Предмет экологического права экологические общественные отношения. Экологическое право россии. Субъекты, объекты экологических отношений

Экология как биологизированная наука представляет собой область знаний, рассматривающую взаимодействия живых организмов со средой их обитания, а также структуру природных систем различной сложности, слагающихся этими организмами. Для экологии характерен системный межотраслевой подход. Предметом изучения экологии является структура или совокупность связей между средой и организмами. Объекты изучения экологии — живые организмы и надорганизменные системы (популяции, биоценозы, биосфера).

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их , а также исследующая структуру и функционирования биологических систем различного уровня.

Сам термин «экология» можно перевести с греческого буквально как «домоведение», и его впервые ввёл в употребление в книге «Общая морфология организма» (1866) немецкий биолог-эволюционист Эрнст Геккель (Haeckel, 1834-1919).

Предметом экологии является изучение взаимоотношений между живыми организмами (в том числе человеком) и .

В промышленной экологии предметом изучение является воздействия промышленных объектов и технических систем на окружающую среду.

Со временем стало ясно, что объектом изучения экологии должны быть не только биологические объекты, но и вся природная среда в совокупности. Основоположник современной геохимии и учения о Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) первый указал на то, что живые организмы не только приспосабливаются в процессе биологической эволюции к природным условиям, но и сами в свою очередь очень сильно влияют на формирование геологического и геохимического облика Земли.

Поэтому, объектами изучения общей экологии также являются отдельные виды организмов (организменный уровень), их популяции, т. е. совокупности особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и в целом (биосферный уровень).

Экология стала наукой об экологических системах — экосистемах. Экосистема есть связанная совокупность всех живых организмов и их неживого окружения в некоторых пространственных пределах.

Задачи современной экологии

Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Задачи экологии весьма многообразны. В общетеоретическом плане к ним можно отнести:

  • разработку общей теории устойчивости экологических систем;
  • изучение экологических механизмов адаптации к среде;
  • изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
  • исследование продукционных процессов;
  • исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;
  • моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Основные прикладные задачи , которые экология должна решать в настоящее время, следующие:

  • прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде влияния деятельности человека (в том числе и автомобилизации);
  • улучшение качества окружающей природной среды;
  • сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения
  • экологически безопасного устойчивого развития в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.

Основные понятия экологии

Приведем определения основных терминов, применяемых в данном учебнике.

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и средой их обитания. Термин «экология» (от греч.oikos - дом,logos - наука) предложил в 1866 г. немецкий зоолог Э. Геккель.

В настоящее время экология разделилась на несколько направлений. Основными направлениями можно считать общую экологию и прикладную экологию. Общая экология включает в себя (В. И. Коробкин, Л. В. Передельский, 2000):

  • аутэкологию , исследующую индивидуальные связи отдельных организмов (видов, особей) с окружающей их средой;
  • популяционную экологию (демоэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов;
  • синэкологию (биоценологию), изучающую взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой;
  • экологию человека, рассматривающую общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы, влияние природной среды на отдельного человека и группы людей;
  • социальную экологию , нацеленную на разработку научных основ рационального природопользования, предполагающих охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.

Для всех этих направлений главной задачей является изучение механизмов выживания, саморегуляции живых организмов и их сообществ, адаптации к меняющимся условиям среды, устойчивости экосистем и биосферы в целом.

Термин « » введен в экологию английским ботаником А. Тенсли в 1935 г.

Экологические системы (экосистемы) - совокупность различных видов растений, животных и микроорганизмов, взаимодействующих между собой и окружающей их средой таким образом, что вся эта совокупность может сохраняться неопределенно долгое время. В последнее время роль и значение биосферы как объекта анализа непрерывно возрастает. Это связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экологических, социальных и нравственных аспектов по причине резко негативных последствий научно-технического прогресса и обострения экологической обстановки в масштабах всей планеты.

Наблюдается экологизация многих естественных, технических и гуманитарных наук. Появились:

  • прикладная экология , которая изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов;
  • геоэкология изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения географической принадлежности и влияния географических факторов; например, в нее входят экология обитателей разных сред (наземной, воздушной, морской), экология природно-климатических зон (тундры, тайги, степи, пустыни и т. п.);
  • промышленная экология (инженерная экология) связана с изучением и разработкой средств, отвечающих экологическим требованиям производства в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте и т. п.;
  • химическая экология связана с обеспечением экологических норм и требований в нефтегазоперерабатывающей и химической промышленности;
  • медицинская экология - область изучения экологических условий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе хронических заболеваний, вызванных вредными природными, бытовыми и техногенными факторами, и т. д.

В связи с увеличением количества автомобилей и ростом его негативного воздействия на окружающую среду в настоящее время актуально рассматривать экологические проблемы применительно к автомобильному транспорту.

Одними из основных понятий экологии являются понятия биосферы, среды обитания, окружающей среды, техносферы, экологической безопасности.

- поверхностный слой земли, населенный живыми организмами и изменяемый их деятельностью. Биосфера представляет собой единую термодинамическую оболочку, в которой сосредоточена жизнь и происходит постоянное взаимодействие между живыми организмами и неорганическими ресурсами планеты. Биосфера включает в себя нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы вместе с живыми организмами.

- окружающая человека среда, обусловленная в данный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природно-технических объектов и технических объектов.

— часть биосферы в прошлом, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Безопасность экологическая — состояние , обеспечивающее экологический баланс в природе и защиту окружающей среды и человека от вредного воздействия неблагоприятных факторов, вызванных естественными процессами и антропогенным воздействием, включая техногенное (промышленность, строительство) и сельскохозяйственное.

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Экологическое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Предмет, метод и принципы экологического права

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, производственные отношения, складывающиеся в сфере действия экологоправовых норм, между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды.

Эти общественные отношения должны:

1) иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей, поддаваться правовому регулированию (миграции животных – нет)и иметь «правовую природу»;

2) складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (окружающая человека природа), а также многообразных внутренних и внешних экономических связей (литосфера, гидросфера, атмосфера);

3) быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, их не всегда следует признавать предметом экологического права.

Например, общественные отношения по поводу мелиоративных работ являются предметом экологического права, но непосредственную эксплуатацию мелиоративных систем нельзя отнести к предмету экологического права (это отношения имущественного характера).

Комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

Метод экологического права основан на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу. Законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения с учетом этой совокупности закономерностей.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы: любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, то есть экологизировать каждое действие, связанное с вторжением в природную среду.

Метод экологического права содержит:

1. Закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экологически и экономически значимых, использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (например, закрепление ландшафтного подхода в отводе земель и формировании регионов).

2. Закрепление в законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, межведомственные и ведомственные службы).

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей и лиц (физических и юридических), неизбежно влияющих своими жизнеобеспечительными функциями на экосистему страны (пользователи земли, недропользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира: ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

4. Четкая регламентация правил экологопользования, обусловленных спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. (Пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом ее особенностей и уставной правоспособности организации, которой выделены данные охотничьи угодья.)

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Так, предусмотрена ответственность дисциплинарная (ст. 135 ТК РФ), административная (ст. 46–48, 50–87 КоАП РФ и др.), уголовная (ст. 246–262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118–121 ТК РФ и ст. 1064 ГК РФ и др.), специальная (лишение права пользования объектами, изъятие объектов).

Метод правового регулирования экологического права – это способ правового воздействия на экологические общественные отношения, работающий, законодательным закреплением элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установлением четкой регламентации правил экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.


Принципы экологического права :

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России.

1. Принцип народовластия: российский народ осуществляет свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

2. Принцип гуманизма: отношения экологопользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений людей.

3. Принцип социальной справедливости: равноправие всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); гарантия судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

4. Принцип законности: точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.

5. Принцип интернационализма (имеет международный и национальный аспекты): международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»), внутригосударственное сотрудничество Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ): осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.

7. Принцип гласности: право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ).

8. Принцип строго целевого использования природных объектов: обязанность каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением (не допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом).

9. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов: экономическая сторона экологопользования – стремление с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Всем принципам экологического права присущи такие черты:

1. Объективная обусловленность: правовой принцип можно признать верным, только если он соответствует природе, истории и обществу.

2. Историческая обусловленность: с изменением государственной политики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования (по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан – принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен).

3. Системность: все принципы экологического права можно разделить на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы охраны окружающей среды – это: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Лекция:

Предмет - отношения, вытекающие в сфере взаимодействия общества и природы, по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Есть мнение, согласно которому предмет составляют общественные отношения собственности на природные ресурсы по обеспечению рационального их использования и охраны окружающей среды от вредного воздействия антропогенной деятельности по охране физических и юридических лиц.

По мнению Ерофеева, предмет экологического права включает общественные отношения, складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, восстановления, улучшения, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Бринчук под предметом права окружающей среды предлагает понимать общественные отношения собственности на природные объекты и ресурсы по природопользованию, по охране окружающей среды от разных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Ведяшкин в одной из своих работ предлагает включать в предмет экологического права экологические общественные отношения, которые он делит на 4 группы:

1. Отношения по охране окружающей среды, которые обеспечиваются природоохранной деятельностью различных субъектов, направленные на сохранение и восстановление природной среды.

2. Отношения по охране отдельных природных комплексов и объектов, в частности по охране естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших природные свойства, и не использующихся в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления.

3. Отношения по охране отдельных природных ресурсов. Они складываются в рамках охраны природных компонентов, объектов, природно-антропогенных объектов, используемых при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления, имеющих потребительскую ценность.

4. Отношения по обеспечению безопасности жизни и здоровья человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий.

В литературе выделяются следующие особенности отрасли (учебник под ред. Дубовик). Экологическое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Особенности:

· Интенсивное развитие экологического законодательства.



· Использование значительного объема естественно-научной терминологии.

· Разнородность нормативного материала.

· Глобальный характер многих предписаний (обусловлено глобальным характером проблем).

· Смешанность и высокая степень взаимоподкрепления публично-правовых и частно-правовых методов регулирования.

Боголюбов:

По мнению Боголюбова, регулируемые экологическим правом общественные отношения подразделяются на 3 части. Соответственно группируются правовые нормы. Части:

· Природоохранное право – регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общества, решения концептуальных вопросов окружающей среды.

· Природоресурсное право – регулирует отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

· Нормы других отраслей, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды.

Бринчук:

Предмет современного российского экологического права образуют отношения:

Собственности на природные объекты и ресурсы;

По природопользованию;

По охране окружающей среды от разных форм деградации;

По защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В доктрине экологического права отношения, регулируемые им, называются экологическими.

В контексте отношений собственности на природные ресурсы <17> в экологическом праве решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами и распоряжения ими. При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. "Природопользование и охрана природы - это не две самостоятельные формы взаимодействия общества и природы и даже, как принято говорить, не две стороны одной медали, а единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности" <18>. С таким категоричным и абсолютным суждением едва ли можно согласиться. Между тем оно в известной степени дало основание Н.И. Краснову высказать сомнение в обоснованности выделения охраны природы в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства <19>.

Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть не что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды <21> касается трех видов вредных воздействий на нее: химических, физических и биологических. Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли.

Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это регулирование охраны окружающей среды от:

Шума, создаваемого самолетами, производственными объектами;

Вибрации, создаваемой в процессе строительства или эксплуатации транспортных средств, к примеру метро;

Электромагнитных полей, создаваемых при использовании электротехники;

Радиоактивных воздействий. Хотя радиоактивные вещества являются химическими, они оказывают физическое воздействие в форме облучения;

Чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники, что приводит к разрушению структуры почвы;

Сброса теплых сточных вод в водоемы.

Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:

Переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;

Биотехнологий;

Поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);

Предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.

Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.

Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.

Улучшение ее состояния и качества, восстановление сред образующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.

2. Объекты экологических отношений.

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения. Подчеркнем, что специфика объекта предопределяет специфику общественных отношений, регулируемых в экологическом праве и образующих его предмет.

В современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

а) окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа),

б) природные комплексы,

в) отдельные природные объекты или ресурсы.
3. Методы правового регулирования в экологическом праве.

Метод правового регулирования отвечает на вопрос, каким образом право регулирует общественные отношения. Под методом правового регулирования общественного отношения понимают совокупность средств и приемов, с помощью которых право влияет на общественное отношение через поведение субъектов. Это общее определение метода правового регулирования общественного отношения в своей основе касается и метода регулирования экологических отношений.

В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение человека – диспозитивный (гражданско-правовой) и императивный (административно-правовой). Диспозитивный метод основывается на равноправии и независимости сторон друг от друга. Императивный метод исходит из неравенства участников отношений, между которыми складываются отношения власти и подчинения.

В экологическом праве применяются приемы и способы императивного (административно-правового) и диспозитивного (гражданско-правового) метода правового регулирования экологических отношений. Этот особый метод (смешанный) складывается из названных компонентов. Их сочетание создает данный отраслевой метод, определяет его специфику, проявляющуюся во всех элементах системы экологического права.

В свою очередь специфика метода регулирования экологических отношений происходит из характера указанных отношений. Так, экологические отношения возникают по поводу определенных природных объектов, взаимосвязанных и влияющих друг на друга, составляющих единую экологическую систему и развивающихся по своим законам.

Приемы и способы диспозитивного метода чаще всего используются при регулировании: отношений собственности на природные объекты; договорных отношений; возмещения ущерба, причиненного экологическими правонарушениями; экологического аудита и т.п. В современных условиях, учитывая активное развитие рыночных отношений, диспозитивный метод будет иметь все большее значение.
4. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду , что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

5. Система экологического права.

Под системой экологического права понимается размещение в определенной логической последовательности его структурных подразделений, обусловленное содержанием экологических отношений, которые выступают предметом экологического права.

Система экологического права может рассматриваться в трех качествах: как отрасль права , учебная дисциплина , наука .

Как отрасль права экологическое право состоит из Общей и Особенной части и складывается из подотраслей права; сложных и простых институтов; субинститутов и норм права.

Рассматривая систему экологического права как учебную дисциплину , в ней следует выделить две части: Общую и Особенную. Общая часть содержит вопросы:


  • о предмете, методе, принципах и системе экологического права;

  • о понятии, содержании, функциях управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, системе и компетенции органов управления в этой сфере;

  • об экологических правах и обязанностях граждан;

  • права собственности на природные ресурсы;

  • права природопользования;

  • правового обеспечения экологической безопасности ;

  • экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды;

  • юридической ответственности за экологические правонарушения.
Особенная часть включает характеристики: права пользования землями, водами, недрами, растительным миром, животным миром, природно-заповедным фондом, правовой охраны атмосферного воздуха, правового режима чрезвычайных экологических ситуаций и др.

Система экологического права как эколого-правовая наука исходит из системы этой отрасли права. Она представляет собой систему научных взглядов, правовых идей, концепций, понятий, а также знаний закономерностей правового регулирования экологических отношений, которые образовывают предмет экологического права. Эколого-правовая наука оказывает содействие усовершенствованию системы экологического права как учебной дисциплины, системы экологического законодательства.
6. Принципы экологического права.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относятся:


  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

  • независимость государственного экологического надзора;

  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности ;

  • обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

  • сохранение биологического разнообразия;

  • обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям , осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

  • участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

  • обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды , мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

7. Экологическое право как отрасль правовой науки и учебная дисциплина.

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:


  • окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

  • природные комплексы;

  • отдельные природные объекты или ресурсы;

  • человек как органический элемент природы.
Одним из закрепленных в ст. 3 Закона об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры.

Общие нормы об экологическом образовании и просвещении установлены в гл. 13 указанного Закона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законодательством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и общие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию.

Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.
8. Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права.

Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям.

Источники экологического права имеют ряд особенностей . Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность , так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований:

1) по юридической силе:


  1. законы;

  2. подзаконные акты.
2) по предмету регулирования:

  1. общие (напр., Конституция РФ);

  2. специальные (напр., Водный кодекс РФ).
3) по характеру правового регулирования:

  1. материальные (ФЗ, устанавливают права и обязанности);

  2. процессуальные (регулируют процессуальные отношения).
4) по своему характеру (степени систематизации):

  1. кодифицированные (являются головными, систематизированными для данной отрасли);

  2. не являющиеся таковыми.

9. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

(!Конституция: ст.9, 36, 42, 58)
10. Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

(в следующем вопросе)
11. Понятие и источники международного права окружающей среды. Принципы международного права окружающей среды.

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей.

На современном этапе источники международного права окру­жающей среды подразделяются на два вида:

Закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твер­дое», т.е. обязательное, право);

В соответствии с приведенной классификацией к категории ис­точников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о между­народной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о транс­граничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций – Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций – Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.). Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.

Основные принципы . Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета , суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Специальные принципы . Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МПОС. Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Понятие экологического права. Основные этапы развития экологического законодательства.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Экологическое право рассматривается как сложная комплексная отрасль права, складывающаяся из: природоохранного права, природоресурсного права, а также нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Предметом экологического права являются все те общественные отношения, которые складываются в связи с использованием и охраной окружающей среды.

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды: – земли, недра, почвы; – поверхностные и подземные воды; – леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд; – атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Другая составная часть окружающей среды – это природный объект (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенный объект (природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение».

Субъектами экологических правоотношений являются:

– государство – в лице компетентного органа;

– юридические лица;

– физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

– хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РА, состоит из Закона «Об охране окружающей среды», других законов, иных нормативно-правовых актов РА.

Основным источником экологического права является Закон «Об охране окружающей среды». Данный закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РА в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д. Отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Периодизация развития экологического законодательстваможет бытьосуществлена по различным основаниям. Но если за основу еевзять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назватьконсервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характеризует­ся значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно -природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты зако­ны об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану бы­ли поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значи­тельный экологический интерес.

Третий этап - примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только непременным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим , появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Предмет и методы правового регулирования экологического права.

Предмет и метод правового регули­рования являются средствами разграничения одной отрасли права от другой, критериями их индивидуализации. Предмет правового регулирования является особым системообразующим фактором от­расли права и определяется как совокупность общественных отно­шений определенного вида (качественно однородные отношения общего свойства), на упорядочивание которых направлено правовое регулирование данной отрасли права.

Предмет экологического права - это совокупность урегулиро­ванных правовыми нормами общественных отношений, через кото­рые обеспечивается взаимосвязь общества и природы как целост­ной системы.

Общественные отношения, регулируемые экологическим правом, имеют волевой характер, поскольку их возникновение, изменение и прекращение связано с соответствующим волеизъявлением людей. Данные отношения не однородны по своей направленности и со­держанию, могут возникать в различных сферах жизни и деятельно­сти государства и общества, поскольку экологическое право выпол­няет две основные функции - регулирующую и охранительную.

Предмет экологического права образуют общественные отношения, возникающие в следующих сферах:

Обеспечения экологической безопасности (экологического благополучия) людей, экологических прав и интересов граж­данина и человека;

Сохранения, улучшения и оздоровления качества окружающей природной среды;

Государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды;

Собственности на природные ресурсы;

Реализации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (плата за пользование природ­ными ресурсами, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок формирования и рас­ходования экологических фондов и средств экологического страхования и т.п.);

Использования природных ресурсов;

Восстановления (воспроизводства) природных ресурсов (земель, лесов, вод, объектов животного и растительного мира и др.);

Предотвращения возможного вредного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности (оценка воздействия на окру­жающую среду, проведение экологической экспертизы, эколо­гический аудит и т.п.);

Применения мер юридической ответственности в связи с со­вершением экологического правонарушения;

Создания и организации особо охраняемых природных терри­торий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказни­ков, памятников природы и т.п.);

Международного сотрудничества в области природопользова­ния и охраны окружающей среды.

Значительную долю отношений, входящих в предмет экологиче­ского права, составляют регулируемые эколого-правовыми нормами отношения по охране окружающей среды: от физических воздейст­вий (шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д.), от биологиче­ских воздействий (переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира, последствий применения биотехнологий, по­ступления в окружающую среду микроорганизмов, возникновения эпизоотий). Осуществляется это с целью сохранения или восста­новления благоприятного состояния окружающей среды.

Следующим элементом, характеризующим экологическое правокак самостоятельную отрасль права, является метод правового регу­лирования - совокупность приемов и способов нормативного упо­рядочивающего воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы правовых методов:

Императивные методы правового регулирования (основаны на отношениях власти-подчинения, публично-правовых началах);

Диспозитивные методы правового регулирования (основаны на отношениях равенства и свободы выбора).

Метод экологического права - это совокупность приемов право­вого воздействия на общественные отношения, являющиеся пред­метом экологического права.

Метод экологического права включает в себя следующие элементы:

Установление в действующей правовой системе государства правовых, организационных, экономических и иных основ эко­логической системы;

Закрепление в действующем законодательстве обязательных правил поведения, адресованных участникам экологических правоотношений;

Определение оснований и видов юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды.

Наибольшее применение в экологическом праве находят пуб­лично-правовые начала, которым свойственен императивный метод регулирования общественных отношений, входящих в предмет эко­логического права.

Императивный метод проявляется в установлении строго обяза­тельных повелений, предписаний, запретов при использовании при­родных ресурсов, а также мер юридической ответственности за со­вершенные экологические правонарушения.

Диспозитивный метод проявляется в установлении права и воз­можности выбора субъектов природопользования условий соверше­ния сделок, заключения договора, форм и способов хозяйствова­ния. Нередко диспозитивные методы сочетаются с применением публичных начал в отдельных сферах отношений, что связано с не­обходимостью государственного участия в решении вопросов охра­ны окружающей среды и обеспечения экологического благополучия (безопасности).