Индивидуальное логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука. Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Ш»

Тема: «Прогулка с Нюшей»

Учитель-логопед Чимрова Е. А.

Цель: автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, развита общая и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

Оборудование: изображения Смешариков, картинки со звуком «Ш» в разной позиции, чемодан, игрушки, грецкие орехи, игра «4 лишний», счетные палочки.

1.Организационный момент:

Ребята, я хочу напомнить вам наше правило:

Каждый день всегда, везде:

На занятиях в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

Сейчас я вам расскажу одну интересную историю, которая приключилась с Нюшей. Однажды Нюша пошла на прогулку, погода была хорошая. Но вдруг неожиданно налетели тучи, закапал дождик, поднялся сильный ветер. Ветер дул с такой силой, что вместе с ветром от Нюши улетел ее любимый звук «Ш» и она неожиданно разучилась его произносить. Нюша очень расстроилась, начала везде искать «Ш», но у нее так ничего и не вышло. Пока она была занята поисками, ветер утих, дождь закончился. Нюша решила во что бы то ни стало снова научиться произносить звук «Ш». Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе с Нюшей на поиски потерянного звука. Для этого нам с вами необходимо подготовится - сделать гимнастику для язычка!

2. Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют гимнастику по картинкам. «Лягушка» - «Слоненок», «Лошадка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик».

3. Развитие фонематического восприятия.

Нюша предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук». Я буду говорить звуки, а вы будете хлопать, когда услышите звук «Ш».

Ш, С, З, Ж, Ш, Ц, Ч, Ш, Щ, Ш, С, С, Ш, Ш.

Теперь я буду говорить звук «Ш» в слогах, а вы будете топать, когда услышите слог со звуком «Ш».

ША, СА, ЖО, ШО, СО, СУ, ШУ, ЗА, ШИ, СИ, ШУ, ЖУ, ЧА, ША.

Теперь я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать руку, если услышите в названии звук «Ш».

Коза, лошадка, кошка, жук, лягушка. Молодцы ребята, все картинки со звуком «Ш» остались на своих местах.

4. Автоматизация звука «Ш».

1) изолированно

Нюша шла по лужайке и услышала, что в траве кто-то шипит. Нюша посмотрела внимательно и увидела, что это шипит змея. Змея делала так: «ш-ш-ш-ш-ш». Давайте и мы с вами попробуем так шипеть!

2) в слогах

На встречу Нюше шел Бараш, он увидел, что Нюша очень расстроена и предложил попеть с ним песенки. Ребята, давайте покажем Нюше как нужно петь песенки, выговаривая звук «Ш».

3) в словах

Нюша пошла дальше, и увидела Лосяша, он смотрел в подзорную трубу. Лосяш попросил Нюшу помочь ему разглядеть предметы, которые он видел в подзорной трубе. Давайте поможем им, назовем все предметы, четко выговаривая звук «Ш».

Следующим кого встретила Нюша был Кар-Карыч, который собирался в путешествие, но никак не мог определиться, что ему взять в дорогу. Нужно собрать вещи Кар-Карыча в чемодан, он должен взять вещи только со звуком «Ш».

5. Игра «4 лишний».

Молодцы, ребята, давайте отправимся с вами дальше. Посмотрите, какой грустный Крош. А все потому, что с ним никто не хочет поиграть. Давайте поиграем с ним в игру «4 лишний».

6. Развитие мелкой моторики.

Молодцы, вы отлично справляетесь. Но чтобы нам отправиться дальше, нам нужно с вами подготовить наши пальчики. Повторяйте движения за мной.

Самомассаж пальцев с помощью грецких орехов.

7. Игра «Один - много».

А вот и Копатыч. Он предлагает поиграть в игру «Один-много». Я буду говорить один предмет, а вы много.

Одна кошка - много кошек; один-карандаш-много карандашей; один шарф - много шарфов; один мешок - много мешков; одна шишка - много шишек.

8. Физкультминутка.

Предлагаю вам сделать вместе с Нюшей разминку. Повторяйте все движения за мной.

Белый бант в косе у Нюши (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Будет прыгать вместе с ней (прыжки на месте),

Потому что на зарядку (наклоны вправо-влево)

Позвала она друзей (правая рука на левое плечо, а левая — на правое).

Нюша любит упражненья (обняв себя руками, повернуться вправо-влево)

Для поднятья настроенья! (хлопки в ладоши над головой)!

9. Закрепление графического образа буквы Ш. Нюша отправилась дальше и увидела Ежика, он что-то выкладывал из палочек. Нюше стало интересно, она подошла поближе и увидела, что он выкладывает из палочек букву Ш. Ребята, перед вами палочки, попробуйте и вы выложить букву Ш.

10. Итог занятия.

Ой, ребята, пока мы помогали Нюше, к ней незаметно вернулся звук «Ш». Нюша очень благодарна вам за помощь! Вам понравилось путешествовать с Нюшей? Скажите, какой звук искала Нюша, кого она встречала? Какую помощь просили ее друзья? Как вы думаете, всегда нужно помогать своим друзьям? Почему?

Екатерина Фролова
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] » .

Тема : «Автоматизация звука [Ш] »

Ребенок : Маша, 5 лет. 6 месяцев, ОНР (3 уровень)

Цель занятия : Автоматизация звука Ш в слогах , словах и предложениях.

Задачи :

Вырабатывать движение губ вперёд, обнажая верхние и нижние зубы укреплять мышцы губ, их подвижность;

Отрабатывать движения языка вверх, развивая его подвижность. Способствовать

растяжке подъязычной связки;

Закреплять правильное произношение фонемы;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Уточнить артикуляционный и акустический образ звука Ш ;

Уточнить характеристику звука ;

Закрепить графический образ буквы Ш;

Формирование умения опознавать заданный звук в словах , слогах, изолированно;

Совершенствовать динамическую организацию движений;

Формировать навыки образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

Обучать навыкам согласования числительных с существительными в ед. и мн. числе;

Автоматизировать звук Ш в тексте ;

Развивать слуховую память;

Развивать словесно-логическое мышление;

Формировать мотивацию к познавательной деятельности;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающим.

Оборудование : Бумажный конверт с приглашением, изображение Крошки Енота, изображение корзинки с банкой варенья и бубликами, звуковая дорожка с изображением змеи, изображение лесного домика, изображение сторожевого пса, коробочка с буквами, изображения сказочных героев : Чиполино, Буратино, Шапокляк, Чебурашка, Мальвина, Шрек, Винтик, Шпунтик, Фунтик, Шарик, изображение лабиринта с ромашками, воздушный шар.

Орг. момент.

Логопед :

Здравствуй, Маша! Сегодня я получила конверт. Хочешь узнать, что в нём лежит?

Маша :

Логопед : (открывает конверт, показывает приглашение, читает его)

А в нём лежит приглашение от Крошки Енота : «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём» . Отправимся в гости?

Маша :

Основная часть.

Логопед :

В гости мы пойдём не с пустыми руками. Давай посмотрим, что я собрала в корзинку для Крошки Енота. (Показывает изображение корзинки, из которой видны : банка варенья и бублики). Я приготовила ему баночку варенья. Давай сделаем упражнение «вкусное варенье.»

Улыбнись, открой рот и языком в форме чашечки облизывай губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки» .

Маша выполняет упражнение.

Логопед читает стишок :

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Логопед :

- Что ещё лежит в корзинке :

Маша :

Бублики.

Логопед :

Давай сделаем упражнение «бублик» .

Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживаем «бублик» под счет до 5-10.

Маша выполняет упражнение бублик.

Логопед читает стишок :

Бублик мы изобразили -

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

«Бублик» надо удержать.

Логопед :

В нашей корзинке осталось много свободного места. Давай насобираем грибов.

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки

И хорошие грибы

Соберем в корзинку.

Покажи мне, как ты умеешь делать упражнение «грибок» .

Улыбнись, широко открой рот, присоси язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба» ). Удерживай в таком положении 5-10 секунд.

Маша выполняет упражнение «грибок» .

Логопед читает стишок :

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз - и вся учёба.

Логопед :

Для того, чтобы узнать, какой звук мы сегодня будем учиться правильно произносить, тебе нужно внимательно послушать стихотворение :

Что за странный шум вокруг

Шелестит листва мой друг.

Осень на порог пришла,

Шапку, шарф надеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш] )

Ты догадалась какой звук мы сегодня будем произносить?

Маша :

Да, звук Ш .

Логопед :

Правильно, сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш .

Мы уже почти пришли к домику Крошки Енота, но на тропинку вылезла змея, которая начала оставлять за собой узоры (следы) и шипеть. Давай подождём, пока она проползёт, а потом пойдём по её следам. (Логопед даёт ребёнку изображение змеи и узорчатой тропинкой). Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейка.

Маша выполняет упражнение и шипит : ШШШШ.

Логопед :

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук Ш ?

Маша :

Губы «Колечком» , зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку» .

Логопед :

А какой воздух мы выдыхаем, когда произносим звук Ш ?

Маша :

Воздух тёплый.

Вот мы и пришли к домику Крошки Енота. Его дом охраняет пёс, которого зовут Шарик. Какой звук первый в слове Шарик?

Маша :

Логопед :

Правильно, звук Ш . Звук (Ш) - согласный или гласный? ;

Звонкий или глухой? ;

Твёрдый или мягкий?

Маша :

Согласный, глухой, твёрдый.

Молодец, правильно. Крошка Енот, чтобы развлечь своих гостей, приготовил интересные задания :

(логопед даёт ребёнку коробку, внутри которой лежат буквы).

Логопед :

Открой коробку и достань буквы, которые в ней лежат. Посмотри на них внимательно и покажи ту согласную букву, которая является домиком звука Ш .

Маша раскладывает буквы, ищет букву Ш и показывает её логопеду .

Логопед :

-Следующее задание : Игра «Поймай звук » . Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Ш» . З, С, Ш, Б, В, Ж, Ш, Л, М, Ш.

Теперь похлопай, когда услышишь слог, в котором есть звук «Ш» .

По, Ша, То, Шу, Ма, Пу, Ши, Ми, Шо.

Маша хлопает.

Логопед :

А сейчас настало время немного размяться. Крошка Енот приготовил нам вот такую весёлую зарядку :

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Маша выполняет зарядку.

Логопед :

Следующее задание, которое предлагает нам Крошка Енот «добавь слог» . Я буду произносить слоги, а ты добавлять слог ША. Посмотрим, что у нас получится.

Ка, ча, кры, лап… .

Маша добавляет слоги и произносит слова : каша, чаша, крыша, лапша.

Логопед :

А теперь, ты будешь добавлять слог ШИ.

Камы, клави, малы, гру… .

Маша добавляет слог и произносит слова : камыши, клавиши, малыши, груши.

Логопед :

Следующая игра называется «Скажи как я» . Я буду произносить чистоговорки, а ты повторяй за мной.

Ша –ша – ша – наша Маша хороша

Шо – шо – шо – учусь я хорошо

Шу – шу – шу, шу- шу- шу– я тебе рукой машу

Аш- аш- аш, аш- аш- аш –мы построили шалаш

Ош – ош – ош, ош – ош – ош, у меня на блузке брошь

Маша повторяет за логопедом .

Логопед :

В гостях у Крошки Енота сегодня собралось много сказочных героев. Давай определим, у кого из них имя начинается на звук Ш . Я буду показывать и называть героя, а ты будешь хлопать, когда я назову того, чьё имя начинается на звук Ш . (Логопед показывает картинки с изображениями героев и называет их имена).

Чиполино, Буратино, Шапокляк, Чебурашка, Мальвина, Шрек, Винтик, Шпунтик, Фунтик, Шарик.

Маша хлопает, когда услышит слова : Шапокляк, Шрек, Шпунтик, Шарик.

Логопед :

Кто из этих сказочных героев нравится тебе больше всех?

Маша называет героя.

Логопед :

У тебя есть возможность подарить этому герою букет цветов. Для этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки. (Логопед дает ребенку нарисованный лабиринт с изображением ромашек.)

Маша водит пальцем по лабиринту и считает : одна ромашка, две ромашки… пять ромашек.

Логопед :

Следующая игра называется «Назови ласково» . Послушай слова, назови ласково.

Шар, шапка, шорты, мешок, шишка.

Маша :

Шарик, шапочка, шортики, мешочек, шишечка.

Логопед :

Мы весело провели время в гостях, но нам пора отправляться домой. Ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Давай попрощаемся с Крошкой Енотом и повторим фразу : В гостях хорошо, а дома лучше.

Маша :

В гостях хорошо, а дома лучше.

Логопед :

Обратно мы пойдем той же дорогой, через лес. Предлагаю собрать букет ландышей и подарить их маме. Повторяй за мной предложения : (логопед читает по одному предложению, а ребёнок повторяет)

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

Маша повторяет текст по одному предложению.

Заключительная часть.

Логопед :

Наше занятие подходит к концу , но мы не прощаемся со звуком Ш . Он сегодня отправится к тебе в гости. Дома ты с родителями выполнишь новые задания, которые находятся у тебя в тетради. (Логопед вклеивает в тетрадь ребёнка задания на дом)

ша – шо – шу ши – ше – ша

шо – шу – ша ше – ши – шо

шу – шо – ша ши – шу – ше

ше – шу – шо шу –ши – ша

звука Звук

Упражнение № 2. Сосчитай до пяти.

Один камыш, два камыша….пять камышей.

Один шалаш, два шалаша…. пять шалашей.

Одна шуба, две шубы….…пять шуб.

Одна школа, две школы….…пять школ.

Одно шило, два шила….…пять шил.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ш] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым зубам. Звук [ш] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Логопед :

Чем мы сегодня занимались на занятии ? Что тебе больше всего понравилось?

Маша :

Мы учились правильно произносить звук Ш . Мне понравилось собирать ромашки по лабиринту.

Логопед :

Ты сегодня хорошо потрудилась, правильно произносило звук Ш . Возьми себе этот весёлый шарик. (Логопед дарит ребёнку воздушный шарик) .

Логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука Ш»

Цели:

    Закрепление правильного произношения звука Ш.

    Развитие фонематического слуха.

    Обогащение словарного запаса по теме «Одежда».

    Закрепление навыка работы над словом и предложением.

    Воспитание усидчивости, старательности и речевого самоконтроля.

Оборудование: зеркала, дидактический и иллюстративный материал.

Словарь : шапка, шуба, вешалка, штаны, шорты, шарф, швея.

Структура и ход занятия:

1) Развитие ручной моторики.

1) Вытянуть руку вперед; все пальцы, кроме большого, сжать в кулак, большой палец поднять вверх.

2) Поочередно сжимать пальцы рук.

3) Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

4) Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

5) Вытянуть одновременно указательный и средний пальцы (на правой и левой руке)

2) Выполнение самомассажа.

Поглаживание от середины лба к вискам.

От бровей до волосяной части головы.

От середины носа к вискам.

Массаж верхней губы.

Массаж подбородка.

Массаж шеи.

3) Артикуляционная гимнастика.

    «Накажем непослушный язычок.»

    «Лопаточка»

    «Чашечка»

    «Лошадка»

    «Грибок»

    «Гармошка»

    «Вкусное варенье»

    «Погреем ладошки»

уи – уи – уи – уи

ОА – ОА – ОА – ОА

МАМА УШЛА ДОМОЙ

МАМА УШЛА ДОМОЙ

2) Длительное произнесение звука.

Игра «Змейка» (Помоги змейке добраться до своего домика. Проводя пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш_Ш_Ш

Характеристика звука: согласный, твердый, глухой, шипящий.

Артикуляция звука.

3) Автоматизация звука в слогах.

Игра «Песенки» (повторение слоговых рядов)

Ша-ша-ша ша-ша-шо шо-ша-шо-ша

Шо-шо-шо шо-ши-шо ши-ши-шо-шо

Шу-шу-шу ши-шу-шу шу-ша-шу-ша

Ши-ши-ши шу-ша-ша ша-шо-ши-ше

Аш-аш-аш аш-ош-аш аш-ош-уш-ыш

Ош-ош-ош уш-аш-уш ыш-уш-ош-аш

Уш-уш-уш ош-иш-ош уш-иш-аш-ош

Иш-иш-иш аш-уш-аш ыш-иш-аш-ош

3) Автоматизация звука в словах.

Игра «Лабиринт» (Ребенок, четко произнося звук Ш. называет в заданном порядке представленные картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. (Движение начинается с клетки, отмеченной звездочкой)

Упражнения для «лабиринта»:

- «Угадай» (Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет. Образец: Играют в …(шахматы)

- «Мой, моя, мое, мои» (Составить словосочетания по образцу: мой шиповник, моя шуба, мои штаны, моё шило)

- «Чего не стало» (Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты скажи, чего не стало)

- «Живое – неживое» (сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем – неживые предметы).

4) Игра «Четвертый лишний» (Помоги Мишутке. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ш)

Картинки: Помидор, огурец, вишня , капуста.

Кеды, шило , ботинки, тапочки.

Шапка, платье, юбка, брюки. (повторение лексической темы «Одежда»)

5) Игра «Посчитай» (Назови одним словом: шапка, шуба, шорты, шарф. Помоги Наташе и Паше собрать одежду. Посчитай вещи ребят. Образец: одна шапка, две шапки, три шапки… Каких вещей больше, каких меньше? Посчитай вещи в обратном порядке. Образец: четыре шубы, три шубы, две шубы…)

    Физминутка.

Белочки белье стирали,

Полоскали, полоскали,

Выжимали, выжимали. (Имитация движений)

Ну а где сушить - не знали.

7) Автоматизация звука во фразе.

Игра «Закончи предложение по картинкам».

У Миши новая (шапка).

Маше купили новую (шубу).

Даша нашла вторую (варежку).

Луша повесила пальто на (вешалку).

8) Проговаривание предложений.

Плюшевому мишке Маша шьет штанишки.

Плюшевому мишке бабушка штопает штанишки.

У плюшевого мишки новые штанишки.

9)Игра «Исправь предложение» (Дедушка Ау перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.)

На шубу вешают вешалку.

Штанишки надели Сашу.

10) Упражнение «Пересказ с картинками ». (Повтори предложения, заменяя картинки словами. Перескажи рассказ по картинкам. Придумай название рассказа)

Как-то раз Маша решила сшить для своего игрушечного (мишки) новый костюм. Она достала из (шкафа)ножницы, (катушки) разноцветных ниток, небольшую (швейную машинку) и кусочки ткани. Сначала Маша сшила (рубашку), потом (шорты). (Мишка) стал очень красивым.

    Выполнение звукового анализа слов: шапка, шуба.

    Заучивашие чистоговорки:

У Ивашки – рубашка.

У рубашки – кармашки.

    Итог занятия.

Над каким звуком мы сегодня работали?

Что нового узнали? Чему научились?

(Оценка деятельности учащихся на занятии)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Провела:

учитель–логопед Чудакова Е. А.

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия : закрепление изученного материала.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навык правильного произношения звука [ш],

Учить четко, произносить звук [ш] в слогах, словах,

Развивать речевое дыхание,

Развивать фонематическое восприятие,

Учить сопоставлять звук [ш] с буквой,

Упражнять в определении на слух звука [ш] с другими звуками в словах,

Упражнять в согласовании существительного с числительным,

Обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

Развивать дикцию, интонационную выразительность,

Продолжать развивать память, мышление, внимание,

Формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: Картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), игрушка - смешарик «Крош», презентация с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, речевые игры на логопедическом тренажере, компьютеры, колонки, тетради, индивидуальные карточки - задания.

Ход занятия

I Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.

Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете?

(Учащиеся отвечают на заданные вопросы).

Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».

(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).

Живут в стране Смешариков

Шарики – смешарики.

Это баран, зовут его (Бараш),

Умный лось, зовут его (Лосяш),

Шустрый кролик, зовут (Крош),

До чего же он хорош!

Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).

(Учащиеся сами называют имена героев).

II . Развитие фонематического слуха.

Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?

Какой общий звук вы услышали?

Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помошником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает учащимся игрушку героя). Он будет нашим путеводителем.

Ребята, а может быть, кто нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?

(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение).

III . Артикуляционная гимнастика.

Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться (проводится артикуляционная гимнастика). Учащиеся выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.

IV . Автоматизация изолированного звука [ш]

По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).

V . Акустика – артикуляционная характеристика звука.

А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).

Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (учащиеся отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (учащиеся отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).

Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).

Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)

Работа на логопедическом тренажере. Задание: Найди 4 буквы «Ш» среди остальных букв. (Учащиеся работают за компьютером).

VI . Автоматизация звука[ш] в слогах.

Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).

ША – ША – ША АШ – АШ - АШ

ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ - ОШ

ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ - УШ

ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ - ИШ

ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ

VII . Автоматизация звука [ш] в словах.

- Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).

- А давайте выполним задания на логопедическом тренажере.

Работа на логопедическом тренажере. Задание 1. Найди 4 слова, начинающихся на буку «Ш». Задание 2. Найди 4 слова в которых есть звук [ш].(учащиеся работают у компьютеров с логопедическим тренажером).

VIII . Физ. минутка

IX . Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.

Работа на логопедическом тренажере. Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Учащиеся вместе с логопедом выполняют задание).

Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять….., много……)

X . Итог занятия. Домашнее задание.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Ребята, а что нового у нас сегодня было на занятии? Скажите, а чем наше сегодняшнее занятие отличалось от тех, которые мы с вами проводили? (Учащиеся отвечают на вопросы)

Ребята, у вас в тетрадях лежат карточки с заданием. (Логопед раздает тетради с домашнем заданием). Дома поработайте с этими карточками. Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи. Многие знают, что порой автоматизация звука в речи ребенка занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому только ежедневный упорный труд дает положительные результаты. А для того, чтобы ребенку было интересно заниматься, очень важно провести занятие в интересной игровой форме, а еще лучше увлечь его в увлекательное путешествие со сказочными героями.

Надеюсь, что разработанный мною конспект подгруппового занятия Вы оцените и добавите в свою педагогическую копилку.

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи»

Форма занятия: подгрупповая (старшая логопедическая группа)

Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.Оборудование: карандаши, листы с заданиями, сказочный герой мышонок Мыша.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш мышонок собрался в путь. И вас, ребята, мышонок приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Давайте выполним следующие артикуляционные упражнения.
(появляется сказочный герой – игрушка мышонок Мыша)

2. Артикуляционные упражнения:

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение»,«Грибок», «Лошадка».

3. Сообщение темы. Ребята, какие звуки повторяются в словах Мыша и мышонок.? Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

4. Анализ артикуляции. — Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик.

А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы.

Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносимэтот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.

5. Закрепление изолированного звука [ш]. Наш мышонок Мыша шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Мышонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Мышонок Мыша помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»

6. Характеристика звука [ш]. Ребята, расскажите мышонку Мыше все про звук [ш]. Какой он?

1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем замке).

2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).

3) Глухой или звонкий? (глухой, дети зажимают уши ладошками).

7. Развитие фонематического слуха.

Мышонок Мыша, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у мышонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.

8. Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игра «Рифмы».

Идет мышонок Мыша по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается:

Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.

Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш])

9. Звуко-буквенный анализ.

Не успел мышонок Мыша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Мышонок поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру. Игра называется «Найди слово». Мышонок охотно согласился и стал думать. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем мышонку определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

10. Физминутка.

Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Дети сидят на стульчиках, взяв в руки «руль», медленно вращают его, припевая:

Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей!
(повторить 2-3 раза).

11. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Образование относительных прилагательных: А после того, как Мыша поиграл, он любит вкусно покушать.

Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие»?

Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, грушевый, шоколадные.

12. Игра «4-йлишний».

Мышонок продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил мишку-шалунишку и помог ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4 лишний». Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). На доску выставляются картинки с предметами:

13. Упражнение «Закончи предложение по картинкам».

Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш].

У Миши новая …
Папа едет на …
Даша нашла …
Маша помогает…

14. Загадки.

А сейчас, ребята, мышонок Мыша приготовил для вас загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а в этом нам помогут картинки (картинки стоят на доске) Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш].

Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой».
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.

В зеленой избушке
Живут подружки
Словно бусинки, круглы,
Изумрудны и малы.

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу-
Соскочу, привечу.

Зеленый плот
По реке плывет.
На плоту — красавица
Солнцу улыбается.

Кто я — догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.

Два брюшка, четыре ушка.

Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую …..

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кто это?

15. Итог логопедического занятия.

Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.