Изобретения цивилизаций древнего мира презентация. Технологическая карта урока истории «Древний мир – рождение первых цивилизаций. Современные Олимпийские игры

Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом? Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы? «Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?» Что такое Древний мир? Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?


Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? Каких знаний нам не хватает? Знаем Не знаем Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Древний мир – вторая эпоха всемирной истории Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?













Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова салат. Многоэтажные дома. Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.


Древний Рим Канализация. Нечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термо источника. Это и была первая полноценная канализация, она же Клоака, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров. Стеклопакеты. Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7 м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.


Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.





В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад Объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.





Древний Египет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение. 2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.


Древний Египет 3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками. 4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.









Междуречье Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901 г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др. Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.


Итог урока: Что вас удивило на уроке? Что приобрели, чувствовали, думали? Что открыли нового для себя? Что больше удалось? Зачем нам был нужен этот урок? Оцените свою работу на уроке: Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»


Использован материал учебника «Окружающий мир, «Человек и человечество» 4 класс». Издательства М.: Баласс, 2012 г. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – 2-е изд., - М.: Баллас, 2011 При подготовке презентации были использованы материалы сайтов: – картинки

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций
Цель: познакомить учащихся с древними цивилизациями
Задачи:

Образовательные:

    Познакомить с понятием «цивилизация»; Познакомить с эпохой Древнего мира; Показать географическое местоположение древних цивилизаций на карте;

Развивающие:

    Способствовать развитию ВПФ: устной речи, мышления, восприятия, воображение; Расширять кругозор;

Воспитательные:

    Формировать интерес к истории своей Родины; Воспитывать любовь, уважение к окружающему миру.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, доска, тетрадь ТПО

Ход урока


Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна, и я у вас проведу урок окружающего. Присаживайтесь.

Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.


Актуализация знаний

Скажите, а где вы побывали на прошлых уроках? (В первобытном мире)

Почему Первобытный мир называют «первыми шагами человека»? (Первобытный мир – это время появления первых людей и овладение ими самыми главными человеческими умениями)

Какие изобретения и умения сделали люди в Первобытном обществе? (В эпоху Первобытного мира люди научились говорить, научились выращивать растения, животных, добыли о сохраняли огонь, изготавливали орудия труда из камня, кости, дерева)

Ребята, посмотрите на слайд, здесь изображена река времени. Скажите, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? (В эпоху древнего мира) – слайд № 1


Постановка проблемной ситуации

Ребята, посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: слайд № 2


1. Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? (Да, постоянно)

2. Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

(Ученики могут высказать разные предположения:

    - все современные; - все древние; - некоторые древние, а некоторые современные)

Какой у нас возникает вопрос? (Кто из нас прав? К какой эпохе относятся все представленные нам предметы?)


Изучение нового материала

Нам сегодня предстоит узнать, какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

Посмотрите на слайд слайд №3

Прочитайте тему нашего урока. (Древний мир – рождение первых цивилизаций)

Что такое цивилизация? (Предположение) Ребята давайте узнаем значение этого слова из текста на странице 53. Прочитайте текст про себя, дайте понятие слову «цивилизация» (Цивилизация – это высокая ступень развития; общество со своей культурой)

Ребята посмотрите на схему «Переход от первобытного общества к цивилизации» на странице 53, скажите, чем отличается первобытное общество от цивилизации? Что произошло? (Среди маленьких поселков появились новые города)

города государства письменность

___________________________

цивилизация

поселки роды и племена сказания

_______________________________________

первобытное общество

Что стали делать правители, чтобы организовать и защитить жизнь людей? (Стали писать законы, создавать войска, собирать налоги. Появились новые организации, занятые управлением обществом – государства)

Какое еще важное изобретение было при переходе к цивилизации? (Изобрели письменность)

Для чего нужна письменность? (Для передачи различных сведений, для которых недостаточно устных рассказов)

Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. (Люди начинают строить города, создают государство, изобретают письменность) – слайд

Какое основное отличие эпохи Древнего мира от Эпохи Первобытного мира? (В эту эпоху появились первые цивилизации: города, государства, письменность)


Физкультминутка (видео файл)

Работа с картой на стр. 54-55

Рассмотрите карту на страницах 54-55.

Скажите в чем её особенность? (На странице 54 изображена карта Древнего мира, а на странице 55 карта 3-го тысячелетия до нашей эры – V век н. э.. В Древнем мире была маленькая плотность населения на единицу площади)

Что обозначено на карте широкой розовой линией? (Граница цивилизованного мира)

Что находится за пределами этой границы? (То, что осталось - мир первобытных людей)

Где возникают древние цивилизации, в каком полушарии? (В восточном)

Какой мир обширнее – мир первобытных племен или мир древних цивилизаций? (мир первобытных племен обширнее)

Что отмечено разными цветами на карте? (Древние цивилизации)

Верно. Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек (Тигр и Евфрат, Нил, Инд) как вы думаете почему? (Реки играли такую огромную роль в их жизни людей – средство передвижения, воды для с\х, нужд, защиты от врагов)


Какие цивилизации расположены в Европе? (Древний Рим и Древняя Греция)

Остановимся подробнее на этих цивилизациях

Древний Рим был основан в 753 году до н. э. в Центральной Италии на месте древнейших поколений. Жители Рима создали самое могучее государство древности и завоевали разные страны. В 70 – 80 годах нашей эры в Риме был сооружен амфитатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат.«Громадный»). Римский Колизей представляет собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стороны. Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещает около 50 тыс. зрителей.

Следующая цивилизация – Древняя Греция. В Древней Греции усовершенствовали письмо древних мореплавателей – финикийцев, и впервые создали из гласных и согласных букв. Исповедуя культ здоровья и физической силы, греки провели спортивные соревнования в честь бога Зевса, жившего на горе Олимп. Поэтому наверное любое слово, в котором есть слово «Олимп», сразу ассоциируется с Древней Грецией.

Назовите цивилизации расположенные в Древнем Востоке? (Древний Египет, Западная и Средняя Азия или Древнее Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай)

5 тысяч лет назад на берегах реки Нил появилось великое царство – Древний Египет. Это страна, которая расположена посреди самой большой пустыни на Земле – Сахары. Жрецы Древнего Египта изобрели календарь, которым люди пользуются и сегодня. Как это произошло? Ответ прост! Чтобы получать хороший урожай с полей, надо точно знать, когда начнется разлив Нила, а когда вода отступает; когда следует сеять, а когда приходит время убирать урожай. Именно тогда, когда люд научились собирать большой урожай, и многие из них уже могли заниматься не , а например строить дома. Все подчинялись фараону. Его власть была настолько велика, что люди поклонялись ему как живому богу. На западном берегу Нила возвышаются грандиозные пирамиды фараонов. Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка. Сейчас пирамиды считаются интересным местом для туристов. Древние Греки считали пирамиды первым из 7 чудес света.

Буддийская ступа. Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей.

Ворота Иштар. Главные городские ворота носили имя богини Иштар. Через эти ворота проходила торжественная процессия во время самого важного праздника – Нового года. Она была главным женским божеством. Ее поклонники обращались к ней как к «Деве»

Китайская стена. Крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении8851,8км. Строительство началось в 3 веке до н. э. для защиты государства от набегов кочевого народа. Высота Великой Китайской стены составляет примерно 5 метров

Ребята, мы сейчас рассмотрели архитектурные сооружения. Похожи ли эти сооружения между собой? (нет, не похожи)

Почему? (Страны различны, значит и культура разная)

Верно. Культура накладывает свой отпечаток на разные страны. У разных стран свои традиции и обычаи.

Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что можете сказать? (разная одежда) (показ слайдов)

Сравните письменность? (в каждой стране своя письменность) (показ слайдов)

    Язык древних египтян известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Так как он является «мёртвым» языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки. Древняя Индия. Чаще всего в качестве материала для письма использовался пальмовый лист, высушенный, размягченный, надрезанный и разделенный на полосы. Для книги соединяли несколько таких полос. На большей части территории Индии чернила получали из черной сажи или , а писали тростниковым пером Древний Рим. В древнейшее время римляне писали на камне, металле и полотне. Для объявлений и документов использовались также и набеленные деревянные доски. Чтобы написанное не стиралось, когда складывали несколько дощечек, каждая из них оправлялась в деревянную рамку. Писчим материалом для изготовления книг служила бумага или пергамент. Бумага готовилась из тонких полос сердцевины египетского папируса. Древний Китай. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом. Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке. Древняя Греция. Когда в IX – VIII вв. до н. э. у греков появилось алфавитное письмо, они стали писать на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папирус. Позднее в Риме и Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и написать новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали.

ЇКакой можно сделать вывод? (У каждой цивилизации своя особая культура)

ЇОткрыли стр.56 в учебнике. Какие предметы к нам действительно пришли из Древнего мира? (ответы детей по картинкам)

Закрепление пройденного материала

Работа в ТПО, страница 36 № 1:

Эпоха древнего мира – это рождение первых цивилизаций. Стали появляться первые города. Чтобы организовать и защищать жизнь разных людей, надо было иметь законы, содержать войско, собирать налоги. Так появлялись государства.

Решение кроссворда – слайд

Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретениями следующих достижений:

Календарь, в котором год равен 365 дням Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) Шелковые ткани (Китай) Названия месяцев (Рим) Алфавит из гласных и согласных букв (Греция) Время (Междуречье)
Итог

Ї Что такое эпоха Древнего мира? (Время возникновения первых цивилизаций, городов и государств, которые передали нам свои достижения)

ЇЧто такое цивилизация? (Это высший этап развития общества; переход из первобытного состояния на более высокую ступень развития)

ЇЧто интересного вы узнали на уроке?

Домашнее задание

ТПО – страница 39, № 4; доклады на тему «Развитие техники в эпоху Древнего мира»

Цель урока: познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.

На уроке используются технологии исследовательской работы, метод проектов, работа в группах. При изучении Древних цивилизаций (Египет, Китай, Индия, Греция, Рим) создаются газеты с краткой информацией о каждой: управление, достижения, достопримечательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

«Древний мир – рождение первых цивилизаций».

4 класс

Программа : «Школа 2100», «Окружающий мир», Вахрушев А.А., Раутиан А.С.,

«Мир и человек», М., «Баласс», 2000г.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Познавательные:

  • Познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.
  • Формировать умение создавать учебные проекты

Развивающие:

  • Развивать умение работать с исторической картой в учебнике и контурной картой в тетради.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к истории, расширять кругозор.

УУД:

Личностные: становление ценностных ориентиров по формированию уважительного отношения к истории народов.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему, умение работать по заданному алгоритму.

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи древнего мира с точки зрения их морали, перерабатывать полученную информацию из одной форы в другую, представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению, умение договариваться, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Форма организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • презентация.
  • учебник, контурные карты.
  • материалы для групповой работы

Примечание: метод проектов, предполагает большую подготовку учителя и учеников. Учащиеся класса разбиваются на 5 групп.

Каждой из которых предлагается материал об одной из древних цивилизаций. Учитель корректирует работу школьников, помогает составить план защиты проекта. Во время проведения урока каждая группа рассказывает об одной из цивилизаций, а также демонстрируя иллюстрации из энциклопедий и других источников информации.

Учитель: Семенова Светлана Владимировна

Ход урока.

Этап урока, цель

Использование цифровых образовательных ресурсов

1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)

Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться)

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, милые ребята,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало в нашем классе

И светлее, и теплей!

2. Повторение изученного материала

- повторить изученный материал, закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу

На прошлом уроке истории мы говорили о первобытных людях.

Назовите основные занятия первобытных людей.

Как современный человек узнал, о том как жили первобытные люди?

Какими достижениями мы пользуемся до сих пор?

Учащиеся рассказывают материал предыдущего урока:

1) Люди живут на охотничьих стоянках, либо в маленьких селениях.

2) Общество состоит из родов и племен, в которых нет расслоения на богатых и бедных.

3) Власть принадлежит народным собраниям племени, старейшинам, избранным вождям.

4) Знания передают путем устных сказаний в виде изображений.

Археологи находили вещественные доказательства (инструменты, наскальная живопись)

огонь

На доске вывешиваются таблицы:

Пещеры

Охота

Община, вождь

Наскальная живопись

3. Вводно-мотивационный

Подготовить учащихся к общению, к усвоению нового материала

На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по реке времени. Мы отправляемся в Древний мир.

Это новая ступенька развития общества. Как вы думаете какая главная цель и задача нашего урока?

Действительно, мы узнаем о древнейших государствах, узнаем, какую страну можно назвать государством.

Как мы узнаем об эпохе, которой была 3 миллиона лет назад?

А еще будем работать с исторической картой Древнего мира, познакомимся с достопримечательностями древних цивилизаций, которые дошли до наших времен.

Понять, чем отличатся первобытный мир от древнего.

Из учебника, из рассказа учителя, из энциклопедий, компьютер

4. Этап собственно-учебной деятельности.

Образовательный аспект цели урока.

Работа с учебником с. 53

Чем же отличается Древняя цивилизация от Первобытного общества?

Как только человек научился обрабатывать землю, выращивать растения и животных, он встал на следующую ступеньку своего развития

Появились ремесла, стали строить города, появились люди, управляющие другими людьми, начался переход от первобытности к цивилизации . Это произошло примерно в середине 4 тысячелетия до

нашей эры.

Посмотрите нп схему и ответьте, что является началом Древнего мира?

Учащиеся наблюдают по схеме переход от первобытности к первым цивилизациям

Появление городов

Слайд 1

Сделайте предположения: что такое «цивилизация»?

Слово «цивилизация» произошло от латинского слова «цивилис», что означает «гражданский, городской, государственный». Т.е. «цивилизация» - это такая организация жизни людей, которая противоположна дикому состоянию жизни, грубому поведению человека.

Цивилизации – это организованные сообщества людей с высоко развитой культурой, религией.

Чем отличается Древняя цивилизация от Первобытного общества?

Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, высказывают предположения, учитель предлагает перевод слова, подводит их к определению термина.

Учащиеся читают текст учебника

Слайд 2

Цивилизация

Слайд 3

Возникновение городов

Слайд 4

Государство

Слайд 5

Неоходимо иметь

Слайд 6

Письменность

Слайд 7

Работа с контурной картой

Работа с картой с. 54-55

Посмотрите на условные обозначения

Какие государства относятся к Древнему миру?

Что объединят Древние цивилизации?

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизации зародились в долинах крупнейших рек.

Как вы думаете, почему?

Работа с контурной картой с. 84-85

Сюда, в плодородные долины, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Египет, Междуречье, Рим, Греция, Китай, Индия

Учащиеся высказываются, на доске записываются наиболее точные предположения.

Учащиеся смотрят на изображения рек, на карту и отмечают на контурных исторических картах реки Тигр и Евфрат, Нил, Хуанхэ, Янцзы, Инд и Ганг.

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией, что означает «земля между двумя реками»

Действительно, Месопотамия располагалась между двумя реками: Тигром и Евфратом.

Школьники заполняют контурную карту

Слайд 8

Слайд 9 Первые дома

В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ – шумеры. В переводе с древнего языка слово «шумеры» означало «черноголовые».

Как вы думаете, почему этот народ так себя назвал?

Школьники на карте отмечают красным цветом шумерское государство, отвечают на вопрос.

Слайд 10

С шумерами связана одна из загадок истории Древнего Мира.

Неизвестно, откуда они пришли в Месопотамию. Язык шумеров не похож ни на какой другой.

По сохранившимся изображениям мы знаем, что у шумеров были овальные лица с большими глазами. Кажется, что это пришельцы с других миров.

И мужчины, и женщины носили юбки из шерстяной ткани или листьев. Мужчины брили головы, а женщины носили красивые головные уборы.

Из глины они делали кирпичи и строили города.

Города появились на холмах, были обнесены стенами, т.е. имели

определенную территорию и границы.

Во главе шумерских городов стояли правители (цари).

Правители издавали законы . Это были первые законы в истории.

Город-государство имел свою казну , находящуюся в распоряжении правителя.

Государства воевали между собой, и поэтому они нуждались в войске.

Итак, на примере Шумера вы увидели, что появление цивилизации связано с появлением государства .

Используя полученную схему, назовите признаки государства.

Ключевые слова записываются в виде схемы. Так дети подводятся к определению «государства»

Перечисляют признаки государства

Для управления государством, учета имущества, для обозначения того, кому, сколько и что принадлежит, были придуманы знаки – рисунки. Шумеры выдавливали их на глиняных дощечках палочками.

Изобретение письменности – это одно из величайших достижений человечества.

4. Первичное закрепление нового материала.

Образовательный аспект цели урока

- повысить уровень осмысления изученного материала на основе применения его на практике

Работа в группах

В Африке, в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация древнего Египта, ровесницы Шумера.

Учащиеся каждой группы читают энциклопедические данные о Древней цивилизации и по плану готовят рассказ.

Слайд 11

Огромная каменистая пустыня покрывает северо-восток Африки. Климат сухой и жаркий, дожди редко.

Жизнь развивается в этих местах благодаря реке Нил.

Рекой жизни называли ее египтяне. Почему?

Разливаясь, Нил оставлял плодородный ил.

Египтяне строили каналы для отвода лишней воды с полей и для полива в засуху.

Кроме того, по берегам Нила рос папирус. Из этого растения делали лодки, а позже – материал для письма.

Что вы узнали о Египте?

Предположения детей

Группа учащихся рассказывает о Древнем Египте.

В древнем Египте для царей (фараонов) строили гробницы – пирамиды, в которых они должны были жить после смерти.

Строили пирамиды крестьяне, рабы. Их была не одна тысяча человек. На строительство пирамиды уходили десятки лет

Самая большая пирамида – пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м (это примерно 50-этажный дом). Сложена более чем из 2 млн. каменных блоков, каждый блок весил почти 2,5 тонн. Блоки очень плотно укладывали, без использования связующего раствора. Мастерство строителей пирамид было столь совершенным, что их творения стоят уже более 4,5 лет.

Пирамиды – это одно из чудес света.

Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека.

Слайд 12

Древние цивилизации существовали и на Дальнем Востоке.

В долине 2-х рек: Хуанхэ и Янцзы (в переводе «желтая» и «голубая» река)расположилась Китайская цивилизация.

Заполняют контурную карту

Для защиты государства с севера от набегов кочевников была построена стена.

Для строительства этого заградительного сооружения со всей страны согнали сотни тысяч рабов, военнопленных, земледельцев.

День и ночь трудились они под плетьми надсмотрщиков. Строители укладывали огромные камни, кирпичи, утрамбовывали землю. Множество людей погибло при возведении стены.

Она протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала 10 м (2-3-этажный дом).

Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам.

Через определенные промежутки возвышались укрепленные башни. Они охранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижения врагов, они зажигали на башне огонь. Зажженный огонь видели с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на много километров передавался сигнал об опасности. Тут же приходила подмога.

Китайцы открыли производство шелка и долго не раскрывали свой секрет, пока китайская принцесса, отданная замуж в далекую страну не вывезла в своей прическе несколько коконов шелкопряда.

Китайская письменность – иероглифы произошла из рисунков.

Китайцы изобрели бумагу – лучший материал для письма, которым мы пользуемся до сих пор.

Из шелковых нитей ткали прозрачную ткань, из нее шили красивые наряды. Художники писали на шелке свои картины.

Еще они изобрели порох, компас, прибор, предсказывающий землетрясения.

На полуострове Индостан расположилась Индия.

Заполняют контурную карту

Группа школьников рассказывают об Индии, комментируют слайды

Жители Древней Индии изобрели цифры, которыми мы пользуемся и называем арабскими. На самом деле арабы позаимствовали их у индийцев.

Очень важным математическим открытием индийцев был нуль – знак для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись.

Искусству мудро править людьми царей учила игра «чатуранга» - шахматы/

Греки называли свою страну Элладой, а себя – эллинами.

Что вы знаете о Греции?

Заполняют контурную карту

Рассказывают о Греции

Древняя Греция – родина Олимпийских игр. В них принимали участие только мужчины, женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни.

Греки соревновались в беге, прыжках, метании копья, борьбе и соревновании колесниц.

Афины – самый красивый город Греции. В нем находились храмы для богов. В центре построили Парфенон – храм богини Афины.

Ее 12-метровая статуя стояла в Парфеноне.

Заполняют контурную карту, комментируют слайды, добавляют материалом энциклопедий.

Отметим на контурной карте Древний Рим и послушаем об этой древней цивилизации

Древний Рим славился гладиаторскими боями.

Гладиаторы – это самые сильные рабы. Их заставляли сражаться друг с другом на арене цирка для развлечения собравшихся римлян.

Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, со львами.

Поединки зачастую были очень жестокими. Как рассказывали римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было посыпать песком, чтобы возобновить бой.

Колизей – самое большое и красивое сооружение для проведения гладиаторских боев и других зрелищ. Здесь могло поместиться 56 тысяч человек

5. Подведение итога урока.

Подвести итог урока, оценить работу учащихся

С какими цивилизациями познакомились?

Что такое цивилизация?

Какое сообщество людей можно назвать государством?

1) Люди строят города- новые центры хозяйства (ремесла, торговля)

2) Общество состоит из семей и народов, расслаивается на богатых и бедных, знатных и незнатных

3) Власть осуществляет государство через чиновников, законы, армию.

4) Знания хранят и передают с помощью письменности.

Игра «Верю – не верю»

6. Этап информирования д/з и инструктаж по его выполнению.

Сообщить д/з, разъяснить способ его выполнения и мотивировать необходимость и обязательность его выполнения

Дома вы продолжите работать с контурной картой. На рассмотренных сегодня цивилизациях отметьте условными обозначениями те достопримечательности, о которых вы рассказывали на уроке. А также можно подготовить интересный доп. Материал «7чудес света»


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древний мир – рождение первых цивилизаций

Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом? Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы? « К акими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?» Что такое Древний мир? Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?

Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? Каких знаний нам не хватает? Знаем Не знаем Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Древний мир – вторая эпоха всемирной истории Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?

Цивилизация - это новая, более высокая ступень развития человечества, разные страны со своей особой культурой Основные признаки цивилизации: Государство (царь, налоги, армия) Города Письменность

Древний Рим Древняя Греция Древний Египет Междуречье Древний Китай Древняя Индия

Древний Рим Древний Рим расположен на Аппеннинском полуострове. Столицей является город Рим, основанный в 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями весталки Реии Сильвии и бога войны Марса. Город основан на вершине Капитолийского холма, где впоследствии возникли административные здания: сенат, трибуна. Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямыми проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами, площади были украшены статуями. В истории Рима очень много событий вызывающих интерес: жизнь Гай Юлия Цезаря, восстание Спартака, Пунические войны

Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова “салат”. Многоэтажные дома. Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.

Древний Рим Канализация. Н ечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термоисточника. Это и была первая полноценная канализация, она же “Клоака”, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров. Стеклопакеты. Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.

Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.

Египет – древнее государство, существовавшее в долине нижнего Нила. Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшейся вдоль берега Нила. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями. Сначала страна делилась на Верхний и Нижний Египет. Древние египтяне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. В 3 тыс. до н.э. значительно окрепла и упрочилась царская власть. Это отразилось в самых знаменитых памятниках Древнего Египта – пирамидах. Древний Египет

Древний Е гипет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение. 2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.

Древний Египет 3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками. 4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.

Древний Египет 5 . В Египте существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено тело человека. Вера в загробную жизнь привела египтян к появлению бальзамирования (мумификации) тел умерших. 6. Египтяне носили лёгкую одежду из полотна, в которой не было жарко. И мужчины и женщины пользовались косметикой. Богатые люди носили парики и украшения из золота и полудрагоценных камней.

ВЕРОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ СОГЛАСНО ВЕРОВАНИЯМ ЕГИПТЯН, ЧЕЛОВЕК СОСТОЯЛ ИЗ ТЕЛА (ХЕТ), ТЕНИ (ХАЙБЕТ), ИМЕНИ (РАН) И НЕВИДИМОГО ДВОЙНИКА (КА). ВЕРА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ ОТРАЖАЛАСЬ В РЕЛИГИИ ЕГИПТЯН. БОГ СОЛНЦА – РА, ЛЮБИМЫЙ БОГ – ОСИРИС. ПРНИМЕНЯЛАСЬ СЛОЖНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ, ЧТОБЫ КА ВСЕЛЯЛСЯ В МУМИЮ. ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО БЫЛО СОХРАНЕНИЕ ТЕЛА В ВИДЕ МУМИИ

Древний Китай Изготавливали шёлковую ткань (из этого материала делали даже книги, но они были очень дорогими). Изобрели дешевый материал – бумагу Изобрели компас Научились выращивать - чай Единая монета Китая Великая китайская стена

Древняя Греция Древняя Греция находилась на юге Балканского полуострова и включала острова Эгейского и Ионического морей. С 8 в до н.э. греки называли себя эллинами. Население Древней Греции занималось земледелием, садоводством (особенно выращиванием винограда и оливок), скотоводством (предпочтение отдавали мелкому скоту – козам). А так же было развито ремесло. В исторические времена территория эллинов дробилась на множество мелких государств. Наиболее крупные полисы были Спарта и Афины. Древние греки верили во многих богов: Зевс, Афина, Аполлон, Нептун, Гера, Артемида, Гермес и другие. Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры.

Древняя Греция 1. Спарта даже в мирное время была похожа на военный лагерь. Сыновья граждан Спарты в 7 лет поступали в школы, где проходили суровую закалку. Чтобы приучить мальчиков безропотно переносить тяготы военной службы, их раз в год жестоко секли в храмах. При этом мальчики не должны были даже стонать. Наибольшее внимание уделялось развитию силы, выносливости, храбрости, умения подчиняться и приказывать. Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой - лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Девушек воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет.

Древняя Греция 2. В другом греческом государстве – Афинах, названном в честь богини Афины – Богини войны, мудрости, знаний, искусств, ремёсел, почитали храбрость и мужество, но придавали большое значение наукам искусствам. Особенно ценилось ораторское искусство – красноречие. Ему специально обучали мальчиков в гимнасиях.

Древняя Греция 3. Выше всего древние греки ценили научные знания, которые поражали даже их потомков. Один из самых знаменитых греков – Архимед – учёный, математик, механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Он сделал много открытий: закон плавания тел, названный его именем, изобрёл винт для подъёма воды на сушу. Пифагор – математик-геометр, философ, религиозный и политический деятель. Ему приписывают изучение свойств целых чисел, доказательство теоремы Пифагора и другое. Писатели Эсхил, Софокл, Еврипид прославились пьесами. Историка Геродота называют «отцом» истории. Великими философами были Сократ, Платон, Аристотель. Театр к нам пришёл тоже из Греции Архимед Пифагор

Древняя Греция 4. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки. В Древней Греции занимались росписью керамических сосудов: амфор (остродонный сосуд), килик (изящная чаша), кратеров (большой сосуд). Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены из повседневной жизни, соревнования атлетов.

Древняя Греция То вазы – гиганты, то карлики – вазы И каждая ваза с рисунком рассказом! Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. А вот Артемида – богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили И Олимпийские игры они Тоже придумали в давние дни! Древнегреческий театр в Пергаме..

В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.

Междуречье Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад. Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов. Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.

Междуречье Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др. Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.

Развитие древнеиндийской архитектуры имеет некоторые особенности. Памятники существовавшие до III века до н. э., не сохранились до наших дней, так как строительным материалом служило дерево. С III веке до н. э. в строительстве используют камень. Большая ступа №1, где хранятся реликвии Будды Пещерный храм в Аджанте (империя Гуптов) Древняя Индия

Древнеиндийское искусство Статуя Будды Древняя фреска из Храма Аджанты (при Гуптах) Десятичные цифры Шахматы

Итог урока: Что такое эпоха Древнего мира? Какие цивилизованные страны существовали в эпоху Древнего мира? Назови главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Итог урока: Ч то вас удивило на уроке? Ч то приобрели, чувствовали, думали? Ч то открыли нового для себя? Ч то больше удалось? З ачем нам был нужен этот урок? Оцените свою работу на уроке: Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»