Инновационные технологии по физкультуре. Инновационные технологические приемы в процессе преподавания физической культуры в школе. на уроке физической культуры

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

УДК 796.091.2

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ПУТЬ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

В.М.Наскалов1 НИ. Жернакова2

1)Полоцкий государственный университет,

г. Новополоцк, Республика Беларусь

2)Белгородский государственный университет

e-mail: [email protected]

Одним из способов внедрения инновационных технологий в физическое воспитание студентов вузов является создание студенческих оздоровительно-реабилитационных центров, которые призваны снижать влияние таких факторов, как гиподинамия и гипокинезия, действие стрессовых ситуаций. Разработанная и внедренная в оздоровительно-реабилитационном центре программа способствовала повышению оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями.

Ключевые слова: инновационные технологии, образование, студенты, оздоровительно-реабилитационный центр, программа, физические упражнения, оздоровительный эффект.

В настоящей статье мы представляем результаты внедрения системы здоровьес-бережения в разделе физического воспитания студентов в Полоцком государственном университете с учетом опыта реализации программы «Здоровьесбережение» в Белгородском государственном университете.

Эффективное осуществление комплексного подхода к физическому воспитанию студентов предусматривает использование современных педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается проект учебно-воспитательного процесса как модель этого процесса, как закономерности и принципы его организации, как система учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса .

Педагогические технологии позволяют свести к минимуму экспромты в преподавании и перевести его на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующей практической реализации.

Одним из современных методологических подходов, позволяющих переосмыслить современное состояние педагогической деятельности как образовательного пространства и наметить пути его модернизации в стране, является инновационная деятельность. Инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов человека, общества и государства. При этом критериями инновации должны быть научная новизна и ее практическое воплощение. В сфере физической культуре и спорте накоплен определенный багаж современных инновационных технологий, которые направлены на формирование нового подрастающего поколения, обладающего необходимым уровнем физической и спортивной культуры. Среди основных инновационных технологий выделим: спортивно ориентированное физическое воспитание; личностно ориентированное физическое воспитание; профессионально ориентированное физическое

воспитание; экологическое образование; олимпийское образование; спортивно-патриотическое воспитание; мониторинг состояния физического здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи; нетрадиционные методы оздоровительной физической культуры .

Указанные технологии не нашли еще в полной мере воплощения в практической педагогической деятельности, и от этого существенно сдерживается инновационный процесс при модернизации физкультурного образования в целом. Это указывает на тот факт, что инновационные технологии в оздоровительной физической культуре не имеют достаточного методологического обеспечения и, как следствие этого, слабое их практическое воплощение.

Технология в физическом воспитании - это взаимосвязанная упорядоченная совокупность оптимальных и эффективных средств, методов и приемов, направленных на обеспечение планируемого спортивного результата или показателя физической подготовленности при метрологическом врачебно-педагогическом контроле .

Технологии в спортивной педагогике и дидактике составляют часть интеллектуального вектора физической культуры и физкультурных знаний, которые опираются на фундаментальные науки. Согласно классификации знаний в области физической культуры на четырех уровнях, предложенной В.К. Бальсевичем, технологии являются аспектами второго и третьего уровня, т.е. включают в себя социальные и биологические детерминанты процессов освоения физкультурных ценностей и частные научные дисциплины (их технологические продолжения), определяющие конкретные пути и средства реализации достижений науки в практике физкультурных интересов человека. Современные технологии в физическом воспитании направлены на поиски оптимумов физической активности человека .

Технологии преподавания физической культуры должны обеспечивать системный подход к подготовке специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, соответствующих современному уровню развития знаний, реальным образовательным задачам обучающихся, развивающимся потребностям общества. Специфику высокой степени готовности к социально-профессиональной деятельности инновационными технология. Эта деятельность в системе многоуровневого физического воспитания и физкультурного образования предусматривает разработку различных научно обоснованных оздоровительных и образовательных программ. Предложенные программы должны способствовать увеличению двигательной активности студентов в недельном цикле, повышению валеоло-гической грамотности и снижению отрицательного влияния как факторов учебной аудиторной деятельности, так и окружающей внешней среды.

Актуальной проблемой теории и практики оздоровительной физической культуры является разработка методологических основ для выполнения Государственной программы по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002-2006 гг., а также требований Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Для этого необходимо создавать такие технологические модели оздоровительной физической культуры, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение личности к своему здоровью. В этой связи создание педагогических технологий, учитывающих все формы организационно-педагогической деятельности (учебную и внеучебную), условия, обеспечивающие включение студенческой молодежи в ЗОЖ, имеет особо важное значение. А моделирование и внедрение в практику научно-образовательных и консультативно-оздоровительных центров по ЗОЖ представляется на сегодня актуальной и социально необходимой проблемой.

Попытки реформировать физкультурно-оздоровительную работу старыми организационными формами в Беларуси на современном этапе не дают желаемых результатов. Например, с целью решения проблемы формирования здорово образа жизни среди населения в поликлиниках городов созданы специальные кабинеты. Содержание деятельности этих кабинетов заключается в формировании у населения позитивного отношения к своему здоровью и системы взглядов, направленных на выбор

стиля здорового образа жизни. Однако, в работе кабинетов используются устаревшие методики информационного и медицинского обеспечения, которые пока не дают реальных практических результатов. Не уделяется внимания вопросам оптимальной двигательной активности как одного из компонентов ведения ЗОЖ. Анализ их деятельности показал, что они еще пока не стали центрами по формированию здорового образа жизни среди населения. В среднем ежедневно посещает кабинеты всего около 20 человек.

Одним из условий здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим. Поэтому, учитывая постоянное увеличение заболеваемости населения планеты, по рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) разрабатываются национальные программы оздоровления типа "Здоровье для всех" во многих странах мира. В Центральной и Северной Европе развернуто "тримерское движение", пропагандирующее здоровый образ жизни, а в Австралии культивируется программа "Лайф" (жизнь). Эти программы имеют четко регламентированные ориентиры профилированного внедрения средств кондиционной тренировки, спортивных занятий и активно-двигательных рекреативных игр, квалифицированно разработанные для оздоровления методические установки, внедряемые для самостоятельного использования массовым контингентом населения. Их дополняет мощное информационное обеспечение . В России развивается "спартанское" движение, целью которого является использование гуманных игровых форм соревнований для организации активного, творческого отдыха, социальной реабилитации и т.д. Проведен ряд "спартиан-ских" игр (Москва, 1995г.) и 1-й открытый "спартианский" студенческий турнир (Москва, 1996г.). В некоторых городах подобные игры внедрены в систему воспитания, образования и организации досуга школьников и дошкольников . Делается многое для оздоровления населения и в Беларуси. Приняты Государственные программы развития ФКС: Программа оздоровления населения, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы; Государственная программа по формированию ЗОЖ среди населения Республики Беларусь на 2002-2006 годы; Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (1-1У ступень, возраст 7-21 год); Государственная программа развития Полоцкого региона как туристического центра на 2005-2015ГГ. В школах введен третий урок ФК и развернуто строительство новых современных спортивных сооружений во многих городах Беларуси.

Процесс реализация этих программ предусматривает, прежде всего, повышение педагогического профессионализма в сфере ФК, что невозможно без освоения преподавателями различных типов и видов образовательных технологий. К образовательным технологиям относятся: технологии проблемного, программированного, развивающего, активного, модульного и игрового обучения, информационные, управленческие, воспитательные и системномыследеятельностные технологии, технологии лич-ностно ориентированного обучения . Перечисленные технологии могут иметь место в процессе физического воспитания студентов, но для этого необходимо осуществлять повышение научно-педагогического образования преподавателей. Однако, научно-педагогическое образование немыслимо без процесса формирования информационной культуры специалиста физического воспитания.

В этой связи целесообразно говорить о выстраивании модели инновационного развития физического воспитания и физкультурного образования. Данная модель должна содержать этапы обучения. На первом этапе выстраиваются взаимосвязи предметных знаний и профессиональных технологий, формируется инновационное мышление. На втором этапе создаются новые знания и умения, изучаются инновационные технологии, влияющие на повышение качества обучения. На третьем этапе изучается научная и инновационная методология с последующим ее применением на практике .

Решение задач оздоровительной физической культуры возможно обеспечить в результате деятельности оздоровительно-реабилитационного центра (ОРЦ). В основе разработанной модели деятельности оздоровительно-реабилитационного центра находятся инновационные технологии, сущность которых составляют нетрадиционные

оздоровительно-реабилитационные технологии .

Целью ОРЦ является совершенствование механизма реализации образовательных и оздоровительных программ, направленных на формирование культуры здорового образа жизни, формирование позитивного отношения к своему здоровью и проведение научных исследований в данном направлении.

Основными задачами деятельности центра являются:

1. Создание мониторинга состояния здоровья студентов.

2. Формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья.

3. Разработка современной системы оздоровления и ее научная апробация.

4. Обеспечение теоретическими, методическими и организационными основами ЗОЖ.

5. Внедрение современных инновационных технологий для организации оздоровительно-реабилитационных мероприятий и совершенствование оздоровительных систем.

6. Содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня физического развития, физической подготовленности, профессионально значимых физических качеств студентов.

7. Создание условий для эффективного использования средств физической культуры и спорта в условиях экологического «дискомфорта» в регионах со значительным загрязнением химическими веществами атмосферного воздуха.

8. Овладение инструкторскими умениями и навыками, основами научной деятельности, консультаций, пропагандистской работы.

Для реализации цели и поставленных перед студенческим оздоровительно-реабилитационным центром задач предусмотрена деятельность трех основных технологических блоков (см.рис.).

Целью информационно-управленческой деятельности оздоровительно-реабилитационным центром является организация физкультурно-оздоровительной работы со студентами во вне-учебное время с реализацией инновационных проектов. Деятельность ОРЦ позволяет решать два основных социальных вопроса. Первый связан с проблемой свободного времени студентов (отвлечение от пристрастия к вредным привычкам), а второй - со снижением влияния отрицательных факторов внешней среды и учебной деятельности. Для решения этих вопросов в оздоровительно-реабилитационном центре применяются средства физической реабилитации.

Непременным условием применения средств реабилитации в центре является обеспечение автоматизированного контроля и обработки компонентов этой деятельности для последующей конкретизации ее направленности и содержания.

Информационно-управленческие мероприятия в структуре центра включают:

1. Контроль за деятельностью органов или угнетенных под воздействием нагрузки их функций (контрольно-технологический компонент).

2. Формирование условий применения средств реакреации (педагогический компонент).

3. Создание приборов срочной информации с подключением к ПЭВМ (информационный компонент).

4. Разработка программного обеспечения для компьютерного контроля (научный компонент).

5. Разработка программ для занятий различными видами и формами реабилитаций (образовательный компонент).

Особенностью условий деятельности этого блока заключается в создании «искусственной окружающей среды». Работы ряда авторов позволили прийти к выводу о целесообразности организации такого искусственного внешнего окружения, биотехнические средства которого могут способствовать не только процессу реабилитации, но и создавать условия для более эффективного использования средств ФКС. Использование нетрадиционных методик и реализующие их средства, которые способствовали бы ускоренному вое-

становлению утраченных или ослабленных физиологических функций организма в результате воздействия вредных веществ .

Суть методики «искусственно созданной окружающей среды» заключается в том, чтобы создать нормативные условия для занятий физическими упражнениями и оздоровительной тренировкой в экологически неблагоприятной среде. Поскольку во многих городах и населенных пунктах, расположенных вблизи промышленных предприятий, из-за выбросов отходов производства создается повышенное загрязнение воздушного бассейна, существует реальная угроза здоровью человека. Но главное заключается в том, что занятия физическими упражнениями вблизи источников загрязнения не приносят необходимого оздоровительного эффекта. Некоторые авторы предлагают для территорий, степень загрязнения атмосферного воздуха которых на уровне 2-3 и более ПДК, навесы над игровыми и спортивными площадками. Однако эти мероприятия имеют низкий коэффициент полезности при сильных передвижениях воздушных масс и более высокий при выпадении осадков .

Для территорий с превышением ПДК в 4-5 и более раз наиболее эффективны крытые сооружения с искусственной экологической средой, созданной с помощью адаптированных для спортивных сооружений воздухоочистителей.

Для территорий с комплексным загрязнением, когда на радиационном фоне имеется повышенный уровень химического загрязнения атмосферного воздуха, наиболее эффективно применять фотокаталитические фильтры. В отличие от накапливающих различные загрязнения адсорберов они расщепляют органику, запахи и вредные химические соединения до безвредных веществ. Благодаря этому очиститель с фотокаталитическим фильтром никогда не станет источником загрязнения, каким может стать адсорбционный очиститель, если вовремя не заменить отработанный фильтр. Принцип действия фотокаталитического фильтра основан на свойстве ультрафиолетового излучения расщеплять сложные вещества в присутствии катализатора.

Созданные при помощи воздухоочителя искусственные условия комфортности воздушной среды позволяют, как показали наши исследования, проводить занятия ФУ с большим оздоровительным эффектом по сравнению с обычными условиями.

Как гигиеническо-естественные процедуры наибольшее распространение и эффективность получили в ОРЦ занятия с использованием гидравлического массажа и биомеханической стимуляции.

Для гидромассажа нами разработана и изготовлена установка, в которую входят бассейн и система подачи воды по трем трубопроводным направлениям: снизу, сбоку и сверху. Количество мест в системе зависит от мощности установки и может быть до 2530 человек.

В разработанной нами программе ОРЦ детоксикация является важным звеном оздоровления. С этой целью нами была опробирована методика гидромассажа, который проводился по специально разработанному комплексу.

Рекомендуемая в программе дозировка экспериментально проверялась и корректировалась в соответствии с особенностями состояния организма каждого студента. Гидромассаж нами применялся после окончания основной части занятия в специальных медицинских группах и группах спортивного совершенствования. В опытных группах, как один из показателей состояния физического здоровья, определялось соотношение жирового и компонентного состава. Выявлено, что систематическое, два раза в неделю в течении учебного года, применение гидромассажа способствовало уменьшению жировой складки у студенток эксперементальной группы на 3,58%, в то время как в контрольной группе этот показатель снизился на 0,2%. Причем это снижение произошло за счет снижения общего среднего веса занимающихся по оздоровительной программе в контрольной группе студенток (табл. 1).

Таблица 1

Динамика величин активной массы тела (AMT) и жировой массы тела (ЖМТ) у студенток под воздействием занятий гидромассажем

Время исследования Экспериментальная группа Контрольная группа

ЖМТ(%) AMT (кг) ЖМТ (кг) ЖМТ (%) AMT (кг) ЖМТ (кг)

Осень 24,64 42,8 14,0 24,60 42,7 13,9

Весна 21,06 44,4 12,1 24,40 42,6 13,8

Разница 3,58 1,6 1,9 0,20 0,1 0,1

Одним из средств реабилитации в ОРЦ применялись физические упражнения на растягивание. Это объясняется тем, что мышечно-суставной аппарат можно рассматривать как мощную рефлексогенную зону, при раздражении которой рефлекторно изменяются вегетативные функции организма. При растягивании мышц и связок возникает раздражение проприорецепторов, обуславливающее так называемый рефлекс на растяжение.

Для выполнения упражнений на растягивание нами использовался механизированый массаж, относящейся к системе биомеханической стимуляции. В эту группу входят устройства, в которых движение исполнительного органа совершается под воздействием различных видов энергии. Применять их следует строго дозированно, в зависимости от состояния здоровья пациента и удельной мощности аппарата .

Практическое применение метода стимуляции биологической активности (СБА) нами сочеталось с традиционной силовой тренировкой и проводилось в виде отдельных занятий.

Для проведения исследования по выявлению наиболее эффективной методики применения и планирования СБА нами было отобрано две группы спортсменов-дзюдоистов и две группы девушек, занимающихся аэробикой - одна "КГ" и одна "ЭГ".

Для занятий дзюдоистов были отобраны и применялись:

Упражнения для развития осанки;

Комплексные упражнения для растягивания задней и внутренней поверхности бедра;

Упражнения для увеличения взрывной силы мышц ног;

Упражнения на вибромассажере, биостимуляторе, направленные на увеличение подвижности в коленных и тазобедренных суставах;

Упражнения для развития трехглавых мышц плеча, широчайших и больших грудных мышц;

Упражнения на стимуляцию прямых мышц живота непрямым способом;

Упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц ног.

Разработанный нами комплекс силовых упражнений проводился в течение

двенадцати занятий. Первая серия состояла из четырех тренировок, проводимых через день, после чего следовал 7-10-дневный перерыв. Затем выполнялась вторая серия из четырех стимуляций, также проводимых с интервалом через один день, и снова отдых 7-10 дней. Всего период тренировочного цикла составлял 4-5 недель, после чего следовал двухмесячный перерыв, в ходе которого метод СБА не применялся.

В результате выявлено, что за время эксперимента у борцов "ЭГ" после применения СБА увеличился прыжок вверх на з±1см (Р < 0,05), который измерялся по методике Абалакова. Становая сила увеличилась на 8±5кг (Р < 0,05), гибкость улучшилась на 6±2см (Р < 0,05). У студентов "КГ", которые выполняли комплекс силовых упражнений без биомеханической стимуляции наблюдалось некоторое улучшение силовых показателей, но они статистически недостоверны.

У девушек "ЭГ", занимающихся аэробикой, значительно улучшились показатели гибкости на 9см (Р < 0,05), становая сила увеличилась на 4кг (Р < 0,05).

Показатель прыгучести хотя и увеличился, но он статистически недостоверен.

На основании полученных данных можно утверждать, что применение СБА по предложенной методике способствует ускоренному развитию скоростно-силовой подготовленности и физического качества гибкости. Данная методика может применяться не только в группах спортивного совершенствования, но и при занятиях со студентами, имеющих недостаточную подготовленность в развитии этих качеств.

Упражнения гимнастической направленности в оздоровительной физической культуре, в основном, применялись в форме занятий ритмической и атлетической гимнастикой в тренажерном зале с очищенной воздушной средой. Никакие другие виды физических упражнений не обладают столь ярко выраженным свойством аналитического, избирательного воздействия на системы организма, мышечно-связочный аппарат, координационные возможности человека, как точно подобранные гимнастические упражнения, способные вовлечь в движение любую группу мышц, заставить их действовать бесконечно разнообразно. Различные комплексы составлены так, чтобы чередовались напряжение и расслабление, сокращение и растяжение. Работа выполнялась в режиме, дающем наибольший развивающий эффект без чрезмерной мобилизации функций. Нагрузки, приходящиеся при этом на системы организма, были разными, от минимальных пределов (при релаксации, стретченге и т.д.) и до субмаксимальной или максимальной мощности с включением всех функций, как в аэробном, так и в анаэробном режимах работы. При этом составленные комплексы упражнений отвечали и самым высоким требованиям эмоциональной направленности и эстетичности движений.

По своему смысловому содержанию существуют различные виды ритмической гимнастики с преимущественным развитием аэробных возможностей организма. В «ЭГ» нами использовалась спортивная аэробика с применением силовых упражнений, в том числе с отягощениями, амортизаторами, гантелями, резиновым бинтом и др. На занятиях по экспериментальной программе нагрузка носила, в основном, аэробный характер (ЧСС 130-150 уд/мин.). В этом случае с улучшением функций опорно-двигательного аппарата параллельно повышался уровень общей выносливости.

После завершения занятий аэробикой использовались упражнения атлетической гимнастики в виде ю-минутного комплекса силовых упражнений. Это способствовало повышению уровня силовой подготовленности и координации движений.

Использование упражнений аэробики способствовало повышению интереса к занятиям по физическому воспитанию. Кроме этого комплексы по аэробике были включены в программу зачетных требований, которая состояла из 12 упражнений. Причем комплекс составляли сами студентки. Это способствовало повышению интереса студенток к участию в процессе физического воспитания и развитию интеллектуальных качеств. У студенток повысилась посещаемость на обязательных занятиях по физическому воспитанию, и большее количество девушек стало заниматься в секциях аэробики.

Загазованная окружающая среда в какой-то мере способствует возникновению гипоксии. Чтобы обеспечить успешную двигательную деятельность и поддерживать высокую работоспособность в данных условиях, необходима специальная гипоксиче-ская подготовка. Основными, из известных средств такой подготовки, являются эпизодически повторяющиеся сеансы искусственно вызываемой гипоксии. К настоящему времени разработано и предложено для использования на практике несколько разновидностей технических устройств, позволяющих создавать искусственную гипоксиче-скую среду. Однако, это возможно даже при простой задержке дыхания, выполнении упражнений с задержкой дыхания на выдохе.

Поэтому основной методикой для достижения эффекта тренировки резервов дыхательной системы в нашем исследовании стали воздействия интервальных гипоксиче-ских упражнений. При установлении оптимальных режимов тренировки мы придерживались одного общего принципа: сила и время продолжительности воздействия должны ограничиваться той физиологической нормой, при которой еще возможны эффективная компенсация происходящих функциональных сдвигов и быстрое восстановление после прерывания сеанса занятий .

Для гипоксической тренировки применялись известные методики различных сочетаниях [у, с.20-23]. Исследование показало, что включенные в программу физической реабилитации средства гипоксической тренировки существенным образом влияют на состояние функций внешнего дыхания. Так, под воздействием дыхательной гимнастики, проводимой в течение всего одного семестра, у студентов наблюдалось увеличение ЖЕЛ на 11-12%, МВЛ - на 7-8%.

Следовательно, можно утверждать, гипоксическая тренировка благоприятным образом влияет на изменения функционального состояния организма, вызывая положительные сдвиги в деятельности дыхательной системы. Кроме этого ее воздействие способствует поддержанию уровня насыщения кислородом крови при снижении содержания его в загазованной окружающей воздушной среде.

Деятельность ОРЦ в целях повышения двигательной активности студентов способствовала увеличению количества занимающихся в организованных секциях, и достигнутый уровень поддерживается на протяжении последних пяти лет с начала работы. Дальнейший рост не происходит из-за ограниченной пропускной способности используемых спортивных сооружений. С начала деятельности центра число занимающихся возросло до 15% (табл.2). Следовательно, деятельность ОРЦ вызвала повышение интереса студентов к занятиям физическими упражнениями, а как следствие - увеличение двигательной активности как фактора, способствующего формированию мотиваций к ЗОЖ.

Таблица 2

Динамика изменения числа занимающихся в секциях оздоровительно-реабилитационного центра и группах спортивного совершенствования

Годы Число занимающихся

В секциях ОРЦ В группах спортивного совершенствования Всего заним-ся студентов % от общего числа студентов

1998 257 128 385 9,0

1999 438 112 550 15,0

2000 416 79 495 13,1

2001 421 94 515 13,8

2002 413 98 511 13,7

2003 418 105 513 13,9

Актуальным организационно-методологическим направлением совершенствования физического воспитания, позволяющим переосмыслить современное состояние педагогической деятельности как образовательного пространства и наметить пути его модернизации в результате комплексного подхода, является инновационная деятельность. Инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов человека, общества и государства.

Одним из способов внедрения новых инновационных технологий в физическое воспитание студентов вузов является создание студенческих оздоровительно-реабилитационных центров, которые призваны снижать влияние таких факторов, как гиподинамия и гипокинезия, действие стрессовых ситуаций, решать проблему организации занятий студентов по физическому воспитанию по интересам. Кроме того, при занятиях в оздоровительно-реабилитационных центрах создаются возможности для выведения из организма вредных веществ, которые в течение учебного дня попадают в организм студентов. Для этой цели в оздоровительно-реабилитационном центре создаются искусственные благоприятные условия для занятий дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений физической реабилитации. Эти и другие реабилитаци-

онные мероприятия способствуют повышению оздоровительной эффективности применяемых средств физической культуры.

Разработанная и внедренная в оздоровительно-реабилитационном центре программа способствовала повышению оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями, увеличению количества студентов, занимающихся в спортивных секциях.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи /В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 1. - С. 23.

2. Бальсевич В.К. Основные положения «Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России»/ В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 2.

3. Бундзен, П.В. Оздоровительный психофизический тренинг: принципы построения и практическая результативность / П.В Бундзен // Вестник спортивной медицины России. -1995. - № 3-4. - С. 23.

4. Булгакова Н.Ж. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры. -2001. - № 1. - С. 10.

5. Быков, Е.В. Человек и гипоксия: проблемы и перспективы / Е.В. Быков, O.A. Голодов., А.П. Исаев. - Челябинск: Юрид.гос.ун-т, 1999. - 124 с.

6. Виленский, М.Я. Основные сущности характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности/ М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 2-7.

7. Волков Н.И. Прерывистая гипоксия - новый метод тренировки, реабилитации и терапии / Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 7. - С. 20-23.

8. Воронов, Б.Л. Формирование сети физкультурно-спортивных сооружений с учетом атмосферной экологии / Б.Л. Воронов, Е.В. Кузьмичева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 10. - С. 51-54.

9. Грец, Г.Н. Применение нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры в целях достижения планируемых двигательных показателей и нормализации деятельности систем организма / Г.Н. Грец // Теория и практика физической культуры. -2000. - № 9. - С. 49.

10. Калакаускене, Л.М. Подходы к разработке и реализации двигательных программ в центре здоровья / Л.М. Калакаускене // Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 9 - 10. - С. 12.

11. Калинкин, Л.А. Экоспорт / Л.А. Калинкин // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - С. 51-55.

12. Назаров. Биомеханическая стимуляция: Явь и надежды. - Минск: Полымя, 1986. - 95 с.

13. Самойлина, В.Н. Окружающая среда, здоровье, спорт / В.Н. Самойлина, Э.Г. Галкин // Экология - здоровье - развитие: Матер, междунар. конф. / Калин, гос. ун-т. - Калининград, 2003. - С.177 - 181.

14. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.Н Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

15. Столяров, В.И. Динамика спортивного движения. / В.И. Столяров // Спорт для всех. - 2001. - № 1. - С. 31-32.

16. Тихомиров, И.И. Очерки по физиологии человека в экстремальных условиях / И.И. Тихомиров.- М.: Медицина, 1965. - 192с.

17. Astrand, L. Exposure to xylene and ethylbenzene. I. Uptake, distribution and elimination in man. Scand. J. Wok Environ / L.Astrand, J. Engstrom, P Ovrum //Health, 4: 1978. -

18. Levando V.A. reports of the Naional Scentific and Practical Conference "Physical culture and Healthy life Stile "/V.A. Levando, P.S. Suzdalnitsky. - Moscow, 1990, p.64-68.

THE INNOVATIONS IN THE PHYSICAL TRAINING AS WAY TO THE PROTECTION OF STUDENTS" HEALTH

V.M.Naskalov1 One of the means of new innovative technologies implementation into

physical education of university students is the development of students" health - improving and rehabilitation centres which are aimed at lowering of such factors influence as hypodynamia and hypokinesia, different stress situations impact. Worked out and implemented on the basis of the health-improving and rehabilitation centre programme has made for recreational effect obtained from exercises and the increase in the number of students keeping terms at sports sections.

Key words: innovative technologies, education, students, health-improving and rehabilitation centre, programme, physical exercises, health-improving effect.

1)Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

2)Belgorod State University

Муниципальная автономная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа № 31» г.Сыктывкара

Республика Коми

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

учитель физической культуры:

Малицкая З.Г.

Введение.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что бы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.

Объект исследования: инновации в деятельности педагога физической культуры.

Предмет исследования: инновационная деятельность учителя физкультуры.

Цель исследования: раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «инновационная деятельность» в образовании;

2) охарактеризовать инновационную деятельность физической культуры.

Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.

Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.

1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике.

Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.

Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:

    процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;

    акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;

    новая идея, метод или устройство;

    успешное использование новых идей;

    изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;

    творческая идея, которая была осуществлена;

    нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.

Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).

Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность..

1.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога.

Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:

    создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;

    формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;

    создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;

    формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;

    создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;

    создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;

    создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования;

    обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;

    создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования.

Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.

1.3. Развитие инновационной деятельности.

Одно из необходимых условий реализации принципа развития инновационной деятельности - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

    материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;

    моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;

    профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить главные и наметить пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т. д.).

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

Вывод к главе 1.

Инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.

В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и его производным.

Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:

Сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;

Проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;

Критическое отношение к педагогическим нормативам;

Рефлексию и построение системы смыслов;

Открытость среде и профессиональным новшествам;

Творчески преобразующее отношение к миру;

Стремление к самореализации.

Глава 2.

2.1. Инновации в системе оценки учащихся.

Сегодня в физической культуре предлагается в основном преподаватели предлагают введение нового принципа оценки деятельности учеников. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

    уровень знаний, умений и навыков;

    отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни.

2.2. Инновации на уроках физической культуры.

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 5 лет здоровьесберегающая программа «Учись быть здоровым». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

    Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.

    Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.

    Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.

Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.

Заключение.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

Проблема изучения педагогического опыта;

Проблема доведение до практики.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.

Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.

Список использованной литературы.

    Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.

    Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65

    Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.

    Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994

    Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. - 2005.

    Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

    Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.

    Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.

Доклад на тему:

«Инновационная деятельность преподавателя физической культуры »

Выполнила: Татош Наталья Александровна- учитель физической культуры ОШ № 4 г. Аксай Бурлинского района Западно –Казахстанской области

Введение

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что бы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.

Объект исследования: инновации в деятельности педагога физической культуры.

Предмет исследования: инновационная деятельность учителя физкультуры.

Цель исследования: раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «инновационная деятельность» в образовании;

2) охарактеризовать инновационную деятельность физической культуры.

Методы исследования . В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.

Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.

1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике.

Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.

Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:

    процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;

    акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;

    новая идея, метод или устройство;

    успешное использование новых идей;

    изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;

    творческая идея, которая была осуществлена;

    нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.

Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).

Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

1.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога.

Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:

    создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;

    формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;

    создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;

    формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;

    создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;

    создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;

    создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования;

    обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;

    создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования.

Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.

1.3. Развитие инновационной деятельности.

Одно из необходимых условий реализации принципа развития инновационной деятельности - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

    материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;

    моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;

    профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно- деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить главные и наметить пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т. д.).

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

Вывод главы

Инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.

В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и его производным.

Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:

Сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;

Проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;

Критическое отношение к педагогическим нормативам;

Рефлексию и построение системы смыслов;

Открытость среде и профессиональным новшествам;

Творчески преобразующее отношение к миру;

Стремление к самореализации.

Глава ІІ

2.1. Инновации в системе оценки учащихся.

Сегодня в физической культуре предлагается в основном преподаватели предлагают введение нового принципа оценки деятельности учеников. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:

    уровень знаний, умений и навыков;

    отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов.

Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни.

2.2. Инновации на уроках физической культуры.

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

    Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.

    Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.

    Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.

Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.

Заключение

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

Проблема изучения педагогического опыта;

Проблема доведение до практики.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.

Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.

Список используемой литературы

    Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.

    Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65

    Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.

    Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994

    Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. - 2005.

    Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

    Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.

    Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.

Физическая культура и спорт – неотъемлемая часть нынешней жизни. Для современных людей многие новые технологии в спорте становятся привычными. Часто не замечаешь, насколько жизнь и спортсменов, и обычных граждан, немыслима без спортивных инноваций.

Для многих описываемые технологии выражаются в телевидении, постоянно совершенствующем спортивные трансляции. Тем не менее это далеко не все, ведь идёт активное развитие инновационных компьютерных программ и систем. Они помогают организовывать тренировки с большей эффективностью, корректировать игры и даже оказывать необходимую психологическую разгрузку.

Инновационные технологии в физической культуре для подрастающего поколения

Для учащихся школ и иных учебных заведений важный раздел – занятия по физическому образованию. Сегодня инновации в физической культуре выражаются в использовании нетрадиционных упражнений и родов деятельности при обучении. К последним, например, относится йога.

Юлия Соловьева (Соколова)
Инновационные технологии в области «Физическая культура»

Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы определяют как одну из важнейших задач : охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей , создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно -оздоровительной работы в ОО - это и является актуализацией моего педагогического опыта.

Ключевым теоретическим положением, на основании которого базируется мой опыт работы в рамках обозначенной проблемы, является инновационные технологии обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в области физическая культура и создающие основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанников новых знаний, умений, компетенций, что требует применения таких технологий , как (ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ)

- технология проектной деятельности

- технология проблемного обучения (организация учебно-исследовательской деятельности)

- технология уровневой дифференциации

- технология обучения на основе учебных ситуаций

- технология сотрудничества

- технология развития критического мышления

- технология проблемно-диалогового обучения.

В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы : предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

ИСХОДЯ ИЗ АКТУАЛИЗАЦИИ БЫЛА ОПРЕДЕЛЕНА Цель моей работы : повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения детей , вовлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи :

Выявить способы привлечения воспитанников и их родителей в образовательный процесс с использованием инновационных технологий .

Изучить, обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий в области физическая культура .

Выявить роль и значение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий в образовательном процессе;

Формировать у детей и их родителей привычку к ЗОЖ под средством инновационных технологии .

Ведущая педагогическая идея опыта

заключается в том, что работа по физическому развитию детей с использованием вышеперечисленных инновационных технологий будет способствовать повышению вовлечения родителей в образовательный процесс,

здоровье детей будет сохраняться, и укрепляться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии использования инновационных технологий .

Моя работа строилась в несколько этапов :

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации .

На первоначальном этапе изучив источники и собрав нужную информацию, проанализировав свою практическую деятельность, я пришла к выводу, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

На втором этапе я стала применять новшества в своей педагогической практике. Стала применять в своей работе те технологии , которые, на мой взгляд, будут помогать мне в решении задач и добиться цели.

Остановлюсь более подробно на проектной технологией , одной из наиболее эффективных в наши дни.

Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен. Мне он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении проблемных задач.

Например : один из проектов реализованный с детьми и родителями «Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу» . Каждая группа отвечала за создание картотеки : художественное слово о мяче, подвижные игры, карты – схемы упражнении и др.

Дети совместно с родителями выполняли свои мини-проекты по сбору информации на разную тематику : - Спортивные игры с мячом;

Подвижные игры с мячом.

Как мы играем дома с мячом.

Проект «Мы за здоровый образ жизни»

Проект «Правила дорожного движения выполняй и здоровье сохраняй»

Проект посвященный ВОВ «Как давно это было» .

На заключительном этапе проектов мы проводим итоговую спортивную конференцию, где дети совместно с родителями защищают свои мини-проекты. Например, в конференции по ЗОЖ дети защищали такие проекты как :

- «Здоровое питание»

- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» .

Родители активно включаются в проектную деятельность, предлагают свою помощь, учувствуют во всех запланированных мероприятиях (походы в лес, на каток, экскурсии, конференции и др.)

Естественно технология проектирования тесно взаимодействует с проблемным обучением. Данная технология используется в моём опыте работы.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. На физкультурной деятельности ставлю вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Технология уровневой дифференциации я использую в работе с целью создания условий для личностного развития дошкольника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого обучающегося.

На каждом занятии физической культуры или разной деятельности применяются элементы технологии уровневой дифференциации :

По гендерному признаку - дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса; Например : ОРУ ленточки – для девочек, гантели – для мальчиков.

По здоровью и по уровню развития, обучающие распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия :

Личностно - ориентированный подход.

Данный подход, нацелен, прежде всего, на укрепление здоровья и развития двигательной активности детей. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями , возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.

Целью технологии сотрудничества является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач :

Формированием у детей способов работы в паре, в малой группе. (На физкультурных занятиях по картам-схемам (разработана картотека) дети выполняют упражнения в группах, ситуации «Научи друга» ). Я стараюсь быть партнером для ребенка.

Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки. (Работав по подгруппам дети анализируют себя и своих сверстников) .

В процессе реализации данной технологии вижу результат в том, что дети овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и мной; навыки контроля и взаимоконтроля деятельности; формируется умение отстаивать свои мнения; указывать на ошибки и исправлять их. Формируется база учебной деятельности, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную деятельность.

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ОО, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. Естественно в своей педагогической деятельности активно использую информационные компьютерные технологии .

Планирование в электронном виде :

Образовательного процесса по физической культуре ;

физкультурно-оздоровительных и физкультурно -массовых мероприятий;

Индивидуальной работы с детьми;

Мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.

Оформление :

Результатов физкультурно-массовой работы ДОУ ;

Методических материалов, способствующих образованию дошкольников в области физической культуры . Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.

Создание и пополнение своего портфолио;

Также используется ИКТ и в работе с родителями, помещая в родительские уголки и на сайт ОО различную информацию.

Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Ресурсы Интернет-сети, помогают в подборке современной детской музыке для физкультурных занятий и праздников. Движение под музыку развивает чувства ритма и творческое воображение.

Наличие персональной странички на МААМ. ru позволяет обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами из разных уголков страны, обсуждать проблемы, делится дидактическими пособиями и т. д.

Таким образом можно сделать вывод о том, что инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий .

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии , использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей, что помогает мне в моей педагогической практике.