Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях. Эксперимент как основной метод психологического исследования. Виды эксперимента. Виды эксперимента в психологии

Ответ:

Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. Лабораторный эксперимент.

Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.

· Естественный (полевой) эксперимент . Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора - нет.

· Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.

Явные и скрытые эксперименты

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования, те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную), и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Наблюдение как метод исследования в психологии. Виды наблюдения.

Ответ:

30) Наблюдение как метод психологического исследования относится к группе эмпирических методов и выступает как вид исследовательской деятельности, направленной на получение определенных знаний о действительности, необходимых в данный момент времени. В отличие от эксперимента наблюдение характеризуется низкой степенью жесткости контроля условий. При использовании метода наблюдения в исследовании позволяет сохранить естественность условий для объекта наблюдения. Компоненты наблюдения: исследователь – человек, который использует метод наблюдения в своей исследовательской деятельности; наблюдатель – человек, который непосредственно ведет наблюдение и регистрирует его результаты; объект наблюдения – человек или группа людей, за которыми ведется наблюдение.


Виды наблюдения:

Внутренне наблюдение (интроспекция). Внутренне наблюдение предполагает, что исследователь является и наблюдателем, и объектом наблюдения. Исследователь изучает особенности психических явлений путем самонаблюдения за особенностями своего собственного поведения, за своими мыслями, переживаниями.

Внешнее наблюдение . При внешнем наблюдении наблюдатель и объект являются внешними по отношению друг к другу. Если наблюдатель является одновременно исследователем, то такой вид наблюдения называется внешним субъективным. Если наблюдатель и исследователь являются разными лицами, то такой вид наблюдения называется внешним объективным.

Включенное наблюдение – наблюдение, в котором наблюдатель на определенное время становится непосредственным участником деятельности объекта наблюдения и выступает для него в качестве партнера. Примером включенного наблюдения может служить позиция преподавателя, который ведет занятие со студентами, включаясь в их учебную деятельность, и не рассматривается ими как наблюдатель.

Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Он призван выявить причинно-следственные связи или детерминанты развития.

Специфика метода эксперимента:

1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить.

3. При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.

4. Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

5. Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д.

6. При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому.

Виды переменных при экспериментальных исследованиях:

Независимая переменная – Фактор, который изменяется экспериментатором.

Зависимая переменная - фактор, который изменяется под влиянием другого фактора.

Исследователь намеренно создаёт и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. В эксперименте проверяется гипотеза или предположение о связи переменных. Метод предполагается контроль переменных, выделение зависимой и независимой переменных (для установления причинно-следственных связей) и сравнение результатов решения задач экспериментальной (в которой значение переменной варьируется) и контрольной (переменные остаются неизменными) группами. Эксперимент предполагает два замера – претест (до изменения переменной) и посттест (после изменения).

Виды эксперимента:

1). Лабораторный эксперимент – проводится в преднамеренно созданных условиях (специально оборудованном помещении), с использованием средств регистрации полученных данных, действия испытуемого определяются инструкцией.



- с использованием аппаратуры

- без использования аппаратуры

Лабораторный эксперимент
Регистрируются 1.Особенности деятельности и поведения: поступки, действия, их компоненты. 2.Реакции и их компоненты: двигательные, речевые, вегетативные. 3.Электрическая активность: мозга, мышц, кожи, сердца. Требования 1.Положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту. 2.Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых. 3.Чёткая недвусмысленная инструкция перед опытом, понятная испытуемому. 4.Строгий учёт субъективных факторов: эмоционального состояния, утомления и др. 5.Достаточное количество испытуемых и число опытов (серий).
Достоинства 1.Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 2.Возможность строгого учёта измерения раздражителей и ответных реакций. 3.Возможность повторения опытов. 4.Возможность математической обработки. Недостатки 1.Возможность искажения естественного хода психического процесса. 2.Хотя наличие лаборатории и необязательно, испытуемый знает, что над ним экспериментируют.

2). Естественный эксперимент – организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор почти не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни, поэтому занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

- психолого-педагогический эксперимент (оценивает развивающий эффект обучающих программ и воздействий)

- другие виды в зависимости от области психологии

Достоинства естественного эксперимента:

1.Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях.

2.Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:

Изменяет условия деятельности;

Изменяет изучаемое явление;

Повторяет изучаемое явление.

3.Накапливаемые факты могут быть математически обработаны. Повышается надёжность объективно полученных результатов.

3). Констатирующий эксперимент – устанавливает фактическое состояние и уровень тех или иных особенностей психического развития (уровня или качества) к моменту проведения эксперимента. Примером констатирующего эксперимента может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик.

4). Формирующий эксперимент – его замысел состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться «запланированных» показателей сформированности способности. Хрестоматийными примерами реализации формирующего эксперимента стало формирование способности внимания у младших школьников как действие внутреннего контроля (П.Я.Гальперин).

Требования к формирующему эксперименту:

1).Разработанность теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений.

2).Чёткость планирования эксперимента.

3).Полнота учёта разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.

Специфика формирующего эксперимента:

Главный объект изучения – формирующая деятельность ребёнка.

Обучение построено последовательное введение всё новых средств, помогающих включить ребёнка в познавательную деятельность.

Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез.

Организация и реализация такого формирующего эксперимента требует междисциплинарного сотрудничества (философов, социологов, логиков, педагогов, психологов, физиологов).

- обучающий эксперимент – обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам;

- воспитывающий эксперимент – осуществляет формирование тех или иных качеств личности.

Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования, как правило, используются в комплексе. Прежде всего, это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью методов беседы, опроса, тестирования и т.д.

Метод опроса .

Опрос – это метод при использовании, которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

При применении метода опроса могут возникать трудности в связи с тем, что ребёнок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Это связано с тем, что система понятий, которая контролирует этот процесс может столкнуться иллюзией мнимого понимания, которое заключается в том, что ребёнок разумно отвечает на поставленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый, задающий вопросы.

Существуют темы, вызывающие у ребёнка отрицательное переживание, которых он предпочитает не касаться.

Эксперимент в психологии – это особый опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения новых знаний, путем вмешательства исследователя в жизни того, кто согласился на испытания. Это полноценное исследование, которое соответствует изменению некоторых факторов с целью проследить результаты изменений. В широком понимании метод эксперимента в психологии может включать в себя дополнительно опрос и тестирование.

Особенности эксперимента в психологии

Стоит отметить, что сами по себе наблюдение и эксперимент в психологии имеют значительные отличия от экспериментов в других областях науки. В данном случае всегда существует вероятность того, что в результате получится исследование вовсе не того объекта, который представлял собой конечную цель.

Например, когда химик изучает свойства вещества, он точно знает, с чем имеет дело. А вот психика человека не поддается конструктивным наблюдениям, и о деятельности ее судят исключительно по ее проявлениям. Т.е. реакцию психики предугадать невозможно. Например, экспериментатор хочет узнать, как влияет на психику свечение того или иного оттенка, а психика испытуемые реагирует не на это, а на личное отношение к экспериментатору. Именно поэтому само понятие эксперимента в психологии очень сложно и многогранно.

Виды эксперимента в психологии

Сам по себе такой метод исследования в психологии, как эксперимент, подразделяется на лабораторные, естественные и формирующие эксперименты. Роме этого, возможно подразделение на пилотажное исследование (первичное) и собственно эксперимент. Они могут быть как явными, так и со скрытой целью. Рассмотрим их все.

По способу проведения различают следующие типы экспериментов в психологии:

лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными - как зависимыми, так и независимыми.

естественный (полевой) эксперимент. Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.

формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств. В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.

Кроме этого, существует деление на явные и скрытые эксперименты. Это влияет на уровень осознанности эксперимента со стороны испытуемого.

Явный эксперимент - испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.

Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.

Скрытый эксперимент - испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.

Таким образом, исследования проводятся самыми разными способами. Одни из них наиболее пригодны для изучения поведения взрослых людей, иные идеальны для рассмотрения особенностей детей. Кстати, именно на детской аудитории чаще всего приводятся скрытые эксперименты, поскольку дети нередко склонны замыкаться и менять свое поведение, если им сообщить все напрямую. Таким образом, скрытый эксперимент не является чем-то из области обмана – это необходимая мера для получения адекватных результатов. Вопрос 8. Вспомогательные методы психологии: опрос, анкетирование, беседа, биографический метод, изучение продуктов деятельности, метод текстов.

Опрос - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

строиться по заранее продуманному плану;

проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование - наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa - причина и греч. metro - измерение) - причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

Метод анализа продуктов деятельности.

Результаты деятельности людей – это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.п. По ним можно судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенную в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ продуктов деятельности имеет большое значение и для науки и для практики. Так школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученик, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Наиболее важное значение имеет результат самостоятельной деятельности детей, особенно рисунки, созданные ребенком по замыслу. Так, детские рисунки послужили многим исследователям материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. Например, по рисункам можно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами: обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в процессе действия. Детские рисунки дают возможность в известной мере судить и об уровне умственного развития их авторов. Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок разработал над получением того или иного продукта. Следовательно, продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Существуют различные классификации методов психологического познания.

Одна из наиболее известных создана в 60-х Б.Г. Ананьевым и включает в себя 4 группы методов, соответствующие этапам научного исследования:

1. организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);

2. эмпирические способы добывания научных данных (обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий психолого-педагогический; психодиагностические методы – тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа; праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); метод моделирования – математическое, кибернетическое и др.; биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;

3. приемы обработки данных(методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;

4. интерпретационные методы (генетический и структурный метод).

Примерно в то же время в рамках деятельностного подхода существовала другая классификация, которая может быть представлена сокращённо в виде следующей схемы:

В качестве более современного варианта упорядочения методов можно привести следующий:

1. основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

◦ эксперимент

▪ естественный

▪ лабораторный

◦ наблюдение

▪ внешнее (наблюдение со стороны)

▪ внутреннее (интроспекция)

▪ свободное

▪ стандартизированное

▪ включенное

▪ стороннее

2. вспомогательные исследовательские методы:

◦ анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека

◦ биографический и близнецовый метод

◦ социометрический метод

◦ анкетирование, интервьюирование, опрос

▪ устный

▪ письменный

▪ свободный

▪ стандартизированный

◦ беседа

◦ тестирование

◦ метод экспертных оценок

◦ моделирование

▪ математическое

▪ логическое

▪ техническое

▪ кибернетическое

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль вистории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставаласьфилософствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.

Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются самые совершенные технические средства.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Экспериментальному методу присущи все общие особенности научного познания, а именно:

1. наличие специального научного языка. Чтобы описать изучаемые явления, наука стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения;

2. применение специальных средств для организации экспериментальных условий;

3. обоснованность научного знания, отличающая его от продуктов обыденной познавательной деятельности;

4. особая подготовка познающего субъекта, ученого;

5. определенная система ценностных ориентаций и целевых установок, которые должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение новых объектов независимо от сиюминутного практического эффекта от полученных знаний (самостоятельная ценность научной истины и новизна);

6. равенство исследователей перед лицом истины;

7. недопустимость фальсификаций и плагиата. Обязательное использование института ссылок.

Кроме того, научный эксперимент обладает следующими свойствами:

1. воспроизводимость;

2. повторяемость;

3. проверяемость;

4. объективность.

В структуру эксперимента входят:

1. субъекта познания (экспериментатора), а также его деятельность;

2. средства познания, в числе которых инструменты, приборы, экспериментальные установки, протоколы, тесты и т. д.;

3. объект экспериментального исследования.

Так как эксперимент подразумевает направленное влияние на познаваемое, он обязательно имеет набор переменных, при помощи которых описывается воздействие на изучаемый феномен. Различают независимые, зависимые и внешние переменные. Независимая переменная – та, которой управляет экспериментатор. Независимая переменная имеет уровни – значения, которые она принимает в эксперименте. Например, в упоминаемом выше эксперименте – независимой переменной является цвет сигнала, который имеет несколько уровней: красный, зеленый, желтый цвет сигнала. Зависимые переменные – те, которые изменяются под влиянием изменений независимой переменной. Например, в том же эксперименте измеряемое время сенсомоторного ответа в ответ на включение цветового сигнала на пульте – зависимая переменная.

Особенностью психологических экспериментов является влияние на ход и результаты исследования незапланированных, случайных факторов, которые трудно поддаются контролю, регулированию и влияние которых подчас может сильно исказить результаты эксперимента, они называются внешними переменными.

Внешние (побочные, дополнительные) переменные – те, которые недоступны контролю, но оказывают влияние на зависимую переменную. Пример: внешними переменными в экспериментальном исследовании времени сенсомоторной реакции на цветовой раздражитель могут служить – функциональное состояние испытуемого (усталый, утомленный, бодрый, активный и т.д.); сокращение времени реакции из-за тренировки в процессе многократного реагирования на цветовые сигналы; колебания освещенности в помещении, где происходит измерение времени реакции на цветовые раздражители; отвлечение внимания испытуемого неожиданным случайным вторжением посетителей в психофизическую лабораторию в период эксперимента и т.д.

Термин «контроль» – важное понятие, обозначающее специальные процедуры в процессе реализации экспериментального метода, направленные на контроль переменных в эксперименте. Экспериментальный контроль – все приемы контроля переменных (независимой, зависимой и внешних) и условий в психологическом эксперименте.

Источники :

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977;

2. Веселова Е.К. Экспериментальная психология. Спб., РГПУ им. А.И.Герцена. 2008;

3. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. - Глава 4. С. 38-61. (электронный

5. Метод эксперимента в психологии.

Эксперимент - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как лабораторный эксперимент на основе моделированной деятельности и естественный эксперимент на основе реальной деятельности. Разновидностью последнего является полевое исследование.

Различают также констатирующий и формирующий эксперимент. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др.

При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько.

Обладая несомненными достоинствами эксперимент как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. При чем, многие из них оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого. Получаемое в результате эксперимента эмерические зависимости большей частью имеют статус корреляции т.е. вероятностных и статистических зависимостей, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. И наконец, применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей.

Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.

Естественный эксперимент - особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение обучаемого и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.