Система и непрерывность экологического образования. Непрерывное экологическое образование Непрерывное экологическое образование

Исходя из многочисленных нормативных правовых актов, составляющих определенную подсистему российского административного законодательства (по мнению ряда специалистов, составляющую самостоятельную "образовательную" отрасль российского законодательства), под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде. Требуемая правом определенность и категоричность предполагает градацию этого процесса и классификацию его отдельных стадий и частей, увязку их с регулируемыми правом природоохранными действиями.

Экологическое образование включает экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования нравственного, гуманного и бережного отношения к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. По-видимому, как и во многих других случаях, правовые нормы, обеспечивающие надлежащее экологическое образование, представляют собой элемент формирования экологической культуры. Они, не покидая материка законодательства об образовании, становятся частью суперотрасли российского права – комплексного экологического права, нуждающегося в подпорках требований из других отраслей права, не вырывающего их оттуда, но использующих для решения проблемы охраны окружающей среды мирового масштаба.

Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование; среднее профессиональное и высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, подвергаемые как многосторонняя и распространенная образовательная деятельность соответствующему подробному правовому регулированию. Проблема заключается в том, является ли набор специфических экологических аспектов этой деятельности необходимым и достаточным для создания самостоятельных правовых требований, норм и содержащих их нормативных актов; при всей значимости этой темы нами не усматривается необходимого количества материала для них.

Немаловажное значение имеет семейное экологическое образование и воспитание, можно полагать, что при надлежащей его постановке и осуществлении оно может играть решающую роль в формировании экологической культуры. Праву принадлежит немного места в регулировании семейного экологического образования; его включение в общую систему экологического образования в большей степени зависит от нравственного климата и демографической обстановки в обществе, просвещения и экологического воспитания родителей, их взаимодействия со школой, с экологическими просветительскими организациями.

Главный акцент экологического образования должен быть сделан на общеобразовательной школе – обязательном социальном институте, через который проходит все население России, и не только дети, но и их родители, бабушки, дедушки. В ряде регионов работает узаконенная модель непрерывного экологического образования с I по 11 класс, в некоторых образовательных учреждениях экология излагается факультативно либо дополнительно. В семи субъектах РФ в школе введена экология в качестве обязательного регионального предмета. В школах Москвы изучается "Экология Москвы и устойчивое развитие", Татарстана – "Хартия Земли".

Отсутствие экологии в обязательном стандарте позволяет обеспечивать вариативность предмета, приспособление его к местным природным условиям, включение основ экологической культуры в биологию, географию, химию, основы безопасности жизнедеятельности. Экологическое образование в средней школе, не имея своего непосредственного базисного учебного предмета, обладает подвижностью и гибкостью, возможностью реагирования на изменения окружающей природной среды, носит междисциплинарный и комплексный характер, включает социальный и экономический компоненты.

В 11 субъектах РФ приняты законы об экологическом образовании, многочисленны региональные законы и нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти о целевых программах развития экологического образования. В соответствующих законах Ульяновской области, Республики Саха (Якутия), Республики Башкортостан вводится понятие "экологический образовательный минимум" как способ обеспечить государственные гарантии качества и содержания образования. В Законе Камчатской области от 15.10.2002 "Об экологическом образовании в Камчатской области" он определяется как обязательный минимум содержания основных образовательных программ по экологии, установленный в качестве компонентов государственных образовательных стандартов, включающий минимально необходимые для общества и человека знания об экосистемной организации окружающей среды и использовании ее ресурсов, взаимодействии природы, человека и общества, экологических проблемах, своевременности и устойчивом развитии сообщества людей на региональном, национальном и глобальном уровнях, опасности потери качества окружающей среды, пригодной для жизни человека, а также о природоохранном законодательстве.

Важны в этих законах не столько достаточно дискуссионные и не всегда полные определения понятий и терминов, отражающих закрепление в актах итогов научных споров, сколько установление новых правоотношений, включающих обязанности граждан по овладению экологическим минимумом, функции учреждений образования, государственных и муниципальных органов по его преподаванию .

Преподавание основ экологических знаний осуществляется, согласно ч. 1 ст. 72 ФЗ об охране окружающей среды, в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм. Всеобщность и комплексность экологического образования, постоянное изменение экологической ситуации и средств научно-технического прогресса предполагают непрерывность преподавания экологических знаний.

Это законодательное положение не подкрепляется, как это требуется теорией права об обязательном делении каждой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию, правовыми отрицательными последствиями в случаях его неисполнения либо поощрительными мерами при надлежащей реализации законодательных предписаний, не предусматривает соответствующего механизма контроля и лишения образовательного учреждения аккредитации, лицензии при отсутствии преподавания основ экологических знаний.

При обсуждении указанного федерального законопроекта нами предлагалось усилить эту норму более категорическими предписаниями, в чем согласия не было достигнуто ввиду отсутствия подобных санкций относительно ряда аналогичных норм в законодательстве об образовании РФ. В самом экологическом праве, развивающемся в продолжение полувека, "мягком" по определению, по назначению

(что является его как положительной, так и отрицательной стороной), зачастую не совмещаются требуемые части каждой нормы права.

Нормативно-правовую базу преподавания основ экологических знаний наряду с указанными выше документами составляют Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом РФ от 09.10.1992 № 3612-1) , Закон "О средствах массовой информации", ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" . Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения (утверждена Госкомэкологии и Рослесхозом в 1998 г.), Федеральная целевая программа "Экологическое образование и просвещение населения России в 1997–2010 годах".

Проблемы современного преподавания основ экологических знаний как элемента формирования экологической культуры по-разному проявляются в различных социально-возрастных группах людей, что не может не отражаться на разном правовом, пусть и недостаточном, регулировании этого преподавания. Выделение отдельных фокусных (целевых) групп населения предполагает использование различных организационных, экономических и правовых механизмов, обусловленных психофизическими особенностями, условиями жизни, объемом предыдущего опыта и знаний. Принято видеть и определять специфику преподавания основ экологических знаний для политиков и управленцев, местного населения охраняемых территорий, предпринимателей и студентов, педагогов и ученых.

Социально-экономическое противоречие между местным населением и ООПТ заключается в традиции и желании первого жить по-прежнему, во многом архаично и стремлением администрации, сотрудников вторых к ограничениям привычного природопользования и к организации экологического туризма. Здесь важны воспитание патриотизма и ответственности, реализация программ занятости и экономического развития, сохранение биоразнообразия и редких видов животных и растений, модернизация жизни.

Состоятельные люди недооценивают перспективность природоохранного направления своей благотворительности, а внебюджетное финансирование экологии представляется достаточно актуальным, но не осуществляемым. Здесь важны показы авторитетными артистами, политиками, деятелями культуры своего положительного опыта в этой области и пропаганда зарубежных примеров экологического альтруизма, целенаправленной эколого-художественной деятельности. Право здесь мало чем может помочь, но должно как регулятор (главный, но не единственный – мораль!) общественных отношений.

Молодежь, студенчество обладают задором, решительностью, поиском приложения своих сил, и в природоохранных целях этому служат добровольные студенческие дружины по охране природы, по борьбе с браконьерством, особенно в отношении новогодних елок, экологические экспедиции, помощь зоопаркам, краеведческим музеям и ботаническим садам, студенческие и школьные лесничества, клубы по экологическим интересам. Молодые неиспорченные люди, воспитанные российской школой, не подвергнутые правовому нигилизму и беззаконию социальной практикой, склонны больше доверять официальным установлениям, и поэтому стремятся выполнять правовые требования в указанных областях.

Низкая социальная активность педагогов, ученых, служащих могут преодолеваться путем их обучения методам ведения занятий, снабжения доходчивой, талантливой и понятной литературой, повышения экологопедагогической квалификации при дополнительном профессиональном образовании на курсах, семинарах, в творческих мастерских, взаимных визитах по обмену опытом. Свой путь формирования экологической культуры проходят социально незащищенные дети – учащиеся корреляционных школ, инвалиды, сироты, которые понимают, что могут "как все" и даже лучше вносить свой вклад в сбережение природы

Экологическое образование связано с национальными, мировоззренческими, религиозными традициями, отражающимися в массовых изданиях. В Республике Мордовия разработаны свои учебники по экологии, в Ханты-Мансийске ежегодно проводятся экологические месячники на базе учебных заведений, промышленных предприятий, в скверах, жилых кварталах, на площадях; при этом учитываются местные особенности, вливающиеся в общероссийскую экологическую и правовую культуру.

Со времени начала преобразования страны заполнение пустоты в воспитательной работе классных руководителей может быть осуществлено с помощью экологического образования. Список классных и внеклассных мероприятий может включать массу разнообразных природоохранных практических и агитационных акций, за которые учителям и их подопечным никогда не будет стыдно. Экологически ориентированное преподавание таких предметов, как философия, культурология, этика, социология, педагогика, этнография непосредственно влияет на мировоззрение молодого поколения.

Проблемами экологического образования и преподавания основ экологических знаний являются экологические стереотипы о бесконечной неисчерпаемости и постоянном самовосстановлении природных ресурсов ("на наш век хватит"), безразличие к состоянию природной среды и судьбе последующих поколений ("после нас – хоть потоп"), правовой нигилизм ("все так делают"), переоценка возможности человека влиять на происходящие в окружающей среде явления ("человек – царь природы"), вызванные непониманием глубины собственной некомпетентности.

Трудности экологического образования как необходимого элемента формирования экологической культуры и разработка путей их преодоления выходят за рамки непосредственно экологического права, но требуют дальнейшего осмысления с целью поиска правовых средств воздействия на активизацию этих необходимых для охраны окружающей среды процессов.

  • На пути к устойчивому развитию России. 2007. № 38; Яблоков, А. Россия: здоровье природы и людей. М.: Яблоко, 2007.
  • Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
  • Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Вербицкий

Под экологическим образованием (далее ЭО) можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием (далее НЭО) - обогащение его экологической культуры на протяжении всей жизни. Сущность НЭО можно понять через характеристику его основных целей: развитие экологического сознания и мышления; экологической культуры личности и общества; ответственного отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта природопользования и компетентного принятия решений (каждым на своем уровне), что будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социальноэкономическому развитию и экологической безопасности страны и мира.

Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций. Экологическое сознание - как адекватное отражение человеком этого опыта, включающее его нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое мышление - как процесс предвосхищения на понятийном уровне практической реализации экологически целесообразной деятельности. Экологическое образование становится подлинно непрерывным при условии органического сочетания собственно педагогических методов обучения и воспитания с политическими, экономическими, нравственными и практическими (через технологии производства и повседневный образ жизни) средствами и способами воздействия на экологическое сознание и поведение людей.

Эффективность НЭО зависит не только от наличия достаточного числа и доступности соответствующих образовательных программ и стандартов, разнообразия и качества образовательных услуг, толковой системы управления образованием. Многое определяется развитым психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, созданием стимулов, мотивирующих человека быть экологически грамотным с учетом его возраста, культурного, жизненного и профессионального опыта, условий проживания.

Принципы создания системы непрерывного экологического образования. В непрерывном экологическом образовании может быть реализована следующая система принципов, которыми нужно руководствоваться при проектировании и реализации целостного учебно-воспитательного процесса. Принцип демократизма и всеобщности означает доступность и многообразие содержания, видов и форм предоставления человеку любого возраста, должностного и социального статуса эколого-образовательных услуг любого вида, в любом месте, в любое время, любого уровня в соответствии с по-

требностями, интересами и возможностями этого человека и в то же время обязательность экологической подготовки для всех, особенно для руководителей и работников экологически вредных производств. Принцип гуманизации экологического образования предполагает создание такого уклада жизни образовательного учреждения, в котором осуществляются совместная творческая деятельность, взаимообучение, взаимообогащение и диалогическое общение субъектов образовательного процесса, создаются возможности для проявления и развития творческой индивидуальности каждого. Принцип вертикальной интеграции уровней экологического образования, реализация которого обеспечит непрерывный рост экологической культуры личности. Принцип горизонтальной координации деятельности основных, дополнительных, государственных, негосударственных и общественных образовательных учреждений создает предпосылки согласованной образовательной политики в системе НЭО, снимает проблемные вопросы на «стыках» различных образовательных программ и педагогических технологий. Принцип связи экологического образования с потребностями практически-преобразо-вательной деятельности человека и общества предполагает отказ от абстрактного просветительства в области экологии и охраны окружающей среды и переход к деятельностной модели учебно-воспитательного процесса контекстного типа, в котором используются реальные экологические данные, моделируются условия применения экологической информации в контексте проблем и задач реальной жизни и профессиональной деятельности людей. Этот принцип означает, по сути, требование педагогически обоснованной интеграции экологического образования, науки, производства и самой жизни человека. Принцип гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности содержания экологического образования. Гибкость требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества в экологическом образовании; разнообразия образовательных программ, разрабатываемых «под потребителя». Проблемность является необходимым условием развития экологического мышления и познавательной мотивации в процессе обучения и воспитания; системность и междисциплинарность отражают уникальность экологии как науки, ее способность интегрировать различные области теоретического знания и практической деятельности человека, олицетворять единство экосистемы. Принцип преемственности образовательных программ и педагогических технологий обеспечивает непрерывность развития экологической культуры, легкость перехода человека на последующие ступени экологического образования. Преемственность основывается на фундаментальном содержании экологического образования, определенном в государственных образовательных стандартах. Владея «ядром» содержания, человек может самостоятельно выбирать виды, темпы и сроки обучения, собственную программу получения экологического образования. Принцип учета в экологическом образовании национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей касается как отбора содержания обучения и воспитания, так и предоставления для учебных заведений необходимой экологической информации, реальной для данного региона, города, села, а также организации

образовательного процесса, органически сочетающего лучшие традиции общечеловеческой и национальной культуры. Принцип единства общего, профессионального и экологического образования предполагает как содержательную экологизацию всех существующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования, так и использование специальных экологических программ. В совокупности это обеспечит формирование экологического мировоззрения личности как органичной составной части ее общего миропонимания. Самостоятельной задачей является расширение образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов-экологов и педагогов-экологов. Реализация последнего принципа означает, что речь идет не о введении автономных образовательно-экологических программ и создании особой сети специализированных учебных заведений (хотя в необходимых случаях и это должно иметь место), а о содержательной интеграции экологического, общего и профессионального образования в систему НЭО. Переход к непрерывному экологическому образованию предполагает системную реализацию совокупности приведенных принципов, каждый из которых конкретизируется применительно к тем или иным уровням и направленности экологического образования.

Цели непрерывного экологического образования. Цель дошкольного образования - воспитание в начальных формах экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе и особенностей взаимодействия человека с ней, самоценности живого, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоциональночувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Цель экологического образования в общеобразовательной школе -формирование ответственного отношения учащейся молодежи к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе. Основная цель экологического образования в профессиональной начальной школе - формирование профессионализма, обеспечивающего рациональное и экологически безопасное природопользование в соответствии с предметом его труда. Основная цель экологического образования в высшей школе - расширение и углубление экологической культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов (бакалавров, магистров); усвоение общих и специальных знаний о сущности природных явлений, взаимозависимости и взаимодействии общества, человека и природы. Основная цель экологического образования в аспирантуре, докторантуре - профессиональное образование экологов и экологизации содержания других видов профессионального послевузовского образования, развитие проектной экологической культуры исследователя. Основная цель дополнительного экологического образования детей и взрослых - всестороннее удовлетворение потребностей людей в экологических знаниях и опыте, их углубление и расширение. Основная задача состоит в непрерывном повышении экологической культуры и экологической компетентности обучающихся; переподготовка кадров специалистов-экологов, учителей и преподавателей. Основная цель деятельности структур неформального экологического образования, просвещения и самообразова-

ния всех слоев населения (средства массовой информации, лектории, музеи, учреждения культуры, физической культуры и спорта, заповедники, зоопарки, национальные парки, зоны отдыха и туризма и т. п.) - реализация прав граждан на получение достоверной экологической информации, включение каждого человека в обеспечение экологической безопасности страны. Достижение этой цели связано с предоставлением населению достоверной экологической информации; созданием условий для непрерывного повышения уровня экологической грамотности; экологический всеобуч населения. Основная цель деятельности структур производственно-экологического образования - обеспечение необходимого минимума экологической грамотности работников предприятий, учреждений и организаций, органов представительской и исполнительной власти, работников управления любого уровня. Основные задачи состоят в создании условий получения без отрыва от производства экологических знаний и практических навыков природопользования и охраны окружающей среды всеми работниками; предотвращении на этой основе или сведении к минимуму ее загрязнения, стимулировании создания экологически чистых производств и технологий.

В число условий реализации целей непрерывного экологического образования входят; кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования; подготовка научно-методической базы; экологизация содержания всех учебных дисциплин; организация активной обучающей среды, внедрение современных педагогических технологий, развитие психологопедагогического обеспечения образовательного процесса; финансовое и материально-техническое обеспечение создания, функционирования и развития системы непрерывного экологического образования; организация экологического всеобуча с помощью средств массовой информации, объектов культуры, физической культуры, спорта и отдыха.

С.А. Фоменко МОУ ДОД ЦЭВД, г. Стрежевой
На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.
Экологическое образование должно стать непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности, направленным на формирование системы научных и практических знаний, умений обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью.
Особая роль в реализации непрерывного экологического образования принадлежит учреждениям до-полнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Здесь удается создать условия для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся, когда знания, полученные в школе, становятся личностно-значимыми: оказать помощь в социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
В Центре экологического воспитания детей г. Стрежевого создана модель непрерывного экологического образования подрастающего поколения, реализация которой поэтапно формирует экологическую культуру ребенка, включающую в себя: - дошкольное экологическое образование воспитанников детских садов;
экологическое образование учащихся 1-4-х классов, так называемая "Школа раннего развития";
экологическое образование учащихся 5-8-х классов - "Школа выбора";
экологическое образование учащихся 9-11-х классов - "Творческая лаборатория".
Цель системы непрерывного экологического воспитания и образования - формирование ответственного отношения каждого человека к окружающей среде и обучение навыкам компетентного приятия решений в процессе природопользования.
Педагогические задачи экологического образования:
обучение знаниям о взаимосвязи природы общества и человека;
формирование практических умений в разрешении экологических проблем;
воспитание и выработка ценностной ориентации, мотивов, потребностей и привычек, активной деятельности по охране окружающей среды;
развитие способности анализировать экологические ситуации и оценивать состояние окружающей среды.
Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность учащихся расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность.
Дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об ок-
ружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.
С этой целью реализуются такие образовательные программы, как: "Природа наш дом", "Природа глазами души", "Юные натуралисты", "Юные экологи", "Валеология", КВД "Изюминка".
В дошкольном возрасте и в начальной школе эмоциональному развитию детей способствуют экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, поделками, чтением сказок, сочинением сказок и рассказов на экологическую тему.
При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры и труда. Это способствует выработке у учащихся умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии. В процессе реализации этих программ большое внимание уделяется работе учащихся со специальной литературой под руководством преподавателей, освоению различных методик исследования, приобретается опыт выступления перед аудиторией.
Действует городская экологическая конференция исследовательских проектов "Первые шаги в мир науки" ориентированная на учащихся младшего и среднего звена школ города и воспитанников центра. Тематика работ отличается большим разнообразием: "Влияние моющих и чистящих средств на чистоту посуды", "Особенности атмосферного дыхания аквариумных рыбок", "Березкины слезки", "Влияние состава почвы на рост растений", "Контейнерные композиции в интерьере школьного коридора", "Влияние разных стилей музыки на животных" и т.д.
Для учащихся среднего звена (5-8-е классы) разработаны программы: "Цветоводство - растениеводство", "Цветоводство", "Ландшафтная архитектура", "Фитодизайн интерьера", "Фенологи", "Кактусоводы", "Орнитологи", "Микробиологи", "Зоологи", "Аквариумисты", "Помоги себе сам", "Чудеса природы", "Валеология", "Час занимательной Биологии", "Час занимательной Зоологии", пресс-клуб "Экологический вестник", театр цветов "Фея".
Учащиеся занимаются в различных объединениях экологического направления по интересам, углубляя и расширяя свои знания в конкретных областях: цветоводстве, овощеводстве, аранжировке и фитодизайне, микробиологии, зоологии, аквариумистике, краеведении, здоровье человека и т.д.
Занятия объединений проводятся на базе теплиц отдела растениеводства, в которых собрана коллекция экзотических растений, на опытническом участке расположен дендрарий с акклиматизированными деревьями и кустарниками 39 видов.
Зоологический отдел располагает выставочными залами: "Аквариумное рыбоводство" (более 60 видов рыб), "Террариум" (34 вида животных), "Декоративное птицеводство" (20 видов птиц), а также богатым гербарным материалом и энтомологическими коллекциями.
Программы, по замыслу авторов, призваны не только развивать знания о взаимодействии человека и природы, но и способствовать развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Для этого используются задания, ориентированные на личность учащегося и вызывающие его сопереживание, восхищение, тревожные чувства, связанные с состоянием окружающей среды.
Формирование экологической культуры у школь- ников старшего возраста (9-11-е классы) осуществляется исходя из того, что в старших классах проис-ходит обобщение экологических знаний о предметах историко-обществоведческого и естественно-научного циклов. Важно соотнести полученные знания об экологических проблемах области с национальными и глобальными проблемами, выявить их общие черты и особенности, сопоставить общечеловеческие ценности с ценностными ориентациями учащихся.
На третьей ступени экологического образования реализуются: программа "Школа экологических знаний" и индивидуальные консультации с членами научного общества учащихся.
Главная задача данных программ - воспитание экологической ответственности у учащихся. Связь человека с природой и воздействие его на окружающий мир раскрывается с помощью таких понятий, как "ценность природы", "антропогенный фактор", "мо-ниторинг", "экологическая проблема".
Преимущество отдается комплексным экологическим экспедициям, рейдам, походам, т.к. одним из условий реализации непрерывного экологического образования является взаимосвязь теоретической и практической работы по изучению окружающей среды.
Нужно отметить, что на всех ступенях экологического образования неотъемлемым компонентом является опытническая и исследовательская работа как основное средство активизации познавательной деятельности учащихся и формирования экологического мышления.
Учащиеся 9-11-х классов, входящие в "Научное общество учащихся", все чаще и чаще при написании научно-исследовательских работ обращаются к социальным проблемам своего города, разрабатывая темы: "Проблемы озеленения г. Стрежевого", "Окружающая среда и здоровье жителей г. Стрежевого", "Городская среда - как среда обитания человека" и др.
Одновременно с этим для работы на учебно-опытническом участке составляются проекты практической направленности. Так в течение 5 последних лет реализован проект "Выращивание сирени виргинской из семян в условиях Крайнего Севера". Жителям города и организациям передано более тысячи саженцев.
В августе 2005 г. совместно с городской станцией туристов нами был организован выездной летний экологический лагерь в устье реки Стерлядка (приток р. Обь, Александровский район), а в июле 2006 г. организованна выездная экспедиция на озеро Голубое. По итогам экспедиций проведен качественный и количественный анализ болезней древесных пород, видового состава, численности и проективного покрытия травянистых растений и лишайников. Собраны гер- барные экземпляры растений, составлены паспорта водных объектов, проведена паспортизация муравейников, очищена от мусора прибрежная территория. Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения полевых экологических экспедиций, как нельзя лучше отвечают целям школьного и дополнительного образования.
Внедрение опытно-исследовательской работы в организацию учебного процесса потребовало от педагогов Центра пересмотреть содержание образовательных программ и сделать упор на практическую деятельность, в результате этого от 30 до 50% учебного времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, опытнической работе.

Разделы: Внеклассная работа

В мире, где мы живем и трудимся, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все науки о природе и человеке. Однако, знания, получаемые учащимися в школе на протяжении всех лет обучения, представляются в разобщенном виде, не связанные между собой общими законами. Отсюда неумение школьников соединять получаемые знания в сознании и сделать так, чтобы каждый момент получения знаний был одновременно формированием целостной картины представлений о природе. Вопрос обеспечения непрерывного экологического образования учащихся способствует реализации идей интегрированного подхода к преподаванию предметов естественно-математического цикла.

Вопросы, связанные с воспитанием экологически грамотной личности могут успешно решаться не усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на межпредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим с 1997 года в школе создана творческая группа учителей естественно-математического цикла. Цели и задачи работы нашей творческой группы по развитию экологической культуры у школьников исходят из задач работы школы, в которой приоритетным является эколого-краеведческое направление в воспитании и обучении.

В условиях сельской школы актуальность данного опыта очевидна. Малокомплектность классов, более высокий коэффициент сплоченности коллектива сельских школьников по сравнению с городскими, большие возможности практических полевых исследований, удобство ведений фенологических наблюдений создают благоприятные условия для организации целенаправленного воспитательного воздействие на личность ученика с целью повышения уровня его экологической культуры.

Цель педагогической деятельности: формирование экологической грамотности и культуры личности, воспитание чувства ответственности у учащихся для решения экологических проблем через единство воспитательной и образовательной деятельности.

В организации работы по развитию экологической культуры, мы придерживаемся следующих определений этого понятия в методической литературе.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

  • интерес к природе;
  • знания о природе и ее охране;
  • эстетические и нравственные чувства к природе;
  • позитивная деятельность в природе;
  • мотивы, определяющие поступки детей в природе.

В своей работе творческая группа придерживается идеи того, что экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:

  • семья;
  • детские дошкольные учреждения;
  • школа;
  • внешкольные воспитательные учреждения;
  • средства массовой информации;
  • самовоспитание.

Основные направления и виды деятельности.

Наши дети посещают детский сад «Солнышко», одним из направлений воспитательной работы – является экологическое.

  • Экологизация предметов естественно – математического цикла, на всех ступенях образования
  • Значимая часть в организации непрерывного экологического образования учащихся творческая группа отводит внеурочной и внеклассной работе по природоохранным мероприятиям. Работа строится на основе авторской программы «Экологического воспитания учащихся по внеклассной работе».

Основные этапы реализации данной программы:

Занятия в кружках:

1. Знатоки родного края – Гайтанова Н.Н.
На занятиях объединения «Знатоки родного края» реализуется программа География Гусь-Хрустального района, целью которой является развитие интереса учащихся к истории и географии и экологии своего района, города, деревни, формирование у них знаний об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.

2. Юный эколог – Крылова Т.В.
На занятиях объединения «Юный эколог» реализуется программа юные экологи родного края с целью воспитания у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.

3. Мой друг, компьютер – Русакова С.Л.
На занятиях объединения «Мой друг, компьютер» внедряется применение ИКТ в системе непрерывного экологического образования, что способствует быстрой адаптации учащихся к трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.

4. БИГ (биология + информатика + география).
На занятиях объединения интегрируются знания учащихся, полученные на уроках географии, информатики и физики.
Руководители: Гайтанова Н.Н., Русакова С.Л., Крылова Т.В.

Некоторые формы проведения внеурочных занятий

1. Организация экскурсий для учащихся начальной школы.

Например. Экскурсия с целью знакомства с природой и жизнью леса, луга, пойма реки, населяющими их насекомыми, животными и птицами; пропаганды охраны природы;

Первая остановка. Руку дружбы – природе.
Вторая остановка. Дети – дозорные природы.
Третья остановка. Защитим пернатое племя.
Четвертая остановка. В лесу родилась елочка.
Пятая остановка. Золотой луг.

2. Организация экскурсий и занятий в школьной комнате боевой славы и краеведческого уголка.

3. Проводятся мероприятия под общим названием «Час открытых дверей в кабинете физики и химии». Это мероприятия, проводимые учителями или учащимися старших классов для учащихся среднего звена. Их содержание составляют занимательные истории, опыты, викторины, фокусы, стихи, сценки, связанный с физикой, химией, биологией, экологией (Зимняя сказка, В защиту природы, Путешествие по временам года).

4. Традиционное ежегодное проведение экологического марафона. Данный проект представляет собой комплексную программу – цикл творческой экологически-ориентированной деятельности учащихся. Проект решает такие задачи, как:

  • пробуждение в юных интереса к окружающему миру;
  • информирование школьников об экологической ситуации в районе;
  • распространение экологических связей;
  • объединение школьников для решения экологических проблем.

Заключительным этапом марафона является заседание КОАППа. (Приложение 1 )

5. Организация школьной экологической тропы. Цель создания – организация учебной и просветительской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Остановки:
«Речка Гром-Платина», болотце, березовая роща, родники и источники чистой питьевой воды, лесопосадка, спас-Преображенский храм.

6. Работа по созданию школьного лесничества.
Немаловажным шагом в развитии экологической культуры являются наблюдения в природе. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
При организации наблюдений в природе мы пользуемся обобщенной схемой обследования предмета.

Примерная схема наблюдения животного

1) Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделить отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2) Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравнить с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия.
3) Особенности и роль данного животного в жизни человека.
4) Интерпретировать воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

7. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Темы исследовательских работ, выполненные учащимися.

  • Исследование погоды по народным приметам.
  • Флора и фауна НП «Мещера»
  • Презентация проекта «Птицы – краснокнижники НП «Мещера»
  • Зимородок – птица года.
  • Флаг, герб и гимн – гордость Российского народа.
  • Славься край своими сынами.
  • Есть женщины в русских селеньях.
  • История храма Преображенье.
  • НП «Мещера».
  • Исследование видов лекарственных растений в окрестности деревни Аксеново.
  • Устойчивость растений на биогумусе и гумистаре к химическим препаратам.
  • Исследование муравейников в окрестности деревень Маслиха, Красный Октябрь, Цикуль.
  • Антропогенное влияние на численность муравейников.

8. Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края сочетается с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников, охраной муравейников, подкормкой птиц.

Участие в трудовых акциях:

  • Мусору – вторая жизнь.
  • Зеленая стрела.
  • Помоги птицам.
  • Сохраним нашу землю голубой и зеленой.

По-видимому, теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И тем не менее люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей… Так что задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Противоречия между обществом и природой сейчас достигли не просто большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу: дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человека как биологического вида. Только раннее формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Приложение 2 . Отчет о проведении «Марша парков-2008»

Система непрерывного экологического образования включает семь уровней: домашнее (семейное) экологическое воспитание, общее экологическое образование (период детства, школа), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее), послевузовское, дополнительное экологическое образование на всех уровнях, профессионально-экологическая переподготовка, повышение квалификации руководителей всех типов учреждений, предприятий и организаций, специалистов и служащих, чья профессиональная деятельность связана с использованием природных ресурсов, прямым или косвенным влиянием на состояние городской природной среды и воспитанием личности. Уровневую структуру экологического образования дополняет организационноуправленческая структура, направленная на экологическое просвещение населения. Она охватывает все слои населения и позволяет реализовать информационные и практические интересы жителей в области экологии, экологической безопасности и качества окружающей природной среды мегаполиса.[ ...]

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.[ ...]

Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1994.[ ...]

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования Должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.[ ...]

Таким образом, преподавание экологического права осуществляется на стабильной основе и даже имеет тенденцию к расширению. Этого нельзя сказать о преподавании общего курса, экологии. В резолюции парламентских слушаний «Об экологической культуре» (ноябрь 2000 г.) подчеркивалось, что система непрерывного экологического образования в стране деформируется и фактически срывается. Из базисного учебного плана общеобразовательной школы исключен курс «Экология», не вошел данный курс в программу 12-летнего образования, а педагогические вузы прекращают подготовку преподавателей-экологов. Наконец, в Федеральном экспертном совете Министерства образования РФ упразднена секция по экологии1.[ ...]

Принятые подходы к развитию системы непрерывного экологического образования в условиях мегаполиса позволили более отчетливо структурировать содержание и уровни образования, формировать преемственность, горизонтальное и вертикальное взаимодействие учреждений образования, культуры, науки, общественных организаций и их некоммерческое сотрудничество с администрацией в области развития экологической культуры городского сообщества.[ ...]

Система обеспечивает всем студентам получение непрерывного экологического образования: на первом этапе - общего, формирующего мировоззрение; на втором этапе - общеинженерного, развивающего понимание экологических проблем различных отраслей промышленности; на третьем этапе - специального, формирующего у студентов способности и умения принимать рациональные, инженерные решения и анализировать последствия этих решений для состояния окружающей среды. При выполнении квалификационных работ студенты решают задачи по обоснованию и обеспечению экологической безопасности и эффективности проводимых исследований и разрабатываемых проектов.[ ...]

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.[ ...]

Наиболее ответственная роль в этом процессе принадлежит науке и образованию, на основе которых в рамках Стратегического плана строится муниципальная система непрерывного экологического образования и просвещения. Для создания такой системы были проанализированы научно-образовательные ресурсы города, нор-мативно-правовая база, материально-технические возможности, информационные потоки, международный и местный опыт; проведены конкретные социологические исследования. Вопросы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования решались на нескольких научно-практических конференциях.[ ...]

В Уральском государственном техническом университете (УГТУ) система непрерывного экологического образования и воспитания включает обучение студентов и аспирантов, подготовку и повышение квалификации специалистов промышленности, государственных служащих и преподавателей по проблемам экологии и природопользования.[ ...]

Действующим законодательством провоза, „на всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания. Принцип комплексности экологического образования и воспитания означает, что эти два процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться совместно. Принцип непрерывности экологического образования обусловлен необходимостью постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого развития человеческой цивилизации.[ ...]

Анализ итогов реализации первой программы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения показывает, что научно-педагогический потенциал мегаполиса позволил на принятых концептуальных основаниях приступить к формированию многоуровневой муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения. Об этом свидетельствуют показатели успешности: призовые места екатеринбургских школьников и студентов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах в области экологии; престижные национальные премии; рост числа специальностей экологического профиля в вузах; появление на телевидении экологической передачи; более 500 (за последние три года) изданий учебной и методической литературы.[ ...]

Значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.[ ...]

Исходя из вышесказанного, в Нижегородской государственной медицинской академии разработана система непрерывного экологического образования, которая действует на трех этапах подготовки специалистов медицинского профиля: на уровне медицинского лицея и медицинского колледжа, в процессе обучения в вузе и на этапе последипломного образовательного процесса.[ ...]

В 1995 г. завершился период формирования научно обоснованных понятий и положений, определяющих место и роль экологического образования в системе мер по обеспечению национальной безопасности России. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в стране устанавливается система всеобщего непрерывного экологического образования населения. Так, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1997 г. Госкомэкология и Минобразования России завершили доработку федеральной целевой программы «Экологическое образование населения России». Программа рассчитана на период до 2010 г.[ ...]

Чтобы быть настоящими реалистами, необходимо думать уже теперь о школе будущего. Интересные мысли о школе и образовании в XXI в. высказывает профессор Г.А. Ягодин в статье «Школа будущего - школа развития личности. Рекомендации по созданию непрерывного экологического образования»2.[ ...]

Немаловажное значение в формировании кадрового потенциала, реализующего все вышеуказанные функции и методы, составляет всеобщее непрерывное экологическое образование.[ ...]

Мы благодарим всех авторов за участие в подготовке материалов пособия и надеемся на дальнейшее сотрудничество по внедрению системы непрерывного экологического образования в вузе.[ ...]

Даже аргументированное изложение статьи Г.А. Ягодина дает представление о школе будущего как школе развития личности. Речь идет о создании системы непрерывного экологического образования и экологическом воспитании от младенчества до взрослого человека. Существо авторского кредо сводится к следующему.[ ...]

НЕОФИТЫ [от гр. neos новый и phyton растение] - растения-новички в местной флоре. Появление Н. в ряде случаев требует принятия мер по предупреждению их распространения (напр., новых видов сорняков в агроценозах). Неофитом [гр. neophyíos] называют также нового сторонника к.-л. учения, религии. НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Образование экологическое непрерывное. НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ - экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей среды.[ ...]

Для осуществления координационных функций Г. РФ: согласовывает нормы, нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты и квоты на их изъятие; разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения; аннулирует лицензии (разрешения) или дает представления об их аннулировании; организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере экологии; разрабатывает, согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению сертификации экологической и паспортизации производств, хоз. и иных объектов и территорий; участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания; публикует либо передает для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения.