Как определить спряжение глагола по начальной форме. "как определить спряжение глагола"

Ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».

Если не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие : , стелить, зыбиться и зиждиться.

Ко второму спряжению также ряд с окончанием на –еть и на -ать: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения.

Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во - по образцу второго.

Видео по теме

Обратите внимание

1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу

Источники:

  • 1 спряжение примеры
  • Урок № 5

Существует два понимания спряжения, широкое и узкое. В широком понимании спряжением называется изменение глагола по временам, лицам, числам и наклонениям. А в узком смысле спряжением называют изменение глагола по числам и лицам. Давайте посмотрим, как определить спряжение.

Инструкция

В выделяется два спряжения, различающиеся личными окончаниями. Глаголы с окончаниями -ем, -ет, -ете, -ешь, -ут, -ют относят к первому спряжению. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь, -ите, -ат, -ят, -им, -ит относятся ко второму спряжению.

Существует алгоритм, помогающий без труда определить спряжение глагола. Во-первых, сначала следует определить, ли на окончание глагола . Если падает, получается, гласная в окончании данного глагола автоматически становится в сильную позицию. Если ударение на окончание не падает, то спряжение определяют по глагольной теме или по суффиксу. Если взять глаголы с безударным окончанием –ить, то все они относятся ко второму спряжению. К нему же относятся и исключения из правил: гнать, держать, видеть, смотреть, вертеть, обидеть, дышать, ненавидеть, слышать, зависеть, терпеть.

Все без исключения остальные глаголы, имеющие безударное окончание, относят к первому спряжению. К тому же спряжению относятся также некоторые глаголы см окончанием –ить. Только в этих глаголах звук «и» включен в состав , а чередуется он со звуками «э» и «й». Среди этих глаголов числятся: пить, шить, брить, бить, лить и прочие.

А вот глагол «стелить» а такой же форме используется лишь в инфинитиве, а его личные образовываются от глагола «стлать», который относится к первому спряжению.

Есть и разноспрягаемые глаголы. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать», а также их производные. Так глагол «хотеть» в единственном лице склоняется по образцу первого спряжения, а вот во уже по образцу второго.

Глагол «бежать» в единственном числе в форме 1-го и 2-го лица склоняют по образу первого спряжения, во всех остальных случаях – по образу спряжения второго.

Грамматическая категория – лицо служит для выражения отношения субъекта действия к говорящему. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Это основные характеристики глагола, которые надо уметь определять и отражать в морфологическом разборе.

Инструкция

Лица зависят от субъекта действия. Им может быть сам говорящий («я пишу»), тогда глагол употребляется в форме 1-го лица ед. числа. Действие, производимое группой лиц, среди которых находится говорящий, тогда выражается формой 1-го лица мн. числа («мы пишем»). Если действие производится одним собеседником, то глагол выступает в форме 2-го лица ед. числа («ты »), а если несколькими собеседниками или группой лиц – то 2-го лица мн. числа («вы пишете»). Действие, которое совершается тем, кто не является ни говорящим, ни собеседником, выражается 3-м лицом ед. числом («он/она пишет»), если же производители действия выступают в количестве больше одного, употребляется форма 3-го лица мн. числа («они пишут»).

Глаголы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения представлены во всех шести формах. В прошедшем времени, а также в сослагательном наклонении показателями лица являются личные местоимения («я писал», «ты писал», «он/она писал(а)», «мы писали», «вы писали», «они писали»).

Спряжение русского глагола не следует определять по инфинитиву (или, другими словами, по неопределенной форме). Так можно запросто ошибиться. Следует смотреть по личному окончанию, то есть по окончанию какого-нибудь лица в настоящем времени, лучше всего по 3 лицу мн. числа, но годится любая форма, кроме 1 лица ед. числа. У первого спряжения окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют); у второго -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Если окончание ударное или просто звучит ясно, то спряжение можно считать определенным. Например: ты говоришь (или они говорят) 2 спряжение, ты поёшь (они поют) 1 спряжение. Этот метод позволяет определить спряжение и глаголов типа "лететь": ты летишь 2 спр. И глаголов типа "плести": ты плетёшь 1 спряжение. Если все-таки не удается определить спряжение таким способом (окончание слышится неясно), то надо поставить глагол в инфинитив. Делать это надо обязательно с вопросом, чтобы не перепутать вид, так как глаголы видовой пары могут относиться к разным спряжениям. Например, ты бросаешь или бросаишь? Первое или второе? что делаешь? бросаешь что делать (а не сделать!) бросать (а не бросить). Далее действуем по стишку: Все глаголы на -ить, Кроме БРИТЬ и СТЕЛИТЬ, И еще одиннадцать глаголов Ко спряжению 2-му относить: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, А еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, и СМОТРЕТЬ. Например, надо определить спряжение слова стро...шь. Оно уже стоит в личной форме, но окончание ясно не слышится. Значит, ставим в инфинитив: что делаешь? стро..шь что делать? строить. Оканчивается на -ить, среди слов-исключений, упомянутых в стишке, его нет, значит, это второе спряжение, надо писать строишь. Стел...тся личная форма, но окончание звучит неясно. Что делает? стел..тся что делать? стелиться. Смотрим стишок: это слово среди исключений (приставки и -ся не влияют на спряжение), оно относится к 1 спряжению. если у глагола есть приставка вы-, она, как говорится, "перетягивает" на себя ударение. Чтобы определить спряжение, надо мысленно убрать вы-. Например, выгляд...шь: отбрасываем вы-, получаем глядишь, окончание ударное, с буквой И, значит, 2 спряжение, выглядИшь.

Стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория


Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям.

Глаголы первого спряжения:

Лицо Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:

Гнать, держать,

смотреть и видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть.

И зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

их “на –е-” спрягать нельзя.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

Общие сведения об уроке

Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Время проведения: 2 академических часа.

Цели:

Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование : мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске - стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски - задания самостоятельной работы), лист с темой урока - для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Постановка проблемы.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Контроль знаний.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т -

Все расскаж..т нам … (глагол.)

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее - о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

1 задание: (Слайды 2, 3)

Продолжите предложения:

Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл - ставим напротив задания).

Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого - второе задание.

2 задание : (Слайды 5, 6)

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

Им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла - ставим напротив задания).

3 задание: (Слайды 7, 8)

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

III . Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

Ты игра….шь

человек тон….т

лень вал….т

кто расскаж….т

мы не скуча….м

Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV . Изучение нового материала.

Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 - первый щелчок) :

Топит - топИ ть поможет - помО чь

светит - светИ ть греет - грЕ ть

любит - любИ ть забудет - забЫ ть

подарит - подарИ ть напишет - написА ть

- Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

Они падают на окончания? (Нет)

Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 - второй щелчок)

Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

Составим алгоритм определения спряжения глагола:

Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение - ешь, ет, ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение - ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание - в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

V . Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.

VI . Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

ты играЕшь (играть - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕШЬ)

человек тонЕт (тонуть - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

лень валИт (валить - 2 спряжение, поэтому окончание -ИТ)

кто расскажЕт (рассказать - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

мы не скучаЕм (скучать - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов - поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором - глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)

Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл - ставим напротив задания).

Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов - «5», 10-13 баллов - «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII . Контроль знаний.

А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?

3. Глаголы II спряжения имеют окончания…

А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл - ставим напротив задания).

Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина - на «5», Андрей - на «4», Миша - на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII . Домашнее задание.

Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX . Рефлексия.

Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное - сразу вставляем окончание, если безударное - н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

Интересная часть речи

В русском языке живёт .

Кто что делает расскажет ,

Чертит , пишет иль поёт .

Вышивает или пашет ,

Или забивает гол.

Моет , чистит , жарит , варит -

Все расскажет нам глагол.

Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

До свидания!

Список использованной литературы.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. - Просвещение, 2006.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. - М., Дрофа, 2004.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. - СПб, 2004.

Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. - М.: ВАКО, 2007.

Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М.: 1972.

Махмутов М.И.. Проблемное обучение. - М.: 1975.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. - М.: ВЛАДОС, 1995.

— пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола .

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам .

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания:

-у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) .

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ):

у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) .

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им- .

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. )

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило .

Ко второму спряжению относятся:

все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ;

11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

7 глаголов на -ЕТЬ:

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся,

(ты) пил…шь,

(он) удерж…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения :

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем .

Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колют ся .

Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь .

Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит .

Разноспрягаемые глаголы.

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми .

Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят .

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) .

Глаголы особого спряжения.

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ).