Основоположник казахской литературы. Абай – основоположник казахской письменной литературы. Работа на доске

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы.

В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Абай Кунанбаев также был оригинальным мыслителем, философом. Его произведения глубоко пронизаны философскими идеями, мыслями об истории, по этике, психологии, педагогике, праву. Важное место в философском наследии Абая занимает «Книга слов», представляющая собой философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Это плод многолетних дум, волнений и благородных душевных порывов Абая.

Научная и литературная деятельность Ш. Уалиханова

Валиханов Чокан Чингисович (1835, урочище Кушмурун (Кустанайская область),- 1865), первый казахский ученый, просветитель, демократ, историк, этнограф и фольклорист. В 1858 под видом мусульманского купца Валиханов прошел через Тянь-Шань и жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. В 1860-61, живя в Петербурге, близко познакомился с идеями русских революционных демократов, общался с представителями передовой демократической интеллигенции. Научные интересы Валиханова отличались многогранностью. Валиханов оставил ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: "Очерки Джунгарии" (1861), "Киргизы" (опубл. 1958), "Аблай" (1861), "Записки о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства" (1904), и др. Впервые записал и перевел на русский язык часть героического киргизского эпоса "Манас".

Большой интерес представляют суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. Валиханов записал народную эпическую поэму "Козы-корпеш и Баян-сулу". Валиханов осуждал произвол казахских феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их общественно-культурной отсталости путем приобщения их к русской культуре, показывал реакционную роль религии. Валиханов, переоценивая роль просвещения и частичных реформ, полагал, что правительственные мероприятия могут содействовать переустройству жизни кочевых аулов. В феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества

Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Отметьте на контурной карте территорию расселения племени аргиппеев. Расскажите об археологических памятниках аргиппеев.

Ответ:

1. Абай – основоположник казахской письменной литературы.
Абай занимает видное место в отечественной истории и литературе. Он выступил основоположником национальной письменной литературы. Поэзия, назидания поэта оказали самое положительное воздействие не только на современников, но и на

последующие поколения. Именем Абая названы улицы и населенные пункты в Казахстане. Его имя носят Алматинский национальный педагогический университет, Государственный академический театр оперы и балета в г. Алматы. В честь поэта установлены памятники в Казахстане и России. В вузах Казахстана проводятся ежегодные международные и республиканские конференции. Признанием таланта и выдающихся его заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года Годом Абая. В последние годы на базе ведущих зарубежных вузов стали открываться центры науки и культуры им. Абая.

2. Освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. Начало освоения было после Февральско-мартовского пленума ЦК КПСС 1954 год. Это была идея правительства. В Казахстане развернулось массовое строительство жилых домов, объектов культуры, появились новые промышленные предприятия, были проложены миллионы километров автодорог. На целинных просторах выросли сотни совхозов с необходимой инфраструктурой. Только в 1954 году было построено свыше 120 новых совхозов. В определенной степени улучшилось продовольственное снабжение населения. Распашка миллионов гектар земли, массовое строительство поселков резко сократило объемы пастбищных и сенокосных угодий. К негативным последствиям целины относятся закрытие казахских школ, перевод сельских казахских детей в школы-интернаты, увеличение некоренного населения, а также изменение местных топонимов.

3. Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганыБирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.

Казахстан-2018: Тамара, ты устала? Отставка Тамары Дуйсеновой с должности министра труда и соцзащиты стала одним из самых обсуждаемых событий недели. Кто-то припомнил экс-министру ее невнятную позицию в связи с забастовкой шахтеров в декабре прошлого года, кто-то посчитал, что несправедливо спрашивать за самозанятых с одной Дуйсеновой – это проблема всей казахстанской экономики, а не одного Министерства труда. Между тем ее преемницу, 39-летнюю Мадину Абылкасымову, возможно, ожидают, куда более серьезный челлендж, нежели выведение самозанятых из «тени». По заявлению Минтруда, в 2018 году 600 крупных предприятий Казахстана проведут мероприятия по цифровизации, что приведёт к сокращению рабочих мест.

Неоправданный оптимизм вице-министра труда и суровая правда Дуйсеновой

С таким прогнозом в начале февраля выступил вице-министр труда и социальной защиты Нуржан Альтаев. Чиновник не преминул отметить, что хотя внедрение цифровых технологий «для наших предприятий и нашей экономики - это хорошая возможность, но с другой стороны - это вызов для нас, потому что при цифровизации будут сокращать рабочие места».

Впрочем, Альтаев тотчас оптимистично заявил, что его ведомство держит ситуацию под контролем и что в казахстанской экономике полно рабочих мест для трудоустройства высвобождающейся рабочей силы:

«Мы будем смотреть, на каких предприятиях будет проводиться роботизация, цифровизация, где будут места высвобождаться, и будем отправлять этих людей туда, где они могут найти место работы. По нашим исследованиям мы видим, что переток, который будет происходить, не совсем большой в сравнении с тем, сколько вакантных мест в 2018 году у нас появятся. Мы ожидаем, что будет более 700 тысяч рабочих мест, на которые мы должны перенаправить этих людей», -сообщил вице-министр.

Тут вроде бы и следовало выдохнуть и успокоиться, однако сакраментальный диалог главы государства и бывшей непосредственной руководительницы Альтаева, состоявшийся буквально спустя пару дней на расширенном заседании правительства, поставил под сомнение уверенность вице-министра.

Напомним, что в ответ на упрек президента в том, что его поручения относительно самозанятых не выполняются, Тамара Дуйсенова сказала буквально следующее:

«В 2011 году по вашему заданию начали реализацию программы по обеспечению населения работой. 2,8 миллиона самозанятых было, за эти пять лет мы 500 тысяч оттуда перевели в категорию наемных работников... В этом году планируем еще 400 тысяч добавить в категорию эту. Нурсултан Абишевич, есть уволенные сотрудники, которые потеряли свою работу, есть те, кто окончил учебу и не смог устроится по работе. Они все идут к нам. В том году 261 тысяча к нам пришли. Если мы будет работать также, то будут изменения. 700-800 тысяч человек будут менять категорию. Нужны новые рабочие места, но пока их нет».

Из этой расширенной реплики экс-министра следует, что Минтруда в течение пяти лет удалось трудоустроить только 500 тыс. человек. Еще 261 тыс. безработных пришли в Центры занятости в прошлом году, 700-800 тыс. ожидают очереди, чтобы сменить статус «самозанятый» на «наемный работник». Наконец, экс-министр труда заключила, что нужны «новые рабочие места», а таковых «пока нет».

Вкалывают роботы, а не человек

Это оброненная бывшим министром в сердцах фраза, похоже, ближе к истинному положению вещей, нежели оптимистичные заявления ее зама. То, что побочным явлением цифровизации экономики и роботизации производственных и технологических процессов является масштабное сокращение рабочих мест практически во всех сферах – в промышленности, транспорте и логистике, в банковском секторе, в торговле и в сфере предоставления государственных услуг и т.д. – факт очевидный.

Приведем данные международных исследований. В конце прошлого года консалтинговая фирма McKinsey&K опубликовала доклад, в котором указывается, что автоматизация и цифровизация значительного числа отраслей экономики станут главным трендом ближайшего десятилетия. В результате в мире работу потеряют около 375 миллионов человек. В случае умеренного развития технологий к 2030 году могут быть автоматизированы 23 процента суммарных человеко-часов на различных производствах. Таким образом, в случае развития цифровых технологий потерять работу или сменить специальность придется от 16 до 22 процентов населения планеты.

Причем речь идет не только о рабочей силе, занятой в рутинных конвейерных процессах, но и квалифицированных специалистах. Достаточно вспомнить новость о том, что в Сбербанке в результате внедрения робота-юриста, оформляющего исковые заявления, было высвобождено 3 тыс. рабочих мест. Часть сокращенных сотрудников Сбербанк обещал переобучить, но часть все-таки осталась без работы. Помимо этого, председатель правления банка Герман Греф сообщил о планах сократить 8% персонала в связи с ростом числа пользователей дистанционных каналов.

В развитых странах мира эта проблема может быть частично решена путем выплаты безусловного базового дохода, который будет выплачиваться гражданам вне зависимости от того, работает ли они. Во всяком случае, к явлению «технологической безработицы» приковано внимание исследователей и ученых.

А что будет в Казахстане? Пока казахстанские чиновники делают акцент исключительно на преимуществах цифровизации и четвертой индустриальной революции – например, на росте производительности труда. Однако ни слова не говорится о том, что рост производительности труда автоматически означает сокращение лишних рабочих рук. Примечательно, что в программе «Цифровой Казахстан» нет упоминания о социальных рисках цифровизации и роботизации, нет прогнозов относительно сокращения рабочих мест. Соответственно, не предлагается и комплекс контрмер.

Непростая дилемма казахстанских чиновников

Противоречие заключается в том, что вопросы трудоустройства населения, создания рабочих мест, недопущения трудовых конфликтов и сохранения социальной стабильности, по-прежнему, является одним из критериев оценки эффективности государственных органов в Казахстане.

Напомним, что когда в начале февраля 400 рабочих, занятых на строительстве крупного столичного объекта «Абу-Даби Плаза» и уволенных по завершении строительных работ, выразили протест, правящая партия поспешила их поддержать. Только вступивший в должность первый зампред «Нур Отана» Маулен Ашимбаев заявил, что партия обратилась в прокуратуру в связи с увольнением рабочих.

Очевидно, что социальные протесты сегодня не нужны ни партии власти, ни областным акимам, ни министрам, для которых, как показал пример с Дуйсеновой, а ранее – с министрами нацэкономики Ерболатом Досаевым и сельского хозяйства Асылжаном Мамытбековым – забастовки, митинги и протестные выступления на вверенном им участке чреваты остракизмом и отставкой.

Вспомним также, что когда национальная компания «КазМунайГаз» в 2016 году объявила о том, что в результате трансформации будет сокращено 20% ее сотрудников, против выступила и прокуратура, и областные акимы.

Очевидно, что перед казахстанской властью может быть поставлена крайне сложная дилемма – либо продолжать популистскую линию сохранения рабочих мест любой ценой, либо придерживаться жесткого прагматизма и экономической целесообразности.

Между тем вопрос, можно ли соблюсти баланс между сохранением рабочих мест и переходом к цифровым технологиям и повышением производительности труда, остается открытым.

За свои рабочие места следует опасаться не рабочим, а банковским служащим, бухгалтерам и чиновникам

Руководитель программы мировых политико-экономических исследований Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы Сергей Домнин считает, что хотя четвертая индустриальная революция приведет к серьезному переформатированию рынка труда в мировом масштабе, на нынешнем этапе развития цифровых технологий в Казахстане алармизм преждевременен.

«К прошедшему недавно Давосскому форуму ВЭФ подготовил любопытный доклад о будущем рынка труда, где представил восемь сценариев развития событий в горизонте до 2030 с учетом главного экономического тренда – цифровизации экономики. На содержание сценариев влияло, насколько активно будут внедряться новые технологии, двигаться дела в образовании, насколько высокой будет мобильность талантов. Все сценарии довольно реалистичные, но хороших из них – один-два. Это к тому, что на какой-то баланс никто особенно не рассчитывает, даже в развитых странах», - говорит Домнин.

По словам эксперта ИМЭП, учеными предлагаются разные инструменты достижения баланса между технологическим развитием и занятостью. Почти все они сводятся к тому, чтобы рабочая сила, которая на практике крайне инерционна, быстрее притекала в активно развивающиеся сектора. Они предполагают, прежде всего, модернизацию системы образования, переобучение, снижение уровня цифрового неравенства, а также поддержку массового предпринимательства. Как отмечает Домнин, о последнем регулярно говорит и казахстанское правительство. Есть и такой инструмент, как введение ограничений для тех инновационных «разрушительных» технологий, которые выводят в зону риска отрасли с большим количеством занятых, ограничение кадровой мобильности.

В случае с Казахстаном, по мнению эксперта ИМЭП, нужно обратить внимание на некоторые особенности экономики и рынка труда.

«Во-первых, пока занятость у нас в приоритете перед внедрением массовой автоматизации, роботизации и искусственного интеллекта. У нас не так много ниш, где трудоемкие технологии эффективнее замещать капиталоемкими: стоимость труда в Казахстане, выраженная в долларовом эквиваленте по актуальному курсу, в 2016 упала почти на треть к 2013. Стоимость труда на нас и сейчас «не давит», и не будет «давить» при низкой и средней цене на нефть. А технологии Индустрии 4.0 – это импорт товаров и услуг, который обойдется недешево», - отмечает Домнин.

Второй момент заключаются, по мнению эксперта, в том, что те элементы промышленности будущего, которые внедряются в Казахстане на нынешнем этапе и будут внедряться в ближайшие 7-10 лет, не столько вытесняют труд, сколько позволяют повысить его эффективность и безопасность.

«В среднесрочной перспективе за свои рабочие места больше стоит опасаться не промышленным рабочим, а банковским служащим, бухгалтерам, чиновникам, охранникам, возможно, полицейским и военным, медицинским сестрам. Во всяком случае, функционал этих профессий существенно изменится, как и базовый уровень цифровой грамотности», - прогнозирует экономист.

По мнению Домнин, сегодня главным вопросом является конкурентоспособность казахстанской рабочей силы, которая тесно увязана с системой образования, ее реформированием.

«Насколько конкурентоспособной будет казахстанская рабочая сила в целом – вот над чем нам стоит задуматься в первую очередь. Циклы в системе образования достаточно продолжительные, те, кто пойдет в школу в этом году, выйдут на рынок труда в самый разгар четвертой промышленной революции. Если мы допустим серьезные ошибки в реформе системы образования сейчас, то это непременно скажется на эффективности экономики в 2030», - подытоживает эксперт.


Теги: Казахстан Билет № 10

1.Абай – основоположник казахской письменной литературы.

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Родился Ибрагим 29 июля 1845 года в Казахстане в аристократической семье феодала. Прозвище Абай в биографии Кунанбаева было получено еще в детстве от матери .

Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе . Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка. Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью . Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Скончался великий писатель и деятель 23 июня 1904 года, подавленный смертью двоих сыновей. Одна из заслуг Абая – основоположник письменной казахской литературы. Его произведения «Гаклие», «Лето», «Искандер», «Сказание об Азиме», «Кара сөз». Перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. 1909г. в Казане был опубликован под редакцией Бокейханова сборник стихов.


2. Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Минусы. Последствия целены: освоение целины проходило без надлежащего научного основания, научная подготовка не проводилась. На ряду с честными тружениками приехало не мало людей стремившихся к получению легких денег и званий. В первые годы были случаи нарушения правопорядка, воровства, хищения ГОСсредств. Изменилась демографическая ситуация и ухудшилось положение казахского языка и культуры. Распашка огромных территорий привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи га земли изымались для застройки населенных пунктов. Нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к падению производства мясных и молочных продуктов. Нарушен экологический баланс. Усилилось эрозия почв. Выветривался гумус. Чтобы скрыть провал планов 6 пятилетки была запланирована семилетка. Целена была экологически не рациональна, не целесообразна, социально не эффективна.

Плюсы . На время лишена


01:03 29.07.2015

Он шел вперед своим путем

Поэт, писатель, общественный деятель, композитор, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик Абай принес казахскому народу новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы.

Родился он 29 июля 1845 года в урочище Жидебай Семипалатинской губернии в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева. Его прадед Иргизбай и дед Оскенбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Настоящее имя Абая - Ама Ибрагим, но прозвище Абай, данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь.

С 10 до 12 лет Абай учился казахской грамоте в степи. В 12 лет поступил в медресе семипалатинского муллы Ахмед-Ризы. Находясь у него, 14-летний Абай посещал русскую приходскую школу. Несмотря на свой столь юный возраст - 15 лет, вернувшись на степную землю, стал одним из помощников своего отца, влиятельного вожака казахских родов. К 20 годам своей жизни Абай стяжал славу первого оратора, первого знатока народной жизни, его юридических обычаев, знал на память многочисленные решения разнообразных дел знаменитых биев и представлял ходячий сборник народных преданий, пословиц, сказок и афоризмов, созданных мудрецами казахской степи.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей: Алишер Навои, Низами, Фирдоуси, Физули, Ибн Сина, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гете и Байрона.

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи "Көзімнін қарасы" ("Ты зрачок глаз моих", перевод Марии Петровых, 1891 г.) стала народной. Это чудесная песня-боль, песня-любовь, песня-тоска, значение и смысл которой так понятны, когда читаешь роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая".

К передовой русской культуре

Всесторонне эрудированный, культурный человек своего времени, Абай в русском народе видел воплощение идеала единства разума и труда, гуманности, нравственной чистоты и образованности. Не только отдельные выдающиеся представители России, но и в целом весь русский народ, по мысли Абая, его научно-технические и культурные достижения являются предметом подражания для казахского народа. Он считал, что единственный верный путь просвещения народа - это изучение русского языка и усвоение лучших достижений русской культуры. В "Двадцать пятом слове" своих моралистических назиданий он писал: "Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык - значит открыть глаза на мир.

Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне….

Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа…

Путь, который я предлагаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сначала в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это требуется для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из него вышел человек. Не будет успокоения тебе, если сын останется невеждой, не будет счастлив он сам, и не будет от него благо народу. Вечный страх перед Всевышним и вечный стыд перед людьми тебе за такого сына".

Слова поэта-просветителя стали спутником народа в его радости и горе. Казахи полюбили эти слова, верили ему как слову мудрого заступника своего.

Особая заслуга Абая состоит в том, что он одним из первых на востоке так действенно распространял русскую культуру, своими переводами пропагандировал бессмертные произведения русских писателей. Огромное влияние на Абая оказал русский баснописец Иван Крылов. Большинство крыловских афоризмов благодаря мастерским переводам Абая вошли в состав казахских поговорок, изречений.

Абай написал около 170 стихов. Он, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами, ввел новые стихотворные формы: восьмистишие и шестистишие и другие.

"Быть сыном человечества"

Забота Абая о доброжелательном и сочувственном отношении людей друг к другу в общечеловеческом масштабе основывается на том, что все они дети человечества, а человек не может не общаться, не учиться и не оказывать помощь друг другу. Поэтому он в "Словах назидания" пишет, что истоками истинной дружбы между народами и нациями являются честность, сознательность и сострадание. Если человек не отделяет себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то это уже говорит о нем как о сознательном и честном человеке.

В связи с этим представляет немалый интерес "Второе слово" назиданий Абая, в котором говорится об ошибочности представлений среди некоторой части казахского населения об узбеках: "В детстве я, - пишет Абай, - не раз слышал о том, как казахи смеялись над узбеками… Теперь я вижу: нет плода, которого сарт не получал, выпрашивая его умело, не найти страны, где бы сарт не побывал торгуя, нет просто вещи, которую бы он не мог смастерить. За полезными хлопотами им недосуг выслеживать друг друга, поэтому они и дружнее нас. Раньше ведь сарты и одевали казахов, даже саваны для покойников брали у них, щедро расплачиваясь скотом, которым иной отец жалел делиться с родным сыном. Когда же при-шли русские, сарты опять же опередили нас, переняв у русских их же ремесла. И несметное богатство, и истинная набожность, и сноровка, и учтивость - все можно найти у сартов".

Из этих высказываний видно, что Абаю были чужды националистическая узость и пренебрежение к другим народам. Питая к ним чувство уважения, он призывает свой народ принять все полезное, что имеется в их экономике и культуре, чтобы не отставать от них в своем развитии. При этом он не выпячивает национальных преимуществ казахов, наоборот, особо выделяет достоинства, положительные особенности, присущие другим народам. Как истинный патриот, свою основную задачу Абай видел не в восхвалении своего народа, а в разоблачении его пороков, мешающих социальному и культурному возрождению.

Такие определяющие национальные черты казахов, как гуманизм, доброта и щедрость души, входят в сокровищницу общечеловеческого нравственного богатства. Для любого народа эти человеческие чувства священны. Но феодальные раздоры и межродовая борьба казахов, несущие трудящимся бедствие и разорение, не отвечают общечеловеческим интересам. Поэтому Абай снова и снова советовал своим землякам, призывая их к единству, брать пример с соседних народов, где нет подобной вражды и раздоров.

Однако отсталые и реакционные слои общества, считая Абая изменником народа, враждебно отнеслись к его просветительской деятельности. Поэтому он, обиженный на свою судьбу, в 1892 году в своем "Девятом слове" назиданий, в частности, пишет: "… А если бы не любил, то не разговаривал бы с сородичами, не советовался бы, не доверял бы им свои сокровенные мысли. Просто не мог бы общаться с ними. И не было бы мне дела до того, что среди них происходит. Откочевал бы, чтоб с глаз долой. Но не смог я сделать этого".

Ключ к жизни

Абай, являясь продолжателем дела Чокана Валиханова, изучал произведения выдающихся представителей русской культуры, был знаком с русскими политическими ссыльными. "Человек, который познакомил меня с произведениями известных русских писателей-революционеров: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Белинского, Добролюбова и Писарева, был Микаэлис, - писал Абай. - Именно он сделал для меня больше, чем родной отец, открыв глаза на мир".

В отзыве Западно-Сибирского отдела Русского географического общества по поводу научной деятельности Е. П. Микаэлиса, данном 29 октября 1929 года, говорится: "Е. П. Микаэлис - крупный научный работник Западно-Сибирского края - открыл в казахской степи крупный поэтический талант в лице казахского поэта Ибрагима (Абая) Кунанбаева, воспитанием которого Микаэлис занимался в течение нескольких лет. В результате казахский народ в лице Кунанбаева получил блестящего поэта, талантливыми произведениями которого, оригинальными и перевод-ными (перевел на казахский язык басни Крылова, некоторые произведения Пушкина), зачитывалась вся степь".

Такие русские революционеры, как Микаэлис, ясно видевшие незавидное положение казахов, сочувственно отнеслись к стремлению Абая служить своему народу. Они помогали ему в самообразовании. Именно эти добрые русские люди, как ключ к жизни, открывшие Абаю глаза на мир, сыграли колоссальную роль в формировании его мировоззрения.

Период самостоятельного изучения творчества русских писателей явился вершиной в формировании мировоззрения Абая. Он также был достаточно знаком с античной литературой, систематически занимался философией, интересовался учением Дарвина.

Сподвижник

Шакарим Кудайберды-улы, ярко проявившийся в поэзии, прозе, переводческом деле, журналистике, философии, истории, теологии, генеалогии, считал Абая своим учителем. В ряде своих стихов он с болью и гневом пишет, как Абай подвергался гонениям, вплоть до избиения, как клеветали на него, порочили самыми гнусными способами.

А вот что пишет Абай о себе:
Бестолково учась, я жизнь прозевал.
Спохватился, да поздно.
Вот он, провал!
Полузнайка, я мнил себя мудрецом
И заносчиво ждал наград и похвал.
Я остальных мечтал за собой вести,
А они меня сами сбили с пути.
Я - один, а наглых невежд
не сочтешь,
И нелепые шутки ныне в чести.
Ни друзей у меня, ни любимой нет.
Я устало пою на исходе лет.
О, каким необъятным казался мир
Той порой, как встречал я
жизни рассвет!

Подавленный Абай отверг лечение, и 23 июня (6 июля) 1904 года на 58-м году жизни его не стало. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай вблизи Чингизских гор.

Осень 1931 года оказалась последней и трагической в жизни Шакарима. Его убили 2 октября, приписав преступление, которого он не совершал. Шакарим был похоронен рядом с Абаем.

К 150-летию Абая на месте захоронения двух великих поэтов был сооружен уникальный архитектурно-мемориальный комплекс "Абай- Шакарим". Они не только похоронены рядом как ближайшие родственники, но их объединяет и родство душ, родство творчества.

Валихан АЛИМХАНОВ, историк-краевед,
Мухаббат АЛИМХАНОВА