«Зачем летают в космос». Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе. Зачем люди осваивают космос? Перспективы освоения космоса Гонка вооружений и идеологическая гонка

Многие ученые не считают освоение космоса первоочередной задачей, поскольку проблем, требующих решения, достаточно и на Земле. Тем не менее, в последнее время таких проектов у NASA и других космических ведомств появляется всё больше.

Юбер Кюрьен, один из основоположников космических программ Европы, думает, что совершать полеты в космос можно лишь по причине спортивного интереса, иного и не нужно.

Так получается, что никакой особо важной миссии человек, пребывающий в космосе, не выполняет? Человек впервые шагнул на лунную поверхность в рамках миссии «Аполлон 17» сорок пять лет назад. Следующий полет вряд ли совершится раньше, чем через десятилетие. Скорее всего, следующим лунным путешественником станет китаец. Основная инвестиционная масса уходит на финансирование МКС, средства будут вкладываться в станцию до 2024 года. Большинство членов экипажа за время работы на МКС едва ли расширило наши горизонты.

Так нужно ли нам продолжать исследовать Луну, или же стоит сконцентрировать свое внимание на Марсе? Программы освоения Красной планеты уже действуют и не за горами тот момент, когда человек окажется и там. Впрочем, возвратимся в недалекое прошлое. Первым космонавтом, как известно, стал наш соотечественник Юрий Гагарин. Кеннеди, основавший лунную гонку, должен был предпринять ответный шаг, который помог бы вырваться его стране вперед. И сделать он решил это при помощи немецких специалистов, завербованных для создания ядерного потенциала. Можно сказать, что запуск космонавта в космические просторы стал побочным продуктом широкомасштабной военной программы.

Может, здесь всё же первостепенную роль играла наука? Американская программа «Аполлон» изначально была более объемной, но три ее миссии лишились финансирования. С помощью нее на Землю были доставлены сотни килограммов лунной поверхности, но не в этом заключалась ее главная цель. Многие ученые открыто заявляют, что обитаемые полеты лишены всяческого смысла, поскольку гораздо большее количество информации можно заполучить при помощи зондов и космических обсерваторий. Космонавты же поставляют планете лишь крупицы информации.

Создание Международной космической станции стало плодом распада СССР. Но и здесь они не могут обойтись без России, поскольку именно она поставляет на МКС свои бессмертные «Союзы».

Блеф

Впрочем, американцы не собираются унижаться вечно. Сейчас идет подготовка нового носителя и обитаемой капсулы Orion в рамках NASA. Но другие компании стремятся наступить на пятки американскому космическому ведомству. К примеру, создатель Amazon Джефф Безос занимается ракетами, способными транспортировать грузы для лунных колонистов. Основатель SpaceX Илон Маск, чьи ракеты можно использовать многократно, говорит о планах по покорению Марса в 2024 г., в то время как NASA заявляет более поздние сроки.

Один из исследователей Национального научного центра, Франси Рокар, считает, что Илон Маск просто блефует, потому как американцы все еще не умеют отправлять людей на Красную полету. Именно поэтому нет никой информации о создании инфраструктуры, которой необходимо оснастить корабль, чтобы человек мог там остаться.

Французский специалист считает, что корень планов на обитаемые полеты кроется в докладе под названием «Пути исследования», созданном Национальным советом научных исследований США в 2014 г. Документ содержит материалы о создании всего необходимого для марсианских экспедиций. Также там приведены причины полетов экономического, научного статусного характера. Выходит так, что продолжать обитаемые космические полеты не выгодно, потому что ни одна причина не оправдывает такие полеты. Даже если принять во внимание все причины в совокупности, требуется огромная политическая воля, чтобы заявить о достаточности аргументов в пользу обитаемых полетов. Об этом было заявлено в вышеупомянутом докладе.

Апрельский аудиторский отчет NASA содержит сведения о расходах, которые будут понесены для отправки экспедиции на Марс. Оказалось, что это потребует 210 млрд. долл. К слову, за 30 лет функционирования МКС в нее было вложено в два раза меньше средств. Эта программа предусматривает участие европейских стран на второстепенных планах.

Одновременно с этим в гонку врывается Китай с программой по отправке человека на Луну. Если через какое-то время страна решит побороться и за Марс, на космическом полигоне снова разгорятся нешуточные страсти. И всё – из-за стремления достичь превосходства.

Светлана Антонова
«Зачем летают в космос». Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

в подготовительной к школе группе .

(посвящено 55-летию первому полету человека в космос ) .

с использованием презентации

«Зачем летают в космос »

Предварительная работа :

1. Беседа с детьми «Земля наш дом во вселенной» , «Естественный спутник земли»

2. Рассматривание и обсуждение с детьми иллюстраций, книг о космосе .

3. Чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе »

Цель :

1. Сформировать у детей понятие «космос » , «космическое пространство » .

2. Ввести понятие «спутник»

3. Объяснить, для чего нужны искусственные спутники

Задачи :

1. Учить четко, отвечать на конкретно поставленные вопросы.

2. Активизация словаря : Спутник, космос , космический корабль , космонавт , космический полет , Луна, земля, невесомость.

3. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса

Ход ЗАНЯТИЯ

I. «Земля наш дом во вселенной» , «Естественный спутник Земли»

1.1. Рассказ воспитателя.

Ребята вы знаете, какая она, наша планета?

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.

Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды - моря или океана - и считали, что их путешествие закончено : вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в том, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они, почему то возвращаются туда, откуда начали путешествие.

«Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

1.2. Совместная работа с детьми

Вот у нас лежат небольшие мячи. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.

Вот так и паши путешественники убедились, что земля - это шар.

1.3. Рассказ воспитателя

Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством , или космосом .

Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами - звездами , планетами и их спутниками, кометами и метеоритами.

В космическом пространстве существует естественный и единственный Спутник Земли – Луна.

Луна - естественный и единственный Спутник Земли, находящийся от него на расстоянии 384 тысячи километров. Луна представляет собой холодное, скалистое шаровидное тело с твердой поверхностью, без атмосферы и воды. Происхождение луны окончательное еще не установлено. Её наиболее вероятный возраст – около 5 млрд. лет.

(Слайд 3)

1.4. Вывод «Что же такое Земля

Так, что же такое Земля?

Земля - это планета, на которой мы живем.

Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар.

Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Огромные пространства зелено-коричневого цвета - это Суша - пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам для выживания.

(Слайд 4)

II. Понятие спутник

Различают искусственные и естественные спутники.

Естественный Спутник - небесное тело, обращающееся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта. (например, Луна)

Искусственный спутник - космический летательный аппарат , движущийся по орбите вокруг какого-либо небесного тела. (аппарат запущенный в космос с Земли )

4 октября 1957 года на орбиту был запущен первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат Спутник – 1 . Кодовое обозначение спутника - ПС-1 (Простейший Спутник-1) .

(Слайд 5)

3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2» в космос было запущено первое животное - собака Лайка (первая собака – космонавт , которая облетела Землю. На тот момент Лайке было около двух лет.

(слайд 6)

III. Первый человек в космосе

3.1. Беседа с детьми

Ребята! Может кто то из вас знает, кто был первым человеком, полетевшим в космос , первым космонавтом ?

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть : «Человек в космосе ! Русский, советский!» . Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство . Солнечным утром мощная Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1» , на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур .

(слайд 7)

Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики .

Сейчас космонавты довольно часто летают в космос , мы к этому уже привыкли. Но когда в космос полетел первый космонавт , люди всего мира испытали изумление и восторг.

3.2. Рассказ воспитателя о воспоминаниях Юрия Гагарина во время полета

Такого чуда не было вовек -

В холодный Космос

Мчится человек!

Имя Гагарин,

Юрий Гагарин

В память людей вошло навсегда.

Подвиг его легендарен!

Мир смельчаку благодарен,

Родина им горда!

Юрий Гагарин занял место в кабине , прозвучала команда «Пуск!» «Поехали!» - раздался в радиорупорах голос первого космонавта . Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо.

Что Гагарин испытал в корабле? Что он увидел в иллюминаторы?

Послушайте отрывок из его воспоминаний.

«Когда корабль вышел на орбиту, появилась невесомость. Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Все вокруг стало легче.

«Земля» спросила, что я вижу, и я рассказал, что отчетливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей». Больше часа, а именно 108 мин, длился первый полет человека в космосе . За это время корабль «Восток» облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.

Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса.

(слайд 8)

Корабль приземлился на вспаханное поле. И тут произошел интересный эпизод, о котором Юрий Гагарин потом рассказывал.

«Ступив на твердую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они еще не видели…»

(слайд 9)

IV. Для чего нужны искусственные спутники

Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли. А современная космическая станция находится в космосе много лет . Это настоящий космический дом , в котором космонавты живут по многу месяцев.

Такие станции люди стали создавать для продолжительных полетов в космос .

На орбитальных научных станциях космонавты разных стран ведут исследования Земли и космического пространства .

Иногда они покидают станцию и выходят в открытый космос .

«Крылья» космической станции - это солнечные батареи. Они «ловят» солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает станцию и питает все научные приборы.

(слайд 10)

Космонавты в иллюминатор наблюдают Солнце и звезды, фотографируют Землю. Им приходится плавить и сваривать металл, испытывать прочность различных материалов. Космонавты выращивают на станции различные растения, чтобы узнать, как они чувствуют себя в космосе .

Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется?

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны :

Было б скучно Земле без … (Луны)

Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

Да это спутник!

Вот те раз!

Он спутник каждого из нас

И в целом - всей Земли .

Руками спутник сотворён,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Когда это произошло, радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить самую главную новость.

Русское слово «спутник» вошло во все языки мира . Сейчас в космосе постоянно находится много искусственных спутников. Зачем же они нужны

Спутники связи осуществляют телевизионные передачи в отдаленные уголки Земли. Их помощь необходима для радио- и телефонной связи.

Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Звёзды там светят далёким огнём!

Только ли звёзды на небе сияют?

Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!

Как так блуждают? Дороги не знают?

Нет! Это кажется, будто блуждают!

Все они - Солнца большая семья.

И под влияньем его притяжения

Вечно творят круговые движения!

И вместе с ними планета моя-

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

Люди уже сделали свой первый шаг в космос : они построили космические корабли , которые могут подниматься с поверхности земли в космическое пространство .

Люди долетели до луны и даже путешествовали по ее поверхности.

Сейчас люди :

Осваивают всю солнечную систему;

Запускают космические аппараты к планетам , готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий.

Кто знает, ребята, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить полет в космическое пространство . Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.

Когда в 1957 году с Земли поднялся первый спутник, многие еще не представляли для чего необходимо изучение космоса и зачем летать в космическое пространство.

Они не знали сколь революционные изменения в исследовании нашей планеты означает эра спутников всех видов и автоматических станций.

Сейчас много можно говорить, что изучение космоса ускорило развитие технологий, но достижения в этой области ждут людей впереди. При этом уже известно, что невозможна.

Еще преждевременно давать оценку изучения космоса и зачем люди изучают космос, поскольку мы находимся где-то в начале этого пути.

Поэтому напомним только о двух областях, в которых был совершен поистине гигантский скачок благодаря полётам и изучению космоса.

Изучение собственно Земли

Первой областью является изучение собственно Земли: фотографирование ее поверхности, достижение достаточно большого расстояния от наблюдаемого объекта, точное определение физических свойств нашей планеты.

Зачем изучать планету именно с космоса

Основным свойством материи является притяжение, которое вызывает падение тел на поверхность Земли и то, что тела, получившие определенную скорость, кружатся вокруг нее по орбите. Определенная позволяет находиться на орбите планеты.

Поскольку движение спутников по круговой или эллиптической орбите вокруг Земли находится под влиянием силы тяжести, мы можем на основании траектории их движения доказать, что Земля обладает в разных местах разным притяжением.

Таким образом, наша планета представляет собой неоднородное, разнообразное тело. В некоторых местах оно тяжелее, в других – легче, а это означает, что в нем есть свои гравитационные горбы и гравитационные котловины. Это значит, что один и тот же предмет в одном месте будет падать быстрее, а в другом медленнее. Именно эти отличия можно легко и очень точно измерять при изучении траектории полета спутника вокруг Земли (или вокруг другого планетарного тела). Таков смысл исследований которые помогло провести именно изучение космоса.

Подобные гравитационные возвышения и углубления, то есть разница в величине гравитационного ускорения, были обнаружены не только на Земле, но также на Луне и на других планетах.

Измерение силы притяжения нашей планеты и ускорения силы тяжести представляет один из самых эффективных методов поисков месторождений минерального сырья.

  • В качестве примера можно привести поиски нефти. Нефтеносные горные породы обладают сравнительно малой плотностью и меньшим притяжением, поэтому они могут быть открыты как места с меньшей силой тяжести.
  • С другой стороны, горные породы, содержащие сульфиды тяжелых металлов, например, железа, никеля и меди, обладают более высокой плотностью, а, следовательно, и большей силой притяжения и на карте будут обозначены как значительная гравитационная аномалия.

Изучение других планет

Вторая область объясняющая зачем летать в космическое пространство – это изучение космоса с другими планетами.

Ввиду того, что Земля представляет собой слишком живое и динамичное тело, первоначальные стадии ее развития стерты более молодыми процессами.

Знания, полученные в результате изучения поверхности планет или лунных образцов, найденные аналогии, а также особенности показывают, что остальные планеты не были столь динамичными и что познания, полученные в ходе изучения их поверхности, можно использовать при изучении развития и истории наиболее ранних этапов существования Земли.

Важной областью, в которую эра спутников сделала огромный вклад, является область изучения окружающего нас космического пространства. Тем более космическое пространство зависимо, например, приносит Луна и Солнце.

И в этом случае можно было бы думать, что познавание Луны или Марса не имеет ничего общего с Землей. Но представьте себе, что вокруг вас нет друзей, нет людей, что вы живете изолированно, а это значит, что нет меры для сравнения ваших качеств.

Но если мы хотим в совершенстве изучить нашу Землю, тогда нужно найти сравнительные величины и для этого летать и изучать космос. Может быть найдется и .

Так, исследования Луны показали, что с геологической точки зрения она пассивна уже в течение очень длительного времени, что там уже нет вулканов, отсутствует атмосфера и гидросфера, что Луна давным-давно лишь безответно принимает удары метеоритов.

Лунные горные породы показывают также, что количество частиц, падающих на ее поверхность, было в прошлом во много раз больше, чем сейчас.

Чем глубже мы погружаемся в ее историю, тем больше видим метеоритов, падающих на поверхность Луны за единицу времени.

Из этого следует, что и Земля не избежала этого космического бомбардирования и что нынешняя поверхность нашей планеты иная, чем в начале ее истории.

Именно потому, что на Луне сохранилась самая ранняя стадия ее развития, мы можем размышлять о том, как выглядела Земля на заре истории и понимаем зачем необходимо изучение космоса и зачем летают в космос.

С древнейших времен человечество стремилось расширить сферу своего обитания. Вначале первобытные племена осваивали близлежащие районы, перемещаясь вслед за животными или спасаясь от суровых климатических условий. Цивилизация развивалась, поэтому людям требовались новые пространства для разведения скота и добычи полезных . Постепенно люди заселили все пригодные для обитания области суши.

Освоением поверхности земли люди не ограничились. По прошествии многих веков появилась техническая возможность приступить к исследованию океанских глубин и покорить самые высокие слои атмосферы. Недоступным оставался только космос, с которым люди связывали самые радужные надежды.

Человек издавна заглядывался на полное мерцающих звезд небо, ломая голову над устройством Вселенной и мечтая отправиться на поиски новых . Но только появление ракетной техники позволило преодолеть силу земного притяжения и отправить на околоземную орбиту вначале искусственные спутники, а затем и человеческие экипажи. В истории наступил совершенно новый период, благоприятный для дальнейшего развития цивилизации.

Космос и наука

На первом этапе освоения космического пространства человек стремился лишь расширить свои представления об устройстве мира. Главным достижением новой космической техники стало непосредственное наблюдение физических явлений, которому раньше мешала атмосфера. К примеру, космические аппараты позволили увидеть более спектр излучений – от гамма-лучей до длинных радиоволн. Так было положено начало внеатмосферной астрономии.

Вывод на околоземную орбиту оптических телескопов дал возможность качественно усилить их разрешающую способность. В результате границы непосредственно наблюдаемой Вселенной расширились, а на снимках из космоса ученые сумели рассмотреть объекты, ранее недоступные для изучения.

За последние десятилетия астрономические исследования, ведущиеся с околоземной орбиты, позволили обнаружить у других звезд планетные системы.

Выход в ближайшее космическое пространство дал толчок развитию многих прикладных наук, включая географию, геодезию, картографию, метеорологию. Данные, получаемые с космических аппаратов, позволяют точнее прогнозировать изменения климата и погодных условий в конкретных регионах, предсказывать наступление стихийных бедствий. Космические технологии стали незаменимым средством для организации всей хозяйственной жизни современной цивилизации.

Космос и будущее человечества

Ресурсы Земли огромны, но все же ограничены. В будущем неизбежно настанет момент, когда человечеству придется изыскивать новые источники топлива и сырья для промышленного производства. Поэтому исследование планет, входящих в Солнечную систему, учитывает потенциальную возможность их хозяйственного освоения и заселения.

Получив доступ к ресурсам других космических объектов, человек сможет расширить свои технологические возможности.

Самые большие надежды ученые и футурологи связывают с исследованиями Луны, Венеры и Марса. Конечно, может пройти несколько столетий, прежде чем люди смогут не просто посетить ближайшие к Земле планеты, но и качественно освоить их, подчинив своим интересам. На данном этапе речь может идти пока лишь к Венере и Марсу пилотируемых аппаратов, экипажи которых будут способны на месте оценить пригодность этих планет для обитания и освоения.

Писатели-фантасты шагнули еще дальше в будущее. В произведениях, относящихся к космической тематике, уже несколько десятилетий обсуждаются проекты масштабной астроинженерной деятельности земной цивилизации. Как правило, сбываются именно самые смелые предсказания фантастов. Не исключено, что в отдаленном будущем человечество действительно найдет способы по-своему устроить Вселенную, распространив свое влияние на самые дальние уголки космического пространства.

Класс: 1

Презентации к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.






































Назад Вперёд

Цели урока:

  • Расширить представления детей о космонавтике. Выяснить, зачем люди летают в космос.
  • Познакомить с искусственными спутниками Земли и их значением для человека, первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.
  • Развивать познавательный интерес учащихся, учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование:

  • модели ракет-носителей "Союз" и "Протон", фотографии и иллюстрации космических запусков, художественная литература и журналы, детские рисунки на космическую тематику;
  • ИКТ - мультимедийная презентация: демонстрация современных достижений ракетно-космической техники, стартовых комплексов и космических пусков, фотографий космонавтов.
  • песня в формате MP3: "Ода Байконуру", автор и исполнитель Тарас Ворона.

Ход урока

Презентация 1. Слайд 1. Фотозаставка. Тема урока.

1. Организационный момент. Вступительное слово и сообщение темы занятия.

Вопрос: Посмотрите, ребята, на оформление класса, вспомните, какая дата приближается. Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

На уроках знакомства с окружающим миром мы с вами говорили о том, как человек учился летать. Давайте вспомним, на чем, с помощью каких приспособлений люди пытались подняться в небо?

Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам. На чем только не летали к Луне, Солнцу и звездам герои сказок и легенд: на летучих мышах и коньке - горбунке, на коврах - самолетах и волшебных стрелах.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные просторы, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он говорил: "Земля - наша колыбель, но нельзя же вечно жить в колыбели".

Создать космическую ракету оказалось делом невероятной трудности. Сегодня наш классный час о том, как человек проложил себе дорогу в космос, о людях, которые делали первые шаги в космическое пространство, о современных достижениях космонавтики.

12 апреля наша страна, а вместе с ней и весь мир, отмечает День космонавтики - большой всенародный праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, служащих, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.

2. Работа над темой урока.

Начало космической эры.

Вопрос: Знаете ли вы, как была открыта космическая эра, кто первым побывал в космосе?

Космическая эра была открыта более 50 лет назад, 4 октября 1957 года. В этот день в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Он представлял собой шар диаметром 58 см, весил 86 кг и был снабжен четырьмя антеннами, работающими от батареек. (Демонстрация первого искусственного спутника в музее космодрома (книга, фотография).

Животные в космосе.

Прежде чем в космос полетел первый человек, ученые сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми "космонавтами" - разведчиками были мыши, собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и многому другому. Первой в космос отправилась собака Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за Лайкой в космос полетели другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Человек в космосе.

В 1960 году в Центре подготовки космонавтов отряд из 12 человек начал готовиться к полету в космос. Работали упорно, самозабвенно. С полной отдачей сил. Каждый хотел полететь в космос первым.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический корабль "Восток", на борту которого находился человек. Обогнув Землю, корабль приземлился на волжской земле под Саратовом.

Первым в мире космонавтом стал Юрий Гагарин.

Слайд 2 - демонстрация фотографии Ю. Гагарина,

Ночью перед полетом Юрий Гагарин проспал 8 часов, проснулся бодрым и спокойным. Он был уверен, что все будет хорошо. В положенное время Гагарин поднялся на корабль. Взревели двигатели ракеты мощностью в 20 миллионов лошадиных сил. В момент отрыва ракеты от стартового стола земляне услышали знаменитое гагаринское: "Поехали!" Космический корабль "Восток" устремился ввысь. На трехсоткилометровой высоте "Восток" вышел на орбиту. Он мчался вокруг Земли со скоростью 28 тысяч километров в час. Полет продолжался 108 минут. Корабль совершил полный виток вокруг земли и плавно опустился в заданном районе.

Так началась эра пилотируемых полетов в космос.

Ликованию людей не было конца. Они восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.

Проложив дорогу в космос другим, первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых полетах, готовился к ним, окончил Военно-воздушную академию.

К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от нее остался навсегда - и на земле, и в космосе. В этом году исполняется 50 лет со дня первого полета человека в космос.

Выходят чтецы.

Разные бывают даты. Об одних помнят только несколько человек, другие даты отмечают все люди. Именно к такой дате относится день 12 апреля 1961 года. С того праздничного утра началось освоение космоса. Сегодня все более мощные ракеты поднимаются к звездам. Но чем дальше уходит от нас год первого полета человека в космос, тем громче, торжественней звучит имя первопроходца Вселенной.

Рассвет еще не значит ничего,
Обычные "Последние известия",
А он уже летит через созвездия,
Земля проснется с именем его.

Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первый из первых в ракете
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!

Помнит Земля,
Подвиг ценя,
Звонкий апрельский возглас:
"Как ты, Заря?
Слышишь меня?
Вижу открытый космос!

Был человек очень земной,
Самый обыкновенный.
В смелый разбег
Послан страной
"Здравствуй!" - сказал Вселенной.

После первого полета Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Всё они делали впервые. С огромным риском для жизни. К сожалению, не все остались живы, но их дело продолжили другие. С каждым новым полетом усложнялись программы, задания космонавтам. Но герои честно и добросовестно выполняли свою работу.

Слайд 3 - фотография Г. Титова

6 августа 1961 года на корабле "Восток - 2" в космос полетел Герман Титов. В отличие от Юрия Гагарина он совершил 17 витков вокруг Земли. Этот полет был первым в мире многовитковым полетом. Его цель - проверить, как действует на организм человека невесомость. Герман Титов по праву считается космонавтом № 2, он первым вышел в открытый космос.

Слайд 4 - фотография В. Терешковой

А через 2 года, 16 июня 1963 года в космос отправилась первая в мире женщина космонавт Валентина Терешкова.

За время космической эры много космонавтов побывали в космосе, но эти были первым, поэтому их и называют пионерами космоса.

Вопрос: Каких еще космонавтов, кроме названных, вы знаете? (демонстрация в книге фотографий отряда космонавтов).

Подготовка космонавтов к старту.

Вопрос: Какими качествами и свойствами характера должен обладать будущий космонавт?

Знаете ли вы где и как тренируются космонавты, чтобы быть готовыми к космическим т полетам?

В процессе длительной и напряженной предполетной работы на Земле космонавты тщательно готовятся к выполнению всех этих многотрудных обязанностей. И большая их часть проходит во всемирно известном Звездном городке в Подмосковье, в Центре подготовки космонавтов, который сегодня носит имя Ю.А. Гагарина (демонстрация фотографии Звездного городка).

В физическую подготовку космонавтов включаются интенсивная утренняя зарядка, игра в футбол, волейбол, баскетбол, акробатика, бег, плавание, прыжки в воду, езда на велосипеде, силовые упражнения на спортивных снарядах.

В подготовке космонавтов используется целый ряд специальных тренажеров, имитирующих работу на космических кораблях в состоянии невесомости.

ИКТ - демонстрация слайдов подготовки космонавтов в Звездном.

5 слайд - Для тренировок космонавтов используют тренажер - центрифугу. В этой огромной, 18-метровой кегле создаются перегрузки, которые космонавт испытывает во время полета. Сама она вращается по кругу, голова ее тоже вращается, внутри головы вращается кабина, а внутри кабины вращается кресло с космонавтом.

6 слайд - Опытные тренеры, инструкторы и врачи тщательно наблюдают за тренировками, контролируют нагрузки. Смотрят, как реагирует организм человека при различных нагрузках на специальных тренажерах: это сурдокамеры, вращающиеся кресла, качели, стенды, термокамеры, барокамеры, центрифуги, проверяют надежность скафандров.

Вопрос: А как же питаются космонавты в космосе?

Слайд 7 - демонстрация слайдов с изображением продуктов питания космонавтов.

В космическом корабле продукты питания хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях невесомости крошки хлеба, капельки жидкости могут доставить неприятности космонавтам. В космическом доме есть холодильник и электрическая плита.

Подготовка космического аппарата к пуску.

Пока космонавты тренируются и готовятся к полетам, тысячи других специалистов готовят к стартам в космические дали ракеты-носители и другие космические аппараты.

Все знают, что самолету для взлета нужен аэродром, ракета - носитель с очередным спутником Земли или космическим кораблем стартует с космодрома.

Космодром - очень сложное многоплановое сооружение, с большим количеством сложных технических устройств. В нашей стране существовало несколько космодромов: Капустин яр в Астраханской области, Мирный в Архангельской области, Свободный в Амурской области, Байконур в Казахстане. Сегодня функционируют только два космодрома: Мирный в Архангельской области и Байконур в Казахстане.

Слайд 8 - слайды сборки КА в МИКе.

С завода космические аппараты и ракеты-носители доставляются на космодром в виде отдельных блоков. Их сборка происходит в монтажно-испытательном корпусе. Это здание длиной более 150 и шириной более 70 метров, высотой с 12-ти этажный дом. Сегодня в современных МИКах можно производить сборку нескольких ракет одновременно.

Именно в монтажно-испытательном корпусе ракета приобретает знакомый нам по экранам телевизоров вид.

ИКТ - демонстрация слайдов вывоза ракеты на стартовый комплекс.

9 слайд - Из монтажно-испытательного корпуса по железнодорожным рельсам космический аппарат доставляется на стартовую позицию.

10 слайд - Территория, где готовят ракету к запуску, больше московского стадиона Лужники.

ИКТ - демонстрация слайдов установки ракеты на стартовом столе.

11 слайд - Здесь ракета устанавливается вертикально на прочное железобетонное сооружение.

12 слайд - После установки ракеты на стартовой площадке проводятся предстартовые комплексные испытания ракеты-носителя и космического аппарата, производится заправка топливом. По команде топливо поступает в камеры двигателей. Включаются бортовые системы управления.

Космический аппарат отправляется в космос.

ИКТ - демонстрация слайдов пуска ракеты.

13 слайд - Зажигание! Объявляется минутная готовность. На космодроме все затихает. Кажется, что слышно как на вершине ракеты бьются человеческие сердца.

Зрелище старта никого не оставляет равнодушным!

По громкой связи над космодромом раздаются одна за другой четкие команды руководителя полета:

  • Ключ на старт!
  • Протяжка один!
  • Продувка!
  • Предварительная!
  • Промежуточная!
  • Главная!

14 слайд - Старт! В газоход устремляется водопад огня, и могучий грохот разносится по степи. Как будто рядом выстрелили, но звук выстрела не прекращается. Ракета окутывается красноватым дымом.

15 слайд - Подъем! Грохот нарастает, двигатели выходят на предельные режимы, раздвигаются опорные фермы, ракета медленно, очень медленно, опираясь на огненный столб, отрывается от Земли:

16 слайд - Поехали! :поднимается над стартовым столом и устремляется в небо. Рокочущие двигатели первой ступени извергают столько огня, что на мгновение слепнешь, пламя намного ярче солнца! И грохот стоит несусветный, как будто рядом происходит извержение вулкана:

17 слайд - В полете! И вот она уже вся как на ладони, показалась над стартом. Ракета быстро набирает скорость, еще мгновение - и она превратится уже в звездочку, звездочка, уменьшаясь, исчезнет в высоте:

На космодроме опять тишина. Только запах гари да раскинутые фермы стартового стола как бы тяжело и спокойно дышат, совершив тяжелую работу, отправив новый экипаж в космос. Через несколько минут по радио объявят: "Космический корабль вышел на заданную околоземную орбиту".

В первые секунды после старта полет контролируется командно-измерительным комплексом космодрома. После выхода космического корабля на заданную орбиту полет контролируется Центром управления полетом.

Достижения современной космонавтики.

Вопрос: А зачем сегодня люди летают в космос?

Во время первого космического полета Ю. Гагарин поддерживал радиосвязь с Центром управления полетом, сообщал о работе бортовых систем, передавал первые результаты наблюдения Земли с космической орбиты, следил за работой оборудования корабля и приборов, наблюдал за реакцией своего организма, принимал пищу и еду. Все это было впервые, и все это было очень важно для будущих полетов.

Сегодня экипажи космонавтов, отправляясь в очередную экспедицию на околоземную орбиту, выполняют конкретные задачи ученых, биологов, медиков, делают тысячи снимков земной поверхности и Мирового океана, определяют состояние сельскохозяйственных посевов.

Слайд 18:

Космонавты сообщают о стихийных бедствиях: о пожарах в лесах, о снежных обвалах в горах, о штормах на морях; уточняют прогноз погоды, помогают геологам в поисках природных ископаемых, испытывают новое снаряжение и новые технические системы, проводят многочисленные эксперименты по космическим технологиям.

Обобщение и подведение итогов урока.

А теперь давайте проверим, что нового вы узнали сегодня, какими были внимательными и что запомнили на уроке.

Викторина.

Задание 1. Назвать как можно больше слов на космическую тематику.

Слайд 19 - на экране появляются слова на космическую тематику.

Это слова - подсказки для ответов на вопросы викторины

Задание 2.

Космические вопросы.

  1. Небесное тело, которое само светится. (звезда)
  2. Звезда, вокруг которой вращается Земля. (Солнце)
  3. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. (космос)
  4. Назовите животных - космонавтов. (собаки, обезьяны. мыши)
  5. Как называется одежда космонавта. (скафандр)
  6. Кто был первым космонавтом планеты?
  7. Когда состоялся первый полет в космос?
  8. Как назывался космический корабль, на борту которого первый космонавт планеты совершил полет? ("Восток")
  9. Сколько времени длился полет Ю.А. Гагарина? (108 минут)
  10. Кто из женщин первой побывал в космосе?
  11. Какую "шоколадную" планету можно купить в магазине? (Марс)
  12. Как называется город, в котором живут и работают космонавты? (Звездный)
  13. Место, где готовят и откуда запускают космические ракеты, спутники. (космодром)
  14. Название космодрома, откуда был совершен первый полет в космос. (Байконур)

Выходят чтецы.

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои.

Может, быть пройдет совсем немного времени, и кто-нибудь из вас, сидящих сегодня за партами проложит свою дорогу в космическую неизвестность.

Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!

Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый светлый класс.
Много дел, больших и новых,
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы -
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.

Проложим дороги к далёким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.

Подводя итоги урока, хочу сказать всем ребятам спасибо за активность и любознательность, и в подарок дать возможность полюбоваться тем местом, тем городом, который по праву считается Колыбелью Космонавтики.

Т. Ворона

Казахстанскую степь обнимают орлиные крылья.
Там, откуда ушел человек в самый первый космический тур.
Место есть на земле, где фантастика сделалась былью,
И название славного места того - БАЙКОНУР .

ИКТ - "Ода Байконуру". Презентация 2.