«Молитва перед поэмой. Читать онлайн "Братская ГЭС " Евгений евтушенко молитва перед поэмой

"Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет".
Евгений Евтушенко.

Не так давно закончилась война,
В шестидесятых "оттепель" настала.
И поднималась из руин страна,
Поэтов новых племя подрастало.*

Талантливые, с пламенной душой,
Они на сцену шли, на поле стадионов,
Рукоплескал в ответ им зал большой,
Поэтам тем - кумирам миллионов...

Задорно, артистично, нараспев
Свои творения читал Евгений.
Стать знаменитым рано он успел,
В стихи вложив души всей вдохновенье.

Писал о жизни - хлёстко, без прикрас,
О Родине, любви, о прочном мире,
Воспел гитару звонкую и вальс.**
Стихи звучали в залах и в эфире.

За жизнь исколесивший белый свет,
Познавший гнев и - мировую славу,
"Поэт в России - больше, чем поэт"...
В поэзии великим стал по праву!

* Поэты-"шестидесятники":
Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский,
Бэлла Ахмадулина, Булат Окуджава...

** Песни на стихи Е.Евтушенко:
"Хотят ли русские войны",
"Вальс о вальсе", "Товарищ гитара", "А снег идёт...",
"Чёртово колесо", "Со мною вот что происходит" и др.

ЕСТЬ ЧЕМ ОПРАВДАТЬСЯ ПЕРЕД БОГОМ.

СТИХАМИ И СЫНОВЬЯМИ.

"В продуманности строки-

тончайшая тяжеловестность,

Ей это приносит известность,

и ценят ее знатоки.

В нечаянности строки-

есть слишком завидная легкость,

и можешь кусать себе локоть,

но именно это - стихи", Е.Евтушенко.

____________________________________

ПОЭТ Е.Евтушенко:

Поэт в России - больше, чем поэт .

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего

И будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

Итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...

Нахватанность пророчеств не сулит...

Но дух России надо мной витает

И дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,

Готовый и для смерти, и победы,

Прошу смиренно помощи у вас,

Великие российские поэты...

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

Свою раскованную речь,

Свою пленительную участь -

Как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,

Своей презрительности яд

И келью замкнутой души,

Где дышит, скрытая в тиши,

Недоброты твоей сестра -

Лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,

Боль иссеченной музы твоей -

У парадных подъездов и рельсов

И в просторах лесов и полей.

Дай твоей неизящности силу.

Дай мне подвиг мучительный твой,

Чтоб идти, волоча всю Россию,

Как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую

И два кренящихся крыла,

Чтобы, тая загадку вечную,

Сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,

Смущенье веток,

Сращенье запахов, теней

С мученьем века,

Чтоб слово, садом бормоча,

Цвело и зрело,

Чтобы вовек твоя свеча

Во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне

К березкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему другому на земле,

Что мы с тобой так беззащитно любим.

Дай, Маяковский, мне

Глыбастость,

Буйство,

Непримиримость грозную к подонкам,

Чтоб смог и я,

Сквозь время прорубясь,

Сказать о нем

Товарищам-потомкам...

Новая Хроника Текущих Событий - о Поэте.

"Как сообщили информационные агенства, в США скончался поэт Евгений Евтушенко. Евтушенко было 84 года, и в пятницу он был срочно госпитализирован в связи с ухудшением состояния.

Согласно последней воле поэта, он будет похоронен в подмосковном Переделкине.

Он родился 18 июля 1933 г. на станции Зима в Иркутской области. Его отец — Александр Рудольфович Гангнус, немец по национальности, был геологом. Мать — Зинаида Ермолаевна Евтушенко также геолог, актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1951 г. поступил в Литературный институт имени М. Горького, откуда в 1957 г. был отчислен с формулировкой «за непосещение лекций». Только в 2001 г. получил диплом об окончании института.

В 1944 г. Евгений Евтушенко вместе с матерью переехал в Москву. В 1949 г. в газете «Советский спорт» было опубликовано его первое стихотворение.

В 1952 г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». В том же году Евгений Евтушенко был прият в Союз писателей СССР, став самым молодым его членом.

Опубликовал множество поэтических сборников, среди них «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» и «Взмах руки» (1962) и др.

В 1961 г. в «Литературной газете» была опубликована поэма «Бабий Яр», посвященная массовым расстрелам евреев в годы войны, за что поэт был обвинен в политической незрелости и в отсутствии чувства интернационализма. На основе поэмы композитор Дмитрий Шостакович создал свою знаменитую 13-ю симфонию. «Бабий Яр» был переведен на 72 языка мира, строки из нее высечены перед Мемориальным музеем Холокоста в Вашингтоне.

В феврале 1963 г. во французском еженедельнике «Экспрессо» вышла «Автобиография» Евгения Евтушенко. Это событие вызвало недовольство советских властей, которые обвинили поэта в том, что он действовал без разрешения Идеологического отдела ЦК КПСС. Его «Автобиография» на пленуме правления Союза советских писателей в марте того же года была названа клеветой на социалистический строй.

Евгений Евтушенко выступал в защиту писателей-диссидентов — Андрея Синявского, Юлия Даниэля, Александра Солженицына и др. В своих стихах выражал протест против ввода советских войск в Венгрию, Чехословакию, оккупации которой посвятил стихотворение «Танки идут по Праге». Позднее в стихах высказывал отрицательное отношение к войне в Афганистане.

В 1988 г. он вступил в правозащитное общество «Мемориал». Спустя год был избран сопредседателем писательской ассоциации «Апрель». В 1991 г. стал секретарем правления Содружества писательских союзов.

Был народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1991 г. вместе с семьей переехал в США. Читал курс русской поэзии в американских университетах. В 1990-2000-х гг. выпустил ряд прозаических и поэтических произведений, опубликовал антологию «Поэт в России — больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии».

Его произведения переведены более чем на 70 языков мира, издано свыше 130 книг.

Лауреат Государственной премии СССР (1984; за поэму «Мама и нейтронная бомба»), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2009), премии «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России — больше, чем поэт» (1998) и др.

Почетный член Российской академии художеств, Американской академии искусств, Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук. Почетный профессор «Нonoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Профессор в Питсбургском университете, в университете Санто- Доминго.

Был женат четыре раза. С 1954 г. состоял в браке с известной поэтессой Изабеллой (Беллой) Ахмадулиной. Вторая супруга — Галина Сокол-Луконина (брак заключен в 1961 г.), третья — Джен Батлер, ирландка (с 1978 г.). В настоящее время его супруга — Мария Владимировна (1961 г.р.), врач, филолог.

У Евгения Евтушенко пять сыновей: Петр (усыновлен; 1967 г.р.), Александр (1979 г.р.), Антон (1981 г.р.), Евгений (1989 г.р.), Дмитрий (1990 г.р.).

17 июля 2010 г. Евгений Евтушенко открыл в Переделкино собственный музей, который он завещал государству. Планируется, что «Музей-галерея Евтушенко» станет филиалом Государственного центрального музея современной истории России.

В 1994 г. его именем названа малая планета Солнечной системы (4234 Evtushenko)".

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра —
лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей —
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.

Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам…

Автор Евтушенко Евгений Александрович

Евгений Евтушенко

МОЛИТВА ПЕРЕД ПОЭМОЙ

МОНОЛОГ ЕГИПЕТСКОЙ ПИРАМИДЫ

ПЕСНЯ НАДСМОТРЩИКОВ

ПЕСНЯ РАБОВ

МОНОЛОГ БРАТСКОЙ ГЭС

КАЗНЬ СТЕНЬКИ РАЗИНА

ДЕКАБРИСТЫ

ПЕТРАШЕВЦЫ

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

ЯРМАРКА В СИМБИРСКЕ

ИДУТ ХОДОКИ К ЛЕНИНУ

АЗБУКА РЕВОЛЮЦИИ

БЕТОН СОЦИАЛИЗМА

КОММУНАРЫ НЕ БУДУТ РАБАМИ

ПРИЗРАКИ В ТАЙГЕ

ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН

БОЛЬШЕВИК

ДИСПЕТЧЕР СВЕТА

НЕ УМИРАЙ, ИВАН СТЕПАНЫЧ

ТЕНИ НАШИХ ЛЮБИМЫХ

МАЯКОВСКИЙ

БАЛ ВЫПУСКНИКОВ

В МИНУТУ СЛАБОСТИ

НОЧЬ ПОЭЗИИ

Евгений Евтушенко

БРАТСКАЯ ГЭС

Поэма

МОЛИТВА ПЕРЕД ПОЭМОЙ

Поэт в России - больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...

Нахватанность пророчеств не сулит...

Но дух России надо мной витает

и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,

готовый и для смерти и победы,

прошу смиренно помощи у вас,

великие российские поэты...

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

свою раскованную речь,

свою пленительную участь -

как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,

своей презрительности яд

и келью замкнутой души,

где дышит, скрытая в тиши,

недоброты твоей сестра -

лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,

боль иссеченной музы твоей -

у парадных подъездов, у рельсов

и в просторах лесов и полей.

Дай твоей неизящности силу.

Дай мне подвиг мучительный твой,

чтоб идти, волоча всю Россию,

как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую

и два кренящихся крыла,

чтобы, тая загадку вечную,

сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,

смущенье веток,

сращенье запахов, теней

с мученьем века,

чтоб слово, садом бормоча,

цвело и зрело,

чтобы вовек твоя свеча

во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне

к березкам и лугам, к зверью и людям

и ко всему другому на земле,

что мы с тобой так беззащитно любим

Дай, Маяковский, мне

глыбастость,

непримиримость грозную к подонкам,

чтоб смог и я,

сквозь время прорубаясь,

сказать о нем

товарищам потомкам.

ПРОЛОГ

За тридцать мне. Мне страшно по ночам.

Я простыню коленями горбачу,

лицо топлю в подушке, стыдно плачу,

что жизнь растратил я по мелочам,

а утром снова так же ее трачу.

Когда б вы знали, критики мои,

чья доброта безвинно под вопросом,

как ласковы разносные статьи

в сравненье с моим собственным разносом,

вам стало б легче, если в поздний час

несправедливо мучит совесть вас.

Перебирая все мои стихи,

я вижу: безрассудно разбазарясь,

понамарал я столько чепухи...

а не сожжешь: по свету разбежалась.

Соперники мои,

отбросим лесть

и ругани обманчивую честь.

Размыслим-ка над судьбами своими.

У нас у всех одна и та же есть

болезнь души.

Поверхностность ей имя.

Поверхностность, ты хуже слепоты.

Ты можешь видеть, но не хочешь видеть.

Быть может, от безграмотности ты?

А может, от боязни корни выдрать

деревьев, под которыми росла,

не посадив на смену ни кола?!

И мы не потому ли так спешим,

снимая внешний слой лишь на полметра,

что, мужество забыв, себя страшим

самой задачей - вникнуть в суть предмета?

Спешим... Давая лишь полуответ,

поверхностность несем, как сокровенья,

не из расчета хладного, - нет, нет! -

а из инстинкта самосохраненья.

Затем приходит угасанье сил

и неспособность на полет, на битвы,

и перьями домашних наших крыл

подушки подлецов уже набиты...

Метался я... Швыряло взад-вперед

меня от чьих-то всхлипов или стонов

то в надувную бесполезность од,

то в ложную полезность фельетонов.

Кого-то оттирал всю жизнь плечом,

а это был я сам. Я в страсти пылкой,

наивно топоча, сражался шпилькой,

где следовало действовать мечом.

Преступно инфантилен был мой пыл.

Безжалостности полной не хватало,

а значит, полной жалости...

как среднее из воска и металла

и этим свою молодость губил.

Пусть каждый входит в жизнь под сим обетом:

помочь тому, что долженствует цвесть,

и отомстить, не позабыв об этом,

всему тому, что заслужило месть!

Боязнью мести мы не отомстим.

Сама возможность мести убывает,

и самосохранения инстинкт

не сохраняет нас, а убивает.

Поверхностность - убийца, а не друг,

здоровьем притворившийся недуг,

опутавший сетями обольщений...

На частности разменивая дух,

мы в сторону бежим от обобщений.

Теряет силы шар земной в пустом,

оставив обобщенья на потом.

А может быть, его незащищенность

и есть людских судеб необобщенность

в прозренье века, четком и простом?!

Я ехал по России вместе с Галей,

куда-то к морю в «Москвиче» спеша

от всех печалей...

Осень русских далей

пообок золотела все усталей,

листами под покрышками шурша,

и отдыхала за рулем душа.

Дыша степным, березовым, соснистым,

в меня швырнув немыслимый массив,

на скорости за семьдесят, со свистом,

Россия обтекала наш «Москвич».

Россия что-то высказать хотела

и что-то понимала, как никто.

Она «Москвич» вжимала в свое тело

и втягивала в самое нутро.

И, видимо, с какою-то задумкой,

скрывающей до срока свою суть,

мне подсказала сразу же за Тулой

на Ясную Поляну повернуть.

И вот в усадьбу, дышащую ветхо,

вошли мы, дети атомного века,

спешащие, в нейлоновых плащах,

и замерли, внезапно оплошав.

И, ходоков за правдою потомки,

мы ощутили вдруг в минуту ту

В эту субботу не стало известного русского поэта Евгения Евтушенко. За свою жизнь он написал более 150 книг, а его стихотворения всегда трогали за живое каждого читателя. Ему было 84 года. Он умер в городе Талса в Оклахоме. Сайт «360» вспомнил самые яркие высказывания Евтушенко и наиболее знаменитые строки из его стихов.

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего

и будущего призрачный прообраз.

Поэт подводит, не впадая в робость,

итог всему, что было до него.

«Молитва перед поэмой», 1964 год.

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

над ширью пашен и полей

и у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

что под березами лежат,

и пусть вам скажут их сыны,

хотят ли русские войны.

- «Хотят ли русские войны?», 1961 год.

Я, как поезд,

что мечется столько уж лет

Между городом Да

и городом Нет.

Мои нервы натянуты,

как провода,

Между городом Нет

и городом Да!

- «Два города», 1964 год.

каждый здесь расстрелянный старик.

каждый здесь расстрелянный ребенок.

- «Бабий Яр», 1961 год.

Еврейской крови нет в крови моей.

Но ненавистен злобой заскорузлой

я всем антисемитам,

как еврей,

и потому -

я настоящий русский!

- «Бабий Яр», 1961 год.

Достойно, главное достойно

Любые встретить времена,

Когда эпоха то застойна,

То взбаламучена до дна.

- «Достойно», 1976 год.

Дай Бог всего, всего, всего

и сразу всем - чтоб не обидно…

Дай Бог всего, но лишь того,

за что потом не станет стыдно.

- «Дай Бог!», 1990 год.

«Может, смысл существования в том, чтобы смысл его искать?».

«Когда ты артист, ты не имеешь права быть пошляком и просто зарабатывателем денег. Ты должник своего народа в каждой стране и должник всего человечества».

«Мировая культура - это стена перед войной, сложенная из великих книг».

Наверное, мы с вами просто трусы,

когда мы подгоняем наши вкусы

под то, что подоступней, попростей.

Не раз шептал мне внутренний подонок

из грязных подсознательных потемок:

«Э, братец, эта - сложный матерьял…» -

и я трусливо ускользал в несложность

и, может быть, великую возможность

любви неразделенной потерял.

- «Неразделенная любовь», 1971 год.

Безнравственно страданье напоказ -

на это наложи запрет строжайший.

Не в первый раз и не в последний раз

страдаешь ты…

Так что же ты страдаешь?

- «Не в первый раз и не в последний раз…».

Мне снится старый друг,

который стал врагом,

но снится не врагом,

а тем же самым другом.

- «Старый друг», 1973 год.

«Сегодня мне не нравится повышенная озлобленность людей друг к другу и сильно возросшее чувство зависти. Только отчасти это можно объяснить социальным неравенством. Такой переозлобленности, особенно когда читаешь интернет, я не видел никогда. Нужно избавляться от этого. Надо не только других научиться любить, но и самих себя. Мы очень легко оскорбляем друг друга».

Пожалеть себя всегда приятно.

Всех послушать - каждый чуть не свят.

Пожалей траву, когда примята.

Не жалей себя, когда ты смят.

- «Что такое на меня напало…», 1957 год.

Проклятье века - это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.

- «Проклятье века - это спешка».

Не люблю я красивых надрывностей .

Но из множества несправедливостей

наибольшая все-таки - смерть.

- «Паруса», 1969 год.