Внеклассное мероприятие на тему «Акпарс – национальный герой горномарийского народа» (5 класс). Акпарс - национальные герои - каталог статей - моу юксарская сош Князь акпарс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей г. Козьмодемьянска»

(Внеклассное мероприятие, посвященное Дню национального героя)

Выполнили: Кармазикова М. Л., учитель первой

квалификационной категории,

г. Козьмодемьянск

2012

«Акпарс – национальный герой горномарийского народа»

(Сценарий мероприятия для учащихся 5 классов)

Цели и задачи:

    познакомить учащихся с легендарным образом Акпарса: показать, как Акпарс изображен в литературе, музыке, изобразительном искусстве;

    развивать навыки связной речи, выразительного чтения:

    воспитывать чувство гордости за национального героя, любовь к родному краю;

Оборудование: компьютерная презентация «Акпарс – национальный герой горномарийского народа», выставка книг, компьютер, экран, проектор, диск с записью «Открытие памятника Акпарсу».

Тип : открытое внеклассное мероприятие с применением ИКТ.

1 ведущий : Толстов Андрей, ученик 7 т класса.

2 ведущая : Кротова Дарина, ученица 7 т класса.

План мероприятия:

I . Организационный момент.

II . Основная часть. Знакомство с легендарным героем марийского народа - Акпарсом.

    Стихотворение Миклая Казакова «Нуженалы».

    Стихотворение Миклая Казакова «Марш Акпарса».

    «Марш Акпарса» в исполнении гуслярш.

    Просмотр видеоролика об открытии памятника Акпарсу.

III . Заключительная часть.

Ход мероприятия:

I . Организационный момент : приветствие участников мероприятия.

1 ведущий :

Национальный герой – это выразитель интересов своего народа.

Гордостью русского народа являются Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.

Национальными героями марийского города являются Онар и Чоткар, Акпарс и Акпатыр, предводитель Болдуш, который погиб 26 апреля 1556 года, защищая последнюю резиденцию марийских князей.

    Основная часть. Знакомство с легендарным героем марийского народа - Акпарсом.

1 Ведущий:

Легендарный Акпарс – предводитель горных марийцев жил 400 с лишним лет назад в селении Нуженалы. Сейчас эта деревня находится недалеко от села Еласы на берегу реки Большая Юнга.

    Стихотворение Миклая Казакова «Нуженалы». Читает ученица 5-го класса.

2 Ведущий:

Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. О нём писали, что жил Акпарс «возле речки Большая Юнга, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперёд, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге».

1 Ведущий:

Есть сведения, что у этого человека было другое имя, Акпарсом его прозвали за то, что был отчаянно храбрым и смелым, и его сравнивали со снежным барсом, говорили «как барс».

Князь Акпарс - реальная историческая личность, жившая во времена Ивана Грозного. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах.

2 Ведущий:

Акпарс со своей дружиной участвовал в походах русского царя Ивана Грозного при взятии Казании в октябре 1552 голда. Многие в этом зале помнят легенду о взятии Казани, о том как виртуозно Акпарс исполнял у крепостных стен чудесные мелодии, одна из них дошла и до нас и называется «Марш Акпарса».

В легенде также говорится о том. Как воины Ивана Грозного и горномарийские лучники Акпарса вели подкоп под крепостные стены Казании и с помощью пороховых бочек взорвали эту стену, и, таким образом, завоевали неприступный город. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона. По некоторым данным ковшичек до сих пор хранится в Еласовской церкви.

1 Ведущий:

    Стихотворение Миклая Казакова «Марш Акпарса», читают ученики.

В теплый вечер мая к Волге я шагаю,

И кругом родные села предо мной.

Слышу, раздается песня боевая,

Близок мне и дорог звук ее живой.

Под рукой искусной звучали гусли,

Девушки играют, девушки поют

Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской

Под Казанью эту песню пел в бою.

Все звончей, чудесней звуки этой песни!

С ними отношусь я в древние года.

Словно я с Акпарсем легендарным вместе

Штурмовал твердыню ханского гнезда.

Словно был я с нашим старшим братом,

Воином России, чтобы хану мстить,

Словно я с Акпарсом и в посольстве – рядом,

Чтоб в Москве народу с честью послужить.

Красотой сияя, девушки играют,

Повторяют песню славы боевой,

Песню об Акпарсе, о родимом крае,

О великой силе дружбы вековой.

Струны золотые, как в года былые,

Об Акпарсе славном до сих поют,

Эту песню дружбы времена седые,

Словно эстафету, нам передают.

Под рукой умелой песня зазвенела,

Вот и сердце вместе с гуслями поет,

О могучих предках, о героях смелых

Помнит наш свободный трудовой народ!

    «Марш Акпарса» в исполнении гуслярш специализированной школы-интерната, руководитель Галина Гусева.

2 Ведущий:

Легендарного Акпарса помнят на марийской земле. Ему художники посвящают свои картины. В 1957 году Анатолий Сергеевич Пушков написал картину «Марийские послы у Ивана Грозного». Акпарс в белом вышитом кафтане с достоинством держится перед русским царём. Он сумел убедить Ивана Грозного в своей просьбе: взять марийцев под свое покровительство.

На картине Ивана Алексеевича Михайлина «Акпарс и Эрвий» видим нашего героя вместе с его верной подругой и женой.

1 Ведущий:

Об отважном предводителе напоминает и снежный барс на гербе и флаге Горномарийского района. Автором этого герба является талантливый и знаменитый художник, наш земляк из д. Порандайкино Измаил Ефимов. Он сейчас живет в Йошкар-Оле.

2 Ведущий:

И совсем недавно, 20 ноября 2007 года на Картуковском повороте открыт памятник Акпарсу, как национальному герою, о котором мы должны знать и помнить.

Памятник, высотой 5 метров был отлит на заводе им.Бутякова казанскими мастерами.

1 Ведущий:

Ещё один памятник предводителю Акпарсу есть и в нашем г. Козмодемьянске. Стоит этот памятник на берегу Волги, рядом с парком Горбунцова.

В красивейшем месте недалеко от родной деревни Акпарса Нуженалы есть большой камень. Это ещё один из памятников, посвященных нашему герою. Предание гласит: в стародавние времена Акпарс поднял камень и, бросив его наземь, произнес: “Это моя земля!”

2 Ведущий:

А сейчас мы вам предлагаем посмотреть видеоролик об открытии памятника Акпарсу на Картуковском повороте. Просмотр видеоролика.

    Заключительная часть.

1 Ведущий:

Ребята, сегодня вы познакомились с отважным героем нашего марийского народа – Акпарсом. Узнали много интересного о его заслугах. И мы надеемся, что память об Акпарсе останется в ваших сердцах на долгие годы. На этом мы с вами прощаемся.

Внеклассное мероприятие посвящается 95– летию Марий Эл.

Фольклорно - спортивный праздник «Восславим землю Акпарса» для 4-9 классов.

Участники 4-6 классы. Состав: 2 команды: «Русские богатыри» и «Наследники Акпарса» по 10 человек в каждой в русских и горномарийских костюмах.

Форма проведения- эстафеты. В эстафетах команда за 1 место получает 3 яблока, ничья – 2 яблока, проигравшая – 1 яблоко.

Цели:

    Приобщение детей к историческому наследию. Привитие уважения и интереса к Марийской и Горномарийской культуре.

    Развитие любознательности и творческих способностей учащихся.

    Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки; развитие физических качеств и умение выживать в экстремальных условиях.

(Фонограмма «Марш Акпарса»)

Выходит Акпарс, играет на гуслях.

Акпарс : Добрый день, гости дорогие!

(Это же по – марийски).

По преданию в стародавние времена, Сотный князь Акпарс родился в деревне Нуженалы Казанской губернии, был главой горных мари, а на Руси в это время царствовал Иван Грозный. Тогда трудно жилось народам мари. Их притесняли со всех сторон, и решил тогда Акпарс со своими горными марийцами попроситься под покровительство Московского царя.

Приехав, он обратился к царю:

«- Великий государь! Марийский и чувашский народы в слезах умоляют тебя: возьми нас под свое крыло, как могучий орел птенцов и будут наши народы с Русью на вечные времена.

А Иван Грозный ответил:

Слова твои я выслушал, и горе ваших народов тронуло мое сердце.

Отныне Русь считаю горный берег Волги своей землей и не оставлю вас без помощи».

Горная сторона вошла в состав Российского государства в 1551 году, луговая сторона – после взятия Казани в 1552 году.

В процессе формирования марийского народа выделились две этнографические группы: горные и луговые марийцы. Сегодня их принято называть субэтносами. Марийцы принадлежат к финно-угорской языковой семье.

4 ноября 1920 года была образована Марийская автономная область, которая в 1936 году преобразована в Марийскую АССР, с 1992 года республика стала официально называться Республикой Марий Эл.

Государственными языками республики являются марийский (горный и луговой) и русский. Республика Марий Эл расположена на востоке Восточно-европейской равнины в средней части бассейна реки Волги. Она граничит с Кировской областью, республиками Татарстан и Чувашия, Нижегородской областью. Столицей Республики Марий Эл является город Йошкар-Ола, основанный в 1584 году. В республике 14 районов и 4 города. Общая площадь Марий Эл – 232 тыс.км.

На 1 января 2004 года население республики составило 728 тыс. человек. Из них 460 тыс. – городское население, 268 тыс. – сельское. Национальный состав 47,5% составляют русские, 42,9% - мари, 6% - татары, 3,6% другие национальности.

Основными природными ресурсами являются лесные и сельскохозяйственные угодья, на территории республики 476 больших и малых рек, 200 крупных озёр, более 2000 родников. На протяжении 155 километров по республике протекает Волга – самая полноводная и многоводная река Европы. Марийцы сумели сохранить до настоящего времени свои традиции, обряды,

национальную одежду, народные праздники и календарные тесно связаны с хозяйственной деятельностью крестьян.

На Волге расположен город Козьмодемьянск (основан в 1583 году), он является районным центром Горномарийского района. Население города в 2005 году составило 22,7 тыс. человек, в районе 28,4 тыс.. В городе родился композитор Андрей Эшпай, имеется кинотеатр «Акпарс». В городе Волжске выпускаются лыжи «Акпарс», играет команда по хоккею «Ариада – Акпарс». В районе установлен памятник сотнику Князю Акпарсу. Детская организация района носит название «Наследники Акпарса».

И заключили они тогда окончательный союз. И исполнилось ему ________лет.

Сегодня мы готовы проверить вашу богатырскую удаль, мастерство, сноровку, умение. Вы будущее нашей республики, ее сила, гордость. А судьи сегодня – совет старейшин. Приветствуем их.

Викторина:

Акпарс : Сейчас я попрошу вас назвать имена русских и марийских богатырей»

(дети по очереди подбегают и называют имена. Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Иван Бесталанный, Голь Роянсккий, Добрыня Никитич, Святогор, Никита Кожемяка, Толка Баранников, Вольга, Никула Селянинович, Василий Буслаевич, Садко; Марийские богатыри: Кокша богатырь, Марсианин, Онар, Акпарс, Ивук, Чоткар – Патыр, Ненчык – Патыр, Алым - Патыр).

Акпарс : Разомнем свои мышцы и приготовимся к соревнованию. Зарядку под

мелодию песни «Богатырская наша сила». проводят физорги классов.

Акпарс: Самый главный в команде -это капитан, на него вся надежда.

Капитаны, покажите свою силу.

(подтягивание на перекладине – капитаны).

Акпарс: Осень. Марийский народ очень трудолюбивый. Испокон века растили наши отцы и деды картофель и отправляли вниз по Волге. От пристани одна за другой отходили баржи, груженные картошкой. Настоящие хозяева увозили собранный урожай на лошадях.

1. Эстафета «Сбор картошки».

(Дети бегут с корзинкой и собирают картофель).

2. Эстафета «Лошадиные скачки».

(Бег 2-х человек с метлой между ног))

Акпарс: Зима. В горномарийских лесах в прежние времена зверя было в изобилии. Самым лучшим охотником считался тот, кто из лука стрелой мог попасть в глаз белки. Даже дань русскому царю марийцы платили мехом.
Здесь были лоси, бобры, медведи, куницы, белки, кабаны.

Акпарс : На территории Марий Эл и Горномарийского района много больших и малых рек, речушек, озер. Реки тоже кормили местных жителей, так как рыбы здесь было немерено.

Зимой подледной ловлей промышляли многие.

1. Эстафета «Охота на кабана».

(Одеть валенки со снегоступами, пробежать и попасть мячом в кабана) (на стене рисунок кабана).

2. Эстафета «Рыбалка»

(Дети бегут, берут удочки с магнитом на веревочке, ловят рыбку из железа, кладут рыбку в ведерочко)

Акпарс: Весна. Земля Акпарса – богатырская земля. Горномарийцы ничего не получали от природы даром. Нужно потратить много сил, иметь огромное упорство, чтобы вырубить вековые деревья, выкорчёвывать кряжистые пни, освобождая место для пашни.

Да, тут уже каждому приходилось быть богатырем. Лес для горономарийцев был первым другом. Веками Горномарийцы только лесом и жили: рубили, сплавляли по рекам, драли лыко.

Акпарс: Срезав старые ветки, собрав мусор в кучи, устраивали молодые весной свои игрища и потехи. Юноши поджигали большие костры и прыгали через них, кто выше, да кто дальше.

1. Эстафета «Выкорчёвывание пней».

(Двое детей везут на мешке одного игрока)

2. Эстафета «Прыжки через костер».

(Из 3-х гимнастических палок сделана 3-х нога, дети бегут и перепрыгивают через их)

Акпарс: Горномарийцы хорошо знали лес и ориентировались в нем. Могли оказать любую первую помощь при заболеваниях и травмах.

3. Викторина по ОБЖ (дети бегут в конец зала, выбирают правильный ответ на вопрос викторины, и возвращаются обратно)

Поведение человека в экстремальной ситуации

1. Первая помощь при перегревании организма на солнце.

а) сделать искусственное дыхание,

б) отнести в тень, наложить холодный компресс,

в) тепло укрыть больного.

2. Вас укусила гадюка, змея. Необходимо:

    отсосать яд из ранки,

    наложить жгут,

    прижечь чем-либо.

3. Вас укусила пчела или оса. Необходимо:

    наложить тугую повязку,

    удалить жало,

    смазать йодом.

4.Как правильно обеззаразить воду:

    дать отстояться воде,

    процедить через марлю,

    прокипятить.

5. Как оказать помощь человеку, который тонет:

    бросить спасательный круг, доску, подать шарф, веревку,

    позвать на помощь милиционера,

    сделать плот, лодку.

Акпарс: Лето. Засеяв пашню. Можно и за будущий урожай порадоваться. Горный берег славен садами. По кручам оврагов, куда ни глянь, везде сады. Красиво вокруг летом.. Горномарийский народ устраивал праздник «Пеледыш Айё», что в переводе обозначает «Праздник цветов». Он проводился после посевной. На певческом поле проходит смотр хоров. Юноши на празднике участвовали в разных состязаниях, там, где можно было помериться силой.

И сейчас мы станем участниками праздника.

Все богатыри участвуют в разных конкурсах в четырех углах зала (получают дополнительные яблоки).

Конкурсы:

    Бой подушками на бревне.

    Лазанье на столб (канат) за призом.

    Перетягивание каната.

    Ходьба на ходулях.

    В центре зала игра «Лапти под ногами».

Все стоят в кругу. Водящий вращает лапоть на веревке под ногами или над головой. Кого задел, тот выбывает из игры.

Акпарс. Песня и танец, как верные друзья,сопровождают горных мари всюду. А где звучит песня, там слышится и звон гуслей. Где гусли - там жизнь, там веселье. Марийские танцы напоминают птичий полет. Русские и горномарийцы вот уже много лет живут в дружбе и согласии.

Всех желающих приглашаем на горномарийский танец

(исполнение Горномарийского танца).

Акпарс .А сейчас заключительная эстафета. Дети бегут, открывают по очереди буквы на полу и составляют предложение «Восславим землю Акпарса».

(подведение итогов).

М. Казаков.

МАРШ АКПАРСА.

В теплый вечер мая к Волге я шагаю,

И кругом родные села предо мной.

Слышу, раздается песня боевая,

Близок мне и дорог звук ее живой.

Под рукой искусной зазвучали гусли,

Девушки играют, девушки поют

Об Акпарсе нашем,

что с дружиной русской

Под Казанью эту песню пел в бою.

Все звончей, чудесней звуки этой песни!

С ними уношусь я в древние года.

Словно я с Акпарсом легендарным вместе

Штурмовал твердыню ханского гнезда.

Словно был я рядом с нашим

старшим братом -

Воином России, чтобы хану мстить,

Словно я с Акпарсом

и в посольстве - рядом,

Чтоб в Москве народу с честью послужить.

Красотой сияя, девушки играют,

Повторяют песню славы боевой,

Песню об Акпарсе, о родимом крае,

О великой силе дружбы вековой.

Струны золотые, как в года былые,

Об Акпарсе славном до сих пор поют,

Эту песню дружбы времена седые,

Словно эстафету, нам передают.

Под рукой умелой песня зазвенела,

Вот и сердце вместе с гуслями поет,

О могучих предках, о героях смелых

Помнит наш свободный трудовой народ!

Слово предоставляется Совету старейшин. Награждение.

Акпарс: Многое может Родная земля! Может накормить тебя теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя не может. Поэтому защита Отечества, Родной земли - долг каждого из нас. Вы, наследники Акпарса, будущие солдаты. С честью и мужеством защищайте землю русскую, землю марийскую, как защищали её наши предки.1. Ребята! Информацию о Марийском крае, богатырях вы можете прочитать в этих книгах.

1. В.А. Акцорин. Марийские народные сказки, Й-Ола, 1984г.

2. Г.Н. Айплатов. Навеки с тобой, Россия, Й-Ола, 1967 г. с.96.

3. А. Крупняков. Гусляры. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1978г.

4. С.И. Захаров. Молодость древнего города. Й-Ола, 1983 г.

5. Солнце над лесами (Антология марийской прозы. г.Й-Ола, 1979 г. с. 272

Акпарс: До свидания, до новых встреч! (звучит «Марш Акпарса», и дети выходят из зала)/

Оборудование и инвентарь

1. Фонограмма «Марш Акпарса» и «Богатырская сила»

2. Две корзины, 2 ведра картошки.

3. Две метлы.

4. Две пары валенок со снегоступами и два рисунка кабана.

5. Две удочки с магнитами, две рыбки из железа.

6. Два мешка.

7. Шесть гимнастических палок.

8. Викторина по ОБЖ.

9. Гимнастическое бревно.

10. Две подушки.

11. Канат.

12. Две пары ходуль.

13. Лапти.

14. Набор букв.

Акпарс - это скорее титул, чем имя. До участия во взятии Казани князь нарекался по-черемисски - Изима, а уже после победы над столицей Казанского ханства получил имя, которое стало известно потомкам. Личность на грани истории и легенды. Сотенный князь горных марийцев, живший, если верить преданиям, в местечке Нуженал. Но еще в 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. С именем Акпарса связаны поворотные моменты в истории марийского народа. Стремясь освободиться от власти Золотой Орды, горные марийцы отправили несколько наиболее уважаемых своих предводителей к Ивану Грозному, с просьбой покровительства и военной поддержки. В деле добровольного присоединения горных мари к русскому государству, большую роль сыграл именно князь Акпарс, гласят исторические предания. По одной из легенд Акпарс предложил русскому царю, безуспешно осаждавшему Казань, свой план взятия города - сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Но свечи в подкопе горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв не прогремел в урочное время. Иван Грозный, обвинив Акпарса в измене, уже выхватил саблю, но тут стены Казани с грохотом пали.
По легенде та гусельная мелодия, которую Акпарс играл, подходя к стенам Казани, известна сейчас под названием «Марш Акпарса». Она передавалась живой традицией из поколения в поколение гусляров и была записана нотами (нотная запись А. Сидушкиной).

Республика помнит:
На Коркатовском повороте в Горномарийском районе 20 ноября 2007 года установлена бронзовая скульптура Акпарсу. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширниной и С.Яндубаева. Памятник превратился в визитную карточку района и уже появились современные традиции, связанные с памятником: к монументы приезжают за «напутствием» молодожены, водители останавливаются на Коркатовском повороте чтобы получить благословение князя на дорогу. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя Акпарса и русского царя Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки. «Паломники» дотрагиваются до царских рук и просят удачи. Ему посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др.), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова).

Его имя носят в республике кинотеатры, предприятия общественного питания, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса!"

Бронзового Акпарса – одного из национальных героев мари – можно увидеть на правом берегу Волги, на живописном месте, окружённым полями, светлыми берёзовыми рощами и садами. Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.

Акпарс изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева.

Туристам было бы интересно узнать, что это не просто герой легенд, а реальная историческая личность середины 16 в. Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. О нём писали, что жил Акпарс «возле речки Большая Юнга, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперёд, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге». На земле Акпарса в 1583 году был основан город Козмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьём за десять вёрст от города».

С именем Акпарса связаны поворотные моменты истории марийского народа. Во времена Золотой Орды и Ивана Грозного, горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, послали своих наиболее уважаемых предводителей в Москву просить Ивана IV принять их под свою руку. Посланы были князья: Акпарс, Аказ, Ковяж, Яныга. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. По одному из преданий, Акпарс, играя на гуслях, измерил шагами расстояние рва, необходимое для подрыва крепостной стены. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона.

Территория около памятника благоустроена, и сюда, уже по традиции съезжаются свадебные кортежи, чтобы почтить память предков и получить их благословение.

Здесь каждый может дотронуться до скрепленных в рукопожатии руками и загадать свое заветное желание. Оно обязательно исполниться!

На Коркатовском повороте дороги в Горномарийском районе республики Марий Эл то и дело тормозят машины. Люди выходят наружу, направляясь к небольшому, бронзовому постаменту и прикладывают ладони к изображению двух человеческих фигур. Таким образом путешественники просят благословения и удачи у двух великих правителей - русского и марийского .

Русский князь на памятнике - Иван Грозный , великий государь Московский и Всея Руси, покоритель Западной Сибири и области Войска Донского, Башкирии, земли Ногайской Орды, Астраханского и Казанского ханств, и прочая, и прочая, и прочая. Прямо перед ним на памятнике изображен человек, благодаря которому, по преданию, и было завоевано Казанское ханство. Это великий марийский горный князь Изима , но в историю он вошел под другим именем - Акпарс .

Акпарс для марийцев - один из главных национальных героев. Личность окруженная легендами хоть и существовавшая в реальности. Он правил горными мари (тогда их называли черемисами) во времена Золотой Орды. Быть под гнетом жестоких татаро-монгол марийцам, прямо скажем, не нравилось. Изима, которого называли также Белым князем, стремился освободить свой народ от ига захватчиков, для чего и пошел на сделку с Иваном IV. Он помог русскому царю взять татарскую крепость ОролКырыкСалымхала , для чего пошел на веонную хитрость. Войска Ивана Грозного не могли подступиться к укреплениям противника. Изима же пообещал защитникам крепости, что поможет им с продовольствием. Татары поверили марийскому князю, а зря. В телегах вместо еды оказались русские солдаты с пищалями и саблями.

В следующий раз Изима предложил свою помощь во время Казанской осады. И здесь проявились не только выдающиеся воинские способности Изимы, но и его музыкальный талант. По одной из легенд, предводитель марийцев предложил сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые были поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Русские сделали еще один подкоп с другой стороны. Но свечи в подкопе Изимы горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв, запланированный Изимой, в обещанное время не прогремел.

Иван Грозный тут же заподозрил марийского воеводу в измене и, в лучших традициях того времени, тут же схватился за саблю, чтобы рубить тому голову. В этот, без сомнения, драматический момент свечи, наконец, догорели и стены Казани с грохотом пали.

Иван Грозный сменил гнев на милость: жаловал князя и его воинов подарками, а самого Изиму впредь велел звать Акпарсом. Что же касается марийского народа в целом, то царь вручил Акпарсу грамоту, в которой велел марийцев "не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст ". С уплатой, правда, исторически не сложилось - из рук предприимчивого Акпарса грамота об уплате налогов куда-то таинственно исчезла...

С тех пор прошло пять веков, но марийцы не забыли своего Белого князя. Каждый год 26 апреля в Марий-Эл празднуют день Национального марийского героя и имя Акпарса в этот день называют одним из первых. Он сделал очень многое для добровольного присоединения горных марийцев к государству российскому на условиях сохранения ими своей культурной самобытности.

В 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. Самому князю уже в 21 веке поставили памятник на правом берегу реки. Акпарс изображен на нем безоружным - в одной руке он держит гусли, а другой приветствует свой народ. Этим мудрый марийский князь напоминает людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта.

Анна Окунь