Природа знает лучше примеры из жизни. Четыре закона экологии барри коммонера. Капитализм вредит экологии

Приложение 1

Текст № 1

В СТРАНЕ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА

Идет человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжелые снеговые шапки. Но елки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А березки «прекрасно белые» согнулись дугой под тяжестью снега, пригнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что не пройти, только заяц может пробежать под ними.

Но человек этот знает «одно волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он нашел увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим. Это ходит по лесу со своей волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Л.Воронкова

1. Если ты окажешься в зимнем лесу и увидишь засыпанные снегом и согнутые березы, как ты их освободишь от этой тяжести?

2. Почему Михаила Михайловича Пришвина называют добрым волшебником?

3. Какими словами можно заменить слова «увесистая папка»?

Текст № 2

В ЗИМНЮЮ СТУЖУ

В зимнем тумане встает холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, все живое замерзло от этой стужи – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной – густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетают на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты – природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Г.Скребицкий

1.Подбери слова, близкие по значению к слову стужа.

2. Как ведут себя синицы в лесу?

Текст № 3

КОРОВА И КОЗЕЛ

(Сказка)

У старухи были корова и козел, Корова и козел вместе ходили в стадо. Корова все ворочалась, когда ее доили. Старуха вынесла хлеба с солью, дала корове и приговаривала: «Да стой же, матушка; на, на; еще вынесу, только стой смирно».

На другой вечер козел вперед коровы вернулся с поля, расставил ноги и стал перед старухой. Старуха замахнулась на него полотенцем, но козел стоял, не шевелился. Он помнил, что старуха обещала хлеба корове, чтобы стояла смирно. Старуха видит, что козел не пронимается, взяла палку и прибила его.

Когда козел отошел, старуха опять стала кормить корову хлебом и уговаривать ее.

«Нет в людях правды! – подумал козел. – Я смирнее ее стоял, а меня прибили».

Он отошел к сторонке, разбежался, ударил в подойник, разлил молоко и зашиб старуху.

Л.Толстой

    Кто прав в этой сказке?

    Как ты понимаешь выражение «старуха видит, что козел не пронимается»?

Текст№4

КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ ТИМИРЯЗЕВ

Ты знаешь, что ученым с большим трудом удалось открыть тайну питания растений. Особенно много для разгадки этой тайны сделал замечательный русский ученый Климент Аркальевич Тимирязев.

Вот что он писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите его из всего этого приготовить вам сахар, крахмал, жиры…- он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, совершается в зеленых листьях растений».

К. А.Тимирязев всю свою жизнь изучал растения. Свои знания он стремился передать людям. Для этого он читал лекции, писал увлекательные книги. Тимирязев хотел, чтобы все люди поняли, какую огромную роль играют растения в нашей жизни.

А. Плешаков

Текст № 5

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

Мы жили в деревне,перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг-золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый.Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становиться опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов,потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

М.Пришвин

          В какое время луг казался золотым, а в какое- зеленым? Почему?

          В каких еще случаях можно употребить слово золотой?

Текст №6

Я сидел один в полутемной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.

Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла все звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, что я не мог оторвать взгляд. Полоса все ширилась и светлела.

С.Бурлак

1.Как вели себя во время грозы человек и животное?

2.Как ты понимаешь название рассказа «Голос дождя?

ОСЕЛ И БОБР

Текст№7

Росло посреди полянки молодое, красивое деревцо. Бежал через полянку Осел, зазевался и налетел на это деревцо.

Обозлился Осел. Пошел к реке, позвал Бобра:

Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растет?

Как не знать?

Свали Бобр это деревцо! У тебя зубы острые…

Это еще зачем?

Да я об него лоб расшиб!

Куда ж ты смотрел? Жалко валить. Оно полянку украшает.

А мне бегать мешает. Свали, Бобр, деревцо!

Что тебе, трудно, что ли?

Не трудно, но не стану.

А потому. Что, если я его свалю, ты на пенек налетишь.

А ты пенек выкорчуй!

Пенек выкорчую. Ты в яму свалишься- ноги переломаешь.

Потому, что ты Осел!- сказал Бобр.

С.Михалков

              1. Перескажите текст
              2. Можешь ли подобрать другое название к тексту?

ОТВАЖНЫЙ ПИНГВИНЕНОК

Однажды я спускался к морю и увидал маленького пингвиненка У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.

Г. Снегирев

1. Каким был пингвиненок?

2. За что пингвиненка назвали отважным?

РАЗБОРЧИВАЯ ЦАПЛЯ

Текст № 9

Гордая, старая цапля прохаживалась близ речки, по зеленому лугу. Ей захотелось поесть. Она спустилась к воде и стала караулить добычу. Был прекрасный летний день. Солнечные лучи приманили всю рыбу со дна наверх. Рыба ходила стаями, играла и резвилась в прозрачной воде. Вот цапля видит- возле самого берега плавают несколько щурят, словно они напрашиваются в рот. Но она отвернулась в сторону и говорит с презрением: «Щурята! Нечего сказать, хороша рыба! Буду я есть щучину! Как бы не так! Тут должны водиться лещи; я лучше дождусь их!»

Вот она стоит и поджидает лещей, а голод донимает ее все пуще и пуще. Лещи между тем почему – то не показываются. «Ну, так я теперь поймаю щуренка,- говорит цапля, - потому что другой рыбы нет».Но щурята, как на смех, все ушли в самую глубь на дно, а вместо их по верху воды стали плавать жирные хорошие лини. «Лини!- поморщась, сказала цапля.- Положим, что я сейчас могу наловить их сколько душе угодно, да только что в их толку-то. Какое это кушание для такой птицы, как я: я очень разборчива в пище Проваливайте-ка, братцы, прочь!»

Но вот вся рыба ушла на дно. А голод у цапли не пропадал. Она не вынесла его. Поймала в тени лягушек и с жадностью съела их. Да как еще была рада-то, что хоть лягушки попались.

1. Прочитай текст.

Осёл и Бобр.

Росло среди полянки молодое красивое деревцо. Бежал через полянку Осёл, зазевался и налетел со всего хода на это деревцо, да так, что искры из глаз посыпались.
Обозлился Осёл. Пошёл к реке, позвал Бобра:
- Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растёт?
- Как не знать!
- Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые…
- Это ещё зачем?

- Куда ж ты смотрел?

- Жалко валить. Оно полянку украшает.
- А мне бегать мешает . Свали, Бобр, деревцо!
- Не хочу.
- Что тебе, трудно, что ли?
- Не трудно, но не стану.
- Почему?
- А потому, что, если я его свалю, ты на пенёк налетишь!
- А ты пенёк выкорчуй!
- Пенёк выкорчую, ты в яму свалишься - ноги переломаешь!
- Почему?
- Потому, что ты Осёл! - сказал Бобр.

(135 слов)
(С. Михалков)

2. Определи главную тему текста.

О глупости.

3. Определи главную мысль текста.

О том, что от тебя самого зависит, как часто ты попадаешь в неприятные истории .

4. Назови участников диалога.

1) Осёл
2) Бобр

5. Отметь рисунок, который соответствует содержанию текста.

6. Допиши слова Бобра. Подчеркни обращение.

- Бобр ! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растёт?
- Как не знать !
- Свали, Бобр , это деревцо! У тебя зубы острые…
- Это ещё зачем?
- Да я об него лоб расшиб - шишку себе набил!
- Куда ж ты смотрел?
- «Куда, куда»… Зазевался - и всё тут… Свали деревцо!
- Жалко валить. Оно полянку украшает .
- А мне бегать мешает. Свали, Бобр , это деревцо!

7. Почему Осёл просил Бобра свалить дерево? Найди и подчеркни ответ в тексте.

8. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Сто ит (стóя) на бе регу (бéрег) ле сок (лес) густой, как сте на (стéны). Покри чишь (крик) – ле сок (лес) отве чает (отвéт).

9. Подбери к данным словам синонимы.

Марк Твен вел к обеденному столу даму. Было у него веселое настроение, и он сказал:

Вы очаровательны!
Нелюбезная особа ответила:

К сожалению, я не могу ответить вам таким же ком­
плиментом!


Maph Твен засмеялся:

А вы сделайте, как я: солгите!

Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было одно слово: «свинья». На следующий день в своей газете он поместил ответ анонимщику: «Обыкновенно я получаю письмо без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».

Осел и Бобер

С. Михалков

Росло посреди полянки молодое, красивое деревцо.

Бежал через полянку Осел, зазевался и налетел со всего хода на это деревцо, да так, что искры из глаз посыпа­лись!

Обозлился Осел. Пошел к реке, позвал Бобра.

Бобер! Знаешь полянку, на которой одно деревцо
растет?

Как не знать!

Свали, Бобер, это деревцо! У тебя зубы острые...

Это еще зачем?

Да я о него лоб расшиб - шишку себе набил! Эва
какая!

Куда ж ты смотрел?

Куда-куда... Зазевался - и все тут...Свали деревцо!

Жалко валить. Оно полянку украшает.

А мне бегать мешает. Свали, Бобер, деревцо!

Не хочу.

Что тебе трудно, что ли?

Не трудно, но не стану.

А потому, что если я его свалю, ты на пенек нале­
тишь!

А ты пенек выкорчуй!

Пенек выкорчую, ты в ямку завалишься - ноги пере­
ломаешь!

Потому, что ты Осел! - сказал Бобер.

Точка зрения

С. Михалков

Болтали как-то Медведь и Волк о том, о сем... А рядом Бабочка кружилась, с цветка на цветок пере­летала.


Увидел Бабочку Медведь и залюбовался.

Посмотри! - сказал он Волку. - Какая прелесть!

Где? - спросил Волк.

Да вон, на ветке, у тебя над головой! Бабочка!
Сколько в ней изящества!

Это у нее-то? - усмехнулся Волк.

Она тебе не нравится? - удивился Медведь.

А что в ней хорошего?

Ну, не скажи! - возразил Медведь. - Смотри, какая
у нее легкость в движениях! Какие узоры на крылышках!
Красота!

Легкость? Узоры? Ничего я в ней хорошего не на­
хожу.

Никаких «но»! Вот недавно я овцу видел... - Волк
закатил глаза.- Вот это была красота!

А! - уныло сказал Медведь. - Я, кажется, тебя по­
нял...

Что Кошка о себе вообразила

С. Михалков



Прослышала где-то Кошка, что Тигр и Пантера принад­лежат к семейству кошек.

Ого! - обрадовалась Кошка. - А я-то дурочка, не
знала, какая у меня родня! Ну, теперь я себя покажу...-
и, недолго думая, она прыгнула на спину Осла.

Это еще что за новости? - удивился Осел.

Вези, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь,
кто у меня родственники? - воскликнула Кошка, сидя у
Осла на загривке.

Кто же? - поинтересовался Осел.

Тигр и Пантера, вот кто! Не веришь - спроси у Во­
рона.

Осел спросил у Ворона. Тот подтвердил:

Да, действительно, кошка, тигр, барс, рысь, а также
пантера и ягуар и даже лев - из семейства кошачьих!

Понятно, что все не могут быть экологами (я вот тоже не эколог), но сталкиваться с экологическими вопросами - будь то проблемы уборки листвы, стрижки травы, застройки, мусора, "благоустройства", публичных слушаний по развитию поселения и т.п. - приходится каждому. Очень помогает знание четырех фундаментальных законов экологической науки, которые сформулировал один из "отцов" современной экологии Барри Коммонер:

1. Всё связано со всем (Everything is connected to everything else) - для всех живых организмов, включая человека, есть одна общая, единая среда существования (биосфера).

Что влияет на одного - влияет на всех; нельзя изменять или уничтожать какие-то части природной среды и при этом быть уверенными, что на нас самих это не скажется тем или иным образом. Люди много раз сталкивались с тем, что бездумное уничтожение (или, наоборот, привнесение) животных и растений, изменение окружающей среды, в конечном счете, ухудшало их собственное качество жизни и здоровье.

2. Всё должно куда-то уходить (Everything must go somewhere) - в природном мире вообще нет такого понятия, как "мусор"; природный мир - круговорот, где ничто не исчезает, а переходит из одной формы в другую.

Опавшая листва и отмершая трава становится плодородной почвой, из которой вырастают новые растения и деревья дают новую листву.

Для того, чтобы природная среда (а вместе с ней и мы) не пострадала, необходимо, чтобы всё, что мы называем "мусором", возвращалось в круговорот вещей, а не превращалось в "мертвый груз". Например, в здоровом лесу или парке не только опавшая листва, но даже упавшие деревья очень быстро перерабатываются и возвращаются в природную среду, питая ее новые циклы. То же самое касается и мусора, который производит человек. - он должен куда-то уходить, не лежать без дела на помойках и не вылетать в трубу с дымом. Посмотрите на свалку с другого ракурса - не как на горы ненужного мусора, а как на горы сырья, которое буквально валяется под ногами и его можно вновь пускать в оборот, на заводы, но вместо этого оно просто лежит под открытым небом. Природа старается всеми силами избегать "простаивающих" ресурсов - все должно быть в деле.

3. Природа знает лучше (Nature knows best) - в отличие от человеческих законов, норм и правил (от законов эстетики до всяких СНиП-ов и ГОСТ-ов), законы природы объективны, действуют независимо от того, признаем мы их, или нет; кроме того, природный мир уже существует в виде системы взаимосвязей живых организмов и окружающей среды.

Поэтому нужно выявлять законы природы и следовать - будь то содержание территорий, промышленность или "благоустройство" - а не пытаться навязать природному миру свои порядки (что равносильно плевку против ветра).

Нужно создавать условия для того, чтобы природные объекты существовали так, как для них наиболее естественно, и сами регулировали себя.

4. За всё приходится чем-то платить (There is no such thing as a free lunch, американская поговорка, дословно "Бесплатных обедов не бывает").

Бездумная эксплуатация природного мира неизбежно приводит к тому, что полезные природные ресурсы переходят в бесполезные для нас формы. Браконьерство приводит к тому, что остаются (выживают) только бесполезные для нас животные и растения, бесконтрольная рубка деревьев и покосы - к обеднению почвы, смыву и развеиванию плодородного грунта; постоянные сбросы мусора в воду - к тому, что воду нельзя пить, выбросы в воздух - к тому, что воздухом нельзя дышать. Надо понимать, что за все наши действия, в виду объективных законов экологии, окружающая среда "выставит нам счет".

Другое изложение этого закона - ничто не возникает из ниоткуда. К примеру, глупо думать, будто, если только убирать опавшую листву и скошенную траву, обрезать ветви, то деревья, кустарники и травы будут расти так же хорошо, как и прежде, сами собой - они просто не смогут брать ресурсы для роста "из ниоткуда".

Казалось бы, все эти четыре закона - прописные истины, но практика показывает, что люди банально их не понимают, отчего и руководствуются в своих действиях и решениях такими глупостями, как "хотите природы - за городом ее полно", "здесь город, а не лес, тут природе не место", "зеленые зоны - это резервы для застройки", "главное, чтобы двор и парк выглядели опрятно" и тому подобное.
Всегда надо быть готовыми повторять и объяснять очевидные (для нас самих) вещи, в том числе и следующую: наука как раз и существует для того, чтобы снабжать нас знаниями для принятия правильных решений.

    Благоустройство города и здоровье граждан:

    проблема обеспечения экологической безопасности населения

    городского округа Химки Московской области

  1. Введение.

Доклад Яблокова о состоянии экологии РФ

Член-корреспондент РАН Алексей Яблоков и руководитель научно-исследовательской группы социальной экологии Социологического института РАН Ольга Цепилова подготовили доклад о состоянии экологии в России и выступили с ним в Санкт-Петербургском институте региональной прессы.

По мнению Алексея Яблокова в России сложилась тревожная экологическая ситуация. С одной стороны, самые высокие чиновники страны не устают повторять правильные слова о необходимости борьбы за улучшение экологии.Однако,