После столь серьезного изучения цветоведения можно выполнить. Основы цветоведения и колористика. Цветовой круг. Теоретические основы живописи

Хороший рисунок, который восхищает массы, практически невозможно создать, не зная основ живописи. Конечно, современное искусство доказывает обратное: работы, выполненные слоном, продаются за сотни тысяч долларов, или два мазка кистью, кому-то напоминающие звездное небо. Но вечно ли такое искусство? Скорее всего, нет. А вот «Мона Лиза» или «Мадонна с младенцем» — эти картины были созданы очень давно, но до сих пор восхищают зрителя. Что же необходимо сделать, чтобы познать основы живописи?

С чего начать

Прежде чем садиться за создание шедевра, необходимо изучить некоторую теорию. А также очень важно поймать свою музу или заранее продумать, что будет изображено на холсте. Но в первую очередь каждый художник должен позаботиться о своем рабочем месте.

Конечно, в современно мире есть огромное количество материалов, на которых можно творить - начиная с обычного листа бумаги и заканчивая графическим планшетом. И каждый человек должен выбрать для себя 1-2 способа создания картин, которые ему нравятся больше всего. Если это будет мольберт, то в комнате должно быть достаточно места для самого полотна и его крепления.

Совет: не стоит рисовать на горизонтальной поверхности. Вертикаль будет намного полезнее для здоровья, а также угол хотя бы в 30-40 градусов поможет лучше наложить краски.

Художественная утварь

Помимо достаточного пространства и мольберта человеку понадобятся различные краски, кисти и вода. В общем, все, что может пригодиться для создания картины. Располагаться это все должно под рукой, но не настолько близко, чтобы можно было легко задеть локтем.

На первоначальном этапе создания изображения можно рядом держать только карандаши разной мягкости. Даже если удастся создать наброски за один день, будет полезно немного пройтись за материалами и инструментами для живописи. Это проветрит голову и, возможно, человек взглянет на свое творчество под другим углом, что позволит увидеть некоторые недочеты еще до наложения краски.

Освещение в мастерской

Изучая основы живописи можно понять что иногда цвет всего лишь на пару оттенков может отличаться от идеала и выглядеть совсем нелепо. Именно поэтому работать над картиной необходимо только под естественным освещением. Лучше всего если это будет солнце. Но если нет возможности творить днем, то можно поставить мощные лампы, которые имитируют солнечный свет.

Хотя такие светильники практически совсем не искажают цветопередачу, их обслуживание стоит очень и очень дорого. Поэтому бюджетнее будет работать в дневное время около окна. Это один из первых уроков основ живописи.

Практика и воображение

Помимо получения знаний необходимо в себе развивать и творческие качества. Изучение основ живописи не дает гарантий в будущем создании шедевров. Очень часто в этой творческой профессии возникает кризис у художника из-за того, что он попросту не знает, что рисовать.

Один из способов развития воображения — это посещение уроков, которые ведут известные художники. Например, можно записаться на самый популярный мастер-класс по живописи маслом, который проходит в Москве. А также существуют дистанционные вебинары. Но лучше все же посещать мероприятия вживую, это позволит пообщаться с другими художниками.

И также стоит отметить, что большое количество практики позволяет улучшить воображение. Если человек не знает, что рисовать, можно срисовывать вс что бросается в глаза. Или даже пытаться воспроизвести мировые шедевры. Как во время обеда приходит аппетит, так и муза к художнику является во время творческого процесса.

Совет: не каждому захочется переписывать чужие картины, в этом случае можно попытаться воссоздать тот же самый сюжет, но уже в другом жанре.

Теоретические основы живописи

Несмотря на то что практика очень важна, все же без теории человек может потратить десятки лет, чтобы прийти к совершенству. Но зачем идти на такие жертвы, если в современном мире есть множество бесплатных источников с основами живописи и рисунка. Для начала стоит изучить графические моменты.

Прямые линии, круги, ровные овалы лица — все это художник должен уметь рисовать без подручных средств. Конечно, можно воспользоваться циркулем, чтобы изобразить тарелку, но тогда в ней не будет индивидуальности и реалистичности. Возможно, Малевич не стал бы таким известным, если бы не нарисовал свои знаменитые квадраты от руки.

Чтобы научиться создавать геометрические фигуры, потребуется практика. Лучше всего каждый день брать мольберт и рисовать линии и окружности. Если художник не может заставить себя обучаться, то лучше всего пройти любую школу рисования.

Светотеневой рисунок

После того как ученик освоит геометрические фигуры, можно приступить к более сложным основам. Практически каждый будущий художник планирует создавать свои шедевры не в плоском пространстве. А для этого потребуется научиться видеть свет и тень.

Конечно, даже ребенок знает о том, что любой предмет воспринимается по-разному, в зависимости от того, на каком расстоянии он расположен и сколько света попадает на него. Чтобы передать на холсте объем во время наброска, необходимо использовать такие приемы, как штриховка и затирка. Кстати, этому также учат в любой школе рисования.

Не стоит слишком много времени уделять черновому варианту. Самое главное - схематично изобразить объекты и уловить светотеневой рисунок всей картины.

Что такое композиция в живописи?

Следующей порцией знаний для художника должны стать вопросы о перспективе. В первую очередь необходимо научиться создавать так называемый колодец. С помощью различного нажима карандаша нарисовать переплетающиеся круги произвольных диаметров. Вся конструкция должна напоминать колодец вид сверху. То есть, самые и большие яркие круги располагаются вверху, а чем глубже рисунок, тем слабее нажим и меньше окружности. С помощью такого простого упражнения, художник научится изображать перспективу.

Не менее важной основой в композиции является «Правило третей». Условно изображение делится на три части одного размера по вертикали и по горизонтали. В первые разы создания картины, такую сетку можно нарисовать слабым нажимом. Те точки, что получились благодаря пересечению, и являются идеальными для расположения объекта.

Смысл такого правила заключается в том, что именно в эти места в первую очередь непроизвольно смотрит человек.

Создание картины с натуры

Прежде чем приступить к созданию полноценной работы, стоит определиться с жанром картины. Для первых своих шедевров лучше всего использовать фрукты, овощи, цветы и другие подручные средства.

После того как художник определился с жанром, можно приступать к постановке. Расположить инвентарь сразу же необходимо красиво и аккуратно, так как это значительно упростит работу. Здесь стоит заметить, что размещать объекты желательно учитывая существующее освещение. Хотя можно использовать и дополнительные источники, к примеру, для создания мягких или, наоборот, контрастных теней.

Совет: для лучшего усвоения материала хорошо бы сходить на открытые лекции, где знаменитые художники наглядно показывают как располагать и рисовать с натуры. Отличным вариантом для посещения будет мастер-класс по живописи маслом, который проходит ежегодно в Москве. Его, кстати, можно посетить в режиме онлайн.

Пространственные свойства цвета

После того как был нарисован эскиз, можно приступать непосредственно к созданию самой картины. Прежде чем разукрашивать рисунок, стоит тщательно представить конечный результат и подобрать необходимую гамму. В дальнейшем будет намного легче, если все нужные оттенки будут созданы заранее.

Каждый художник должен уметь сочетать цвета, но такой навык вырабатывается только через несколько лет постоянной работы. Чтобы не допускать самых распространенных ошибок, типа сочетание кислотного зеленого с перламутровым коричневым, можно пользоваться цветовыми кругами. Для создания самых лучших коллабораций берутся два противоположных оттенка. Но если необходимо совместить три или четыре цвета, то тогда выбирается нужное количество оттенков, которые располагаются рядом друг с другом, на одной полосе.

В то время как смешение цветов в живописи - довольно индивидуальная тема, все же к подбору оттенков стоит подойти со всей ответственностью.

Виды перспектив

Несмотря на то что положение предмета влияет на его светотеневой рисунок и размер, оттенок объекта также изменяется. Все выделяют два основных вида перспективы. После создания набросков художнику уже будет понятно, какой именно способ создания картины выбрать.

Прямая линейная. Такой вид перспективы рассчитан на фиксацию зрения в одной точке. Примером может послужить аллея вдоль дороги. Деревья, которые стоят ближе всего к художнику, будут казаться более высокими и мощными, чем те, что оказались расположены где-то вдали. Точно так же работает и перспектива на бумаге. Но помимо этого, необходимо изобразить расплывчатость объектов. То есть чем дальше дерево, тем светлее/темнее оно будет. А также необходимо изменить контрастность, приглушая дальние объекты.

Тональная перспектива. В этом варианте создания картины за основу берется окружность. Изобразив главный объект, около него нужно мысленно представить круг, за которым и будут происходить изменения. Чем дальше расположены детали, тем менее контрастными они будут. Данный вид перспективы напоминает тот самый колодец, которые был описан выше.

Цветоведение в живописи

После того как художник разберется со всеми основами, можно приступать к более углубленному изучению. При этом стоит помнить что каждая теория закрепляется практикой. И чем больше человек будет рисовать, тем быстрее он достигнет совершенства.

Цветоведение в живописи — это в первую очередь круг, о котором шла речь выше. В него включены спектры оттенков, в которых зафиксированы переходы всей радуги. Любой цветовой круг содержит в середине серый цвет. Это происходит потому, что именно такой оттенок считается нейтральным в живописи.

Всего существует три основных цвета — это, конечно же, красный, желтый и синий. Именно они необходимы для того, чтобы создать любой оттенок. Но это только в теории, на практике же довольно сложно подобрать необходимые пропорции каждого для идеального сочетания. Но все же три новых цвета, используя только основу, можно создать легко — это оранжевый, фиолетовый и зеленый. Таким образом, начинающему художнику можно не тратить огромные деньги для покупки всевозможных оттенков.

Холодные и теплые оттенки

Также для удачного комбинирования цветов и использования их в живописи, необходимо отличать их по температуре. Делается это очень легко. Для начала берется уже знакомый круг так, чтобы самый яркий желтый оттенок располагался вверху. Теперь перед художником с правой стороны будут только теплые цвета, а слева — холодные. Причем все оттенки из этих спектров хорошо сочетаются друг с другом.

Чтобы подобрать максимально гармоничные два оттенка, можно провести небольшой опыт. Выбрав противоположные цвета, необходимо их максимально точно воссоздать в реальности. После этого небольшое количество краски с каждого оттенка смешивается друг с другом. Если получился серый цвет, то художник идеально подобрал палитру.

Конечно, на практике достичь такого эффекта практически нереально, но если в результате получился приближенный оттенок, то это уже можно считать успехом.

Чтобы нарисовать шедевр, скорее всего, придется потратить много лет. Но это не значит, что надо опускать руки и сдаваться. Возможно, картины, которые будут написаны во время учебы, уже станут восхищать публику. В любом случае стоит ориентироваться на свое сердце, а не на мнение толпы.

Введение в цветвоведение

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Цветовые системы. История науки о цвете .

Принято выделять два этапа в истории классификации цвета: до XVII века и XVII век - наши дни.

Мифологический этап . Выделялись 3 цвета: Красный, Белый, черный.

Древний Восток. Китай . Основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли). Особенности колорита китайской культуры древности: сочетание искусственности и натуральности, красочность и многоцветие (которое, к сожалению, в последствии трансформировалось в аскетизм по отношению к цвету, в монохромие и ахромотическую живопись тушью )

Древний Восток. Индия . В древней Индии было 2 цветовые системы:

1) Архаическая или троичная. Цвета: Красный, Белый, Черный.

2) Ведичная, или система основанная на Ведах. Следующие цвета: Красный (восточные лучи Солнца), Белый (южные лучи), Черный (западные лучи), очень черный (северные лучи), Невидимый (центр).

Убранство дворцов выполнялось в трех основных цветах: Белый, Красный, Золото (иногда добавлялись Синий и Голубой)

Традиционные основные цвета в древней Индии: Белый, Красный, Черный, Желтый и Синий. (Картины Рериха наиболее точно передают традиционный колорит древней Индии )

Древний Египет . Отношение к цвету зависит от того, на сколько он солнечный. Более подробно см. статью.

Греко-римская античность . В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий.

Аристотель выделял 3 основных цвета: Белый (вода, воздух, земля), Желтый (огонь), Черный (разрушение, состояние перехода).

Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 основных цвета: Красный, Белый, Желтый и Черный.

Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их эксперементальным путем.

Средние века. Западная Европа . После прочтения статьи рассмотрите рис.1

На рис.1 белый цвет символизирует Христа, Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зеленый - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста. Фиолетовый - цвет противоречий.

Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили "погасшие" цвета, т.е. любой цвет в сочетании с коричневым.

Средние века. Ближний и средний Восток . Представление о цвете развивается под знаком ислама. С VII века ценятся те же цвета, что и в Западной Европе, только выделяется зеленый: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия.

Ренессанс . Леонардо Да Винчи - создатель новой цветовой системы. Он считал, что основных цветов 6. Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный.

Европа. XVII - XIX века . В это время в истории классификации цвета начинается новый этап. Начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой (сине-зеленый), Синий, Фиолетовый, добавляя к этому сочетанию Пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового).

В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко. Восхваляется превосходство цвета. 2)Классицизм. Ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.

В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. См. рис.2

Цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.

Треугольник показывает три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (Оранжевый, Зеленый, Фиолетовый) получаются путем смешивания основных.

В XIX веке в Европе возникает романтизм. В последствии его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов)

В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов используя принцип глобуса или шара. См. рис.3

Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом.

Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом (вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения).

Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредством

соответствующей системы исчисления. В такой системе он предусмотрел все переходы от любого цвета к любому.

Кроме этого, можно отметить следующих ученых, которые внесли свой вклад в классификацию цвета: Шеврёль (полусфера), Адамс, Бецольд, Гельм Гольц.

Модерн . Цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:

1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)

2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.

3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.

Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в определенный цвет (см. рис.4 ), но представляет все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный. (см. рис.5).

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. (Вы наверняка помните шутливую скороговорку, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" .)

P.S. В настоящее время не принято разделять цвета на второстепенные и главные (исключение встречается в: геральдике, сигнализации и кодировке знаков разметки ).

Методическое пособие «Цвет - основа живописи» для детей 6-7 лет.


Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Сявский Центр Детского Творчества» п. Сява, Нижегородской области.

Методическое пособие «Цвет - основа живописи», предназначено для детей 6-7 лет. Разработано на основе учебных материалов Г. П. Шалаевой «Учимся рисовать». Будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования при обучении детей основам цветоведения и техническим приемам акварели и гуаши в живописи. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Цель: Знакомство с основными характеристиками цвета, как средством художественного выражения.
Задачи:
заложить теоретические знания о цвете;
развивать чувство цвета, художественного вкуса;
сформировать систему знаний и навыков для работы с цветом;
воспитывать уверенность, инициативность.
Методическое пособие «Цвет – основа живописи» существенно обогатит художественно - практическую базу младшего школьника. Данное методическое пособие направлено на овладение детьми теоретических и практических знаний и навыков работы с цветом.
Знания о цвете, приемах работы с красками необходимы и для освоения технологии живописи. Детям предлагается освоить принципы и методы работы с основными и дополнительными цветами, нежными и насыщенными, звонкими и глухими, холодными и теплыми оттенками. Важной частью является работа по освоению цветовых отношений, где дети знакомятся с теорией и наглядно-демонстрационной базой и выполняют ряд творческих заданий. Цвет имеет большое значение в жизни современного человека. Знания о цвете необходимы каждому. Умение видеть, чувствовать цветовую гармонию помогает ребенку развивать творческую активность.

Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.

Методическое пособие «Цвет – основа живописи»

Тема. Основные и дополнительные цвета.

Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.


Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется - цветоведением . Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).

Цветовой спектр.


Чистые, яркие цвета называют цветовым спектром .


Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.

Основные и дополнительные цвета.


Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются - составные или дополнительные .



Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской, и дадим ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку и раскрасим второй треугольник желтой краской. Посмотрим, что у нас получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Зелёного.
Дальше, также дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашиваем третий треугольник, и видим, что на том кусочке его, который «зашёл» на предыдущую фигуру, получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет.


Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой . Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета


А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют составными .

Задание. Раскрась петушка составными цветами.


Тема. Оттенки и полутона.

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.


Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой .


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета .


Задание. Раскрась цветы темными и светлыми оттенками, при помощи смешивания красок раскрась листья.


Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.


Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на черном фоне будет ещё белее.


Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым.

Тема. Контрастные цвета.

Есть ещё цвета, которые называются контрастными . Контрастные цвета расположены напротив друг друга.


Это три пары контрастных цветов.


Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.


Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее удачным и почему?



Задание. Раскрась картинку контрастными цветами.


Тема.Теплый и холодный цвет.


Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет огня, солнечный свет.


Холодные цвета называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой.


Задание. Раскрась картинку холодными цветами.


Задание. Раскрась картинку теплыми цветами.



Зеленый цвет получают из теплого (желтого) и холодного (синего) цветов.


Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.

Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.


Тема. Звонкие и глухие цвета.


Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

Яркий колорит в картинах известных художников.


Художник Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»

Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться науки, которые занимаются изучением этого явления.

Понятия

Первое, что следует упомянуть - основы цветоведения. Это наука о цвете, которая содержит систематизированную информацию разных исследований: физики, физиологии, психологии. Эти сферы изучают феномен оттенков, объединяя полученные результаты с данными по философии, эстетике, истории, литературе. Ученые с давних времен исследовали цвет как культурное явление.

А вот колористика представляет собой более углубленное изучение цвета, его теорию и применение человеком в разных сферах деятельности.

Историческая основа

Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.

История может нам представить огромный пласт знаний об этом. Поэтому учеными принято разделять все это время на два этапа: период до 17 века и время с 17 века до наших дней.

Становление

Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.

Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый - лучи Юга, черный - лучи Запада, очень черный - лучи Севера и невидимый - центр.

В Индии большое значение уделяли оформлению дворцов. Путешествуя по миру, и сейчас можно заметить, что часто использовали белый, красный и золотой. Со временем к этим оттенкам стали добавлять желтый и синий.

Религия в цвете

Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов, черный - подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния Духа Святого, а красный - Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал небо и обитателей Бога, а зеленый - пищу, растительность и земной путь Христа.

В это время на Ближнем и Среднем Востоке с колористикой происходит то же самое. Тут влияние получает Ислам. В основном значение цветов остается неизменным. Единственное, зеленый становится основным и символизирует райский сад.

Перерождение

Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.

Ньютоновский прорыв

17 век - это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.

Новые теории

19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый стиль провозглашает полное соответствие и тонов, а второй основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с основами цветоведения.

После возникает теория Филиппа Отто Рунге, который распределяет систему по принципу глобуса. По экватору «земного шара» расположились чистые основные цвета. Верхний полюс занимает белый цвет, нижний - черный. Остальное место занимают смеси и оттенки.

Система Рунге очень просчитанная и имеет место быть. Каждый квадрат на глобусе имеет свой «адрес» (долгота и широта), поэтому может быть определен путем исчисления. По стопам этого ученного пошли и другие, кто старался усовершенствовать систему и создать более удобный вариант: Шеврёль, Гольц, Бецольд.

Истина рядом

В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету. Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Цвет начинает объединяться с музыкой. Он получает огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения и т. д.

Современное представление

Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил предыдущие попытки ученых. После глобуса Рунге, существовала теория Оствальда, в которой он задействовал круг с 24-мя цветами. Ныне этот круг остался, но сократился в два раза.

Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. На первый взгляд система достаточно непростая, хотя разобраться с ней можно. Основных цветов тут по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.

Суть системы

Главное, что необходимо знать о круге Иттена - это то, что данная система создана не просто для того, чтобы правильно классифицировать все цвета, но и для того, чтобы гармонично их объединять. Основные три цвета, желтый, синий и красный, расположены в треугольнике. Эта фигура вписана в круг, на основе которого ученый получил шестиугольник. Теперь перед нами появляются равнобедренные треугольники, которые помещают в себя составные цвета второго порядка.

Чтобы получить правильный оттенок, необходимо сохранять равные пропорции. Чтобы получить зеленый, нужно объединить желтый, синий. Чтобы получить оранжевый, нужно взять красный, желтый. Чтобы получился фиолетовый, смешиваем красный и синий.

Как уже говорилось ранее, достаточно непросто постичь основы цветоведения. формируется по следующему принципу. Вокруг нашего шестиугольника рисуем круг. Делим его на 12 равных секторов. Теперь нужно заполнить ячейки с основными цветами и второстепенными. На них будут указывать вершины треугольников. Пустые места нужно заполнять оттенками третьего порядка. Их, как уже говорилось ранее, получают при смешивании основных и второстепенных цветов.

Например, желтый с оранжевым создадут желто-оранжевый. Синий с фиолетовым - сине-фиолетовый и т. д.

Гармония

Стоит отметить, что круг Иттена не просто помогает создавать цвета, но и выгодно их сочетать. Это нужно не только художникам, но и дизайнерам, модельерам, визажистам, иллюстраторам, фотографам и т. д.

Сочетание цветов могут быть гармоничными, характерными и нехарактерными. Если взять противоположные оттенки, они будут выглядеть гармонично. Если выбрать цвета, которые занимают сектора через один, то получаются характерные сочетания. А если выбрать родственные цвета, которые расположились в круге друг за другом, то получатся нехарактерные соединения. Эта теория относится к сектору из семи цветов.

В кругу Иттена этот принцип тоже работает, но несколько иначе, так как стоит учитывать, что оттенков здесь 12. Поэтому, чтобы получить двухцветную гармонию, следует взять тона, находящиеся друг против друга. Трехцветная гармония получается в случае, если в круг вписать по такому же методу получается прямоугольная гармония, но внутри мы вписываем прямоугольник. Если поместить в круг квадрат, получится четырехцветная гармония. Шестиугольник отвечает за шестицветное сочетание. Помимо этих вариантов, существует аналоговая гармония, которая образуется, если мы берем хроматические цвета желтого оттенка. Например, так мы можем получить желтый, желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.

Свойства

Стоит понимать, что существует и несовместимые цвета. Хотя это понятие достаточно спорное. Все дело в том, что, если взять ярко-красный и такой же зеленый, выглядеть симбиоз будет очень вызывающе. Каждый из них старается доминировать над другим, из-за чего получается диссонанс. Хотя такой пример вовсе не значит, что невозможно гармонично сочетать красный и зеленый. Для этого нужно понимать свойства цвета.

Цветовой тон - это совокупность оттенков, которые относятся к одному и тому же Насыщенность - это степень блеклости. Светлота - это приближение оттенка к белому и наоборот. Яркость - это степень близости оттенка к черному.

Также разделяют хроматические и ахроматические цвета. Ко вторым относятся белый, черный и оттенки серого. К первым - все остальные. Все эти свойства могут повлиять на сочетаемость и гармонию оттенков. Если сделать зеленый менее ярким и немного блеклым, а красный сделать спокойнее, за счет увеличение светлоты, то эти два якобы несочетаемых оттенка смогут гармонично объединиться.

Детский взгляд

Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.

Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.

Эмоции

Уже очень давно ученые смогли понять, что любой оттенок основного цвета может влиять на эмоции человека. Впервые об этом заговорил Гете в 1810 году. Позже ученые выяснили, что психика человека связана с внешней реальностью, а значит, тоже может влиять на эмоции.

Следующим этапом в этом исследовании стало обнаружение того, что за каждым тоном закреплена определенная эмоция. Причем проявляется эта теория практически с самого рождения. Также стало понятно, что существует некий цветовой код, который относят к ряду эмоций. К примеру, грусть, страх, утомление, все можно описать черным или серым цветом. А вот радость, интерес, стыд или любовь обычно связывают с красным оттенком.

Помимо психологического влияния цвет изучали под клиническим наблюдением. Оказалось, что красный возбуждает, желтый бодрит, зеленый уменьшает давление, а синий успокаивает. Также все зависит от свойства оттенка. Если это спокойный красный, то он может символизировать радость и любовь, если темный и яркий - то кровь и агрессию.

Основы цветоведения и колористика - очень сложные науки. Их трудно до конца понять, так как все здесь достаточно относительно и субъективно. На одного человека цвет может влиять по-разному, какие-то люди и вовсе не подвластны оттенкам. Какому-то художнику может казаться сочетание фиолетового и желтого очень гармоничным, другому - отвратительным и противоречивым.

Цвет - фундаментальный элемент жизни. Понимание способов использования цвета для визуального взаимодействия важно для дизайнеров и художников.

Теоретический курс от иллюстратора и профессора художественного института Мэри Джейн Бегин в 33 частях познакомит зрителей с базовыми понятиями цвета и колористики: вы освоите принципы смешивания и комбинирования цветов, придания важности элементу цветом, узнаете принципы использования цвета для визуального повышения или понижения температуры в иллюстрации и другие приемы работы с цветом.

Курс полезен как художникам, так и дизайнерам, особенно тем, которые работают в области информационного , где цвет - один из важнейших инструментов для визуального акцентирования.

Скачать материалы для выполнения уроков можно в конце публикации.

Introduction

1. Welcome

2. Traditional media to digital The long and winding road of color

3. Exercise files

How Color Shapes Meaning

1. Introduction How color shapes meaning

2. Universal, cultural, and personal symbols of color

3. Concepts made clear

4. Brand identity and language

5. Sequence and pattern

The Color Wheel

1. What is the color wheel

2. Primary colors, primary concerns

3. Playing with complementary colors

4. Tertiary colors The basics of brown and gray

The Elements of Color

1. What is contrast

2. Creating focus Living on the edge

3. Creating the readable image

4. Connecting contrast with content

Color and Light

1. Illuminating light

2. The effect of contrast in light

3. Value and saturation

4. On temperature

5. On complements

6. Secondary and reflected light

7. RGB vs. CMYK

Palettes

1. An introduction to palettes

2. Limited palettes A harmonious color palette