Аспекты конфликта. Теоретические аспекты управления конфликтами Методы управления конфликтными ситуациями

Даже более того. Гармоничная натальная карта не несет в себе закрытых конфликтными аспектами энергетических ресурсов. Если аспект гармоничен, человеку в той сфере, к которой относится этот аспект хорошо и комфортно, он будет довольно удачлив. Но человек с конфликтным аспектом, проработав его, откроет закрытый в этом конфликте энергоресурс и добьется в данной сфере успеха большего, чем человек с изначально гармоничным аспектом.

Когда-то я вообще была с астрологией далеко на Вы, совсем ее не воспринимала. Но мне повезло с приятельницей, хорошим астрологом. И пока я грузила ее мозг своими наработками из экстрасенсорики,отвечала на ее вопросы, она параллельно грузила меня астрологией. "Ругалась" разными словами мне не понятными, говорила массу теории, которую мой мозг отказывался воспринимать в принципе. Но однажды мой мозг сдался.
Дело было у нее в гостях в Киеве, в свободное от прогулок по городу время я с ней работала как парапсихолог, она же, с свободное от этого время, грузила меня астрологией, но уже сидя со мной рядом и показывая натальные карты множества разных людей. Мой блок в мозгу не выдержал такого мощного натиска и отвалился. В какой-то момент, сидя рядом с ней, я вдруг увидела чью-то натальную карту объемно и внезапно стала понимать ее напрямую. Мы офигели, и тут же стали применять эту новую возможность. Приятельница показывала мне карту кого-то из своих знакомых, я говорила то, что по ней вижу. У кого-то видела изначальное предназначение, конфликты личности, какие трансформации от человека ожидались. У кого-то больше по работе, личной жизни и толстому плану.
Было очень интересно с одной картой: я рассмотрела ее и выдала информацию. Что де,это видимо, мужчина, человек довольно проблемный в плане раздолбайства, выпивки, смены работ, склонный к депрессиях, самобичеванию, унынию. Поэтому бухает. Еще сказала, что возможно у него есть ребенок, дочь, рожденная от него в молодости.
В ответ приятельница рассказала об этом человеке. Да, это мужчина, о ребенка она ничего мне сказать не смогла, т.к. сама не имела такой информации. Да, в прошлом этот человек был склонен к унынию, депрессиям, смене работ, бухал, был довольно необязателен. Потом на какое-то время он устранился от мира, уехал куда-то кажется на восток, увлекся ведами. Сейчас спокоен, светел, ведет здоровый образ жизни, довольно уравновешен и светится изнутри. Показала фото. Открытая анахата, полная света, счастья, радость и гармония шли от этого человека.
Т.е., читая его натал, я прочитала данность, предрасположенность этого мужчины, и его конфликтные аспекты. Трансформировав их ему доступным способом, с помощью ведизма и поиска внутреннего света, человек изменился. Наверняка, будет меняться и далее.

Приведу еще один пример. На приеме молодая женщина, у нее постоянные разрывы с партнерами. Причем она стремится к ним, стремится в отношения, замуж, строит планы, но вступив в отношения с мужчиной,она очень быстро из счастливой самодостаточной женщины превращается в что-то депрессивное, несчастное, ей хочется все разрушить, она стремиться вырваться из этих отношений. И так с ней каждый раз, без исключений. Мужчины, что к ней приходят - исключительно хорошие, остается даже удивляться,откуда мир ей таких хороших мужиков подбирает. Но результат: депрессия, разрыв. Что в натале? Венера в соединении с Ураном в Скорпионе, и в конфликте с Юпитером. И Солнце в 1 доме. Начинаем смотреть это все изнутри по натальной расстановке, как это все работает.
Венера в Скорпионе - со сниженной энергетикой, но когда у девушки нет отношений, ее питает Юпитер. Она счастлива и хорошо себя чувствует. Происходит встреча с мужчиной, и очень быстро девушка отвлекается от себя, от развития (от Солнца в 1 доме), начинает воспринимать мир через призму "мы", вить гнездо и отходит от своей основной задачи. На это Юпитер снимает Венеру с обеспечения энергией, потому как это ее действия - гнездоваться и отвлекаться от себя. И,оказавшись почти без энергии, Венера падает (энергетически) - результат: депрессия, уныние... Тут Уран, который в соединении, берет Венеру за руку и говорит ей "пошли ка а", она тут же соглашается и делает все, чтобы союз разрушить. Можно это все трансформировать? Конечно можно. Убедив эту молодую женщину всегда оставаться собой и,в первую очередь, реализовывать задачи своего Солнца в 1 доме. На гнездование же уделять внимание дозировано, ровно столько, сколько требуется, а не вбухиваться в это всей собой.
Я часто встречаю в наталах людей квадраты Венеры и Урана, либо их соединение. Да,это аспект разрыва отношений. Но на его закрутку всегда есть причины, которые просматриваются и затем прорабатываются человеком.

Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций.

Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте

На какой бы почве не возник конфликт, он всегда протекает «в следующей последовательности:

а) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

б) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта, в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;

г) Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;

д) Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом». В основе различных типологий и классификаций конфликтного взаимодействия лежат различные основания.

Но любая типология дает возможность «развернуть» эмоциональную динамику участников конфликта по напряженности повторяющую сам конфликт. Приводим типологию, в которой как раз развитие эмоций выступает системообразующим фактором.

На основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между разными людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, можно выделить в качестве наиболее распространенных, чаще встречающихся, следующие типы межлич-ностных конфликтов.

Наиболее распространенным является чувственно-аффективный тип межличностного конфликта. Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами, предпочтениями первого из них, не отвечает на его вопросы, игнорируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сводя свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. В возникающем вследствие этого конфликте выявляются две особенности.

Первая из них заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию.

Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отношения ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контролировать свои слова и поступки. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, игнорируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия.

Бескомпромиссный тип межличностного конфликта характеризуется тем, что он начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недовольство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.

Эмоционально невыдержанный тип межличностных конфликтов начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые откровенно, порой в резкой форме в процессе конфликтного общения. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Его стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном и деструктивном поведении, которое, к тому же, часто не контролируется с его стороны. Для его партнера, вступившего с ним в конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного. Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межличностного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью процесса общения до минимально необходимого.

Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта характеризуется тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко со взаимными извинениями.

Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Роль эмоций в конфликтной ситуации

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива. Обратимся к некоторым особенностям эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Тревога - психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций: страх, горе, стыд, вину, интерес и возбуждение.

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги: может стать устойчивой чертой личности - воспринимать угрозы своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги. В конфликтной ситуации тревожность такой личности обусловливает определенные реакции: всяческие попытки ухода от опасной ситуации - как в виде вербальной или физической агрессии, так и в виде ступора, оцепенения, неспособности к анализу.

Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную опасность и любой ценой стремится к спокойствию, избегая конфликтов и не отстаивая своих интересов. Тревожность может стать причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые помогают избавиться от тревоги.

Эмоциональная ригидность выражается в заторможенности, косности эмоциональных откликов на меняющийся объект. Мысли, действия, эмоции текущего конфликта возникают не только под воздействием происходящего в данный момент, но и под влиянием глубинных подсознательных процессов. Если мы ограничиваем выражение таких эмоций, как страх, гнев, то снижаем нашу способность адекватно воспринимать действительность.

Контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по-разному выражать их (эмоции) в ситуации конфликта. И внешние выражения эмоции (экспрессии) будут различными, и это не способствует конструктивному разрешению конфликта.

ИНСТИТУТ «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО»

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИ ЧЕСИХ НАУК

ЯРОСЛАВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РПО

М.М. Кашапов

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Москва - Ярославль

Ремдер

Кашапов М.М.

Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное посо­бие /Под научн ред проф А В Карпова М-Ярославль Ремдер,2003 183 с

Структура пособия включает в себя информационные разделы, характеризу­ющие феномен конфликта не столько с теоретической стороны, сколько с операци­ональной позиции (Что делать с возникшим конфликтом Как решить конфликт­ную ситуацию) Важную функцию выполняют представленные в пособии мате­риалы самопроверки уровня теоретической подготовки (разнообразные виды самопроверки и домашних заданий, а также тестовый контроль знаний) В разделе, завершающем основную часть пособия, представлена психодиагностика конф­ликтных отношений В конце пособия содержится словарь специальных терминов

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей психологи­ческих факультетов, психологов-практиков Материл, представленный в посо­бии, может быть интересен и полезен для педагогических и руководящих работни­ков образования, профессионалам и руководителям организаций и фирм

Рецензенты Лаборатория системных исследований психики Института психологии РАН Н И Леонов - доктор психологических наук, профессор

Научный А В Карпов - доктор психологических наук, профессор редактор

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Института «Открытое общество» в рамках Мега-проекта

«Развитие образования в России. Высшее образование»

(Проект М HBD - 219).

Печатается по решению научно-издательского совета Международной академии психологических наук

© Институт «Открытое общество»

© ЯРО РПО

© Кашапов М.М,

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА

1.1. Определение конфликта

Конфликт является распространенной чертой социальных систем. Он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естествен­ный фрагмент человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конф­ликт, возможно, и не лучшая форма человеческого взаимодействия. Оцен­ка конфликта зависит от отношения к нему.



Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напро­тив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности я устойчивости социального целого. Кон­фликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно оценивать. Современное понимание конфликтов пред­полагает, что конфликт это необязательно плохо.

«Если я но-другому смотрю на шахматное поле, то по-другому и иг­раю» - любил говорить Л-СВыготский. В настоящее время об обилия под­ходов к пониманию конфликта можно судить как по количеству издавае­мой литературы по данной тематике, так и по читаемым в учебных заведе­ниях различного профиля спецкурсам: «Организационная конфликтоло­гия», «Прикладная конфликтология», «Педагогическая конфликтология», «Управление конфликтами», «теория конфликта», «Маневры в конфлик­тах и бизнесе», «Теория информационного конфликта» и т.д.

Многочисленные конфликтологические теории имеют камень преткно­вения, связанный с традицией определения конфликта вне системы соци­окультурных понятий и как следствие - с попытками выведения знания прямо из эксперимента, либо из непосредственного наблюдения, феноме­нологии. Однако, применение эксперимента (лабораторного, «полевого») в исследованиях и практической регуляции такого специфического фено­мена имеет ряд особенностей. Во-первых, это достаточно жесткое ограни­чение уровней интенсивности конфликтных условий, которыми можно варьировать в лаборатории, исходя из практических и этических сообра­жений. Во-вторых, не любой фенотип конфликта достаточно точно моде­лируется, наблюдается и формализуется. В-третьих, в эксперименте слож­но выразить когнитивную и эмоциональную оценку участниками конф­ликта степени потенциальной угрозы или трудности в моделируемой кон-

фдиктной ситуации. Кроме того, определение конфликта ограничивается концептуальными рамками той или иной теории.

Общепризнанными, совпадающими точками зрения являются следу­ющие идеи: конфликт- это форма проявления противоречия; конфликт -это форма активного социального противодействия. В теоретических кон­цепциях психологов различных научных школ имеются некоторые общие положения, что позволяет сделать попытку определить конфликт (лат, conflictus) как столкновение примерно равных по силе, но противополож­ных по направленности тенденций (мотивов, целей, действий) участников взаимодействия.

Таким образом, в качестве рабочего определения конфликта может выступить следующее: конфликт - это наиболее острый способ разреше­ния значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаи­модействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, пере­живаемыми ими по отношению друг к другу.

Стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе общения. Понятие конфликт содержит в себе различные способы противостояния, напряжения и борьбы. Среди них противоположности позиций и противо­речия во взглядах, различие интересов и расхождения в оценках, столкно­вение разнонаправленных действий и несхожесть методов. Конфликт на­ходит своё выражение в борьбе и соперничестве, конкуренции и раздорах, кризисе и расколе.

1.2, Предмет конфликтологии

Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современно­го теоретического знания и практической деятельности является конфлик­тология, представляющая собой междисциплинарный подход к понима­нию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня. Первоначально имея социологическое происхождение, конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обра­щаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психоло­гическим методам работы.

Конфликтология - особая междисциплинарная область, объединяю­щая теоретические, методологические и методические подходы к описа­нию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаи­модействия (Н.В.Гришина, 2000, с. 34).

Традиционным предметом психологического изучения конфликтов являются конфлию ные явления внутриличностного и межличностного уровня, в последние годы усиливается внимание к проблемам конфлик­тов межгруппового взаимодействия в социокультурном контексте. Инте­рес к теоретическому и практическому исследованию конфликтов в на­стоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмысле­нию происходящих явлений и разработке практических подходов и реко­мендаций по работе с конфликтами. Диспропорция между потребностя­ми практики и надеждами, возлагаемыми на помощь психологии, с одной стороны, и недостаточным теоретическим осмыслением психологией проблем конфликтов, с другой, затрудняет эффективное использование потенциала современной психологии в решении практических задач уп­равления конфликтами, особенно с учетом социокультурного контекста.

1.3. Конфликтологическая компетентность

Анализ литературы показывает, что в психологии на протяжении всей её истории сохраняется устойчивый и все возрастающий интерес к изуче­нию различных аспектов и форм конфликтологической компетентности, а сама категория «конфликтологическая компетентность» занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологичес­кой науке.

Под компетентностью мы понимаем особый тип организации пред­метно-специфических знаний, позволяющий принимать и реализовыйать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Посколь­ку компетентность является общим оценочным термином, обозначаю­щим способность к деятельности «со знанием дела», то мы употребляем данное понятие применительно к лицам определенного социально-про­фессионального статуса (руководитель, преподаватель), характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню слож­ности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем.

Модель компетентности Дж.Равена (2002) связана с признанием опре­деляющего, системообразующего значения цеяностно-мотивационной стороны личности. При теснейшей взаимосвязи мотивации и способнос­тей мотивация, по его мнению, важнее. Формирование профессионала-это не только создание благоприятных внутренних и внешних условий деятельности, сколько воспитание профессионала как личности. Знания,

умения и навыки, составляющие рутинную, чисто исполнительскую сто­рону профессиональной деятельности, успешно формируются и актуа­лизируются, по мнению автора, только при личностном принятии и осоз­нании большого общественного значения соответствующих целей, что определяет формирование высокой ответственности, инициативы, готов­ности к творчеству. Компоненты компетентности обладают свойством ку-нулятивности, что позволяет им замещать друг друга. Большое значение Дж. Равен придает не только актуально проявляющимся компонентам компетентности, но и латентным, скрытым, виртуальным, которые могут проявляться (и нередко реально проявляются) в новых Ситуациях жизне­деятельности.

Стоит иметь в виду, - подчеркивает А.А.Реан, что внешне неконструк­тивное, конфликтное общение не всегда связано лишь с низким уровнем коммуникативной компетентности субъекта (1997). Коммуникативная ком­петентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечи­вающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Л.А.Пет­ровская определяет коммуникативную компетентность как систему внут­ренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуни­кативного действия в определенном круге ситуаций межличностного вза­имодействия (1997). Составной частью коммуникативной компетентнос­ти, а, следовательно, и конфликтоустойчнвости является конфликтная ком­петентность. Б.И.Хасан определяет конфликтную компетентность как уро­вень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий пове­дения в конфликте и умений реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации (1996).

Толерантность также является составной частью конфликте-устойчи­вости. Толерантность к фрустрации понимается как способность проти­востоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей социаль­ной адаптации. В её основе лежит способность человека адекватно оце­нивать реальную ситуацию с одной стороны, и возможность предвиде­ния выхода из ситуации - с другой. Толерантность также не охватывает все аспекты конфлнктоустойчивости, например, адекватную оценку себя и партнера в конфликтной ситуации, эффективное общение и т.д. Таким образом, все выше рассмотренные понятия являются составляющими более общего понятия конфликтоустойчивости, которое служит осно­вой конфликтологической компетентности, понимание которой наряду с операциональным (деятельностным) должно включать и личностный (над-ситуативный) компонент. Например, умение расширять пространствен-

но-временные границы восприятия конфликтной проблемы, то есть вы­ход за пределы ситуации. Именно представление в воображении програм­мы конкретных действий, направленных на решение проблемы, создает благоприятные условия, способствующие появлению надежды и чувства эмоционального удовлетворения от увиденной в перспективе возможно­сти решения конфликтной ситуации, и тем самым позволяет вытеснить состояние психологического дискомфорта, вызванного фрустрацией.

Нами установлена прямая зависимость между квалификационной ка­тегорией педагога и уровнем учебных достижений обучаемого. Выявле­но, что преподаватели, считающие себя компетентными и результатив­ными, находятся к более выгодном положении по сравнению с теми, ко­торые считают себя беспомощными в жизни и ожидающими неприятно­стей. Как ни странно, неприятности их непременно находят. Они сами как бы притягивают - срабатывает психологический механизм «самореали­зующегося пророчества» или «самоосуществляющийся гипотезы».

Формирование конфликтологической компетентности личности воз­можно, если: во-первых, с помощью специальных рефлексивных техно­логий актуализировать «свернутый» опыт оптимального разрешения кон­фликтов; во-вторых, с помощью включения в образовательные процессы специально контролируемых социокультурных конфликтов продуктивной ориентации. Достижение высокого уровня конфликтологической компе­тентности связано с преодолением разнообразного рода трудностей как внешнего, так и внутреннего плана.

С практической точки зрения значимость конфликтологической ком­петентности профессионала характеризуется его конкурентной способ­ностью. Если нравственный облик руководителя и характер его деятель­ности не отвечает представлениям подчиненных о том, каким должен быть руководитель и как он должен поступать, то подчиненные не только со­противляются его воздействиям, но даже вступают с ним в конфликт.

Психологическая разработка проблемы конфликтологической компе­тентности представляет собой одно из самых перспективных направле­ний современного человекознания. Многие философы, психологи, куль­турологи современности прямо указывают на то, что конфликт является важнейшей детерминантой человеческой активности. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления скла­дывались в основном в психоаналитических и социологических школах и использовали большой арсенал методов распознавания, описания и ис­следования. Однако оформление проблемы конфликтологической ком­петентности как относительно самостоятельной начало складываться не в рамках общей психологии, а в культурологических работах, из которых

особого внимания заслуживает книга ГЗиммеля «Конфликт современ­ной культуры» (1923) В ней впервые предпринята попытка рассматри­вать конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, что позволяет понимать конфликтологическую компетентность как сис­темное качество личности В работах 3 Фрейда (19 Ю), К Хорни (1945) кон­фликт обоснован как основание - генератор психического вообще Даль­нейшие подходы более всего эксплуатировали понятие межличностного, межгруппового (имея в виду в том числе и большие группы) конфликта как социального феномена (РДарендорф, 1959,ЛКозер, 1956, МДойч, 1973 и др) Как относительно самостоятельный подход можно выделить сравнительно недавно сложившееся направление формализованного, ма­тематизированного подхода к конфликту как к метаявлению, абсолютно связанному с выигрышем-проигрышем в условиях равнозначных альтер­натив (А Рапопорт, 1964, РАкофф, Ф Эмери, 1972, В Лефевр, 1973 и др)

Все эти подходы, несмотря на разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте как 1) преимущественно нега­тивном феномене, 2) линейно организованном явлении (предпочтение-отвергание, выигрыш-проигрыш) В этом представлении сама проблема конфликтологической компетентности выглядит исключительно техничес­ки и представляет либо поиск ресурса для осуществления выбора, либо, в ситуации состоявшегося (случившегося) выбора - способа преодоления отвергнутой альтернативы Таким образом, проблема сдвигается с изу­чения явления в его деталях, динамике и контекстах исключительно к рас­смотрению эффективности тех или иных вариантов работы с этой данно­стью

Обстоятельство, что психология унаследовала проблему конфликта от философии, литературы, этики, экономики, обусловило подход к ее ком­плексному теоретическому осмыслению Лауреат Нобелевской премии по психологии Дэниель Канеман (Daniel Kahneman) опроверг всеобщее предположение о юм, что процесс принятия решения в условиях неопре­деленности рационален Основные работы Дэниела Канемана касаются способности людей оценивать ситуацию и принимать решения в услови­ях дефицита информации Например, Д Канеман доказал, что искушение человека к поиску еще большего риска после серии потерь со временем лишь возрастает и притупляет чувство действительности Проще говоря, человеку свойственно стремиться к реваншу после проигрышей, не об­ращая внимания на неудачи, но при этом он все меньше и меньше вкла­дывает в выигрышные сделки Официальная формулировка Нобелевской премии звучит следующим образом «За обогащение экономической

науки результатами исследований человеческой психологии». Д.Канеман установил, что в ситуациях экономической неопределенности действия людей часто противоречат не только стандартной экономической теории, но даже теории вероятности.

Генетические корни конфликта лежат, с одной стороны, в социальной нормативности, с другой - восходят к «ядру диалектики». Новейшие пси­хологические исследования проблемы конфликта, несмотря на их «рас-сыпанность» по разным социальным сферам (политика, педагогика, эко­номика, социология, семья, медицина и т.д.), представляют собой умно­жение вариантов дефиниций, классификаций, перечней причин и подхо­дов. При этом данные исследования не только продолжают оставаться в рамках двух наиболее развитых традиций: психоаналитической и социаль­но-психологической, но и сохраняют агрессивное отношение к конфлик­ту (BuuBk В., Schaap С, Prevoo N., 1990; Krech D., Crutchfifd R., Livson N.,

199l;DeaaD., 1992идр.)-

Обобщение этих подходов представлено в концепции совладающего (coping) поведения. Р.Лазарус (1970) выделяет три типа стратегий совлада-ния с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие-нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; со­владение («копииг») без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует. В отечественной психологии понятия механиз­ма психологической защиты и механизмов совладания (копинг-поведе-кие) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации (Ташлыков В А., 1992). Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосоз­нанной деятельности психики с помощью механизма психологической защиты. Копинг-поведение используется как стратегия действий личнос­ти, направленной на устранение ситуации психологической угрозы.

В основу конфликтологической компетентности многими психолога­ми положены конструктивные схемы действия, которые создаются чело­веком исходя из конкретных целей и задач определенной деятельности. Формирование таких схем обусловлено общими теоретическими пред­ставлениями и проявляется в модели ситуации и правилах действия в них. Данные схемы характеризуются приемами ситуационного вмешатель­ства, умением воспользоваться ситуацией, умением играть ситуацией, созданием определенных условий ситуации. В работах Н.В.Кузьминой эти схемы получили название «научно-практических методов», т.е. спе­циального инструментария, адресуемого педагогу с целью анализа педа­гогической ситуации в целом и её составляющих. Таковы, например, ме-

тодики анализа положительных сторон личности школьника, семейных взаимоотношений.

В целом многими учеными конфликт по-прежнему считается явлени­ем вредным (вызывает деструкцию деятельности и негативные эмоцио­нальные состояния), поэтому требует детального исследования, прежде всего, для профилактики либо для определенной регуляции (коррекции).

1.4. Основные модели конфликта

Первыми исследователями, сформировавшими традицию изучения конфликтов как реакции на внешние воздействия, стали работы по изуче­нию агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации аг­рессии. Начало этим разработкам было положено серией исследований, выполненных в 30-50-х годах группой специалистов Йельского универси­тета (Дж.Доллард, Л.Дуб, Н.Миллер, А.Бандураидр.). Рассмотрение по­нятия конфликт представляет интерес с позиции двух подходов: социоло­гического и социально-психологического. Принципиальное различие этих подходов заключается в том, что первый ориентирован на анализ обще­ственных конфликтов и их роли в социальной жизни; второй ~ на взаимо­действия, межличностные отношения.

Социологический подход к исследованиям конфликта представлен взглядами Т.Парсонса, ГЗиммеля, Л.Козера, Р. Дарендорфа, К.Маркс, Э.Мэйо, Р.Мертон и др.

Т. Парсоснс - основоположник функциональной («равновесной») мо­дели общества- рассматривал общество как единую, стабильную систе­му, состоящую из множества функционально взаимосвязанных элемен­тов. Автор развивал идею гармонизации в социальной структуре обще­ства. С точки зрения Т.Парсонса, конфликт - это социальная болезнь, ко­торую необходимо лечить. Решающая роль в стабилизации социальной системы принадлежит социальным институтам (правовым, религиозным и т.д.), которые осуществляют регуляцию в обществе через социальный контроль, ограничения, запреты. Таким образом, для Т.Парсонса конф­ликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Нормой же, с его точки зрения, является бесконфликтность, гармония социальной систе­мы, снятие социальной напряженности.

Идее «социального равенства» была противопоставлена идея «соци­ального изменения». Г Зиммель утверждал, что конфликт в обществе неизбежен, что у людей существует изначальная потребность во враж­дебности, которая оказывается специфической формой или основой че­ловеческих отношений, и личность не способна утверждать себя иначе,

как через оппозицию. Исходя из этих утверждений, конфликт понимается не как столкновение идей, а как выражение враждебности в отношениях между людьми. Он говорит о том, что наряду с симпатией существует «естественная враждебность между человеком и человеком», которая яв­ляется «основой человеческих отношений» (1994, с. 116). По мнению Г.Зиммеля, в мире постоянно происходит борьба, и часто в самых разру­шительных её проявлениях.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф, развивая идеи Г.Зиммеля, оп­ределяет социальный конфликт как «любое соотношение элементов, ко­торому присуши объективные («скрытые») или субъективные («явные») противоположности. Конфликт называется социальным, если его можно вывести из структуры социальных единиц, то есть если он не индивидуа­лен (1974). Р. Дарендорф считал, что конфликты всегда были и будут при­сущи любому обществу в силу неизбежного различия интересов, кото­рые вырастают из противоречий, возникающих в обществе.

Идеи ПЗиммеля нашли удачное воплощение в теории позитивно-фун­кционального конфликта, разработанной американским ученым Л.Козе-ром. Критикуя подход ХПарсонса, он отмечает, что конфликты являются продуктом внутренних изменений в обществе, результатом взаимодей­ствия различных элементов социальной системы. Конфликт, но его мне­нию, не препятствует стабильности. Идее «социального равенства» Л.Ко-зер противопоставил идею динамических социальных изменений, изоби­лующих конфликтами. Конфликт возникает из-за стремления отдельных членов общества ли групп повысить свою долю вознаграждения. Соци­альный конфликт Л.Козер определяет как борьбу из-за ценностей или пре­тензий на статус, власть или ограниченные ресурсы. В этой борьбе целя­ми конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Успех Л.Козера, по мнению Н.В.Гришиной, не в попытках противопоста­вить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» кон­фликт в идеи общественного порядка (2000, с. 29). Он признает конфликт в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений.

Социально-психологический подход предполагает рассмотрение кон­фликта как «конкурентного типа взаимодействия, заключающегося в реа­лизации разной направленности ценностно-мотивационных ориентации субъектов путем их противодействия и формирования негативного отно­шения друг к другу. Проблема конфликта решается здесь в рамках моти-вационного подхода. Социальное взаимодействие не только может быть инициировано различными мотивами - оно может породить новые и погасить старые.

Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии об­щую дескриптивную модель конфликта предпринимались А.А.Ершовым (1973), Л.А.Петровской (1977), Б.И.Хасаном (1996), Н.В.Гришиной (2000), Н.И.Леоновым (2002). Эти работы послужили хорошим основанием для разработки типологии стратегий и поэлементного анализа формальных моделей конфликтных ситуаций. Исследования В.А.Соснина (1979), Т.А.­Полозовой (1980), Н.И.Фрыгиной(1980), А.И.Донцова(1984), А.Я.Анцу-пова (2001) позволили отечественным прикладным психологам выпол­нить значительное количество практико-ориентированных разработок.

Большой вклад в исследование межличностных конфликтов внес М.Дойч. В его теории конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов. Он выделяет два типа взаимодействия: конку­ренция и кооперация. Конфликтным, по мнению М.Дойча, является кон­курентное взаимодействие, т.к. достижение целей одной стороны мешает достижению целей другой стороны. Соперничество вызывает использо­вание тактики угрозы и хитрости; ограничение коммуникации; миними­зацию осознания сходства в ценностях и увеличение чувствительности к противоположным интересам и т.д. Кооперация, напротив, является наи­более эффективным типом взаимодействия. Её отличает: открытость в коммуникации, усиление восприимчивости участников сходству и общ­ности интересов, увеличение желания помогать другим и т.д.

Конфликт, как считает М.Дойч, может быть конструктивным или дес­труктивным. Конфликт является конструктивным, если его участники удов­летворены результатом конфликта. Конструктивная функция конфликта заключается втом, что он способствует личностному и социальному дви­жению вперед; в процессе конфликта происходит объективация источни­ка разногласия и возможно его разрешение; конфликт может приводить к формированию новых отношений и способствовать росту сплоченности группы. Признаками деструктивного конфликта являются: расширение и эскалация, т.е. конфликт становится независимым от исходных причин, и в случае устранения причин конфликт продолжается. В целом, продук­тивное развитие конфликта М.Дойч видит в совместном усилии сторон для решения проблемы и сравнивает с решением творческих задач.

Теорию межгруппового конфликта более детально сформулировал Д.Кемпбелл: реальный конфлиет интересов между группами обуславли­вает отношения конкуренции и ожидает реальной угрозы со стороны дру­гой группы. Реальная угроза обуславливает: враждебность отдельных чле­нов группы к источнику угрозы; увеличение внутригрупповой солидар­ности; полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; увеличение непроницаемости границ группового членства; уменьшение

степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; увеличе­ние меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания наруши­теля из группы (1979). Итак, в рамках мотивационной концепции были сформулированы основные представления о функциях, типологии конф­ликта, способах его регуляции.

Наряду с мотивационным подходом к изучению конфликтов широкое распространение получил ситуационный подход - как концепция, утвер­ждающая, что оптимальное решение конфликта есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). Неопределенность внешней среды - функ­ция количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации.

Ситуационный подход создает методологическую предпосылку для объективного психологического исследования личности в деятельности, в развитии; дает возможность моделировать характеристики конфликт­ной ситуации в динамике, в структурных и функциональных трансфор­мациях, обусловленных меняющимся ситуационным контекстом жизне­деятельности или профессиональной деятельности.

Ситуационный подход, исходя из развиваемого им понимания приро­ды социальных, в том числе и конфликтных ситуаций и их влияния на поведение, предлагает иную возможность - изменение ситуации за счет модификации тех или иных её базисных черт. Конструирование соответ­ствующих структурных компонентов конфликта влечет за собой измене­ния в поаедении и взаимодействии участвующих в данной ситуации лю­дей (МАргайл, Н.В.Гришяна, Ю.Н.Емельянов). Допускается возможность воздействия на поведение человека и взаимодействие людей через изме­нение ситуации.

Такой подход, акцентирующий внимание на изучении ситуации взаи­модействия, получил наибольшее выражение в области исследования меж­групповых конфликтов в работах М. Шерифа. Исследователь видел про­блемы межгруппового конфликта в факторах ситуации непосредствен­ного взаимодействия между группами. В соответствии с этим он выстро­ил эксперимент, искусственно создав ситуации конкуренции и коопера­ции. В своей теории М.Шериф выдвинул положен»» о причинности меж-гругаювых конфликтов (1967).

Ситуационный подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и, в большей степени, акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Данный подход в исследовании конфликтов

был реализован, прежде всего, в бихевиористюй традиции, сделавшей акценты на внешние детерминанты их возникновения. Предметом изуче­ния ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситу­ационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю си­туацию. Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации кон­фликта внес МДойч, который определяет конфликт как следствие объек­тивного столкновения интересов противоположных сторон.

Сторонники ситуационного подхода сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим ус­ловиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возмож­ность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, под­стройки её под существующие условия. K.Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют лич­ностные переменные; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы (1980). К.Левин выводил конфликты не из внут­ренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Ценность теории конфликтов К.Левина заключается в том, что он связывает внутриличностный конфликт и пове­дение.

Определяющее значение для возникновения межличностных конфлик­тов имеют факторы ситуации. В конкурентной ситуации, например, бу­ду чи в отношениях соперничества с партнером, либо просто сталкиваясь с его конкурентным поведением, человек оказывается перед необходи­мостью ответного реагирования. Он будет реагировать выбором конку­рентного или кооперативного ответа (либо уходом от взаимодействия) главным образом в зависимости от различных факторов ситуации (харак­тера проблемы, партнера и т.д.), которые могут быть наблюдаемы и опи­саны.

Ситуационный стиль взаимодействия учителя и ученика, по мнению Абрамовой Г.С., характеризуется тремя разновидностями: ситуационный (ситуативный), операциональный, ценностный. Ситуативный проявляет­ся в том, что ученик воспринимается учителем, как средство решения педагогической задачи. Стиль по типу: «делай то, что делаю я». Операци­ональный стиль характеризуется принципом «делай таким же образом, как я», т.е. учит ребенка строить свою деятельность с учетом условий действия. Ценностный стиль взаимоотношений в общем виде может быть выражен так «человек - мера всего». Это обоснование действий не только с позиции их объективного строения, но и с позиции взаимозависимости в плане человеческой деятельности (1988).

В рамках управленческих процессов интересны исследования С.И.Ериной по изучению ролевого конфликта управленца первичной про­изводственной группы. Ролевой конфликт понимается ею как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выпол­нения социальной роли в условиях противоречивых или частично несов­местимых требований, ожиданий к ролевому исполнению. При этом под термином «социальные ожидания» понимается система ожидаемых об­разцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посред­ством которой группа контролирует деятельность своих членов (2000).

Построение практики коррекционных воздействий также имеет свои особенности. Так, в дискуссионных рабочих группах РЛиккерта психо­лог-консультант «способствует процессу групповых взаимодействий, обес­печивает разработку групповых норм для конструктивного обсуждения и разрешения групповых конфликтов, выступает как источник социально-психологических знаний членов группы» (RXflckert, 1961). Здесь явно чув­ствуется предпочтение так называемой стратегии «сглаживания» или, еще лучше, недопускания конфликта. По сути эта идея является ведущей в осуществляемой нами тренинговой практике, где происходит персональ­ное или оснащение способами-навыками эффективного поведения в уже случившемся конфликте или лучшего (с меньшими затратами) пережи­вания самого факта столкновения или его последствий.

Начало пересмотра однозначно деструктивной функции конфликта и, следовательно, обнаружение потребности в рассмотрении этого явления в другом психологическом ракурсе, можно связать с работами М.Фоллет (1942), а затем А.Филлей (1979), Н.В.Гришиной (1983), А.И.Донцова (1984), А.-Н.Перре-Клермон (1986), Д.Дена(1994), Б.И.Хасана (1996), А.Я.Анцу-пова (2001), Н.И.Леонова (2002). Прикладное значение разработок про­блем конфликта четко выразилось в двух областях: I) методическое осна­щение исследователей и преподавателей; 2) коррекция в практических ситуациях, социально-психологический тренинг, ориентированный на развитие специальных умений.

1.5. Соотношение понятий «коммуникативная ситуация», «конфликтная ситуация» и «конфликт»

Под ситуацией, рассматриваемой в качестве объективного фактора, Н.В.Гришина предлагает понимать реальные условия деятельности и об­щения, на фоне которых развертывается конфликт, реально существую­щие противоречия и проблемы; в качестве объективного фактора для одного из участников конфликта также будет выступать поведение других его участников (1978, с. 102).

Коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается ин­формационно-психологическое воздействие, в целях удобства дальней­шего рассмотрения и проведения нашего анализа целесообразно каким-то образом классифицировать, т.е. разделить все многообразие таких си­туаций на определенные группы. По направленности коммуникаций и соотношению их субъектов и объектов можно разделить все коммуника­тивные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, на три основные группы.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системе связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus -- столкновение) -- столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение -- противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт -- это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п.

Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).

Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.

Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать его, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить организации и пользу. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Задача менеджера -- спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Чтобы извлечь выгоду из него, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такая среда есть, то организация от наличия конфликтов становится только лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.

Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Об этом также должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темперамента и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порой порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят так далеко, что интересы дела отходят на задний план: все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что отрицательно сказывается на развитии организации. Модель конфликта показана на рис. 1.

Рис.1.

Какова же природа конфликта? В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания -- вследствие объективных обстоятельств или случайности.

Конфликтные ситуации также могут возникнуть по инициативе оппонентов либо объективно. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно -- ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.

В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта, а, возможно, и к началу нового.

Из графика (рис. 2) видно, что бесконфликтность (безразличие всех ко всему) и очень высокая конфликтность обусловливают снижение эффективности деятельности организации. Таким образом, существует оптимальный уровень конфликтности (зона от точки А до точки В), обеспечивающий нормальное функционирование организации.


Рис. 2.

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее (диапазон АВ). Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер. В связи с этим нужно знать не только природу, но типы конфликтов.

Тема: Социология конфликта: основные аспекты социальных конфликтов

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.87K | Скачано: 36 | Добавлен 28.03.09 в 17:42 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


План
Введение 3
1. Основные аспекты социальных конфликтов 4
1.1. Классификация конфликтов 5
1.2. Характеристика конфликтов 7
2. Стадии протекания социальных конфликтов 10
3. Социальные конфликты в современном обществе 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Введение
Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.
Вопросы о возможности существования общества без конфликтов, является ли конфликт проявлением дисфункций организаций, аномалией в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми в некоторой мере освещает данное исследование.
Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. По этому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Так профессор Н.В.Михайлов писал: «Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло».
Эйнштейн замечал, что природа сложна, но не злонамеренна. Природа конфликтов иная: конфликтирующие стороны могут быть злонамеренными, доброжелательными или нейтральными, порою сами не ведая и тем, более не зная истинных тенденций другой стороны.

1. Основные аспекты социальных конфликтов
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия .
Английский социолог Э. Гиденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам.
Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.
Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.
Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы.
Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:
1) Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей;
2) Вторичные группы - стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт. Но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной;
3) Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.
Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.
Выработано две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого поведения.
Большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликтов. Сила - это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:
- физическую силу, включая технические средства, применяемые как инструмент насилия;
- информационно цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.;
- социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.);
- прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников, и т.д.
Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

1.1. Классификация конфликтов
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом .
1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы. Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

1.2. Характеристика конфликтов
Несмотря на многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, его длительность и последствия. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходство и различия в конфликтах и особенности их протекания.
Причины конфликтов
Определения понятия характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.
Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин.
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и в основополагающих мировоззрениях у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально- политические устремления становятся катализатором противоречий.
3. Причины конфликтов, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры, и т.п.) между индивидами и группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Они появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.
Острота конфликта
Говоря об остром социальном конфликте, прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий срок расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое. Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально- психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий.
Острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт безусловно более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противнику, их престижу, статусу и психологическому равновесию.
Длительность конфликта
Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих сторон. Прежде всего от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.
Последствия социального конфликта
Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
Так, многие считают, что общество и отдельные его элементы развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.
Другая же группа ученых признает конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем образуется новая качественная определенность.
Конструктивный и деструктивный пути конфликта зависят от характеристик его предмета: размера, ригидности, централизованности, взаимоотношения с другими проблемами, уровня осознанности. Конфликт нарастает, если: увеличиваются конкурирующие группы; это конфликт по поводу принципов, прав или личностей; разрешение конфликта образует значимый прецедент; конфликт воспринимается как выигрышно-проигрышный; взгляды и интересы партий не связаны; конфликт плохо определен, неспецифичен, расплывчат.
Частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации .

2. Стадии протекания социальных конфликтов
Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по четырем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт, стадия разрешения конфликта и после конфликтная стадия.
1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта. Значительная группа отечественных конфликтологов (А.Зайцев, А. Дмитриев, В.Кудрявцев, Г. Кудрявцев, В. Шаленко) считают необходимым охарактеризовать эту стадию понятием «социальная напряженность».
Социальная напряженность - это особая социально-психологическое состояние общественного сознание и поведение индивидов, социальных групп и общества в целом, специфическая ситуация восприятия и оценки событий, характеризуется повышенной эмоциональной возбужденностью, нарушением механизмов социальной
регуляции и контроля. В каждой форме социального конфликта могут быть свои специфические индикаторы социальной напряженности. Социальная напряженность возникает тогда, когда еще конфликт не оформился, когда отсутствуют четко обозначенные стороны конфликта.
Характерной особенностью каждого конфликта является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников.Неделимый объект является причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие, и конфликта, как правило, не бывает.
Польский конфликтолог Е. Вятр предлагает охарактеризовать эту стадию при помощи социально-психологического понятия депривации. Депривации - это состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения. Депривации с течением времени может либо усиливаться, либо уменьшаться, либо оставаться неизменной.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на конфликтные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В это же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Предконфликтная стадия характерна так же в формировании каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации.
Под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, - «плацдарм»), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. При правильном выборе стратегии, способов действия можно предотвращать возникающие конфликты.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии и инцидента.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.
Действия, составляющие инцидент, делят на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Завуалированная, но, тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление - способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому.Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию.
Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте.
Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.
3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причины. В этом случае конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.
Сформулированы условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону» конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремится освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д.
Выработан ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
1) во время переговоров приоритет должен
отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;

3. Социальные конфликты в современном обществе
В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни рождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.
Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране. Объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.
Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. Также значительную роль играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей.
Большую роль в современной жизни России играют социально-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.
Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п.
Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста.
Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальные конфликты все более становятся нормой социальных отношений.
Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вмести с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицирует под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Список использованной литературы
1.Бачинин В. А. История философии и социологии права. СПб., 2001.
2.Гревцов Ю. И. Социология права. Курс лекций. СПб, 2001.
3.Жоль К.К. Философия и социология права. Учеб. пособие для вузов. М., 2005.
4.Керимов Д. А. Проблемы общей теории права и государства. В. 3 т. Т. 1. Социология права. М., 2001.
5.Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998.
6.Лапаева В. В. Социология права. М., 2004.
7.Лапаева В. В. Социология права. Крат. учеб, курс /Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2000.
8.Нечипуренко В. Н. Социология права. Учебное пособие для вузов. Р/нД., 2001.
9.Социология права: Учебник / В. М. Сырых, В. Н. Зенков, В. В. Глазырин. М., 2004.
10. Шереги Ф. Э. Социология права. Прикладные исследования. М.,СПб., 2002.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!