Инородцы в российской империи. Вазген авагян в кого превращают русских: взгляд инородца Одной из самых гнусных и бесстыжих клевет на нашу Родину является весьма, к сожалению, распространенное до сих пор мнение о Российской Империи, как "тюрьме народов"

Инородцы

название это в обширном смысле слова дается всем русским подданным неславянского племени. В более тесном, техническом смысле действующее законодательство (Положение об И., Св. Зак. т. II, изд. 1892 г.; т. IX, ст. 835-989; Устав о податях, т. V, изд. 1893 г., ст. 504-507, 552-640; Законы о судопр. по делам уголовным, т. XVI ч. II, изд. 1892 г., ст. 777-826) под именем инородцев разумеет некоторые племена, преимущественно монгольские, тюркские и финские, которые по правам состояния и по управлению поставлены в особое положение. С этой юридической точки зрения могут быть установлены следующие группы: 1) сибирские И ., к которым причисляются все туземные племена Сибири, кроме 2) чукчей Приморской области, 3) дзюнгорцев ю.-вост. части Томской губ. и 4) И. Командорских о-вов; эти последние три группы составляют особенные разряды; 5) самоеды Архангельской губ.; 6) И., кочующие в пределах Ставропольской губ.; 7) калмыки, кочующие в губ. Ставропольской и Астраханской; 8) киргизы Внутренней Орды, кочующие в степях между Каспийским морем, Уральской обл. и губ. Астраханской; 9) И., кочующие в обл. Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской; 10) И. Туркестанского края; 11) ордынцы Закаспийской обл.; 12) горские племена Кавказа, 13) евреи (см.). За исключением евреев, обособленное административно-юридическое положение И. обусловливается низким уровнем их гражданственности, вследствие которого государственные тягости могут быть на них налагаемы лишь с величайшей постепенностью, а также своеобразным строем их быта. Соответственно всем этим условиям в положении И. замечается значительная градация: одни из И. пользуются лишь некоторыми привилегиями по отбыванию податей и воинской повинности, по отношению же к другим русское правительство ограничивается лишь взиманием некоторых сборов и надзором за их самоуправлением. Наконец, русское законодательство, знает и особый разряд И., не совершенно зависящих от России. Сюда относятся племена, кочующие на границе России с Китаем, подданство которых не установлено и о которых вообще нет никаких почти сведений. Они кочуют то на землях китайских, то на русских, имеют право свободной беспошлинной торговли с соседними русскими и инородцами, подлежат русскому суду только в случае убийства или насилия, на русской земле совершенных, и пользуются защитой русского правительства только тогда, когда обращаются об этом с просьбами. Русское законодательство возлагает на них лишь обязанность пропускать в свои земли и защищать от всяких покушений лиц, снабженных охранительными листами от ген.-губернатора. При составлении положения 1822 г. к таким И., не совершенно зависящим от России, были отнесены также чукчи и дзюнгорцы (зюнгорские двоеданцы), которые поныне свою дань звериными шкурами платят по собственному произволу, как в количестве, так и в качестве. Для И., которые считаются в полном подданстве России, государственные налоги заменены особыми сборами: для сибирских кочевых и бродячих И. - ясаком (см.), для кочевников Закаспийской области, Туркестанского края и степных областей, а также для калмыков Астраханской и Ставропольской губ. - кибиточной податью (см.); киргизы Внутренней Орды обложены особой податью со скота. Важнейшие привилегии И. относятся к воинской повинности. До введения всеобщей воинской повинности лопари, корелы Кемского у. Архангельской губ., самоеды Мезенской губ. и все вообще сибирские И. разных наименований не подлежали рекрутской повинности. Воинская повинность первоначально также не была распространена на всех этих И., но затем, начиная со второй половины 1880-х гг., стали привлекать на основании особых положений к отбыванию всеобщей воинской повинности инородческое население Астраханской, Тобольской и Томской губ., Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской обл. и всех губерний и областей Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, равно как и самоедов Мезенского уезда. Для мусульманского населения Терской и Кубанской обл. и Закавказья, а также для абхазцев-христиан Сухумского окр., Кутаисской губ., поставка новобранцев временно заменена взиманием особого денежного сбора; тем же налогом облагаются и И. Ставропольской губ.: трухмены, ногайцы, калмыки и пр., а равно караногайцы, поселенные в Терской обл., и жители Закавказского края: ингилойцы-христиане и мусульмане, курды и езиды. Осетинам-мусульманам даровано право отбывать воинскую повинность лично, наравне с осетинами-христианами, на льготных основаниях, предоставленных туземному населению Закавказского края, с тем чтобы новобранцы были назначаемы на службу в полки Терского казачьего войска. Воздействие государственной власти на быт И. исчерпывается надзором за их самоуправлением, подчинением их русскому уголовному суду за более тяжкие преступления (к которым кража по отношению к сибирск. И. не отнесена), ограждением их от некоторых зловредных влияний (от спаивания виноторговцами, закабаливания под видом найма, захвата их земель), некоторым содействием их промыслам (казенная продажа пороха и др. припасов), но все эти меры крайне недостаточны для борьбы с экономической беспомощностью И. Вымирание И., по крайней мере сибирских и самоедов - факт, не подлежащий сомнению, особенно выдвинутый в последние годы исследованиями H. M. Ядринцева и А. М. Якоби. См. Фирсов, "Положение инородческого населения сев.-вост. России в Моск. государстве" (Каз., 1866); Кеппен, "Хронологический указатель материалов для истории И. Европейской России" (СПб., 1861); Градовский, "Начала русск. государственного права" (т. I). Об этнографической классификации И. см. в ст. Россия (население).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Инородцы" в других словарях:

    Юридический словарь

    1) в России до 1917 название всех неславянских народов.2) В России 19 нач. 20 вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Вост.… … Большой Энциклопедический словарь

    ИНОРОДЦЫ, в 19 начале 20 вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. По Уставу об управлении инородцев (1822) делами И. в Восточной… … Русская история

    Инородцы особая категория подданных в рамках права Российской империи, отличавшиеся по правам и методам управления от остального населения империи. В обиходном словоупотреблении термин применялся ко всем русским подданным неславянского… … Википедия

    В России в XIX начале XX вв. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири управлялись на основе Устава об управлении… … Энциклопедический словарь

    ИНОРОДЦЫ - люди родом не из Одессы, а из иных мест. Одни И. не без успеха становятся настоящими одесситами, иные любят свои малые родины до такой степени, что опять таки не без успеха превращают Одессу в их подобия. Нынешний, овеянный давно заслуженной… … Большой полутолковый словарь одесского языка

    инородцы - ИНОРОДЦЫ, ев, мн (ед инородец, дца, м). Люди, представители нерусской народности, принадлежащие к одному из национальных меньшинств в дореволюционной России, обычно уроженцы восточной окраины Российской империи. Сложно складывалась жизнь Мустафы… … Толковый словарь русских существительных

    Мн. Наименование, которое давалось царскими чиновниками уроженцам восточной и южной России в XIX начале XX вв. (обычно кочевым народам: бурятам, калмыкам, киргизам, якутам и некоторым другим, обитавшим на территории Сибири и Казахстана). Толковый … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    инородцы - 1) в России до 1917 г. все неславянские народы; 2) в России XIX начала XX в. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири … Большой юридический словарь

    Инородцы - с 1822 г. официальное наименование нерусского населения страны. И. подразделялись на оседлое, кочевое и бродячее население … Краткий словарь историко-правовых терминов

ИНОРОДЦЫ, в Российской империи в 19 - начале 20 века коренные народы Сибири и Средней Азии, юго-восточной и северо-восточной части Европейской России («восточные» инородцы), а также евреи иудейского вероисповедания («западные» инородцы). Последние были включены в состав инородцев как иноверцы; евреи, принимавшие христианство, переставали рассматриваться как инородцы. Термин «инородцы» введён в официальное употребление Уставом об управлении инородцев 1822 года (до этого коренные народы Сибири именовались ясачными людьми), который разделил коренное население Сибири (аналогичное разделение применялось впоследствии по отношению и к некоторым группам инородцев за пределами Сибири) на оседлых инородцев (имели постоянное место проживания, но были язычниками или мусульманами); кочевых инородцев (менявших несколько раз в год своё место жительства); бродячих инородцев, или «ловцов» (переходивших «с одного места на другое по рекам и урочищам»). Евреи иудейского вероисповедания отнесены к инородцам в 1835 году.

К концу 19 века «восточные» инородцы проживали главным образом в Сибири (буряты, коряки, ненцы, эвенки, юкагиры, якуты и др.) и в среднеазиатских владениях России (таджики, туркмены, узбеки и др.), а также в Мезенском и Печорском уездах Архангельской губернии (ненцы), Астраханской и Ставропольской губерниях (калмыки); инородцами считались также казахи Букеевской Орды, горские народы Кавказа. «Восточные» инородцы освобождались от рекрутской (с 1874 воинской) повинности (в 1-ю мировую войну было мобилизовано около 10 тысяч сибирских инородцев, однако к ТВД они отправлены не были и их вскоре демобилизовали). Оседлые инородцы управлялись и судились по общероссийским законам, записывались в сословия купцов, мещан или государственных крестьян. Кочевые инородцы, перейдя к оседлому образу жизни, имели право записаться в сословия купцов, мещан или государственных крестьян (с сохранением свободы от рекрутской повинности). Кочевые и бродячие инородцы имели особые органы самоуправления. В конце 1890-х - начале 1900-х годов для надзора за самоуправлением сибирских инородцев введены должности крестьянских и инородческих начальников, аналогичные должностям земских начальников в Европейской России. По гражданским делам и за мелкие проступки кочевые и бродячие инородцы судились по нормам обычного права, по уголовным делам и преступлениям, совершённым в русских городах и селениях, - по общероссийским законам. До 1915 года территория проживания «западных» инородцев была ограничена чертой оседлости (во 2-й половине 19 - начале 20 века за её пределами могли селиться иудеи - представители определённых социально-профессиональных групп). Они принадлежали в основном к сословиям мещан, ремесленников, купцов и почётных граждан, подчинялись общей администрации. В городах «западные» инородцы жили вместе с остальным населением (однако до 1844 образовывали свою собственную общину во главе с кагалами); в сельской местности они составляли отдельные сельские общества. «Западные» инородцы были освобождены от рекрутской повинности до 1827 (вместо выполнения повинности они платили особый сбор). Иудеи подлежали суду главным образом по общероссийским законам. В разное время существовали различные ограничения на занятие государственных должностей для «западных» инородцев. С 1880-х годов правительство ограничивало их долю в средних и высших учебных заведениях. Кочевые и бродячие инородцы Сибири платили ясак, калмыки, кочевые народы Закаспийской области и Туркестана - кибиточную подать. Сборы с «восточных» инородцев были менее обременительны, чем налоги, взимавшиеся с других категорий населения. «Западные» инородцы платили общегосударственные налоги, а также коробочный и (с 1844) свечной сборы на уплату недоимок по государственным налогам, на содержание еврейских училищ, благотворительные цели, городское благоустройство и др.

Законодательство об инородцах было обширным. Положение «восточных» инородцев наряду с Уставом об управлении инородцев 1822 регламентировалось положениями об управлении калмыцким народом от 23.4(5.5).1847, об управлении Туркестанским краем от 12(24).6.1886, об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской от 25.3(6.4).1891 и др. Законодательство о «западных» инородцах разрабатывалось в 19 веке главным образом еврейскими комитетами.

Российское правительство вело попечительскую политику по отношению к «восточным» инородцам, оказывало им продовольственную и медицинскую помощь, принимало меры к урегулированию взаимоотношений между родоплеменной знатью и основным населением, стремилось к ограждению инородцев от неэквивалентной торговли с пришлым населением, а также от распространения пьянства. Однако этим мерам зачастую препятствовали злоупотребления местной администрации. С конца 19 века для создания фонда земель, предназначенных для переселенцев из Европейской России, правительство сокращало земельный фонд, закреплённый ранее для проживания «восточных» инородцев. Политика российского правительства по отношению к «западным» инородцам была направлена на их христианизацию. Российское правительство различными льготами поощряло переход «западных» инородцев к занятию сельским хозяйством. Все инородцы, как «восточные» (за исключением бродячих), так и «западные», с 1906 года пользовались правом участия в выборах в Государственную думу.

В широком смысле инородцами назывались (особенно в конце 19 - начале 20 века) все подданные российского императора, не относившиеся к славянским народам, например, татары, башкиры.

Лит.: Самоквасов Д. Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. Варшава, 1876; Оршанский И. Г. Русское законодательство о евреях. СПб., 1877; Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб., 1886. Т. 1: 1649-1825; Ельницкий К. В. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России. 2-е изд. СПб., 1908; Штернберг Л. Инородцы: Общий обзор // Формы национального движения в современных государствах. СПб., 1910; Познер С. В. Евреи в общей школе. СПб., 1914; Гимпельсон Я. И. Законы о евреях: Систематический обзор действующих законоположений о евреях: В 2 часть П., 1914-1915; Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. М.; Иерусалим, 1993; Конев А. Ю. Коренные народы северо-западной Сибири в административной системе Российской империи (XVII - начало XX в.). М., 1995; Евреи в России. XIX в.: [Воспоминания]. М., 2000; Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000; Ядринцев Н. М. Сочинения. Тюмень, 2000. Т. 2: Сибирские инородцы, их быт и современное положение; Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX - начале XX в. М., 2004; Слокум Дж. У. Кто и когда были «инородцами»? Эволюция категории «чужие» в Российской империи // Российская империя в зарубежной историографии. М., 2005; Иванов А. Е. Еврейское студенчество в высшей школе Российской империи начала XX в. М., 2007.

Издание общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. На средства фонда имени графа П.С. Строганова и И.П. Хрущова.
А.Е. Алекторов.

Инородцы в России.

Современные вопросы. Финляндцы. Поляки. Латыши. Евреи. Немцы. Армяне. Татары. С предисловием и добавлением А.С. Будиловича.

134 страницы

С-Петербург. Типография И.В.Леонтьева, Басков переулок, дом 4. 1906 год

Предисловие. Инородцы в России

Во время моей поездки в западно-Сибирский учебный округ осенью 1904 года, для ознакомления с учебными заведениями этого края, мне пришлось встретиться в городе Омске с директором народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, Александром Ефимовичем Алекторовым. Имя его мне уже раньше было известно, как одного из энергичных труженников русско-инородческого образования между...

Главы 1-4. Инородцы в России

Глава 1 Россия – страна в значительной доле своей инородческая. Если взглянуть на этнографическую карту Российской Империи, всюду можно видеть инородцев: и на севере, и на востоке, и на юге, и на западе, и даже в самом центре России; живут они группами и сплошными массами; ими заняты обширные области, как Кавказ, ...

Глава 5. Инородцы в России

Еще пятьдесят лет тому назад шведский поэт Квантень развивал идею о Северо-Европейских Штатах, в состав которых включал Швецию, Норвегию, Данию и Финляндию. Шведская газета, теперь уже не существующая, «Helsingfors Dagblad» доказывала, что Финляндия есть отдельное от России государство, соединенное с нею только «личною униею» и что в случае, например, войны...

Главы 6-8. Инородцы в России

Описывать все неистовства и безобразия, направленные против России, которые происходили и происходят в Финляндии, в особенности за последнее время, нет никакой возможности, ибо такое описание составило бы несколько томов. Мы познакомим здесь читателей только с финляндским судом и ввозом в Финляндию оружия и боевых припасов, необходимых для восстания народа. Относительно суда...

Главы 9-13. Инородцы в России

Все, что встретили мы в Финляндии, встречаем и здесь, только в несравненно большей степени. В Польше русские люди буквально находятся в осаде и правительственные агенты расстреливаются. Кровь леденеет в жилах от тех ужасов, которые приходится переживать жителям Варшавы, Лодзи и других городов Привислинского края. Жестокая, непримиримая война объявлена поляками русскому...

Главы 14-17. Инородцы в России

Евреи… Это – самое больное место нашего отечества. Евреи находятся во всех государствах Европы, за исключением Норвегии. В средние века они повсюду были угнетаемы и преследуемы. Преследования особенно участились во время крестовых походов и чумы (1348 – 1350 годов). В новейшее время эмансипация или гражданская равноправность евреев возникла, однако же, в...

Главы 18-21. Инородцы в России

В виду обрисованного направления еврейской деятельности вообще, пришлось ограничить некоторые права евреев. В Финляндии, читаем в известиях Alliance Israelite Universelle за 1904 год, евреи пользуются правом жительства в Гельсингфорсе, Выборге и Або; даже временное пребывание в остальных местностях края воспрещено им. Проживающим в Финляндии евреям воспрещается заключать браки с иностранными и...

Главы 22-24. Инородцы в России

Теперь на очереди армяне. И по характеру своему и по направлению практической своей деятельности армяне напоминают евреев. До конца IX столетия они составляли сильное государство, богатое всеми дарами природы, но затем не устояли против более сильных соседей и подпали под иноплеменное владычество; одни из них остались на родине, другие разбрелись в...

Главы 25-28. Инородцы в России

Казалось бы, что при таком положении вещей, инородцы должны были бы питать к нам самые добрые, даже нежные чувства, но этого не приходилось нам видеть. С того времени, как Крымский полуостров должен был принять чуждый властителей (1783), население его начало уменьшаться, - многие местности обратились в пустыню. В 1736 году...

Главы 29-34. Инородцы в России

Кому не известен общий взгляд магометан на русскую веру, как на самое грубое идолопоклонничество? Более трехсот лет прожили они между нами и, к стыду своему, доселе не знают, какие понятия имеют русские о Боге, какая вера у нас. Чуваш, черемис м других инородцев, которые держатся верований предков своих, татарские ученые...

Финляндия. Инородцы в России

Ввиду того, что собранные господином Алекторовым данные о событиях нашей окраинной жизни прерываются на сентябре 1905 года, мы позволяем себе дополнить эту хронику схематическим перечнем важнейших событий в наших окраинах за последние восемь месяцев Финляндия Наша октябрьская забастовка железных дорог, почт, телеграфов и промышленных заведений распространилась и на Финляндию. Отразились там и...

Эсты и латыши. Инородцы в России

Начавшееся еще летом 1905 года социалистическое и аграрное движение в областях латышских продолжалось и осенью. Особенно же оно разыгралось после 17 октября, вплоть до начала декабря. Латышско-еврейские банды до того усилились в это время, что овладели несколькими значительными городами, например, Виндавой, Гольдингеном, Туккумом, Валком. Одна банда направлялась даже в город...

Жмудь и литва. Инородцы в России

В среде жмудяков и литвинов революционное движение проявилось осенью 1905 года главным образом в Ковенской губернии, особенно в смежных с Курляндией уездах Новоалександровском, Поневежском и Шавельском, а затем в Вилькомирском и многих других. Главным притоном революционеров был город Поневеж. Еще в сентябре 1905 года две волости Поневежского уезда прекратили жалование русским...

Польша. Инородцы в России

Нигде, быть может, волны нашего «освободительного движения» не расходились так высоко, как в Польше. Они выражались не только в фабричных, железнодорожных и почтовых забастовках, но и в уличных демонстрациях, между которыми особенно памятны варшавские от 18 до 20 октября 1905 года. Сотни тысяч народа ходили по улицам со знаменами церковными...

Холмщина. Инородцы в России

На польскую автономию и свободу очень своеобразный свет бросают события, вызванные в Холмщине сначала актом о свободе веры, изданных 17 апреля, а затем освободительным манифестом 17 октября. Под влиянием этих актов, польские помещики и ксендзы воздвигли гонение на всех православных людей Холмщины и Подляшья, с требованием немедленного перехода в католицизм. ...

Белая Русь. Инородцы в России

Хотя Белая Русь не входит в состав Польши и находится в непосредственном соприкосновении с великорусскими центрами Империи, однако в последнее время и там обнаружились явления, указывающие на сильный рост польщины. Во многих православных приходах, особенно в Виленской губернии под влиянием польской агитации, совершены были нафанатизированные польскими крестьянами нападения на православные...

Украйна. Инородцы в России

Для характеристики украинского народного движения в период смут крайне интересными представляются события, разыгравшиеся в городе Нежин, по поводу обнародования Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 года. 18 октября толпа демонстрантов из гимназистов, лицеистов и евреев устроила шествие по городу с красными флагами, причем, произносились речи, призывавшие к борьбе с правительством. ...

Евреи. Инородцы в России

Обширная роль евреев в смутах нашего «освободительного движения» с особой силой выразилось осенью 1905 года, притом не в черте еврейской оседлости, то есть в западных окраинах России, но и по всей Империи. Они были главными деятелями сентябрьских и октябрьских митингов; они же устраивали по всем городам уличные демонстрации, с красными...

Кавказ. Инородцы в России

Главными деятелями смуты на Кавказе, с особой силой разыгравшейся в октябре и ноябре 1905 года, а закончившейся – и то условно только – в январе 1906 года были армяне, а за ними мелкие народы картвельского племени – грузины, имеретины, мингрельцы, гурийцы. Хотя общее число всех этих народов не превышает 2.5 ...

Мусульмане. Инородцы в России

В пылу полемики армян с татарами, вызванной их кровавыми столкновениями в Баку, Шуши, Елисаветполе, Тифлисе и других городах, первые упрекали последних в политическом сепаратизме, направленном де к присоединению русских мусульман, либо к Персии (шиитов), либо к Турции (суннитов). Очень возможно, что подобные стремления и выражались более или менее замаскированно в...

Монголы. Инородцы в России

В состав Русской Империи к монгольскому племени в тесном смысле принадлежат только калмыки, обитающие в степях Донско-Волжских, и буряты в Подбайкалье. Насколько задели их смуты последнего времени, точных сведений не имеется. Но известно, что т тех и других приезжали в Санкт-Петербург зимою особые депутации, составленные отчасти из лам, отчасти из...

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ СИБИРИ ПО «УСТАВУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНОРОДЦАМИ»

1. РАЗДЕЛЕНИЕ ИНОРОДЦЕВ НА ГРУППЫ

2. УПРАВЛЕНИЕ «ИНОРОДЦЕВ»

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ ПО «УСТАВУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНОРОДЦАМИ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

«Устав об управлении инородцев», утвержденный, 22 июля 1822 г. имел важнейшее значение для жизни народов Сибири. Как исторический источник «Устав» имеет неоценимое значение для изучения жизни, управления народов Сибири в течение его действия. Кроме того, он позволяет понять политику царского правительства по отношению к так называемым «инородцам»: по сути, колониальным народам, так как в России, имевшей огромные неосвоенные просторы, колониальная экспансия направлялась, не в заморские страны, а к окраинам империи.

Актуальность этого вопроса подчеркивается тем, что вплоть до сегодняшнего дня не существует сколь либо подробного исследования «Устава». О нем можно узнать только из общих работ, и то ему уделяется от нескольких абзацев до нескольких страниц.

Следовательно, цель работы - проанализировать «Устав» как исторический источник. Задачи, стоящие передо мной, таковы:

изучить управление Сибири по «Уставу»;

проанализировать царскую политику в отношении «инородцев» по «Уставу»;

на этом основании дать характеристику «Уставу» как историческому источнику и определить его ценность как исторического источника.

Подробный анализ источника со множеством цитат дан в работе «История Якутской АССР» История Якутской АССР. М., 1957.. Это работа, в которой наиболее полно даются сведения по «Уставу».

Далее, была использована книга «История Бурят-монгольской АССР» История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954.. В принципе, фактические данные в ней практически ничем не дополняют сведения из «Истории Якутской АССР», и даны в более сжатом виде. Однако важна позиция исследователей - с этой точки зрения книга является хорошим дополнением к «Истории Якутской АССР».

То же самое по поводу идеологии можно сказать и о книгах Ерошкина Н. П. Более всего оказала помощь его монография «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России». Ерошкин Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960.

Сведения об «Уставе» в ней даны в более сжатом виде, чем в «Истории Якутской АССР» или даже «Истории Бурят-монгольской АССР», но зато в «Очерках» содержатся сведения о составителях «Устава», их намерениях и том, как эти намерения реализовались.

Монография того же Ерошкина Н. П. «История государственных учреждений дореволюционной России» Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983., несмотря на то, что была издана через 23 года после

«Очерков», никаких новых сведений по «Уставу» не предлагает; наоборот, материал дан боле конспективно, чем в очерках. То же самое можно сказать и о коллективной работе Ерошкина Н. П., Куликова Ю. В., Чернова А. В. «История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции». Ерошкин Н. П., Куликов Ю. В., Чернов А. В. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции.

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ СИБИРИ ПО «УСТАВУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНОРОДЦАМИ»

1. РАЗДЕЛЕНИЕ ИНОРОДЦЕВ НА ГРУППЫ

По «Уставу» «все обитающие в Сибири инородные племена» разделя-лись на три разряда: оседлых, кочевых и бродячих. В первый разряд вклю-чались «живущие в городах и селениях», во второй «кочующие земледель-цы» (буряты, качинцы), «южные скотоводы и промышленники» (сагайпы, те же буряты, некоторые группы южных тунгусов) и «северные скотоводы и промышленники». История Якутской АССР. М., 1957. С. 168.

Якуты были тоже отнесены к группе «кочевых инородцев». Признаков, определяющих «бродячих инородцев», Устав не давал. В числе народов, отнесенных к этой группе, были ненцы, «инородцы Охотские, Гнжигинские и Камчатские» и «инородцы Якутской области, то есть: Коряки, Юкагиры, Ламуты и проч.».

Наибольшее внимание Устав уделил «кочевым» народам. Разложение родоплеменных отношений привело к выделению у этих народов феодальной верхушки, но феодальные основы общественного строя у этих народов сохраняли еще патриархальные формы общественных отношений. Все эти феодалы хотя и захватили лучшие для земледелия и кочевья земли у своих родственников, но продолжали считаться главами-«родоначальниками» и мотивировали все свои действия «интересами» рода. Ерошкин Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960.С. 242 - 243.

Правовое положение «кочевых инородцев» по Уставу 1822 г. опреде-лялось следующим образом. Они составляли «особенное сословие», прирав-ненное к крестьянскому, но отличное от него «в образе управления». «Ко-чевые инородцы» управлялись по «степным законам п обычаям, каждому племени свойственным». Только но уголовным преступлениям они должны были судиться в общем порядке. За ними сохранялись свобода в вероиспо-ведании н богослужении, освобождение от рекрутской повинности. Подати они платили «по особому положению» с числа душ, которое определялось общей переписью, а также участвовали в «общих по губернии повин-ностях».

Устав 1822 г. определял и экономическое положение «кочевых инородцев». «Кочующие инородцы для каждого поколения имеют назначен-ные во владение земли». Распределение этих земель по участкам «зависит от самих кочующих по жеребью или другим их обыкновениям». Русским запрещалось самовольно селиться на землях, отведенных «кочевым ино-родцам», но разрешалось брать эти земли «в оброчное содержание». Наем на работу к частным лицам разрешался только с ведома родового началь-ства. Разрешалась свободная торговля во всякое время «всеми припасами и изделиями», кроме вина. Чиновникам торговля с «кочевыми инородцами» категорически запрещалась. Для удобства ведения торговли «инородцам» назначались особью места для ярмарок и время их, в соответствии «с вре-менем взноса податей п сообразно с нуждами инородцев». История Якутской АССР. М., 1957. С. 168.

Правовое положение «бродячих инородцев» по Уставу 1822 г. мало чем отличалось от положения «кочевых». Устав указывал, что «права бродя-чих инородцев или ловцов, живущих в отдалении и рассеянными, вообще состоят в применении правил, для кочующих постановленных». Отличие заключалось лишь в том, что «назначение земель по племенам» и распре-деление их по участкам не распространялось на «бродячих инородцев». Им назначались «по удобности целые полосы земли», в пределах которых им разрешалось свободно переходить для промыслов из уезда в уезд и из губернии в губернию. Кроме того, «бродячие инородцы» не участвовали в земских губернских денежных повинностях. Там же. С. 169.

2. УПРАВЛЕНИЕ «ИНОРОДЦЕВ»

Подробно регламентировал Устав 1822 г. систему управления у «коче-вых» и «бродячих инородцев», «Состояние инородцев, кочующих и бродя-чих,-- гласил Устав», - отличается: 1) непостоянством их жительства; 2) степенью гражданского образования; 3) простотою нравов; 4) особыми обычаями; 5) образом пропитания; 6) трудностью взаимных сообщений;

7) недостатком монеты в обращении; 8) недостатком способов к сбыванию на месте лова и произведений». Отсюда--следующие правила. Каждое стойбище или улус, в котором считалось не менее 15 семейств, должно было иметь собственное родовое управление, а стойбища или улу-сы, имевшие менее 15 семейств,--причисляться к ближайшим стойбищам.

Родовое управление состояло из старосты и одного или двух его помощни-ков из «почетных» и «лучших» родовичей. Староста в соответствии с обычаем избирался или наследовал свое звание. Между своими родовичами он мог носить «именование князца, зайсана н проч.», но в сношениях с правительством всегда назывался старостой.

Помощники старосты выби-рались родовичами на определенное или неопределенное время. Несколько стойбищ или улусов одного рода подчинялись «инородной управе», состояв-шей из головы, двух выборных и письмоводителя.

Голова получал свое звание наследственно или по выбору, сообразно «с стенными обычаями каждого племени». «Бродячие инородцы», или «ловцы», как. иначе их называет Устав 1822 г., инородных управ не имели, родовое управление у них ограничивалось одним старостой, которым становились «нынешние князцы и других наименований почетные люди, ловцами управляющие».

Права и обязанности родовых управлений и инородных управ подробно регламентировались. Родовое управление как первичная ячейка админи-стративной организации имело «ближайший надзор за порядком во вве-ренном ему роде или наслеге». За маловажные проступки оно могло нака-зывать «по обычаям каждого племени и в качестве домашнего исправле-ния». Там же. С. 170.

Через родовые управления приводились в исполнение все распоря-жения правительства. Непосредственно на них же возлагался сбор податей «за весь род, как с одного нераздельного лица». На инородные управы возлагались надзор за родовыми управлениями и «местные распоряжения».

Последние заключались: 1) в точном исполнении всех предписаний на-чальства; 2) в понуждении к сбору податей; 3) в сохранении благочиния и порядка; 4) в сохранении прав инородцев от всякого постороннего сте-снения; 5) в розысканиях, по особенным случаям нужных». Инородная управа имела непосредственные сношения с земской полицией и испол-няла все полученные от нее предписания.

Наконец, родовое управление и инородная управа несли и судебные функции. Родовое управление в исковых делах имело право «словесных судов». В делах между людьми разных стойбищ или «по неудовольствию па разбирательство» родового управления второй степенью «расправы словесной» была инородная упра-ва;

в делах между людьми, подчиненными разным управам, или в качестве третьей и последней степени «словесной расправы» в случае «неудовольстиия» на разбирательство инородной управы выступала местная земская полиция.

Главной задачей «словесной расправы» являлось прекращение несогласий между «инородцами» и примирение спорящих на основания «степных законов и обычаев». В ее функции входил также разбор долго-вых исков и дел о пенях по свадебным договорам.

Высшим органом управления у «кочевых инородцев» являлась степ-ная дума, которая состояла из главного родоначальника и выборных засе-дателей, число которых зависело от обычая или надобности. Обязанности степной думы состояли: «I) в народоисчислении; 2) в раскладке сборов;

3) в правильном учете всех сумм и общественного имущества; 4) в рас-пространении земледелия и народной промышленности; 5) в ходатайстве у высшего начальства о пользах родовичей». По «сем этим вопросам степ-ная дума отдавала распоряжения инородным управам и в свою очередь подчинялась окружному управлению.

Старосты родовых управлений, главы инородных управ и заседатели стенных дум, вступавшие в должность «преемничеством» или по выбору, утверждались губернатором или областным начальником. Главный родо-начальник степной думы утверждался генерал-губернатором.

Вопрос о бюджете «стенного управления» в Уста не 1822 г. был изложен неясно и допускал различные толкования. С одной стороны, указывалось, что вес старосты, головы и прочие должностные лица не получают от родовичей никакого жалования и «исправляют должности но сим званиям как общедоступную службу». Там же. С. 169 - 170.

С другой стороны, Устав подчеркивал, что «содер-жание стенного управления составляет внутреннюю повинность кочую-щих», и отмечал законность привилегированного экономического положе-ния верхушки «степного управления»: «доходы, какие званию их при-своены по степным законам и обычаям с промыслов и владеемых земель, остаются в прежнем положении... в собрании степных законов имеет быть об них положительно означено».

В Уставе 1822 г. подробно определен порядок сбора податей и повин-ностей с «инородцев». Подати и повинности определялись троякого рода:

казенные подати;

земские повинности;

повинности внутренние, на содержание степного управления.

О порядке назначения казенных податей (ясак) как податей, утверждаемых в центре. Устав 1822 г. ничего не говорит. Объем земских повинностей для «инородцев» устанавливало местное Главное управление. Сборы на внутренние повинности определя-лись степной думой, а там, где се не было,-- «общественным приговором инородцев».

Губернатор или областной начальник составлял подробный расчет сборов на каждый год, в том числе сколько с каждого рода и со всех «инородцев» в губернии или области «причитается порознь каждого наименования», а также сколько всех сборов с души для каждого рода. Степные думы, получив такое «расписание», делали «раскладки» на родо-вые управления, последние в свою очередь распределяли, «сколько именно каждое семейство взнести обязано звериными шкурами пли деньгами, смотря по успеху промыслов и состоянию каждого». Сбор податей лежал на обязанности родовых управлений и производился на ярмарках или сугланах («мирское собрание инородцев»), но «бродячие инородцы», «по уважению дальних их отлучек для промыслов», могли сдавать подати в других местах и даже в других уездах и губерниях.

Особый раздел в Уставе 1822 г. посвящен «казенным продажам». Ка-зенная торговля проследовала двоякую цель: «I) доставление необходи-мого пособия по продовольствию и промыслам кочующих; 2) умерение вольных цен на необходимые потребности». В крайних случаях (угроза -голода) Устав проектировал продажу казенных товаров по пониженной цене и в долг («если необходимость в том надлежащим образом будет до-казана») и под ответственность представителей местного управления. Там же. С. 171.

Таковы главный положения «Устава об инородцах» 1822 г.

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ ПО «УСТАВУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНОРОДЦАМИ»

«Устав об управлении инородцами был составлен М. М. Сперанским и его ближайшим помощником инженером Г. С. Батеньковым. Они пытались как-то ограничить произвол чиновничества, усилить контроль за действиями местной администрации. История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. С. 225. С. 222.

Устав 1822 г. являлся основным юридическим документом, определяв-шим жизнь «инородцев» в XIX в. и действовавшим почти до Октябрьской революции. Когда в 1852 г. Анненковым, после ревизии Западной Сибири, была представлена во II Сибирский комитет специальная записка о не-состоятельности Устава 1822 г., она не нашла отклика в правительстве, н Сибирский комитет дал указание сибирским генерал-губернаторам «иметь строгое наблюдение за точным исполнением правил Учреждения 1822 г.».

Однако записка Анненкова о несостоятельности Устава 1822г. весьмапоказательна. Стройная система регламентации Устава во многом оказа-лась нежизненной и неосуществимой.

Исследователи неоднократно отмечали надуманность Устава в некото-рых его частях. Совершенно случайным, не основанным на изучении жизни пародов Сибири, было разделение их на «оседлых», «кочевых» и «бродя-чих». Искусственной являлась сама рубрика «бродячие», так как бродячих пародов, передвигавшихся без определенного порядка, в России вообще не было. Искусственной была и конструкция родовых управлений, требо-вавшая наличия стойбища в 15 семейств.

При этой конструкции живая ткань родовой организации -- у народов, у которых она вообще сохраня-лась,-- разрывалась, более крупные роды раздроблялись, более мелкие присоединялись к другим. Прямым следствием этого являлось создание так называемых «административных родов». Вместе с тем нельзя не под-черкнуть, что Устав 1822 г.--единственный в своем роде законодательный документ, не имеющий аналогий в законодательствах Западной Европы и Америки.

Устав обобщал и систематизировал то, что сложилось в админи-стративной практике управления народностями Сибири; составители Уста-ва Сперанский и Батеньков не отбрасывали обычное право народов Сибири, считались с ним и стремились ограничить вмешательство чиновников в «степное управление», ограничить их злоупотребления. Фактически, прав-да, последнее осталось на бумаге.

Во многом Устав 1822 г. был непоследователен. В нем заметна тенден-ция поддержать экономику народов Сибири: запрещалось насильственно захватывать угодья «инородцев» и принудительно использовать их рабо-чую силу, чиновникам запрещалось торговать с ними; а целью казенной торговли ставилось «уморение вольных цен», т. е. известное ограждение торговой эксплуатации.

Появление всех этих статей вполне понятно. Хозяйство основной массы «инородцев», особенно народов Севера, ката-строфически разрушалось. Грозным признаком этого явились голодные годы --1810, 1811, 1814, 1816 и 1817. Росли недоимки, фискальная поли-тика правительства трещала по швам. Для того чтобы обеспечить посту-пление податей с «инородцев», нужно было как-то оградить их от торговой кабалы, которая процветала в Сибири, и обеспечить им пользование их вековыми угодьями.

Но вместе с тем, в Уставе 1822 г. все это звучало декларативно. Ника-ких гарантий Устав не содержал. Говоря о казенной торговле. Устав под-черкивал, что она не должна оказывать «ни малейшего стеснения промыш-ленности частных людей». Дальнейшая практика показала, что вахтеры казенных магазинов входили в сделку с купцами, вместе с ними вздували цены на продаваемые товары и беспощадно грабили так опекаемых в Уставе 1822 г. «инородцев».

Устав не содержал гарантий и по линии охра-ны промысловых угодий коренного населения. Во-первых, но было проведено никакого землеустройства (оно и не предполагалось Уставом), которое одно лишь могло гарантировать сохранение за «инородцами» их земель, так как владение и пользование ими не было оформлено документами. Во-вторых, сам Устав в этом отношении открывал лазейку, разрешая брать у инородцев угодья «в оброчное содержание». В-третьих, никаких реальных мер против самовольного захвата угодий Устав не предусматривал.

Все это привело к тому, что и после введения Устава 1822 года, который торжественно провозгласил, что «инородцы для каждого поколения имеют назначенные во владение земли», в широких масштабах продолжалось обезземеливание коренного населения Сибири, в том числе в Якутии. Обезземеливание проходило различными путями: через «оброчное содержание» и аренду, часто бессрочную, через куплю-продажу (характерно, что в Уставе 1822 года об этом ничего не говорится), через самовольный захват.

Обнаженно и открыто выступают в Уставе 1822 года фискальные цели, которые Устав и стремился обеспечить в первую очередь. Сбором податей и повинностей занимались все инстанции «степного управления» под прямым контролем областного управления. Сам областной начальник устанавливал, сколько с каждого рода и даже с каждой души причитается сборов.

Устав 1822 года не вмешивался во внутреннюю жизнь «инородцев», в их быт и традиции. «Кочующие инородцы остаются вообще на прежних их правах», «кочующие управляются по степным законам и обычаям, каждому племени свойственным», - подчеркивал Устав.

Устав предоставлял им свободу в вероисповедании и богослужении (что, впрочем, не приостанавливало активной политики христианизации, проводившейся в XIX веке царизмом и церковью), право судопроизводства по мелким гражданским делам.

Но вместе с тем Устав 1822 года настойчиво выдвигал и поддерживал верхушку «инородцев» - патриархально-феодальную знать: «Инородцы управляются собственными своими родоначальниками и почетными людьми, из коих составляется их степное управление».

Таким образом, именно в Уставе 1822 года получил законодательное оформление наметившийся еще в XVII веке союз правительства с патриархально-феодальной знатью народов Сибири. Поддерживая патриархально-феодальную знать, укрепляя ее привилегированное положение, Устав превращал ее в свою агентуру, проводника своей политики. Вместе с тем, он, не вполне доверяя и ей, ставил ее под строгий контроль административного и судебного имперского аппарата.

Особенно в этом отношении подчеркивалось значение земской полиции, на которую возлагаются «надзор за инородными управами и родовыми управлениями». История Якутской АССР. М., 1957. С. 172.

Устав 1822 года обобщал и систематизировал то, что сложилось в процессе административной практикиуправления народностями Сибири. Вместе с тем составители Уства Г. С. Батеньков и М. М. Сперанский стремились ограничить вмешательство чиновников в «степное управление», предотвратить их злоупотребления, упорядочить взыскание податных сборов, ограничить личную власть «главных родовых начальников» коллегиальностью «учреждение степных дум, общественные сугланы). Однако эти стремления составителей Устава не осуществились.

Царское правительство и его местная администрация по-прежнему опирались на эксплуататорскую верхушку - на «степную аристократию». Степные думы, родовые управления превращались в коллегии нойонов, которые использовали аппарат «степного управления» для своих эксплуататорских целей. История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. С. 225.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954.

2. История Якутской АССР. М., 1957.

3. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

4. Ерошкин Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960.

5. Ерошкин Н. П., Куликов Ю. В., Чернов А. В. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1965.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели «Устав по управлению инородцами». Как исторический источник он имеет огромное значение, так как дает сведения об управлении коренными народами Сибири в царской России.

Благодаря этому источнику мы также можем узнать сведения о патриархально-феодальном устройстве «инородцев», о том, как разрушалось это устройство царскими властями, как происходило обезземеливание «инородцев».

Кроме того, по «Уставу» мы можем выяснить политику царизма в отношении «инородцев». «Устав» имел противоречивый характер. Несомненно, его составители имели благие цели при составлении. Но в то же время, при анализе источника, можно заметить недоработки в «Уставе», противоречия, которые впоследствии сыграли важную роль в жизни «инородцев», ухудшая их положение. Хотя, конечно, введение «Устава» регламентировало отношение с «инородцами» и ограждало их от произвола.

Вазген Авагян

В КОГО ПРЕВРАЩАЮТ РУССКИХ: ВЗГЛЯД ИНОРОДЦА

В океане несправедливости и унижения, в который окунули русских, эксцессы неизбежны, и любой нормальный инородец это отчетливо осознает.

Если покойный «гений», увенчанный венком из лаврового листа всем либералистским сообществом, Егор Гайдар публично говорил: «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы» , - это симптом.

Если героиня новой элиты Ксения Собчак мило щебечет: «Такие вот люди называются быдлом - которые завидуют, ненавидят меня… И эта черта, кстати, свойственна именно русским, поэтому я люблю евреев» , - это дважды симптом.

Или вот знаменитое настроение А. Чубайса (из его интервью прессе):

«Я перечитал всего Достоевского и теперь к этому человеку не чувствую ничего, кроме физической ненависти. Когда я вижу в его книгах мысли, что русский народ - народ особый, богоизбранный, мне хочется порвать его на куски».

Называемая великим писателем и наследницей Толстых Татьяна Толстая вещает:

«Страна не такова, чтобы ей соответствовать!.. Ее надо тащить за собой, дуру толстожопую, косную! Вот сейчас, может, руководство пытается соответствовать, быть таким же… тупым, как народ, таким же отсталым, как народ».

Альфред Кох, один из лидеров ельцинских реформ, весьма обстоятельно описал свое кредо:

«Сейчас Россия появилась, а она никому не нужна. В мировом хозяйстве нет для нее места… Русские ничего заработать не могут… Они так собой любуются, они до сих пор восхищаются своим балетом и своей классической литературой 19 века, что они уже не в состоянии ничего сделать. Сырьевой придаток. Безусловная эмиграция всех людей, которые могут думать… Далее - развал, превращение в десяток маленьких государств… Я, откровенно говоря, не понимаю, почему хаос в России может стать угрозой всему миру. Только лишь потому, что у нее есть атомное оружие?.. Чтобы отобрать у нее атомное оружие, достаточно парашютно-десантной дивизии. Однажды высадиться и забрать все эти ракеты к чертовой матери… армия не в состоянии оказать никакого сопротивления».

Ну а любимица публики Новодворская открыто выбалтывает то, что у «элиты» на уме:

«Гражданские права существуют для людей просвещенных… В зоне все откровеннее. Там есть права для всех, кроме как для „опущенных“, „для петухов“. И дело здесь не в физиологии, а в силе духа. Жалкие, несостоятельные в духовном плане, трусливые спят у параши и никаких прав не имеют. Если таким давать права, понизится общий уровень человечества… Русские в Эстонии и Латвии доказали своим нытьем, своей лингвистической бездарностью, своей тягой назад в СССР, своим пристрастием к красным флагам, что их нельзя с правами пускать в европейскую цивилизацию. Их положили у параши и правильно сделали. А когда Нарва требует себе автономии, для меня это равносильно требованию лагерных „петухов“ дать им самоуправление».

Известнейшие психологи Медведева и Шишова вспоминают, как услышали от г-на Юргенса, души ИНСОРа:

«Какие там инновации, какая индустрия! Судьба России - вывозить нефть и другое сырьё! Забудьте об остальном!»

Или вот мнение героя ЭрЭфии Ахмада Кадырова, именем которого улицы называют и которому памятники в ЭрЭфии ставят:

«Я не говорил, что каждый чеченец должен убить 150 русских. Я говорил: сколько можно, столько убивайте. Без ограничений».

Не знаю, доводилось ли неграм выслушивать от своих «белых сахибов» столько грязи, сколько выслушивают молчаливые русские от обнаглевшей, причисляющей себя к элите неруси. А ведь когда ещё мудрый И. Губерман предупреждал:

О, как бы нам за наши штуки

Платить по счету не пришлось…

Еврей! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Речь, конечно, о всех, презревших закон гостеприимства и усевшихся на шею к хозяину дома. По закону больших чисел попадет, конечно, под горячую руку и невиновным, такова жизнь. Тем моим соотечественникам, которые опасаются попасть под каток в целом справедливого русского гнева, могу посоветовать: лучшее лекарство от ксенофобии в России - это скорейшее и максимально полное возвращение гражданского и социального равноправия хозяину земли русской - русскому народу. Тот из инородцев, кто борется ЗА это - встанет в один ряд с победителями и получит заслуженную награду. Ну а тот, кто ПРОТИВ этого - пусть помнит, что историческое возмездие не всегда пропорционально деяниям…

Так ли это? Неизбежна ли русская победа, которую я считаю и своей победой тоже? Позвольте предъявить сомневающимся такое доказательство, как победу русских националистов в ЛОГОМАХИИ - войне языков и смыслов. Противники русских националистов на этом поле УЖЕ сдались и УЖЕ прекратили всякие дискуссии. Они ещё держатся физически, они ещё спорят дубинками, водометами, террором - но они уже сами утратили веру в справедливость своего дела, перешли на язык своего врага, стали видеть мир глазами своего врага.

Как говорят во Франции, сидеть на одних штыках - колко. Именно от этой колкости поёживаются русофобы. Да, крепки и мускулисты волосатые коррумпированные руки, но мысль мертва, мозг угасает. Но УБЕДИТЬ уже не в силах.

Я, старый армянин, многое повидавший, отдавший свою жизнь индустрии Армянской ССР, и на правах старого, бывалого человека, сменившего немало руководящих постов, скажу: победа ВСЕГДА свершается сначала в ДУХЕ и лишь затем - часто с немалым опозданием - её догоняет материя. Нечто, умерев, потеряв двигатель, может чисто по инерции катиться ещё многие годы по накатанной колее. Но то, что это мертвое ещё движется, вовсе не отменяет того факта, что оно уже мертво.

Так умирал СССР и советская идеология - я это помню. Ещё работала на полных оборотах советская могучая индустрия; ещё громоздились армады советских танков и маршировали советские войска, казавшиеся неисчислимыми; ещё корпели в кабинетах вооруженные лучшей техникой спецслужбы; ещё пульсировала имперская власть на всех континентах планеты… Всё ещё было, умерла только вера людская, доверие к тому, что провозглашается истиной. И с тех самых пор крушение СССР стало только вопросом времени.

Сегодня я холодно констатирую: ЭрЭфия духовно мертва. Идеалов у нее нет никаких, её доводы никого не убеждают, в её легитимность и благость никто не верит. ЭрЭфия судорожно агонизирует - то ворует у оппозиции патриотические лозунги и пытается свести в строй молодёжь (Пусть!). То пытается жалобно обосновать свою природную, либеральную природу: нельзя цены заморозить, все товары из страны утекут… То есть и хотелось бы заморозить, да неумеха я, страна моя - дырявое решето, из которого все без моей воли утекает…

Но самое главное: нет дискуссии. Власть не выставляет более против оппозиции спорщиков-поединщиков. Это - диагноз. Максим Калашников, милитарист-футуролог, удовлетворенно подмечает: мы завоевали интернет-пространство, любой либерал, который рискнет выйти в интернет-форум с «комментами», будет тут же заклеван, как белая ворона. Хасид С. Белковский убежден: дай народу возможность по настоящему выбирать - он непременно выберет националистов и отменит итоги приватизации 1990-х годов.

Дело не в том, что это так, дело в том, что власть сама - СУБЪЕКТИВНО, ВНУТРЕННЕ - в это верит. Значит, верит и в то, что служит неправому делу, что цинична и антинародна по сути своей. Тот, кто сам поверил в свою неправоту - обречен погибнуть, таков закон жизни.

Один из видных членов правящей партии «Единая Россия», основатель телеканала Russia.ru Юрий Гусаков пишет:

«Страну населяет звероподобный сброд, которому просто нельзя давать возможность свободно выбирать. Этот сброд должен мычать в стойле, а не ломиться грязными копытами в мой уютный кондиционированный офис. Для этого и придуманы „Наши“, „Молодогвардейцы“ и прочий быдлоюгенд. Разве не понятно, что при свободных выборах и равном доступе к СМИ победят как минимум ДПНИ и прочие коричневые? (…)

Валить из страны надо не сейчас, когда „Наши“ и прочие суверенные (…) строем ходят. Валить отсюда надо именно, когда всезвероподобной массе, когда этим животным позволят избрать себе достойную их власть. Вот тогда я первый в американское посольство ломанусь. А сейчас всё прекрасно - бабки зарабатывать можно, в ЖЖ лаять на Кремль можно, летать куда угодно можно. И не надо ребенку еврейскую фамилию на русскую менять, чтоб он в МГУ поступил. Сейчас полная свобода. Просто не надо принимать пропаганду на свой счёт. Ей не нас дурят, ей нас защищают от агрессивной-тупой-нищей массы, которая всё пожрёт, только дай ей волю!»

Дело не в том, что этот Гусаков - русофоб. Это уже совершенно маловажно. Дело в том, что этот Гусаков говорит, как человек, отрекшийся от добра и правды, как человек, не только внешне, но и внутренне признавший себя верным паладином зла и несправедливости. Если бы он верил в свою правоту, то требовал бы себе трибуну - митинга, газеты, телеканала - с тем, чтобы разоблачить, опровергнуть, высмеять лидеров ДПНИ и прочих. Именно так поступает любой человек, верящий в справедливость своего дела.

А Гусаков признал, что ему КРЫТЬ НЕЧЕМ. И даже обладая монополией на телеэфир, даже владея подавляющим большинством всех видов СМИ, которых так нам, патриотам России, не хватает, - даже в этих льготных условиях колоссальной форы Гусаковы выиграть на поле битвы людских сердец не могут! Насколько убога, стало быть, их идея и идеология, насколько корява и лжива, что даже при безмерном подсуживании со стороны арбитров власти раз за разом проваливаются в умах и сердцах людей!

Но человек, потерявший веру в свою правоту, в свою способность переубедить оппонентов, человек, боящийся спора и дискуссии даже в выгодных для себя условиях, закрывшийся наглухо щитами ОМОНа - уже надломленный противник, духовно он уже убит. И пусть это не слишком видно с позиции материализма - ведь внешне власть его ЕЩЁ крепка - поверьте, в позднем СССР материализм тоже не видел причин и симптомов приближающегося конца системы.

Если тебе нечего сказать людям, то ты им не нужен и не интересен. А, значит, они отвернутся от тебя. Сгонишь насильно - будут зевать и украдкой читать чужие газетки, мечтая поскорее выбраться с твоего сборища.

Если южноафриканский апартеид мог взывать хотя бы к теории расовой неполноценности негров, то угнетателям русских и этот сомнительный довод недоступен: русские - элита белой расы, владельцы около 50% основных патентов мировой техносферы. Между тем ЭрЭфия упорно оставляет русским только труд без вознаграждения, обеспечивая правящему слою огромное вознаграждение без труда. Я сочувствую пропагандистам ЭрЭфии и не хотел бы оказаться на их месте ни за какие деньги: идеологически защитить ТАКУЮ систему невозможно…

Из книги Мегабитовая бомба автора Лем Станислав

Мой взгляд на мир Статья написана в мае 1996 г.1Что общего имеет мой взгляд на мир с информатикой? Думаю, что почти всё, и постараюсь это обосновать. «Мир», или «все существующее», складывается из «вещей», о которых можно узнать благодаря «информации». Эту «информацию» вещи

Из книги Молох автора Лем Станислав

Из книги Казаки в Абиссинии автора Краснов Петр Николаевич

XII Взгляд назад Состав каравана. - Абаны. - Распределение вьюков. - Время потребное на прохождение пути от Джибути до Харара. - Стоимость верблюда. - Мулы. - Обмундирование путешественников. - Чорная прислуга. - Правила обращения с абаном и

Из книги Заложники на Дубровке, или Секретные операции западных спецслужб автора Дюков Александр Решидеович

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ Анализируя причины, по которым наша страна в последнее десятилетие XX века столкнулась с невиданной дотоле волной терроризма, большинство специалистов сходятся во мнении, что главной из этих причин стал структурный кризис, который страна и общество

Из книги Газета Завтра 356 (39 2000) автора Завтра Газета

РУССКИЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛЫЙ ЧЕТВЕРГ в Фотоцентре Союза Журналистов России состоялось торжественное открытие выставки "Кувейт, жемчужина Залива". На выставки присутствовали чрезвычайные полномочные послы государств Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Марокко а

Из книги Статьи из журнала «Компания» автора Быков Дмитрий Львович

Подсунуть инородца В Кондопоге наша власть в очередной раз продемонстрировала все, за что мы ее так любим. Сначала - коррупцию и бессилие, потом - вранье. Это касается и местных властей, и тех московских руководителей, которые попытались придать конфликту «сугубо

Из книги Газета Завтра 989 (46 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 992 (49 2012) автора Завтра Газета

Из книги Литературная Газета 6420 (№ 25-26 2013) автора Литературная Газета

Взгляд в небо Игорь Гамаюнов. Лунный чёлн: Стихи, рассказы, эссе. - М.:ИД "Золотое перо", 2013. – 100 с. – 700 экз. Литгазетовец Игорь Гамаюнов давно известен в отечественной журналистике: сфера его интересов – острые проблемы общества, специализация – судебный очерк. И вдруг

Из книги Молох (сборник) автора Лем Станислав

Мой взгляд на мир 1 Что общего имеет мой взгляд на мир с информатикой? Думаю, что почти всё, и постараюсь это обосновать. «Мир», или «всё существующее», складывается из «вещей», о которых можно узнать благодаря «информации». Эту «информацию» вещи могут «пересылать»

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Из книги Последнее прибежище [Зачем Коломойскому Украина] автора Аксёненко Сергей Иванович

Глава 6. Как националисты превращают победы в поражения С другой стороны, в той «истории», которую жителям Украины навязывают националисты, вообще нечего праздновать - там почти нет побед - одни поражения, а если и есть какие победы, то только украинцев над

Из книги Евразийский реванш России автора Дугин Александр Гельевич

1. Объективный взгляд Для того чтобы сформулировать евразийскую внешнеполитическую позицию, необходимо посмотреть на нынешнее положение России по-новому, здраво и объективно. Без обид, эмоций, ностальгии, озлобления. В каком мире мы оказались? Какие угрозы над нами

Из книги Дети-404 автора Климова Елена

Мне хочется просить прощения у всех, кого я обидел, и у всех, кого обидели другие Если вы не любите геев, спросите себя: за что? Когда вы ответите, вам будет стыдно.Когда-то я был гомофобом, и еще каким. Конечно, здесь, в Израиле, не очень-то принято в открытую об этом

Из книги Защитники прав человека или «агенты глобализма»? автора Попов Олег Алексеевич

Попов Олег Алексеевич Защитники прав человека или «агенты глобализма»? Кого защищают, а кого нет российские правозащитники? Памяти Александра Сергеевича Панарина Журнал «Москва», № 1, 2004 г.Эти строки пишутся в те дни, когда в Лондоне проходит процесс над бывшим

Из книги Спонтанность сознания автора Налимов Василий Васильевич

§ 10. Взгляд сверху Перед нами паттерн: узор на гигантском ковре, сотканном за тысячелетия человеческой мыслью. Узор многообразен, многокрасочен, хотя местами на нём остались непроявившиеся участки. Спокойно скользит по нему взор. И как бы разнообразны ни были различные