Варвары история. Варварские племена: кельты, германцы, славяне. Зарождение социального неравенства

В древности греки к чужеземцам применяли одно единственное название — варвары(«бормочущие»). Подразумевалось, что такие народы не совсем правильно или вовсе неудовлетворительно разговаривали по-эллински, а значит, не обладали знаниями и не были в состоянии оценивать греческие обычаи, науку и искусство. Греки были убеждены, что все, что было ими создано, все это самое лучшее, и в этом даже не сомневались. Народы Египта, Финикии, впрочем, как и прочие народы, которые помогали грекам, тем не менее все были варварами по тогдашним древнегреческим понятиям.

Для римлян варвары — это племена, которые проживали на севере и востоке от границ Римской империи. Когда в I веке до н. э. германские племена осуществили попытку, перейдя Рейн занять относившиеся к империи галлийские земли, Юлий Цезарь прогнал их назад и построил оборонительное сооружение – «Limes Romanus». В результате оно стало границей не только между Римом и германскими племенами, это было разделение двух цивилизаций: римской и варварской.

Варварами римляне считали не только германцев, но и кельтов, а также славян, проживающих далее от Римской Империи, которые главным образом занимались земледелием и скотоводством. «Русские варвары» занимались выращиванием ячменя, пшеницы, ржи, овощей (типа репы, лука и гороха), а также льна и конопли. Кроме того, у них водились тягловые быки, лошади, овцы, козы, пушной зверь, шла добыча руды для плавки из нее разных металлов. И все это доставляли в приграничные римские города, после чего шел обмен. В основном меняли на рабов, разные вооружения, драгоценности, а также вина.

Племенные союзы варваров

Жизнь варваров заключалась в том, что те, кто был сильнее, подчинял тех, кто слабее, при этом создавалось что-то типа крупных племенных союзов в Империи варваров.

В составе таких союзов были:

  • Алеманы;
  • Саксы;
  • Франки;
  • Западные и восточные готы;
  • Лангобарды;
  • Вандалы;
  • Бургунды.

Военное дело становилось профессией для множества варваров.

Увлечение римлян всем варварским

В Риме ценились бесстрашие варваров и их мастерство владения оружием. Так, молодые мужчины-пленные пополняли гладиаторские школы, после чего их жизнь заканчивалась в римских цирках. Тогда как свободные молодые варвары привлекались на армейскую службу.

Со временем римская армия все больше пополнялась варварами, причем и солдатами, и командирами. Однако они отрицали все римское, вместе с одеждой и оружием. Более того, они отдавали предпочтение использованию в бою своей собственной тактики и стратегии. Тем не менее, именно благодаря их воинским формированиям, Римская Империя одержала множество известных побед.

Варвары, как пленные, так и свободные, в Риме поселялись на территории земель, опустошенных войной, здесь они были в качестве рабочей силы. Римское общество часто пополнялось и неплохо образованными, богатыми варварами. Они занимали значимые посты в императорской иерархии, а также при дворе. Римские императоры не чуждались распространявшейся моды на все варварское. Они интересовались костюмами, прическами, манерой поведения и ведения разговоров.

Так, императору Марку Аврелию Антонию удалось войти в историю под прозвищем Каракалла, из-за своей пристрастности к варварскому одеянию. Каракалла — это германское название длинного плаща. Бывало, что престол Римской империи занимался не римлянами. Например, у императоров Диоклетиана и Максимиана было иллирийское происхождение.

Кризис в Римской Империи

Выходцы из варваров занимали привилегированные места в Риме. В частности такие высшие сановники фактически правили государством, переживавшим кризисное положение конца IV — начала V веков н. э. Свидетельством тому было множество случаев, когда появлялись узурпаторы, претендовавшие на императорский престол.

Они будоражили людей, захватывали селения и усадьбы богатых. В некоторых регионах начался «парад суверенитетов», они не желали подчиняться центральному правительству. Военные отказывались отстаивать интересы власти, а число дезертиров достигало угрожающих масштабов. За человеческую жизнь никто не дал бы и ломаного гроша. Собственно тогда и начались активные движения у рубежей Рима.

Оживление у рубежей империи

Массовое передвижение племен и вторжение в Римскую империю привело к потере западных провинций, что было названо историками «Великим переселением народов». Началось все с IV-VII веков. Тогда кочевые центрально-азиатские племена хуннов после преодоления за века огромных расстояний достигли территорий от Волги до Дона. Там хунны, позабыв язык и свои корни, изменились наружно. Однако не утратили воинственность и жестокость в битвах, начали создавать племенные союзы.

Теперь они носили имя гунны и покорили многие народы того региона: аланов и многочисленных восточных готов (остготов). Расправлялись захватчики со всеми так жестоко, что их соседям — западным готам (вестготам) не пришлось ожидать своей участи. Они сбежали под протекцию Рима за Дунаем. После расселения в Мезии, вестготы стали носить имя конфедератов - союзников. Империя рассчитывала, что беглецы займутся охраной и обороной владений от тех же гуннов.

Однако их приключения не закончились. Местная земля была так скудна, что не могла прокормить такую большую численность беженцев. Чиновники, используя бедственное положение готов, вымогали и расхищали продовольствие и деньги, которые направляла центральная власть, поддерживая бедняг.

Восстание готов под предводительством Фритигерна

Наместнику региона удалось заманить на прием готских вождей. В то время как шел пир, караул наместника, спровоцировал воинов-готов и перебил их. Возмущенные готы избрали нового вождя. Это был Фритигерн — человек смелый и закаленный боями. Взбунтовавшиеся начали захватывать римские города. Выяснилось, что правительство не обладает силами для остановки восставших.

Более двух лет императору Валенту не удавалось снарядить армию для усмирения готов. Войска, посылаемые на подавление бунта, вступали в ряды повстанцев. И это было грозным предупреждением, свидетельствующим о разложении общества. Тогда Римскому государству приходилось превращаться в гигантский маховик по насилию и угнетению, в котором «чужаки» делались ближе чем «свои».

Императору западных регионов Грациану пришлось в спешке разыскивать командующего, который мог бы спасти государство. Нашли испанца Феодосия, верно служившего империи. В его планы не входило становление августейшей персоной. Используя свой ум, он, разумея, что надеяться на римлян не придется, решил связаться с готскими вождями.

В результате заключили соглашение, в котором им дали право проживать в Малой Азии. Более того, власти обязались обеспечивать готов зерновыми и скотом. Они отменили подати и повинности для готов. Те же в свою очередь обязывались каждый год предоставлять сорок тысяч бойцов.

Очистка Рима от «бомжей»: пострадала интеллигенция

Рим стремительно двигался к своему падению. Верхи занимались только личными делами. Они не замечали, что империя все больше теснится врагами, которых народ видит своими освободителями. Людей, всерьез озабоченных участью государства, общество избегало, они считались ненужными.

Как-то решили избавить Рим от чужестранцев и всяких мошенников. Подсчитали, что для пропитания огромного городского населения недостаточно средств. В результате этой «спецоперации», как часто это бывает, пострадала интеллигенция. За городскую черту пришлось беспощадно изгнать только ученых людей. Однако оставили самых нужных для государства людей: многочисленных певиц и танцовщиц, которые окружали себя большой численностью прислуги.

Неприязнь и волнения раздирали государство. И все это усилилось после кончины Феодосия I. Он оставил все свое состояние своим сыновьям. Это были 18-летний Аркадий и 11-летний Гонорий, а также их опекуны — галл Руфин и вандал Флавий Стилихон. В то время как при дворе шло выяснение отношений, произошло восстание готов.

Аларих – новый вождь вестготов

Готы избрали своего нового вождя, которым оказался Аларих — самый прославленный воин. Он представлял старинный знатный род Балтов. Под предводительством нового вождя повстанцы решили получить выкуп с Константинополя или разрушить его. Приобретя все, что задумали, следующей целью была избрана Македония, а далее и Греция. Но в ней уцелела только столица — Афины, которая откупилась.

Тем временем при дворе в битве между наследниками Феодосия смог одержать победу Стилихон со своими сторонниками. Собранным им войскам удалось оттеснить Алариха, который еле избежал полного поражения. Тем не менее, спустя год он осуществил вторжение в Италию.

Вестготские воины предстали настолько серьезной силой, что Стилихону пришлось уговаривать Гонория, а также членов сената отдать выкуп Алариху. Речь шла о четырех тысячах фунтов золотом. Кроме того, предполагалось получение передышки для реформирования армии и государственного переустройства, однако Гонорий не мог решиться.

Очередное вероломство римлян

Сенаторы упрекали Стилихона, что договор, который тот предлагает не о спокойствии, а о неволе. Скоро заговорщики убили Стилихона. Пострадало множество его друзей и сторонников, а также варвары с их семьями, которые преданно служили до того времени. Возмутившись такому вероломству, оставшиеся варвары численностью более тридцати тысяч человек примкнули к противоположной стороне с требованием захвата Рима.

В сложившейся ситуации Алариху пришлось действовать немедля. Он обвинил римлян в измене и срыве договоренностей. Аларих воззвал к оружию своих сотоварищей-готов и примкнувших к ним гуннов. Так, в 409 году вся эта армия выдвинулась штурмовать Рим. В процессе выдвижения к армии присоединялись не только свободные римские граждане, но и рабы.

Аларих у стен «вечного города»

У стен Рима еще с эпохи Ганнибала не собиралось столько его врагов. Перед вождем и всеми его воинами предстал громадный и богатейший город. Город обладал чудесными дворцами, церквями, храмами, соборами, цирками и театрами, возведенными из мрамора и украшенными статуями, фресками и мозаиками.

После отдачи Аларихом приказа о начале осады Рима, тут же была захвачена гавань Остия, которая обладала всеми основными хлебными запасами. В городе возник голод, и пошло распространение эпидемии чумы. Осажденные даже не рассчитывали на подмогу. Гонорий замкнулся в городе-крепости Равенне, ему только и оставалось что молиться.

Римские сенаторы решили начать с переговоров и отправили к Алариху послов. Однако последний озвучил такую неподъемную цену, что оторопевшие горожане поинтересовались, что же у них останется после оплаты. «Жизнь», — очень лаконично отозвался Аларих.

Римляне решили испугать его и сообщили, что город располагает множеством граждан, которые выйдут на его оборону. «Густую траву, легче косить», — ответил вождь. Римлянам ничего не оставалось, как согласиться с оплатой выкупа. Осада города была снята и Аларих решил отойти с войсками.

Министры Гонория не спешили реализовывать мирный договор, а Аларих устал ожидать. Тогда же он снова решил осуществить осаду Рима, и в нем заново возник голод. Алариху удалось вынудить римских сенаторов огласить о низложении Гонория, и заменить его Атталой — болтуном и пьянчугой. Однако увидев его полную непригодность, Алариху пришлось взять его в свой ансамбль, а императорскую власть вернуть обратно Гонорию.

Фатальная ошибка Гонория

Гонорий же в это время вдруг обзавелся подкреплением. Из Константинополя прибыло четырехтысячное войско, а с черного материка морем прислали продовольствие. Гонорий решил, что о мировой с варварами говорить нет смысла, и огласил, что переговоры прекращены. После этого произошла третья осада Рима. У огромного города не было сил для обороны, только гвардейцы-наемники попытались оказать сопротивление.

Во время осады от голода и болезней умирали люди. Современники писали, что дело дошло даже до каннибализма. Ко всему прочему рабам-германцам удалось поднять мятеж с погромами. Они отворили Соляные ворота, и, сорокатысячный отряд примкнул к захватчикам. 14 августа 410 года Алариху удалось взять Рим.

Трое суток продолжались грабежи и избиения горожан. Уходя варвары, уносили небывалые трофеи, уводили пленников, включая и сестру Гонория. Римлянам же, в дополнение ко всему, пришлось уплатить и огромную дань: золотом, серебром, драгоценностями, окрашенными пурпуром одеждами, шелком, перцем и многим другим.

Крушение планов Алариха

Далее войско Алариха выдвинулось к хлебным, богатым областям Римской империи. Это были Кампания и Сицилия, но главной целью была провинция Африка — главная житница, кормившая всю империю. Однако этому плану не суждено было осуществиться, Аларих умер в 34 года в местечке Консенция.

Похоронен он был в глубокой яме, которую вырыли в русле Бузента. Ее воды отвели новым руслом. С вождем было погребено бесчисленное множество бесценных сокровищ. После того как была закопана могила, реку пустили по прежнему руслу. Затем были перебиты все рабы, которые занимались этими работами, чтобы никто не узнал о тайне погребенных сокровищ и Алариха.

Новая угроза Риму - Аттила

В то время как власти в восточных и западных частях империи предпринимали попытки по мобилизации всех сил для их обороны, а также по прекращению смуты и беспорядков, близились новые испытания. Надвигалась опасность от вождя гуннов Аттилы. Он был правителем «страны» с огромными территориями и многочисленными народами. Кстати, есть версия, что Аттила был Киевским князем Богданом Гатыло, а гунны предками славян.

Аттила начал с покорения племен, живших на правобережье Дуная. В его планы входило овладение многими землями вместе с самим Константинополем. Императору Восточной Римской империи Феодосию II удалось откупиться от Аттилы шестью тысячами фунтов золота. Кроме того, он признал себя и свой народ вечным должником вождя Аттилы и пообещал каждый год выплачивать семьсот фунтов золотом.

Аттила решил захватить Западную Римскую империю. В ту пору всем управляла там Галла Плацидия, которая приходилась матерью малолетнему императору Валентиниану III. Как только она узнала о надвигающейся опасности, она назначила командира придворных гвардейцев Флавия Аэция начальником обороны.

Сражение народов и смерть Аттилы

Будучи плененным Аларихом новый начальник обороны хорошо был ознакомлен с нравами и характерными чертами грубых варваров. Проведя оценку обстановки, ему удалось с помощью уговоров, угроз, подкупа, привлечь на свою сторону некоторые племена варваров. Ими оказались вандалы, франки и бургунды, но главным достижением его работы было налаживание бесперебойной доставки провианта в Рим.

В итоге в 451 году в районе Каталаунских полей возле города Труа произошло «сражение народов». Победу в этом сражении одержали римляне вместе с их союзниками, Аттиле удалось сбежать. Спустя год он снова пошел на Рим и снова проиграл битву, и вскоре скончался. Его огромному государству после этого суждено было прекратить свое существование. Оно распалось на части, и было поглощено более сильными соседями.

Практически в то же время в очередном заговоре убили Аэция, а спустя год и его воспитанника — императора Валентиниана III. Императорской вдове, Евдоксии, из желания мести пришлось обратиться за помощью к вандальскому королю Гейзериху. Она умоляла его о защите императорской династии и восстановлении ее власти.

Армии Гейзериха после непродолжительной осады 2 июля 455 года удалось захватить Рим. Больше двух недель вандалы совершали грабежи и крушили город. С таким опустошением и разгромом «вечному городу» не приходилось иметь дело, но он дожил и до нашего времени. А давно канувшие в Лету вандалы оставили лишь свое название в истории варваров как значение бессмысленных разрушений и осквернения — вандализма.

Западной Римской империи суждено было приблизиться к своему закату. Она не смогла встать на ноги после настолько ужасного бедствия. С 455 по 476 год поменялись десятки императоров. Не обладавшие реальной властью они становились марионетками в руках мошенников. Население в городах уменьшалось. Некоторые были угнаны в неволю, прочие сбежали.

23 августа 476 года – это трагическая дата, когда пала Западная Римская империя и конец античности. Начиналась новая, история Средних веков. На развалинах прежней империи образовывались новые государства. Это были государства варваров со своей историей.

Римской знати пришлось служить тем, кого они не так давно презирали. Варварами ценились знания, которыми обладали их новые подданные. Бывшую знать наделяли высокими должностями, давали ей земли и рабов. Потомки прежних варваров, которые ненавидели античные города, приступили к строительству своих городов-столиц, крепостей, замков-резиденций. На время термин «варвары» прекратил свое существование.

«Мир варварства» составляли северные кельтские племена, сохранившие значительную самостоятельность и самобытность, избежавшие романизации. Это прежде всего пикты, предки современных ирландцев, скотты, предки шотландцев, конечно, бритты, сыгравшие важнейшую роль в формировании англичан. Затем это лузитане и астуры, повлиявшие на становление португальцев и астурийцев, и баски, сохранившие свою этническую самостоятельность до сегодняшнего дня. Это белги, эбуроны и некоторые другие северогалльские племена, предшественники современных валлонов, фламандцев, голландцев. Все они, за исключением басков, относились к кельтской языковой группе, были давно знакомы с металлургическими технологиями, знали плавку железной руды с первого тысячелетия до нашей эры, умели получать стекло, пользовались колесом и морскими средствами передвижения.

Пожалуй, наиболее развитыми из них были бритты. Они строили укрепленные поселения, главным из которых стал Lugdunum, находившийся под покровительством бога Луга. Они на протяжении столетий и даже тысячелетий поддерживали жизнь святилищ, в частности, самого авторитетного, известного под современным названием «Стоунхендж». Управляли бритами вожди, избиравшиеся народом; кандидаты на должность вождя подвергались испытаниям: они должны были промчаться на колеснице на полной скорости между двумя священными камнями; ежегодно вожди проходили обряд очищения огнем, после чего, считалось, они получали власть на следующий год: делался деревянный дворец, он поджигался, и вождь должен был пройти сквозь огонь. Характерно, что у бриттов вождем могла стать и женщина; такова Медб, упоминавшаяся в эпосе. Хранителями традиций и знаний выступали друиды – жрецы. Они пользовались особой письменностью в виде нитей, на которые нанизывались листья разных пород деревьев. Наверное, от такой манеры считывать информацию происходит глагол «листать». Существовала своеобразная «лесная школа», в которой постигались семь дисциплин, сообразно возрасту. В детстве обучали рисованию и стихосложению, в отрочестве – письму, обычаям, ритуалу, в юности – астрономии и искусству прорицания. Был обычай награждать отличившихся в науках звездами, которые прикреплялись на подошву обуви, дабы не было гордыни.

Кроме кельтов в «мир варварства» входили германцы, которых римляне называли «немцы», от латинского nemici – враги. Германцы селились хуторами или небольшими деревнями с нерегулярной застройкой. В обществе основную массу составляли свободные соплеменники. Среди них выделялись знатные семьи, из которых выбирались вожди-конунги, обладавшие ограниченной властью. Лишь одному германскому вождю удалось установить единоличную власть. Это был Маробод, царь маркоманов. Однако и его власть продлилась недолго. Он был свергнут недовольными подданными в союзе с другими германскими племенами.

Любимыми занятиями германцев были войны, охота и пиры. Вокруг знатных членов племени собиралась дружина, средства на содержание которой добывались постоянными войнами. Основным оружием германцев было копье – фрамея. Мечи были редкостью. Из защитного вооружения наиболее распространенным был деревянный или плетеный щит, обтянутый кожей. Были известны, но менее распространены панцирь и шлем. Готовясь к сражению, германцы строились клиньями, составлявшимися из родственников. У некоторых племен было в обычае связывать воинов переднего ряда цепью. О значении военного дела у германцев говорит обычай вручать фрамею юноше по достижении им совершеннолетия. На пирах обсуждались важные дела: военные действия, заключение браков, примирения между враждующими сторонами. Германцы любили попировать и, как сообщает Тацит, пить беспробудно в течение нескольких дней не считалось у них зазорным.

Основные германские племена на рубеже I-II веков расселялись следующим образом: в дельте Рейна жили батавы, к востоку от них фризы, между Везером и Эльбой жили многочисленные хавки, делившиеся на Малых и Больших; к югу от них жили херуски, из числа которых происходил Арминий. Землю к северу от Эльбы, Ютландию и близлежащие острова занимали небольшие племена, поклонявшиеся богине Нерте. В низовьях Рейна жили тенктеры, бруктеры, узипы. К югу от них на территории современного Гессена жили хатты. К северу от Дуная в Богемии жили маркоманы, к востоку от них квады, еще дальше, ближе к устью Дуная, бастарны. В районе современного Регенсбурга жили гермундуры. На средней Эльбе жили семноны, основное свевское племя. На восток от них расселялись многочисленные племена лугиев. Южное побережье Балтийского моря занимали переселившиеся из Скандинавии вандалы, готы, ругии, бургунды. Из скандинавских племен выделялись сильным флотом свионы, жившие вокруг озера Мэларен в Швеции.

К концу III столетия картина расселения германских племен изменилась. В низовьях Рейна образовалось большое племенное объединение франков. Декуматские поля в верховьях Рейна были заняты аламанами. На Нижней Эльбе образовался большой племенной союз саксов. Племена, ранее населявшие южное побережье Балтийского моря, продвинулись к югу. Так, под руководством короля Германариха готы создали обширную державу на территории современной Украины. К IV веку вторжения германских племен становятся интенсивнее, они начинают заселять приграничные земли римской империи. Несмотря на оживленные контакты с романским миром, христианство проникало к германцам медленно. Его принимали только племена, поселившиеся на территории римской империи – готы, вандалы, бургунды и др. Большинство племен приняло христианство в форме арианства. Лишь франки приняли католическую веру.

Самыми значительными среди германоязычных племен были готы, распадавшиеся на две ветви – остроготов и визиготов, вандалы, также делившиеся на две ветви – асдингов и силингов, затем – свевы, бургунды, франки, англы, саксы и лангобарды. Здесь мы сознательно ограничились указанием лишь тех народов, которые в дальнейшем создали свою государственность. Наиболее развитыми из германцев были готы. У них уже около 375 года н.э. возник алфавит, созданный Вульфиллой. Была предпринята попытка записи обычного права, составлены небезызвестные «Белагины», первый свод германских законов, к сожалению, не сохранившийся. В дальнейшем, в IV–VI веках, «мир варварства» расширялся за счет появления новых народов на исторической арене Европы: славянских (сербов, хорватов, словен, дулебов, полян и др.), тюркских (гуннов, аваров, хазаров, булгар, печенегов, половцев и др.), угорских (венгров) и некоторых иных народов.

Понятие «варвар», «варварский» появилось в Древней Греции в 5 в. до н. э. Оно означало первоначально представителей всех других племен и народов, которые говорили на непонятном для греков языке (barbaros - непонятно болтающий). Варварами называли, например, персов, жителей Малой Азии, египтян, т. е. в слово «варвары» не вкладывали никакого презрительного смысла. С развитием рабства (большая часть рабов поступала из окружающих Древнюю Грецию отсталых племен) начинают сближаться термины «раб» и «варвар». Уже у Аристотеля они становятся почти синонимами. В связи с этим презрительное отношение к рабам, которое сложилось в греческом обществе, стало переноситься и на варваров.

В римскую эпоху, когда рабство достигло своих наивысших форм, а презрительное и жестокое отношение к рабам стало общепринятой нормой, понятие «варвар» приобрело смысл примитивного, дикого, не знакомого с культурой человека, по самой природе предназначенного к рабству, услужению римлянам (см. Древний Рим).

Этот взгляд укрепился отношением римлян, живших в условиях высокой античной цивилизации, к окружавшим Рим племенам, жившим в условиях примитивного родового строя. К тому же племена эти часто нападали на границы империи, грабили богатые римские города, разрушали непонятные им произведения римской культуры. Если большая часть греков и римлян рассматривали варваров как людей некультурных, отсталых и жестоких, то в 1-2 вв. в Риме среди части римских мыслителей наблюдается некоторая идеализация простой жизни варваров как жизни добродетельной и близкой природе.

В 1-2 вв. Римская империя успешно противостояла окружавшим ее варварским племенам - германцам, сарматам, аланам и др. Однако с 3 в. варвары начинают вторгаться на римскую территорию, грабить провинции и города. В начале 5 в. натиск их на Рим усиливается и вынуждает императоров Западной Римской империи мириться с пребыванием варварских племен (вестготов, бургундцев, свевов и др.) на землях империи. Здесь образуются первые ранние варварские королевства (королевство вестготов в юго-западной Галлии, 419 г.; королевство вандалов в Африке, 429 г.; королевство бургундов в юго-западной Галлии, 449 г.; и др.). После падения Западной Римской империи в 476 г. варварские королевства стали независимыми, в них постепенно формируются феодальные отношения. Порядок жизни обеспечивался законами, получившими название варварских правд. Они представляли собой записи обычного права (совокупность правил поведения, обычаев, сложившихся в обществе в результате их неоднократного применения и санкционированных государством); составлены между 5 и 9 вв. Известны вестготская, бургундская и другие варварские правды. По своему характеру к ним приближаются византийский «Земледельческий закон» и «Русская Правда».

Период с IV в. по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Это эпоха гибели античной цивилизации и зарождения феодализма.

Усиление имущественного и социального неравенства подталкивало различные слои варварских племен к тому, чтобы попытаться захватить новые, занятые чужаками, земли - варварское общество на стадии военной демократии склонно к экспансии. Сказалось также давление шедших с Востока степных кочевников. Однако наиболее общей причиной, вызвавшей одновременное перемещение огромной разноплеменной массы людей, по всей видимости, было резкое изменение климата. Приблизительно со II в. начинается и к V в. достигает максимума похолодание, в рамках которого сначала происходило усыхание сухих и увлажнение влажных почв с соответствующими изменениями растительного покрова. Эти перемены отрицательно сказались на условиях хозяйствования как кочевых народов евразийских степей, так и оседлого населения европейского севера, побуждая и тех и других искать новую среду обитания в менее высоких широтах. Ухудшение климата хронологически совпало для многих варварских племен Европы с разложением у них первобытнообщинного строя. Экстенсивное по преимуществу развитие производства и сопутствовавший ему рост народонаселения натолкнулись в начале новой эры на ограниченность природных ресурсов лесной, отчасти и лесостепной зоны континента, которые при тогдашнем уровне производительных сил были менее удобны в хозяйственном отношении, чем районы Средиземноморья. В числе основных причин миграций нужно назвать и внешнеполитические факторы, а именно: давление одних варварских племен (чаще всего кочевых) на другие и ослабление Римской империи, оказавшейся более неспособной противостоять натиску со стороны своих окрепших соседей. В IV-V вв. главную роль в Великом переселении играли германские и тюркские, впоследствии также славянские и угро-финские племена.

Передвижения германских племен.

Родиной германцев были северные, приморские области Германии, Ютландия и Южная Скандинавия. Южнее жили кельты, восточнее - славяне и балты. Первая волна германской экспансии вылилась в грандиозные перемещения кимвров и тевтонов, за четверть века исколесивших полЕвропы (крайние точки: Ютландия, Венгрия, Испания) и наконец в 102-101 гг. до н. э. разгромленных Гаем Марием в отрогах Западных Альп. Вторая волна приходится на 60-е годы I в. до н. э., когда свевы под предводительством Ариовиста попытались закрепиться в Восточной Галлии. В 58 г. до н. э. они были разбиты Цезарем. Однако к этому времени германцы уже прочно обосновались на среднем Рейне, к концу столетия и на верхнем Дунае, покорив и по большей части ассимилировав местное кельтское население. Дальнейшее продвижение германцев на юг было остановлено римлянами, поэтому с конца I в. до н. э. экспансия их направляется в основном на восток и юго-восток: в верховья Эльбы и Одера, на средний, затем и нижний Дунай.

После разгрома в Тевтобургском лесу (9 г. н. э.) римляне больше не предпринимали серьезных попыток завоевать Германию. Редкие экспедиции в глубь германской территории носили по преимуществу демонстрационный характер; более действенным было признано дипломатическое вмешательство, позволявшее при помощи подкупа, шантажа и натравливания одних племен на другие удерживать пограничных варваров от нападения. Граница же установилась по Рейну и Дунаю, где впредь в многочисленных крепостях было сосредоточено большинство легионов. В последней трети I в. н. э. для облегчения переброски войск в стратегически важном районе Шварцвальда были сооружены новые мощные укрепления - лимес; земли между лимесом, Рейном и Дунаем (так называемые Десятинные поля) были заселены приглашенными из Галлии кельтами. В начале II в. римляне захватили также Дакию, обезопасив себя от варварских набегов и на нижнем Дунае.
Положение стало меняться во второй половине II в., когда в ходе так называемой Маркоманской войны (166-180) значительные массы варваров впервые прорвали римскую границу, создав угрозу даже Италии. Марку Аврелию с трудом удалось отбросить их за Дунай, но с этого времени германские вторжения заметно учащаются. Борясь с ними и сталкиваясь с падением боеспособности и численности собственных войск, римляне пошли по пути поселения отдельных варварских племен на территории империи, перепоручая им охрану ряда рубежей; одновременно усилилась варваризация самой римской армии.
В 50-е годы III в., воспользовавшись охватившей империю смутой, германцы проникли на рим-скую территорию сразу на нескольких участках. Наибольшую опасность для Рима представляли вторже-ния аламанов и франков в Галлию и дальше в Испанию, а также появление готов на северных Балканах, откуда они совершали набеги во внутренние районы полуострова и пиратские нападения с моря на побережье Пропонтиды и Эгеиды. Франки и аламаны были оттеснены за Рейн приблизительно в 260 г.; последние, правда, закрепились на Десятинных полях. На Балканах в 269 г. готы потерпели сокрушительное поражение при Наиссусе и отступили за Дунай. Однако, несмотря на несомненный успех, два года спустя римляне эвакуировали войска и гражданское население из Дакии. После этого граница на несколько десятилетий стабилизировалась. В дальнейшем, несмотря на периодические вторжения и мятежи германских поселенцев (например, в середине IV в., когда франки и аламаны вновь попытались перейти в наступление), римляне прочно удерживали рейнско-дунайский вал: на Западе - до 406 г., на Востоке - до последней трети VI в.

Вестготы.

К середине IV в. из объединения готских племен выделились союзы западных и восточных готов (иначе вест- и остготов), занимавшие соответственно земли между Дунаем и Днепром и между Днепром и Доном, включая Крым. В состав союзов входили не только германские, но также фракийские, сарматские, возможно, и славянские племена. В 375 г. остготский союз был разгромлен гуннами - кочевниками тюркского происхождения, пришедшими из Центральной Азии и подчинившими к этому времени некоторые угорские и сарматские племена, в том числе аланов. Теперь эта участь постигла и остготов. Спасаясь от гуннского нашествия, вестготы в 376 г. обратились к правительству Восточной Римской империи с просьбой об убежище. Они были поселены на правом берегу нижнего Дуная, в Мезии, в качестве федератов - союзников с обязательством охранять дунайскую границу в обмен на поставки продовольствия. Буквально через год вмешательство римских чиновников во внутренние дела вестготов (которым было обещано самоуправление) и злоупотребления с поставками вызвали восстание вестготов; к ним примкнули отдельные отряды из других варварских племен и многие рабы из поместий и рудников Мезии и Фракии. В решающем сражении у Адрианополя в 378 г. римская армия была наголову разбита, при этом погиб император Валент.

В 382 г. новому императору Феодосию I удалось подавить восстание, но теперь вестготам для поселения была предоставлена не только Мезия, но также Фракия и Македония. В 395 г. они снова восстали, опустошив Грецию и вынудив римлян выделить им новую провинцию - Иллирию, откуда они начиная с 401 г. совершали набеги в Италию. Армия Западной Римской империи состояла к этому времени по большей части из варваров, во главе ее стоял вандал Стилихон. В течение нескольких лет он достаточно успешно отбивал нападения вестготов и других германцев. Хороший полководец, Стилихон вместе с тем понимал, что силы империи истощены, и стремился по возможности откупиться от варваров. В 408 г., обвиненный в потворстве своим соплеменникам, разорявшим тем временем Галлию, и вообще в чрезмерной уступчивости варварам, он был смещен и вскоре казнен. Взявшая верх «антигерманская партия» оказалась, однако, неспособной организовать сопротивление варварам. Вестготы снова и снова вторгались в Италию, требуя все большей контрибуции и новых земель. Наконец в 410 г. Аларих после долгой осады взял Рим, разграбил его и двинулся на юг Италии, намереваясь переправиться в Сицилию, но по пути внезапно умер.
Падение Вечного города произвело страшное впечатление на современников, многие восприняли это событие как крушение всей империи и даже как начало светопреставления. Однако, получив военную помощь с Востока, правительство Западной Римской империи сумело в короткий срок взять ситуацию под контроль. С вестготами было заключено соглашение: преемник Алариха Атаульф получал в жены сестру императора Гонория Галлу Плацидию и обещание земель для поселения в Аквитании. С 412 г. вестготы воюют в Галлии и Испании с врагами империи, иногда и против нее, пока в конце концов не оседают - формально на правах федератов - в Юго-Западной Галлии, в районе Тулузы, ставшей столицей их государства - первого варварского государства, возникшего на территории империи (418 г.).

Вандалы.

Поражение римлян под Адрианополем совпало по времени с их последним походом за Рейн, после чего они окончательно перешли к обороне и на западном участке границы. Охрана рубежей на нижнем Рейне была поручена франкам, которым пришлось уступить крайний север Галлии - Токсандрию; на среднем Рейне и верхнем Дунае все еще преобладали римские гарнизоны, местами поддерживаемые аламанскими федератами. В 406 г., пользуясь тем, что основные силы Западной Римской империи были отвлечены на борьбу с вестготами, вандалы, аланы и квады (принявшие теперь имя свевов), преодолев сопротивление франков, прорвали римский лимес в районе Майнца и хлынули в Галлию. Другая часть вандалов, аланов и свевов присоединилась к остготскому союзу, возглавлявше-муся Радагаисом; вместе они форсировали Дунай возле Аугсбурга и через Норик вторглись в Италию. В 406 г. недалеко от Флоренции Стилихон разгромил воинство Радагайса, год спустя британские легионы восстановили границу на среднем Рейне, но выдворить варваров из Галлии римлянам уже не удалось. Разорив восточные, центральные и юго-западные районы страны, вандалы, аланы и свевы в 409 г. пересекли Пиренеи и ворвались в Испанию, закрепившись в основном в ее западных областях.

Наибольшую опасность для Рима в тот период представляли вандалы, к которым в 416 г. присое-динились остатки разбитых вестготами аланов. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей, не оседали в какой-то одной местности, предпочитая временный захват и грабеж все новых и новых территорий. Между 422 и 428 гг. жертвами вандалов стали приморские города Восточной Испании. Завладев находящимися там кораблями, они в 429 г. под предводительством Гейзериха высадились в Африке в районе Тингиса (Танжера) и начали наступление на запад. Римское господство в Северной Африке было основательно поколеблено участившимися набегами берберских племен, только что закончившейся войной наместника Бонифация против центрального правительства, наконец непрекращающимися выступлениями народных масс. В этой обстановке вандалы без труда преодолели за год 1000 км и осадили Гиппон-Регий, где епископом был знаменитый христианский богослов Августин. Взяв город в 431 г. после 14-месячной осады, вандалы четыре года спустя вырвали у империи согласие на владение захваченными землями в качестве федератов. Мир был, однако, недолгим. Уже в конце 435 г. вандалы заняли Карфаген и, получив в свои руки огромный торговый флот, стали совершать налеты на побережье Сицилии и Южной Италии. В 442 г. римское правительство было вынуждено признать их полную независимость и власть над большей частью Северной Африки.

Гунны.

Потеря главных африканских провинций, снабжавших Италию зерном и оливковым маслом, явилась для римлян тяжелым ударом: враг обосновался в глубоком тылу. И все же военная угроза исходила прежде всего с севера. После вторжений 406 г. имперские войска уже почти не контролировали рейнско-дунайский вал. Римские гарнизоны оставались лишь в некоторых пунктах Реции и Норика, тогда как защита рейнского рубежа была почти всецело передана германским федератам - теперь уже не только франкам, но также бургундам, пришедшим вслед за вандалами и обосновавшимся на среднем Рейне в районе Вормса, и аламанам, постепенно занявшим современный Эльзас. Что же касается Паннонии, то там к 20-м годам V в. прочно утвердились гунны. С гуннами Рим столкнулся еще в 379 г., когда те, идя по пятам вестготов, вторглись в Мезию. С тех пор они неоднократно нападали на балканские провинции Восточной Римской империи, иногда терпели поражение, но чаще уходили лишь по получении откупного, так что понемногу константинопольское правительство превратилось в их данника. Отношения гуннов с Западной Римской империей поначалу строились на другой основе: гуннские наемники составляли заметную часть западноримской армии, особенно с 20-х годов V в. Равенна активно использовала их для борьбы с то и дело поднимавшими мятеж франками и бургундами, обосновавшимися на Рейне, а также с багаудами - крестьянами северо-западной Галлии, пытавшимися отложиться от Рима и жить никому не подвластными самоуправляющимися общинами. В 436 г. гунны, возглавляемые к тому времени Аттилой (за свои насилия прозванным христианскими писателями Бичом божьим), разгромили королевство бургундов; это событие легло в основу сюжета «Песни о Нибелунгах». В результате часть бургундов влилась в состав гуннского союза, другая была переселена римлянами к Женевскому озеру, где позднее, в 457 г., возникло так называемое второе Бургундское королевство с центром в Лионе.

В конце 40-х годов ситуация изменилась. Аттила стал вмешиваться во внутренние дела Западной Римской империи и претендовать на часть ее территории. В 451 г. гунны вторглись в Галлию, вместе с ними шли гепиды, герулы, остготы, ругии, скиры, другие германские племена. В решающем сражении на Каталаунских полях (близ Труа в Шампани) римский полководец Аэций, бывший когда-то заложником у гуннов и не раз водивший в бой гуннские отряды, с помощью вестготов, франков и бургундов разбил войско Аттилы. Это сражение по праву считается одним из важнейших в мировой истории, поскольку на Каталаунских полях в известной мере решалась судьба не только римского владычества в Галлии, но и всей западной цивилизации. Однако силы гуннов отнюдь еще не были исчерпаны. На следующий год Аттила предпринял поход в Италию, взяв Аквилею, Милан, ряд других городов. Лишенная поддержки германских союзников римская армия оказалась не в состоянии ему противостоять, но Аттила, опасаясь поразившей Италию эпидемии, сам ушел за Альпы. В 453 г. он умер, и среди гуннов начались усобицы. Два года спустя восстали подчиненные им германские племена. Потерпев поражение сначала от гепидов, затем от остготов, гунны откочевали из Паннонии в Северное Причерноморье. Держава гуннов распалась, остатки их постепенно смешались с идущими с востока тюркскими и угорскими племенами.

Завоевало Северную Италию, Галлию и Испанию, и их население слилось с римским в одну народность (галло-римскую и испано-римскую). Была подчинена Римом и большая часть кельтского населения Британии, однако это население не подвергалось романизации и сохранило свой патриархальный строй на стадии перехода к раннеклассовому обществу. Полную самобытность сохранили кельты Ирландии и Шотландии, не подвергшиеся римскому завоеванию.

В целом кельты сыграли значительную роль в этногенезе средневековых европейских народностей — англичан, французов, испанцев. Немалое влияние они оказали и на развитие общественных отношений и материальной культуры в странах Западной Европы. Их прямыми потомками являются ирландцы и шотландцы.

Древние германцы

Восточное кельтов и местами рядом с ними расселялись германцы. Их поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Среднего Дуная. Как свидетельствуют археологические и лингвистические данные, германцы в бронзовый век своей истории заселяли Скандинавию и южное побережье Северного и Балтийского морей. В III в. до н. э. их поселения доходили уже до Дуная.

История древних германцев более или менее достоверно отражена в римских источниках начиная с середины I в. до н. э. Наиболее значительными из них являются «Записки о галльской войне» Ю. Цезаря и историко-этнографическое сочинение К. Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» (сокращенно «Германия»), написанное в конце I в. н. э. Много интересных данных по истории отдельных германских племен содержится в «Анналах» и «Историях» этого автора. Дополнительные сведения о германцах можно почерпнуть в «Естественной истории» Плиния Старшего и «Географии» Страбона. Археологические данные позволяют уточнить и дополнить сведения античных авторов.

Тацит считал германцев автохтонами (коренными жителями) занимаемой ими страны на восток от Рейна. В преданиях же самих германцев их прародиной называлась Скандинавия. В начале новой эры германцы делились на множество племен, составлявших ряд более крупных межплеменных общностей. Всего Тацит перечисляет более пятидесяти отдельных племен. Однако сообщаемые им данные весьма приблизительны.


Каждое племя занимало обособленную территорию и стремилось сохранить и расширить ее. Потеря территории вела к потере независимости, а то и к гибели племени.

Хозяйственная жизнь, земледелие и скотоводство

По свидетельству Цезаря и Тацита , германцы не являлись еще вполне земледельческим народом. Основные средства к жизни они получали за счет скотоводства. Но данные археологии свидетельствуют, что на значительной части Германии и на Ютландском полуострове земледельческая культура была уже достаточна развита в последние столетия до новой эры. Вспашка земли производилась в большинстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом.

Вопреки сообщениям Цезаря, что свебы ежегодно меняли обрабатываемые поля, ученые установили, что германцы длительное время пользовались участками, которые они обносили валом из земли и камня. Приусадебные участки находились в постоянном пользовании отдельных домохозяйств. Германцы сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, лен. По сравнению с римской агрикультурой германское земледелие было, конечно, примитивным. Зачастую применялась подсечная и переложная система земледелия. У германцев еще не было садоводства и луговодства. У более отсталых племен, живших в лесистых и болотистых местностях, сохранялся примитивный образ жизни с преобладанием скотоводства и охоты на дикого зверя.

Скотоводство носило уже не кочевой, а оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и служил мерилом стоимости.

По словам Тацита, германцы селились разбросанными деревнями. Жилища строили из дерева, обмазывая их глиной. Это были продолговатые строения, несколько десятков метров в длину. Часть помещения отводилась для домашнего скота. Для хранения продуктов устраивались подземелья и погреба. У германцев не было поселений городского типа, но для защиты от нападения они возводили земляные и деревянные укрепления.

В хозяйственной жизни германцев значительное место занимали также рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому побережью, — морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних германцев носила натуральный характер. Каждая родовая община и большая семья изготовляли почти все необходимое для своей жизни — орудия труда, одежду, утварь, оружие. Ремесло не выделилось еще в отдельную отрасль экономики.

Тацит отмечает, что германцы давно уже научились добывать железо и делать из него орудия труда и оружие, но железа у них было мало, и оно ценилось очень дорого. Как свидетельствуют археологические находки, германцы добывали также серебро, олово и медь. Значительного прогресса достигли гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами. У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито кораблестроение, о чем свидетельствуют изображения морских судов в наскальной живописи, датируемые еще концом бронзового века. Отважными мореходами были свионы (шведы), фризы, саксы.

Общественное устройство

На рубеже новой эры у германцев господствовал еще первобытнообщинный строй. Основной формой объединения было племя, представлявшее собой хозяйственную, политическую и культовую общность. Племя имело свои особые религиозные и правовые обычаи. Все важнейшие дела племени решались на народном собрании, состоявшем из мужчин-воинов. На этих собраниях избирались вожди и старейшины. Первые располагали властью во время войны, вторые — в мирное время. Старейшины наделяли землей отдельные домохозяйства, разбирали тяжбы, председательствовали на судебных собраниях. Все члены племени были свободны и равноправны.

Племена германцев были эндогамны. Браки обычно заключались между отдельными родами племени. У германцев существовала уже строгая моногамия. Только представители знати, в виде исключения, могли брать по нескольку жен (династические браки). Большую роль в жизни германцев играли родовые связи. Ближайшие родственники, составлявшие большие семьи, совместно вели хозяйство. Родовая община превращалась в земледельческую. Скот, рабы, орудия труда и оружие находились в семейной и личной собственности. Род оказывал защиту всем сородичам. Кровная месть у германцев была заменена выкупом. Родовые отношения служили основой военной организации: боевые порядки строились по семейно-родовому признаку.

Частной собственности на землю еще не существовало. Земля была собственностью племени и передавалась в пользование отдельным группам живущих вместе родственников. Во времена Тацита подобные группы родственников представляли собой большие семьи.

Зарождение социального неравенства

Развитие производительных сил у германцев достигло в начале нашей эры такого уровня, когда появились уже прибавочный продукт и эксплуатация чужого труда. Значительное распространение получило рабство. Тацит обращает внимание на особый характер германского рабовладения. В отличие от римлян германцы не использовали рабов как домашнюю челядь или подневольных работников в крупном господском хозяйстве, а наделяли их участками земли (наподобие римских колонов) и облагали натуральными оброками. Это была патриархальная форма рабства. Хотя господин располагал над рабом неограниченным правом собственности, на практике с ним обходились лучше, чем с римским рабом, редко подвергали наказаниям. Подобная форма рабовладения была близка к крепостничеству и вследствие дальнейшей эволюции превратилась в одну из разновидностей феодальной зависимости.

У германцев рабство не играло большой роли и не нарушало патриархального характера экономики. Свободное население жило за счет собственного труда. Однако наличие рабов свидетельствовало о возникновении неравенства и начавшемся процессе классообразования. Отдельные семейства владели большим количеством скота, орудий труда и рабов. Даже земля делилась, по свидетельству Тацита, «по достоинству» (видимо, с учетом имущественного положения). Больше земли получали состоятельные семейства, имевшие возможность ее освоить, в том числе и за счет наделения участками своих рабов. У германцев существовала уже влиятельная знать. Конечно, знатность в патриархальном обществе не тождественна богатству. Знатными считали людей заслуженных, отличившихся в общественной деятельности и на войне. Но знатные обычно выделялись и своим имущественным положением — одеждой, вооружением.

Возникновение военной власти

Описанное Тацитом общественное устройство германцев основывалось на принципах военной демократии. Решающая роль принадлежала народному собранию. Должностные лица находились под постоянным контролем избиравших их воинов, не имели права приказывать. Их выступления на народном собрании воспринимались по силе убедительности.

Но постепенно общественная власть начала сосредоточиваться в руках военной и родо-племенной знати. Все вопросы, обычно выносимые на народное собрание, стали обсуждаться советом старейшин. Участники собрания только принимали или отвергали предложенные решения. Особенно важные дела обсуждались на банкетах военной знати, и решения только формально принимались на народном собрании. На должность главы племени (rex) избирали представителя знатного рода. Военным предводителем (dux) мог стать отличившийся в бою воин, но при этом учитывались и заслуги его предков. Военная власть начала приобретать наследственный характер — вождем избирали в иных случаях юношу в знак военных заслуг его предков.

Орудием усиления власти вождя была дружина, состоявшая из воинов-профессионалов. Если во времена Цезаря дружина создавалась только на время военных предприятий и по окончании их распускалась, то впоследствии, по сообщениям Тацита, она стала постоянной. Дружинники находились в полной зависимости от вождя, приносили ему клятву верности и получали от него оружие и боевого коня. Вождь устраивал для дружины пирушки, раздавал дружинникам подарки. Средства для этого он получал за счет военной добычи и приношений, которые, по обычаю, должны были давать ему соплеменники.

Дружинники не участвовали в производительном труде, они служили не столько племени, сколько вождю и могли быть использованы им для захвата власти. Таким образом, создавались предпосылки для превращения выборной военной власти в наследственную государственную власть. История германских племен первых веков новой эры наполнена борьбой представителей отдельных знатных родов за верховную военную власть. Наиболее удачливые из них подчиняли своему господству не только собственные, но и соседские племена и создавали многоплеменные военные союзы.

Религия древних германцев

По описанию Цезаря религиозные верования германцев были весьма примитивны: они поклонялись стихиям — солнцу, луне, огню. Тацит более подробно характеризует религию германцев, сопоставляя ее с римским язычеством. Из многих божеств, почитаемых у разных племен, наиболее известными были Водан, Донар, Циу, Идис. Водана считали верховным божеством, Донара — богом грома, Циу — богом войны Германцы представляли своих богов столь величественными, что всякое их изображение в человеческом виде или в образе других живых существ считалось кощунством и не допускалось.

Вместо храмов у них были священные рощи или горные вершины, где совершались ритуальные действия и жертвоприношения (в том числе и человеческие). Родственные племена, отпочковавшиеся в прошлом от одного древнего племени, почитали, по традиции, единое божество. Религиозная традиция германцев утверждала, что все их племена произошли от единого мифического Манна, рожденного богом Туисконом. В этом религиозном предании запечатлелась традиция общегерманского единства.

Большим влиянием у германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами культа, но и участвовали в решении общественно-политических дел и отправлении правосудия. Только им одним подчинялись беспрекословно все свободные германцы; по их решениям выносились смертные приговоры и заключались под стражу провинившиеся люди. Такое же безграничное доверие германцы питали к гаданиям и предсказаниям прорицательниц, выступавших обычно перед народным собранием. Если их предсказания предвещали неудачу военного похода, то он откладывался на другой срок.