Проблемы дошкольного образования по мнению экспертов и родителей. Пути решения. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки консультация на тему Проблема формирования экспертных групп в доу

Факультет дошкольного образования, 491 группа. Абилова М., Исмагилова А.

Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений

В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются:

· Закон Российской Фе­дерации «Об образовании»,

· Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (при­каз Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27),

· приказ Ми­нистерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккре­дитации дошкольных образовательных учреждений».

Предметом и содержанием экспертизы в ходе аттестации вы­ступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного обра­зования. До его введения в действие критериями для экспертной оценки деятельности дошкольного учреждения являются времен­ные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанали­за) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреж­дения: критерии оценки деятельности дошкольного образователь­ного учреждения» к приказу МО РФ № 448.

На основании данной системы критериев осуществляется экс­пертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:

· кадровое обеспечение педагогического процесса в детском саду
(подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотруд­
ников);

· организация деятельности дошкольного учреждения (руковод­
ство и управление);

· материально-технические и медико-социальные условия пре­
бывания детей в детском саду (развивающая среда, безопасность,
охрана здоровья);

· оценка деятельности детского сада родителями воспитанни­
ков.

Аттестация дошкольного образовательного учреждения проис­ходит в два этапа:

· первый этап- самоэкспертиза по всем аспектам своей де­ятельности;

· второй этап - экспертная оценка деятельности детского сада экспертами независимой аттестационной комиссии.

Цель первого этапа - самоэкспертизы - выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руко­водителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкрет­ным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повы­шения качества материальной развивающей среды; демократиза­ции системы управления и контроля дошкольным учреждением.

Ответственным лицом за организацию и проведение самоэкс­пертизы является руководитель дошкольного образовательного учреждения. Его основные задачи: разъяснить сотрудникам цели и содержание аттестации, создать в дошкольном учреждении в этот период положительный психологический климат, обучить техно­логии самоэкспертизы.

Технология самоэкспертизы основана на самооценке всех аспек­тов деятельности дошкольного учреждения по балльной системе. Сбор данных для самоанализа осуществляется методами педагоги­ческой диагностики: наблюдениями в группах, беседами с детьми с использованием тестовых игровых заданий для выявления урон на развития ребенка, анализом продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и пр.), анкетированием воспитателей и родите­лей воспитанников, анализом медицинской и педагогической документации и т.д.

Суть технологии состоит в заполнении по результатам самоэкспертизы диагностических карт по балльной системе оценки и ми тематической обработке полученных данных.

Карты для диагностики содержания и методов воспитания и обучения в детском саду (раздел 1 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) индексированы по основным направлениям образова­тельного процесса работы с детьми. Например, И - развитие игровой деятельности, Р - речевое развитие ребенка, Ма - формирование элементарных математических представлений, Э - развитие экологической культуры детей и т.д.

1 балл - деятельность дошкольного учреждения не соответ­ствует критерию;

2 балла - частично соответствует критерию;

3 балла - полностью соответствует критерию.

В процессе математической обработки данных вначале подсчитываются баллы всех подкритериев, а затем определяется средний балл по каждому критерию путем нахождения среднего арифмети­ческого. Например, И (развитие игровой деятельности):

И 1 = (И 1.1 + И 1.2 + И 1.3 + И 1.4 + И 1.5) : 5 =

= (3 + 2 + 3 + 2 + 2) : 5 = 2,4 (приложение 3).

При составлении администрацией дошкольного образовательного учреждения отчета об этом аспекте его деятельности высчитываю! сводные баллы по всем группам с учетом экспертных оценок педагогов-специалистов, руководителей детских студий, секций, круж­ков, клубов и т.д. Средние баллы по каждому направлению образовательной работы с детьми суммируют и делят на количество групп Если данное направление оценивал также педагог-специалист, то его экспертную оценку суммируют с данными по группам, а затем вычисляют среднее арифметическое (приложение 4).

Средний балл по всем критериям данного аспекта деятельности дошкольного учреждения для аттестации должен быть не ниже 1,5, а средние баллы (коэффициенты) по каждому направлению развития ребенка (речевое, музыкальное, физическое и т.д.) - не ниже 1,2. Если средний балл по всем критериям, ниже 1,5 или средний балл, хотя бы по одному из направлений развития детей, ниже 1,2, требуется провести необходимые улучшения для выхода на повторную самоаттестацию.


Самоэкспертиза по кадровому и материально-техническому обеспечению, руководству и управлению дошкольным учрежде­нием, медико-социальным условиям в детском саду проводится руководителем учреждения. Критерии экспертных оценок по дан­ным аспектам деятельности дошкольного учреждения представле­ны в разделах 2 -4 приложения 1 к приказу МО РФ № 448. Данные критерии оцениваются по двухбалльной системе: «да», «нет» (при необходимости заполняется графа «Комментарии»).

Оценка деятельности детского сада родителями осуществляет­ся путем анонимного анкетирования (раздел 5 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) и завершает этап самоэкспертизы. В ито­говом листе указывают количество ответов «да» и «нет», «не знаю» по каждому из 10 вопросов анкеты и процент незаполненных анкет.

Длительность этапа самоэкспертизы не регламентирована, од­нако практика показывает, что он занимает от 2 до 4 месяцев, включая время на необходимые улучшения.

Завершая этап самоэкспертизы, руководитель дошкольного уч­реждения должен подготовить следующий пакет документов:

· заявление;

· копию устава дошкольного учреждения;

· копию лицензии на право образовательной деятельности;

· материалы самоэкспертизы;

· гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведе­нием аттестации.

Второй этап аттестации - экспертная оценка деятельности до­школьного образовательного учреждения экспертами независимой аттестационной комиссии, которая создается органами управле­ния образованием на период проведения аттестации. В приказе ука­зывается ее численный и персональный состав, сроки аттестации данного учреждения. В состав комиссии входят специалист в обла­сти дошкольной педагогики, психолог, медик, представители орга­на местного самоуправления и общественности. В состав комиссии не могут входить работники дошкольного учреждения, проходя­щего аттестацию.

Предметом экспертизы на данном этапе аттестации является от­чет о деятельности детского сада, составленный администрацией дошкольного учреждения по результатам самоэкспертизы, а также все аспекты деятельности учреждения.

Технология экспертной оценки предполагает экспертизу докумен­тов, выборочные проверки отчета на предмет его соответствия за­явленным критериям. Результаты аттестационного обследования образовательного учреждения экспертами должны не только обес­печить решение вопроса об аттестации учреждения в соответствии с заявленным им типом, но и подтвердить правомочность притя­заний на тот или иной вид и категорию.

· анализ организации деятельности, руководства и управления
учреждением;

· анализ ее результатов;

· анализ ее условий.

При этом особое внимание эксперты уделяют использованию современных форм организации образовательного процесса, ко­ординации деятельности воспитателей и педагогов-специалистов, взаимодействию с родителями, планированию работы, реализации комплексно-целевой программы развития дошкольного учрежде­ния, координации деятельности с учреждениями и организациями научно-методического обеспечения развития дошкольников.

Для сбора данной информации эксперты используют методы психолого-педагогической диагностики: наблюдения, беседы с деть­ми, родителями и персоналом детского сада, изучение документа­ции, результатов детской деятельности, тестирование педагогов по методике «Социально-психологический климат».

Экспертная оценка результатов образовательной деятельности основана на выявлении уровня физического и психического раз­вития детей, в том числе общей психологической готовности стар­ших дошкольников к обучению в школе. Для экспертной оценки используют диагностические методики и показатели, которые про­шли апробацию, подтвердившую их солидность и надежность, не требующие длительного исследования.

Математическая обработка данных экспертных оценок целесо­образна с помощью ЭВМ по программе «Комплексная автомати­зированная система диагностики образовательных учреждений с целью их аттестации» (КАСДОУ «Аттестация»).

Присутствие членов аттестационной комиссии в дошкольном учреждении (два дня) не должно менять режим работы, привыч­ный характер деятельности. Порядок работы комиссии экспертов, периодичность ее заседаний, процедура принятия решения опре­деляются самой комиссией и оформляются протоколом.

Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным учреждением требований государственного стандарта дошкольного образования, а также со­ответствия типу, виду и категории. Если эксперты считают, что дош­кольное учреждение заслуживает повышенной категории, в заклю­чении содержатся рекомендации учредителю об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования. Заключение подпи­сывают все члены аттестационной комиссии. Член комиссии, име­ющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

Заключение доводят до сведения коллектива дошкольного уч­реждения и представляют в орган управления образованием, про


водящий аттестацию. Приказ о признании дошкольного учрежде­ния аттестованным (неаттестованным) издается в двухнедельный срок. Положительное экспертное заключение является основани­ем для получения документа о государственной аккредитации. В свидетельстве об аккредитации должно быть обозначено одно из следующих наименований: центр развития ребенка - первая кате­гория; детский сад общеразвивающего вида - вторая категория; детский сад компенсирующего вида - вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления - вторая категория; детский сад комбинированного вида - вторая категория; детский сад - третья категория.

По результатам аттестации дошкольное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации можно обжаловать в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Повторную аттестацию (по требованию до­школьного учреждения) имеют право проводить не ранее чем че­рез 12 месяцев с момента отказа в государственной аккредитации.

Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Владение методом педагогической экспертизы как показательпрофессиональной компетентности менеджера дошкольного образования,
предпосылка успешной педагогической деятельности. Роль педагогической
экспертизы в развитии рефлексивной деятельности менеджера. Экспертные
оценки и перспективное планирование развития дошкольного

образовательного учреждения. Экспертные оценки и педагогический аспект как контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного образовательного учреждения.

ТЕМА: 3. Комплексная экспертиза деятельности ДОУ в процессе аттестации и аккредитации.

Сущность, значение и задачи лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.

Технология экспертной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений. Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

Нормативно-правовые документы по проведению аттестации и аккредитации ДОУ в России. Государственный стандарт дошкольного образования как основной нормативный документ прямого действия, определяющий толкование статьи 43 Конституции и Закона РФ «Об образовании».

Федеральный и национально - региональные компоненты государственного стандарта дошкольного образования.

Использование экспертных методов при оценке различных программ образовательных учреждений.

ТЕМА: 4. Экспертная оценка работы педагогов и руководителей ДОУ.

Цели, задачи и основные принципы аттестации педагогических и руководящих кадров в образовании. Самоанализ как первоначальный этап педагогической экспертизы. Выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного учреждения, ее возможные улучшения.

Оценка качества методических пособий. Методические рекомендации к созданию авторской разработки.

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений.

Пакет документов по самоаттестации, технология их оформления.

Предмет экспертизы на этапе работы экспертной комиссии. Порядок создания, сроки и график работы экспертных комиссий. Механизм проведения и обеспечения гуманистического характера аттестации, основные методы работы экспертов. Процедура принятия и формирования заключения экспертной комиссии по аттестации дошкольного образовательного учреждения.

Возможность обжалования экспертного заключения комиссии по аттестации в судебном порядке.

Процедура аккредитации. Уровни аккредитации дошкольных учреждений по трем категориям.

ТЕМА: 5. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основа принятия управленческого решения.

Значение педагогической диагностики для повышения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Сущность понятия «диагностика педагогического процесса», значение диагностики в повышении качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Общая характеристика методов диагностики Ц1111 дошкольного образовательного учреждения и основные этапы диагностирования. Специальные методы диагностики для выявления эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, семье; определения уровня освоения основных видов детской деятельности; готовности к обучению в школе; исследования микроклимата в педагогическом коллективе и т.д. Вариативность методик диагностики. Способы фиксации результатов наблюдения. Технология анализа результатов диагностики, количественный и качественный анализ педагогических фактов и явлений, графический способ представления результатов исследования. Необходимость комплексного использования методов диагностики.

Педагогическая диагностика экспертной оценки реализация образовательных программ.

Экспертная оценка результатов диагностики как основа принятия менеджером управленческого решения.

Практическое занятие №1

Тема: Экспертные оценки и научно-практическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Основные понятия:

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. В чем суть термина «экспертные оценки в образовании»?

2. Чем вызвана необходимость экспертных оценок и в каких областях применяются экспертные методы в педагогике?

3. Как экспертные оценки в образовании и научно-педагогическая экспертиза связаны с мониторингом качества образовательных услуг?

4. Какие документы служат нормативно-правовым основанием для научно-педагогической экспертизы?

5. Из каких квалификационных умений складывается система мониторинговых умений менеджера дошкольного образования?

Основная:

Дополнительная литература:

5. Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

7. Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8. Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9. Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

1. Внимательно прочтите определения и аргументированно докажите,
какие из них наиболее полно раскрывают сущность базовых понятий
изучаемого курса.

2.Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет­ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи­ны вариативности суждений.

3. Изобразите графически основные области применения экспертных методов в педагогике.

4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностической службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.

5.Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова­тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).

Практическое занятие №2-3

ТЕМА. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования.

Основные понятия: экспертиза, экспертные оценки, качество образования, оценка качества образования

Вопросы для обсуждения:

1. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования

2. Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Формы и методы проведения занятий, виды учебной деятельности студентов

Подготовка к занятию предполагает готовность к

· анализу конкретных ситуаций (case-study), связанных с проблемой комплексной экспертизы деятельности ДОУ, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

· семинару-дискуссии, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

· «мозговому штурму», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов для выполнения методического практикума.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании. - М., 2010.

2. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования: опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ /С.В. Кузьмин. – М.: Обруч, 2010. –128 с.

3. Мониторинг в детском саду. – Научно-методическое пособие /коллектив авторов. Спб. – 2010.

4. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература:

5.Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

6. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: Издательство Скрипторий 2003. – 104 с.

7.Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8.Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9.Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

· Провести социологическое исследование с помощью анкеты Л. М. Денякиной данной в учебном пособии (6). Анкету и ее анализ представить письменно.

· Выделите основные компоненты контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного учреждения.

· Перечислите и раскройте виды контроля (письменно).

· Опишите технологию осуществления контроля.

· Заполнить графы таблицы, предлагая наиболее эффективные методы диагностики и экспертных оценка основных объектов контроля при проведении в детском саду тематических проверок.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диаг­ностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают пе­дагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопро­сам образования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диагностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это подтверждает значимость педагогической диагностики для экспертных оценок в образовании. Одной из основных отличительных особенностей педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса являются объектами педагогической диагностики, а именно: педагог, обучаемый, содержание, методы, средства и результаты педагогической деятельности, а также закономерности педагогического процесса.

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.

Педагогической экспертизой называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе).

Теоретической базой для педагогической экспертизы являются методы экспертных оценок – количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, которые основываются на суждениях специалистов.

Экспертиза инновационных разработок в сфере образования имеет следующие цели:

В результате происходящих изменений в педагогической деятельности возникает необходимость в экспертизе, которая должна ответить на ряд вопросов.

Что предполагается сделать или что нового происходит в педагогической деятельности?

В чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним?

Какую проблему можно снять, если работать по-новому?

Экспертиза предполагает определенную структуру, которую можно представить следующим образом:

*цель экспертизы – оценка какого-либо действия, процесса, случившегося либо текущего или который только предполагается совершить или создать; оценка качества продукта или проекта по определенным результатам;

*объект экспертизы – деятельность по разработке, реализации проекта или вещественные характеристики, результат проектной деятельности;

*предмет экспертизы – документы, описанные результаты, практическая деятельность, опыт;

*средства экспертизы – как интуитивные, так и сложившиеся или сформированные в результате опыта;

*процедура экспертизы – соорганизация опытных специалистов (экспертов);

*продукт экспертизы – заключение экспертов после согласования по параметрам (критериям), предложенным для экспертизы.

Рассматривая педагогическую диагностику как объект научного изучения, Н.К. Голубев и Б.П. Битинас определили следующие ее функции на практике

*Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения.

*Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.

*Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию об обучаемых, но и включаться в их деятельность, в систему сложившихся отношений.

*Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера..

*Функции информирования участников педагогического процесса, т.е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно).

*Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого объекта.

Суть педагогической диагностики - изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Среди ее задач основной считается установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или неуспешность образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
- это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.
Правильная диагностика (по характерным признакам и объективным данным на основе экспертных оценок) создает условия для успешности педагогов и руководителя дошкольного образовательного учреждения в применении определенной совокупности содержания, способов и средств педагогических воздействий. Педагогическая диагностика, подчеркивает Е. С. Заир-Бек, имеет двусторонний характер
. С одной стороны, она направлена на развитие учащихся (воспитанников), улучшение условий образования, его эффективности, с другой - на развитие и совершенствование самого педагога. Использование воспитателем методов педагогической диагностики способствует развитию у него педагогической рефлексии.
Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа.

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

  1. Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
  2. Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».

Задачи педагогической деятельности:

Повышение качества методической работы;

Улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы:

- диагностическая работа с детьми;

Диагностическая работа с родителями;

Диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: (Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации,Закона Российской Федерации «Об образовании»,приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации,Устава образовательного учреждения, Договора с родителями,решений педагогического совета ОУ, приказов руководителя ОУ)

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Виды диагностики.

В работе педагогом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика

Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная педагогическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследование , с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

4. Итоговая диагностика . Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Таким образом, мы выяснили, что диагностика определяется как особый вид педагогической деятельности, выступающий начальным этапом прогнозирования профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи. При этом педагогическая диагностика, являясь самостоятельным компонентом педагогической деятельности, присутствует на всех ее уровнях: целеполагании, оценки, выбора технологий, конструировании содержания.

1.2.Основные этапы диагностирования
В теории управления образовательными системами (Н. П. Капустин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова) выделяют три основных этапа диагностирования тех или иных явлений в образовательном процессе.
Первый этап - предварительный, предположительный диагноз - требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотрудников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса, его направленности на социализацию и индивидуализацию развития воспитанников.
Не менее важны наблюдения за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.). Они дают возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения отдельных видов деятельности. Постановку предварительного диагноза в педагогической диагностике в практике детского сада может обеспечить и анализ детских работ (рисунки, поделки и другие продукты детской деятельности).
Второй этап- уточняющий диагноз - опирается на более точные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогической диагностики.
На данном этапе целесообразны беседы, опросы, анкетирование педагогов и родителей, хронометраж режима дня, изучение педагогической и медицинской документации. Широко используются специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, уровень речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности, готовности обучению в школе и т.д. Педагогическая диагностика на данном этапе сочетается с психологической, что требует взаимодействия с психологом.

Третий этап - окончательный диагноз - заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. На данном этапе преимущественно используется метод экспертных оценок.
Педагогическая диагностика в практике детского сада позволяет эффективно провести тематическую проверку, оценить успешность профессиональной деятельности педагога, выявить удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, помочь воспитателям и родителям понять причины, обусловливающие трудности в воспитании ребенка, определить успешность освоения образовательной программы и т.д. Поэтому выбор методов диагностики зависит от цели диагностирования.
Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает длительного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика.Целесообразен выбор апробированных методик и тестовых заданий с высокой степенью надежности и достоверности. Педагогическая диагностика дошкольников своеобразна, что связано с их возрастными особенностями. В работе с детьми широко применяются разнообразные игровые тестовые задания

1.3.Методы экспертной деятельности

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы возросли в последние годы. Способность принять верное управленческое решение на основе научно-обоснованной экспертной оценки - одно из важнейших профессиональных умений руководителя образовательного учреждения как специалиста

Теоретической базой для педагогической экспертизы являются методы экспертных оценок – количественные и/или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, которые основываются на суждениях специалистов.

Экспертиза разработок в сфере образования имеет следующие цели:

*Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженная в совокупности общих, специальных и частных критериев.

*Оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта) .

На этапе подготовки к экспертной деятельности должны быть уже определены методы исследования. Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.

Методы современной науки столь же разнообразны, как и сама наука, и в каждой научной дисциплине они имеют свою специфику. Вместе с тем, существуют общие классификации методов, например, эмпирические и теоретические, индуктивные и дедуктивные, количественные и качественные и т.д. Также отдельными авторами предлагается следующая классификация групп методов, используемых в исследовательской и экспертной деятельности: методы наблюдения; методы опроса; экспериментальные методы; специальные методы, обусловленные конкретными условиями экспертной деятельности.

Методы индивидуальных экспертных оценок включают оценки типа интервью и аналитические экспертные оценки. Методы коллективной экспертной оценки включают метод комиссий, метод отнесенной оценки и др. Работа эксперта, как теоретического, так и практического характера, не ограничивается использованием одного метода, а предполагает применение целой системы методов. Для изучения инноваций в образовании используются разнообразные методы сбора данных: наблюдение, анализ документов, опрос (интервьюирование, анкетирование, социометрический опрос).

Итак, можно отметить,что методы экспертной деятельности разнообразны. Выбор методов диагностики зависит от цели диагностирования.
Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает длительного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика.

1.4.Наблюдение как исходный метод педагогической диагностики Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.
Наблюдение различных аспектов образовательного процесса детского сада дает возможность получить конкретный фактический материал о состоянии воспитания и обучения, взаимодействии воспитателя с детьми и родителями. Поэтому данный метод является исходным в педагогической диагностике.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий:
*определение цели и задач наблюдения (выявить эффективность инновационной технологии, успешность освоения конкретного раздела образовательной программы или характер индивидуальной работы, направленность деятельности воспитателя на укрепление здоровья детей и т.п.);
*выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать и когда это наиболее целесообразно, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса);
*выбор способа наблюдения (открытое и скрытое от ребенка, не-включенное и включенное в деятельность воспитателя и детей, эпизодическое и более длительное по времени, повторное);
*выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в форме протокола, бланки и технологические карты, магнитофон, видеокамера и т.д.);
*анализ полученной информации, ее экспертная оценка .
Наблюдение - самый доступный метод педагогической диагностики, однако его эффективность может быть невысока из-за отсутствия программы наблюдения и нарушения технологии. В настоящее время большое распространение получили схемы наблюдения и технологические карты для сбора информации при наблюдении разных видов деятельности воспитателя и детей Их технологичность снимает трудоемкость наблюдения, концентрирует внимание на целом комплексе параметров, важных для экспертной.

Таким образом,наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя оценки.

1.5.Карточка наблюдения поведения ребенка в процессе НОД
(разработана Л. М.Деникиной )

Критерии анализа

Уровень оценок

Высокий

Средний

Низкий

1. Особенности поведения

1.1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается

1.2. Выполняет задание рассеянно или сосредоточен,но отвлекается

2. Особенности процесса выполнения задания

2.1. Самостоятелен от начала до конца

2.2. Подражает соседу

2.3. Работает быстро или медленно

2.4. Увлечен заданием или нет

2.5. Выполняет его старательно или небрежно

2.6. Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки; обращается к воспитателю за помощью или с вопросом; не обращается, но в помощи нуждается

2.7. Успевает закончить или оставляет работу незавершенной

3. Как оценивает полученный результат

3.1. Любуется своей работой, удовлетворен

3.2. Огорчается, смущается из-за ошибок И\недоделок

3.3. Проявляет равнодушие

Достоверность информации, полученной в процессе наблюдения, в значительной степени зависит от этики его проведения. Воспитатель и дети не должны чувствовать дискомфорт от наблюдения за ними, использования технических средств фиксации наблюдаемого.
Анализ полученной информации требует отделения главного от второстепенного и случайного, установления причин и зависимостей. При этом важен системный подход к анализу образовательного процесса, при котором деятельность воспитателя и деятельность детей взаимосвязаны.
Общий алгоритм педагогического анализа:

*целесообразность деятельности воспитателя с точки зрения
реализации цели и задач дошкольного образования;

*оценка его организаторских умений с точки зрения создания
и использования материальной развивающей среды;

*оценка гигиенических требований к организации наблюдае
мой деятельности;

*оценка содержания предлагаемой детской деятельности для
реализации развивающих, обучающих и воспитательных задач;

*оценка организации и содержания наблюдаемой деятельности
с точки зрения учета воспитателем возрастных и психологических
особенностей детей, индивидуального подхода к каждому ребен
ку

*оценка используемых методов и приемов, рациональность их
выбора (направленность на активизацию познавательной, эмоци
ональной, поведенческой сферы, развитие творческой самостоя
тельности);

*оценка модели взаимодействия воспитателя с детьми в про
цессе наблюдаемой деятельности, целесообразность ее выбора;

*учет воспитателем в работе ранее высказанных ему предложе
ний, замечаний;

*экспертная оценка наблюдаемого, принятие управленческого
решения.

Экспертная оценка базируется на использовании оценки степени выраженности показателя: очень высокая, высокая, достаточная, имеет место, слабая, отсутствует. Возможна балльная система оценок: 0 - недопустимый уровень (показатель отсутствует); 1 балл - критический уровень (показатель слабо выражен); 2 балла - допустимый уровень (показатель устойчиво проявляется); 3 балла - оптимальный уровень (показатель ярко выражен).
Балльная система оценки позволяет вычислить оценочный показатель, который определяется по формуле

N = N* ■ N

1У ™ " v max>

где N* - сумма баллов, полученная при оценке; N max - максимально возможное количество баллов .

Показатель 75 % и выше - оптимальное значение; 50 % и выше - допустимое значение; 40 % и ниже - критический уровень.


Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы :

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Срок аккредитации - пять лет".

Образовательная среда современного ДОУ – феномен многоаспектный, многопрофильный, находящийся в центре внимания ряда дисциплин, однако проблема безопасности учреждений дан­ного типа лишь недавно стала предметом психологических исследований. Теоретические и эмпи­рические исследования в рамках существующих подходов к психологической безопасности образо­вательной среды нацелены на выявление специфики ее наиболее важных характеристик и средств их оценки, т.е. разработки такой системы, которая позволила бы достаточно целостно и непротиво­речиво анализировать психологическую безопасность учреждений определенного типа.

Важнейшей характеристикой экспертизы является ее актуальность именно в ситуациях без четко разработанных алгоритмов, где отсутствуют рефлексии специалистов, а существующие не достаточны, экспертиза способна выявить новые, иногда более глубокие аспекты даже в ситуаци­ях очевидных. Она становится средством анализа и системного управления в двух основных ти­пах: исследуются качество результата и качество исполнения . Эксперты оценивают существу­ющие альтернативы или варианты возможных решений. В функции экспертизы не входит при этом принятие управленческих решений, она лишь апелляция к знаниям управленцев (администрации ДОУ). Содержание самих решений и их результат зависят от людей, их принимающих, от ценност­ных установок и волевых качеств самих руководителей.

Экспертиза опирается на авторитет привлекаемых для конкретных целей экспертов (ком­петентность, опыт, независимость суждений, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.). Личность специалиста-эксперта становится в этом случае главным «оружием». В образова­нии экспертная деятельность является не столько самостоятельной (профессиональной), сколько дополнительно выполняемой деятельностью представителей профессиональных групп (воспита­тели, педагоги, педагоги-психологи, менеджеры образования, ученые-исследователи и вузовские преподаватели). Эксперт – специалист, компетентный и искушенный в экспертируемых вопросах. Объективность экспертной оценки определяется профессиональным уровнем и личностными ка­чествами всей группы экспертов, которые должны обладать соответствующими знаниями и спо­собностями. В экспертизе ДОУ таковыми могут быть, прежде всего, опытные педагоги, психологи и представители администрации ДОУ.

Экспертиза должна проводиться с обязательным привлечением людей со стороны, т.е. не за­висящих ни от заказчиков, ни от экспертируемой ситуации. В экспертную группу должны входить исследователи (представители разработчика ПБОС), а также родители детей, заинтересованные в развитии психологической безопасности образовательной среды (ПБОС ДОУ). Для обеспечения психологической безопасности ДОУ необходимы определенная нормативная база, соблюдение кон­кретных требований, условий защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных си­туаций. Обеспечение психологической безопасности всех субъектов среды ДОУ должно учитывать следующие характеристики:

– адаптацию субъектов (прежде всего детей и педагогов) к ДОУ – в пределах нормы по сро­ку и уровню;

– влияние психики на физическое здоровье (низкий уровень психосоматики);

– уровень социально-психологического развития детей (взаимодействия и отношений со сверстниками, со значимыми взрослыми – воспитателями, родителями, бабушками и дедушками), наличие в группе непринимаемых, отвергаемых детей;

– морально-нравственный уровень (администрации, воспитателей и детей, их родителей);

– эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ, отношения со сверстни­ками), эмоциональное развитие детей (сочувствие, сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость);

– риски семейного воспитания (гипо- и гиперопека и, как следствие, повышение страхов, тревожности, гиперактивности, агрессивности, конфликтности);

– преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики); стрессы, отношения в коллективе и с администра­цией;

– эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребенок – взрослый» (воспитатели и дети, родители и дети), «ребенок – ребенок», «взрослый – взрослый» (воспита­тель – родители, воспитатель – воспитатель, администрация – воспитатели, администрация – ро­дители);

– внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей и внешними структурами), фактор детско-родительских отношений в пределах допустимых отклонений;

– информационная защищенность субъектов образовательной среды.

Образовательная среда ДОУ рассматривается как система влияний и условий, необходи­мых для социального развития личности. Если семья нацелена больше на раскрытие и развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка, то ДОУ, сохраняя, учитывая это, акцентирует воспитание социальное. В дошкольном учреждении исходно закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и Другому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т.д.). Осваивая это социальное пространство, нарожда­ющаяся личность осознанно и неосознанно строит свое отношение к будущему, обществу, к жиз­ни в целом. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие установки, нор­мы, ценности), будет зависеть дальнейшее движение, траектория социального развития ребенка.

Создание образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного вос­питания, обучения и развития должно способствовать обнаружению и реализации способностей детей, а обучение строиться в соответствии с их природными задатками и интересами. При этом, несомненно, должны учитываться и потребности общества, социальный запрос, ориентирующий на будущие профессиональные выборы. Однако успешность ДОУ, как и других образовательных учреждений, должна определяться, прежде всего, тем, какие качества превалируют в данной лич­ности – созидательные или деструктивные. Центральной категорией для ДОУ является общение . Общность, общение (поиск общего), общительность (способность к общению, единению) являют­ся определяющими характеристиками, а их отсутствие ведет к социогенным заболеваниям . Имен­но поэтому в паспорте эта категория должна быть представлена развернуто и c соответствующи­ми акцентами.

Экспертные оценки качественные или количественные показатели процессов или явле­ний, основанные на суждениях экспертов. И хотя оценка отдельного эксперта не является гаран­тией точности, экспертиза в целом, если в ней участвуют разные эксперты, позволяет оценить раз­личные стороны исследуемого объекта, выявив при этом многообразие существующих подходов и поняв такие вещи, о которых раньше не догадывались. Эксперт способен оценить продукты или результаты деятельности, их качество, уровень и т.д. по характеристикам, которые часто лишь су­ществуют в его голове и которые он сам порой не способен отрефлексировать, т.е. поставить под контроль своего сознания. Оценивая что-либо, он опирается на личностное знание, на индивиду­альный опыт, но то, как он это делает, порой ему самому не ведомо.

Экспертиза психологической безопасности образовательной среды ДОУ (ПБОС ДОУ) должна исходить из того, что ни один отдельный ответ эксперта не гарантирует достоверности оценки, но совокупность ответов экспертов, высветив многообразие позиций и подходов, позволяет учесть как минимум разные грани оцениваемого объекта, способствует более объемному его восприятию, бо­лее глубокому пониманию и позволяет уйти от упрощения или уплощения задачи. Экспертиза, как отмечается в ряде работ по психологической безопасности образовательной среды, «не сводится к проверке, контролю и оценке, хотя ее оценочная функция очень важна» (М. С. Мириманова, 2009).

Экспертные процедуры, минимизируя вмешательство, стремятся к выполнению разных функ­ций. Наблюдение экспертов как одна из наиболее первостепенных экспертных процедур может спо­собствовать выявлению наиболее важных характеристик различных аспектов жизни ДОУ и ее субъ­ектов – детей, воспитателей, администрации, родителей, др. сотрудников ДОУ.