Интегрированное обучение в системе профессионального образования. Разработка и внедрение технологии интегративно проектного обучения студентов технических специальностей учреждений спо. Профессия «Повар, кондитер»

В настоящее время выведена на рынок труда в качестве товара компетентность специалиста. Компетентность как набор профессиональных и личностных качеств выступает главным фактором при устройстве на работу, поэтому качество образования сегодня связывают именно с формированием компетентности. Признание компетентностного подхода в качестве ведущего подхода в образовании явилось одной из причин обновления профессионального образования и разработки Федеральных государственных образовательных стандартов.

Подготовка компетентного специалиста – это процесс профессионального становления личности обучаемого, обусловленный высоким уровнем профессионализма и мастерства научно-педагогических кадров, инновационными технологиями в образовании, собственной учебной активностью учащегося и направленный на формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности.

Компетентностная модель выпускника, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, учитывает два типа компетенций: общие (надпредметные, универсальные), соответствующие способностям специалиста независимо от специфики его трудовой деятельности, и профессиональные (предметно-специализированные), соответствующие основным видам профессиональной деятельности, т.е. необходимые будущему специалисту именно в области его специализации.

Под способностью, согласно Б.М. Теплову, будем понимать индивидуальное качество личности, связанное с готовностью к успешному освоению/осуществлению определенной деятельности. Способность в данном контексте понимается не как предрасположенность, а как умение.

Изучению профессиональной компетентности посвящены работы Б.С. Гершунского, Е.В. Бондаревской, И.А. Колесниковой, А.К. Марковой и др. Анализ их исследований позволяет определить профессиональную компетентность как способность и готовность специалиста выполнять трудовую деятельность в соответствии с установленными стандартами, требованиями, нормами. И.А. Зимняя считает, что профессиональная компетентность – это опыт социально профессиональной жизнедеятельности человека, основывающийся на знаниях . М.А. Чошанов говорит о том, что профессиональная компетентность – это стержневой показатель уровня квалификации современного специалиста . В учебном пособии под редакцией В.А. Сластенина профессиональная компетентность определяется как интегративная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, выражающаяся в уровне знаний, умений, опыта, необходимых для достижения профессиональных целей, а также социально-нравственную позицию личности .

Во время учебно-познавательной деятельности студент приобретает знания, умения, навыки, практический опыт, происходит его умственное развитие, осознание своей причастности к созидательной деятельности, что в результате и позволяет ему решать проблемы в трудовой деятельности, быть ответственным за свою работу, стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, т.е. учебно-воспитательный процесс позволяет формировать компоненты профессиональной компетентности.

Если между изучаемыми дисциплинами будет низкий уровень связи, то возникнут трудности в формировании у студентов целостной картины мира и органичном восприятии профессиональных знаний. Поэтому возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современной технологии интегрированного обучения, что просматривается в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования: уменьшение числа дисциплин и их интеграция в междисциплинарные курсы и профессиональные модули.

Интеграция может быть осуществлена на основе цикловых (между циклами дисциплин), междисциплинарных (между несколькими дисциплинами) и внутридисциплинарных (между содержанием одной дисциплины) связей. Интеграция не только обогащает содержание одной дисциплины содержанием другой, а объединяет их и обеспечивает комплексную подготовку, формирующую общие и профессиональные компетенции. Обучение при этом представляет собой процесс усвоения общей межпредметной области – интегративного содержания дисциплин.

Э.Ф. Насырова определяет последовательность работы руководящих и педагогических работников по интеграции научных знаний:

1. Ознакомление с содержанием, требованиями, учебной нагрузкой, определяемыми Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности.

2. Разработка учебного плана специальности с учетом междисциплинарных связей и интеграции дисциплин.

3. Организация работы объединений (советов) преподавателей по каждому из имеющихся циклов дисциплин в учебном плане специальности.

4. Составление преподавателями списка основных понятий и терминов.

5. Ознакомление всех преподавателей работающих на специальности с тематикой своей дисциплины.

6. Создание банка (единого словаря) ключевых междисциплинарных терминов и понятий, разработанного на основе сквозных междисциплинарных связей для каждого цикла дисциплин. Словарь такого вида должен быть у каждого студента. Работая с ним, студент сможет лучше понять и усвоить содержание дисциплин цикла.

7. Определение порядка (графика) изучения студентами ключевых понятий по циклу дисциплин согласно учебному плану. На учебных дисциплинах в хронологическом порядке преподаватели знакомят с определенными ключевыми понятия и термины. При изучении последующих или параллельных дисциплин преподаватель оценивает знания студентов по терминам, которые по плану должны быть уже изучены и усвоены, затем продолжает обучение следующим понятиям, учитывая график.

8. Разработка рабочих программ дисциплин с ориентировкой на банк (единый словарь) ключевых терминов и с учетом внутридисциплинарной значимости разделов и тем.

9. Составление заданий для «входного» контроля знаний по терминам уже изученным на других дисциплинах, с учетом единого словаря ключевых междисциплинарных понятий для цикла дисциплин.

Рассмотренная последовательность, по нашему мнению, является четкой и логичной, но которую для специальностей среднего профессионального образования, необходимо дополнить пунктом о формах промежуточной аттестации, а именно о проведении комплексного экзамена (комплексного дифференцированного зачета) по двум или нескольким дисциплинам или междисциплинарным курсам. Такие формы промежуточной аттестации появились в силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». «Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям) ». Таким образом, была ещё раз продиктована необходимость в интеграции научных областей. При наличии общей межпредметной области по дисциплинам, их взаимосвязи и взаимодополнении может планироваться комплексный экзамен (зачет). Общую межпредметную область дисциплин следует отображать в календарно-тематическом планировании для выстраивания в логической последовательности изучаемых тем и возможности планирования и реализации проведения совмещённых (бинарных) занятий. В таком случае комплексный экзамен (зачёт) будет проводиться с целью проверки сформированности у студентов интегрированных знаний, приобретению комплекса профессиональных умений, т.е. компетенций. При этом теоретические вопросы и практические задания для проведения промежуточной аттестации обязательно должны носить междисциплинарный характер, а также профессиональную направленность, если в стандарте указано о формировании не только общих компетенций, но и профессиональных .

Интеграция дисциплин позволила: уйти от повторений в процессе изложения учебного материала по различным дисциплинам; повысить уровень профессиональной направленности предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов; устранить фрагментарность знаний; формировать системно-целостный взгляд на мир. Применение технологии интегрированного обучения в процессе подготовки специалистов среднего звена является одним из направлений, реализующих основную цель профессионального образования: подготовки высококвалифицированного, компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно, готового к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Но технология интегрированного подхода к организации учебного процесса требует продолжения работы по согласованию требований работодателей, исследованию ученых, творческих поисков преподавателей, совершенствованию работы отделов по составлению расписания занятий.

ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Н.И. Семенова, Е.В. Казарцева,

Преподаватели Калужского базового

Медицинского колледжа

Обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств, моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение абстрактных знаний, как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным (для простоты контекстным обучением).

Реализация основной образовательной программы предусматривает отработку профессиональных компетенций, их закрепление и оценку уровня их развития по единым технологиям.

Учебный процесс тогда будет эффективным, когда обучающиеся могут совершать обдуманные действия, представляя себе будущую профессию, а главное практическую значимость полученных знаний и умений. При сочетании двух технологий: контекстной и интерактивной цели формирования компетенций медицинского техника будут реализованы наилучшим образом.

Актуальность применения в образовательном процессе этих технологий заключается в отработке модели сближения технологий работодателями для оценки профессиональной подготовки специалиста и технологий, используемых в колледже. Технологии дают возможность непосредственно индивидуального или группового воспитательного влияния на личность и коллектив, развивая коммуникативные способности студента(быть толерантными в диалоге, проявлять готовность к сотрудничеству: «С кем я буду проводить исследования крови..?», «Как влияют повреждения на биохимический состав крови?» и т.д.).

Кроме того, интерактивная технология дает высокий результат при работе малыми группами,что применяется на лабораторно-практических занятиях по дисциплинам.Проявляется контактная способность студентов:»Что мы подготовим для проведения лабораторных исследований?».

Учебный материал предъявляется в виде учебных текстов, схем оказания медицинской помощи при травмах, схем методик лабораторных исследований биологических сред организма и других дидактических форм формирования знаний и умений. Контекстное обучение – это обучение, в котром будущая профессиональная деятельность в качестве контекста присутствует во всех методах и средствах обучения.

Иными словами контекст – законченная в смысловом отношении часть текста, имеющая профессиональную значимость.

К базовым этапам технологии относят:

Учебную деятельность академического типа (лекции, семинары, самостоятельная работа);

Квазипрофессиональную деятельность (деловые игры, игровые формы занятий, устные журналы, круглый стол, конференция и др.);

Учебно-профессиональную деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, курсовая работа и дипломное проектирование).

В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают различные формы:

Лабораторно-практические занятия;

Имитационное моделирование;

Анализ конкретных производственных ситуаций;

Олимпиады, конкурсы, викторины и др.

На лабораторно-практических занятиях, работая малыми группами по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности, Медицина катастроф» и «Проведение лабораторных биохимических исследований», можно имитировать происшедшую ситуацию в очаге катастрофы, полученные повреждения различной этиологии, наметить объем медицинской помощи, использовать схемы и методики, осуществлять практическую работу.

Интерактивная технология обучения позволяет взаимодействовать студентам, хорошая помощь в этом отводится деловой игре, совместным действиям на практических занятиях. Успех формирования компетенций обеспечивается интенсивностью и возможностью самостоятельного выбора решения, например, ситуационной задачи.

Деловая игра, решение ситуационной задачи (реально приближенной к экстремальной ситуации) – ведущая форма квазипрофессиональной деятельности. Они позволяют задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессии и тем самым смоделировать более адекватные по сравнении с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В деловой игре, в условиях совместной деятельности каждый студент приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, присущие медицинскому лабораторному технику.

В колледже по вышеуказанным предметам используются элементы контекстной и интерактивной технологий: имитация ситуаций у пораженных (например, клинических проявлений синдрома длительного сдавления), динамики будущих рабочих мест лабораторного техника. Проводится игровое моделирование содержания и форм профессиональной деятельности, выполнение профессиональных задач, их решение (медицинская помощь, лабораторные исследования), анализ полученных данных для постановки клинического диагноза больным пациентам. Полноценное усвоение компетенций достигается на бинарных лабораторно-практических занятиях.

Игровое моделирование и работа малыми группами позволяет реализовать основные образовательные цели:

Формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности;

Приобретение профессионального и социального опыта, коммуникативных способностей;

Развитие профессионального теоретического и практического мышления

Формирование познавательной мотивации, саморазвития и самоутверждения личности.

По нашему мнению, эти технологии наиболее интересны, поскольку они способствуют организации самостоятельной работы студентов с текстом, схемами, справочным материалом, результатами практической работы, позволяют в форме деловой игры и моделирования профессиональных заданий обсудить результат (или анализ) и мотивируют учебную деятельность студентов.

Реализация основной профессиональной образовательной программы предусматривает формирование профессиональных компетенций, их закрепление и оценку уровня их развития специалиста.

Траектория обучения в колледже продолжается после среднего образования в школе (где используются те же знакомые технологии) , могут продолжиться или в ВУЗе, или в медицинских учреждениях по месту работы.

В конечном итоге студент может показать свой результат (умение) и товарищам по группе, и преподавателю, и будущему работодателю.


480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Казакевич Татьяна Александровна. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (На материале подготовки специалистов информационной сферы) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2001 221 c. РГБ ОД, 61:01-13/1704-9

Введение

Глава 1. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования как социально-педагогическая проблема 10

1.1. Современные тенденции развития непрерывного профессионального образования

1.2. Концептуальные закономерности построения и преемственности интегративных образовательных программ 29

1.3. Интеграция образовательных программ среднего и высшего профессионального образования как фактор повышения профессиональной компетентности специалистов информационной сферы 41

Глава 2. Моделирование и реализация интегративных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов информационной сферы 63

2.1. Состав, структура и нормативное обеспечение профессиональных образовательных программ 63

2.2. Разработка интегративных профессиональных образовательных программ на основе метода системного моделирования 74

2.3. Особенности организационно-технологического обеспечения и условия реализации интегративной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов информационной сферы

Заключение 136

Список литературы 145

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена развитием таких ведущих тенденций современной социокультурной ситуации, осуществляющейся на фоне активных инновационных процессов в жизни российского общества, как интеграция среднего и высшего профессионального образования.

Непрерывное образование - идея, принятая в мире в качестве ключевой во всех осуществляющихся или планируемых реформах образования. В полной мере она относится к подготовке специалистов

информационной сферы, поскольку, с одной стороны, соответствует потребностям и закономерностям развития постиндустриального общества, когда непрерывное образование приобретает статус особого механизма социального прогресса, а с другой - адекватна специфике информационной деятельности общества.

В свете сказанного становится очевидной необходимость разработки интегративных образовательных программ в системе среднего и высшего

Сокращение в современных условиях «срока» жизни приобретенных знаний в отдельных отраслях, в частности, в информатике, до 3-5 лет, требует перехода от «знаниевой» к личностно ориентированной парадигме, к построению таких педагогических систем, которые обеспечивают формирование навыков профессиональной деятельности, базирующейся на постоянном самообразовании.

Между тем в теории и практике средней и высшей профессиональной школы к настоящему времени выявлен ряд противоречий:

между социальными ожиданиями общества в отношении профессиональной компетентности выпускников и несоответствием образовательного процесса потребностям личности и производства;

между необходимостью непрерывной подготовки современного квалифицированного специалиста-профессионала и неразработанностью педагогических технологий ее обеспечения с учетом различных образовательных траекторий;

между интегративным характером современного профессионального образования и отсутствием содержательно- функциональных связей между его уровнями и ступенями.

Процесс создания целостной системы непрерывного
профессионального образования привлекает внимание таких

исследователей, как С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Н.И. Думченко, Е.А.
Климов, B.C. Леднев, М.И. Махмутов, Ю.С. Тюнников и др. В то же время
проектирование и реализация интегративных профессиональных

образовательных программ в системе среднего и высшего образования не получили в педагогической теории аргументированного освещения.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования,
проблема которого сформулирована следующим образом: какова
совокупность педагогических условий, обеспечивающих продуктивную
интеграцию образовательных программ среднего и высшего

профессионального образования специалистов информационной сферы? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система непрерывного

профессионального образования.

В качестве предмета исследования выбран процесс интеграции образовательных программ среднего и высшего профессионального образования на материале подготовки специалистов информационной сферы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в нем решались следующие задачи:

    Осуществить анализ закономерностей построения и преемственности интегративных профессиональных образовательных программ.

    Разработать и обосновать содержание и структуру интегративной образовательной программы среднего и высшего профессионального

образования.

3. Определить педагогические условия и технологии эффективной
интеграции образовательных программ среднего и высшего
профессионального образования специалистов информационной сферы.

4. Опираясь на результаты исследования, подготовить и апробировать
научно - практические рекомендации по проектированию и реализации
сопряженных образовательных программ в системе среднего и высшего
профессионального образования специалистов информационной сферы.

Гипотеза исследования заключается в следующем: интеграция

образовательных программ средней и высшей профессиональной школы

существенно повышает качество подготовки специалистов информационной сферы, если:

Построение образовательной программы осуществляется на основе критериальной оценки профильности и родственности специальностей в структурах среднего и высшего образования;

образовательная программа реализуется на основе модульного и системного моделирования.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о взаимообусловленности явлений окружающего мира, диалектике общего, особенного и единичного, социальной

детерминации образовательных процессов, творческой сущности человека, системный, личностно-деятельностный, культурологичекий подходы.

В качестве теоретической базы исследования выступают ведущие педагогические концепции непрерывного личностно ориентированного образования (Б.Г. Ананьев, М.Н. Берулава, А.А. Вербицкий, Б.С.

Гершунский В.И. Данильчук, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, В.Д.Шадриков, Г.П.Щедровицкий, Е.Н. Шиянов и др.), профессиональной педагогики (С.Я.Батышев, X. Беднарчик, А.П.Беляева, Н.И.Думченко, М.И.Махмутов, А.М.Новиков, В.Г.Онушкин, А.Г.Соколов, А.Д.Федотова, и др.), интеграционных процессов в сфере образования (Н.М.Розина, Л.С.Подымова, Л.Г.Семушина, В.А.Сластенин, И.П.Яковлев и др), модульной организации и технологизации учебного процесса и проблемного обучения (В.П.Беспалько, К.Я. Вазина, В.И. Журавлев, В.С.Леднев, Н.Н.Нечаев, А.Я.Савельев, М.Н. Скаткин и др.), критериев оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений (В.Ж.Куклин Г.Н.Мотова, В.Г.Наводнов, Б.А. Савельев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных
предположений использован комплекс следующих методов исследования:
теоретический анализ научной литературы; изучение законодательной,
нормативной и методической документации по вопросам

профессионального образования; обобщение отечественного и зарубежного
опыта преемственности профессионального образования и проблемно-
ориентированной подготовки специалистов; анкетирование;

интервьюирование; педагогическое наблюдение; экспертная оценка; педагогический эксперимент.

В качестве опытно- экспериментальной базы исследования были
избраны Институт информационного сервиса Московского

государственного университета сервиса, Колледж экономики и права, Колледж парикмахерского искусства, Библиотечный техникум, Московский

автомобилестроительный техникум. Исследованием было охвачено 250 человек.

Исследование выполнялось в несколько этапов. На первом этапе (1992-1995) была дана оценка современного состояния

проблемы непрерывного профессионального образования, анализировалась
научная и нормативная информация, изучались интеграционные процессы в
образовательных системах, уточнялись профессионально-

квалификационные требования к специалистам информационной сферы, были определены цели, задачи, гипотеза, методы и программа исследования.

На втором этапе (1995-1998) была осуществлена опытно-

экспериментальная работа, связанная с разработкой и внедрением интегративной образовательной программы в логике непрерывного профессионального образования.

На третьем этапе (1998-2000) было разработано методическое и
организационно- технологическое обеспечение интеграции образовательных
программ среднего и высшего профессионального образования, обобщались,
систематизировались и апробировались результаты исследования,

проведено литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение заключаются в следующем:

    Выявлены закономерности построения и преемственности интегративных профессиональных образовательных программ.

    Разработаны содержание и структура интегративной профессиональной образовательной программы в системе среднего и высшего профессионального образования специалистов информационной сферы.

    Определены и экспериментально обоснованы педагогические условия и технологии эффективной интеграции образовательных программ

среднего и высшего профессионального образования в области

подготовки специалистов информационной сферы.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что
содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть
продуктивно использованы для разработки и реализации интегративных
образовательных программ в системе среднего и высшего

профессионального образования специалистов различных профилей, в том числе для информационной сферы.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования,

опирающихся на системный, личностно - деятельностныи и культурологический подходы, адекватностью его задач, методов и логики, статистической значимостью выборок, сочетанием качественного и количественного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существующая система высшего и среднего профессионального
образования специалистов информационной сферы постоянно вступает в
противоречие с уровнем современных требований, предъявляемых к
специалистам. Специфика практической деятельности предусматривает учет
прикладных аспектов, связанных с динамичностью современных систем
управления, что требует в качестве способа повышения профессиональной
компетентности специалистов использования интегративного образования,
предусматривающего интенсивное дискретное обучение.

2. Процесс профессиональной подготовки специалистов
информационной сферы к профессионально - творческому самоопределению
раскрывается в интегративной профессиональной образовательной
программе, реализованной методами системного моделирования и
учитывающей динамику формирования специалистов посредством
использования профессионально - квалификационных характеристик.

3. Основу образовательной программы составляет учебно-методический комплекс дисциплин, построенный на модульном принципе, что дает возможность обеспечить взаимосвязь различных уровней профессионального образования и сформировать общую структуру его содержания и траекторий.

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях Методического совета Московского государственного университета сервиса (1999 г.), президиума учебно-методического объединения вузов группы "Сервис", на международных научно-методических конференциях, на заседаниях кафедры "Информационные технологии в сфере сервиса" МГУ С. Материалы исследований включены в учебный процесс Института информационного сервиса и Комплекса непрерывного профессионального образования ИИС.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава посвящена теоретическим предпосылкам исследования интеграции образовательных программ разных уровней профессионального образования.

Во второй главе раскрываются процессы моделирования и реализации интегративных образовательных программ подготовки специалистов информационной сферы в системе среднего и высшего образования.

В заключении изложены обобщающие выводы и научно- методические рекомендации по разработке и реализации интегративных программ.

Современные тенденции развития непрерывного профессионального образования

Образование - одна из самых обширных сфер человеческой деятельности: в мире насчитывается порядка миллиарда учащихся и около 50 миллионов педагогов. Образование расценивается как основной фактор социально-экономического прогресса, поскольку важнейшей ценностью современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию творческих решений. Реформы высшего образования во многих странах обретают статус государственной политики. Несмотря на предпринимаемые усилия в мире, все чаще звучит мнение о всемирном кризисе образования, означающее неспособность сложившейся образовательной системы выполнять свою основную функцию -формирование созидающей силы общества. Современное развитие общества требует новой системы образования - "инновационного обучения", которое позволяет развивать у обучаемых профессиональные способности к участию в активном формировании будущего. В России всемирный кризис образования усугубляется кризисом экономической и общественно-политической систем. Происходящие в обществе изменения обнажают недостатки отечественного образования, такие как: 1. Девальвация ценности образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности. 2. Усредненный подход к личности, валовой плановый выпуск инженеров или менеджеров. 3. Тоталитарное управление образованием. 4. Изолированность от мирового сообщества. 5. Абстрагирование требований к выпускнику от реально % складывающейся ситуации на рынке труда. Несмотря на значительные достоинства российского образования: глубокие масштабы и охват образовательной системы, высокий общий уровень образованности в обществе, великолепная фундаментальная подготовка, особенно в естественно - научных направлениях, правительством России предпринимаются значительные усилия для реформирования образования. Выделены приоритетные направления данных преобразований.

Одним из необходимых направлений названа гуманизация образования. В широком понимании гуманизация - это обращенность к личности обучающегося, усиление внимания к проблеме понимания и усвоения общечеловеческих ценностей, развитии педагогики сотрудничества, деполитизации школы. В ряде исследований (13,30) проводится утверждение, что гуманистическая направленность предлагает отказ от универсальных педагогических технологий, их вариативность в зависимости от особенностей обучаемых, индивидуализацию учебного процесса. Гуманизация как комплекс процессов и необходимых мер и подходов имеет разные уровни реализации. Личностная компонента гуманизации требует, чтобы процесс обучения преломлялся через личность студента, его ценностные ориентации и, главное, цели, которые поставлены при вхождении в образовательную среду. Такой подход можно определить как индивидуализацию образования. Этот новый актуальный подход с трудом утверждается в нашей системе образования, которая исторически отличалась массовыми масштабами и унификацией в вопросах подготовки кадров. Обращенность образования к интересам и целям, присущим главному участнику образовательного процесса, завоевывает свое место путем постепенного изменения общей цели и роли самой образовательной системы общества. В последние годы роль образования как социальной сферы поддержки молодежи обозначилась довольно четко вследствие катастрофической невостребованности молодежи на рынке труда. Система профессионального образования из бесперебойной кузницы кадров для народного хозяйства стала превращаться в социальную сферу образовательных услуг, которой по определению следует гибко и чутко реагировать как на потребности обучающейся молодежи, так и на реалии сегодняшнего состояния общества, экономики, рынка труда. В таких условиях основными результатами обучения становятся не только и не столько усвоение знаний, по мнению ряда авторов (18,19,101.152), но и овладение способами деятельности, в том числе, интеллектуальной. Реализация данного посыла может быть проведена через внедрение новых образовательных технологий. Под образовательной технологией принято понимать совокупность организации учебного процесса с методами и формами работы с обучаемыми, построенными с учетом возрастных, индивидуальных и групповых потребностей (19,44,158).

Концептуальные закономерности построения и преемственности интегративных образовательных программ

Одной из основных потребностей личности - участника образовательного процесса является заинтересованность в такой технологии, которая строится на базе и с учетом предшествующего образовательного опыта личности. Речь идет, в первую очередь, о соблюдении принципа преемственности в реализации образовательной технологии.

Принципу преемственности в профессиональном образовании на современном состоянии развития общества уделяется серьезное внимание. Многообразие образовательных технологий, получившее широкое распространение на практике, ставит остро проблему обеспечения преемственности образовательных программ разных уровней. Общее определение преемственности можно сформулировать следующим образом - это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Вопросам преемственности в организации деятельности учебных заведений уделено значительное внимание в современной педагогической литературе (45,50,125,141).

Следует отметить, что наиболее четко принцип преемственности соблюдался между такими двумя образовательными ступенями как общее (полное) среднее образование и высшее профессиональное. Здесь наиболее мягко обозначен стык между ступенями. В данной ситуации предшествующая ступень идеально готовит учащихся к последующей. Последнее революционное нововведение по поводу снятия вступительных испытаний для выпускников одиннадцатых классов, поступающих в вузы - мероприятие, обеспеченное четко соблюдаемым принципом преемственности, в то время как другие ступени, особенно в области профессионального образования, традиционно и обособленно обеспечивали свои автономные задачи по выпуску кадров определенного класса.

Анализ реализации принципа преемственности образования в зарубежных странах показывает высокую эффективность и социальную актуальность данного явления (22,28,56,67,69,121,156,158). Такая система образования позволяет каждому обучаемому выстраивать свою образовательную траекторию, участвовать в образовательном процессе дискретно с возможностью прервать обучение на любой ступени, а затем продолжить его с реальным учетом имеющегося уровня образования.

Следует отметить, что траектория образования от среднего профессионального к высшему (СПО- ВПО) более четко ориентирована на профессиональное целеполагание. Здесь у учащихся появляется возможность осмыслить первый профессиональный уровень: то, что он получил в процессе обучения, практически опробовал и определил, к чему стремиться дальше, чего ему не хватает для дальнейшего движения в профессии, в выбранной сфере действий. Следует высоко оценить практические и лабораторные занятия, предоставляемые учащимся средних профессиональных учебных заведений.

При этом реально оценивается уровень знаний, приобретенных в учебном заведении, и применяемых в реальной практической деятельности. Действует следующая схема: приобретение знаний -использование знаний в реальной практической деятельности - оценка результатов деятельности. Практическая деятельность на данном этапе позволяет закрепить в качестве основной достигаемую в процессе обучения цель: научиться профессионально действовать, действовать на основе полученных знаний.

Выстраивание образовательной технологии высшего образования на базе полученного предшествующего образования не мыслится как простая надстройка на существующем фундаменте. Речь идет о глубоком анализе и взаимодействии систем, базирующемся на интеграции образовательных программ, где под интеграцией пониматся процесс взаимодействия составных частей и программ в целом, приводящий к системности и уплотненности знаний. Интегративность содержания рассматривается как система взаимосвязанных элементов.

При этом вновь выстроенная система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает появление новых качеств, при этом связь между элементами системы настолько тесна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а подчас и системы в целом.

Проблема интеграции содержания среднего профессионального и высшего образования должна рассматриваться в единстве логического и исторического подходов. Логический аспект проблемы состоит в анализе связей между элементами содержания образования на этапах проектирования и разработки.

Состав, структура и нормативное обеспечение профессиональных образовательных программ

В ряде источников понятие "основная профессиональная образовательная программа" определяется как совокупность целей, задач, структуры, содержания и условий реализации образовательного процесса подготовки специалиста определенной квалификации. Для реализации образовательной программы необходим комплекс учебно-методических материалов, в своей совокупности также определяемых как профессиональная образовательная программа.

В рамках проводимого исследования под основной профессиональной образовательной программой понимается комплекс нормативных и методических документов, обеспечивающих выполнение учебного процесса по определенной специальности определенного уровня образования. К числу таких документов относятся: - государственный образовательный стандарт - учебные планы (типовые и рабочие) - программы дисциплин - методические материалы по проведению аттестаций - методические материалы по проведению практики - методические комплексы по дисциплинам. Интегративная профессиональная образовательная программа определена в данном исследовании как совокупность целей, задач, содержания и условий реализации дискретной подготовки специалистов по профильным специальностям среднего и высшего профессионального образования. Интегративная программа соответствует по структуре своего документального наполнения общей профессиональной образовательной программе. Составные части интегратйвной программы отличаются от общей широтой охвата и системностью. В качестве особой части выступает учебно-методический комплекс дисциплин в модульном исполнении.

Как известно, государственным образовательным стандартом (ГОС) определяются общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника. Существуют государственные образовательные стандарты специальностей среднего и высшего профессионального образования.

Раздел образовательного стандарта "Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника" содержит сведения о месте образовательного направления в системе знаний. Прописываемые в данном разделе объекты профессиональной деятельности позволяют в общем виде установить направления приложения будущей профессиональной деятельности выпускника. В данном разделе при описании видов профессиональной деятельности обычно бывают перечислены наиболее обобщенные виды деятельности. Например, для специальности 351400 - создание, внедрение, анализ и сопровождение профессионально ориентированных информационных систем в предметной области. На уровне стандарта среднего профессионального образования уровень обобщения видов деятельности еще выше. Например, производственно - управленческая деятельность.

В структуре образовательного стандарта имеется раздел "Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе специальности". В данном разделе перечисляются требования к образованности, а также наиболее общие знания, умения, навыки и способности, характеризующие результаты освоения соответствующей программы. Образовательный стандарт, помимо общей характеристики специальности (или направления) определяет квалификацию выпускника, нормативный срок освоения образовательной программы, квалификационную характеристику выпускника, согласованную с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В разделе "Квалификационная характеристика" указывают область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника.

Основная образовательная программа подготовки специалиста включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Образовательная программа состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально- регионального (или вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте.

Основная образовательная программа предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин; цикл общепрофессиональных дисциплин; цикл дисциплин специализации (включает в себя и дисциплины специальности). Сроки освоения основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 260 недель, включая в себя: теоретическое обучение (включая научно-исследовательскую работу, практикумы, лабораторные работы); экзаменационные сессии, практики, итоговую аттестацию, подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, каникулы.

Максимальный объем учебной нагрузки студента дневного отделения установлен в размере 54 часа в неделю (включая самостоятельную работу). Объем аудиторных занятий не должен превышать в среднем 27 часов в неделю (исключая физкультуру и занятия по факультативным дисциплинам).

Государственный образовательный стандарт определяет требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста. Ведущую роль в разработке и утверждении образовательной программы выполняет высшее учебное заведение. При этом следует учитывать, что дисциплины по выбору студента являются обязательными для изучения в отличие от факультативных дисциплин.

Курсовые работы и курсовые проекты рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, предусматривается итоговая оценка.

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний и умений в различных областях деятельности по профилю данной специальности. В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям", специфика подготовки для конкретной отрасли учитывается, прежде всего, за счет дисциплин специализации.

Разработка интегративных профессиональных образовательных программ на основе метода системного моделирования

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под непрерывным образованием понимается «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (61). Приведенные определения, дополняя и развивая друг друга, в конечном счете приводят к «вечной» педагогической проблеме - целеполаганию в образовании.

Образование в качестве вида социализации можно рассматривать как процесс и результат целенаправленной, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в интересах личности и интересах общества, которому она принадлежит. При этом социализация понимается широко - как процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и активному воспроизводству личностью социального и профессионального опыта.

В настоящем исследовании понятие «информационное образование» рассматривается как сфера знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления выпускниками квалифицированной деятельности в сфере информатизации. Информационное образование включает в себя систему обучения, направленную на усвоение теории и практики информационной деятельности, носящей межотраслевой характер. Необходимо определить цели образования и соответственно образовательные технологии, обеспечивающие достижение поставленных целей. Образовательная технология определяется наличием программы, регламентирующей содержание, методы, хронологию образовательного процесса. При этом образовательный процесс можно рассматривать в двух плоскостях: диахронической и синхронической. Первая плоскость будет определять хронологическую последовательность в освоении поставленных целей, а вторая - сочетаемость и взаимодополняемость целей.

Степень достижения целей образования может быть определена общими критериями образованности, такими как, например: четкость усвоенных понятий, определенность мышления, систематичность в подходе, осознание тенденций развития событий, аналитичности. В силу сложности определения физических критериев оценки данных целей необходимо самостоятельное исследование этой проблемы. В настоящем исследовании задача оценки результатов обучения сужена рамками оценки готовности к профессиональной деятельности в информационной среде.

Определяя при моделировании программы непрерывный (интегративный) характер образования, следует исходить из того, что непрерывность - категория, выражающая единство, взаимосвязь и взаимообусловленность структурных частей системы. Непрерывность в развитии системы характеризует ее устойчивость.

Под процессом обучения понимается процесс взаимодеятельности обучающего (педагога) и обучаемого (учащегося), направленный на усвоение последним научных знаний, овладении умениями, навыками и способами определенной деятельности, включая профессиональную; на развитие способностей и творческих сил. Следует учитывать особенности информационного обучения, выраженные в системном формировании информационного мировоззрения, осознания процессов информатизации и своего места в этих процессах. Одной из основных подцелей информационного обучения является формирование у обучаемого действенно-практического отношения к действительности, что достигается внедрением проблемного обучения, реализуемого через модульный принцип построения содержания.

Для создания модели введем в перечень целей образования, проводимого в рамках информационного, следующие: - формирование системного подхода к проблемам информатизации; - формирование готовности к информационной деятельности; - формирование действенно-практического подхода в отношении к действительности. Выделим, таким образом, в качестве доминирующей цели формирование готовности к информационной деятельности, и на примере определения принципов, способов, методов и форм контроля за достижением данной цели выявим возможности образовательной технологии, воплощенной в интегративной образовательной программе подготовки специалистов информационной сферы.

Признавая принцип динамичности разрабатываемой модели, необходимо ввести два общепринятых в моделировании понятия. Понятие коррекции - поправки, частичного изменения или исправления. Понятие модификации как изменения системы, возникающее под влиянием изменяющихся условий среды, или направленное изменение с целью придания новых свойств, или как метод регулирования социального поведения.

Включим в процесс моделирования понятие целенаправленного управления непрерывным образованием, т.е. определение и обоснование целей, связанных с информатизацией, выбора образовательной траектории, определение способов ее реализации. Следующий шаг моделирования интегративой программы -определение ступеней реализации непрерывного информационного образования. Намеренно расширим данное определение для формирования полной картины образовательного процесса и определения места интегративного образовательного процесса на этапе профессионального образования в общей системе образования.

Разделы: Общепедагогические технологии

Важное место в развитии общества отводится системе образования, в том числе и системе среднего профессионального образования. Современное производство требует от технических кадров высокого уровня профессионально-педагогических знаний. Подготовка такого рода специалистов возможна только в том случае, если, во-первых, становление личности студента будет осуществляться в рамках модели обучения и воспитания, которая отражает реальную действительность; во-вторых, эта модель по мере своего развития будет приближаться к реальной действительности и в конечном итоге переходить в нее. Это требует от преподавателей изменения отношения к науке, овладения современной теорией обучения, формирования нового типа педагогического мышления. Все это является непременным условием интенсификации образовательного процесса в профессиональном образовании.

Среднее профессиональное образование должно соответствовать уровню развития науки, техники, технологии и культуры, тенденциям усиления взаимосвязи наук, их интеграции с производственными процессами, отвечать новым социальным требованиям, предъявляемым к подготовке специалиста среднего звена. Все это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса.

Задачи подготовки специалистов среднего звена выдвигают в качестве одного из важнейших требований к содержанию образования обеспечение единства общего и специально-технического образования, а также единство обучения и воспитания. Это требование предопределено особенностями усвоения знаний, умений и навыков, которые могут быть прочными и действенными только в том случае, если составляют целостную систему в сознании студентов, а также потребностями современного производства по обеспечению широкой политехнической основы обучения и профессиональной мобильности специалистов.

В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания специально-технического и общего образования, которая делает актуальной постановку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса на базе междисциплинарной интеграции.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Она связана с проблемой структурирования содержания образования, узловыми вопросами которой являются вычленение структурных элементов содержания образования и определение системообразующих связей между ними, что подтверждается сквозным значением этих вопросов в истории развития педагогических теорий. В последние десятилетия значительно возрос научный интерес к разным аспектам интеграции в связи с усилением интегративных процессов на производстве, в экономике, науке и общественных отношениях.

Переход на новые федеральные образовательные государственные стандарты требует дифференциации и интеграции содержания образования по основным видам будущей профессиональной деятельности, что способствует не только формированию ключевых компетенций выпускника, но и развитию нестандартного творческого мышления и исследовательских умений будущих специалистов.

Современное профессиональное образование должно обеспечить не только умение переориентироваться с одной профессии на другую, но и развивать умение активно реагировать на изменения интересов общества, работодателей, а также потребителей услуг.

В новых социально-культурных условиях профессиональное образование должно способствовать интегрированному освоению умений и знаний в рамках профессиональной компетенции, профессии или смежных профессий. Согласно требованиям ФГОС приоритетным направлением является интеграция профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования.

В среднем профессиональном образовании наблюдается тенденция как к интеграции компонентов содержания учебных дисциплин, так и методов, средств и форм обучения. Однако наиболее доступной и привлекательной в практической реализации является интеграция по компонентам содержания, обеспечивающая взаимопроникновение и синтез знаний, формирование целостного восприятия законов развития природы, общества и мышления человека.

Интеграция в образовании способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке студентов к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирование у учащихся понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом, кроме того:

Способствует развитию мышления студентов;

Дает возможность широкого применения методов научного познания;

Формирует комплексный подход к учебным предметам и спец.дисциплинам;

Отражает объективные связи в окружающем мире;

Формирует общие теоретические и профессиональные понятия;

Повышает качество знаний учащихся;

Повышает и развивает интерес студентов не только к предметам общегуманитарного и естественнонаучного циклов, но к выбранной профессии;

Расширяет кругозор студентов, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению теоретического материала;

Приобщает студентов к научно-исследовательской деятельности.

Внедрение в образовательный процесс междисциплинарных комплексных задач, связанных несколькими дисциплинами, профессиональными модулями позволяет:

– снизить загруженность обучающихся в рамках совмещенных, бинарных занятий или практических работ;

– последовательно реализовывать репродуктивные, частично-поисковые, творческие и научно-исследовательские, дидактические принципы по нескольким дисциплинам, профессиональным модулям;

– на основе дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению выбирать уровень сложности решаемой задачи;

– развивать самостоятельность и ответственность обучающихся при выполнении индивидуальных заданий;

– вовлекать обучающихся с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности во внеучебную деятельность.

Актуальность создания системы междисциплинарных связей определяется следующими факторами:

– потребностью в разработке механизма повышения качества обучения по дисциплинам и профессиональным модулям на основе внедрения междисциплинарных задач и системообразующей роли.

– необходимостью компьютеризации дисциплин на основе междисциплинарного задачного подхода;

– развитие творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании учащихся в учебных заведениях НПО и СПО.

Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают учащихся к овладению в совершенстве любой профессией.

Практика последних лет показывает, что межпредметные связи охватывают все структурные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, формы, методы и средства обучения, способствуя повышению его эффективности, обеспечивая усвоение знаний, формирование умений и навыков в определенной системе, способствуя активизации мыслительной деятельности, осуществлению переноса теоретических знаний на учебно-производственную деятельность студентов в средних профессиональных учебных заведениях. Рациональное использование межпредметных связей позволяет расширить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов и готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям, способствовать обеспечению профессиональной мобильности.
Учащаяся молодежь представляет собой особую социальную группу, которой предстоит в ближайшем будущем в качестве наиболее подготовленной части высококвалифицированных кадров решать разнообразные научно-технические и социально-экономические проблемы в ходе строительства демократического и правового общества.

Междисциплинарные связи реализуются в различных формах организации урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений НПО и СПО: на обобщающих уроках, комплексных семинарах, уроках-лекциях, комплексных экскурсиях, в домашних заданиях, на факультативах, конференциях, тематических вечерах и др. При отсутствии полностью скоординированных учебных программ междисциплинарные связи реализуются в практике обучения по-разному: в соответствии с требованиями новых программ, на уровне расширенного использования взаимосвязей учебных предметов, во всей системе воспитательно-образовательного процесса, включая внеклассную работу.

Таким образом, междисциплинарные связи реализуются на основе сочетания знаний, которые дополняют друг друга. Реализация идеи воспитывающего и развивающего обучения требует усиления межцикловых связей, сближения предметов гуманитарного, естественно-математического и специальных циклов.

Использование знаний смежных дисциплин на занятиях и в самостоятельной работе требует от преподавателя хорошего знания предмета, что поможет избежать повторов, будет формировать навыки свободного и квалифицированного обращения с учебной, научной и специальной литературой.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности студентов.

Литература.

1. Интернет-ресурсы

2. Журнал “Среднее профессиональное образование” №3 2011 г.

3. Журнал “Специалист” № 10 2013 г.

Интеграция общеобразовательных и спец дисциплин как способ реализации компетентностного подхода в системе СПО

Согласитесь, что вопросы профессионального образования на сегодняшний день очень актуальны. В процессе преподавания своих дисциплин и объяснения учебного материала я часто сталкиваюсь с тем, что студенты затрудняются в использовании знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин, таких как математика, химия, физика, не говоря уже о русском языке.

Основные вопросы, которые интересуют студента с первого дня в техникуме, сводятся к актуальности выбранной профессии или специальности, в то время как дисциплины общеобразовательного цикла уходят на второй план. В то же время общеобразовательная подготовка для будущих специалистов технического профиля имеет важное прикладное значение, т.к. формирует у них необходимые в профессиональной деятельности качества, развивает мыслительную деятельность. Это способствует формированию компетенций будущего специалиста как профессиональных, так и общих.

Работая по новым стандартам, я убедилась, что для качественной подготовки выпускников очень важным являются вопросы межпредметных связей. Эта проблема давно была областью наших педагогических интересов, но особенно актуальной она стала в последнее время.

Наблюдения показывают, что потребность в новых знаниях возникает у студентов только при осознании их значимости для будущей профессиональной деятельности.

Для конструирования общей системы объяснения материала я провела небольшую исследовательскую работу по определению межпредметных связей по каждой теме.

Межпредметные связи дисциплины «Процессы формообразования и инструменты». Раздел «Обработка металлов точением»

Темы раздела

Знания, используемые из других дисциплин для раскрытия темы

1. Инструментальные материалы: Требования, предъявляемые к материалам для изготовления режущих инструментов.

Инструментальные стали: углеродистые, легированные, быстрорежущие.

Твёрдые сплавы: металлокерамические, безвольфрамовые.

Минералокерамические материалы. Сверхтвёрдые материалы на основе нитрида бора и алмаза.

ХИМИЯ: периодический закон и система

химических элементов Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства металлов. Основные способы получения металлов.

ФИЗИКА: строение и физические свойства металлов. Основы динамики: силы трения, коэффициент трения, скольжения.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ: строение и свойства материалов. Теория металлических сплавов. Влияние строения сплавов на их физические и механические свойства. Сплавы на основе железа. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей. Легирующие элементы в сталях. Классификация и маркировка сталей. Термическая обработка сталей. Инструментальные стали, особенности их химического состава и термической обработки. Твердые сплавы.

2. Токарные резцы: Общая классификация токарных резцов по конструкции, технологическому назначению, направлению движения подачи.

Формы передних поверхностей резцов. Резцы с механическим креплением многогранных неперетачиваемых твердосплавных и минералокерамических пластин. Выбор конструкции резца в зависимости от условий обработки. Фасонные резцы: стержневые, круглые, призматические. Заточка резцов.

ГЕОМЕТРИЯ: решение треугольников.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА: основные сведения по оформлению чертежей. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Чертежи общего вида и сборочные чертежи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА:

ФИЗИКА: Основы динамики: силы трения, коэффициент трения, скольжения.

3. Геометрия токарного резца: Поверхности обрабатываемой детали при точении. Части и элементы токарного резца. Исходные плоскости при точении.

Углы токарного резца.

ГЕОМЕТРИЯ: угол между прямыми.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА: основные сведения по оформлению чертежей. Сечение геометрических тел секущими плоскостями. Изображение – виды, разрезы, сечения.

4. Элементы режима резания и срезаемого слоя: Рабочие движения при точении.

Элементы резания: глубина резания, скорость резания, подача. Срез и его геометрия, площадь поперечного сечения среза. Основное время обработки.

ГЕОМЕТРИЯ: площадь параллелограмма. Прямоугольные треугольники. прямоугольная система координат в пространстве.

АЛГЕБРА: тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс. Длина окружности. Умножение, деление, возведение в n -ю степень, извлечение корней.

ФИЗИКА: основы кинематики: механическое действие. Траектория, путь и перемещение.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА: простейшее движение твердого тела: скорости точек твердого тела, вращающегося вокруг неподвижной оси.

5. Физические явления при токарной обработке: Процесс стружкообразования и типы стружек. Физические явления, сопровождающие процесс резания.

Образование нароста на передней поверхности резца и влияние его на качество обрабатываемой поверхности. Усадка стружки. Упрочнение поверхностного слоя детали при её обработке (наклёп).

Теплота, выделяемая в зоне резания в процессе стружкообразования, источники тепловыделения. Распределение теплоты между стружкой, резцом, заготовкой и окружающей средой. Виды износа инструмента. Три периода в течении времени работы инструмента. Критерии износа инструмента.

ФИЗИКА: диффузия, плотность. Основы динамики: силы упругости.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ: теория пластической и упругой деформации. Влияние степени деформации на структуру и свойства металлов. Влияние нагрева на структуру, физические и механические свойства металла.

ХИМИЯ: изменение термической устойчивости металлов и их соединений.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА: трение качения. Пара трения качения и ее момент, коэффициент трения качения.

6. Сопротивление резанию при токарной обработке : Сила, возникающая в процессе стружкообразования и ее источники. Разложение силы резания на составляющие. Действие составляющих силы резания на заготовку, резец, приспособление и станок.

ФИЗИКА: основы динамики: взаимодействие сил. Сила. Сложение сил.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА: моменты сил. Пара сил.

ГЕОМЕТРИЯ: понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов.

Таки образом стали прорисовываться общие стороны процесса подготовки специалистов по различным дисциплинам. Стал ясно прослеживаться курс, в котором общеобразовательные предметы служат базой для изучения общетехнических и специальных предметов, а последние помогают закреплению знаний по общеобразовательным предметам, дополняют и углубляют их. Это означает, что рабочие программы по общеобразовательным дисциплинам должны иметь профессиональную направленность, поэтому важно сотрудничество преподавателей математики, физики, химии с преподавателями спецдисциплин.

В рамках этой направленности мной и моими коллегами были спроектированы и апробированы интегративные уроки, многие из которых являлись бинарными. Для таких уроков необходима разработка задач профессиональной направленности. Эти задачи создаются в сотрудничестве с преподавателей общеобразовательных и спецдисциплин. Наблюдения показывают, что в результате использования таких задач на уроках резко возрастает интерес к изучению и математики, и спецдисциплин.

В качестве примера хочу представить Электронное учебное пособие: «Математика + Процессы формообразования и инструмент (ПФИ)».

Пособие состоит из нескольких частей: спец дисциплина (теория), математика (теория) и практикоориентированные задачи, контроль знаний. Это дает возможность их разностороннего использования. Выбор дисциплины позволяют сделать гиперссылки: Математика или Процессы формообразования и инструмент (в зависимости от того, на каком уроке используется данный материал). Дальше описывается лекционный и практический материалы тем дисциплины ПФИ, например: «Элементы режима резания» или «Элементы среза»:

или тем дисциплины Математика, например: «Окружность» или «Параллелограмм» со всеми схемами, формулами и определениями. Каждый элемент режима резания и среза можно рассмотреть и с точки зрения математики, и с точки зрения дисциплины ПФИ. Это позволяет студенту более осознанно подходить к процессу запоминания формул, делает решение задач более логичным и понятным для обучающихся.

Эффективность работы с данным ЭУП повышается с помощью гиперссылок: с каждой страницы можно переместиться на страницу с ключевым словом или перейти к решению задачи. Если обучающийся не может справиться с задачей, он, перейдя по ссылке, может ознакомиться с примером ее решения. После выполнения задачи студент может проверить ответ.

Разработанное пособие удобно в использовании, содержит много практикоориентированных примеров, иллюстраций, что немаловажно для прочного усвоения учебного материала.

Можно порекомендовать использовать данное пособие преподавателям математики при повторении школьного курса геометрии, на подготовительных курсах с целью систематизации знаний и профориентационной работы, преподавателям общепрофессиональных дисциплин по специальности металлообрабатывающего профиля.

В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Использование интегративной технологии позволяет более доступно объяснять материал, помогает научиться решать нестандартные задачи, что в дальнейшем позволит стать высококвалифицированными и востребованными на рынке труда специалистами и продвинуться по карьерной лестнице.