Слуховые и зрительные ощущения являются. Экстероцептивные ощущения. Ощущения - что это

Слуховые ощущения 72

Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.

Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Под амплитудой колебания разумеют наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее. Сила звука прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Эта сила зависит также от расстояния уха от источника звука и от той среды, в которой распространяется звук. Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии.

Звуковые волны различаются, во-вторых, по частоте или продолжительности колебаний. Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука. Волны различного числа колебаний в 1 с или в период колебания дают звуки, различные по высоте: волны с колебаниями большой частоты (и малого периода колебаний) отражаются в виде высоких звуков, волны с колебаниями малой частоты (и большого периода колебаний) отражаются в виде низких звуков.

Звуковые волны, вызываемые звучащим телом, источником звука, различаются, в-третьих, формой колебаний, т. е. формой той периодической кривой, в которой абсциссы пропорциональны времени, а ординаты - удалениям колеблющейся точки от своего положения равновесия. Форма колебаний звуковой волны отражается в тембре звука - том специфическом качестве, которым звуки той же высоты и силы на различных инструментах (рояль, скрипка, флейта и т. д.) отличаются друг от друга.

Зависимость между формой колебания звуковой волны и тембром не однозначна. Если два тона имеют различный тембр, то можно определенно сказать, что они вызываются колебаниями различной формы, но не наоборот. Тоны могут иметь совершенно одинаковый тембр, и, однако, форма колебаний их при этом может быть различна. Другими словами, формы колебаний разнообразнее и многочисленнее, чем различаемые ухом тоны.

Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах.

Кривая музыкального звука может быть разложена чисто математическим путем по методу Фурье на отдельные, наложенные друг на друга синусоиды. Любая звуковая кривая, будучи сложным колебанием, может быть представлена как результат большего или меньшего числа синусоидальных колебаний, имеющих число колебаний в секунду, возрастающее, как ряд целых чисел 1, 2, 3, 4. Наиболее низкий тон, соответствующий 1, называется основным. Он имеет тот же период, как и сложный звук. Остальные простые тоны, имеющие вдвое, втрое, вчетверо и т. д. более частые колебания, называются верхними гармоническими, или частичными (парциальными), или обертонами.

Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки . Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые - периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужжание прялки в романсах Ф.Шуберта, шум моря, лязг оружия у Н.А.Римского-Корсакова и т. д.).

В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки.

Основными свойствами всякого звука являются: 1) его громкость, 2) высота и 3) тембр.

1. Громкость.

Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Сила звука и громкость - понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость - качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.

Согласно закону Вебера-Фехнера, громкость некоторого звука будет пропорциональна логарифму отношения его силы J к силе того же самого звука на пороге слышимости J 0 :

В этом равенстве К - коэффициент пропорциональности, a L выражает величину, характеризующую громкость звука, сила которого равна J; ее обычно называют уровнем звука.

Если коэффициент пропорциональности, являющийся величиной произвольной, принять равным единице, то уровень звука выразится в единицах, получивших название белов:

Практически оказалось более удобным пользоваться единицами, в 10 раз меньшими; эти единицы получили название децибелов. Коэффициент К при этом, очевидно, равняется 10. Таким образом:

Минимальный прирост громкости, воспринимаемый человеческим ухом, равен примерно 1дБ. <…>

Известно, что закон Вебера - Фехнера теряет силу при слабых раздражениях; поэтому уровень громкости очень слабых звуков не дает количественного представления об их субъективной громкости.

Согласно новейшим работам, при определении разностного порога следует учитывать изменение высоты звуков. Для низких тонов громкость растет значительно быстрее, чем для высоких.

Количественное измерение громкости, непосредственно ощущаемой нашим слухом, не столь точно, как оценка на слух высоты тонов. Однако в музыке давно применяются динамические обозначения, служащие для практического определения величины громкости. Таковы обозначения: ррр (пиано-пианиссимо), рр (пианиссимо), р (пиано), тр (меццо-пиано), mf (меццо-форте), ff (фортиссимо), fff (форте-фортиссимо). Последовательные обозначения этой шкалы означают примерно удвоение громкости.

Человек может без всякой предварительной тренировки оценивать изменения громкости в некоторое (небольшое) число раз (в 2, 3, 4 раза). При этом удвоение громкости получается примерно как раз при прибавке около 20 дБ. Дальнейшая оценка увеличения громкости (более чем в 4 раза) уже не удается. Исследования, посвященные этому вопросу, дали результаты, резко расходящиеся с законом Вебера-Фехнера. 73 Они показали также наличие значительных индивидуальных отличий при оценке удвоения громкостей.

При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.

Измерение громкости обычно производится в децибелах. С.Н.Ржевкин указывает, однако, что шкала децибелов не является удовлетворительной для количественной оценки натуральной громкости. Например, шум в поезде метро на полном ходу оценивается в 95 дБ, а тикание часов на расстоянии 0,5 м - в 30 дБ. Таким образом, по шкале децибелов отношение равно всего 3, в то время как для непосредственного ощущения первый шум почти неизмеримо больше второго. <… >

2. Высота.

Высота звука отражает частоту колебаний звуковой волны. Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом. Как ультразвуки (звуки с большой частотой), так и инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) остаются вне пределов нашей слышимости. Нижняя граница слуха у человека составляет примерно 15–19 колебаний; верхняя - приблизительно 20000, причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения. Обе границы изменчивы, верхняя в особенности в зависимости от возраста; у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает. У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека; у собаки она доходит до 38 000 Гц (колебаний в секунду).

При воздействии частот выше 15 000 Гц ухо становится гораздо менее чувствительным; теряется способность различать высоту тона. При 19 000 Гц предельно слышимыми оказываются лишь звуки, в миллион раз более интенсивные, чем при 14 000 Гц. При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли. Область слухового восприятия охватывает свыше 10 октав и ограничена сверху порогом осязания, снизу порогом слышимости. Внутри этой области лежат все воспринимаемые ухом звуки различной силы и высоты. Наименьшая сила требуется для восприятия звуков от 1000 до 3000 Гц. В этой области ухо является наиболее чувствительным. На повышенную чувствительность уха в области 2000–3000 Гц указывал еще Г.Л.Ф.Гельмгольц; он объяснял это обстоятельство собственным тоном барабанной перепонки.

Величина порога различения, или разностного порога, высоты (по данным Т.Пэра, В.Штрауба, Б.М.Теплова) в средних октавах у большинства людей находится в пределах от 6 до 40 центов (цент - сотая доля темперированного полутона). У высокоодаренных в музыкальном отношении детей, обследованных Л.В.Благонадежиной, пороги оказались равны 6-21 центам.

Существует собственно два порога различения высоты: 1) порог простого различения и 2) порог направления (В.Прейер и др.). Иногда при малых различениях высоты испытуемый замечает различие в высоте, не будучи, однако, в состоянии сказать, какой из двух звуков выше.

Высота звука, как она обычно воспринимается в шумах и звуках речи, включает два различных компонента - собственно высоту и тембровую характеристику.

В звуках сложного состава изменение высоты связано с изменением некоторых тембровых свойств. Объясняется это тем, что при увеличении частоты колебаний неизбежно уменьшается число частотных тонов, доступных нашему слуховому аппарату. В шумовом и речевом слышании эти два компонента высоты не дифференцируются. Вычленение высоты в собственном смысле слова из ее тембровых компонентов является характерным признаком музыкального слышания (Б.М.Теплов). Оно совершается в процессе исторического развития музыки как определенного вида человеческой деятельности.

Один вариант двухкомпонентной теории высоты развил Ф.Брентано, и вслед за ним, исходя из принципа октавного сходства звуков, Г.Ревеш различает качество и светлость звука. Под качеством звука он понимает такую особенность высоты звука, благодаря которой мы различаем звуки в пределах октавы. Под светлостью - такую особенность его высоты, которая отличает звуки одной октавы от звуков другой. Так, все "до" качественно тожественны, но по светлости отличны. Еще К.Штумпф подверг эту концепцию резкой критике. Конечно, октавное сходство существует (так же как и сходство квинтовое), но оно не определяет никакого компонента высоты.

М.Мак-Майер, К.Штумпф и особенно В.Келер дали другую трактовку двухкомпонентной теории высоты, различив в ней собственно высоту и тембровую характеристику высоты (светлость). Однако эти исследователи (так же как и Е.А.Мальцева) проводили различение двух компонентов высоты в чисто феноменальном плане: с одной и той же объективной характеристикой звуковой волны они соотносили два различных и отчасти даже разнородных свойства ощущения. Б.М.Теплов указал на объективную основу этого явления, заключающуюся в том, что с увеличением высоты изменяется число доступных уху частичных тонов. Поэтому различие тембровой окраски звуков различной высоты имеется в действительности лишь в сложных звуках; в простых тонах она представляет собой результат переноса. 74

В силу этой взаимосвязи собственно высоты и тембровой окраски не только различные инструменты отличаются по своему тембру друг от друга, но и различные по высоте звуки на том же самом инструменте отличаются друг от друга не только высотой, но и тембровой окраской. В этом сказывается взаимосвязь различных сторон звука - его звуковысотных и тембровых свойств.

3. Тембр.

Под тембром понимают особый характер или окраску звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Тембр отражает акустический состав сложного звука, т. е. число, порядок и относительную силу входящих в его состав частичных тонов (гармонических и негармонических).

По Гельмгольцу, тембр зависит от того, какие верхние гармонические тоны примешаны к основному, и от относительной силы каждого из них.

В наших слуховых ощущениях тембр сложного звука играет очень значительную роль. Частичные тоны (обертоны), или, по терминологии Н.А.Гарбузова, верхние натуральные призвуки, имеют большое значение также и в восприятии гармонии.

Тембр, как и гармония, отражает звук, который в акустическом своем составе является созвучием. Поскольку это созвучие воспринимается как единый звук без выделения в нем слухом акустически в него входящих частичных тонов, звуковой состав отражается в виде тембра звука. Поскольку же слух выделяет частичные тоны сложного звука, возникает восприятие гармонии. Реально в восприятии музыки имеет обычно место и одно и другое. Борьба и единство этих двух взаимопротиворечивых тенденций - анализировать звук как созвучие и воспринимать созвучие как единый звук специфической тембровой окраски - составляет существенную сторону всякого реального восприятия музыки.

Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К.Сишор), придающему звуку человеческого голоса, скрипки и т. д. большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты и интенсивности звука.

Вибрато играет значительную роль в музыке и пении; оно представлено и в речи, особенно эмоциональной. Поскольку вибрато имеется у всех народов и у детей, особенно музыкальных, встречаясь у них независимо от обучения и упражнения, оно, очевидно, является физиологически обусловленным проявлением эмоционального напряжения, способом выражения чувства.

Вибрато в человеческом голосе как выражение эмоциональности существует, вероятно, с тех пор, как существует звуковая речь и люди пользуются звуками для выражения своих чувств. 75 Вокальное вибрато возникает в результате периодичности сокращения парных мышц, наблюдающейся при нервной разрядке в деятельности различных мышц, не только вокальных. Напряжение и разрядка, выражающиеся в форме пульсирования, однородны с дрожанием, вызываемым эмоциональным напряжением.

Существует хорошее и дурное вибрато. Дурное вибрато такое, в котором имеется излишек напряжения или нарушение периодичности. Хорошее вибрато является периодической пульсацией, включающей определенную высоту, интенсивность и тембр и порождающей впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства тона.

То обстоятельство, что вибрато, будучи обусловлено изменениями высоты и интенсивности звука, воспринимается как тембровая окраска, снова обнаруживает внутреннюю взаимосвязь различных сторон звука. При анализе высоты звука уже обнаружилось, что высота в ее традиционном понимании, т. е. та сторона звукового ощущения, которая определяется частотой колебаний, включает не только высоту, в собственном смысле слова, и тембровый компонент светлоты. Теперь обнаруживается, что в свою очередь в тембровой окраске - в вибрато - отражается высота, а также интенсивность звука. Различные музыкальные инструменты отличаются друг от друга тембровой характеристикой. 76 <…>

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

4.2. Ощущения Понятие ощущения. Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук и т. д. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Глава III. ОЩУЩЕНИЯ §9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Слуховые или кинестетические магниты Некоторые из вас заметили, что даже, несмотря на то, что ваши партнёры взорвали навязчивость визуально, они могли снова вернуть её обратно. Иногда они возвращают её через другую систему восприятия. Когда мы впервые обучались работе с

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Ощущения Запахи - причина нашей приязни или неприязни к другому человеку Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все существующее в природе имеет свой запах - камни, металлы, дерево. Обратите внимание на то, как богата

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Зрительные ощущения Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов.

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Телесные ощущения Поскольку Стюарт сам признался, что чувства ему недоступны, мы начали с материального – с тела.Чтобы установить связь с его телесными ощущениями, я провел с ним «сканирование» тела, похожее на то, что мы делали с Джонатаном, начиная с правой ступни и

Из книги Дао медитации, или Пылающие сердца автора Волински Стефен

ГЛАВА 6 ОЩУЩЕНИЯ Ощущения - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание - включаются и функционируют сами по себе. Для нас важно распознать ПУСТОТУ, или бытие, скрытые за ощущениями. Когда мы совершаем это открытие, медитация становится для нас способом, или путем, осознать и

Из книги Ты умеешь хорошо учиться?! Полезная книга для нерадивых учеников автора Карпов Алексей

ОЩУЩЕНИЯ Мне очень помогало и помогает умение «почувствовать» какую-то информацию, как бы «ощутить» ее в виде состояний, похожих на ощущения от своего тела, от движений, от окружающего пространства… Возможно, тебе это тоже подойдет.Мы можем ощутить состояние летящей

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Ощущения Физическая близость является целью первого вида привязанности. Ребенку необходимо физически чувствовать человека, к которому он привязан, вдыхая его запах, глядя ему в глаза, слыша его голос или ощущая прикосновения. Он сделает все возможное, чтобы сохранить

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

Позитивные ощущения Цвет радости _______________Звук радости _______________Аромат радости _______________Аромат любви _______________В теле я ощущаю благодарность как _______________Я знаю, что счастлив, когда _______________Если бы удовольствие было животным, это было бы _______________Экстаз живет в

Из книги Галлюцинации автора Сакс Оливер

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

Около 90 % всей информации окружающего мира мы воспринимаем с помощью зрения. Именно зрительные ощущения дают нам наиболее совершенное и подлинное восприятие предметов.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия на зрительный анализатор электромагнитных волн длиной от 390 до 780 нм. Раздражитель, в виде электромагнитной волны высокой частоты, формирует изображение предмета (образ) на сетчатке глаза, проходя через прозрачную роговицу, белковую оболочку, сосудистую оболочку, радужку и хрусталик.

Сетчатка глаза состоит из совокупности фоторецепторов двух типов: колбочек (дневное зрение) и палочек (ночное зрение). Колбочки обеспечивают ощущение цвета и формы предметов, а палочки, являясь более чувствительными элементами, реагируют на параметры яркости света. Стоит отметить, что в темное время суток, при плохой освещенности объектов, электромагнитные волны в большей степени воспринимаются палочками, в связи с этим восприятие мира преобладает в серых оттенках.

Окружающая нас реальность отражается в сознании человека различной цветовой гаммой – это происходит в связи с тем, что зрительные ощущения всегда обладают цветовым качеством . Ощущаемые нами цвета подразделяются на две группы: ахроматические (белый, черный, серый) и хроматические (красный, синий, зеленый и др.).

Зрительный анализатор человека способен различать до 300 оттенков ахроматических цветов и десятки тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях. Ароматическим цветом обладают объекты, которые равномерно отражают волны различной длины. Объекты, способные отражать электромагнитные волны только определенной длины, при этом поглощая остальные волны, обладают хроматическими цветами.

Характеристики процессов зрительных ощущений:

  1. Цветовая чувствительность глаза. Одной из характеристик зрительных ощущений выделяют цветовую чувствительность глаза, которая представляет собой нормальное распределение или кривую Гаусса от 390 до 700 нм, где максимум – 550нм. Субъективно более ярко человек воспринимает желтые и зеленые цвета, при этом красный и синий – более тускло.

Цветовая чувствительность подвержена суточным колебаниям, в связи с чем, в период с 13:00 до 15:00 человек воспринимает более яркие зрительные ощущения, а с 23:00 до 3:00 цветовая чувствительность снижается. Интересным является тот факт, что звук способен оказывать влияние на электрическую чувствительность глаза. С.В. Кравков доказал, что звук повышает чувствительность глаза к зеленым и синим лучам, и понижает - к оранжевым и красным.

  1. Острота зрения характеризуется минимальным расстоянием между двумя объектами, с которого данные объекты не сливаются в один. Различать мелкие детали объектов человеку позволяет пространственный порог зрения, который изменяется в течение суток.
  2. Латентный период зрительной реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Этот параметр зависит от интенсивности сигнала, его значимости, возраста индивида. В среднем латентный период равен 160-240 мс.
  3. Критическая частота мелькания (КЧМ) - минимальная частота дискретно появляющихся световых сигналов («проблесков»), при которой возникает ощущение их слитности. Этот параметр определяется яркостью сигнала, размером источника света и его конфигурацией. Обычно КЧМ равна 15-25 Гц. При этом инерция зрения выражается в отставании возникновения и исчезновения зрительного ощущения от воздействия светового раздражителя.

В реальной жизни зрительные ощущения человека не изолированы друг от друга, и находятся в связи с другими ощущениями. Мы не видим оптических образов в пространстве, а воспринимаем окружающие нас тела с их разнообразными чувственными свойствами, которые в свою очередь вызывают определенные эмоциональные и мысленные реакции у человека.

Однако не только целостные образы явлений способны оказывать воздействие на человека, восприятие определенных цветов может или возбуждать, или успокаивать нервную систему. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с дру­гой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Более подробно узнать о влиянии тех или иных цветов вы можете, изучив наши статьи в разделе .

Зрительные ощущения играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Известно, что 80–90 % информации поступает через зрительный анализатор, около 80 % всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Глазное яблоко лежит в защищающем его углублении черепа. Форма глазного яблока близка к сферической. .Его внешняя плотная соединительнотканная оболочка толщиной около 1 мм называется склерой. На передней поверхности глаза склера переходит в прозрачную мембрану, называемую роговицей. Под склерой находится более тонкая – около 0,3 мм – сосудистая оболочка, состоящая в основном из кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. Внутренняя оболочка – сетчатка. Роговица и хрусталик фокусируют падающий в глаз свет на сетчатке, выстилающей заднию поверхность глазного яблока. Именно в сетчатке находятся светочувствительные клетки. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Светочувствительные рецепторы сетчатки превращают энергию света в нейронный импульс. По волокнам зрительного нерва, сигналы передаются в соответствующую часть мозга, принимающую и перерабатывающую передаваемую нервами информацию. Схематический разрез глаза показан на рис. 5.

Рис. 5. Схематический разрез глаза

Световая чувствительность колбочек меньше, чем у палочек. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.

Интересный эффект, возникающий на сосудистой оболочке глаза человека, можно наблюдать при воздействии на глаз яркой вспышки света. Самый распространенный и хорошо знакомый всем пример «свечения» человеческих глаз – «эффект красных глаз» на фотографиях, сделанных с применением вспышки. Этот эффект возникает при слабой освещенности, когда зрачки максимально расширены и когда, чтобы сделать хороший снимок, фотограф использует вспышку. Хотя зрачок реагирует на яркий свет достаточно быстро (время реакции – от 0,25 до 0,5 с), он не успевает сузится в момент вспышки. В результате мгновенного воздействия яркого света и его отражения от сосудистой оболочки, наблюдаемый через широко расширенные зрачки и получается «эффект красных глаз». Поэтому многие фотоаппараты оборудованы приспособлениями, снижающими вероятность этого эффекта. Они основаны на том, что дают «предупредительную» вспышку – перед тем как начать экспозицию пленки, в течение 0,75 с воздействуют на глаза фотографируемых ярким светом. При этом зрачки сужаются, и уменьшается воздействие вспышки на сосудистую оболочку.

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические .

Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый (рис.6).

Рис.6. Ахроматические цвета при переходе от черного к белому

(слева – направо).

Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки, функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми. При слабом освещении колбочки прекращают свою работу и зрение осуществляется аппаратом палочек – человек видит в основном серые цвета.

Хроматические цвета – это все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Классические опыты Ньютона по разложению белого цвета на его составляющие и получению снова составного излучения из его частей являются первыми шагами к пониманию проблемы восприятия цвета глазом.

Раздражителем для зрительного анализатора являются световые волны с длиной волны от 390 до 760 нм. Следовательно, говоря о «синем» или «красном» цвете, мы на самом деле имеем в виду коротко- или длинноволновый свет соответственно, который таким образом воздействует на зрительную систему, что вызывает ощущение синего или красного цветов. Свет с длиной волны около 650–700 нм дает ощущение красного. При длине волны 570 нм возникают ощущения желтого цвета, при 500 нм – зеленого, а при 470 нм – синего цвета. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра.

Иными словами, цвета зависят от того, как именно зрительная система интерпретирует световые лучи с разной длиной волны, которые отражаются от предметов и воздействует на глаз. Лучи света, краски, цветовые фильтры и тому подобное не имеет цвета. Они всего лишь избирательно используют лучистую энергию, испуская или пропуская через себя лучи с определенной длиной волны, отражая одни из них и поглощая другие. Следовательно, цвет – это продукт деятельности зрительной системы, а не неотъемлимое свойство видимого спектра.

Ощущения разного цвета вызываются различной длиной волны, как это показано на рис. 7.

Рис. 7. Цветовой круг

Любой цвет может быть получен путем смешения двух пограничных с ним цветов. Например, красный цвет получается смешением оранжевого и фиолетового. Противоположные цвета называются дополнительными – при смешении они образуют теплый цвет.

При этом спектральная чувствительность глаза выглядит в виде кривой, показанной на рис. 8. Все цветовые тона, включая нейтральные (серые), могут быть получены с помощью смешения трех основных цветов – красного, синего и зеленого (рис. 9). На этом основана работа цветного телевидения.

Нарушения работы палочкового и колбочкового аппарата приводят к определенным дефектам в зрительных ощущениях. Так, нарушение работы палочкового аппарата (известное как заболевание «куриная слепота») проявляется в том, что человек очень плохо или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение относительно нормальное.

При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо различает или совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание носит название «дальтонизм» (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал). Чаще всего встречается красно-зеленая слепота. Известно, что около 4 % мужчин и 0,5 % женщин страдают дальтонизмом.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Он может способствовать улучшению настроения или, наоборот, ухудшать его. Зеленый цвет, например, создает ровное, спокойное настроение, красный цвет возбуждает, темно-синий – угнетает.

Наряду с цветом на психическое состояние влияет степень освещенности рабочего места. Недостаточность освещения вызывает изменение напряжения глаз при выполнении работы, что приводит к быстрому развитию утомления и появлению близорукости.

Слуховые ощущения

Звуки, которые мы слышим, являются результатом преобразования определенной формы механической энергии и представляют собой паттерны последующих возмущений давлений, происходящих в разных средах – жидких, твердых или газообразных. Большинство воспринимаемых нами звуков передается по воздуху. Слуховые ощущения относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, музыку, имеет возможность общаться с другими людьми. Основными физическими характеристиками звуковых волн является частота, амплитуда, или интенсивность, и сложность.

Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Наиболее чувствительно ухо человека к звукам 1000–3000 колебаний в секунду. Строение уха показано на рис.10.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие – низкие), силы (громкие – тихие), тембра , различногокачества (музыкальные звуки, речь, шумы).

Высота звука зависит от частоты колебания звуковых волн, сила звука определяется амплитудой их колебаний, а тембр – формой колебания звуковых волн.

Рис. 9 . Строение уха:

9 - наружный слуховой проход; 2 - барабанная перепонка;

3 - евстахиева труба; 4 - молоточек; 5 - на­ковальня;

6 - стремечко; 7 - полукружные каналы; 8-10 - улитка;

11-12 - евстахиева труба; 13 - височные кости черепа

Музыкальные звуки – пение и звуки различных музыкальных инструментов. Шумы – это, например, звук мотора, шум дождя, грохот поезда и т.п.

В звуках речи сочетаются музыкальные звуки (гласные) и шумы (согласные). Слух к различению звуков речи определяется как фонематический. Он формируется прижизненно, в процессе общения в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предлагает выработку системы фонематического слуха, для чего необходима система упражнений. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой. Он воспитывается и формируется так же, как и речевой.

Экстероцептивные ощущение, в свою очередь, разделяют на контактные и дистантные. К контактным относятся тактильные, температурные (которые могут быть интеро - и екстероцептивними) и вкусовые ощущения, к дистантних - ощущение света, звука, запаха. Проприоцептивными есть ощущения, что определяют положение тела, а также ощущения равновесия и ускорения. К интероцептивным принадлежат ощущения, которые идут от внутренних органов (голода, усталости, жажды).

Согласно системе анализаторов ощущения разделяют на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, кинестетические, ощущения равновесия (статические), органические ощущения.

Зрительные ощущения

Зрительные ощущения возникают в результате действия лучей света на сетчатку глаза. Благодаря зрительным ощущениям человек познает освещенность, цвет предметов, их размеры, пропорции, конструкцию, объем, размещение в пространстве (рис. 6.5). Центральный отдел зрительного анализатора находится в затылочной области головного мозга. При некоторых заболеваниях, например, при недостатке в организме ретинола (витамина А), возникает гемералопия (куриная слепота) - резкое ухудшение зрения в условиях плохого освещения, в сумерках и ночью.

Слуховые ощущения

Большое значение в жизни человека имеют слуховые ощущения, которые возникают как результат действия звуковых волн на кортиив орган - рецепторный аппарат слухового анализатора во внутреннем ухе человека. В висковой доле мозга размещена корковая центральная часть слухового анализатора. Человек может воспринимать звуки с частотой колебания от 16 до 20000 Гц. На основе слуховых ощущений человек овладевает языком, с помощью слуха контролирует свой и чужой язык. Изучая природу человеческого слуха, убеждаемся в том, что она является продуктом истории человечества. Как писал А. А. Ухтомский, мы можем признать, что слух является важнейшим из органов чувств человека. Именно он помогает человеку стать тем, кем она является. На слух человека приходится чрезвычайное и ответственное практическое задание, которое простирается далеко за пределы физиологии: задача служить опорой и посредником в великом деле организации речи и собеседования.

В случае потери слуха, зрения остальные виды ощущений приобретают для человека особенно важное значение. Слепоглуха А. И. Скороходова, выступая на XVIII Международном конгрессе психологов в 1966 p., отмечала по этому поводу:

"Человек, лишенный слуха и зрения, может посматривать" руками скульптуру, получая от этого большое удовольствие. Мы, слепоглухие, чувствуем запах земли, травы, цветов, запахи моря или реки, если они неподалеку. Бывая в саду, мы можем прикасаться руками кустов, невысоких деревьев и чувствовать трепетание листьев под дуновением ветерка. Мне лично приносит удовольствие держать руки на музыкальном инструменте во время чьей-то игры, прикладывать пальцы к шее кошки, когда она мурлычет. Если я нахожусь в комнате во время сильной грозы (о ней сообщают люди, которые слышат), я прикладываю руки к оконному стеклу и чувствую вибрацию при особо сильных ударах грома. Слушать в такой способ грозу я очень люблю. Во время купания в море я люблю чувствовать волны. Во всех этих ощущениях также можно находить красоту и поэзию".

Тактильные (прикосновение, давление). Играют немалую роль в восприятии величины, формы предметов.

Температурные (холод, тепло):

1) возникают в результате контакта с предметами, имеющими температуру выше или ниже температуры тела;

2) обусловливаются органическими процессами и психическими состояниями.

Болевые. Среди ощущений особое место занимает боль - субъективно тягостное, порой нестерпимое ощущение, возникающее в результате действия очень сильных и разрушительных раздражителей. Наблюдения свидетельствуют о том, что болевые ощущения обобщаются и перерабатываются второй сигнальной системой, вследствие чего жалобы больного является для врача одним из показателей патологического процесса, его характера и места поражения. При одновременных и последовательных болевых раздражениях возникает взаимодействие болевых ощущений. Проявляется это как в угнетении слабого боли сильным (слабая боль в руке усиливает зубную боль), так и в маскировке одного боль болью другого характера. В отношении к боли имеют значение общественно-нравственная установка личности, сознательный и организованный характер ее поведения. Ощущение боли возникает при раздражении чувствительных нервных окончаний, расположенных в коже. Болевые ощущения сигнализируют о наличии ушкоджуючого фактора, о необходимости устранить его или уменьшить его влияние.

Рис. 6.5. в

Обонятельные ощущения возникают при раздражении специфических рецепторных клеток, расположенных в слизистой оболочке верхнего и отчасти среднего носовых ходов. Раздражителями рецепторных клеток являются молекулы пахучих веществ попадают в обонятельную область или через нос (во время вдыхания их), или через носоглотку в момент глотания пищи. В последнем случае обонятельное ощущение сочетается со вкусовым, которое возникает в результате воздействия на вкусовые рецепторы химических веществ. Вкусовые рецепторы находятся на поверхности языка, задней поверхности глотки, неба и в надгортаннику. Соответственно им классифицируют ощущения сладкого, кислого, соленого, горького.

Обоняние и вкус тесно связаны между собой, и если совсем исключить обоняние, то человеку будет казаться, что разная пища имеет одинаковый вкус.

Снижение обоняния может наблюдаться при опухолях лобных долей мозга, расстройство обоняния - при черепно-мозговых травмах, независимо от их локализации.

Двигательные, или кенестетические, ощущения характеризуют положения и перемещения частей тела в пространстве, основываясь на сигналах, поступающих от проприорецепторов.

Двигательные ощущения в сочетании с кожными, которые имеют место при ощупывании предметов руками, дают ощупь; через него человек познает размеры, твердость, шероховатость, форму и другие свойства предметов. Кора головного мозга осуществляет высший анализ и синтез сигналов, идущих от мышц, сухожилий, внутренних органов.

Трудовая производственная деятельность людей обусловливает наличие специфических человеческих особенностей в ощущении положения тела в пространстве, его передвижения, в мышечно-суставных движениях рук в процессе трудовых действий, внятной речи. Артикуляционные движения сопровождают и усиливают дифференцированные движения руки, что пишет; языковые движения в акте чтения включают и мышечные ощущения от движения глаз.

Языковые кинестезии-ощущение положения и перемещения органов, участвующих в языкотворчестве, является, по словам И. П. Павлову, базальным компонентом второй сигнальной системы.

Статические ощущения (равновесия, стояние, лежание). Рецептором является вестибулярный аппарат, который передает раздражители в вискову часть коры больших полушарий, сигнализирует о положении тела человека в пространстве. Это имеет особое значение для пилотов, космонавтов, пловцов, гимнастов.

Интероцептивные (органические) ощущения возникают при проведении и переработке в центральной нервной системе информации, которая появляется в результате возбуждения специализированных нервных окончаний для восприятия сигналов о ходе обменных процессов во внутренней среде организма. К таким ощущениям относятся ощущения голода, жажды, тошноты, боли и тому подобное.

Существуют определенные закономерности, характеризующие ощущения:

1) абсолютная чувствительность органов чувств, то есть способность человека ощущать незначительные величины раздражения;

2) порог ощущения - уровень интенсивности раздражителя, который способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним порогом.

Верхний порог чувствительности - максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает адекватное ощущение. Если увеличить его силу, возникнет неадекватное ощущение, например, болезненное.

Способность чувствовать наименьшую разницу в интенсивности двух действующих раздражителей называется порогом различения.

Ощущение разницы в яркости света составляет 1/100 исходной величины; ощущение разницы в весе двух показателей равна 1/30 веса исходного предмета; для звуковой чувствительности - 1/10.

3) адаптация - изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю;

4) сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений.

Если одновременно с каким-либо раздражителем действует и другой сильный раздражитель, чувствительность наших органов чувств значительно снижается, потому что новый раздражитель своей силой уменьшает интенсивность предварительного. Например, известно: когда ребенок плачет, то успокоить ее можно, если отвлечь его внимание при помощи более сильного раздражителя. При ярком свете звук ощущается громче. И наоборот, под действием более слабого раздражителя наша чувствительность или восприимчивость повышается. Например, некоторые люди во время работы включают радио; когда учат читать людей с плохим зрением, используют негромкое тиканье часов; с аутистическими больными или больными шизофренией в состоянии кататонии разговаривают тихо, чтобы получить ответ, хоть здесь присоединяются и другие факторы.

Прямые простые раздражители, действующие на органы чувств, имеют значение в диагностике заболеваний (например, запах ацетона изо рта больного может свидетельствовать о диабетическую кому);

5) одновременное ощущение (синестезия) заключается в том, что любой раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое изображение. Цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. М. Скрябина, Н. К. Чюрлениса;

6) компенсация - повышение деятельности одних анализаторов при потере или отсутствия других;

7) контраст - противоположность ощущений;

8) последействие - с прекращением действия раздражителя ощущение не исчезает сразу, а определенный промежуток времени сохраняется.

И. М. Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" писал о том, что одним из необходимых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг от органов чувств. Это потом подтвердилось клинически: если человек не получает необходимого количества раздражителей в связи с патологией органов чувств, то оно засыпает или погружается в забытье и ничего из того, что происходит с ней в этот промежуток времени, не помнит.

Влияние ограничения количества раздражителей (сенсорная изоляция) на психическое состояние человека изучалось экспериментально на животных и на людях.

Космонавты А. А. Леонов и В. В. Лебедев в книге "Психологические проблемы межпланетного полета" пишут, что в космическом полете им не хватало зеленых растений, привычных человеку звуков и явлений. Нс чувствовали космонавты ни ветра, ни дождя, ни снега. За земными привычными звуками, явлениями и ароматами они сильно скучали. Иногда все это земное слышали и видели во сне. В условиях сенсорной изоляции у человека могут возникать необычные психические состояния, которые первоначально имеют функциональный, обратимый характер. Следует отметить, что они возникают нс у каждого человека. При условии значительного увеличения срока изоляции эти функциональные изменения переходят в патологические - возникают нервно-психические заболевания (неврозы и психозы).

Реферат на тему:

«ОЩУЩЕНИЯ»



ВВЕДЕНИЕ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ТЕОРИИ ОЩУЩЕНИЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАЗВИТИЕ

НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств).

Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.

С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

Функции

Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) - построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ


Ощущение - результат нервных процессов, происходящих в специальных нервных устройствах - анализаторах. Этот процесс не что иное, как рефлекс (см. рис. 11).

Анализатор - сложный комплекс анатомических структур. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

Рефлекс (лат. reflexus - отражение) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающее раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Рецепторы (от лат. recipere - получать, принимать) - специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему.



ТЕОРИИ ОЩУЩЕНИЙ


Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория при знана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.


КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ


По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингто-ном (1906). На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и эк-стероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.

Модальность (модальный - относящийся к местоположению) -качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительным, слуховым, тактильным и др.

Ощущения зрительные - ощущения, стимулом для которых являются электромагнитные излучения с длиной волны примерно от 380 до 780 миллиардных долей метра, а рецепторами - светочувствительные клетки сетчатки глаза.

Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной длины из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, серый). Цветовой тон содержит около 150 переходов, зависящих от длины действующей на глаз световой волны. Рецептор зрения - специальные клетки сетчатки: «палочки» и «колбочки». «Палочки» характеризуются высокой чувствительностью к слабой интенсивности света и являются аппаратом ночного (сумеречного) зрения, а «колбочки» обладают более низкой чувствительностью и представляют собой аппарат дневного зрения.

Ахроматические цвета - белый, черный, серый. Ахроматическое зрение использует «палочки».

Хроматические цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. При хроматическом зрении действуют «колбочки».

Ощущения слуховые- ощущения, стимулом для которых являются звуковые волны различной амплитуды и частоты. Звуковые волны - это продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источником звука. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.п.).

Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы - в результате нерегулярных колебаний.

Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Звуки бывают простыми или сложными, состоящими из нескольких тонов. Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой - сопутствующим (обертоном), определяющим своеобразие (тембр) звука.

Тембр - специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками.

Ощущения вестибулярные- основаны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений - обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения. За счет существования рефлекторного механизма, который компенсирует каждое движе ние головы противоположным по направлению движением глаз, перед нами предстает довольно стабильная картина мира (не прыгает, не дрожит).

Вестибулярный аппарат- анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменение направления движения.

Ощущения осязательные (или кожные) - включают в себя три различных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и болевые.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных нервных образований - телец Майснера, расположенных на ее поверхности, лишенных волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.

Ощущения тактильные - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта. Это ощущение прикосновения и давления. Иногда выделяют ощущение щекотки.

Ощущения температурные - ощущения тепла или холода. На поверхности кожи Холодовых клеток больше (8-23 на 1 кв. см), чем тепловых (0-3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности (на 0,17 мм), чем тепловые (на 0,3 мм). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.

Ощущения болевые - одни ученые полагают, что существуют специализированные болевые рецепторы, находящиеся на всей поверхности кожи. Их количество велико (примерно 100 на 1кв. см), и располагаются они на глубине 0,1 мм от поверхности кожи. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора. Болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности.

Ощущения обонятельные- вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения вызываются действием химических веществ на рецепторные клетки полости носа и носоглотки. Система классификации запахов, известная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях.



Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.). Обоняние - одно из самых древних, простых, но жизненно важных ощущений. Оно обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действует на подсознание.

Ощущения вкусовые - отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Система классификации вкусов представлена «Тетраэдром Хеннинга» (рис. 13), в которой четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький). Они располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основных вкусовых ощущений.



Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому -его края, к горькому - область корня языка, к соленому - края языка и середина.

Ощущения интероцептивные - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Их часто называют органическими.

Суб - составная часть слова, означающая «под», внизу, нижний, младший, в малом количестве.

Гомеостаз (греч. homoios - подобный, сходный, statis - стояние, неподвижность) - подвижное, но устойчивое равновесие какой-либо системы (биологической, психической). Система противодействует внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие. Понятие введено американским физиологом У.Б. Кэннонем. Например, понижение температуры (фактор, нарушающий равновесие системы) инициирует ряд процессов, таких как дрожь и пр., которые вызывают и сохраняют высокую температуру до тех пор, пока не будет достигнута нормальная температура, то есть равновесие (гомеостаз).

Ощущения проприоцептивные («глубокая чувствительность») - ощущения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Ощущения кинестетические (греч. kinema - движение, aisthesis -ощущение, чувство) - отражение положения и перемещения в пространстве тела или его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов окружающей обстановки. Осуществляется через импульсы, поступающие от проприоцепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Играет важную роль в сохранении телом равновесия в различных положениях.

Ощущения экстероцептивные - по классификации Ч. Шеррингто-на- это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения. Сюда всходят все 5 модальностей ощущений.

Ощущения интермодальные (промежуточные) - ощущения, занимающие промежуточное место между модальностями. Например, вибрационная занимает среднее место между осязанием и зрением. К интермодальным ощущениям относят также ощущения сверхсильных запахов и вкусов, сверхсильных звуков и света. Все эти воздействия вызывают смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными и болевыми ощущениями.

Ощущения вибрационные- чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется.

Ощущения неспецифические - к ним относят, например, фоточувствительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. Сюда относят и мало изученное «чувство расстояния», позволяющее слепым определять на расстоянии возникающую преграду. Предполагают, что «чувство расстояния» связано либо с ощущением тепловых волн кожей лица, либо с отражением звуковых волн от преграды (по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще мало изучены.

Фоточувствительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев (описано А.Н. Леонтьевым и др.).

Ощущения протопатические (греч. protos - первый, первичный, pathos - болезнь, страдание) - филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется относительно кожной чувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.).

Ощущения эпикритические (греч. Epikrisis - суждение, решение) -филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека.


СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ


Чувствительность и ее измерение

Интенсивность ощущений у разных людей разная. Для измерения интенсивности ощущений в науке введены понятия: абсолютная чувствительность, нижний и верхний порог абсолютной чувствительности пороги чувствительности, относительная чувствительность и порог относительной чувствительности. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом существует обратно пропорциональная зависимость:



и аналогичная - для относительной чувствительности.

Далеко не любое различие между раздражителями ощущается. Его величина должна находиться в определенном отношении к первоначальной, исходной силе раздражителя. Отношение прироста силы раздражителя к первоначальной силе постоянны для каждой модальности ощущения (закон Вебера), а наименьшая величина этого отношения представляет порог различения:



Разные органы чувств имеют и разные пороги как абсолютные, так и относительные. Их величины подсчитаны и сведены в специальные таблицы.

Существует и общая зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя, которая выражается в основном психофизиологическом законе Вебера - Фехнера.

Этот закон гласит:

Интенсивность ощущения (S ) пропорциональна логарифму силы раздражителя (I) и выражается формулой: S = k / n I + С, где к - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя, а С - постоянная интегрирования. Отсюда следует, что интенсивность ощущения растет гораздо медленнее, чем сила раздражителя.


Этот закон справедлив лишь в зоне комфорта. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. В образной форме они представлены в таблице 2.


Таблица 2

Средние значения абсолютных порогов ощущений для разных органов чувств человека

Органы чувств

Величина абсолютного порога ощущения, представленная в виде условий, при которых возникает едва заметное ощущение данной модальности

Зрение Способность ощущать свет одной горящей свечи в полной темноте на расстоянии 48 км от глаза
Слух Различение тиканья ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение присутствия одной ложки сахара в 8 л воды.
Запах Ощущение наличия одной капли духов в помещении из 6 комнат
Осязание Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см

Чувствительность - способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Чувствительность абсолютная (Е) - способность ощущать едва заметные, слабые раздражения.

(нижний) (РА) - минимальная величина раздражителя любой модальности, при котором впервые возникает ощущение.

Чувствительности абсолютный порог (верхний) - это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей модальности или вообще не воспринимается.

Чувствительность относительная (разностная, дифференциальная) - это способность ощущать слабые различия между раздражителями одной модальности.

Чувствительности относительный порог (разностный или дифференциальный) - это минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Вебера - Фехнера закон - закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (интенсивности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = k In + С, где S - интенсивность ощущения, к - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя, С - постоянная интегрирования). Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

Изменение чувствительности

Чувствительность может изменяться в зависимости от разных условий: характера деятельности, возраста, функционального состояния, от особенностей рецептора, силы и длительности раздражителя. Можно выделить две формы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация. Адаптация заключается в изменении чувствительности при слабых раздражителях, например при переходе из светлого помещения в темное световая чувствительность увеличивается и уменьшается при обратном переходе. Хуже человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. Все виды ощущений взаимосвязаны, поэтому ощущения зависят еще и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие анализаторы. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств и есть сенсибилизация.

Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к внешним условиям.

Адаптация (сенсорная) - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильной освещенности его чувствительность снижается. Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при действии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Например, увеличение остроты зрения под влиянием слабых слуховых или обонятельных раздражителей. Известны значительные повышения чувствительности за счет характера деятельности (скрипачи обладают высокой чувствительностью к звукам, текстильщики научаются различать более 60 оттенков черного цвета и т.д.).

Взаимодействие ощущений

Синестезия (греч. syn - с, совместно, aesthesis - чувство, ощущение. - соощущения) - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для других анализаторов. Качество ощущений одного вида переносится на другой. Встречаются в норме («цветовой слух») у многих людей, и особенно у музыкантов (например, у Скрябина), например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные звуки воспринимаются как хрупкие и острые, синий цвет воспринимается как холодный, в то время как красный - как теплый. В психической патологии, например, встречаются синестетические функциональные и рефлекторные галлюцинации.

Контраста явление - изменение интенсивности и качества ощущения под влиянием предшествующего и сопутствующего раздражителя, например, после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим или одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом - темнее.

Продолжительность ощущений

Ощущения имеют способность сохранять интенсивность во времени. Они возникают не сразу, а спустя некоторое время - латентный период (скрытый, невидимый). Эти периоды различны для разных анализаторов, например для тактильных ощущений - 130 м/сек, а для боли - 50 м/сек. Но ощущения и не исчезают сразу после раздражения. Существует инерция - некоторое время образ сохраняется, его называют последовательным. Если долго смотреть на солнце, а потом перевести взгляд на белую стену, то на ней будет виден диск солнца в полном соответствии с исходным (по цветности и светлоте) - положительный образ или измененный (отрицательный).

Латентный период (от лат. latens - скрытый, тайный) - время между началом действия стимула и возникновения видимой реакции на этот стимул.

Последовательный образ - ощущения не исчезают сразу после прекращения действия раздражителя. От раздражителя остается след -последовательный образ.

Пространственная локализация

Благодаря бинокулярности зрения, слуха мы видим и слышим образы ощущений в определенном месте пространства. Локализация тактильных ощущений вырабатывается в опыте благодаря совместной деятельности зрения и мышечного чувства. Ощущения прикосновения, давления и боли различны на разных участках тела. Ощущение вкуса локализуется на разных участках языка: сладкое - кончик языка, кислое - края языка, горькое - основание языка, соленое - края и середина языка. Обоняние - более чувствительна левая сторона носа.

Пространственная локализация раздражителя (для слуха) - точка пространства, из которой исходит звук. Основную роль при локализации звука играет то, что: а) ухо, которое находится ближе к источнику звука, испытывает воздействие стимула несколько раньше, чем другое ухо; б) голова создает «барьер», который частично блокирует звук так, что ближнее к источнику ухо получает более интенсивный стимул; в) два уха воспринимают различные фазы звуковых волн.

Термин «локализация» употребляется относительно слуха (определение расположения источника звука в среде), зрения (определение положения стимула в области зрения), осязательных ощущений (определение места стимуляции на коже).

Ощущения человека и животных

Согласно представлениям, разработанным в советской психологии, ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания ощущений как процесса развития всей всемирной истории (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств, таких как системы фонем родного языка, шкала музыкальных звуков или основных тонов светового спектра.

Биотические - важные для жизни, жизнеспособные.

Абиотические - несовместимые с жизнью, нежизнеспособные.


РАЗВИТИЕ


Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4-5 лет).

Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук - в первые недели жизни, на направление -через два-три месяца, а на пение и музыку - на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.

Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.

В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).


НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ


Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качественные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствительность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных, неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в разной болевой чувствительности и выносливости к боли.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.).


МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ


Экспериментальные

Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими.

Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец. Сначала возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1-2 секунды оно становится более интенсивным. Разделить это «двойное ощущение» впервые удалось Г. Хеду в 1903 году. Ему в экспериментальных целях был пересечен чувствительный нерв. Тогда уже было известно, что нервы способны восстанавливаться. Сразу после перерезки на экспериментальном участке пропали все виды чувствительности, которые восстанавливались с неодинаковой скоростью. Через 8-10 недель появились первые признаки восстановления, через 5 месяцев восстановилась болевая чувствительность, но очень своеобразная. Легкий укол, даже прикосновение ассистента вызывали мучительное, почти непереносимое чувство боли. Исследуемый кричал, трясся всем телом, хватался за того, кто наносил раздражение. При этом, если у него были завязаны глаза, он не мог сказать, где возникает ощущение боли. И только спустя пять лет болевые ощущения полностью восстановились. Так возникло учение о протопатической и эпикритической чувствительности. Протопатическая чувствительность (от греч. protos - первый и pathos - страдание)

представляет собой самую древнюю примитивную недифференцированную чувствительность низкого уровня, а эпикпитическая (от греч. epikriticos - вынесение решения) - высокочувствительный и тонко дифференцированный вид чувствительности, возникший на более поздних стадиях филогенеза.

Диагностические

Диагностические методы изучения ощущений связаны в основном с измерением порогов чувствительности и предполагают наличие специальной аппаратуры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Гамезо M . B ., Герасимова B . C ., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.


    Ощущение - элементарный акт познавательного процесса, функция отражения отдельных качеств и свойств окружающей действительности. Фило- и онтогенетически ошущение является одной из наиболее ранних функций центральной нервной системы. Патология ощущения.

    Психопатология. Соматоформные психические расстройства и соматические заболевания. Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях. Гностические расстройства. Избирательность, объем, устойчивость, переключаемость внимания и его нарушение.

    Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления).

    Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии Онищука В.А.) Цель: Дать представление о понятии ощущении как первой ступени

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    Ощущения как основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле, отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений. Основные виды ощущений - обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Происхождение знаний из ощущений и рефлексии.

    Понятие и психологическая природа ощущений, их разновидности. Характерные свойства и физиологические механизмы развития ощущений. Характеристика видов ощущений: зрительный и слуховой анализаторы, музыкальные и речевые ощущения, обоняние и вкус.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ Контрольная работа По дисциплине Психология и педагогика ____________________________________________________________________

    Ощущение как простейший элемент чувственного познания и человеческого сознания. Разновидности ощущений, их значение в жизнедеятельности человека. Сущность чувствительности, ее пороги. Виды восприятия и их специфика. Отличия галлюцинаций от иллюзий.

    Понятие об ощущении и его физиологической основе. Виды и классификация ощущений: зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные и другие. Определение восприятия как психологического процесса, его свойства. Виды и способы мышления.

    Свойства дистантности, избирательности и предметности слуховых ощущений, их роль в жизни слепых. Определение порога слуховой чувствительности. Необходимость специальной тренировки слуховых ощущений. Зависимость слуховых ощущений от атмосферных условий.

    Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

    Основной психофизический закон. Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные раз­ницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они - ве­личины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений...

    Понятие, механизмы и физиологическая основа ощущений. Систематическая классификация ощущений: интероцептивные (боль), проприоцептивные (равновесия и движения), экстероцептивные (дистантные, контактные). Структурно-генетическая классификация ощущений.

    Тема: " " ПЛАН: Введение 1. Рецепторы. 2. Классификация ощущений. 3. Органические ощущения. 4. Статистические ощущения. 5. Кинестические ощущения.

    Понятие, сущность, классификация, виды и закономерности ощущений, их роль в жизни и деятельности человека. Морально-психологический климат трудового коллектива, особенности его формирования. Этические нормы и правила поведения в общественных местах.