Ерохина Ирина Григорьевна, зам. директора по УМР
В настоящее время тысячи лиц с ограниченными возможностями здоровья являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и городской политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.
Низкая конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с населением, не имеющим таких ограничений. Без профессионального образования уделом данной категории граждан становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами лица с ограниченными возможностями здоровья, и все общество. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.
В последние годы происходит повышение интереса и к проблемам, с которыми сталкиваются лица с ограниченными возможностями здоровья при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости поднятия их социально-экономического статуса в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих лиц с ограниченными возможностями здоровья и их доли среди населения.
Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованием в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим и физическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с особыми возможностями здоровья и жизнедеятельности, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Эта же задача акцентирована в программах профессионального образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в Хабаровском крае, существенным образом влияющей на снижение рисков деструктивного и в том числе экстремистского поведения молодежи и одновременно позволяющей значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, всесторонней социальной адаптации.
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, нуждающихся в многосторонней адаптации с учетом их особых возможностей здоровья и жизнедеятельности в рамках инклюзивной образовательной среды, позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально востребованными, т.е. подготовить почву для оптимальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономической жизни, в самосознании и самосовершенствовании личности.
Особое место в системе работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья занимает теория, методика и технологии обучения, образовательной адаптивности, рассматривающие образование как диалог мира взрослых и мира подростков, основанный на взаимной толерантности, принятии и уважении ценностей суверенной личности, педагогике сотрудничества.
Поиск вариантов создания непрерывно функционирующей педагогической работы, направленной на социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, социальному и производственному общению, требует научно обоснованных педагогических условий ее организации, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности.
В соответствии с вышеперечисленными причинами ставились следующие задачи:
Разработать и постоянно анализировать учебные планы для групп с различными образовательными комплексами.
Разработать программы развивающих часов и адаптационно-реабилитационного курса, расширенного изучения отдельных предметов, составляющих вариативные компоненты образовательной среды Учреждения.
Создать условия для работы по новому учебному плану, по программам блока дополнительного образования.
Активизировать использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса.
Разработать дидактический, методический, инструкционный материал для различных образовательных компонентов.
Разработать реабилитационные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Создать дополнительную среду: дополнить оснащение кабинетов оборудованием, необходимым для проведения занятий производственного и теоретического обучения, спецкурсов.
Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания максимально благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с недостатками в умственном или физическом развитии в среде подростков, не имеющих отклонений в поведении и развитии.
Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций, на основе государственных образовательных стандартов.
В соответствии с ранее перечисленными условиями и задачами были разработаны учебные планы для профессионального обучения со сроком обучения 1 год 10 месяцев. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами длительность учебной недели не превышает 30 часов. Время работы на производственной практике не превышает продолжительность рабочего времени, установленного законодательством о труде и медицинскими рекомендациями по соответствующим профессиям, с учетом состояния здоровья обучаемых.
Обязательное обучение включает разделы: базовые образовательные дисциплины, общепрофессиональный и профессиональный циклы. Производственная практика включена в объем времени на обязательное обучение.
В раздел «Базовые образовательные дисциплины» включаются предметы коррекционной направленности «История России», «Основы права», «Физическая культура (адаптивная)», «Математика в профессии». При изучении данных предметов особое внимание уделяется ликвидации пробелов в знаниях по профессионально значимым, а также изучению профильного материала.
Раздел «Общепрофессиональный цикл» включает общие основы общепрофессиональных дисциплин, в значительной мере определяется конкретным видом деятельности, например дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Основы материаловедения», «Основы оборудования с правилами охраны труда», «Основы черчения», «Экономические и правовые основы производственной деятельности».
Освоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – производственной практикой и квалификационным экзаменом. Обучающимся, успешно завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующего разряда по специальности.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде конкретного учебного заведения. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды жизни и учебы. Среди них могут быть пробелы в знаниях, дефицит коммуникабельности, слабая ориентация в социуме, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях и т.п. Эти факторы не могут быть причиной для изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья от профессионального образования, но требуют разработки специального механизма смягчения их влияния, коррекции, поддержки, образующего систему сопровождения учебы инвалида.
Специально создаваемые условия (с приспособлением территории и помещений, специальное техническое оборудование учебного процесса, специальное оснащение кабинетов, мастерских, библиотеки и т.д.) максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в координации с выполнением индивидуальной программы реабилитации, способствуют созданию оптимальной развивающей и поддерживающей медико-психологической и педагогической среды в учебном заведении.
Обучающиеся должны иметь достаточный уровень социальной адаптации, усвоив курс «Социальная адаптация». Количество часов на каждую тему конкретизируется в зависимости от особенностей контингента учебной группы, его подготовленности. Педагог сам определяет конкретное наполнение учебной тематики содержанием и используемые методические приемы.
Раздел «Адаптационно-реабилитационный курс» включает в себя следующие дисциплины: «Социально-бытовая адаптация», «Социально-средовая адаптация», «Социально-профессиональная адаптация», «Психология общения» и «Психология делового общения».
Методика обучения включает различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, направленные на формирование готовности к включению в социальную и профессиональную среду.
Значимость данного курса состоит в том, что теоретически доказана эффективность реализации непрерывной педагогической групповой и индивидуально ориентированной адаптационной работы и ее влияние на процесс продуктивного (быстрого и бесконфликтного) вхождения молодежи в новый коллектив, учебную и производственную деятельность; сформулированные положения теоретически и методически обеспечивают решение в практике актуальной проблемы - повышения готовности учащихся к трудовой деятельности и интеграции в общество; определена совокупность педагогических условий, способствующих формированию социально-профессиональной адаптации обучающихся; подтверждена целесообразность использования личностно-ориентированного и деятельностного подходов в процессе адаптационной работы с учащимися в образовательном процессе, позволяющие развивать мотивационную направленность обучающихся и формировать социально-профессиональные качества.
Нами разработана и проходит апробацию модель педагогического сопровождения социально-бытовой, социально-средовой и социально-профессиональной адаптаций учащихся, представленная тремя взаимосвязанными организационно-методическими этапами: подготовка к профессиональному самоопределению; профессиональное обучение; подготовка к трудоустройству и дальнейшая профессионально-производственная адаптация на рабочем месте.
Современный рынок труда лиц с ограниченными возможностями как сегмент общего рынка труда формируется под воздействием процессов социально-экономического развития территории.
Правительством России предпринимаются усилия по повышению уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями, включая создание условий для трудовой деятельности этой многочисленной группы населения. Приняты законы, в том числе: , а также постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, к которым в том числе относятся и инвалиды, путём разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приёма на работу инвалидов, а также путём организации обучения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.
Одним из важнейших принципов педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся является социальное партнерство - вовлечение работодателей в адаптационный процесс; разноплановость усилий - направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую); комплексность воздействия согласованность действий педагогов, классных руководителей, руководителей кружков, психологов, социальных работников и социальных партнеров; непрерывность - создание этапов, «переходов» адаптационной работы от профессионального образовательного учреждения к трудовой деятельности на производстве. В соответствии с этим сборники адаптивных программ профессионального обучения проходят обязательное согласование с работодателями – социальными партнерами. В 2014 году ведется тесная работа со следующими предприятиями – социальными партнерами: ООО Строительная фирма «Инфра», ИП Колмогорцева Л.Н. Ателье «Кутюрье», ООО «Восход».
Существует прямая зависимость между проведением комплексной педагогической адаптационной работы с привлечением всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров и эффективностью вхождения учащихся в новые условия учебной и трудовой деятельности, принятия социально-профессиональных норм и требований, трудоустройства и закрепляемостью выпускников на рабочих местах.
Обучающийся в рамках социально-профессиональной адаптации не просто включается в новую среду, он изменяется сам в этой среде (перестраивается система поведения и деятельность), изменяется в свою очередь и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Поэтому адаптация стала одной из важнейших общенаучных категорий, изучение которой в современной ситуации приобретает огромное практическое значение.
Целенаправленная педагогическая работа по адаптации учащихся оказывает влияние на развитие социально-профессиональной активности и получение эмоционального удовлетворения от процесса общения и совместной деятельности.
Процессы гуманизации, происходящие в обществе, и связанные с изменением нормативно-правового поля особым образом высвечивают проблемы создания безбарьерной образовательной среды для всех категорий граждан. Особую актуальность приобретают различные аспекты подготовки к профессиональной деятельности молодых людей с ментальными нарушениями. Для них получение профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности . Это детерминировано тем, что большинству выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ или школ-интернатов только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, обеспечивает коррекцию и компенсацию их психофизического развития и возможность трудоустройства в сфере материального производства в современных условиях экономического развития общества (Г.В. Васенков).
Профессионально-трудовая социализация лиц с ментальными нарушениями представляет собой совокупность педагогических средств, направленных на формирование:
базовых учебных действий по различным образовательным областям и учебным предметам;
готовности к осознанному профессиональному выбору с учетом познавательных и личностных способностей и возможностей в условиях специально организованной профориентационной работы;
широкого поля занятий в сфере будущей профессиональной деятельности через использование потенциальных возможностей дополнительного образования;
целостного представления о профессиональном труде, включая знания о содержании труда, условиях его реализации и опыт социального взаимодействия в трудовом коллективе.
Различные авторы, рассматривая вопросы профессионально-трудовой социализации лиц с ОВЗ, отмечают четыре существенные особенности профессионально-трудовой социализации. Первая особенность. Социализация рассматривается как ведущая цель, основной процесс и ключевой результат учебно-профессиональной работы. Вторая особенность. Ограниченные возможности здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников с ментальными нарушениями, дают право педагогу в своей практической деятельности определять меру включения школьников в освоение профессии. Третья особенность. Профессионально-трудовая социализация лиц с ментальными нарушениями осуществляется в специально созданных условиях, в которых осуществляется постоянно расширяющаяся целесообразная активность обучающихся. При этом особым образом фиксируется работа педагога в направлении максимального раскрытия трудовых умений и задатков молодых людей. Четвертая особенность. Организация учебно-профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллекта имеет преднамеренный характер, что обеспечивает будущую трудовую успешность воспитанников. Преднамеренность задает направленность учебно-трудового процесса, закрепляя организующую роль педагога в познании особенностей современного производства и социальной жизни в целом .
Задачами трудовой подготовки учащихся с ОВЗ являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному груду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве) . Эти задачи являются основополагающими для всех категорий детей с нарушениями психофизического развития. Особую значимость приобретают в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, для которых роль профессионально-трудовой подготовки связана с необходимостью получить опыт в спектре профилей трудового обучения еще в школе. Это создает основу для мотивации к трудовому обучению, способствует формированию основ трудовых навыков и, в конечном итоге, закладывает базу для успешной социализации .
Как показывает практика, решение задач трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц с ментальными нарушениями должно осуществляться в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с умственной отсталостью. Общение с педагогами-практиками и наш опыт доказывают, что созданные в них условия и содержание профессионально-трудовой подготовки, спроектированные адекватно познавательным возможностям, физическому статусу обучающихся и их трудовым потребностям, способны обеспечить ученику освоение трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, решение разноаспектных проблем развития. Эта среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях и достичь определенного уровня социализации.
На школьном уровне проблемы организации профессионального обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью связаны со сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными рыночными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство; определяются возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и физического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями; сопряжены с ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ и школ-интернатов (Г.В. Васенков, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Л.С. Мирский и др.).
При переходе обучающихся с умственной отсталостью на следующую ступень обучения высвечиваются системные проблемы их профессиональной подготовки, связанные с проектированием и систематизацией организационно-педагогических условий в учреждениях различных типов и ведомственной подчиненности (профессиональных реабилитационно-образовательных учреждениях, учебных заведениях среднего профессионального образования, психоневрологических интернатах, альтернативных формах профессионального обучения и др.). Основной комплекс проблем связан с неготовностью к психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ инженерно-педагогических кадров при высоком уровне их профессиональных умений. Мини-анкетирование, выполненное в феврале-мае 2016 года в рамках серии научно-практических семинаров по вопросам профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ, показало недостаточную готовность мастеров профессионально обучения к выявлению особенностей психофизического развития подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, незнание основ специальной психологии и педагогики, трудности при реализации на практике технологий профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; затруднения при проектировании и реализации адаптированных образовательных программ и учебно-методических комплексов, при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с атипичным развитием. Недостаточная компетентность взрослого - организатора профессионально-трудовой подготовки усложняет процесс социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Выходом из сложившейся ситуации может стать обязательное требование к освоению мастерами профессионального обучения дополнительных специальных компетенций по работе с лицами с ОВЗ в процессе повышения квалификации или профессиональной переподготовки; включение в штатное расписание педагога-координатора по работе с лицами с ОВЗ из числа дефектологов профильной специализации и др. Только в этом случае процессы интеллектуального, личностного и социального продвижения воспитанников с ограниченными возможностями в профессиональном развитии могут рассматривается как процесс их социализации.
Список литературы:
- Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников: дисс. ... докт.пед.наук. – Москва, 2006. – 422 с.
- Дуброва Т.И. Развитие интеграционного потенциала учреждений профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - Выпуск № 11. – С. 55-58.
- Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / Под ред. Е.М. Старобиной - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
- Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. - 2012. - №8. – 60 с.
Является расширение возможностей для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» сказано, что специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных, индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и(или) психического недостатка.
В-третьих, как на практике применяются приемы, способы и операции профессиональных действий и как обучающийся себя ведет в социуме. Оценивается владение приемами, операциями, способами профессиональных действий; рациональность выбора способов и средств осуществления профессиональной деятельности; прогноз результата; владение основными орудиями труда, производственным оборудованием. А так же рассматривается насколько развиты навыки самоорганизации и самоуправления, понимание правил общения и взаимодействия, сформированность ответственности за собственное поведение.
В-четвертых, рассматривается уровень профессионального самосознания и профессиональной самостоятельности. До какой степени учащийся осознает необходимость дальнейшего роста профессионального мастерства, проявляет самостоятельность в профессиональной деятельности, осуществляет самоконтроль, берет ответственность за выполняемую работу .
Организация профессионального обучения подростков с ОВЗ безусловно требует материальных затрат, связанных не только с материальной базой, но и с подготовкой преподавателей и осуществления медико-социального сопровождения. Сегодня значительно усложняется проблема трудоустройства выпускников , а, следовательно, и процесс их социально-трудовой адаптации. Обучение профессии лишь тогда может считаться завершенным, если каждому подростку с ОВЗ будет гарантировано право на трудовую занятость.
Список литературы:
1. Акатов реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие. М.: Владос, 20 с.
2. Гин педагогической техники: пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2004. 87 с.
3. Селевко образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 19 с.
4. Старобина подготовка лиц с умственной отсталостью: метод. пособие. М.: НЦ ЭНАС, 20 с.
5. Унт и дифференциация обучения: М.: Педагогика, 19 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Яковлева А.И. (г. Советск, Калининградская область, Россия)
Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.
В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.
Государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум-интернат» (далее – ПОО) было открыто в 1949 году. За 67 лет его деятельности более четырех тысяч выпускников техникума получили путевку в жизнь. Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и включает в себя три составляющие: профессиональную (образовательный процесс), медицинскую и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум предоставляет комплекс других социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые.
Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: находились на домашнем обучении, имеют документы об окончании специальных школ-интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее общее образование пять и более лет назад. Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, такое интегрированное обучение способствует развитию у обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.
Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых актов и других документов, разработанных в ходе реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В декабре 2013 года Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО при Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждены «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». Реализация основных положений, содержащихся в этом документе, в определенной степени способствует разрешению проблем, существующих в образовательной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.
Обозначим некоторые из этих проблем.
На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими отделами, имеющие широкий спектр должностных обязанностей. Для упорядочения этой деятельности рекомендуется создание в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель его деятельности – создание специальных условий для получения образования названной категорией обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны быть прописаны в уставе ПОО. Актуальность создания такой структурной единицы в первую очередь важна для техникумов, колледжей и вузов, учредителями которых являются региональные Министерства образования.
Нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены в локальных нормативных актах ПОО. Образцов подобных локальных актов не существует. Поэтому в первую очередь необходимо разработать положение о структурном подразделении, ответственном за образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные акты.
Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.
В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Преподавателями и мастерами производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием. Среди них мало педагогов, имеющих специальное (дефектологическое) образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности.
Реабилитационная направленность, по мнению О.А. Степановой, является необходимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который обучает инвалидов и лиц с ОВЗ. Реабилитационная направленность – это сплав определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [с.45].
Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то он может компетентно решать задачи, связанные с:
Распознаванием затруднений в учебной и учебно-профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;
Проектированием индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы) или направления профессиональной подготовки;
Оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;
Объективным анализом текущих и этапных результатов усвоения учебных программ лицами с ОВЗ и инвалидами;
Созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.
Поэтому сегодня одним из требований, предъявляемых к педагогу, обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории обучающихся, специфике приема–передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека [с.4]. Для этого в программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо предусмотреть модули по осуществлению инклюзивного образования.
Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической деятельности, должна способствовать формированию и развитию у педагогов достаточного уровня реабилитационной направленности. Этот уровень предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения следующих типовых задач:
Диагностической,
Проектировочной,
Коррекционно-профилактической,
Контрольно-аналитической,
Организационной
И задачи профессионального совершенствования.
Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.
В этой связи представляется интересной разработанная О.А. Степановой модель непрерывного образования педагогов, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья [с.51]. Данная модель позволяет выстроить индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.
Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Наш техникум в течение трех лет реализует ФГОС третьего поколения. Новые образовательные стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными физическими возможностями, а именно – инвалидов .
Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их психофизиологические особенности должны определять трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих стандартах должны быть прописаны различные модели и формы (индивидуальное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение) внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов должны быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО или специальности.
В период с 2014 по 2015 годы Министерство образования и науки совместно с общественными организациями инвалидов разработало некоторые ведомственные акты с изменениями в утвержденные ранее федеральные образовательные стандарты, а также по необходимости организовать разработку и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти действия проводились согласно Распоряжению правительства Российской Федерации «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы».
Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья …», необходимо включать в вариативную часть образовательных программ СПО адаптированные дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также дисциплины для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.
Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего, они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся лицам с ОВЗ. Этот выбор должен быть обусловлен целями и содержанием обучения, исходным уровнем знаний, умений и навыков, имеющимся у обучающихся, профессиональным уровнем педагогов, методическим и материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебной группе.
Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6 месяцев.
Новые подходы в организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашей стране не исчерпываются вышеуказанными мероприятиями, требованиями и рекомендациями. Комплексная реабилитация в условиях профессиональной образовательной организации СПО становится одной из основных задач деятельности техникума.
Список литературы
- Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.
- Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.
- Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.// Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.