Умение задавать вопросы в конфликте. Анкета: "Уровень конфликтности" - В помощь классному руководителю - Методическая копилка - Каталог статей - Проект "Слагаемые Здоровья" Хочу все знать

HR-менеджеры любят задавать компетенционные вопросы — и одна из их любимых тем — это конфликт. Вот несколько примеров вопросов на связанных с разрешением конфликта:

  • Расскажите мне о совместном проекте, над котором вы должны были работать с трудным сотрудником.
  • Расскажите мне о времени, когда у вас произошел конфликт на работе.
  • Приведите пример, когда вам пришлось разрешать спор между коллегами на работе.
  • Расскажите мне о времени, когда вы были не согласны со своим руководителем/коллегой.

Есть много других вариантов вопросов на эту тему, которая является очень распространенной. С точки зрения менеджера по персоналу, смысл вопроса про конфликт заключается в том, чтобы узнать про способности кандидата урегулировать конфликты и про

Недавно на одной из коуч-сессий я спросила своего клиента: «Как бы вы разрешили конфликт с коллегой на работе?» Ответ был следующим: «Я бы попросил его встретиться на парковке после работы и поговорил бы с ним как мужчина с мужчиной.» Как думаете, с таким ответом он смог бы получить работу?

Перед тем, как я расскажу вам, как надо отвечать на этот вопрос, давайте немного освежим в памяти, что же

На многих собеседованиях задают компетенционные вопросы, которые начинаются с «Расскажите мне о времени…» или «Приведите пример…» С помощью этих вопросов интервьюеры получают представление о том, как вы справлялись с конкретными ситуациями и проблемами в прошлом. Существует мнение, которое разделяют многие рекрутеры, что прошлые показатели деятельности кандидата говорят намного больше о его будущих результатах на новом месте работы.

Почему интервьюер спрашивает про навык «разрешение конфликта»?

На многих работах от вас будут требовать, чтобы вы умели ладить с разными типами людей. Некоторые из ваших коллег, руководителей или клиентов могут оказаться не вполне адекватными и раздражать вас. Неизбежно возникнут разногласия. Вы должны подходить к урегулированию конфликта с профессиональной точки зрения, чтобы добиться успеха на работе.

Ваш интервьюер хочет понять, как вы будете реагировать на конфликтную ситуацию. На собеседовании все кандидаты кажутся милыми и приятными, но что произойдет, если вас примут на работу и Наталья из смежного отдела начнет вас оскорблять?

Вопросы, касаемо «разрешения конфликта», очень популярны у менеджеров по персоналу, потому что каждый хочет взять на работу Интервьюеры часто спрашивают кандидата про его опыт работы в команде и особенно их интересует тот опыт, который включал конфликт или «трудного коллегу».

Как отвечать на компетенционный вопрос про умение разрешать конфликт?

Такой тип вопроса может застать вас врасплох. В конце концов, вы, скорее всего, были сосредоточены на положительных моментах своего резюме. Никто не любит говорить о конфликте, произошедшем на работе. О многих рабочих конфликтах скучно говорить. К тому же, вы, вероятно, предпочтете сделать вид будто с вами работать одно удовольствие и, что никто и никогда не имел с вами никаких проблем.

Компетенционные вопросы про умение разрешать конфликт заставляют вас говорить о менее чем приятной ситуации. Возможно, будет трудно налету привести хороший пример — а еще труднее будет кратко описать историю таким образом, чтобы она выставляла вас в благоприятном свете.

Вот почему, так важно заранее придумать пример, используя технику STAR. Ваша цель состоит не в заучивании текста слово в слово. Техника STAR позволит вам структурировать свой ответ и придать ему форму с помощью маркированного списка.

Пример ответа на вопрос- «Расскажите мне о времени, когда у вас произошел конфликт в период работы над совместным проектом».

Вот краткий обзор использования техники STAR для составления истории про разрешение конфликта.

S/T (Situation — ситуация/Task — задача )

Пример использования маркированного списка для описания ситуации/задачи:

  • Я работал над созданием нашей новой корпоративной брошюры. Мы были поставлены в очень жесткие рамки, так как необходимо было успеть напечатать брошюры к предстоящей крупной выставке.
  • Я отвечал за своевременный выпуск, а также руководил командой из отделов Маркетинга, Продаж и Дизайна.
  • Дизайнер, назначенный на этот проект, был очень талантливым, но, к сожалению, пропустил крайний срок, который я определил. Когда я пришел к нему сообщить о дедлайне, он накричал на меня.

Плюсы такого ответа: перечисление основных моментов истории показали ясный контекст — это был очень важный и сложный проект с жесткими сроками. Дизайнер, который не только нарушил дедлайн, но и закатил истерику, когда ему выразили неодобрение. Это настоящий конфликт, который мог бы привести к катастрофе при неправильной ответной реакции.

Совет: Не стоит загружать интервьюера ненужными подробностями. Ему необязательно знать про цветовую гамму брошюры и про историю выставки.

A (Actions — действия )

  • Расскажите о ключевых действиях, которые вы предприняли. В случае возникновения конфликта, акцент должен быть сделан на разрешении разногласий профессиональным способом.

Пример использования маркированного списка для описания действий:

  • Я, конечно, не ожидал такой реакции с его стороны, но оставался спокойным. Я признал, что были поставлены жесткие сроки и снова объяснил важность того, чтобы брошюры были готовы к выставке.
  • Он немного расслабился, когда увидел, что я не нападаю на него. Он рассказал мне о своих других проектах и том, как он был сильно перегружен. Я спросил его, могу ли я ему помочь придумать решение проблемы.
  • Мы договорились, что, если его руководитель узнает, насколько этот проект важен и отнимает у него много времени, то его снимут с других проектов. Мы решили, что поговорим с ним вместе.
  • В итоге, она передала другие его проекты остальным дизайнерам, что позволило ему успокоиться и сосредоточиться на выпуске брошюры.

Плюсы такого ответа: Кандидат рассказал, какие действия он предпринял и почему. Он также добавил, что оставался спокойным, находясь по давлением, занял в этом вопросе твердую позицию, и смог убедить других (дизайнера и его руководителя) в своей точке зрения.

Совет: Перечисляйте действия, которые имеют непосредственное отношение к урегулированию конфликту и показывают ваш профессионализм.

R (Results — результаты )

  • Каждая история должна включать счастливый конец. Завершите свой ответ описанием положительных результатов от ваших действий. Эти результаты могут выражаться количественно (увеличил продажи на 20%) или качественно (Клиент остался доволен моим обслуживанием и сообщил об этом моему руководителю, моему руководителю понравился мой новый подход, и он повысил меня).

Пример использования маркированного списка для описания результатов:

  • В результате, дизайнер смог сосредоточиться на брошюре и уложиться в сроки.
  • Он извинился за свое поведение и поблагодарил меня за помощь.
  • Мы выпустили брошюру к началу проведения выставки и получили множество положительных отзывов от наших торговых представителей и клиентов.
  • Наша выставка привела к увеличению продаж на 45%, и я считаю, что в этом ключевую роль сыграла новая брошюра.

Плюсы такого ответа: Краткая история со счастливым концом. Кандидат описал разрешение конфликта, положительный эффект в отношениях с дизайнером, и бизнес-результаты.

Совет: Результаты, выраженные в цифрах, больше впечатляют интервьюера. Однако, это не всегда возможно, но вы должны выбрать пример с наиболее значимыми результатами.

Советы, как отвечать на компетенционные вопросы про умение разрешать конфликты:

1. Приведите хороший пример:

  • Выберите историю, которая показывает, что вы использовали эффективный подход к урегулированию конфликта.
  • Будьте конкретным. Не давайте общий ответ, например, «Я все время сталкиваюсь с конфликтами и научился оставаться спокойным в такой ситуации и понял, что умение общаться является ключевым фактором.»
  • Не говорите о незначительном разногласии («Он не захотел итальянскую еду на обед») или о конфликте, который был разрешен кем-то другим. Ваша задача — показать свои навыки межличностного общения и способность решения проблем.

2.Предоставьте конкретную информацию о ваших действиях:

  • Самые запоминающиеся и интересные истории включают достаточно деталей для того, чтобы обрисовать общую картину. Объясните, почему этот конфликт имел важное значение и как вы его успешно разрешили.
  • Однако, вы должны приложить максимум усилий, чтобы история была короткой. Очень легко уйти в сторону, особенно, если вы заранее не подготовили яркий пример. Не отвлекайтесь от основной мысли.
  • Придерживайтесь маркированного списка. Не пытайтесь запоминать текст.

3.Тренировка

Выделите время на тренировку своей истории. Это особенно важно при рассказе истории, связанной с конфликтом и его урегулированием. Вы должны чувствовать себя уверенно, обсуждая неприятные моменты и быть убедительным в изложении своей позиции на собеседовании. Я помогаю кандидатам подготовить свои примеры на ответы для успешного прохождения поведенческого собеседования. В рамках курса подготовки «Мастер интервью» вы сможете заказать коуч-сессию по подготовке ответов на компетенционные вопросы с учетом вашей сферы деятельности и должности.

Задание №1. Дайте определение конфликта
Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

Задание №2. Напишите, какие структурные элементы составляют конфликт:
А) Конфликтующие стороны
Б) Зона разногласий
В) Представления о ситуации
Г) Мотивы
Д) Действия

Задание №3. Определите вид внутриличностного конфликта (на примере басен, сказки). Ваши возможные действия
Два бизнес-партнера. Один партнер хочет вложить средства на открытие кафе, другой считает, что лучше потратить деньги на открытие пивного бара. У каждого свои для этого причины. Деньги у них общие, а интересы разные - один хочет одно, другой другое. Вот и возникает конфликтная ситуация.
Столкновение интересов - очень распространенный вид конфликтов, который возникает из-за расхожести во мнении, взглядов, позиций.

Задание№4. Возможные пути работы с МЛК. Метод ТАА.
а) определение индивидуальных трансакций.
б) определить трансакции в ситуациях:
Ситуация1. Вы подготовили материал для совещания?
-Да, набрал на компьютере и распечатал.

Ситуация 2. Сколько раз говорить, что сведения в налоговую должны подаватьсясвоевременно?
- Очень сожалею: закрутился, столько всяких срочных дел, но завтра всё будетподготовлено.
Дополнительные трансакции, называемые также параллельными, осуществляются между двумя любыми состояниями Я собеседников, причем реакция человека связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению.
Ситуация3. Мне не звонили из хозяйственного отдела?
- Реже надо устраивать перекуры, тогда не будет вопросов.
Особенностью пересекающихся трансакций является то, что реакция собеседника исходит не из того состояния Я, на которое было направлено воздействие. Пересекающиеся трансакции препятствуют течению беседы.
Правило коммуникации: после пересекающейся трансакции коммуникация временно разрушается.
Партнеры при пересекающихся трансакциях говорят мимо друг друга.

Тема 5. Источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере. Конфликт как следствие социальнойнапряженности. Социальные последствия конфликтов в организации.
Задание: в описанном вами конфликте укажите организационно- управленческиепричины
Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.
Например, поставка некачественного сырья объективно создает предконфликтную ситуацию между поставщиком и заказчиком. Неопределенность функциональных взаимосвязей между администрацией президента и правительством приводит к постоянному возникновению противоречий между этими структурами по поводу распределения прав и ответственности.

Тема 6. Функции конфликта
Задание: в описанном вами конфликте укажите положительные и негативныефункции
Данный конфликт произошел между сотрудниками разных отделов банка. В описанной ситуации, конфликтная ситуация и основная причина - низкий уровень трудовой дисциплины. Инцидент возник из-за того, что сотрудники некоторых отделов всегда опаздывали на работу на минуты 15-20, это никак не наказывалось. Другие сотрудники были очень этим не довольны. Это яркий пример межгруппового конфликта. Что и исправил руководитель с помощью структурного метода управления - применение координационных и объединительных механизмов. Он провел совещание между отделами и сделал выговор всем опоздавшим и в следующий раз грозил увольнением. После этого опозданий без уважительных причин не было.

Тема 7. Динамика конфликта. Фазы и стадии развития конфликта
Задание: проанализировать конфликт с точки зрения его динамики.
Основными фазами конфликта являются:
1. Начальная фаза.
2. Фаза подъема.
3. Пик конфликта.
4. 4. Фаза спада.
Важно заметить, что фазы конфликта могут повторяться по циклам. Например, послефазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема второго цикла спрохождением фаз пика и спада, затем может начаться третий цикл и т. д. При этомвозможности разрешения конфликта на каждом последующем цикле
сужаются.

Тема 8. Управление конфликтом
Задание. На примере конфликта в организации проанализировать этапы управления конфликтом.
Ситуация 1.
Конфликт возник из-за неточного распределения обязанностей между сотрудниками. Оппонентами в данном конфликте выступают сотрудники отдела кредитования. Конфликтная ситуация - большой поток людей, которых необходимо быстро обслужить, привела к следующему инциденту: происходили нарушения сроков и порядка очередности оформления кредитов. Сотрудники допускали множество ошибок. В такой ситуации, каждый из сотрудников винил в не четкой работе друг друга. Возник межличностный конфликт. Некоторое время он оставался скрытым, так как сотрудники скрывали от руководителя, что конфликт существует. Но руководитель, заметив сокращение количества выданных кредитов, попытался прояснить истинную причину этого. Используя педагогический способ управления конфликтами, он вызвал на беседу некоторых сотрудников. Когда причина конфликта стала понятна, руководство банка использовало структурный метод управления, а именно - разъяснение требований к работе.
Ситуация 2.
Данный конфликт произошел между сотрудниками разных отделов банка. В описанной ситуации, конфликтная ситуация и основная причина - низкий уровень трудовой дисциплины. Инцидент возник из-за того, что сотрудники некоторых отделов всегда опаздывали на работу на минут 15-20, это никак не наказывалось. Другие сотрудники были очень этим не довольны. Это яркий пример межгруппового конфликта. Что и исправил руководитель с помощью структурного метода управления - применение координационных и объединительных механизмов. Он провел совещание между отделами и сделал выговор всем опоздавшим и в следующий раз грозил увольнением. После этого опозданий без уважительных причин не было.
Ситуация 3.
Данная ситуация образовалась между сотрудниками компании и новичком. Конфликтная ситуация - приход нового сотрудника в организацию. Инцидент возник когда новый сотрудник стал очень грубо вести себя по отношению к остальным. Стали часто возникать ссоры, которые вскоре переросли в конфликт между личностью и группой. Руководитель не обращал особого внимания на назревающий конфликт. Он предпочел бездействие - один из способов ухода от конфликта в агрессивном методе управления. А ведь этот метод является не желательным для использования. Ему стоило пересмотреть систему подбора и расстановки кадров. Возможно, при более тщательной системе подбора, этот сотрудник не получил бы место в банке, у него были бы выявлены признаки конфликтной личности.

В заключение следует отметить, что конфликт может возникнуть в любой организации, на любом предприятии и причин его возникновения, а также путей его решения может быть несколько. Особенно важно изучение конфликтов и методики их разрешения для руководителей. На практике при разрешении конфликтов можно использовать любой из представленных выше методов. Подход к разрешению конфликтов в каждом конкретном случае индивидуален и зависит от сложившихся обстоятельств.

Тема 9. Стили конфликтного поведения.
Задание: Определение индивидуального стиля поведения в конфликте. Какова оптимальная стратегия поведения в конфликте?
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстоятельств оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители - 71% и 46% соответственно. Иногда конфликт начинается с кооперативного поведения, однако в случае неудачи начинается соперничество, что может оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит возвращение к сотрудничеству, которое ведет к успешному разрешению конфликта.

Тема 10. Технологии рационального поведения в конфликте.
Задание: выполните технологию управления эмоциями в переговорном процессе, в конфликте
Технологии управления эмоциями в переговорном процессе
1. Эмоциональная выдержка: спокойная реакция на эмоциональные действия
партнера - первое правило самоконтроля эмоций (задайте себе в момент эмоционального действия вопрос: почему он ведет себя так? Каковы его мотивы в данном конфликте и т.д.) т.о. в критическом состоянии вы заставляете:
1)активно работать сознание (этим дополнительно защищаете себя от
взрыва)
2)своим поведением даете оппоненту “выпустить пар”
3)отвлекаетесь от ненужной информации
4)отвлекая на вопросы, вы решаете сложную и важную задачу - ищите причину (пытаетесь понять мотивы оппонента)
2. Рационализация эмоций: обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях партнеры получают разрядку (но это должно быть в спокойной обстановке). Рационализацияэмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения - второе правило самоконтроля эмоций у себя и у оппонента.
3. Поддержание высокой СО в переговорном процессе - третье правило самоконтроля эмоций.

1. Конфликтология как самостоятельное направление в социологии выделилась:
а) в конце 50-х г. XIX века;
б) в конце 50-х г. XX века;
в) в начале XVII века.

2. В группу методов управления конфликтами входят (исключите лишнее):
а) структурные методы;
б) метод картографии;
в) опрос.

3. Кому принадлежит фраза: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды»:
а) Конфуцию;
б) Гераклиту;
в) Платону.

4. Динамика конфликта находит свое отражение в двух понятиях (исключить лишнее):
а) этапы конфликта;
б) фазы конфликта;
в) содержание конфликта.

5. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:
а) начальной фазе;
б) фазе подъема;
в) пике конфликта;
г) фазе спада.

6. Конфликт в переводе с латинского означает:
а) соглашение;
б) столкновение;
в) существование.

7. Конфликт как особый тип социального взаимодействия рассматривается в:
а) психологии;
б) социологии;
в) педагогике.

8. Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется:
а) конфликтными отношениями;
б) конфликтной ситуацией;
в) инцидентом.

9. Конфликт равен:
а) конфликтная ситуация + инцидент;
б) конфликтные отношения + конфликтная ситуация;
в) конфликтные отношения + инцидент.
10. По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):
а) межличностные;
б) межгрупповые;
в) классовые;
г) межгосударственные;
д) межнациональные;
е) внутриличностные.

11. Особым типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам называется:
а) конфронтация;
б) соперничество;
в) конкуренция.

12. Основными моделями поведения личности в конфликте являются (исключите лишнее):
а) конструктивная модель;
б) деструктивная;
в) конформистская;
г) нонконформистская.

13. Какому типу конфликтной личности принадлежат следующие характеристики: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, непоследовательность поведения, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, не обладает достаточной силой воли, излишне стремится к компромиссу:
а) ригидному;
б) сверхточному;
в) «бесконфликтному».

14. Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:
а) переговорный процесс;
б) сотрудничество;
в) компромисс.

15. Профессиональный посредник называется:
а) суггестором;
б) медиатором;
в) коллегой.

16. Классически выделяют три варианта посредничества (исключить лишнее):
а) дизъюнктивный;
б) конъюктивный;
в) субъективный;
г) смешанный.

17. Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, называется:
а) манипуляцией;
б) суггестией;
в) гипнозом.

18. К какой тактике относится прием «закрытая дверь»:
а) ультимативной тактике;
б) тактике выжимания уступок;
в) тактике лавирования.

19. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
а) конфликтом;
б) конкуренцией;
в) соревнованием.

20. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:
а) конструктивными;
б) деструктивными;
в) реалистическими.

21. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
а) К. Маркса и Ф. Энгельса;
б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта;
д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томаса.

22. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:
а) Ч. Освуд;
б) В. Линкольн;
в) Л. Томпсон;
г) Р. Фишер;
д) Ш. и Г. Боуэр.

23. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:
а) в 1972 г. в США;
б) в 1986 г. в Австралии;
в) в 1989 г. в Германии;
г) в 1985 г. Швейцарии;
д) в 1992 г. в России.

24. В России центр по разрешению конфликтов был создан:
а) в Москве в 1992 г.;
б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.;
в) в Сочи в 1995 г.;
г) во Владивостоке в 1993 г.;
д) в Твери в 1998 г.

25. Какой из приведенных методов относится к группе методов управлениями конфликтами:
а) социологический метод;
б) метод тестирования;
в) метод картографии;
г) метод наблюдения;
д) метод эксперимента.

26. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;
б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;
в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;
г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;
д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

27. Конфликтная ситуация — это:
а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;
г) причина конфликта;
д) этап развития конфликта.

28. Причина конфликта – это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
д) то, из-за чего возникает конфликт.

29. Конфликтогены – это:
а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
б) проявления конфликта;
в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;
д) поведенческие реакции личности в конфликте.

30. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»:
а) снисходительное отношение;
б) негативное отношение;
в) менторские отношения;
г) нарушение этики;
д) нечестность и неискренность.
31. Управление конфликтами — это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

32. Содержание управления конфликтами включает:
а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;
б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;
в) прогнозирование, регулирование, разрешение;
г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;
д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.

33. Предпосылками разрешения конфликта являются:
а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;
г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.

34. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
б) компромисс, борьба, сотрудничество;
в) рациональная, иррациональная, конформистская;
г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
д) борьба, уступка, компромисс.

35. Кто из ниже перечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
а) К. Томас и Р. Киллмен;
б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр;
в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;
г) М. Дойч и Д. Скотт;
д) Р. Фишер и У. Юри.

36. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5.

37. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает:
а) ригидный тип;
б) неуправляемый тип;
в) демонстративный тип;
г) сверхточный тип;
д) «бесконфликтный тип».

38. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
а) обмену информацией;
б) налаживанию добрых взаимоотношений;
в) достижению взаимопонимания;
г) расширению темы общения;
д) усилению информационного воздействия на партнера.

39. Технологии рационального поведения в конфликте — это:
а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.

40. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:
а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;
б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»;
в) регрессия, сублимация, визуализация;
г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.

41. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процессе выделяют в литературе по конфликтологии:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5.

42. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента:
а) «выигрыш – выигрыш»;
б) «выигрыш – проигрыш»;
в) «проигрыш – проигрыш»;
г) «проигрыш – выигрыш»;
д) «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – выигрыш».

43. Внутриличностный конфликт – это:
а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;
г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;
д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.

44. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов:
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) К. Левину.

45. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов:
а) З. Фрейду;
б) А. Адлеру;
в) К. Юнгу;
г) Э. Фромму;
д) К. Левину.

46. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:
а) неврастения, эйфория, сублимация, идеализация, номадизм, рационализация;
б) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализация;
в) неврастения, эйфория, идеализация, проекция, рационализация, вытеснение;
г) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, переориентация;
д) компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение.

47. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В.Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.):
а) информационные факторы;
б) поведенческие факторы;
в) факторы отношений;
г) ценностные факторы;
д) структурные факторы.

48. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений: + ±
а) взаимно-положительный;
б) взаимно-отрицательный;
в) односторонне положительно-отрицательный;
г) односторонне противоречиво-положительный;
д) взаимно-противоречивый.

49. К групповым конфликтам относятся конфликты:
а) личность – группа;
б) группа – группа;
в) личность – группа и группа – группа;
г) руководитель – коллектив;
д) микрогруппа – микрогруппа внутри коллектива.

50. Конфликт в обществе – это:
а) конфликты в любых социальных группах;
б) конфликты в больших социальных группах;
в) конфликты между государствами;
г) конфликты в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной);
д) конфликты, субъектами которых выступают нации, государства, классы, партии, союзы и т. д.

51. Политические конфликты – это:
а) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе стремления к захвату политической власти;
б) противоборство субъектов социального взаимодействия в период решения вопроса о политической власти;
в) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе власти;
г) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в обществе;
д) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в сфере политических отношений.

52. Основным предметом политических конфликтов является:
а) политический интерес;
б) политическая власть в различных социальных структурах;
в) государственная власть;
г) политическое сознание людей;
д) политические партии.

53. Социальные конфликты – это:
а) конфликты между государственными структурами по поводу реализации социальных гарантий граждан;
б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;
в) особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;
г) особая форма противоборства граждан с властями за улучшение их социально-экономического положения;
д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.

54. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духовной среды являются:
а) религиозные конфликты; психологические конфликты; конфликты в сфере искусства;
б) психологические конфликты; конфликты в сфере общественного сознания; религиозные конфликты;
в) конфликты в сфере идеологии; конфликты в сфере общественной психологии; конфликты в массовом сознании;
г) религиозные конфликты; идеологические конфликты; конфликты в сфере искусства;
д) психологические конфликты; конфликты в сфере идей; конфликты на основе эстетических противоречий.

55. Конфликт в организации – это:
а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации;
б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами;
в) конфликты между руководством организации и ее сотрудниками;
г) конфликты между различными структурными элементами организации;
д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива.

56. Семейный конфликт – это:
а) конфликт между супругами;
б) конфликт между родителями и детьми;
в) конфликт родственников;
г) конфликт между различными семьями;
д) конфликт между любыми членами семьи.

57. Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют социологи:
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5;
д) 6.

58. Под конфликтами в сфере управления понимают:
а) конфликт между субъектами и объектами управления;
б) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;
в) конфликты между субъектами управления различных уровней;
г) конфликты между руководителем и подчиненными;
д) конфликты в процессе принятия управленческих решений.

59. Под глобальными конфликтами понимают:
а) конфликты между регионами;
б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации;
в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;
г) конфликты, связанные с природными катастрофами;
д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.

60. Предметом конфликтологии являются:
а) конфликты;
б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов,
а также принципы и технологии управления ими;
в) любые столкновения.

61.Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из:
а) социального неравенства людей
б) естественной агрессивности человека вообще
в) несовершенства человеческой психики

62. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
а) нехватка средств к существованию
б) деньги
в) престиж
г) власть

63. Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовленные позиции — это:
а) рефлексивная защита
б) рефлексивное управление
в) рефлексивный прогноз

64. Какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта:
а) стремление — избегание»
б) двойное «стремление — избегание»
в)»избегание — избегания»

65. Стратегические методы разрешения конфликта:
а) планирование социального развития
б) конкретные требования к работе каждого
в) система поощрения за инициативу
г) добросовестность

66. В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне:
а)когда в его основе лежат личные противоречия
б) таких случаев нет
в) когда в его основе лежат групповые противоречия

67. Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность:
а)по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений
б) по регуляции взаимоотношений
в) по выдвижению контрмотивов, способных заблокировать агрессивные намерения

68. Чередование этапов развития конфликтной ситуации:
а) произвольно
б) не обязательно
в) обязательно последовательно

69. Забастовочный комитет можно определить как:
а) организатор конфликта
б) подстрекатель конфликта
в) пособник конфликта

70. Ролевое поведение участников конфликта детерминировано:
а) своими социальными функциями и ролью
б) личностными особенностями
в) своими интересами
г) ситуацией
д) намерениями оппонентов

71. Норма как фактор предупреждения конфликтов предполагает определенное воздействие. Какое:
а) ценностное
б) принудительное
в) информационное

72. Изживание «субкультуры насилия» как метод предупреждения конфликтов является:
а) социальным
б) психологическим
в) культурным

73. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
а) конфликт — есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие
б) конфликт присущ человеку как и всем животным
в) конфликт функционален для социальных систем,
г) созидателен
д) конфликт происходит из-за разделения людей на классы

74. Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:
а) «сглаживание»
б) «скрытых действий»
в) «быстрого решения»

75. Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется:
а) посредник
б) пособник
в) подстрекатель

76. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение:
а) не верно
б) верно
в) отчасти верно

77. Метод практической эмпатии означает:
а) многообразное воздействие на оппонента
б) использование личностных особенностей оппонента
в) психологическую «настройку» на оппонента

78. К простой форме паталогической конфликтности относят:
а) саботаж
б) протест
в) бойкот

79. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления. Это суждение:
а) не верно
б) верно
в) отчасти верно

80. Возможность «беспредметного» конфликта:
а) реальна в ряде случаев
б) исключен
в) реальна

Методики изучения уровня конфликтности личности школьника

Опросник «Конфликты в школе»

ФИО ________________________________________________ Класс________

Пригашаем тебя принять участие в опросе и просим высказать свое мнение по ряду проблем, с которыми приходится сталкиваться.

Цель - выявление происходящих в школе конфликтов и поиск средств их преодоления.

Ваши ответы помогут найти выход из этой проблемы. Анкета заполняется просто: обведите номер выбранного Вами варианта ответа. Подписывать анкету не обязательно.

I . Какие из следующих суждений, по вашему мнению, точно характеризуют обстановку в Вашей школе.

Школа: 1. Спокойная, не рабочая 2. Спокойная, рабочая. 3. Напряженная, рабочая.

Класс: 1. Спокойная, нерабочая. 2. Спокойная, рабочая. 3. Напряженная, рабочая.

II. Часто ли вам приходится участвовать в конфликтах в школе:

1. Несколько аз в год.

2. Не чаще 1 аза в год.

3. Никогда.

III. Назовите наиболее острый конфликт, пережитый вами за время обучения в

школе в отношениях с учителями по поводу: _______ __

IV. Что, по вашему мнению, явилось причиной этого конфликта?

1. Несправедливая оценка.

2. Неуважительное отношение учителя к ученику.

3. Вызывающее поведение ученика.

4. Учитель плохо знает свой предмет.

5. Незнание учеником учебного материала, нежелание учиться.

6. Забывчивость, невнимательность учителя.

7. Халатность, не исполнительность, необязательность ученика.

8. Учитель непонятно излагает учебный материал.

9. Нарушения учебной дисциплины учеником, опоздания, про пуски занятий.

10. Учитель предъявляет завышенные, необоснованные требования к знаниям ученика.

11. Требование учеником более высокой оценки.

12. Учитель перегружает заданиями для самостоятельной работы.

13. Другое __________________

V. Кто участвовал в конфликте? Если необходимо, укажите несколько позиций:

1. Ученик(ца)

2. Учитель

3. Группа учащихся (укажите число участников)

4. Группа учителей

5. Родители

6. Представители администрации

7. Кто еще? Укажите YI. В чем выражались требования конфликтующих сторон?

VI. Как долго длился конфликт?

1. Несколько дней

2. Несколько недель

3. Несколько месяцев

4. Другое

VIII. Если конфликт был преодолен, что этому способствовало?

1. Уступка одной из сторон

2. Вмешательство третьего лица (укажите кого)

3. Обсуждение проблемы и достижение сторонами взаимного согласия

IX. Если конфликт не был преодолен, что этому способствовало ?

1. Непримиримость обеих сторон

2. Жесткость позиции одной из сторон

3. Обе стороны ушли от разделения конфликта

4. Другое ____________________

Х. Укажите положительные последствия конфликта:

1. Расширение информации о себе и других

2. Найдены новые пути решения проблемы

3. Улучшился психологический климат

4. Наладились отношения с другими людьми, появились новые друзья

5. Другое___________________

XI. Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?

1. Отстаиваю свои интересы любыми способами

2. Стремлюсь найти взаимоприемлемое решение

3. Сглаживаю «острые углы», если надо, могу уступить

4. Стремлюсь во что бы то ни стало уйти от конфликта

5. Ничего не предпринимаю, т.к. все устроится

6. Другое ___________________

ХII. Можно ли сказать, что в школе создаются условия для того, чтобы...

1. Научить тебя тому, как вести себя в конфликте

2. Убедить тебя не решать спорные вопросы силой

3. Всегда учитывать интересы других

ХIII. Ощущаешь ли ты необходимость получения знаний и навыков урегулирования

конфликтов?

1. Да 2. Не очень 3. Нет 4. Не знаю

Анкета «Я и конфликты»

Ф.И. ___________________________________________ класс______

1) У меня возникают конфликты:

а) часто; б) нечасто; в) иногда; г) никогда.

2) Чаше всего я конфликтую с:

а) родителями; б) братьями; в) одноклассниками; г) учителями.

3) Конфликт приводит меня в состояние:

а) негодования; б) болезненности; в) нервозности; г) удовлетворения.

Тест «Конфликтная ли вы личность?»

1. В общественном транспорте начался спор. Вы:

а) не вмешиваетесь;

б) высказываетесь кратко;

в) активно вмешиваетесь.

2 . Выступаете ли вы с критикой руководителя :

а) нет; б) редко, имея основание; в) часто, по любому поводу.

3. Часто ли спорите с друзьями:

а) нет; б) лишь по принципиальным вопросам; в) да.

4. Как вы реагируете на нарушение очереди:

а) молчу; б) делаю замечание; в) прохожу вперед и наблюдаю за порядком.

5. Недосоленное блюдо. Ваша реакция:

а) промолчите; б) досолите сами; в) откажетесь от еды.

6. Вам наступили на ногу. Вы:

а) промолчите; б) сделаете замечание; в) выплесните все свои эмоции.

7. Вам не нравится подарок. Вы:

а) промолчите; б) тактично прокомментируете; в) устроите скандал.

8. Не повезло в лотерее. Вы:

а) равнодушны; б) не скрываете досаду; в) надолго теряете равновесие.

Ключ к тесту:

а) 4 балла; б) 2 балла; в) 0 баллов.

22-32 балла.

Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

12-20 баллов.

Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашей карьере или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов.

Споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, «можете съесть живым». Ваша критика - ради критики, адресована всем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь пере бороть свой вздорный характер.

Вы тщательно, как вам показалось, подготовились к собеседованию: «вычистили» до зеркального блеска свое резюме на предмет ошибок и различных «несостыковок» или спорных вопросов в трудовой биографии, подготовили «торжественную» речь, которая должна охарактеризовать вас с самой лучшей стороны. Вы даже составили список предполагаемых каверзных вопросов и набросали ответы на них. Все это абсолютно правильно. Но, как показывает практика, большинство соискателей один непростой вопрос все ж выпускают из виду.

Сразу хочется отметить: вопрос этот не вполне корректен, поэтому у некоторых излишне эмоциональных соискателей может вызвать протест, тем не менее, работодатели задают его часто. И, кстати, имеют на это полное право, поскольку он не касается каких-то сугубо личных аспектов вашей жизни. Вопрос касается конфликтных ситуаций и вашей реакции на них. Другими словами, работодатель может вас спросить прямо, не мудрствуя лукаво: «Вы были участником каких-либо конфликтов на старой работе, как на них реагировали и как выходили из них?». Тех, кому приятно вспоминать о подобных моментах, в мире найдется не так уж и много, а сумевших правильно ответить - еще меньше.

Вопрос, действительно, непростой, в определенной степени двусмысленный.

Хочу все знать!

Почему работодатели задают подобный, не очень приятный вопрос потенциальным работникам? Причин может быть несколько:

1. Для определения уровня конфликтности соискателя. Мы уже неоднократно акцентировали ваше внимание, что для работодателя важно принять на работу не только высококлассного специалиста, но и уживчивого сотрудника, желательно, объединявшего «два в одном». Сегодня многие компании исповедуют командный принцип работы. Команда - это слаженный механизм, в котором каждый четко знает свои обязанности и выполняет их, в то же время каждый чувствует свою ответственность за конечный результат работы. Иными словами, работодателю нужна «команда-звезда», а не «звезды» в команде, потому что у последних зачастую слишком много амбиций. А это может «развалить» коллектив. Конфликтный человек - это тоже своего рода «звезда», которая негативно влияет на психологический климат в команде, а значит, и на эффективность ее работы.

2. Для определения уровня толерантности соискателя. Обычно «на толерантность» проверяют претендентов на руководящие должности или тех, чья работа связана с людьми. В этом случае выдержка, корректность, умение сглаживать острые углы будут решающими в выборе кандидата. Действительно, тяжело представить, что на месте, например, менеджера по персоналу сможет эффективно работать вспыльчивый и склонный, скажем так, к нагнетанию ситуации сотрудник.

3. Для определения уровня стрессоустойчивости кандидата. Под этим следует понимать умение соискателя корректно вести себя в различных конфликтных ситуациях, не провоцировать их дальнейшее развитие, а также быстро «восстанавливаться» после конфликта и продолжать работать дальше в нормальном режиме. Обычно о таких людях говорят: не принимает происходящее близко к сердцу.

4. Для определения модели поведения претендента в конфликтных ситуациях , которые возникают на любой работе и с каждым сотрудником. Однако реакция у всех строго индивидуальная. Кто-то с удовольствием принимает участие в «процессе», раздувая пламя раздора, другой теряется, не зная, как поступить в таких обстоятельствах, третий «разруливает» ситуацию, не позволяя скандалу разрастаться дальше, и при этом умело отстаивая интересы дела. Именно в таких сотрудниках работодатели заинтересованы больше всего или, на крайний случай, в тех, кто просто не станет участвовать, отойдя в сторону.

Так в чем же сложность вопроса?

В ответах. Дело в том, что сказав: «Я никогда не принимала участия ни в каких конфликтах», - вы покривите душой, чем произведете не очень хорошее впечатление на работодателя. В конфликтах, хотя бы косвенно, участвовал каждый, иначе просто не бывает. Ваш ответ работодатель может так же воспринять, как: «Я росто не умею с достоинством выходить из таких ситуаций», - что тоже не красит сотрудника. Однако, живописуя во всех деталях, с каким задором «конфликтничали» в том или ином случае, «положили всех врагов одной левой» и вышли победителем, не добавит вам плюсов в глазах работодателя. Скандалисты на производстве не нужны никому. Получается, что плохо так, нехорошо и эдак. Как же поступить?

Семь бед, один ответ

Любовь Пономаренко, кадровик с многолетним стажем, отмечает: «На такие «провокационные» вопросы ответ нужно продумывать особенно тщательно, поскольку вы не знаете, что именно (уровень толерантности, конфликтности, стрессоустойчивости и т. д.) хочет «измерить» работодатель, тем более, что у каждого нанимателя свой взгляд на подобные ситуации. Однажды мне довелось проводить собеседование с девушкой, имевшей, в общем-то, неплохие шансы попасть на работу в наше учреждение. Но на просьбу описать какую-либо конфликтную ситуацию, где она была участницей, барышня безапелляционно ответила, что для нее конфликтов не существует. Поскольку последнее время она занимала должность руководителя отдела, то все решения принимались по принципу: есть два мнения - одно мое, другое неправильное. Как человек и кадровик с опытом могу сказать, что иногда, особенно в каких-либо критических ситуациях, такой подход бывает единственно верным, но он абсолютно не приемлем для каждодневной работы. Во всяком случае в нашем учреждении трудовой процесс строится по другим принципам. Вообще, должна сказать, что откровенных «конфликтников» в природе не так уж много. Просто многие соискатели, особенно неопытные, считают, что, чем «круче» они себя покажут (мол, всегда могу отстоять свое мнение, любыми способами, умею «приструнить» каждого и т. д.), тем лучше. Но работодатели, особенно, если сфера деятельности предполагает работу с людьми, прежде всего ищут «дипломатов», способных не усугублять, а разрешать конфликты, поскольку не хотят терять потенциальных клиентов или престиж компании».

Специалисты рекомендуют перед собеседованием обязательно продумать ответы на подобные вопросы, вариант ответа, приблизительно, может быть таким: «Конфликтные ситуации на предыдущих работах, конечно же, случались, иногда приходилось в них участвовать, хотя предпочитаю решать вопросы более конструктивным путем. Считаю, что если уж возникло разногласие, нельзя расширять его границы, втягивая новых участников, но и отстраняться тоже не стоит, поскольку сам по себе конфликт означает присутствие какой-либо проблемы, с которой необходимо разобраться, но конструктивно, в спокойной обстановке».

Если вас попросят описать ситуацию, вашу роль в ней и действия, ответьте подробно, кто был вовлечен в конфликт, что было его причиной, как развивались события, как вы вели себя в данной ситуации, как она в итоге разрешилась, как вы оцениваете действия сторон и т. п. Если вы будете слишком кратки, работодатель воспримет это, как нежелание отвечать, отсюда последует вывод, что вам есть что скрывать. При этом постарайтесь припомнить такую ситуацию, в которой вам удалось найти компромисс, проявив гибкость, учитывать не только свои интересы, но и интересы другой стороны.

Оксана Бондарчук
По материалам «Робота для жінок»