Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1834

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Русский язык и литература » Разное

Научно-исследовательская работа "Глаголы мышления в «Русском семантическом словаре» под общей редакцией академика РАН Н. Ю. Шведовой"
Автор: Сорокина Инна Юрьевна
преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ ПО ПКАС г. Пензы
город Пенза
Скачать (36.5Kb) 12.07.2017, 16:00

Глаголы мышления в «Русском семантическом словаре» под общей редакцией академика РАН Н. Ю. Шведовой
Процесс мышления интересует не только физиологов, психологов, философов, но в еще большей степени интересуют лингвистов, поэтому лексико – семантическая группа глаголов мышления актуальна и количественно полноценна. Основным источником наблюдений материала послужил Семантический словарь Н.Ю. Шведовой.
Рассмотрим подробнее класс глаголов мышления в Семантическом словаре Н.Ю. Шведовой, где этот класс представлен в количестве около 1200 языковых единиц и делится он на 6 множеств:
• Верование;
• Мысль, воображение, сомнение, суждение;
• Познание, осведомленность;
• Внимание, интерес, влечение;
• Память;
• Вера, доверие, надежда. (Русский семантический словарь.
Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: «Азбуковник», 1998. С. 230).
Каждое из множеств делится еще на группы. Исключением является лишь множество «Верование», которое не делится и представляет собой 174 глагола мышления. Само название данного множество обозначает тематику глаголов, церковная направленность очевидна. Отметим, что среди слов, входящих в это множество, есть слова не только общеупотребимые (верить, перейти, принять и др), но и слова устаревшие (веровать). Они имеют помету «книж.» и это ограничивает их употребление в речи. Рассмотрим подробнее последующие множества.
Множество глаголов группы «Мысль, воображение, сомнение, суждение» характеризуют мыслительную деятельность и степень ее проявления у человека и в виду этого делятся на группы: «углубленная мысль» с 176 языковыми единицами и «неясная, блуждающая мысль», представленная 177 лексемами. Но открывается это множество группой «собственно мысль», в которой представлено 175 глаголов мышления. Среди них множество глаголов иноязычного происхождения (абстрагировать, ассоциировать и др.). В этой же группе есть глаголы и разговорного оттенка значения (видать, мозговать, прикинуть), устаревшие глаголы (возомнить, мнить, глаголы с пометой «прост, шутл.» (кумекать, шевелить мозгами, прикинуть умом). Таким образом, глаголы данной группы имеют разные сферы употребления и имеют множество оттенков значений.
Глаголы мышления могут нести в себе оценку соответствия или несоответствия истине и в виду этого делится еще на множество групп: «вымысел, воображение, греза, мечта» (179 лексем), «догадка, предположение, сомнение»(180 лексем), «мнение, суждение» (181 лексема).
Членение множества «Познание, осведомленность» отражает разные степени познания действительности и степень осведомленности о чем-либо. Данная группа слов делится на следующие подгруппы: «познание, узнавание, изучение, обладание знаниями» (182 лексемы), «владение сведениями, осведомленность» (183 лексемы), «понимание, уяснение, умозаключение» (184 лексемы). В подгруппе «познание, узнавание, изучение, обладание знаниями» преобладают общеупотребимые глаголы, но есть и устаревшие глаголы (ведать, отведать, обозреть др.). Есть в группе и просторечные глаголы мышления (маковать, спознать и др.). Присутствуют и глаголы разговорного оттенка значения (одолеть, переварить и др.). Таким образом, глаголы данной полгруппы многочисленны и имеют разнообразные оттенки значения, что оправдано их воспроизведением в речи. Подгруппа «владение сведениями, осведомленность» представляет собой в большинстве общеупотребимые слова, но уникален тот факт, что в этой подгруппе есть глагол официального использования - опознать. Данный глагол однозначный и его значение «узнавать по каким- либо признакам» и тем самым оправдывает сферу его использования. Группа «понимание, уяснение, умозаключение» представляет собой 184 глагола, среди которых большинство общеупотребительных.
Множество «Внимание, интерес, влечение» включает в себя 371 глагол, которые выражают значение способности человека концентрироваться на определенном объекте сознательно или непроизвольно, а также обязательный человеку интерес для побуждения к тем или иным реакциям. Данное множество делиться на 2 группы: «внимание» и «интерес, влечение». Первая подгруппа, представленная 185 глаголами, содержит в себе глаголы, входящие в состав фразеологизмов разговорного значения: «на заметке быть», «на примете иметь», «оставить без внимания». Отметим, что сами по себе глагольные лексемы общеупотребимы но в составе фразеологизма они приобретают иной оттенок значения. Вторая подгруппа «интерес, влечение» представляет собой 186 глаголов мышления; все они общеупотребимы.
Множество «Память» включает в себя глаголы, называющие процесс запоминания, сохранение в памяти явлений внешнего или внутреннего мира. Первая группа «запоминание» представлена в количестве 187 глаголов. Множество глаголов мышления этой группы имеют корневую основу – поним ( запомнить, напомнить, помянуть). В этой группе есть и глаголы и разговорного оттенка значения (спохватиться, хватиться), присутствует и глагол книжного оттенка – фиксировать. Кроме них в данное множество входит группа глаголов, обозначающих утрату способности сохранения в памяти человека всего, что его окружает - группа «забывание», которая представляет собой 188 глаголов мышления. В данной группе основой является общеупотребимые глаголы мышления, но есть и устаревший глагол мышления – запамятовать. Все это дает повод утверждать, что глаголы множества «Память» представляют собой в большинстве общеупотребительные глаголы мышления.
Множество «Вера, доверие, надежда» представляет собой 4 подмножества: «вера» - 189 глаголов, «убежденность» - 190 глаголов, «доверие» - 191 глагол и « надежда» - 192 глагола мышления. Среди данных подмножеств самой многочисленной является категория глаголов «надежда». Среди них преобладают общеупотребительные, но интересным является наличие глагола «чаять», который является устаревшим и просторечным.
Отметим, что каждое множеств, кроме множества «Верование», содержит в себе подгруппы глаголов, отличающиеся друг от друга по деталям семантики.
Представленная классификация, автором которой является Н.Ю. Шведова, представляет собой точное и полное рассмотрение семантической составляющей глаголов мышления в русском языке.
Таким образом, глаголы мышления в русском языке имеют место и точно помогают передать мысль в действии, в движении. Глаголы мышления, представленные в Семантическом словаре, автором которого является Н.Ю. Шведова, представляют собой наименование 1200 языковых единиц и делятся на лексико-семантические группы, что дает повод утверждать о многочисленности значений данной категории глаголов. Отметим, что глаголы вне зависимости от лексико-семантической группы имеют множество функций. Рассмотрим подробнее.
Таким образом, глаголы мышления в русском языке имеют место и точно помогают передать мысль в действии, в движении.

Категория: Разное | Добавил: inna7777
Просмотров: 87 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Директорский произвол!!! (3)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета