Покажите, сколько цветов теперь сможет нюхать Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления части множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметной наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных частных признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте их кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало на 4 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажите оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с удалением элементов.

В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество ног жука красными палочками. А у слона на 2 меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого ног меньше. У кого ног больше? На сколько?
Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой - 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «на сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

.
После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких - знак вычитания.
В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий, показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

Упражнение 1
Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.
Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине.

Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.
Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»
Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.
А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Упражнение 2

Цель. Знакомить со знаком сложения.

Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу:

Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4)

Упражнение 3

Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа.
Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты, ей дали еще одну».
- У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП
(Фигурки дети выбирают сами.)

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания. Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет. В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

Знакомство с действием вычитания в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

Упражнение 1

Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.
Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание.

Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

Упражнение 3

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание.

Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.
Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

Задания, которые предлагается выполнить в процессе изучения материала:

I. Составить тезаурус по изучаемой проблеме (формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста)

II. Представить технологию математического развития дошкольников в программе, по которой вы работаете («Детство», «Золотой ключик», «Радуга», «Развитие» и др.) в структуре, предложенной Г.К.Селевко:

1. Идентификация педагогической технологии в соответствии с принятой классификационной системой.
2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, основное направление модернизации образовательного процесса.
3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

  • целевые установки и ориентации;
  • основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
  • позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Особенности содержания образования:

  • ориентация на личностные структуры (знания умения, навыки - ЗУН; способы умственных действий - СУД;
  • самоуправляющие механизмы личности; сфера эстетических и нравственных качеств личности - СУМ;
  • действенно-практическая сфера личности - СДП);
  • объем и характер содержания образования;
  • дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5. Процессуальная характеристика:

  • особенности методики, применения методов и средств обучения;
  • мотивационная характеристика;
  • организационные формы образовательного процесса;
  • управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
  • категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение:

Материал подготовлен к.п.н.,
ст. преподавтелем кафедры ТМНиДО
Р.Ф.Швецовой
ст. преподавателем кафедры педмастерства
Е.В. Михеевой

Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

Задачи :

  1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;

Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

  1. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах, форме, цвете предметов;

  1. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.;

Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

Материалы к занятию

  1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному
  2. Набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры: круги и треугольники

3. Модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

4Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию

Ход занятия:

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила зайчика. Он был очень грустными. Он узнал, что я работаю в детском саду и он попросил меня забрать его к нам в группу. Вы знаете, он очень любознательный? Ребята а давите познакомимся с ним.

Дети знакомятся и узнают, что его зовут Степашка

Его друзья загадали ему загадку, но он не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможем Степашке?

Дети : Поможем.

Воспитатель : читает загадку:

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс» , то, без сомнения,

Это действие … ( «сложение » )

Воспитатель : Ребята, Степашка хочет узнать, что такое сложение . Я вам сейчас расскажу одну историю: «Мама попросила Степашку сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Степашка со своими братьями затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно они поступили затеяв игру дома в салочки?

Вовремя игры они уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

Воспитатель предлагает детям исправить положение.

Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

2. Актуализация знаний

Игра «Разбитая ваза».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети на столах находят разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

Воспитатель задаёт вопрос:

На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

Покажите одну часть, другую часть.

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 круг и по 3 треугольника карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 круг, а во второй 3 треугольника. На доске все действия дублируются.

Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 круг)

Что лежит во втором мешке? (3 треугольника)

- Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 круг и 3 треугольника)

Воспитатель: Что мы сделали с фигурками?

Дети : Собрали и сложили в общий большой мешок. Объединили их

Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, то есть сложили .

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним что мы сделали.

В первом мешке сложили один круг– это первая часть.

Во втором мешке 3 треугольника (– это вторая часть.

Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

Мы получили две суммы.Как вы думаете равны левая и правая часть суммы?. (слева 1 круг и 3 треугольника, и справа 1 круг и 3 треугольника Суммы равны).

Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Игра «Трамвай».

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Ребята наверно родители Степашки волнуются, что его так долго нет. А давайте мы его отвезём домой.

На чем можно ездить по городу?

Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.

Воспитатель раздает детям билеты.

На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.

Приехали. Наша остановка. Вернулись в детский сад

Сели за столы

Работа в тетради.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

Как вы будете выполнять сложение?

Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

Итог занятия.

Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

Вам понравилось занятие? (да)

Кому мы сегодня помогли?

Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение

Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +)

Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»

Цель : Формировать представление о сложении , как объединении групп предметов . Познакомить со знаком «+» ; Закрепить знание свойств предметов.

Задачи :

  1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;

Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

  1. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах, форме, цвете предметов;

  1. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук. ;

Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

Материалы к занятию

  1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному
  2. Набор картинок, карточки со знаком «+ и =» , геометрические фигуры: круги и треугольники

3. Модели трёх «мешков» , изготавливаются из альбомного листа.

4 Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель : Ребята, когда я шла в садик встретила зайчика. Он был очень грустными. Он узнал, что я работаю в детском саду и он попросил меня забрать его к нам в группу. Вы знаете, он очень любознательный? Ребята а давите познакомимся с ним.

Дети знакомятся и узнают, что его зовут Степашка

Его друзья загадали ему загадку, но он не знает ответа и просить у вас помощи. Ну что поможем Степашке?

Дети : Поможем.

Воспитатель : читает загадку:

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс» , то, без сомнения,

Это действие … ( « сложение » )

Воспитатель : Ребята, Степашка хочет узнать, что такое сложение . Я вам сейчас расскажу одну историю: « Мама попросила Степашку сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Степашка со своими братьями затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно они поступили затеяв игру дома в салочки?

Почему?

Вовремя игры они уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

Воспитатель предлагает детям исправить положение.

Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

2. Актуализация знаний

Игра «Разбитая ваза».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети на столах находят разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

Воспитатель задаёт вопрос:

На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

Покажите одну часть, другую часть.

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель : У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2 набора в каждом по 1 круг и по 3 треугольника карточки со знаками «+» и «=» . Положите в 1-ый мешок 1 круг, а во второй 3 треугольника. На доске все действия дублируются.

Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 круг)

Что лежит во втором мешке? (3 треугольника)

Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1 круг и 3 треугольника)

Воспитатель: Что мы сделали с фигурками?

Дети : Собрали и сложили в общий большой мешок. Объединили их

Воспитатель : Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в одно целое, то есть сложили .

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним что мы сделали.

В первом мешке сложили один круг– это первая часть.

Во втором мешке 3 треугольника (– это вторая часть.

Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ) . Мы сложили две части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+» .

Мы получили две суммы.Как вы думаете равны левая и правая часть суммы?. (слева 1 круг и 3 треугольника, и справа 1 круг и 3 треугольника Суммы равны).

Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=» ).

А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку :

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Игра «Трамвай».

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

Ребята наверно родители Степашки волнуются, что его так долго нет. А давайте мы его отвезём домой.

На чем можно ездить по городу?

Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.

Воспитатель раздает детям билеты.

На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.

Приехали. Наша остановка. Вернулись в детский сад

Сели за столы

Работа в тетради.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

Как вы будете выполнять сложение?

Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.

Итог занятия.

Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии .

Воспитатель собирает детей около себя.

Вам понравилось занятие? (да)

Кому мы сегодня помогли?

Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение

Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +)

На каком транспорте мы поехали?

Спасибо, ребята, вы все молодцы!