Беседа подводный мир в подготовительной группе. Конспект нод в подготовительной группе на морскую тематику. Технологическая карта НОД

Тема «Путешествие в подводный мир».

Программное содержание:

Закрепить представления детей о многообразии обитателей подводного мира. Познакомить с возможностью использования разнообразного материала для создания художественного образа.

Формировать коммуникативные навыки, опыт сотрудничества и сотворчества.

Материал к занятию:

Ноутбук или мультимедийная установка,

Презентация «Подводный мир»;

Игрушка Лунтик; мультфильм про Лунтика
Аудиозапись Шум моря;

Декорация «подводная лодка»

Коробка для оформления морского дна, камушки, готовые водоросли, кораллы, веточки деревьев залепленные пластилином, картон залепленный желтым пластилином, расчески, кисти, салфетки, баночка с водой, гуашевые краски бумага, бусины, бисер, пайетки, соленое тесто, формочки для печенья, скалки, стеки, доски для лепки, клеенка, степлер.

Ход занятия.

Однажды, на Луне родился малыш.

Я родился!

Кто это говорит? Где он? Пойдемте, поищем.(Лунтик сидит возле магнитофона). Ах, вот он где. Давайте присядем и узнаем, зачем он к нам пожаловал этот лунный гость.

Говорю от лица Лунтика.

Здравствуйте ребята,

Меня зовут Лунтик

Я живу на луне и

знаю всех её жителей и обитателей

А ещё я часто бываю на земле

И знаком с её жителями

На земле у меня есть много друзей

Вы их знаете?

У меня и моих друзей есть мечта

Мы хотим познакомиться

С обитателями подводного мира

Вот для этого я к вам и прилетел.

Вы мне сможете помочь?

Конечно Лунтик, и расскажем, и покажем,

и даже сделаем поделки для твоих друзей

Ребята, а вы сами знаете подводных жителей?

Вы бывали на морском дне?

Вот это проблема!

Что тогда мы расскажем Лунтику о подводном мире?

Подумайте, как мы можем получить такие знания?

Ничего не придумали?

Ну, хорошо, у меня для вас есть подсказка

Посмотрите, на эту схему на ней вы увидите подсказку с помощью чего можно узнать о подводном мире.

Посмотрите на схемы, на них вы увидите подсказки.

С помощью чего можно узнать о море, о морских обитателях? (подумать самостоятельно, посмотреть и прочитать книги, спросить у взрослого, посмотреть в интернете или в телевизоре).

А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира. Вы согласны?

Как вы думаете, на чем можно туда попасть?

Я хочу вам предложить поплыть на подводной лодке. Вот она уже пришвартована.

Ну, что Лунтик, а ты поплывешь с нами?

Занимайте места. Я капитан, а вы мои матросы. Улыбнитесь друг другу и пожелайте приятного путешествия! В нашей лодке мы можем только впереди увидеть, кто живет в подводном царстве. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её. На счет три – погружаемся. Закройте глаза и считайте громко до трех. (Дети считают до трех. Звучит шум моря).

Вот уже и слышен шум моря. Мы с вами погружаемся в подводное царство. Откройте глаза. Появляются первые обитатели.

Прямо по курсу

Через море океан,
Плывет чудо – великан.

Кто это? Правильно, это кит, как-будто большой пароход.

Видите, там, вдали подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины). Озорные, веселые рыбки. Вон как резвятся.

Держим курс на юг. Ребята, а вы видите, кто это там плывет навстречу? Узнали?

Да, это же злобная акула. Посмотрите, Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда. Вы её боитесь? А ты Лунтик? Что-то страшновато. Давайте - ка скорее отсюда уплывем, не хочется попасть ей в пасть.

Посмотрите, сколько разных красивых рыбок. Какого они цвета? Да морские рыбки бывают разной окраски: желтые, синие красные, полосатые пятнистые, серебристые…

Посмотрите, как красиво. Что это? Что вам напоминают? На что похоже? На кусты, на деревья, как будто лес только под водой. Ребята, это кораллы. Они бывают разные в разных морях и океанах.

А это что такое вы знаете? Правильно это водоросли. Водорослями питаются рыбы.

Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.

А вы помните конька горбунка из сказки, хвост и грива есть. Такие смешные

Ребятки, а это кто? Вы знаете? Осьминог. А почему его так назвали, кто-нибудь знает? Оказывается у него восемь ног.

Я кого –то вижу на дне, отгадайте загадку кто это?

Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.

Конечно это морская звезда. Сколько у неё лучей? Пять. Какого цвета? Правильно красного.

Мы с вами много увидели морских обитателей. Может быть, нам пора уже возвращаться? Ой, что это такое? Кажется пещера.

Поплывем в неё или вернемся в детский сад? Или вы боитесь? Нет. Тогда поплыли. Там так, наверное интересно.

Ой, куда мы попали, да это же сказочную пещеру. Ребята поплывем в пещеру? В чем можно погрузиться под воду?

Можно надеть костюмы аквалангистов. А Лунтик под водой, может и без акваланга находиться. А вы выходите ко мне, давайте мы с вами их оденем. Одеваем, тяжело натягиваются, на ноги, на руки, не забудьте надеть маски, ласты, акваланги за спину. Попробуем подышать. Легко дышится? Тогда поплыли. Посмотрите ребята, тут, что-то написано.

–Кто-нибудь из вас умеет читать? Да, здесь написано сказочная подводная мастерская. Письмо какое –то. В нем написано, что в пещеру мы можем попасть, как только совершится волшебство. Злая каракатица заколдовала вход в пещеру и хозяйку пещеры, а мы сможем войти, если узнаем в этой кляксе хозяйку мастерской.

Давайте думать, на кого похожа клякса? Кто бы мог быть хозяйкой мастерской?

Что же можно такое дорисовать и где, чтобы догадаться?

Как вы думаете, могла бы быть это золотая рыбка?

Подойдите к мольберту. Посовещайтесь друг с другом, кто из вас будет рисовать, можно вдвоем. Не стесняйтесь, возьмите кисти и краски и начинайте рисовать. Пофантазируйте, какая она золотая рыбка? А остальные могут советовать. Лунтик может быть ты, что-нибудь посоветуешь? Можно нарисовать корону.

Как вы думаете, мы справились с заданием? Попробуем зайти? Ворота открываются. Тогда идемте вперед в пещеру. Сколько здесь фотографий обитателей морского царства. Они вам знакомы? Да здесь есть и те, которые повстречались нам в пути.

Сколько здесь разных материалов. Мы же обещали с вами помочь Лунтику?

Давайте вспомним, что есть на морском дне? Песок, камни, ракушки, водоросли. Вот я и предлагаю вам оформить вот эту коробку, под морское дно. Дно неровное в море, Аня расческа сделает бороздки, а ты Коля, посыпь песок, остальные возьмите, камни, ракушки и разложите, там, где хотите по дну коробки. А вот это что такое? Что напоминает? Водоросли. А водоросли есть в подводном мире? Давайте их тоже сюда поместим. Не забывайте нам нужно все делать быстро, а то нам не хватит воздуха. Торопитесь.

Кого еще здесь не хватает? Рыбок, морских звезд. Пойдемте посмотрим, из чего мы можем их сделать.

Интересно, что это такое? Посмотрите, потрогайте. Похоже на пластилин. А вы знаете, что это? Мне кажется это цветное соленое тесто. Каких цветов тесто здесь есть? Таким оно получается, если сразу в него добавить такую краску, которая вам необходима. А простое соленое тесто вот такое, потому что там только мука, соль и вода. Мне нравиться из него различные поделки делать. А вы хотите попробовать сделать из теста рыбок, морских звезд? Так давайте сделаем для Лунтика морских обитателей.

Кого бы вы хотели сделать? (Спросить каждого ребенка). Морскую звезду можно сделать обычным способом, раскатать комочек теста в шар, сплющить между ладоней и вытянуть в стороны пять лучей. Но можно сделать по- другому, раскатать тесто скалкой и вырезать формочкой для печенья ил просто стекой. Таких звезд можно украсить по- разному. Посмотрите, что есть на столе. Чем бы вы хотели украсить? Можно бисером, крупами, семечками, а лучше посыпать манкой или песком.

Ребята, после того, как слепишь из теста поделку, её нужно просушить. Чем тоньше тесто, тем быстрее поделка высохнет. Вот поэтому я предлагаю сделать, сначала заготовку из фольги, а потом уже облепить её тестом. (Показываю и объясняю, как это делается).

Мы много их видели пока, плыли на лодке. Давайте вспомним, каких обитателей мы встречали в пути?

Кто хочет попробовать сделать морских звезд? Посмотрите, Лунтик загрустил. Неужели он одних звезд будет показывать друзьям. Давайте ты… будешь делать морскую звезду. А остальные будет делать различных рыбок?

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.

Ну, а теперь можно заселить и наших обитателей. Ребята, мне кажется здесь ещё чего то не хватает? Что это вам напоминает? Кораллы. А давайте мы их украсим стеклярус, бисером, чтобы они были, как настоящие. Давайте и рыбку не забудем, которую расколдовали. Вот сюда её поместим. Лунтик посмотри, какая красота получилась.

Ребята, все получилось, что вы задумали? А что не получилось? Почему? Для кого мы делали морское дно и обитателей?

Нам пора уже возвращаться в детский сад. Ну, тогда занимайте места в подводной лодке. Приготовились к всплытию. Закрыли глаза и считаем до трех. Вот мы уже и вернулись. Давайте и нашим гостям покажем, какая красота у нас получилась.

Подписи к слайдам:

Через море океан Плывет чудо - великан

Подставляя людям спины В море нас спасут…

Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - "морской бандит".

Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг …

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - …

Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет.


Проект «Путешествие в подводный мир» для детей подготовительной группы детского сада

Описание: Проект для детей подготовительной группы детского сада, способствует систематизации знаний дошкольников о подводном мире и его обитателях.

Актуальность: Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.

Проблема: В результате опроса по теме выявлено, что дети проявляют интерес к изучению подводного мира, однако имеют недостаточно четкое представление о флоре и фауне водоемов: рек, озер, морей и океанов.

Цель: Систематизация знаний детей об обитателях подводного мира.

Задачи:
- расширять знания детей о классе рыб (названия, строение, способы питания, размножение);
- учить выделять характерные признаки различных рыб, классифицировать их (пресноводные, морские, аквариумные);
- развивать умение находить причинно – следственные связи, устанавливать взаимосвязь между местом обитания и питанием; рассуждать, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать бережное дружелюбное отношение к живым существам.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, родители.

Сроки реализации: февраль 2016 г.

Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.

Формы и методы работы:
- непосредственно – образовательная деятельность;
- беседы;
- художественная мастерская;
- опыты, исследования;
- дидактические настольные игры;
- сюжетно – ролевая игра;
- просмотр видеороликов, презентаций;
- тематическая выставка.

Ожидаемый результат: Дети
- выделяют характерные признаки живых объектов, обитающих в водоемах;
- классифицируют рыб: пресноводные, морские, аквариумные;
- устанавливают взаимосвязь между местом обитания рыб, их строением и питанием.

Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.

План реализации

Непосредственно - образовательная деятельность:
- «Подводный мир» - познавательное развитие;
- «В гостях у морского царя» - речевое развитие;
- «Человек и море» - социально – коммуникативное развитие;
- «Кто живет в бескрайнем океане» - чтение художественной литературы.

Исследовательская деятельность:
- «Как появились моря и океаны»;
- «Кто живет в воде»;
- «Почему исчезли панцирные рыбы»;
- «Вода – это хорошо или плохо»;
- «Кто ест водоросли»;
- «Кто чистит аквариум»;
- «Фильтрование воды».

Игровая деятельность:

Дидактические игры:
- «Где, чей дом»;
- «Узнай рыбу по описанию»;
- «Как появляется рыбка»;
- «Назови рыбу и ее дом».
Настольная игра:
- «Веселая рыбалка».
Сюжетно – ролевые игры - путешествия:
- «Путешествие в глубины океана»;
- « Путешествие на речку».

Художественное творчество:
- «Морские коньки играют в прятки» - аппликация;
- «Русалочки в подводном царстве» - рисование;
- «Аквалангисты и водолазы» - лепка;
- Создание композиции «Подводный мир».

Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Путешествие в подводный мир»;
- разучивание с детьми стихов, загадок об обитателях водоемов;
- создание буклетов совместно с детьми «Рыбы, которых я знаю».

Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа

Цели:

Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

Закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

Развивать самостоятельность, активность.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)

А вот наш помощник. Ребята, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель : - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя.

Там где солнце не сияет,

Мир подводный обитает.

Но о нем никто не знает,

Всяк попасть туда мечтает.

Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся.

1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит ).

1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

Молодец! Очень интересно!

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин ).

2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: – Молодец!

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула ).

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?

Дети: - Да.

3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Пальчиковая гимнастика « Подводный мир »

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба « козырьком » )

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

В.: - Смотрите, вот и осьминог!

4 Ребёнок : - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель : - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?

Дети: - Рыба.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

Игра « Вопросы - ответы »

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова ).

Чей хвост? (Это рыбий хвост ).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры ).

Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко ).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники ).

Чьи кости? (Это рыбьи кости ).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя ).

Чьи икринки? (Это рыбьи икринки ).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище ).

Чьи глаза? (Это рыбьи глаза ).

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!

5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.

В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ).

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

Воспитатель : - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра « Один - много»

Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

Море – моря;

Рыба – рыбы;

Акваланг – акваланги;

Батискаф - батискафы;

Лодка – лодки;

Водолаз – водолазы;

Кит – киты;

Осьминог - осьминоги;

Дельфин – дельфины;

Медуза – медузы;

Акула – акулы;

Коралл – кораллы.

Итог:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.

НОД Познание. Исследовательская деятельность.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»
(для детей подготовительной группы)
Автор: Жулина Любовь Васильевна, МБДОУ Детский сад № 35 г. Энгельса Саратовской области, воспитатель детского сада.


Цель:
1. Продолжать и расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении.
2. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.
3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной посудой (стеклышки, пробирки).
4. Работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
5. Активизировать умственные способности детей через головоломки, рассказывание по схеме.
6. Воспитывать потребность детей в общении с живой природой,повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения.

Словарная работа: актиния, Мировой океан, кристаллы, выпаривание.
Активизация словаря: морские обитатели, кораллы, морская соль.
Материалы и оборудование: глобус, «подводные» маски для каждого ребенка, грамзапись (шум моря), схемы опытов, держатель, спиртовка, черный экран, пипетка, стекла, куриные яйца, морская соль, аквариум, рыбка из пенопласта, нефть, стеклянные трубочки, тазик, сочки, осьминожки - сувениры.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, карты, оборудования для проведения опытов с морской водой; обитателей подводного мира на иллюстрациях; чтение произведений: Коллин Пэйни «Приключения маленьких дельфинов», Б.Заходер «Отшельник и Роза», «Кто в домике живет?». Проведение опытов экспериментов с водой. Наблюдение за рыбками (как они дышат, питаются, плавают).
Ход занятия:
Дети входят в зал (занавес закрыт).
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.
Воспитатель: А что это? (показываю на глобус) (Глобус)
А что он изображает? (Модель Земли)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой). Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т.д.). Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т.д.).
Воспитатель: Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир, для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте: «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие).
Воспитатель: А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами).
А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны). И так, надеваем маски, ласты, кислородные баллоны и погружаемся на морское дно (звучит музыка, открывается занавес и детей встречает царь – Нептун с осьминожками).
Нептун: «Я пучины повелитель
Грозный царь соленых вод.
И хотите, не хотите
Только дальше извините
Вы и шагу не сделаете вперед».
Воспитатель: Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство, чтобы познакомиться с твоими владениями.
Нептун: А что вы знаете о моем царстве? (дети рассказывают о 2-х рыбах: морском коньке и морском петухе; затем о водорослях, дельфине, а остальных обитателей просто называют: рыба-молот, рыба-пила, рыбы-прилипалы, скаты).
Нептун: А теперь разгадайте головоломку. Морской художник специально перепутал части тела у обитателей морского дна. (дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся: морской конек, акула, креветка, рыба-молот). Вы должны это исправить. (дети исправляют ошибку).
Нептун: Вы исправили ошибку моего художника. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. (Нептун по схеме рассказывает, что на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет).
Нептун: А вот мое следующее задание. Расскажите о том, что изображено на этих иллюстрациях? (дети рассказывают о морской звезде, что она любительница устриц. Передвигается на своих лучах с присосками. У нее 5 лучей, рот может быть расположен в центре тела с нижней стороны).
Нептун: А что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная).
Я вам, ребята, предлагаю пополоскать рот морской водой (поласкают). Действительно, морская вода соленая на вкус. В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая. (дети проходят в лабораторию, где на столах все необходимое для опыта).
Опыт: (проводит Нептун).
Разделение однородной смеси – соль + вода методом выпаривания.
Для эксперимента нам понадобится следующее оборудование: спиртовка, держатель, фарфоровая чашка для выпаривания, черный экран, лупа, стекла.
1 этап. – Выпаривание. Закрепляем держатель на чашке для выпаривания, наливаем немного морской воды, зажигаем спиртовку и начинаем нагревание. В процессе выпаривания, вода испаряется, а кристаллики соли остаются на дне чашки.

ВНИМАНИЕ! Чтобы погасить пламя горелки, ни в коем случае нельзя дуть на огонь.

Взяв специальный колпачок, накрываем пламя. Горение прекратилось.
Вывод: При выпаривании морской воды, вода испарилась, а осталась морская соль.
Нептун: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (дети рассматривают). На что они похожи? (на сахар, иней и т.д.).
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т.д.)
Имеют ли запах (нет).
2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая стеклянной палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились).
Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т.д.).
Нептун: а теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотел бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).
Эксперимент (по схеме).
1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т.к. яйцо тяжелое.
2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.
Нептун: какие вы молодцы, выполнили все мои задания.
Воспитатель: Морской царь, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Нептун: подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы. Сейчас я вам покажу, как это происходит.
Опыт с нефтью.
Нептун: Это модель моря (показывает на аквариум с прозрачной водой, на дне рыбка из пенопласта, придавленная грузом). Представьте себе, что в море попала нефть (при помощи стеклянной трубочки Нептун набирает нефть и капает несколько капель на поверхность «моря»).
Нептун: Посмотрите, образовалась пленка, покрывая всю поверхность «моря». Кислород теперь не поступает вглубь «моря». Нашей рыбке стало тяжело дышать на глубине и она стала всплывать на поверхность (убирают груз и пенопластовая рыбка всплывает, погибает).
Нептун: что можно сделать, чтобы очистить воду от нефти? (дети предлагают способы: можно промокнуть многослойной салфеткой, собрать сачком с фильтром или же стеклянной трубочкой. Затем дети берут стеклянные трубочки и собирают нефть с поверхности воды).
Нептун: мы на этом маленьком опыте предотвратили экологическую катастрофу.
Воспитатель: Дети, а если бы вы были волшебниками, чтобы вы сделали, чтобы не загрязнялись водные просторы, чтобы вода была в водоемах чистая, полезная? (не бросать мусор, не мыть машины около водоемов и т.д.).
Воспитатель: воду надо беречь. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Нептун: Спасибо вам друзья мои за все. Эти осьминожки вам, помните обо мне и моих обитателях (он дарит им «осьминожек» и макет морского дна с его обитателями). Дети благодарят Нептуна и отправляются в детский сад.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Ромашка» пгт. Новомихайловский

Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»

Учитель-логопед

Белоногова

Татьяна Михайловна

2015 г.

Образовательная область : речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа : подготовительная

Тема: «Этот загадочный подводный мир!»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные :

    расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;

    совершенствовать словарный запас;

    грамматический строй речи;

    звукопроизношение;

    выразительность речи;

    совершенствовать навык употребления предлогов в речи;

    совершенствование навыка звукового - буквенного анализа слов.

Коррекционно-развивающие :

    расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»;

    совершенствовать навыки словообразования;

    развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

    учить согласовывать речь с движениями;

    развивать общую и мелкую моторики;

    развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;

    развивать выразительность речи и выразительность движений;

    активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные :

воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;

воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

формировать умение работать и играть в коллективе;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Предварительная работа : Рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа : батискаф, акваланг

Материалы и оборудование :

  • презентация «Жители моря и океана»;

    CD с записью шумов моря;

    плоскостные изображения обитателей морей и океанов из наждачной бумаги;

    игровое поле, изображающее морское дно;

    плоскостные изображения обитателей животных морей и океанов на «липучках»;

    мелкие камушки;

    игрушка – рыбка;

    голубое полотно с изображением моря;

    мольберт;

    контейнер с фишками для звукового анализа слов.

Ход деятельности

Логопед : Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (беру глобус .)

А вот наш помощник. Ребята, это?

Дети : Глобус.

Логопед: Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?

Дети: Разноцветным.

Логопед: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети : Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Логопед: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Логопед : Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер )

(включаю CD с записью звуков моря, и 1 слайд презентации с изображением берега моря) .

Логопед : Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети : Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

Логопед : Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Логопед: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

(ответы детей)

Логопед : А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

(ответы детей)

Логопед : Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю изображение батискафа 2 слайд.)

Логопед : В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх ). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ изображения кита слайд 3 ). Кто же это? (Синий кит ).

Звуко-буквенный анализ слова кит.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ изображения дельфина слайд 4 ). Да это же. (дельфин ) .

«Дельфин плещется ». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты) .

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Логопед : Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети : Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Логопед: Ой, кто же это плывёт? (Показ изображения акулы слайд 5).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Логопед : Чем питается акула?

Дети : Рыбами, морскими животными.

Звуко-буквенный анализ слова акула.

Логопед : Акулы могут напасть на человека?

Дети : Да.

Логопед: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети : Нет. У человека нет жабр.

Логопед : Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети : Надеть акваланги, водолазные костюмы. (показ изображения человека в водолазном костюме с аквалангом слайд 6).

Логопед : Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов) . Выходим из корабля. Как здесь красиво.

(выполняется пальчиковая гимнастика)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у

глаз.

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями

вперёд

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в

форме шапочки двигаются навстречу

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в

форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх,

Гостей встречает осьминог.

(Показ слайдов с изображениями морского конька, медузы, кальмара, рыбы шар, осьминога слайды 7- 11)

Логопед : Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ изображения рыбы слайд 12). Кто это?

Дети : Рыба.

Логопед : Давайте поиграем с рыбкой.

Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы? ».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта) ».

Игра «На морском дне».

(на игровом поле, представляющем морское дно, закреплены с помощью «липучек» изображения морских животных: медузы, ската, акулы, морской звезды, краба, дельфина, осьминога, морского конька и т.д.)

Логопед: ребята, посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы. Где находится морской конек?

Дети : морской конек прячется между кораллами.

Логопед: где плывет медуза?

Дети : медуза плывет под скатом.

Логопед : откуда выбирается краб?

Дети : краб выбирается из-под камня.

Логопед : за кем гонится акула?

Дети : акула гонится за рыбкой.

(логопед задает еще ряд подобных вопросов)

Логопед: еще раз внимательно посмотрите, чтобы запомнить где расположены морские животные. Теперь закройте глаза.

(дети закрывают глаза, а логопед меняет местами медузу и ската)

Логопед: что изменилось?

Дети : медуза и скат поменялись местами. Раньше медуза была над скатом, а теперь медуза под скатом.

Подвижное упражнение «На дне»

Улитки ползут, передвигаются по кругу в полуприсяде, . сложив руки за спиной

Свои домики везут.

Рогами шевелят, делают «рожки» из пальчиков, ритмично. наклоняя голову вправо-влево .

На рыбок глядят.

Рыбки плывут, передвигаются по кругу, делая гребковые. движения руками

Плавничками гребут.

Вправо, влево поворот, выполняют повороты туловища. влево, вправо и наоборот

А потом наоборот.

Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли с морскими животными. А сейчас мы в костюмах водолаза опустимся на самое дно, тем темно и исследуем его уже на ощупь. (приглашаю детей к большому куску ткани лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов - плоскостные изображения животных из наждачной бумаги, засыпанные мелкими камушками. Предлагаю сесть вокруг куска ткани.)

Логопед : А сейчас новая интересная игра «Узнай по контуру». Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Логопед: Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ) .

Логопед : Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

8. Родственник рака? (краб)

Логопед: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.