Темперамент человека: типы и свойства. Влияние типов темперамента на профессиональный выбор Сангвиник - характеристика: плюсы и минусы сангвиника

Издавна человека, кроме окружающего мира, интересовал он сам. Именно из стремления понять и обобщить, упорядочить разные характеры, типы личности и создавались астрология, китайский гороскоп, научные и эзотерические учения. Типы темперамента в своем нынешнем понимании стали изучаться и анализироваться еще в Древней Греции. Сначала Гиппократ, а затем Гален разрабатывали свои классификации. Названия 4 типа темперамента получили, как предполагали ученые, по преобладающим в организме человека жидкостям. Так, сангвинический характер, по их мнению, обнаруживает преимущество крови, флегматический - слизи (флегмы), холерический - желчи, а меланхолический - черной желчи. Позже типы темперамента изучали и Кречмер, и Павлов, и Теплов, и Стреляу. Были предложены и другие классификации (к примеру, пикник - атлетик - лептосоматик - диспластик по Кречмеру) и типологии. Однако в современной психологии типы темперамента человека, называемые вслед за древними учеными, являются одним из основных понятий, описывающих личность.

Зачем и кому нужно знать о темпераменте

Начнем с того, что, пожалуй, для большинства людей это просто любопытный и занимательный тест. Интересно познать себя, свои отличия от других. Но поскольку человек - существо социальное, постоянно находится в том или ином коллективе, то и знания о том, какие типы темперамента существуют, оказываются полезными и нужными во многих ситуациях. Дело в том, что, по Павлову, каждый из нас (с большей или меньшей выраженностью) обладает определенным типом нервной системы. Люди отличаются по силе и скорости реакций на одинаковые стимулы. Так, выделяются сильные типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик) и слабый (меланхолик). Продолжительность и скорость ответа также различна. Меланхолик и флегматик реагируют медленно, тогда как сангвиник и холерик - стремительно. Следовательно, у людей просто физиологическими особенностями обусловливается скорость усвоения новой информации, приспособляемость к необычным ситуациям, темп работы. И любому руководителю любого коллектива просто необходимы элементарные знания по психологии. В школе это поможет дифференцированно подходить к видам заданий для разных учеников, к их совместимости и возможностям объединять в группы. В рабочем коллективе важно учитывать особенности и скорость работы разных сотрудников, чтобы грамотно планировать и распределять обязанности.

Чем лучше заниматься представителям каждого из типов темперамента?

Флегматик отлично справится с монотонной бумажной работой, а вот там, где нужна будет сила убеждения, больше подойдет сангвиник или холерик. Задания, требующие большой старательности и кропотливости, тщательности, сможет хорошо выполнить меланхолик. Только стоит помнить о том, что он быстро утомляется и перегружать его нельзя. А вот с авральными работами и пионерскими проектами справится холерик, часто берущий на себя инициативу и способный работать интенсивно и быстро. Меланхолик скорее не сможет успешно провести переговоры, такое задание лучше доверить сангвинику, которого непросто вывести из равновесия и сбить с толку. Типы темперамента важны и при определении профессиональной пригодности. Не случайно для многих специалистов предусмотрены как квалификационные, так и периодические психологические тестирования (к примеру, для сотрудников служб спасения, полиции). Стоит учесть, что ярко выраженные типы темперамента встречаются редко. Как правило, в человеке присутствуют черты как минимум двух. Причем в разные периоды жизни может ярче проявляться то один тип, то другой. В семье также важно знать и понимать, что некоторые особенности характера просто есть у человека с рождения и принимать его таким, какой он есть.

Отличная статья. Грамотно и легко написанная. Проверьте своего ребенка, а, главное, себя - в детстве и сейчас. Думаю, это поможет понять свою силу, разрешить себе быть самим собой.

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Согласно словарю, темперамент — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Добавлю - врожденная характеристика. То есть темперамент не нужно стараться переделывать, он определен «устройством» нашей нервной системы и, как правило, не меняется в течение всей жизни. Темперамент не хорош, не плох, желательно просто знать его, чтобы использовать его сильные стороны и учитывать слабые.

Существуют разные теории темперамента, но наибольшую популярность завоевала одна - согласно которой типов темперамента всего четыре (первым о них говорил еще «отец» медицины Гиппократ): сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Педагоги говорят:

Сангвиники среди нас - это душа коллектива.

Холерики - движущая сила.

Флегматики - наша совесть.

Меланхолики - мозговой центр.

Вот что пишет о темпераментах В.Н.Костяева (http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301102.shtml).

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Что же такое - темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже, и определите, какие черты наиболее свойственны вам и вашему ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

Развернутая характеристика типов темперамента
Холерик

Общая характеристика:

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Ежедневные проблемы:

  • часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;
  • задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;
  • с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;
  • излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;
  • холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;
  • проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Сангвиник

Общая характеристика:

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы:

  • если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;
  • если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;
  • не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Флегматик

Общая характеристика:

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:

  • пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;
  • если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";
  • попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;
  • маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;
  • хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;
  • предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

  • не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
  • не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
  • не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами;
  • наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Меланхолик

Общая характеристика:

Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:

  • делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";
  • в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;
  • отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";
  • вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

Попробуйте определить, какой темперамент преобладает у вашего ребенка. Помните, что «чистые» темпераменты встречаются крайне редко. Чаще всего у каждого из нас преобладает «смесь» из черт двух-трех темпераментов. (Тест подготовила педагог-психолог Ольга Анисимович, специально для детского портала "Солнышко".)

ТЕСТ

"Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?"

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.

б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.

в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.

г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

а) Положительные эмоции.

б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.

в) Бурные эмоции, гнев.

г) Робость, страх.

3. Реакция на наказания:

а) спокойная;

б) без эмоций;

в) на словесные - спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста;

г) обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).

б) Малоэмоционален.

в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).

г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.

б) Спокойные, тихие, уединенные.

в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.

г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные - только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.

б) Предпочитает одиночество.

в) Всегда нужны сподвижники и зрители.

г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Душа компании, лидер по выбору детей.

в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.

б) Обстоятельно, но медленно.

в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.

г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).

б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).

в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).

г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе - долговременной).

10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:

а) средняя (устает соответственно деятельности);

б) низкая (практически не устает);

в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);

г) высокая (устает от малейшей деятельности).

11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.

б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).

в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).

г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

12. Какие движения преобладают у ребенка?

а) Уверенные, точные, ритмичные.

б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.

в) Порывистые, резкие.

г) Неуверенные, неточные, суетливые.

13. Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.

б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.

в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.

г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

14. Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.

б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.

в) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.

г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?

а) Адаптировался легко, быстро.

б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.

в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.

г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

Результат:

а) , то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник .

Если чаще встречаются варианты б) , то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика .

Если чаще встречаются варианты в) , то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный - холерик .

Если чаще встречаются варианты г) , то преобладает темперамент меланхолика .

Вспомнив свое детство, можете выбрать ответы, подходящие именно для Вас, тогда появится возможность сравнить темперамент ребенка и свой и сделать выводы. Возможно, Вы своим сильным темпераментом «давите» более слабый темперамент ребенка. Не «улучшайте» и не «украшайте» темперамент своего ребенка! За это он расплатится болезнью, а Вы - проблемами в воспитании и развитии ребенка.

Оригинал статьи: http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/specialist/pstchologist/29560-2009-03-03-00-52-32

В одной из предыдущих статей я писал, что одним из популярных направлений в психологии является выделение групп (типов) людей по разным признакам. Чаще всего людей объединяют в группы по присущим им индивидуальным чертам. Например, людей, склонных привлекать к себе внимание, «показывать себя», называют «демонстративными»; людей, постоянно о чем-то тревожащихся, очень ответственных и беспокойных называют «тревожными» и так далее.

Также я писал о том, что теории черт не позволяют точно предсказать поведение человека в той или иной ситуации, даже если мы знаем, какие черты ему присущи. И все же, отказываться от теорий черт совсем вряд ли разумно, поскольку знание особенностей людей позволяет избегать неопределенности и лучше понимать «движущие силы», определяющие их поведение в повседневной жизни.

Наиболее важной типологией людей изо всех, разработанных в рамках психологической науки, мне представляется типология темпераментов, вернее будет сказать «типологии», поскольку сегодня их существует несколько. Дело в том, что разделение людей на группы по их темпераментам впервые предложил еще Гиппократ, и его типология продержалась несколько столетий. К настоящему времени ее теоретические основания изменились, но благодаря нашему соотечественнику И. П. Павлову, а также еще нескольким отечественным и зарубежным ученым «жизнь» этой типологии была продлена еще более чем на пол века. И сегодня мы можем извлечь пользу из этой классификации, в том числе пользу при выборе подходов к обучению и воспитанию детей.

Итак, темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. То есть, это набор черт, отражающих динамические свойства человека (подвижность происходящих психических процессов, активность, интенсивность, темп, ритм, эмоциональность), присущие человеку от рождения, заданные биологически, практически не изменяющиеся в течение жизни. Темперамент отвечает не на вопрос, что человек делает, а на вопрос, как человек что-то делает. Темперамент не определяет убеждений человека, его взглядов, интересов, возможностей. Люди с самым разным темпераментом могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности.

Ученые, изучающие темперамент, предлагают разные основания выделения типов темперамента, а иногда и разные названия для этих типов. Кроме того, есть мнение, что типов темперамента может быть слишком много, поэтому нужно говорить не о них, а об отдельных чертах темперамента.

В этой статье я буду опираться на наиболее популярную классификацию, которая состоит из четырех типов темперамента — сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического. «Чистых» темпераментов, конечно, не существует, но всегда можно выделить тот, к которому человек тяготеет больше, чем к другим. Рассмотрим их подробнее применительно к тому как они могут быть полезны для выбора способов обучения и воспитания детей.

Сангвинический темперамент . Ребят с сангвиническим темпераментом можно охарактеризовать как живых, любознательных, подвижных (без резких, порывистых движений). Как правило, они жизнерадостны и веселы. Не отличаются эмоциональной устойчивостью, легко поддаются чувствам, хотя эти чувства обычно не глубоки и не сильны. Неудачи переносят сравнительно легко, быстро забывают обиды. Общительны, любят находиться среди людей, легко устанавливают контакты, приветливы и доброжелательны, умеют поддерживать хорошие отношения с окружающими. Проявляется темперамент и в учебе. Если учебный материал интересен, не вызывает затруднений, находит у него эмоциональный отклик, то ребенок легко переключает внимание, хорошо соображает и довольно быстро этот материал усваивает. Если же учебный материал неинтересен и для его изучения нужна длительная, напряженная, однообразная работа, к которой ребенок не испытывает эмоционального отклика, то он отвлекается, плохо усваивает такой материал.

Советы родителям и педагогам по воспитанию детей, у которых преобладают сангвинические черты темперамента:

  • ошибка, которую часто допускают взрослые в воспитании сангвиника — прекращение всякого контроля и невнимание к его внутреннему миру (дружелюбный и веселый тон ребенка могут скрывать внутренние проблемы и переживания; отсутствие контроля может провоцировать небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца);
  • рекомендуется поощрять активные виды деятельности и занятие любительским спортом;
  • поддерживать настойчивость, старательность, целеустремленность, умение сосредотачиваться, доводить дело до конца (этому помогут конструкторы, паззлы, разные виды рукоделий и т. п.);
  • обсуждать отношения со сверстниками и близкими людьми, то, как те или иные его поступки могут обижать или радовать окружающих.

Известные сангвиники: В. А. Моцарт, Н. Бонапарт, А. И. Герцен

Флегматический темперамент . Ребенок с флегматическим темпераментом спокоен, медлителен, инертен. Его трудно вывести их себя. В учебе и делах проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен соблюдать порядок в вещах и делах, любит привычную обстановку и не любит перемен. Начатые дела, как правило, доводит до конца. Медлительность может создавать трудности ребенку в учебной деятельности, особенно если нужно что-то быстро запомнить, быстро понять, сообразить, выполнить. В таких ситуациях ребенок может теряться, проявлять беспомощность. А вот запоминает материал он обычно основательно и надолго.

В отношениях с людьми флегматик, практически всегда ровен, спокоен, в меру общителен, хотя и предпочитает ограниченный круг друзей. Настроение у него устойчивое, его трудно задеть эмоционально, он старается уклоняться от ссор, неприятности и неудачи редко выводят его из себя.

Советы родителям и педагогам:

  • не наказывать и не высмеивать за медлительность и неуверенность, но и не выполнять его дела за него;
  • возможно время от времени «подталкивать», однако в доброжелательном тоне, без унижений;
  • больше доверять, поскольку он достаточно основателен и ответственен;
  • учить понимать чувства и мотивы поведения других людей, понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов, И.Ньютон

Холерический темперамент . Представители этого темперамента отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Неуравновешенность сказывается и в деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом, проявляя, иногда, удивительную для окружающих работоспособность. Но «энергетический запас» часто довольно быстро иссякает, особенно если работа оказывается однообразной и требующей усидчивости, терпения. В этом случае наступает охлаждение, подъем и воодушевление сходят на нет, настроение резко падает.

В отношениях с людьми также редко удерживается продолжительное время в ровном настроении. Может допускать вспыльчивость, резкость, раздражительность, что создает конфликтные ситуации.

К положительным чертам холерического темперамента можно отнести энергию, активность, страстность, инициативность. К отрицательным — несдержанность, резкость, вспыльчивость.

Советы родителям и педагогам:

  • избегать жесткого контроля, ограничения активности (активность, импульсивность не уменьшится, а контакт с ребенком потеряется);
  • рекомендуется заниматься подвижными видами спорта;
  • следить, чтобы ребенок проверял свою работу и доделывал до конца;
  • поощрять любое проявление старательности и терпения;
  • учить поддерживать и налаживать взаимоотношения с другими людьми (разбирать конфликтные ситуации, обсуждать книги и фильмы, проговаривая варианты правильного поведения);
  • учить самоконтролю (элементарный счет про себя, простая дыхательная гимнастика и т. п.);
  • ни в коем случае не стыдить при всех, не ставить в пример других детей.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев

Меланхолический темперамент. Для детей с меланхолическим темпераментом свойственны эмоциональность, впечатлительность, высокая чувствительность, ранимость. Они тяжело переносят огорчения, обиды, хотя внешне эти переживания выражаются обычно слабо. Быстро утомляются, но в привычной, спокойной обстановке могут проявлять хорошую продуктивность.

Часто они застенчивы, склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми людьми, в незнакомой обстановке проявляют неловкость, скованность.

При этом обычно тактичны, деликатны, проявляют чуткость и отзывчивость, обладают богатым внутренними миром.

Советы родителям и педагогам:

  • внимательно относиться к проблемам и переживаниям ребенка;
  • избегать упреков в лени, пассивности, отсутствии способностей;
  • научить знакомиться с другими детьми, включаться в общие игры;
  • хвалить, хвалить и еще раз, хвалить, отыскивая даже в неудачах позитивные моменты;
  • учить воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам;
  • переключайте внимание на результат деятельности, а не на оценку;
  • говорить, что вы уверены в его силах, знаете, что он справится с задачей, напоминать о прошлых успехах.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь, А. А. Блок

В заключение мне хотелось бы предложить тест, который подготовила педагог-психолог Ольга Анисимович, специально для детского портала «Солнышко», и который позволит уточнить темперамент вашего ребенка.

ТЕСТ

«Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?»

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.
б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.
в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.
г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

а) Положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.
в) Бурные эмоции, гнев.
г) Робость, страх.

3. Реакция на наказания:

а) спокойная;
б) без эмоций;
в) на словесные — спокойная, на остальные — с бурными реакциями протеста;
г) обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).
г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.
б) Спокойные, тихие, уединенные.
в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.
г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные — только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Душа компании, лидер по выбору детей.
б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.
в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.
г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.
г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).
б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).
в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).
г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе — долговременной).

10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:

а) средняя (устает соответственно деятельности);
б) низкая (практически не устает);
в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);
г) высокая (устает от малейшей деятельности).

11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.
б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).
в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

12. Какие движения преобладают у ребенка?

а) Уверенные, точные, ритмичные.
б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.
в) Порывистые, резкие.
г) Неуверенные, неточные, суетливые.

13. Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.
г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

14. Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.
в) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.
г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?

а) Адаптировался легко, быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.
в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.
г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

Результат:

Если чаще встречаются варианты, а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник .

Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика .

Если чаще встречаются варианты в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный — холерик .

Если чаще встречаются варианты г), то преобладает темперамент меланхолика .

Вспомнив свое детство, можете выбрать ответы, подходящие именно для вас, тогда появится возможность сравнить темперамент ребенка и свой и сделать выводы. Возможно, вы своим сильным темпераментом «давите» более слабый темперамент ребенка. Не «улучшайте» и не «украшайте» темперамент своего ребенка! Только оставаясь самим собой он будет действительно счастлив.

Выбор профессии не теряет своей актуальности на протяжении долгих лет. Круг профессий очень широк и, поэтому, в наши дни молодые люди часто сталкиваются с проблемой выбора профессии.

Выбор профессии - это социальный процесс, в ходе которого индивиды последовательно осознают наличие в обществе профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей, путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. Выбор профессии включает профессиональную ориентацию, а также выбор связанного с профессией социального положения.

Как мы знаем, человек – это существо эмоциональное и он ежедневно переживает различные чувства. Но наши переживания могут отличаться по четырем основным направлениям: удовольствие и неудовольствие, возбуждение и успокоение. И данные направления не представлены в каждом из нас одинаково. Каждый человек обладает индивидуальными свойствами и между людьми отмечаются весьма значительные различия. Среди нас бывают и оптимисты, и пессимисты. У людей с оптимистическим настроем положительные эмоции возникают легче, чем у людей с пессимистическим настроем. Таким образом, у оптимистов преобладают чувства удовольствия, а у пессимистов преобладают чувства неудовольствия. Такие эмоциональные преобладания и именуются в современной психологии темпераментом. Темперамент служит природной основой заложенного в людях характера и именно поэтому

Специалисты придают большое значение темпераменту как одному из важнейших критериев выбора профессии.

Все хотят иметь хороший достаток и работу, которая будет всегда по душе и в радость. Однако часто возникает ситуация, когда работа приносит хороший заработок, условия работы великолепны, а в коллективе только дружелюбные работники. Но удовольствия такая работа не приносит. В чём же дело? Оказывается, вся проблема в природном характере человека, его индивидуальных особенностях, которые сказываются на протекании различных психических процессов, – речь идёт о темпераменте.

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент - тип высшей нервной деятельности человека.

Согласно И.П. Павлову выделяют четыре типа темперамент: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик. Рассмотрим их более подробно и учтём походящие по темпераменту профессии.

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, он общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Сангвиник рождён для того, чтобы занимать должности руководителя. Из них чаще всего получаются самые приятные и душевные начальники. Сангвиник - очень расчётливый человек, он знает, как уговорить и расположить к себе человека. Единственное, в чём видят затруднение сангвиники – это технические моменты, в которых данный тип темперамента не совсем силён.

Что касается профессий, сангвиникам подходят живые, яркие профессии, которые требуют значительного общения с другими людьми. Сангвиники любят расширять свой горизонт, открывать для себя что-то новое и проявлять в работе креативность. Сангвиник - прежде всего педагог, администратор, журналист, экономист, технолог, адвокат и менеджер по персоналу. Также сангвиник сможет добиться значительного успеха в роли официанта или продавца.

Монотонная работа, которая будет требовать постоянного внимания, точно не для сангвиников. Данный тип темперамента не любит детальную, кропотливую работу с постоянной сосредоточенностью. Поэтому такие профессии, как бухгалтер, архивист, ювелир, диспетчер и реставратор можно сразу исключить из списка подходящих сангвинику профессий. Холерик отличается повышенной возбудимостью, его действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

В плане работы холерики имеют большие преимущества относительно других типов темперамента. Работники-холерики отличаются тем, что они меньше всего подвержены стрессу. Даже если обстановка на работе напряжённая, имеется большое количество проблем – холерики быстро восстанавливают свои силы и снова готовы упорно работать. В большинстве случаев холерики – это отличные лидеры, поэтому им легче всего руководить. Холерики, хоть и строгие, но самые качественные начальники.

Скука – главный враг холерика, заставить себя учиться и работать через скуку холерик практически не способен. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе . Холерик легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам.

Холерикам подойдут те профессии, которые требуют большой энергии и высокой концентрации внимания: артист, дипломат, журналист, специалист по PR, дизайнер. Кроме того, из холериков получаются отличные предприниматели и бизнесмены. Среди успешных педагогов также немало холериков. Люди с холерическим типом темперамента полюбят такие профессии, как тренер, геолог, следователь и даже лётчик.

Говоря о профессиях, которые близки холерикам, стоит упомянуть и те, которые им совсем не подходят. Род деятельности, который требует однообразной и конвейерной работы загубит энергичного холерика. Эти люди никогда не смогут монотонно перебирать бумаги в библиотеке или бухгалтерии.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Как уже выяснилось, главная черта флегматиков – это медлительность. В случае стрессовой ситуации на работе только флегматики способны с абсолютным спокойствием проанализировать сложившуюся неприятную ситуацию и принять наиболее правильное решение. Хотя флегматики и «раскачиваются» довольно долго, порученное им задание будет выполнено идеально, без нареканий. Однако, данный тип темперамента не будет выполнять работу, которая в поручение не входила.

Что касается монотонной и однообразной работы, флегматики в ней наиболее продуктивны. Флегматический тип темперамента очень силён в точных науках. Из флегматика получается отличный механик и инженер, физик или математик, ботаник или астроном, ювелир, диспетчер.

Работа, требующая публичной и энергичной жизни, измучает тихого и медлительного флегматика. Профессии, которые флегматику однозначно не подойдут: секретарь, ведущий шоу, дирижёр, бизнесмен, хирург или менеджер.

Однако, многие из флегматиков своей размеренностью и неторопливостью достигли больших успехов и стали знаменитыми. Например, М. И. Кутузов имел постоянность в своей деятельности, и начав с самого детства службу в армии, он посвятил ей всю жизнь. Про него говорили, что он «поспешал, не спеша», то есть делал все без излишней торопливости, работал не быстро, но очень продуктивно.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности , но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

Меланхолики любят работу в одиночестве. Люди с меланхолическим типом темперамента весьма эмоциональны и чувствительны, они замечают каждую тонкость в поведении окружающих их людей. Меланхолики великолепно чувствуют искусство, музыку, литература. Меланхолики способны впадать в депрессию от малейшей их неудачи, они часто грустят и печалятся без причины, часто тревожатся.

Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик, и как программист, бухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолики нелегко переносят деятельность, где часты форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.

Меланхолический темперамент и выбор профессии, которая потребует постоянного общения с людьми, будет не лучшим вариантом. Тонкая нервная организация меланхоликов не выдержит напряжения таких профессий, как: врач (особенно хирург), спасатель, лётчик, диспетчер.

На данный момент существует множество методик по определению типа темперамента. Мы воспользовались личностным опросником Айзенка и провели опрос среди студентов Пензенского Государственного Университета по педагогической специальности. В исследовании участвовало 20 человек, выбравших профессию учителя иностранных языков.

Прежде всего, педагог – это трудолюбивый, работоспособный, дисциплинированный, ответственный, организованный, настойчивый работник, который умеет поставить цель и найти пути её достижения. Следуя всем этим качествам, мы сделали определённый вывод: лучшие педагоги – это, прежде всего, сангвиники и холерики. Однако, если педагог – ярко-выраженный холерик, ему следует обладать очень важным качеством: умение контролировать себя и свои эмоции. Это, пожалуй, самый важный момент в выборе педагогической профессии для холерика. По нашему мнению, флегматику и меланхолику не подойдёт педагогическая профессия, так как они интровертированны. Меланхолик не выдержит напряжённости, а флегматику будет мешать его медлительность.

Методика Айзенка выявила, что среди опрошенных студентов - сангвиников - 6 человек, меланхоликов – 5, холериков – 8, флегматиков – 2. Следовательно, можно сделать вывод, что холерики и сангвиники среди студентов педагогических профессий всё же преобладают. Однако, встречаются и типы темперамента, которым работать в школе будет сложно.

Наше исследование показывает, что тип темперамента действительно в большинстве случаев влияет на выбор профессии.

Так что не стоит игнорировать психологов, которые советуют выбирать профессию, согласовывая её с типом своего темперамента. Это обеспечит вам и удовлетворение от работы, и хорошее настроение каждый день, и приятные отношения с начальством и коллективом в целом. Выбранная профессия по темпераменту поможет достичь гораздо больше успехов в карьерном росте, чем работа, выбранная в зависимости от зарплаты или близости к дому.

Фото 1 из 1

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Темперамент - это проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Типы темперамента

Меланхолик

У меланхолика повышенная чувствительность. Поддается чувствам. Болезненно обидчив. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Плачет тихо, голос тихий. Мимика и движения невыразительны. Ненастойчивый и неуверенный в себе, робкий. Малейшая трудность заставляет опускать руки. Легко утомляется и мало работоспособен. Неустойчивое и легко отвлекаемое внимание.

Трудно приспосабливается к новой обстановке. С трудом сходится с новыми людьми. Поведение и переживания определяются больше внутренними образами, чем внешними впечатлениями. Предпочитает чтение или телевизор общению с людьми. Обладает богатым воображением, склонен к рассуждениям. Обычно серьезно относится к принятию решений, но не заботится о практически важных вещах, так как погружен в себя и не чувствует в себе способности к выполнению требований, предъявляемых жизнью.

Меланхолику, хотя его нередко называют из-за его тонкой чувствительности “совестью человечества”, слишком часто достается от внешнего мира, отсюда его пессимистичность: ничего хорошего от этого грубого мира он не ждет. Зато меланхолик имеет свой богатый внутренний мир, способность к глубоким устойчивым чувствам. Эти преимущества делают меланхолика изысканно утонченным человеком. От неблагодарного окружения ему чаще достается роль порабощенного грубым партнером, страдальца или обманутого.

Флегматик

Флегматик мало эмоционален. Его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Медленный, в сравнении с другими типами темперамента, темп движения и речи. Внимание сосредотачивает как бы не сразу и с трудом переключает его. Сложно, со своей скоростью, которая может “социально” не устроить других, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Не поддается эмоциям. Не доверяет внезапным побуждениям.

Планирует свои действия. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Несмотря на кажущуюся медлительность и невыразительные движения, работоспособен, энергичен, отличается терпеливостью и выдержанностью, самообладанием, хотя его не назовешь находчивым (опять же из-за скорости, а не интеллекта). Ровный, внушающий доверие. Как правило, доброжелательный, рассудительный, осмотрительный и благоразумный человек. Предпочитает поддерживать контакты с узким кругом хорошо знакомых людей.

Флегматиком можно управлять. Он не испытывает “великих страстей” и не имеет больших притязаний, нередко его вполне устраивает посредственность. Требуется много времени, чтобы расшевелить его, зато и работу свою он делает основательно и хорошо, как никакой другой темперамент. Флегматик вносит во взаимоотношения стабильность и покой. Хотя его кажущаяся медлительность более темпераментного человека порой может и раздражать, но чего не сделаешь ради желанного покоя! Он иначе не может, у него только такой темп жизни. И приходится приспосабливаться к его темпу, на что нужно запастись немалым терпением.

Сангвиник

У сангвиника повышенная реактивность: по незначительному поводу громко хохочет, несущественный факт может сильно рассердить. Однако хорошо контролирует выражение своих чувств и действий. Живо и с большим вниманием откликается на все, что его привлекает. Быстро концентрирует внимание. Ориентирован на внешние обстоятельства, от которых зависят его чувства и переживания. Трезво оценивает внешнюю действительность. Легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. Даже его чувства, настроение, интересы и стремления из-за высокой пластичности очень изменчивы. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. Относительно быстрый темп речи, быстрота ума и находчивость.

Легко переключается с одной работы на другую. Быстро усваивает и перестраивает навыки. Очень энергичный и работоспособный. Может долго работать, не утомляясь. Энергично берется за новое дело. Умеет приспосабливаться к трудностям и испытывать удовольствие от жизни. Достигает желаемого. В отличие от меланхолика, его чувствительность “грубовата”, и некоторые вещи сангвиник попросту не замечает (например, слабые звуки, слабый свет, скрытые чувства). Поэтому, видимо, он спокоен и даже беззаботен. На людей производит приятное впечатление. Имеет достаточно много прочных контактов с разными людьми. Сангвиники нередко становятся лидерами. Потому что сангвиник - социально наиболее адаптивный тип.

Холерик

Необузданный, несдержанный, нетерпеливый, вспыльчивый. Проявляет наступательность и агрессивность. Легко может выйти из себя, активно проявляет неудовольствие, из-за чего часто попадает в проблемные ситуации. Ему труднее сдерживать проявление своих чувств и непроизвольных реакций. Легко испытывает волнение и беспокойство. Ориентирован на внешнее, переживания и действия в большей степени определяются впечатлениями извне, чем представлениями о прошлом и будущем или внутренними образами. Так же, как у сангвиника, пониженная чувствительность; слабые звуки и световые раздражители не воспринимает. Испытывает затруднения в переключении внимания. Характерен быстрый психический темп. Не удовлетворен своими способностями разрешать трудности. Энергично принимается за новое дело. Быстро завязывает и, при желании, поддерживает многочисленные знакомства.

Холерика сложнее дисциплинировать. Активному, самоуверенному, властному холерику и самому не сладко от себя, не говоря уже о тех, кто с ним общается. Уживаться с ним может разве что флегматик. Холерик сам себе создает проблемы, всем навязывает свое мнение. Везде стремится отстоять свои права, хотя мало кто осмеливается оспаривать их. Легко раздражается, повышает голос, срывается. Поступки нередко бывают опрометчивы. Некритически и самоуверенно оценивает ситуацию. Излишне упорно настаивает на своем, что ведет к спорам и конфликтам. Холерика обычно признают, но редко любят.

Какой из темпераментов лучше?

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.

Многие исследователи часто задавались вопросом: какой из темпераментов лучше? Какой из них больше соответствует требованиям жизни или полнее обеспечивает внутреннее развитие человека? Ответы давались разные. Гениальный ученый древности Аристотель считал, например, что все выдающиеся люди были меланхоликами, а философ И. Кант более других ценил флегматический темперамент.

Теперь мы хорошо знаем, что и тот и другой ошибались: люди выдающихся способностей могут обладать самыми различными темпераментами. Суворов и Герцен были сангвиниками, Петр I и Павлов - холериками, Гоголь и Чайковский - меланхоликами, Крылов и Кутузов - флегматиками. Значит, уровень способностей не зависит от темперамента человека.

Не связано с темпераментом и большинство других качеств человеческой личности, например черты характера. Если раньше всерьез полагали, что холерику, например, свойственны честолюбие и любовь к лести и пышности, а сангвинику - легкомыслие и плутовство, то сейчас такая точка зрения считается безусловно ошибочной.

Ни в коем случае нельзя думать, что тип нервной системы и сложившийся на его основе темперамент роковым образом определяют способности человека, черты его характера, его интересы и склонности, мировоззрение и убеждения. Духовное развитие человека обусловлено не врожденными свойствами нервной системы, а тем, как складывается опыт человека, его отношения с окружающим миром. Большую роль играет и воспитание, то направление, какое будет придано развитию личности в детстве и в течение всей дальнейшей жизни.

Зачем знать свой тип темперамента?

Знание своего собственного типа темперамента очерчивает круг своих собственных возможностей, определяет свои сильные и слабые стороны, сферы, где требуются усилия для овладения новыми качествами или некая компенсация возможностей. Например, холерику легче выработать у себя быстроту и энергичность действий и довольно сложно - выдержку и хладнокровие, а флегматику - наоборот, хотя сами по себе это качества, нужные всякому человеку.

Знание типа темперамента другого человека позволяет вам определить стратегию поведения и действий относительно этого человека, приспособить к нему язык и манеру общения, а также чего опасаться с его стороны (защита, предосторожность). И то, и другое усиливает эффективность контакта и увеличивает гибкость в общении с человеком.

Работа над темпераментом

Может ли взрослый работать над своим темпераментом? Да, над темпераментом можно работать и добиться определенных изменений. Холерик, который после вспышки гнева просит прощения, может сказать: “Ты ведь знаешь, я этого не хотел, но так получилось. Я просто не сумел сдержаться”. Флегматик вполне осознанно может заметить: “Давай потихоньку - у меня быстро не выходит”. Оба примера показывают, что “я”, осознав односторонность своего существа, начинает над нею работать. Самовоспитание не в том, чтобы истребить холерические свойства или флегму либо сознательно их подавить. Цель, скорее, в том, чтобы научиться направлять эти свойства темперамента в позитивное русло.

Холерик, страдающий от неконтролируемых приступов “буйства”, может выполнять какие-нибудь мелкие обязанности, собрав всю свою силу, полностью ее осознав. Если же человек замечает, что в нем слишком мало холерического, что он слишком легко приспосабливается к обстановке, затрудняется высказывать свое мнение и только критикует, когда ничего уже не изменить, то он может развивать инициативу, взяв себе за правило ежедневно выполнять какое-нибудь дело, к которому его ничто извне не принуждает. Главное, чтобы воля действовала не по внешнему принуждению и не под давлением обстоятельств, а исключительно на основе собственного решения.

Сангвиник может упражняться в сосредоточенности, занимаясь совершенно неинтересными делами, педантично доводя их до конца и только затем переходя к другому делу. Таким образом он осознаёт свою склонность к поверхностности и необязательности и учится владеть собой и выполняемым делом. Тот, кто считает, что сангвинический темперамент выражен в нем слишком слабо (это обычно характерно для меланхоликов), может попытаться воспитать в себе открытость и веселость, сознательно стараясь развить интерес ко всему, что ему встречается.

Тому, кто хочет поработать над своим флегматическим темпераментом, можно порекомендовать ежедневно заниматься чем-нибудь особенно скучным, неинтересным. Скука, которая очень скоро охватывает человека, отчетливо показывает ему, как много он упускает в жизни вообще из-за своей инертности. Далее, для флегматика очень полезно поработать над любовью к правде, ведь в силу лености и склонности к комфорту и покою ему куда легче солгать - только бы его никто не трогал. Важно для него также каждый вечер перебирать в памяти события истекшего дня, причем укладываться, скажем, в пять минут.

Тот же, кто считает, что в нем слишком мало флегмы, может для развития выдержки и терпения заняться вот чем: возвести в ранг идеала верность и любовь к детали. Меланхолику полезно наглядно продемонстрировать себе обстоятельства, которые в природе и у других людей ведут к тому, что нечто погибает или не может развиться. Отождествление с болью и страданием других создает возможность с толком применить меланхолические свойства, т.е. направить их не только на себя. Проделывая систематически это упражнение, человек скоро заметит, как жалость к себе, бесконечные раздумья о собственных неудачах сменяются участливым стремлением помочь другим людям.

Хочется пожелать холерикам быть терпимее к окружающим, меланхоликам - меньше внимания обращать на неудачи, флегматикам - почаще раскрывать свои чувства, сангвиникам - быть более внимательными и последовательными в своих действиях.

По материалам www.effecton.ru , www.snz.vega-int.ru , www.astroland.ru , www.malipuz.ru , www.temp.zovu.ru , www.temp.zovu.ru .

Подготовила Татьяна Колесник

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!