«Составляющие профориентационной работы на уроках химии и во внеурочной деятельности. Сценарий урока с элементами профессиональной ориентации по химии «Качественные реакции Литература по профориентации на уроках биологии

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики – это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем мне стать?" задает себе каждый из них. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. В связи с этим одной из целей работы учителя должна быть оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создать условия для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно – ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности. Главным такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы - профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками.

Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных с биологией; использованием практических работ, демонстрацией предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты биологических наук, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Большое значение имеют игровые методы - профориентационные ролевые игры и упражнения. Приведу пример экспресс-анализа, который можно использовать для учащихся разного возраста.

Экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрите, что у вас получилось.

ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация - составная часть этого процесса, поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя - увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи и т.д.

Приведу примеры, как можно при изучении программного материала ознакомить учащихся с рядом профессий.

В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера . С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.

Во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (6кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей.

При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.) проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.

В процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы:

– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.

В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.

При организации данных форм работы руководствуюсь принципом:

"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь".

(Известная китайская мудрость)

1. Условно можно выделить следующие возрастные этапы социально-профессионального самоопределения школьников:

первый - 1-4-й классы - пропедевтический. На этом этапе у младших школьников происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанных на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно – полезной, трудовой деятельности;

второй - 5-7-й классы - поисково-зондирующий. Здесь формируется профессиональная направленность подростков, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельности;

третий - 8-9-й классы. Это период развития профессионального самосознания школьников: сформированности у них личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и собственными реальными возможностями. Для этого учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями по научным основам выбора профессии, которые приобретаются в процессе изучения специальных курсов;

четвертый - 10-11-й классы. Здесь уточняется социально-профессиональный статус учащихся в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Внимание сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии. Целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников (не только формирование профессиональных знаний и умений, но и освоение норм, ценностей конкретного трудового коллектива).

2. Классификация Е.А. Климова по пяти типам профессиям:

"Человек – природа": лабораторные, практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, выполнение работ на уроке сельскохозяйственного труда, в юннатских кружках, работа на приусадебном участке, в саду, в огороде, уход за животными.

"Человек – техника": лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

Бетонщик, водитель, газоэлектросварщик, каменщик, маляр-штукатур, слесарь, электрик, столяр, плотник, механик, инженер, испытатель, конструктор, проектировщик, контролер, технолог.

"Человек – человек": разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно – организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

Агент, артист, массажист, милиционер, няня, официант, продавец, социальный работник, воспитатель, врач, менеджер, психолог, тренер, учитель, экскурсовод, юрист.

"Человек – знаковая система": выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, выписок дневников, коллекционирование, упорядоченное накопление разного рода сведений (вырезок из газет, выписок картотек), перевод с одного языка на другой, выпол-нение вычислений, подсчётов, чертежей, схем.

Кассир, оператор ПЭВМ, печатник, чертежник, штурман, радист, геодезист, переводчик, программист, товаровед, экономист, редактор.

"Человек – художественный образ": разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях.

Закройщик, мозаичник, парикмахер, повар-кондитер, фотограф, цветовод-декоратор, столяр-краснодеревщик, диктор теле- и радио, актер, архитектор, музыкант, хореограф, художник, юрист, писатель, режиссер, модельер

3. Медицинские противопоказания при выборе некоторых профессий:

Агроном.

Родственные профессии.
Овощевод, Озеленитель, Садовод.

Врач травматолог-ортопед.
Выраженных медицинских противопоказаний не имеет.
Родственные профессии.
Врач терапевт, врач хирург, врач физиотерапевт.

Преподаватель в системе специального образования.
Работа не рекомендуется людям, имеющим выраженные сердечно-сосудистые заболевания, выраженные заболевания органов зрения и слуха; противопоказана, людям, страдающим инфекционными заболеваниями.
Родственные профессии.
Преподаватель в колледжах, преподаватель в средней школе, преподаватель в начальной школе.

Программист.
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями органов зрения; противопоказана больным эпилепсией, с нарушениями функции щитовидной железы, и страдающими болезнями крови.
Родственные профессии.
Математик, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, секретарь-машинистка.

Фельдшер.
Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы, отклонениями в психике, имеющим аллергию на лекарственные препараты, нарушения зрения, снижение зрения и являющимся бактерио– и вирусоносителями.
Родственные профессии.
Фельдшер-лаборант, медицинская сестра, врач санитарный.

Юрисконсульт (Юрист, Цивилист).
Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нервные расстройства.
Родственные профессии.
Бухгалтер-эксперт, нотариус, арбитр.

Профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях. Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями, способностями учащихся и динамикой развития этих особенностей молодых людей. В тоже время, работая с больными детьми, учителю надо постоянно помнить об ограничениях в выборе той или иной профессии в связи с конкретным заболеванием и рекомендовать ученику ту специальность, которая ему возможна.

Эта целенаправленная индивидуальная работа с учеником имеет большое государственное значение и, конечно, оказывает помощь выпускнику. Успех такой работы – в правильном выборе старшеклассником специальности, а значит и в максимальной отдаче государству. А это одна из немаловажных целей, которые ставит перед школой общество, в гармоничном воспитании человека.

Доклад на тему: «Профориентационная работа на уроках биологии».

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.

Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто знакомится с ним даже в первый раз, – это ориентация школьников на те или иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения. Профессия (от латинского professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В прямом смысле – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном смысле – направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.

Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия - при­знак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности.Вы­брать себе профессию - это значит не только выбрать работу, но и быть приня­тым в определенную группу людей, при­нять ее этические нормы, правила, прин­ципы, ценности, образ жизни.

Наиболее актуально вопрос профориентации становится в старших и выпускных классах, но начало должно закладываться в более ранних классах.

Формы и методы проведения профессиональной ориентации учащихся, применяемые в процессе изучения курса «Биологии», чрезвычайно разнообразны, а их выбор обусловлен такими факторами, подготовленность учителя-предметника к проведению такой работы, оснащенность кабинета учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения и др. Предметный урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в обучении, поэтому на него падает большая часть работы по профориентации учащихся, осуществляемой преимущественно путем профессионального просвещения и воспитания.

Планируя профориентационную работу на уроке, необходимо иметь в виду следующие направления:

    Формирование научного мировоззрения.

    Усиление связи теории с практикой, формирование у школьников умений, навыков и черт характера, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

    Широкое использование принципа историзма (ознакомление учащихся на уроках курса «Биологии» с историей тех или иных биологических открытий в нашей стране и за рубежом).

    Использование краеведческого принципа в обучении (ознакомление учащихся с природными условиями и современными достижениями и перспективами развития местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с особенностями и условиями труда на них, с деятельностью различных специалистов и т. д.).

    Формирование у школьников социально значимых мотивов учения, основанных на устойчивом интересе к предмету и понимании важности приобретаемых знаний и умений для сознательного выбора ими будущей профессии.

На уроках для решения задач профориентации возможно использование различных методов и методических приемов, которые можно объединить в три группы – словесные, наглядные, практические.

Из словесных методов возможно использование сообщений о производствах, профессиях; выступления специалистов, приглашенных на урок, и др.

Ознакомление учащихся с профессиями можно осуществлять по такому плану:

    Значение профессии и ее место в общей системе производства, продукция, материалы и технология производства.

    Основные операции, приемы, действия, которые должен выполнять работник данной профессии.

    Общеобразовательные и специализированные знания, необходимые для качественного выполнения трудовых функций.

    Общетрудовые и специализированные умения и навыки, необходимые для выполнения работы.

    Требования, предъявляемые к работнику, качества личности человека, которые имеют значение для повышения производительности труда; требования к возрасту и здоровью, необходимые для успешного овладения профессией.

    Система подготовки к профессии; пути получения профессии; условия повышения производственной квалификации.

Из наглядных методов на уроках Биологии необходимо проведение демонстрационных опытов, иллюстрирующих производственные процессы, с отражением их безопасности для окружающей природной среды в целом. Из данных методов возможно использование технических средств обучения, таких как видеофильмы и записи телевизионных передач; демонстрация таблиц, схем, графиков, стендов, коллекций, и т. д.

Немалую роль в профориентационной работе на уроке из практических методов играют лабораторные работы и практические занятия; задания на моделирование и решение познавательных задач. Для них характерно сочетание методов наблюдения, эксперимента, практической работы учащихся с беседой. Это способствует овладению школьниками рядом практических и интеллектуальных умений, получению конкретных представлений о процессах и объектах живой и неживой природы, объектах и процессах, происходящих в обществе. Практические методы профориентационной работы являются наиболее эффективными, так как в этом случае осуществляется проба сил учащихся на практике, реально проверяется устойчивость их познавательного интереса к предмету и намеченной профессии.

Так, на практических работах на уроках по курсу «Биологии» школьники приобретают элементарные умения определения химического состава веществ, получают умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, микропрепаратами; овладевают методикой проведения элементарных физиологических, экологических исследований и др. Все указанные умения и навыки могут найти применение в трудовой деятельности после окончания учебного заведения любого типа.

Огромное значение из всех форм профориентационной работы имеют производственные экскурсии . Они дают возможность показать учащимся важные области применения знаний, умений и навыков по биологии в медицине, промышленности и сельском хозяйстве, любом виде производства, наглядно и конкретно ознакомить с содержанием трудовой деятельности различных специалистов (медиков, экологов, работников сельского хозяйства и др.). На экскурсиях учащиеся получают целостное представление и об объекте экскурсии, и о содержании и условиях труда на нем.

По своему назначению производственные экскурсии разделяют на:

    Тематические (ознакомление с конкретным производством).

    Комплексные (учащиеся наблюдают природные или производственные объекты с точки зрения различных дисциплин – биологии, экологии ОБЖ, химии, физики).

    Экскурсии для отдельных групп учащихся, проявляющих склонность к тем или иным профессиям, связанным с применением биологии в различных отраслях экономики.

Привлечение школьников к изучению факультативных курсов по биологии способствует профессиональному просвещению учащихся. В процессе изучения факультативов школьники приобретают практические умения и навыки, знакомятся с различными специальностями и профессиями.

Таким образом, задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьников с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы учащихся, прививать в конечном итоге любовь к профессии, поэтому большая роль в профориентации учащихся принадлежит и различным внеурочным мероприятиям. К ним относятся занятия предметного кружка с профессиональной направленностью, малые группы по интересам, ученические научные сообщества, ролевые игры познавательно-поведенческого характера. При организации профпросвещения следует учитывать, что целесообразно создавать такие кружки, содержание работы которых отвечало бы производственному окружению учебного заведения, то есть учитывало бы региональные особенности.

Научно-практическая часть обеспечивает углубленное теоретическое и практическое изучение конкретной области курса Биологии. При этом рекомендуется оптимальное соотношение теории и практики (1:2).

Профессиографическая часть знакомит с профилями и отдельными специальностями с помощью экскурсий на предприятия и в научные учреждения, через наблюдение труда специалистов на рабочих местах, встречи с представителями отдельных профессий.

Психологическая часть направлена на формирование сферы мотивации, оценки и на самооценку способностей с целью «примерки» профессии к личности ученика.

К особой форме внеурочной работы относятся месячники профориентации, недели профессий, которые включают организацию выставок книг, изделий учащихся и предприятий, проведение экскурсий, встреч со специалистами, выпускниками школы, различные беседы, читательские конференции и т. п.

Таким образом, практика преподавания учебного предмета показывает, что повышение воспитательной направленности профориентационной работы в обучении курса «Биологии» требует комплексного использования всех ее форм и методов.

Приложение №1.

Познакомимся с более востребованными профессиями современности.

В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.

Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды - изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.

Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог - это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе - новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.

Медицинский работник. Эта профессия не новая, но своей актуальности не теряет по нынешнее время. Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.

Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена .

Медработники высшего звена – врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники. Младший медицинский персонал представлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.

Врач – мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.

Медицинская сестра – мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.

В обязанности медицинских работников младшего звена (санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.

Если вам нравится работать с растени­ями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельно­сти, разбираться в их многообразии.

Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лес­ных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопарко­вого хозяйства . Специалисты этих профессий уха­живают за садово-парковыми растения­ми, выполняют работу по благоустрой­ству городских улиц, организуют и осу­ществляют мероприятия по защите лес­ных насаждений. В лесотехнических ву­зах готовят инженеров лесного и лесо­паркового хозяйства, инженеров-ар­хитекторов ландшафтного строитель­ства. Они планируют и руководят меро­приятиями по уходу, защите и восстанов­лению лесных и лесопарковых насажде­ний, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.

Ландшафтный дизайнер . Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки - от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.

Ветеринар . Человек с давних времен приступил к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Деятельность ветеринара представляет собой как лечение, так и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры, а также ветеринарно-санитарный контроль. Работа ветеринара может проходить в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.

Манина Ольга Борисовна

Учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Профориентационная работа на уроках химии

Основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.

На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы

обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;

устанавливать межпредметные связи политехнического характера;

решать задачи с производственным содержанием;

раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;

показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;

выявлять применение химических законов и теорий в технологии;

развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.

При обучении химии имеет важное значение формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда - формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.

Для учащихся 9 классов провожу курс по выбору «Химия продуктов питания», на котором учащиеся не только совершенствуют практические навыки, но и знакомятся с профессиями технолог пищевой промышленности, лаборант и др.

Выполняя первые работы практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами.

С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам.

Большое значение имеют задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства - и все это основывается на эксперименте. Школьники осознают важность химических производств

Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями - растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт. В 9 классе учащиеся узнают о профессиях химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф. В 10-11 классах - кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик инженер - химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик.

При изучении производства серной кислоты в 9 классе знакомлю учащихся с экономическими терминами, что способствует знакомству с профессией экономист, рассказываю о профессии фармацевта.

При изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе учащиеся знакомятся с профессиями формовщик фарфоро- фаянсовых изделий, живописец, травильщик стекла. В результате расширяются знания о силикатной промышленности, ее основных отраслях (производство керамики, цемента и стекла), формируется интерес и трудовая направленность. Технологический процесс производства железобетона, кирпича в городе Черногорске работают предприятия: Черногорский завод ЖБИ, Черногорский кирпичный завод. Предприятие по производству цветного кирпича «Колизей». Экскурсии на эти предприятия позволили познакомить учащихся с технологическим процессом производства железобетона, кирпича.

Тема «Коксохимическое производство» позволяет применить местный материал о СУЭКе (Сибирская Угольная Энергетическая Кампания). Знакомлю учащихся с особенностями профессии аппаратчик углеобогащения.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности

«Сюжетно - ролевая игра «Встреча двух миров» (обобщающий урок по теме «Вода»), примеряясь к роли конкретных специалистов: геохимика, эколога, технолога, фармацевта, гидролога, искусствоведа, геохимика, метеоролога, провизора, океанолога, учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей не только химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к определённым профессиям.

, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: профориентация , профессии

В настоящий момент ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность – важнейшая государственная задача и педагогическая проблема.

Это отражается в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.

В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации обучающихся. Эффективность, как педагогической, так и профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление обучающихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии в 9-м классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия и т.д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации именно девятые классы, так как после их окончания многие обучающиеся покидают школу, поступая либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.

Для расширения кругозора девятиклассников была проведена интеллектуальная игра «Счастливый случай» по теме «Азот и фосфор-элементы жизни».

Целью данной игры являлось обобщение знаний о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Задачи, которые ставились в ходе урока-игры:

1) развить практические умения определять вещества по качественным реакциям;

2) расширить знания обучающихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека;

3) сформировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и неживой природы;

4) получить сведения о профессиях, связанных с химией.

На подготовительном этапе обучающиеся по группам готовили творческие отчёты об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). Работали с различными источниками информации. Соответственно, были отработаны навыки поиска необходимой информации, и её переработки, умение систематизировать и обобщать найденный материал.

И во время I этапа, который назывался «Гонка за лидером» группы представляли творческие отчёты. Некоторые отчеты были представлены в виде презентаций, например, «Так ли уж безжизненен азот?», «Военная и мирная жизнь нитратов» и т.д. Ответственный – “лидер” группы.

На основе полученных знаний был предложен групповой тест. Ребята обсуждали ответы на вопросы, обменивались мнениями. В результате игроки учились слушать друг друга, учились брать ответственность за принятые решения, развивали коммуникационные умения. Подобная работа способствует развитию кругозора и, следовательно, формирует у обучающихся универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные.

II этап «Заморочки из бочки». Каждая группа отвечала на один занимательный вопрос, который вытягивала из бочонка, отсюда и название.

III этап «Тёмная лошадка». Было предложено задание на практическое определение в пронумерованных пробирках натриевых солей соляной, серной и азотной кислот. И нужно было составить соответствующие уравнения реакций.

V этап – «Химия в профессиях». Обсуждение профессий, связанных с химией: учитель, технолог, эколог. Нужно было представить не менее пяти аргументов в пользу одной из этих профессий.

Во время проведения игры обучающиеся провели огромную работу по обобщению знаний о веществах, их свойствах, с удовольствием показывали демонстрационные опыты, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы. Серьезно отнеслись к обсуждению профессий. Расширенное представление о профессиях, связанных с химией, повысило интерес к выбору будущей специальности, связанной с данным предметом. Ребята были активны и заинтересованы, получили новые знания.

Профориентация обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

О.В. Залозных,

учитель химии

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 51»

города Курска

Так сложилось, что большую часть своей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем 10-11 классов. Именно в этом возрасте идет профессиональное определение обучающихся и моя задача и как классного руководителя, и как учителя – предметника помочь им в этом. Систематически на уроках и во внеурочное время я веду профориентационную работу - сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области химии, связываю познавательные факты о профессиях и производствах с темой и содержанием учебного занятия.

В современном мире технологические специальности являются наиболее востребованными и перспективными. Познакомиться с ними и примерить их на себя, отработать условия течения процессов, познакомиться с устройство аппаратов, предназначенных для определенных стадий того или иного синтеза, обучающиеся могу при изучении таких тем, как «Способы получения металлов», «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты» и т.д.

При знакомстве с минеральными удобрения в таких темах, как «Аммиак и его соли», «Фосфор и его соединения», «Соли азотной кислоты», я акцентирую внимание обучающихся на таких профессиях, как агроном, садовод (рабочий зелёного хозяйства, цветовод), мастер сельскохозяйственного производства – фермер, ландшафтный дизайнер, где эти знания могут пригодиться.

Знакомство с профессией повар можно включать в изучение таких тем, как «Соли», «Белки», «Витамины», ведь именно люди этой специальности должны уметь правильно отварить мясо, чтобы оно получилось более сочным, или овощи, чтобы в них сохранилось как можно больше витаминов; испечь пышные пироги и т.д. В этом и помогут химические знания. В качестве подтверждения можно предложить ребятам проверить с помощью качественной реакции наличие белков в бульонных кубиках «Магги» или «Галина Бланка» и сделать вывод о том, что белков в них нет. Следовательно, они не могут считаться ценным пищевым продуктом.

При изучении органической химии обращаю внимание на применении веществ в медицине, парфюмерии, фармакологии, военной промышленности и т.д. Это повышает интерес учеников к данным профессиям. Например, в теме «Нефть и ее переработка» обязательно осуществляем выход на производство медикаментов, перевязочных средств, антисептиков и их применение в медицинской практике. В этой же теме можно познакомить обучающихся с такой профессией, как нефтяник, так как сейчас она считается одной из самых популярных. При изучении способов получения различных веществ и их переработке важно соблюдать экологический аспект. Так происходит знакомство с профессией эколог, ролью его в современном мире и обществе.

Связь химии с разными профессиями можно показать и через задачи, если в их условия включать применение тех или иных веществ или процессов, качественные реакции. При этом уместнее использовать тривиальные названия веществ, например, известковая вода, жженая магнезия, мрамор и т.д. Решая такие задачи, обучающиеся видят связь науки с реальной жизнью, что, на мой взгляд, дает более высокий результат.

Профориентации обучающихся способствует и внеурочная деятельность – тематические классные часы, анкетирования, беседы, встречи с представителями разных профессий (врачами и другими медицинскими работниками, фармацевтами, парикмахерами и т.д.) и выпускниками школы, обучающимися на соответствующих факультетах, посещение высших и средних учебных заведений химической направленности в дни открытых дверей (медицинский и фармацевтический колледжи, КГМУ, КГСХА, КГУ), экскурсии на предприятия химической промышленности.

В целом все это приводит к правильному выбору старшеклассниками специальности, а значит, в будущем они будут востребованы в нашем государстве, что и является основной целью общеобразовательной организации.