Скачать презентацию на тему вертинский. Урок. Тема: "Александр Вертинский – поэт, композитор, певец". Творческая мастерская поэта

Александр Николаевич Вертинский (21 марта (2 апреля) 1889, Киев – 21 мая 1957, Ленинград. Похоронен в Москве на Новодевичем кладбище) – русский певец-шансонье, поэт, композитор, артист.

Детство. Первые творческие опыты

Родители, Николай Петрович Вертинский и Евгения Степановна Сколацкая, не состояли в официальном браке. Дети (сын Александр и дочь Надежда) были официально усыновлены отцом. Когда Саше Вертинскому было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи. Всячески препятствуя их общению, тетки сообщили Александру заведомую неправду о смерти сестры. Встретились брат и сестра уже взрослыми.

Уже в гимназические годы Александр Вертинский увлекся театром, выступал в любительских спектаклях и в качестве статиста на сцене киевского Соловецкого театра.

Развитие и творческой стиль Александра Вертинского начали складываться в киевском литературном собрании Софьи Николаевны Зелинской. В ее доме собирались многие интересные люди – поэты Михаил Кузмин, Владимир Эльснер, художники Александр Осмеркин, Казимир Малевич, Марк Шагал, Натан Альтман.

В этот период Александр Вертинский пробует заняться литературным трудом, в газете «Киевская неделя» появляются его рассказы – «Портрет», «Папиросы «Весна», «Моя невеста», а в еженедельнике «Лукоморье» – рассказ «Красные бабочки». Молодой поэт пишет театральные рецензии на выступления крупных знаменитостей – Шаляпина, Вяльцевой, Вавича, Ансельми, Каринской, Руффо. Его имя становится известным в среде киевской творческой интеллигенции.
На московской сцене. В кино.
В 1909-1910 гг. Александр Вертинский переехал в Москву, стремясь найти себя и сделать карьеру, играл в маленьких студиях и кружках небольшие роли в модных пьесах, пытался поставить пьесу Блока «Балаганчик».

В начале 1912 Александр Вертинский поступил в театр миниатюр М. А. Арцибушевой, где выступал с небольшими пародиями. Одной из первых работ Вертинского стал номер под названием «Танго»: балетная пара танцевала танго, а Вертинский, стоя у кулис, исполнял песенку-пародию на действие на сцене. Номер имел успех, и артист впервые увидел крошечную рецензию в прессе: полторы строчки в «Русском слове». В 1913 он попытался исполнить свою мечту – поступить в Московский художественный театр, однако не был принят из-за дефекта дикции: экзамен принимал сам Константин Станиславский, и ему не понравилось, что молодой человек плохо выговаривает букву «р».

С 1912 Александр Вертинский успешно снимался в немом кино («Король без венца», «От рабства к воле», «Чем люди живы»), на съемочной площадке он подружился со звездами русского кино начала 20 в. - Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. Один из сценариев был основан на стихотворении Вертинского «Бал господень».

В этот же период Александр Вертинский познакомился с Владимиром Маяковским и выступал в кафе футуристов вместе с ним, но футуризм оказал на творчество Вертинского слабое влияние. Мир футуристов, их философия и творческая позиция не были близки Вертинскому. На него большее влияние оказали поэзоконцерты Игоря Северянина. Первая мировая война. Рождение Пьеро.Во время Первой мировой войны, в конце 1914, Александр Вертинский отправился добровольцем-санитаром на поезде, который курсировал между передовой и Москвой и прослужил до весны 1915, когда после небольшого ранения вернулся в Москву.

После возвращения в Москву Вертинский начал выступать в театре миниатюр Арцибушевой, но уже с собственным номером – «Песенками Пьеро». В качестве «ариэток Пьеро» Александр Вертинский исполнял свои стихи, положенные им на музыку, чаще всего собственного сочинения: «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном» (посвященные Вере Холодной), «Сероглазочка», «Минуточка», «Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Дым без огня», «Панихида хрустальная», «Безноженка», «Бал господень», «Пес Дуглас», «О шести зеркалах», «Jameis», «Я маленькая балерина» (в соавторстве с Н. Грушко), «Кокаинетка» (слова В. Агатова).

Со своими песенками Александр Вертинский выступал в Петровском театре, в кабаре «Жар-птица», в театрах миниатюр. Критика быстро отозвалась на растущий успех Вертинского (статьи С. Городецкого и Б. Савинича в газетах «Рампа и жизнь» и «Театральная газета»).

Циклы стихов Александра Вертинского рождались как «вариации на тему», для них характерно перенесение человеческих эмоций на неодушевленные предметы, использование экзотических названий и сравнений как попытка ослабить или же совершенно снять довлеющее ощущение материальности мира. При этом в своих стихах он стремился показать, что никем не понятый, одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира. Именно поэтому песенки Вертинского оказались «впору любому», каждый мог увидеть в них себя. Он избавился от традиций русского романса, которые уже стали рутиной, и предложил эстраде другую песню, связанную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре, и, прежде всего, авторскую художественную песню.

Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был также особенный стиль Александра Вертинского, сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро. Казалось бы, белый Пьеро не годился для исполнения лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти, ведь Пьеро – буффон французского варианта комедии дель арте. Однако, для искусства серебряного века был характерен поиск маски, неповторимого образа в искусстве. Зритель шел «на маску», и ее стремились использовать самые разные деятели искусства: желтая кофта Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина – все это поиск маски, уникального места в искусстве.

На выбор сценической маски Александра Вертинского оказала влияние поэзия Блока, которой Вертинский очень увлекался, в частности пьеса «Балаганчик» и цикл стихов «Маски». Хотя сам артист утверждал, что этот грим родился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом. Эта маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро – комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Вертинский с первых же мгновений своего появления на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир. Впечатление дополняли умело созданные декорации и «лунный» свет.

Образ черного Пьеро появился позднее: мертвенно-белый грим на лице заменяла маска-домино, белый костюм Пьеро – совершенно черное одеяние, единственным белым пятном на котором выделялся шейный платок. Новый Пьеро стал в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, поскольку утратил наивные грезы юности, разглядел будничную простоту и безучастность окружающего мира.

Успех. Отказ от маски Пьеро

В 1916 Александр Вертинский пользовался уже всероссийской популярностью. К 1917 артист объехал почти все крупные города Российской империи, где выступал с неизменным успехом. В этот период он отказался от маски Пьеро и начал выступать в концертном фраке, в котором выступал всю жизнь, никогда не отступая от этого сценического костюма, ставшего тоже своеобразной маской.

Отъезд из «бездарной страны»

После революции 1917 Александр Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью. Романс Вертинского «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров, возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда и вызвали артиста для дачи объяснений. Сохранилась легенда, что когда Вертинский возмущенно заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил четкий, лаконичный ответ совсем в духе времени: «Надо будет, и дышать запретим!».

В конце 1917 он отправился вместе со многими своими коллегами гастролировать по южным городам России, вслед за отступающей белой армией. Почти два года Александр Вертинский провел на юге, давал концерты на подмостках маленьких театров, в литературно-артистических обществах: Екатеринослав, Одесса, Харьков, Ялта, Севастополь. Он покинул Россию в 1919 на пароходе «Великий князь Александр Михайлович».

Константинополь, Румыния, Польша

В Константинополе Александр Вертинский выступал в самых дорогих и фешенебельных кабаре «Черная роза» и «Стелла», пел цыганские романсы, стилизованные русские песни и мечтал о гастролях по Бессарабии, концертах перед «своей» русской публикой. Артисту удалось купить греческий паспорт, что открывало возможности для свободного передвижения по миру.

В Румынии Александр Вертинский был принят очень тепло, он мог, наконец, петь свои песни, выступая перед русским зрителем. Однако, он был выслан из страны как неблагонадежный элемент, разжигающий антирумынские настроения среди русского населения в присоединенной Бессарабии. Причиной подобного обвинения послужил ошеломляющий успех у русского населения песни Вертинского «В степи молдаванской».

Артист отправился в Польшу, где провел 1922-1923 гг. В этот период Александр Вертинский впервые обратился в советское консульство в Варшаве с просьбой о возвращении в Россию, под прошением поставил положительную резолюцию советский посол в Польше П. Л. Войков, по совету которого Вертинский и предпринял эту попытку. Ему отказали. В эти годы Вертинский с большим успехом гастролировал в Австрии, Венгрии, Бейруте, Палестине, Египте, Ливии, Германии.

В Берлине Вертинский прожил с 1923 по 1925., там же женился на дочери русских эмигрантов Потоцких, Раисе, с которой познакомился в Сопоте. Однако семейная жизнь не сложилась, и пути молодых супругов быстро разошлись. Вновь они встретились уже в Шанхае, когда встал вопрос о втором браке Вертинского. К середине 1920-х гг. Вертинский становится мировой знаменитостью, однако, когда он попытался вторично обратиться к главе советской делегации в Берлине А. Луначарскому с просьбой о возвращении на родину, ему снова отказали. Вертинский отправился в Париж - столицу творческой эмигрантской интеллигенции.

Во Франции в то время к артистам относились как к высшим существам: со смесью гордости и восхищения. Александр Вертинский прожил здесь почти десять лет, с 1925 по 1934. Эта страна пользовалась, пожалуй, наибольшей любовью артиста после родной России: «…моя Франция – это один Париж, зато один Париж – это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж… это родина моего духа!»

Здесь Александр Вертинский выступал в «Большом Московском Эрмитаже», «Казанове», «Казбеке», «Шахерезаде». Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности артиста. В годы эмиграции им были созданы многие из его лучших песен: «Пани Ирена», «Венок», «Баллада о седой госпоже», «В синем и далеком океане», «Концерт Сарасате», «Испано-Сюиза», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго «Магнолия», «Песенка о моей жене», «Дни бегут», «Piccolo Bambino», «Femme raffinee», «Джимми», «Рождество», «Палестинское танго», «Оловянное сердце», «Марлен», «Желтый ангел», «Ирине Строцци».

В Париже Вертинский общался с И. Мозжухиным, Федором Шаляпиным, Сержем Лифарем, А. Павловой, Ю. Морфесси, Н. Плевицкой, Тамарой Карсавиной, Н. Балиевым, Сергеем Рахманиновым. Здесь же он познакомился с Чаплином, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. Во многом именно они подали Вертинскому мысль о гастролях в Америке.

Страна «желтого дьявола»Осенью 1934 пароход «Лафайет» увез Александра Вертинского в Америку, он гастролировал в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Чикаго. Здесь Вертинский выступал в нью-йоркском «Таун-холле», в крупных мюзик-холлах, имел успех. В Голливуде ему предложили сниматься в фильме, но сценарий был написан на английском языке. Неплохо владея немецким и в совершенстве зная французский язык, Вертинский не переносил английскую речь и отказался от съемок.

В период эмиграции артист достиг своего творческого расцвета, Александр Вертинский был популярен не только в среде эмигрантов, он имел мировую известность, несмотря на то, что исполнял свои песни исключительно на русском языке. Успеху Вертинского способствовали его великолепные артистические данные и уникальная исполнительская манера – с первых минут общения с аудиторией артист умело «настраивался» на нее. Оттеняя тонкими нюансами исполнение своих песенок, он мог придать им иной смысл, рассмотреть их под другим углом зрения, сделать более близкими и понятными именно этой аудитории.

Шанхай.В октябре 1935 Александр Вертинский уехал в Китай в надежде обрести русского слушателя в лице большой эмигрантской общины в Шанхае. Здесь артист оставался до 1943, до своего возвращения в Советский Союз. Живя в Китае, Вертинский впервые в своей эмигрантской жизни узнал нужду; кроме того, для артиста, привыкшего вращаться в мировых центрах, жизнь в Китае выглядела очень провинциальной. Он пел в кабаре «Ренессанс», в летнем саду «Аркадия», в кафешантане «Мари-Роуз», но это были очень скромные заведения.

В жизни артиста наступил кризис. В этот момент Вертинского пригласили в советское посольство и предложили вернуться на родину, предъявив «официальное приглашение ВЦИКа, вдохновленное инициативой комсомола». Это был 1937 год. Для Вертинского приглашение было большой неожиданностью, он стремился как можно скорее разделаться с долгами, чтобы уехать в Советский Союз. Для этого Александр Вертинский решился вступить в рискованное предприятие, он стал совладельцем кабаре «Гардения», которое потерпело финансовый крах через месяц.

В это же время артист начал работать в советской газете «Новая жизнь» в Шанхае, выступать в клубе советских граждан, участвовать в передачах радиостанции ТАСС, готовить воспоминания о своей жизни за рубежом. Таким образом Александр Вертинский пытался продемонстрировать лояльность к советской власти, почувствовать себя полноправным гражданином родной страны. Однако, бумаги на въезд в СССР задерживались, в том числе и по причине начавшейся войны 1939-1945 гг.

Снова в России

26 мая 1942 года Александр Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвава, двадцатилетней дочерью служащего КВЖД. После японской оккупации материальное положение семьи стало очень тяжелым. Вертинский отчаялся получить разрешение вернуться на родину, но в 1943 он предпринял последнюю попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова. Разрешение было получено. В конце 1943 семья Вертинских с четырехмесячной дочерью Марианной поселилась в Москве на улице Горького.

Творчество этого периода имеет совсем иную окраску, нежели песенки периода эмиграции, парижского времени. Он писал песни на стихи советских авторов и сам сочинял патриотические тексты, полные любви к Родине, несущей тяготы войны. К ним относятся песни: «О нас и о родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная песня», «Китеж».

Любовная лирика Александра Вертинского, несмотря на счастливый роман и последующий брак, стала безрадостной и трагичной, несла отпечаток кризиса, в ней не осталось ничего от романтической светлой грусти его ранних лирических стихов. «Прощание», «Ненужное письмо», «Бар-девочка», «Убившей любовь», «Спасение», «Обезьянка Чарли», «В этой жизни ничего не водится», «Осень» – это довольно горькие стихи. Некоторое исключение составляет стихотворение «Без женщин», написанное с прелестной иронией, героем которого является блестящий, симпатичный, кокетливый любимец женщин, встающий в позу остепенившегося, приличного джентльмена.

Александр Вертинский прожил на родине 14 лет. Все это время он интенсивно работал, постоянно выступал с концертами, имел огромный успех. Он объездил с концертами всю страну от Еревана до Мурманска, от Риги до Петропавловска-Камчатского. Вертинский снимался в кино: «Заговор обреченных» (1950, роль кардинала, Государственная премия 1951), «Великий воин Албании Скандербег» (роль дожа Венеции), «Анна на шее» (1954, роль князя). В конце 1944 в семье Вертинских родилась вторая дочь Анастасия. За 14 лет жизни в СССР Вертинский написал чуть более двадцати стихов: «Доченьки», «Салют», «Пред ликом родины», «Птицы певчие», «Отчизна», «Жене Лиле», «Детский городок».

Казалось бы, жизнь на родине складывалась счастливо и удачно. Однако, из ста с лишним песен из репертуара Вертинского к исполнению в СССР было допущено не более тридцати, более того, на каждом концерте присутствовал цензор, который зорко следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки. Концерты в Москве и Ленинграде были редкостью, на радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах.

Александр Вертинский выступал в основном в провинции, в небольших отдаленных городах, добираться до которых, жить в тяжелых бытовых условиях было часто не под силу немолодому человеку. Материальные трудности усугублялись душевным одиночеством артиста, привыкшего общаться с творческой и духовной элитой европейских столиц. Из его переписки видно, как тяготила артиста эта двусмысленная ситуация.

Е. Р. Секачева

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в семье частного поверенного. Николай Петрович Вертинский помимо адвокатской практики занимался еще и журналистикой: в «Киевском слове» он публиковал фельетоны под псевдонимом Граф Нивер. Брак между отцом Вертинского и его матерью, Евгенией Степановной Сколацкой, оформлен не был, поскольку первая жена Николая Петровича развода супругу не дала. Сашеньку родной отец усыновил.

Через три года после рождения сына Евгения Степановна внезапно умирает. У Николая Петровича от тоски и переживаний - он очень любил свою вторую жену - развивается скоротечная чахотка, и спустя два года в мир иной уходит и он. Пятилетний Сашенька попадает в дом одной из своих тетушек. Его старшую сестру, Надю, забрала другая тетушка. Поэтому с самого начала пути брат и сестра надолго разошлись.

Учился он плохо. Из второго класса императорской 1-й Александрийской гимназии, где обучались чада состоятельных родителей, по решению педагогического совета его перевели в гимназию «попроще», но и оттуда по причине неуспеваемости он был исключен. Дальнейшее образование пришлось получать на улице...

Александру Вертинскому было тогда двадцать лет. В поисках хлеба насущного он продавал открытки, грузил арбузы на Днепре, работал корректором в типографии и был даже помощником бухгалтера в гостинице «Европейская», откуда его, правда, быстро выгнали «за неспособностью». Вертинский предпринимает первые попытки утвердиться на театральной сцене. Но все они кончаются крахом.

При всем снобизме Вертинского желания учиться у него было хоть отбавляй. ...Он сходится с футуристами, встречается с Маяковским и Бурлюком. И, конечно же, снова погружается в богемную среду, с ее вечными, ничем не кончающимися спорами, ниспровержением авторитетов и нюханьем кокаина.

Наконец Александр Вертинский получает номер в Арцыбушевском театре, называвшийся «Танго». Этот новый, быстро вошедший в моду танец в театре поставили с элементами эротики. На сцене прима-балерина и ее партнер, в эффектных костюмах, выделывали замысловатые «па», а Вертинский, стоя у кулис, исполнял песенку - пародию на происходящее. Номер имел успех, и начинающий артист удосужился одной строчки в рецензии «Русского слова»: «Остроумный и жеманный Александр Вертинский».

В 1913 году Александр Вертинский попытался поступить в Художественный театр. Прошел отборочные туры, попал в «пятерку» претендентов, что уже само по себе являлось большим достижением, но на заключительном этапе конкурса его забраковал сам Станиславский: великому реформатору сцены не понравилось, что Вертинский сильно картавил.

Мало кому известно, что Вера Холодная обязана своей стремительной кинематографической карьерой Вертинскому. Именно он первый разглядел демоническую красоту и талант актрисы в скромной, никому не известной жене прапорщика Холодного и привел ее на кинофабрику Ханжонкова. Александр Вертинский угадал в ней будущую звезду русского экрана. Он был тайно влюблен в актрису и посвятил ей свои первые песни - «Маленький креольчик», «За кулисами», «Ваши пальцы пахнут ладаном».

В начале Первой мировой войны Александр Вертинский служит в санитарном поезде, но тот вскоре расформировали, и весной 1915 года Александр возвращается в Москву.

В поисках работы он забрел в знакомый ему Арцыбушевский театр миниатюр и предложил там оригинальный номер: «Песенки Пьеро». Арцыбушевой идея понравилась. Для Вертинского изготовили экзотическую декорацию, подобрали соответствующее «лунное» освещение Теперь Вертинский выходил на сцену уже основательно загримированным и в специально сшитом костюме Пьеро. В мертвенном, лимонно-лиловом свете рампы густо напудренное лицо артиста казалось неподвижной, иссушенной маской.

Вертинский исполнял целый блок минорных песенок: «Минутку», «Маленького креольчика», «Попугая Флобера», «Бал господень», «В голубой далекой спаленке», «Трех пажей» и т.д. Первое выступление - и сразу оглушительный успех. Последовали приглашения из других эстрадных театров. В 1916 году Александр Вертинский уже стал всероссийской знаменитостью. Вертинский впервые дал эстрадному слушателю подлинно художественную русскую песенку. Он поразил всех новизной и оригинальностью своих произведений.

В облике печального Пьеро артист выступал сравнительно недолго: примерно с середины 1915 года по конец 1917-го. Вероятно, помешала Октябрьская революция, покончившая разом с неопределенностью и иллюзиями, изменила в чем-то психологию Вертинского и привела его к отказу от маски Пьеро.

Он до своего отъезда в эмиграцию так и не записал ни одной пластинки в России.

Основную слушательскую аудиторию Александра Вертинского за рубежом составляла, конечно, русская эмиграция, рассеявшаяся по всему миру. По этой причине ему часто приходилось переезжать из одной страны в другую. Как только публика насыщалась его песнями, он менял свое пристанище. Постоянного крова, своего гнезда Вертинский не имел нигде.

В Шанхае он впервые ощутил нужду. Любопытно, что, когда Александр Вертинский вернулся на родину, по Москве ходила сплетня, что он якобы вывез из Китая вагон с лекарствами. В то самое время Вертинскому не на что было купить коляску родившейся в Шанхае дочке и кто-то подарил ему подержанную, а американское сухое молоко «для малюток» доставали друзья. Лидия Владимировна Вертинская, вдова артиста, рассказывала, что во время оккупации Шанхая не было никакого притока иностранных товаров в город, японцы не снабжали эмигрантов медикаментами, так что даже таблетку аспирина достать было целой проблемой, не говоря уже о каких-то других лекарствах. И еще она говорила о том, что перед каждым своим концертом Александр Николаевич выкупал фрак из ломбарда, а после выступлений сдавал его снова, до следующего раза.

Александр Вертинский - лауреат Сталинской премии 1951 года.

Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 260.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Александр Николаевич Вертинский Подготовила: учитель русского языка и литературы Жаркова Е.В.

2 слайд

Описание слайда:

Алекса́ндр Николаевич Вертинский (9 (21) марта 1889, Киев - 21 мая 1957, Ленинград) - выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

3 слайд

Описание слайда:

Детство. Первые творческие опыты. Родители, Николай Петрович Вертинский и Евгения Степановна Сколацкая, не состояли в официальном браке. Дети (сын Александр и дочь Надежда) были официально усыновлены отцом. Когда Саше Вертинскому было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи. Всячески препятствуя их общению, тетки сообщили Александру заведомую неправду о смерти сестры. Встретились брат и сестра уже взрослыми. Отец Николай Петрович с братом Мать Евгения Степановна Александр Вертинский с сестрой Надеждой

4 слайд

Описание слайда:

Развитие и творческой стиль Александра Вертинского начали складываться в киевском литературном собрании Софьи Николаевны Зелинской. В этот период Александр Вертинский пробует заняться литературным трудом, в газете «Киевская неделя» появляются его рассказы – «Портрет», «Папиросы «Весна», «Моя невеста», а в еженедельнике «Лукоморье» – рассказ «Красные бабочки». Молодой поэт пишет театральные рецензии на выступления крупных знаменитостей – Шаляпина, Вяльцевой, Вавича, Ансельми, Каринской, Руффо.

5 слайд

Описание слайда:

На московской сцене. В кино. В 1909-1910 гг. Александр Вертинский переехал в Москву, стремясь найти себя и сделать карьеру, играл в маленьких студиях и кружках небольшие роли в модных пьесах. В начале 1912 Александр Вертинский поступил в театр миниатюр М. А. Арцибушевой, где выступал с небольшими пародиями. С 1912 Александр Вертинский успешно снимался в немом кино («Король без венца», «От рабства к воле», «Чем люди живы»), на съемочной площадке он подружился со звездами русского кино начала 20 в. - Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. В этот же период Александр Вертинский познакомился с Владимиром Маяковским. Иван Мозжухин Вера Холодная Владимир Маяковский

6 слайд

Описание слайда:

Первая мировая война. Рождение Пьеро. Во время Первой мировой войны (First World War), в конце 1914, Александр Вертинский отправился добровольцем-санитаром на поезде, который курсировал между передовой и Москвой и прослужил до весны 1915, когда после небольшого ранения вернулся в Москву. После возвращения в Москву Вертинский начал выступать в театре миниатюр Арцибушевой, но уже с собственным номером – «Песенками Пьеро». Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был также особенный стиль Александра Вертинского, сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро.

7 слайд

Описание слайда:

На выбор сценической маски Александра Вертинского оказала влияние поэзия Блока, которой Вертинский очень увлекался, в частности пьеса «Балаганчик» и цикл стихов «Маски». Его Пьеро – комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Образ черного Пьеро появился позднее: мертвенно-белый грим на лице заменяла маска-домино, белый костюм Пьеро – совершенно черное одеяние, единственным белым пятном на котором выделялся шейный платок. Новый Пьеро стал в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, поскольку утратил наивные грезы юности, разглядел будничную простоту и безучастность окружающего мира.

8 слайд

Описание слайда:

Успех. Отказ от маски Пьеро В 1916 Александр Вертинский пользовался уже всероссийской популярностью. К 1917 артист объехал почти все крупные города Российской империи, где выступал с неизменным успехом. В этот период он отказался от маски Пьеро и начал выступать в концертном фраке, в котором выступал всю жизнь, никогда не отступая от этого сценического костюма, ставшего тоже своеобразной маской.

9 слайд

Описание слайда:

Отъезд из «бездарной страны» После революции 1917 Александр Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью. В конце 1917 он отправился вместе со многими своими коллегами гастролировать по южным городам России, вслед за отступающей белой армией. Почти два года Александр Вертинский провел на юге, давал концерты на подмостках маленьких театров, в литературно-артистических обществах: Екатеринослав, Одесса, Харьков, Ялта, Севастополь. Он покинул Россию в 1919 на пароходе «Великий князь Александр Михайлович».

10 слайд

Описание слайда:

Снова в России 26 мая 1942 года Александр Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвава. В 1943 он предпринял последнюю попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова. Разрешение вернуться было получено. В конце 1943 семья Вертинских с четырехмесячной дочерью Марианной поселилась в Москве на улице Горького. Александр Вертинский прожил на родине 14 лет. Все это время он интенсивно работал, постоянно выступал с концертами, имел огромный успех. Казалось бы, жизнь на родине складывалась счастливо и удачно, на каждом концерте присутствовал цензор, который зорко следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки. Александр Вертинский выступал в основном в провинции, жил в тяжелых бытовых условиях.

Род. 21 марта (2 апреля) 1889, в Киеве, ум. 21 мая 1957, в Ленинграде (похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище). Поэт, композитор, шансонье, артист. В ранней юности публиковал стихи и рассказы в киевских газетах и журналах, писал театральные рецензии. В 1909-1910 гг., перебравшись в Москву, пробует свои силы в роли актера и в начале 1912 г. устраивается в театр миниатюр М. А. Арцибушевой (выступал в пародийных номерах), снимается в немом кино ("Король без венца", "От рабства к воле", "Чем люди живы"). В 1915 г. получает в театре собственный номер - "Песенки Пьеро", где исполняет собственные стихи, нередко положенным на музыку собственного же сочинения ("Маленький креольчик", "Лиловый негр", "Ваши пальцы пахнут ладаном", "Минуточка", "Я сегодня смеюсь над собой", "За кулисами", "Дым без огня", "Панихида хрустальная", "Безноженка", "Бал господень", "Пес Дуглас", "О шести зеркалах", "Jamais" и др.). Номер имел успех, В. стали приглашать и на др. московские сцены, и с 1916 г. артист гастролирует по всей империи. После Октябрьского переворота эмигрировал (1919), работал в Константинополе, Румынии, Польше (1922-1923), гастролировал в Австрии, Венгрии, Бейруте, Палестине, Египте, Ливии, Германии (1923-25), во Франции (1925-34; здесь были написаны многие из лучших песен В. - "Пани Ирена", "Венок", "В синем и далеком океане", "Сумасшедший шарманщик", "Мадам, уже падают листья", "Джимми", "Желтый ангел" и др.), гастролировал в Европе и Америке. В 1935- 43 гг. в Китае (Шанхай). Неоднократно обращался к советским властям с просьбой о возвращении в Россию, дважды получал отказ, и лишь в 1937 г. В. пригласили вернуться на родину. Возвращение состоялось в 1943 г. Начался новый период в творчестве В. (кроме любовной лирики, по-прежнему горькой, в репертуаре появляются песни на стихи советских поэтов и собственные патриотические песни - "О нас и о родине", "Наше горе", "В снегах России", "Иная песня", "Китеж"). В. много концертировал, работал в кино (кардинал в "Заговоре обреченных", 1950; дож Венеции в "Великом воине Албании Скандербеге"; князь в "Анне на шее").

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕРТИНСКИЙ Александр Николаевич

21.3.1889, Киев - 21.5.1957, Ленинград) артист, поэт, композитор. Детство В. прошло в Киеве. В 4 года потерял мать, скоро умер и отец - известный в Киеве адвокат.

Мальчик и его старшая сестра, взятые на воспитание родственниками, оказались в разных городах и считали друг друга умершими, Случайная встреча с сестрой, тоже актрисой, произошла лишь в 1912 в Москве. Рос сиротой, испытывая постоянное чувство голода, терпя побои за плохие отметки, за вынужденное мелкое воровство. В, вспоминал: «Лежа ночами на сундуке на грубом солдатском ковре, в передней, весь в синяках, избитый и оскорбленный, горько плакал...» Учился плохо, гимназия осталась неоконченной. В 16 лет его выгнали из дома - ночевал где придется, на холодных лестницах, в садовых беседках,. Рано увлекся театром, всеми способами проникал на концерты и спектакли, случалось, участвовал в них в качестве статиста. На любительских вечерах пел цыганские романсы под гитару. Чтобы прокормиться, работал корректором, грузил арбузы, продавал открытки... Увлечение искусством привело В. в круг киевской богемы, собиравшейся в подвале, в маленьком кабачке под Городской думой, за стаканом дешевого вина.

Одетый в купленный на толкучке подержанный фрак, всегда со свежим цветком в петлице, презрительный и надменный, он проводил здесь дни и ночи.

Снова полуголодное существование, случайные заработки, привычный круг богемы. Увлекался поэзией А.Блока, И.Анненского, А.Ахматовой, Ф.Сологуба, в качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете. После неудачной попытки выдержать экзамены на статиста в Московский Художественный театр случайно оказался в маленьком Мамоновском театре миниатюр (1913), где вместо жалованья первое время получал ежедневный обед. Исполнял короткие юмористические рассказы, куплеты, партию Доброго молодца в одноактной опере «Княжна Азвяковна», а также пародии собственного сочинения, которые принесли первый успех.

Артистическую карьеру прервала начавшаяся 1-я мировая война.В. начал работать в московском госпитале, потом в санитарном поезде, делал не только перевязки, но и несложные операции. Работал самоотверженно, удивляя своей выносливостью. За полтора года им было сделано 35 тысяч перевязок. В короткие периоды досуга «Брат Пьеро» или попросту Пьероша, как называли его в поезде, пел под гитару романсы, сочинял пародии, шуточные злободневные стихи. Работа отучила его от кокаина, модного среди богемы поветрия, которое захватило В. перед войной.

Вернувшись в Москву (1916), «Брат Пьеро» трансформировался в подлинного романтического Пьеро, ежевечерне выступавшего в программе Петровского театра миниатюр. Балахон Пьеро (белый, позднее черный), условный, подчеркнутый грим (свинцовые белила, тушь, яркокрасный рот) помогали скрыть неуверенность, волнение: «Петь я не умел! Поэт я был довольно скромный, композитор тем более неважный, даже нот не знал».

После первых «ариеток»: «Минуточка», «Жамэ», «Сероглазочка», «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Бал Господен», «Кокаинеточка» - пришел граничащий со скандалом успех. Портреты в витринах, статьи в прессе, издание нот, пластинок, которые расходились по всей стране.

Критики недоумевали, размышляя о феномене В., упрекали его в упадничестве, «кокаинном дурмане», банальности. Суждения были не лишены оснований; но выстраданность в соединении с иронией, умением взглянуть на себя со стороны придавали банальным стихотворным строкам глубоко личную наполненность и неповторимо индивидуальную окраску, В.

создавал свой собственный театр, где он и артист, и режиссер, и автор, и композитор, Рамки номера в программе театра миниатюр становились ему тесны и к концу 1917 он начал концертировать по стране со своей программой. В это трагическое для России время модный певец, призывавший дорожить «минуточкой», мимолетными радостями бытия, выступил с песней, посвященной погибшим в бою с большевиками юнкерам: «Я не знаю зачем и кому это нужно...» Костюм Пьеро заменила черная визитка с траурным креповым бантом на рукаве. Песня исполнялась яростно, гневно и одновременно торжественно, вызывала в публике слезы, истерики, овации, смешанные со свистом.

В конце 1918 В. покинул голодную Москву в надежде на скорое возвращение, состоявшееся, однако, лишь через четверть века. Киев, Харьков, Одесса, Севастополь - путь В.; осенью 1920 на пароходе вместе со штабом врангелевской армии прибыл он в Константинополь.

«Начиная с Константинополя и кончая Шанхаем я прожил длинную и не очень веселую жизнь эмигранта... Я много видел, многому научился».

Унижения, обиды - их довелось В. перенести немало - развили душевную чуткость, понимание чужого горя, сострадание ему. В Константинополе выступал в маленьком кабаре «Черная роза» с цыганскими песнями, затем перешел в загородный сад «Стелла», посещавшийся русскими, где он мог исполнять свой репертуар. Последовали приглашения на официальные банкеты, приемы и даже во дворец к султану. На переезд в Европу не было ни денег, ни документов. Выручил знакомый по Москве театральный администратор, он предложил концерты в Румынии и раздобыл для этой поездки паспорт на имя греческого подданного Александра Вардитиса, с которым артист объездил впоследствии чуть ли не полсвета. Начались гастроли: Румыния, Польша, Палестина, Александрия, Бейрут. В 1923/24 концертные турне в Германии, в 1925 - Франция.В. пел старинные цыганские романсы в третьесортных шантанах и в первоклассных ресторанах в сопровождении небольшого оркестра, иногда гитары или фортепиано, В Молдавии, Польше, где было много русскоязычного населения, исполнял свои песенки. Здесь возникало острое ощущение близости родины: «О, как сладко, как больно сквозь слезы / Хоть взглянуть на родную страну...» Ностальгия, столь свойственная русской эмиграции, рождала шедевры В.: «В степи молдаванской» (1925), «Чужие города» (1934, в соавт. с Р.Блох), «О нас и о родине» (1935) и др.

Почти на 10 лет задержался В. во Франции. Совершая короткие концертные турне по Европе, он к началу сезона возвращался в Париж в «Большой Московский Эрмитаж», где работали известные русские артисты Н.Плевицкая, Ю.Морфесси, играл оркестр балалаечников и др. После часа ночи пел в «Казбеке» на Монмартре, в «Шехерезаде», маленьком, но очень дорогом «Казанова». Здесь собирались всевозможные знаменитости: короли, принцы, магараджи, великие князья, миллионеры, знаменитые актеры, В. сблизился с выдающимися деятелями русского искусства Ф.Шаляпиным, С.Лифарем, Т.Карсавиной, А.Павловой, И.Мозжуханым, М.Кшесинской. «В вечерних ресторанах, в парижских балаганах» родились известные песни: ироническая «Femme raffince», горестный «Желтый ангел», «Джимми», «Piccolo Bambino», и др. В 1934 В. на океанском лайнере прибыл в НьюЙорк, где дал концерт в большом, на 2500 зрителей, зале «Town-Hall». На концерте присутствовал весь цвет русского артистического мира, включая С.Рахманинова, Ф.Шаляпина, Н.Балиева. Ангажементы в Калифорнии (Сан-Франциско, Голливуд) дали возможность познакомиться с лучшими американскими актерами. Известную песенку «Гуд бай» («Вас нетрудно полюбить») В. посвятил Марлен Дитрих. Последней страной в странствиях В. стал Китай (1935-43). Пел в ночных кабаре Шанхая и Харбина, где было много русскоязычной публики. Изредка давал концерты в больших залах. Продолжал писать песни, в том числе знаменитые «Прощальный ужин», «Как хорошо без женщин».

В песнях В. представал иллюзорный, разноцветный мир, населенный множеством причудливых персонажей. Среди них лакеи и лорды, матросы и адмиралы, епископы и клоуны, кокотки и принцессы... Резким взмахом руки, движением пальцев, надменной иронической полуулыбкой, легкой саркастической или скорбной гримасой В. показывал этих персонажей.

Жесты не только давали мгновенную и яркую иллюстрацию к исполняемой песне, но в ряде случаев носили ассоциативный характер, помогали создать настроение, передать атмосферу. Исполнение строилось на контрастных переходах от плавных мелодических линий к энергичной, ритмизированной речитации, на резкой смене настроений, стыках обыденной ситуации и высокомерного тона. Ирония снижала патетику, насмешливость прикрывала трагизм, бравурная веселость - душевную боль. Изощренное исполнительское мастерство, виртуозно разработанная интонационно-пластическая партитура, высочайший артистизм делали песниновеллы В. большим искусством. Не случайно в исполнении других артистов они, как правило, успеха не имели. В концертном репертуаре В, были песни не только на его собственные стихи. Верный своим юношеским увлечениям, он превращал в песни стихи А.Блока, Н.Гумилева, А.Ахматовой, И.Анненского.Г.Иванова, делая их доступными для самой широкой аудитории. В то же время по-своему исполняя старинные и цыганские романсы («Ехали на тройке с бубенцами», «Только раз бывают в жизни встречи» и др.), поднимал их на качественно иной уровень, очищал от налета пошлости, обращал душещипательность в чистую лирику.

Сформированный искусством русского Серебряного века, В. гордо пронес его дух в своем, несколько «сниженном», варианте сквозь революции, войны, эмиграцию.

В 1943, после третьей просьбы, В. разрешили вернуться в Россию.

Начались гастроли, выступления в концертных залах, небольших клубах, домах культуры. Повсюду с триумфальным успехом. Песни В., казалось, далекие людям, выросшим в советской действительности, не оставляли их равнодушными. Наряду с тонкими ценителями и знатоками (В. постоянно давал концерты в Домах творческой интеллигенции) , ему рукоплескала самая широкая, неискушенная публика. Артист дал более 3 тысяч концертов в сопровождении пианиста М.Брохеса, несколько раз объехал всю страну. В начале 50-х снялся в кинофильмах «Заговор обреченных» (Кардинал, Гос. премия 1951), «Анна на шее» (Князь) и др. Молчание прессы, отсутствие пластинок, которые за рубежом выходили миллионными тиражами, публикаций нот, стихов, выступлений по радио больно ранили В. И все-таки он верил, что «через 30-40 лет меня и мое творчество вытащат из подвалов забвения». Пророчество сбылось. С конца 70-х начали выходить пластинки В. Наиболее полно его песни представлены в двойном альбоме «Александр Вертинский» (Мелодия, 1990). Два диска с песнями В. изданы во Франции (1993). Выходят стихи, ноты, мемуары,

Отличное определение

Неполное определение ↓

Cлайд 1

Алекса ндр Верти нский-выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века, лауреат Сталинской премии второй степени. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских. Александр Николаевич Вертинский.(1889-1957)

Cлайд 2

Александр Вертинский родился 9 марта 1889 года в Киеве. Отец Вертинского, частный поверенный Николай Петрович Вертинский происходил из семьи железнодорожного служащего. Мать, Евгения Степановна Сколацкая, родилась в дворянской семье. Родители.

Cлайд 3

В девятилетнем возрасте Александр Вертинский на отлично сдал экзамен в Александрийскую гимназию, но через два года был исключён за неуспеваемость и дурное поведение и переведён в Киевскую классическую гимназию. Здесь он увлёкся театром, некоторое время играл на любительской сцене, хотя позже признавал свой первый актёрский опыт крайне неудачным.

Cлайд 4

Постепенно Вертинский приобрёл репутацию начинающего киевского литератора: он писал театральные рецензии на выступления знаменитостей - Ф. Шаляпина, А. Вяльцевой, М. Каринской и других. публиковал небольшие рассказы в местных газетах. На жизнь себе Вертинский зарабатывал разными способами: продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играя в любительских спектаклях; он побывал и бухгалтером в гостинице «Европейской», откуда был уволен «за неспособность».

Cлайд 5

В 1910 году Вертинский, в надежде сделать себе литературную карьеру, переехал в Москву, где с сестрой Надей, актрисой, поселился в Козицком переулке, в доме Бахрушина. Здесь он начал выступления в литературных и драматических сообществах, в том числе в качестве режиссёра, некоторое время работал в ателье. Вертинский не подражал Блоку, но находился под впечатлением от его поэтических образов и собственное тогдашнее жизневосприятие впоследствии называл «очень блоковским»

Cлайд 6

Кинодебют Вертинского состоялся в 1912 году в фильме Ильи Толстого по рассказу отца «Чем люди живы?», где ему досталась роль Ангела, который падал «с небес» в снег. Он снялся в нескольких немых фильмах студии Ханжонкова во второстепенных ролях; известно, что в основу сценария одной из картин легла история, рассказанная Вертинским в стихотворении «Бал Господень». В числе его более поздних киноработ отмечались «Король без венца» и «От рабства к воле» Дебют в кино

Cлайд 7

В ноябре 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович», вместе с белыми офицерами, Александр Вертинский переправился в Константинополь, где начал снова давать концерты. Вертинский смог вернуться на родину только в ноябре 1943 года. Эмиграция

Александр Николаевич Вертинский 21. 03. 1889 – 21. 05. 1957Александр Николаевич Вертинский
21. 03. 1889 – 21. 05. 1957
Выдающийся
русский
эстрадный артист,
киноактёр,
композитор, поэт
и певец.

Начало творческого пути

Мировоззрение и творческий стиль А. Н. Вертинского начали
складываться в киевском литературном собрании Софьи
Зелинской, в доме которой собирались многие поэты и
художники.
Он писал театральные рецензии на выступления Ф. Шаляпина,
А. Вяльцевой, М. Вавича, Т. Руффо.
В газете «Киевская неделя» были опубликованы рассказы
Вертинского «Портрет», «Папиросы Весна», «Моя невеста», а в
еженедельнике «Лукоморье» - «Красные бабочки».
Имя Вертинского постепенно стало известным в среде киевской
творческой интеллигенции. Сам Вертинский в то время
зарабатывал себе на жизнь продажей открыток, работал
грузчиком, бугалтером, играл в любительских спектаклях.

Переезд в Москву

В 1909 году Вертинский переехал в Москву. Здесь он начал
выступления в литературных и драматических сообществах, в
качестве режиссёра поставил одну из пьес А. Блока
«Балаганчик.
Вертинский не подражал Блоку, но находился под впечатлением
от его поэтических образов и собственное тогдашнее
жизневосприятие впоследствии называл «очень блоковским».
В 1912 году Вертинский поступил в театр миниатюр М. А.
Арцибушевой, где выступал с небольшими пародиями. Одной из
первых его работ стал номер под названием «Танго» в которой
он, стоя у кулис, исполнял песенку-пародию на действие на
сцене. Номер имел успех, Вертинский получил рецензию в
прессе: полторы строчки в «Русском слове». Это была
настоящая победа над безвестностью.

В 1913 году Вертинский
попытался исполнить
свою мечту - поступить
в МХТ, однако не был
принят из-за дефекта
дикции: экзамен
принимал сам
Станиславский,
которому не
понравилось, что
молодой человек плохо
выговаривает букву «р».

Кинодебют Знакомство с Верой Холодной

В 1912 году состоялся кинодебют Вертинского в фильме Ильи
Толстого по рассказу отца «Чем люди живы?». Позже
Вертинский снялся в нескольких немых фильмах студии
Ханжонкова во второстепенных ролях. В основу сценария одной
из картин легла история, рассказанная Вертинским в
стихотворении «Бал Господень».
На съемочной площадке Вертинский подружился со звёздами
русского кино начала XX века Иваном Мозжухиным и Верой
Холодной. Именно Вертинскому Вера Холодная была обязана
своим стремительным взлётом. Он первым разглядел
«демоническую красоту и талант актрисы в скромной, никому не
известной жене прапорщика Холодного» и привел ее на
кинофабрику Ханжонкова. Александр Вертинский был тайно
влюблен в Холодную и посвятил ей свои песни «Маленький
креольчик», «За кулисами» и «Ваши пальцы пахнут ладаном».

1 Мировая Война

В конце 1914 года Вертинский
отправился добровольцем на
фронт, где служил санитаром на
68-м санитарном поезде.
Молодые санитары давали
«домашние» концерты для
раненых, и Вертинский стал
наносить грим во время
выступления, который был
необходим из-за сильного
чувства неуверенности и
растерянности перед залом.
Маска помогала артисту входить
в образ. Его Пьеро был
«комичный страдалец, наивный
и восторженный, печальный шут,
в котором сквозь комичную
манеру видны истинное
страдание и истинное
благородство».

Дебют на эстраде

Дебют Вертинского на эстраде состоялся в 1915 году, в театре
миниатюр, где он предложил свою программу «Песенки Пьеро».
Загримированный Вертинский выходил на сцену в специально
сшитом костюме Пьеро под мертвенным, лимонно-лиловым
светом рампы. Исполняя песни как на собственные стихи, так и
на стихи Цветаевой, Северянина и Блока, Вертинский
выработал собственный стиль выступления, важным элементом
которого стал певучий речитатив с характерным
грассированием. Стиль этот позволял стихам «оставаться
именно стихами на оттеняющем фоне мелодии».
Позже появился образ «черного Пьеро»: мертвенно-белый грим
на лице сменила маска-домино, на смену белому костюму
Пьеро пришло чёрное одеяние. овый Пьеро стал в своих
песенках ироничнее и язвительнее, утратив наивные грезы
юности, он разглядел будничную простоту и безучастность
окружающего мира.

Для Вертинского было характерно представление галереи
символов одного образа, перенесение человеческих эмоций на
неодушевленные предметы, использование экзотических
названий и неожиданных сравнений. В своих стихах он
стремился показать, что человек беззащитен перед лицом
огромного безжалостного мира, которому безразлично, что
смерть близкого человека, разлука с любимой женщиной,
измена являются трагедией в масштабах маленькой вселенной
отдельно взятого человека. В его песнях каждый мог увидеть
себя. Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще
не было на русской эстраде - авторскую, художественную
песню. Сам артист неоднократно говорил: «Я был больше, чем
поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге
новаторства, создавая свой собственный жанр».