Что нового для дополнительного образования детей. "что такое дополнительное образование". Что можно сделать, чтобы увлечь маленького ребенка каким-нибудь занятием

Советская система образования основывалась на единстве образования и воспитания подрастающего поколения. Составной частью этой системы было дополнительное образование детей, которое осуществлялось через Дома пионеров и школьников. В ходе реформ 1990-х годов, дополнительное образование, как часть учебно-воспитательного процесса приказала долго жить. Но сегодня, наше правительство начало вести разговор о возрождении дополнительного образования. Свои взгляды, о том каким оно должно быть в новых социально-экономических условиях, излагаю в данной статье.

Современное дополнительное образование ведется по следующим направлениям:

    гражданское и военно-патриотическое, осуществляемое через работу школьных музеев, военно-патриотических и поисковых клубов .

    научно-техническое – ведется как кружки по интересам. Сюда входят компьютерные кружки, моделирование, робототехника и др .

    эколого-биологическое ;

    культурно-эстетическое ;

    спортивно-оздоровительное .

В крупных городах и мегаполисах, таких как Казань, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и других, дополнительное образование реализуется через различные центры детского досуга или центры детского творчества. Такие центы располагаются в отдельных зданиях (большинство из них это бывшие дома пионеров и школьников). Однако в малых городах (районных центрах) и в сельских поселениях таких центров нет и в помине. Педагоги дополнительного образования вынуждены довольствоваться школьными кабинетами, которые в большинстве своем практически ни чем не оборудованы.

Для того, чтобы дополнительное образование стало эффективной и в малых городах и сельской местности необходимо:

Во-первых: построить и открыть центры детского творчества в сельской местности. Когда-то и на селе существовали дома пионеров и школьников, в которых педагоги дополнительного образования вели занятия по многим направлениям, давая детям возможность реализовать свои интересы и таланты, раскрывать свои возможности. Настала пора подумать не только о талантливых городских детях, но и о тех, кто сегодня живет на селе .

Во-вторых: пора вернуть дополнительное образование в федеральное управление, под эгиду министерства образования и науки Российской Федерации, исправив, тем самым, абсурдность ситуации, сложившуюся вокруг дополнительного образования. Дело в том, что дополнительное образование сегодня отдано на откуп муниципальным районам. Через муниципальные бюджеты осуществляется содержание объединений дополнительного образования и начисляется заработная плата работникам дополнительного образования. А, как известно, бюджет муниципальных районов весьма ограничен и не многие из них могут должным образом содержать такие объединения и выплачивать достойную заработную плату их руководителям. Чтобы не обременять бюджет, руководители муниципальных образований, под предлогом оптимизации, стремятся сократить объединения дополнительного образования. Такая ситуация ведет к тому, что дети из сельских мест лишаются права на получение дополнительного образования, прописанного в Законе об образовании .

В-третьих: систематизировать работу педагогов дополнительного образования через создание единой программы дополнительного образования. Что же должно быть в этой программе? Я, считаю, что в-первую очередь, она должна быть адаптированной под современные реалии, то есть отвечать всем современным требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию и воспитанию подрастающего поколения. При этом не нужно забывать, что такая программа существовала в советской образовательной системе. Кроме того, необходимо издавать учебники и методические материалы, хотя бы по ключевым направлениям дополнительного образования .

Все, что я изложил здесь – это минимум того, что должно быть, чтобы дополнительное образование было эффективной формой образования и воспитания детей.

Какие же первоочередные задачи стоят сегодня перед педагогами дополнительного образования, кроме тех, о которых говорил выше? Кроме раскрытия таланта детей и реализации интересов ребенка, педагог дополнительного образования обязан думать и о том, как и каким образом дать ребенку более углубленные знания о предмете, например, о компьютерах. Ведь современная жизнь во многом уже зависима от компьютерных технологий и гаджетов. Большинство детей стремятся к тому, чтобы получить в свое распоряжение более мощный компьютер или более современных смартфон или планшет. Но, не каждый из них понимает о том вреде, который несет за собой чрезмерное увлечение IT-технологиями. Поэтому, одновременно с обучением должно вестись и воспитательная работа в сфере дополнительного образования, чтобы привить ребенку интернет-культуру, общую культуру поведения, чувство гражданской ответственности, любви к Родине, без которых нет и не может быть полноценной личности.

Следовательно, педагог дополнительного образования – это не только человек, дающий углубленные знания, но еще и воспитатель, на которого возлагается особая задача – воспитать гражданина в полном смысле этого слова. Но в условиях, когда на дополнительное образование, смотрят только как на осуществление дополнительных образовательных услуг, воспитательная работа в объединениях дополнительного образования, не может вестись в должной мере. Для того, чтобы переломить такую негативную тенденцию, одних педагогов мало. Нужно, чтобы правительство поняло, наконец, необходимость дополнительного образования ни как некого придатка к общему образованию, а как самостоятельной системы образования и воспитания, осуществляемого за пределами школы, как это было в Советском Союзе.

Таким образом, дополнительному образованию в современных условиях необходимо вернуть тот статус, который был у него в СССР. Только тогда можно будет говорить об эффективности и единстве образовательного и воспитательного процесса в сфере дополнительного образования детей.


Понятие дополнительного детского образования появилось в 90-е годы прошлого века и отражено в принятом тогда законе об образовании. В него входит поэтапный, систематизированный, целенаправленный процесс воспитания и обучения школьников с использованием дополнительных программ.
Дополнительное образование детей (ДОД) при этом стало обязательным компонентом общего образования. Но его особенностью является то, что разные виды ДОД соответствуют наклонностям, интересам и целям каждого учащегося.

История появления ДОД

Долгие годы в нашей стране действовали многие элементы дошкольного образования в качестве внешкольного обучения. Различные секции, кружки, мастерские, клубы и летние оздоровительные учреждения существовали ещё в 19 веке. Есть они и в настоящее время, но их особенности и функции неоднократно менялись. Поэтому сегодня различные формы внешкольного обучения и дополнительное образование детей - понятия хоть и близкие, но различающиеся.

Виды учреждений ДОД

На данный момент существуют четыре варианта организации дополнительного образования.

  • Случайный набор в общеобразовательной школе кружков и секций, не составляющих единую структуру. Их работа зависит лишь от кадров и материальной базы. Эта модель наиболее распространена на территории России.
  • Объединение секций общей направленности, которое часто становится частью школьного базового образования.
  • Поддержание тесной связи и разработка совместной программы работы между общеобразовательной школой и центрами детского творчества, спортивными и музыкальными школами, театрами, музеями и т. д.
  • Наиболее эффективная концепция развития дополнительного образования детей предполагает образование учебно-воспитательных комплексов, в которых общее образование гармонично сочетается с дополнительным.

Программы дополнительного образования

Подобные программы каждое учебное заведение разрабатывает самостоятельно. За основу оно может взять типовую программу, разработанную государственным органом и сориентированную на стандарты дополнительного образования. Если учебное учреждение включает в разрабатываемую программу элементы военной подготовки, то её нужно согласовать с властными структурами, имеющими соответствующие полномочия от правительства. Создавая подобную программу, образовательное учреждение в процессе её реализации может само определять содержание курса, форму проведения и продолжительность занятий. Необязательно, чтобы реализацией таких программ занимались сами общеобразовательные учреждения, но она может происходить в самостоятельных центрах (студиях, клубах, станциях, дворцах), которые специализируются на дополнительном обучении школьников разного возраста.
При реализации программы дополнительного детского образования учреждение должно следовать определённым принципам:

Подборка полезных сайтов, которые могут существенно облегчить жизнь школьникам и родителям и помочь в решении насущных школьных проблем. 1. История г...

  • родители или дети могут сами выбирать как учреждения, так и сами программы дополнительного образования, ориентируясь на интересы и способности ребёнка;
  • ребёнку необходимо предложить на выбор несколько подобных программ;
  • педагоги, реализуя программы дополнительного образования, должны сохранить психическое и физическое здоровье учеников;
  • во время обучения индивидуальные особенности учеников должны развиваться;
  • занятия должны протекать на фоне творческого взаимодействия учеников с педагогами;
  • процесс реализации таких программ должен протекать непрерывно, должна соблюдаться их преемственность, а при необходимости их было бы возможно корректировать.

Благодаря этому каждый ученик получает право на получение полноценного дополнительного образования, способствующего развитию его личности, и подталкивающего ребёнка к познанию и творческой деятельности.

Основные функции и цели ДОД

Независимо от формы реализации ДОД, его цели направлены на воспитание в каждом школьнике всесторонне развитой, полноценной личности, творчески и профессионально реализованной. Обучение в границах ДОД не принудительное, что можно считать его большим достоинством.
Основные задачи:

  • формирование и последующее развитие разных детских творческих способностей;
  • воспитание таких моральных качеств, как духовные ценности, уважение к старшим, любовь к труду, патриотизм;
  • обучение культуре общения и прочих коммуникативных навыков: умения поддержать беседу, вежливости, уважения к собеседнику, способности прислушиваться к замечаниям и принимать критику;
  • помощь детям в выборе профессии и возможность развития приобретённых навыков;
  • удовлетворение культурных и коммуникативных потребностей школьников;
  • физическое развитие;
  • ограждение школьников от агрессивного и пагубного воздействия общества.

Из задач и целей дополнительного образования детей логически вытекают и его основные направления. Для всестороннего развития учеников, их последующей личностной и профессиональной реализации важно любое направление дополнительного образования.
Современная педагогика насчитывает шесть таких направлений:

  1. Социально-педагогическое, включающее в себя работу с одарёнными детьми, волонтёрство, уход за людьми, требующими специального обращения.
  2. При художественном направлении активно развиваются задатки творчества у детей - способностей к литературному труду, изобразительному искусству и т. д.
  3. Техническое направление подготавливает школьников к соответствующим профессиям.
  4. Туристическо-краеведческая ветвь предназначена для детей, стремящихся к изучению родного края и путешествиям.
  5. Естественнонаучное направление, делающее уклон на изучение химии, физики, биологии и прочих естественных наук.
  6. Спортивно-физкультурная ветвь, направленная на физическое развитие (сила, выносливость, ловкость, гибкость).

Каждое из этих направлений способно реализовать в полной мере цели и основные функции, предписанные дополнительному детскому образованию. Вполне естественно, что ДОД реализуется в давно ставшей привычной для детей, родителей и педагогов факультативной форме, а также в виде различных спортивных секций, творческих кружков, танцевальных студий, выездных и пришкольных детских лагерей.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...

Организация ДОД

Дополнительное образование детей является очень важным и актуальным вопросом, которому обязан уделять достаточно внимания любой педагог. И хотя о его важности написано и сказано очень много, но, к сожалению, большинство педагогов продолжают недооценивать ДОД, даже при том, что универсальные методы обучения, основные разновидности деятельности структур, направленных на ДОД, и основные преследуемые цели прописаны в российском законодательстве.
Особенно должны быть интересными новинки, появляющиеся в дополнительном детском образовании и касающиеся не только методов воспитания и обучения, но и деятельности самих школьников. Ведь и педагогика, как гуманитарная наука, не прекращает своего развития. Непрекращающийся технический прогресс вызывает появление новых профессий, поэтому и система ДОД не должна отставать и развиваться, удовлетворяя потребности обучения детей.
Независимо от того, какие аспекты обучения претерпевают изменения, они обязательно отслеживаются. Такой мониторинг ДОД чрезвычайно важен и делается для того, чтобы мгновенно улавливать новые тенденции, одновременно отслеживая поведение детей в рамках любой из программ ДОД.

Образование и дополнительные человеческие возможности


Свой потенциал, таланты и способности человек может раскрыть в любом возрасте.
В секциях и творческих коллективах формируется среда по интересам. Например, в спортивных секциях для большинства людей может быть вполне доступная организация свободного времени. В процессе участия в соревнованиях и улучшения результатов человек может раскрыть свои спортивные таланты.
К сфере дополнительного образования следует отнести и специализированные курсы, посвящённые повышению квалификации. В домах творчества нет ограничений посетителей по возрасту. Достаточно часто случается, что человек всю жизнь работает по какой-то специальности, а выйдя на пенсию, неожиданно открывает в себе новые способности. А дополнительное образование лишь расширяет человеку свободу выбора, помогает более полной реализации.

1 0

Современная российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ - дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, а школьная программа целиком направлена на поступление в высшее учебное заведение, то дополнительное образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Что же даёт дополнительное образование?

Дополнительное образование... дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.

Отдавая своего ребёнка в какой-либо кружок, спортивную секцию или музыкальную школу, родители предоставляют ему возможность дополнительного развития. Однако выбрать направление и специфику не так просто. Отдавать ребенка стоит в ту образовательную область, которая ему интересна. И не стоит упорствовать и навязывать какое-либо дополнительное образование, если ребенку оно не интересно.

Система дополнительного образования помогает выстраивать

  • межличностные отношения,
  • улучшает состояние эмоциональной сферы,
  • способствует развитию самопонимания
  • и снятию поведенческих проблем.

Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

И все это, потому что основополагающим фактором является

  • индивидуальный подход к каждому ребенку, который становится возможным благодаря персональным урокам,
  • немногочисленным группам
  • и определенной свободе самого педагога, у которого есть возможности самому разрабатывать программу с учетом базовых требований, личного опыта и собственных наработок.

Что ещё даёт дополнительное образование?

Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что воспитаннику интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее у ребёнка не было возможности найти занятие в связи со своим интересом, душевной потребностью. И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют и результаты.

Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь. Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей. А в случае спортивных секций - идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор и активную жизненную позицию.

Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с учителем, под контролем учителя, самостоятельно, прививают потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни. Ведь жизнь это преодоление препятствий, где постоянно надо доказывать другим и самому себе свою значимость.

В нашей школе в настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом кружков и секций. В классе, где я являюсь классным руководителем на протяжении двух лет действует кружок «Умелые ручки», организатором и руководителем которой являюсь я. На занятиях мы занимаемся прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно ¬нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогом декоративно - прикладного творчества в условиях дополнительного образования является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.

Чем живёт кружок?

С ребятами мы каждый год участвуем в конкурсах и в нашей «копилке» есть грамоты.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач:

Выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

? обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха”;

? содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства -

Жить так чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Борис Пастернак

МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинская

«Роль дополнительного образования в жизни ребёнка»

Сорокина Юлия Алексеевна

«Только личность может действовать на развитие и определение личности».
К.Д. Ушинский.

Воспитание творческой личности, развитие нравственного, компетентного человека будущего – одна из важнейших задач современного образования. На мой взгляд, одним из наиболее ярких, эмоционально-насыщенных средств эстетического воспитания и художественного образования детей является театр. Ведь театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению компетентной и успешной личности, так как театральная деятельность базируется на тесном взаимодействии и интеграции разных видов искусств, (театра, хореографии, литературы, изобразительного искусства). Это способствует созданию такой образовательной среды, которая благотворно влияет на формирование самостоятельного и независимого мышления, творческого потенциала личности. Позволяет войти в пространство возможного и невозможного – посредством игры…

Кто он, человек будущего? Какие вопросы он ставит для себя? Что для него важно? Как направить его, не навредив его уникальности, индивидуальности? Где взять ориентиры? Как пробудить потребность на самопознание и потребность доставать в себе то лучшее, что есть в нём и смело являть это миру? Как заложить тот фундамент, на котором прорастает смелость решать проблемы, а не бежать от них? Я думаю, каждый из педагогов, а тем более педагогов дополнительного образования, задаёт себе эти вопросы, и не раз. И я не исключение. Стать столь мудрым Педагогом, как сама Жизнь, вряд ли возможно… Но прикоснуться к этой рискованной профессии, и кое-что понять – задача оказалась для меня вполне выполнимая… И как не стать при этом «бурчащим» или всезнающим (кому как удобно) «нафталином», служа делу более 20 лет? Откуда брать ресурсы для бесконечного обновления себя и открытий в профессии педагога дополнительного образования ?!..

…Не буду лукавить, что педагогом стать – вначале не входило в мои жизненные планы. О чем могут мечтать студентки творческого ВУЗа театрального отделения? Со здоровыми амбициями? Минимум – Прима театра… Успех в студенческих работах окрыляет! Но «чья-то рука» (а скорее всего, моя) предложила другой путь… И мне повезло. Повезло с самого начала попасть в Детскую театральную школу г. Волгодонска, где режиссёром был Николай Николаевич Задорожный, ученик М.О. Кнебель, которая, в свою очередь, была ученицей К.С. Станиславского. Именно там, я считаю, произошёл перелом в сторону театральной педагогики.

Через год, окунувшись в атмосферу бескрайней доброжелательности, высочайшего мастерства работы детей и взрослых, педагогов, выпускников «Этюд-студии» и самого Мастера, у меня появилась мечта…

Именно там пришла идея о том, что когда-нибудь я смогу создать свою студию, свой детский театр. Театр, в котором играют дети! Но велико ещё было желание самой поиграть на сцене, а не уходить на «тренерскую» работу… Тогда мне было 23 года… Но, честно могу сказать: я видела уровень, планку работы с детским коллективом небывалой высоты и мастерства! И подобного больше не встречала нигде, спустя 20 с лишним лет… Эта «встреча» стала для меня ориентиром, как это может и должно быть! Возмутительно профессионально, неподражаемо вкусно и серьёзно! И мечты имеют свойство сбываться!

Именно с этой «планки» началось моё шествие по педагогическим просторам…

Далее, многие годы совмещая актёрскую и педагогическую деятельность, вкусив все «трудности и прелести» интеграции общего и дополнительного образования, я научилась ставить цели и достигать их, искать пути решения поставленных задач. Этому же вместе со мной учились и дети самой обычной школы, с которыми я занималась актёрским мастерством. Работая в команде молодых педагогов, мы вместе изучали все «нововведения в образовании», вместе создавали авторскую уникальную программу, соединившую в себе Детскую студию, Детский театр и Студенческий театр, которая победила во Всероссийском конкурсе образовательных программ. Занятия были комплексными, проводились целыми классами общеобразовательной школы и по подгруппам…

Учителя школы обожали «творческие» классы. Дети, приобретая навыки продуктивного коммуникативного общения и совместной творческой деятельности в неформальной обстановке, постепенно менялись, становились другими: дружными, инициативными, активными, хотя это были далеко не самые лучшие классы, и учились не всегда на «пятёрки». И все это во второй половине 90-х, когда в стране была полная неразбериха… Невзирая на невыплату зарплат и полуголодное существование на общем фоне… На занятиях, репетициях мы старались создавать для детей ситуацию успеха (участие в концертах, этюдах, постановках) и востребованности, пока «взрослые» играли в игры по развалу страны…

Мы верили, то, что мы делаем, не зря, что детям и нам надо, несмотря ни на что, жить дальше, и мало того – состояться в будущем! Пусть уже в новой, изменённой стране…

Долго в приоритете у меня всё же оставалась актёрская деятельность… А наши дети-студийцы, смотря на нас, своих педагогов, играющих в спектаклях, учились, восхищались, подражали. Мы были для них примером того, как надо «быть». Нас называли «практикующими педагогами». И мы понимали эту ответственность. Жертвенность? Ничуть! Мы были счастливы, молоды, полны надежд и просто любили то, что мы делали. И понадобилось время, переосмысление себя, прежде чем я смогла уйти полностью на «тренерскую» работу – в педагоги дополнительного образования.

Как важно иногда не мешать творческому человеку, чтобы получилось действительно стоящее дело!

Далее, в 2006 году, уже в родном Томске, слегка преобразовав эту «модель» взаимодействия с детьми, на базе Центра планирования карьеры рождается мой замечательный коллектив – Театр-студия «Синтез» … Во Дворце творчества детей и молодёжи, он приобретает ту форму и то содержание, которое я всегда хотела, о котором мечтала. Ещё с юности. Как важно иногда не мешать творческому человеку, чтобы получилось действительно стоящее дело! Первое, что надо было создать – это программа! План! Инструкция! За дело! Три предмета: «Актёрское мастерство», «Сценическая речь» и «Основы сценического движения» – основные, и два дополнительных – «Хореография» и «История театра. История костюма». На 5 и более лет обучения… Появился слоган «К нам приходите, стать лучше сумейте в Театре, в котором играют Дети!», который, как нельзя лучше, отображает суть…

В первый год работы во Дворце «синтезят» было 24 человека. Спустя шесть лет – более 70! Возраст – от 8 до 17! Четыре группы. Близкие по возрасту и годам обучения. «Младшие», «Средние» и «Старшие». Примерно поровну. То, что число студийцев растёт год от года, и уже приходится делать «отбор», так как не можем вместить всех желающих, конечно, без ложной скромности, это показатель и для меня, как для педагога… Дети остаются. Приходят новые, и тоже остаются. Приходят вновь и вновь. И даже выпускники, пройдя пятилетнее обучение, занимаются дальше…

Сначала – намерение. Это работает.

Конечно, дети идут «на педагога». Часто, при смене педагога или руководителя, коллектив или организация «идут в упадок», или, наоборот, всё начинает сверкать новыми красками, фонтанировать идеями, возможностями… Всё идёт от человека. А тем более – от руководителя. Вернее, от его намерений. Сначала намерение – потом возможности для реализации. А не иначе. А в нашей профессии – особенно! Это работает!

Недавний пример. Не успела я подумать о благотворительной деятельности, мол, «надо бы, пора бы», как почти сразу поступило предложение участия детей в гала-концерте «Особой моды» Регионального конкурса молодых дизайнеров для моделей с ОВЗ. «Это же возможность дать детям урок доброты, принятия инаковости, внести, так сказать, свою лепту…», – подумала я. Дети поддержали. В этом году нас приглашают вновь. И мы снова пойдём.

Или вот ещё пример. В 2014-2015 годах я загорелась создать большой проект, попробовать свои силы, выиграть грант. Благодаря друзьям, коллегам, единомышленникам, он состоялся – «Международный реально-виртуальный конкурс «Созвездие.ru» уверенно заявил о себе. Он объединил усилия детей, педагогов, ведущих специалистов России в области искусства. Это не было лёгким делом. Но я получила «прибыль» в виде колоссального опыта. И несомненный рост, благодаря всему новому. И дети моего «Синтеза», как и тысячи других участников конкурса, стали самыми активными участниками.

Не учить, а делиться тем, что знаешь!

Главный мой методический принцип преподавания основ актерского мастерства – освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях. Уметь смотреть и видеть. Слушать и слышать.

Умение решать сложные задачи – компетенция будущего!

По прогнозам аналитиков World Economic Forum на первом месте в 2020 году, как и в 2015 (именно тогда проводилось это исследование), по уровню востребованности останется умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Я очень люблю слово «задача» и часто применяю его на занятиях. Дети понимают, что значит: «Твоя задача сделать так, чтобы он…». Впоследствии они учатся ставить задачи друг другу, себе. Она всегда конкретна. Она направлена на партнёра. Умение понять задачу героя в этюде или пьесе и найти способы достичь своей цели – очень важный навык, который пригодится им в будущей жизни, в любой другой профессии, а не только на сцене.

Креативности и критическому мышлению – виват!

Усложнение процессов во всех областях требует нестандартных решений. К сожалению, этому не учат в современной школе (и во многих вузах). Вот мнение Татьяны Черниговской, известного ученого в области нейронауки и психолингвистики: «Так ли мы учим детей?.. Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное – Гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает Гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия – это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать». Абсолютно согласна! Вот эту «нестандартность» я особенно приветствую в детях! Умение «не смотреть на соседа», или «выйти за рамки привычного» – очень ценно.

Есть специальные упражнения, приёмы в актёрском мастерстве, направленные на поиск нестандартных решений. И дети их очень любят, и в 10, и в 13, и в 16 лет… Например, сочинение и воплощение этюдов. Из трёх слов. Не связанных между собой, например, снег, черепаха, гвоздь. Задача – придумать и связать их в одну историю, то есть по всем законам драматургии – завязка, кульминация, развязка. Убедительно напоминаю им, чтобы «не шли на поводу у стереотипов, найдя непривычное значение для простых слов, вещей». И они находят! Не только придумывают, связывают воедино, но и представляют «свой продукт» на сцене, то есть самостоятельно распределяют между собой роли, договариваются о целях, задачах, о действии ими же созданных героев – они творят! Пусть «здесь и сейчас», сиюминутно… Это тренинг! Это «инвестиции в будущее»! Опыт! Потом вместе обсуждаем, разбираем. Рефлексия! Создавая, тренируются и мыслительные, и коммуникативные, и регулятивные способности ребёнка. И… нестандартное мышление. И они это делают с большой радостью и удовольствием! Не иначе гении!

Когнитивная гибкость и эмпатия – также в приоритете. Понимать и сопереживать чувствам другого, с уважением относиться к внутренним процессам. Это важно! Лишь бы чувствовали! А как человеку будущего без этого?..

Конечно, участие в постановках, спектаклях – это то, к чему они стремятся. Всё как у взрослых – попасть «в главные роли», в «основной состав» … И при этом я взращиваю в коллективе, по-другому не скажешь, атмосферу доброжелательности и уважения друг к другу. Атмосферу не конкуренции, а сотрудничества! Театр – искусство коллективное, синтетическое. Здесь важен каждый! Они сами (в том числе) выбирают друг друга на роли или выдвигают себя, аргументируют свой выбор. Так дети учатся принимать мнение другого. Отдыхают ли в летнем лагере или веселятся на праздниках, трудятся – репетируют, спорят, творят и вытворяют – но они знают – «мы – команда»!

Достигнув достаточно высокого профессионального уровня, я поставила себе задачу, чтобы коллектив, руководителем которого являюсь, вышел на международный уровень. Реализовалось на второй же год! И стало уже ежегодной доброй традицией! Мы в тренде – на фестивалях и конкурсах разных уровней – от городского до международных, съёмки на ТВ, поездки на фестивали в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск и т.д.… Конечно, это создание и ситуации успеха, и веры в себя, и подведение неких итогов работы – для всех. А наша театральная смена в загородном летнем лагере! Почти всем коллективом! Легко! Было бы намерение!..

В работе я намеренно не ставлю себе профориентационных задач. Хотя «старших и средних» больше половины. Скорее – наоборот. И не потому, что плохо отношусь к профессиям «актёра, режиссёра» … Я просто знаю, что идти туда надо, если без этого не можешь жить, то есть нет выбора. Иначе там делать нечего! «А если есть выбор – лучше не ходите», – говорю я детям. Наверное, это правильно. Пусть лучше, вдоволь наигравшись в игры в детстве, вступят во взрослую жизнь, и сами уже решат «быть или не быть» … Пусть всё будет в радость! Убеждена, что не только в любой профессии они смогут применить свои умения «жить на сцене», но и в любой жизненной ситуации, так как знания, опыт театральной педагогики – универсальны! Они помогают воспитать мудрого, грамотного, понимающего человека. И в данной ситуации, в нашей стране, я считаю, это намного важнее!

Таким образом, театральная педагогика – эта та область для меня, где наиболее полным образом сконцентрированы и проявляются все лучшие качества, которые есть в людях. Это область, где можно воспитать и развить те качества, какие ты хочешь видеть в себе в будущем. Где даётся возможность проявить себя каждому, участвуя в общем процессе, решаются задачи социализации и кооперирования с величайшим намерением – отдавать, с неизбывной потребностью развиваться самому.

Неважно, что кто-то поёт, а кто-то просвещает, кто-то… Мы все что-то пробуждаем в людях, детях… Хочу уметь трогать за самое нутро тех, кто “имеет уши и слышит”. Словами!.. Но ведь форма не важна. Важно лишь, сколько ясности, простоты и чистоты мы можем нести своим делом, самим собой в мир.

Мало, господа, только сердце отдавать… Нужно расти самому. И воспитывать лишь на собственном примере!

Анна Ивановна Григорова,
педагог дополнительного образования,
ДТДиМ, г. Томск

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.

Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.

Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

    В небольшом собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

    Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

    Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

    Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

    Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

Как выбрать направление дополнительного образования?

Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.

Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.

Помните стишок про Лиду Агнии Барто?

«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».

И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку , главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.

Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.

Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.

Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:

  • Что делает ваш ребенок, когда находится один?
  • Какие действия он повторяет за взрослыми?
  • Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.

Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.

Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.

Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования - занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.

Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.

Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.

Должно ли быть у ребенка свободное время?

Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.

Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.

Теперь важно определить рамки свободного времени.

    Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.

    Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.

    Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.

Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.

И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.

Светлана Садова