Особенности внимания у дошкольников с гипердинамическим синдромом. Этот страшный диагноз — гипердинамический синдром. Количество предложенной помощи

1. Введение...………………………………………………………………………3

2. Гипердинамический синдром………………………………….……………...6

3. Гиподинамический синдром……….………………………………………….8

4. Помощь при гипердинамическом синдроме………………………………….11

5. Помощь при гиподинамическом синдроме.…………………………………..14

6. Заключение……………………………………………………………………...17

7. Литература………………………………………………………………………19


Введение.

С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз ММД.

ММД - полное наименование минимальная мозговая дисфункция. В эту категорию рекомендовано относить детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не выявляются при стандартном неврологиче­ском обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.

Отечественные ученые определяют ММД следующим образом:

Сборная группа различных по этиологии (происхождению), патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее является повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные (рассеянные) легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Это определение, разумеется, далеко от совершенства, но на основании всего вышесказанного мы уже можем выделить некоторые понятные для родителей, узловые моменты:

1. ММД - это исход легкого органического поражения головного мозга.

2. На фоне этого поражения могут наблюдаться различные неврологические симптомы и невротические реакции.

3. В школьном возрасте могут иметь место специфические сложности с учебой и поведением.

И наконец, то, что нас интересует - гипердинамический и гиподинамический синдромы у детей.


Гипердинамический синдром.

Гипердинамический синдром - одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей в основном выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома ученым, увы, до сих пор неизвестны. В настоящее время существует ряд более или менее обоснованных предположений (гипотез) по этому вопросу. Ряд исследователей полагает, что в случае гипердинамического синдрома мы имеем дело только с последствиями родовой травмы. Другие считают, что наряду с возможной травмой имеются и нарушения биохимического баланса в центральной нервной системе. Группа петербургских врачей выдвигает предположение, что ключ к этому распространенному заболеванию лежит в нарушении кровообращения головного мозга.

Для родителей гораздо важнее не высоконаучные дискуссии специалистов и не физиологическо-биохимические сложности. Им важно понять, что именно происходит с ребенком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром. Попробуем объяснить.

1. По тем или иным причинам мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

2. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс вос становления.

3. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т. д. И на процесс восстановления (Е1), и на процесс нормального возрастного развития (Е2) нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой (Е1 + Е2).

4. При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, подготовка к годовой контрольной или тестированию в престижную гимназию) или после соматических заболеваний (ЕЗ) у гипердинамического ребенка может наступать ухудшение невро логического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением. На все вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой еще возросшей нагрузкой (Е1 + Е2 + ЕЗ).

5. В нервной системе есть два основных процесса - возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

6. При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14-15 го дам). Процесс «восстановления хозяйства» завершен, и ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников. На научном языке этот процесс называется реконвалесценция (обратное развитие) синдрома.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребенком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность.

Будучи младенцем, такой ребенок самым невероят­ным образом выпутывается из пеленок. Только что младенчика упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, ле­жит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке.

Оставить такого младенца на пеленальном столе или на диване невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и с глухим стуком свалится на пол. Впрочем, как правило, все последствия ограничатся громким, но коротким воплем.

Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Ребенок может всю ночь вопить, требуя укачивания, хотя вроде бы и пеленки сухие, и поел недавно, и температуры нет. Может спокойно «гулять» с трех ночи до восьми утра,

Потом спать до шести вечера. Может спать не больше трех часов кряду, изматывая мать бесконечными пробуждениями и короткими, но яростными периодами активности. Причем все описанные сложности могут наблюдаться в разное время у одного и того же младенца. Рационально объяснить их (режутся зубки, болит животик и т.д.) обычно не удается ничем, кроме взаимного расположения звезд.

Иногда наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам (правда, сделать это может только специалист, который хорошо знает, как манипулируют предметами обычные дети такого возраста). Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Как правило, моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинами­ческие дети раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. В манеже такого ребенка обычно не удержать. Именно эти дети просовывают головки между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро и сноровисто научаются снимать все, что на них надевают заботливые родители.

При наличии возможности, ползать эти дети начинают раньше, чем ходить, иногда просто фантастически рано. Как только гипердинамический ребенок оказывается на полу, в жизни семьи наступает новый, чрезвычайно ответственный этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество от возможных повреждений. Активность гипердинамического младенца неостановима и со­крушительна. Иногда у родных создается впечатление, что он действует круглые сутки, практически без перерыва.

Нет такого шкафа, который гипердинамический ребенок не сумел бы открыть, нет такого дивана, стула или стола, на который он не сумел бы взобраться (а потом упасть оттуда). Именно эти дети в возрасте от года до двух - двух с половиной лет стаскивают на пол скатерти со столовым сервизом, роняют телевизоры и новогодние елки, засыпают на полках опустошенных платяных шкафов, без конца, несмотря на запреты, открывают газ и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с содержимым различной температуры и консистенции.

Совершив очередную каверзу или разрушительное деяние, гипердинамический ребенок сам искренне расстроен и совершенно не понимает, как это получилось.

Довольно часто у гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Некоторые начинают говорить позже сверстников, некоторые вовремя или даже раньше, но вот беда - их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков русского языка, заменяют слово «собака» словом «ва», а слово «самолет» словом «силт». Непрерывная болтовня таких детей с «кашей во рту» очень утомительна для окружающих и требует вмешательства логопеда. Иногда, впрочем, родители научаются сносно понимать их «язык» и очень удивляются и даже обижаются, что в садике или в поликлинике никто ребенка не понимает.

Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.

Еще одна особенность гипердинамических детей - они не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках. Ребенок на детской площадке гулял с бабушкой, залез на высокую лесенку, не мог слезть. Пришлось просить ребят-подростков снять его оттуда. Ребенок явно испугался, на вопрос: «Ну что, будешь теперь на эту лесенку лазить?» - истово отвечает: «Не буду!» На следующий день на той же детской площадке он первым делом бежит к той самой лесенке...

Гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности), который обозначается также синдром ги­перактивности, встречается в возрастном периоде от 1,5 до 15 лет, однако наиболее выражено проявляется в дошколь­ном возрасте. Основными компонентами гипердинамическо­го синдрома считаются: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и, часто, импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. В ряде слу­чаев наблюдаются: агрессивность, негативизм, раздражи­тельность, взрывчатость, склонность к колебаниям настрое­ния. В школьном возрасте постоянно отмечаются нарушения школьной адаптации, часто наблюдаются затруднения в ус­воении знаний, в овладении навыками письма и чтения, нарушения пространственного синтеза (Л.Т. ЭКурба, Е.М. Мастюкова, 1980).

Поведение детей характеризуется стремлением к постоян­ным движениям, крайней неусидчивостью. Они беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трога­ют и берут в руки предметы, попадающие в их поле зрения, за­дают много вопросов, часто не слушают на них ответы. Их вни­мание привлекается на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними. В связи с повышен­ной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями или педагогом из-за нарушения режима дня, при выполнении классных заданий и т. п.

Гипердинамический синдром наиболее часто встречается при отдаленных последствиях ранних органических пора­жений головного мозга, что послужило его отождествлению с так называемым синдромом «минимальной мозговой дис­функции» (ММД). Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что гипердинамический синдром формируется на фоне ММД и может сочетаться и с другими синдромами, являющимися следствием раннего повреждения мозга. На это указывают сведения в анамнезе детей, родители которых обращаются за специализированной помощью. В группе риска выявля­ется патология внутриутробного периода, досрочные роды, родовая травма и асфиксия новорожденных, перенесенные заболевания в первые годы жизни. Изменения в состоянии го­ловного мозга подтверждаются на ЭЭГ и ЭХОграмме. В этих случаях гипердинамический синдром входит в структуру психоорганического дефекта, сочетаясь с расстройствами высших психических функций (гнозис, праксис, простран­ственной ориентировки), интеллектуальными, церебрастеническими и психопатоподобными нарушениями (Ю.И. Баршнев, Е.М. Белоусова, 1994).

Приведем следующий пример выписки из истории болезни Вовы, 6 лет, родители которого обратились за медико-педагогической помощью в связи с трудным поведением мальчика.

Со слов матери стало известно, что мальчик от первой беременности, протекавшей с токсикозом. Мать несколько раз находилась в больнице для сохранения беременности. Роды у матери наступили в срок, длительные с акушерской помощью. Ребенок родился в асфиксии. Грудь взял сразу, но сосал слабо. Все этапы физического развития в пределах воз­растной нормы, несколько запаздывало речевое развитие. Мальчик час­то болел простудными заболеваниями. В детский сад для детей с нару­шениями речи Вова пришел в 3,5 года и сразу обратил на себя внимание своей неусидчивостью, двигательным беспокойством, неумением играть с игрушками. Все дети играют, Вова тоже принимает участие в игре, но занятие ему быстро надоедает. Мальчик начинает мешать окружающим, ломать постройки. Если дети рисуют, то он мешает им, зачеркивает ри­сунки, забирает карандаши и т. п. (из характеристики воспитателя). Постоянно возникает конфликтная ситуация. Дети обижаются, шумят, иногда возникает драка между ними (элементы агрессии). Посадив маль­чика за стол, педагог работает с ним одним, все остальные дети занима­ются своим делом. Конфликты в группе становятся все чаще, что привело мать с мальчиком на консультацию к врачу-психоневрологу, психологу и дефектологу.

При осмотре: мальчик пониженного питания, бледный, развитая сосудистая сеть под кожей у висков. В неврологическом статусе: недо­статочное отведение правого глазного яблока, несколько сглажена носогубная складка справа, движение артикуляционной мускулатуры выполняется недостаточно, кончик языка отклоняется влево. Сухо­жильные рефлексы оживлены, симптом Бабинского справа. Мелкая мо­торика не сформирована. На основании проведенного неврологического обследования можно говорить о минимальной мозговой дисфункции.

При обследовании в кабинете дефектолога: мальчик беспокоен, задает много вопросов, рассматривает все предметы и игрушки на столе, внима­ние неустойчивое, быстро истощаемое. Обследуемый ничем не заинтере­совывается, ходит по кабинету, не учитывает дистанцию, называет врача и педагога на «ты». На вопросы отвечает пространно, но легко сбивается и переходит на другую тему. Словарный запас достаточный, фразовая речь распространенная. Запас общих сведений ниже возрастной нормы.

На ЭХОграмме выявляется расширение боковых желудочков, что указывает на гипертензию. На диске глазного дна видны извитые узкие кровеносные сосуды. Выявленные данные указывают на минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и гипертензионный синдром.

В данном случае гиперактивность сочетается с нестойко­стью активного внимания и является следствием органиче­ского поражения центральной нервной системы в виде ММД и гипертензионного синдрома. Мальчик нуждается в лечебных мероприятиях по нормализации внутричерепного давления и общеукрепляющему лечению, в дальнейшем наблюдении и особых условиях обучения. Проведена беседа с педагогом и матерью о формах воспитания ребенка, организации учебной деятельности, соблюдения режима дня.

Можно провести дифференциальную диагностику между детьми с разными формами нарушенной активности (табл. 1).

Гипердинамический синдром, или синдром дефицита внимания, является одним из проявлений минимальной мозговой дисфункции и сегодня диагностируется у многих детей. Связано это с легким поражением головного мозга органического характера, что проявляется в увеличенной возбудимости и эмоциональной лабильности, некоторых нарушениях речи и движений, трудностях поведения и т. д. Обычно такое расстройство проявляется в первые пять лет жизни ребенка. Это обуславливается расстройством функциональности ЦНС, что происходит под влиянием многих негативных факторов.

Гипердинамический синдром — это нарушение развития и поведения, проявляющиеся в гиперактивности, расстройстве внимания. Такие расстройства впервые обнаруживаются в возрасте до пяти лет. Связано это с нарушением функциональности ЦНС в результате влияния негативных факторов во время беременности матери, родовой деятельности или в первые три года жизни ребенка. Гипердинамический синдром код по МКБ-10 имеет F90 (F90.9).

В неврологии данную патологию принято рассматривать в качестве хронического синдрома, который неизлечим. По данным статистики только 30% детей могут «перерастать» заболевание или адаптироваться к нему по мере взросления.

Гипердинамический синдром у детей может проявляться в виде следующих отклоненияй:

  • тревожность, девиантное поведение;
  • трудности в обучении;
  • расстройства речи;
  • аутизм;
  • расстройство мышления и поведения;
  • болезнь Жиля де ла Туретта.

Обуславливается данная патология незначительным повреждением головного мозга. После травмы здоровые клетки берут на себя функции погибших. Нервная система начинает работать с усиленной нагрузкой, так как на процесс восстановления нервной ткани и протекания возрастного развития нужна энергия. При этом синдроме повреждаются клетки, которые участвуют в процессе торможения, поэтому возбуждение начинает преобладать, что проявляется в нарушении концентрации внимания, регуляции активности.

Эпидемиология

Гипердинамический синдром у детей диагностируется в 2,4% случаев во всем мире. Обычно патология проявляется в возрасте от трех до семи лет. Чаще всего заболевание присутствует у мальчиков, оно обычно наследуется. Нередко патология диагностируется у детей-инвалидов.

К 15 годам гиперактивность немного стихает, состояние ребенка улучшается. У него улучшается самоконтроль, поведение становится регулируемым. Но в 6% случаев наблюдается развитие девиантного поведения: алкоголизм, наркомания и т.д.


Причины появления синдрома

Точные причины развития такого заболевания, как гипердинамический синдром (МКБ-10: F90), не выявлены. Медики полагают, что факторами, провоцирующими развитие болезни, выступают:

  • повреждение ЦНС ребенка в период внутриутробного развития из-за заболеваний, которые развивались у матери, а также наличия у нее инфекций, гестоза;
  • аномалии ЦНС в результате наличия у матери вредных привычек и частых стрессов в период вынашивания плода;
  • гипоксия плода;
  • механическая травма во время родовой деятельности;
  • неправильное питание, инфекции в первые несколько лет жизни ребенка, сахарный диабет, патологии почек;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • несовместимость резус-факторов ребенка и матери;
  • угроза выкидыша, преждевременные или затяжные роды.

Как проявляется данная патология?

Синдром может протекать с различной интенсивностью. Обычно он проявляется такими признаками:

  • Увеличение возбудимости, поэтому моторика при гипердинамическом синдроме развивается достаточно рано.
  • Расстройство концентрации внимания.
  • Неврологические нарушения.
  • Расстройство речи.
  • Трудности в обучении.

Ребенок с данной патологией чрезмерно активный. Такая активность наблюдается иногда с первых дней жизни ребенка. У детей может быть нарушен сон, концентрация внимания нарушена. Его внимание достаточно легко привлечь, но удержать не представляется возможным.

Дети с гипердинамическим синдромом достаточно рано начинают держать голову и переворачиваться на живот, а также ходить. Они понимают речь, но сами часто не могут выразить свои мысли, так как их речь нарушена, при этом память у таких детей не страдает.


Гиперактивные дети обычно неагрессивны, они не могут долго обижаться. Но в драке их тяжело остановить, они становятся неуправляемыми. Все чувства таких детей неглубоки, они не могут в полной мере оценивать ощущения и состояние иных людей.

Дети с такой патологией обычно общительные, они легко вступают в контакт, но им тяжело завести друзей.

Зачастую при гипердинамическом синдроме у детей, причины и лечение которого рассматриваются врачами в каждом конкретном случае, родителям не нужно их стыдить и ругать, так как они находятся в постоянном стрессе. Такому ребенку важно найти свое место среди людей, тогда проявления патологии станут уменьшаться.

Также у детей с таким синдромом могут проявляться некоторые побочные симптомы.

  • Энурез.
  • Боль в области головы.
  • Заикание.
  • Нервные тики.
  • Гиперкинез.
  • Кожные высыпания, которые не имеют отношение к аллергическим реакциям.
  • ВСД, астено-гипердинамический синдром.
  • Бронхоспазмы.

Диагностика патологии

Необходимо изучать гипердинамический синдром в различных возрастных категориях. Диагностика проводится педиатром, психиатром или неврологом, который специализируется на подобных явлениях.

Диагноз ставится на основании результатов изучения клинической картины и психосоциальной оценки. Поведение пациента и проявление симптоматики, а также его психическое состояние рассматривают в повседневной его жизни. Затем изучаются потребности человека, степень поведенческих нарушений.

Врач должен изучить анамнез пациента, обратив внимание на наличие или отсутствие таких диагнозов, как энцефалопатия, внутричерепная гипертензия или ММД. Если один из таких диагнозов есть, то риск наличия у пациента гипердинамического синдрома увеличивается до 90%.


Также доктор должен изучить такие моменты:

  • моторная активность;
  • концентрация внимания;
  • нарушение сна;
  • расстройства речи;
  • неспособность адаптироваться к условиям детского сада или школы;
  • увеличение травматизма;
  • невнятная речь;
  • наличие моторных стереотипов;
  • энурез;
  • повышенная общительность;
  • метеочувствительность;
  • нервный срыв при стрессе.

Если у ребенка наблюдается пять и более пунктов, это может свидетельствовать о наличии патологии. При этом должны выполняться следующие условия:

  • Несколько признаков наблюдаются в возрасте до двенадцати лет.
  • Симптомы проявляются с одинаковой частотой в разных ситуациях и условиях.
  • Симптоматика снижает качество деятельности.
  • У пациента нет психических расстройств и расстройства личности.

Кроме этого, доктор должен исключить наличие у пациента патологий щитовидной железы, депрессии, употребление психотропных веществ, стероидов, противосудорожных медикаментов, кофеина.

Нередко врач назначает эхокардиографию сердца при гипердинамическом синдроме. Ведь бывает так, что у пациента наблюдаются колебания кровяного давления из-за болезни. Когда имеется гипердинамический синдром, сердце может работать в усиленном режиме.

Диагностика при помощи МОХО

Нередко для диагностики патологии у детей и взрослых используется компьютерный тест МОХО. Эта методика имеет две версии: детскую и взрослую. Суть ее заключается в выполнении заданий, которые имеют восемь уровней сложности. На экране возникают различные раздражители, на которые пациент должен отреагировать должным образом: либо нажать пробел, либо ничего не делать. Раздражители на мониторе практически такие же, как и в реальной жизни, поэтому точность теста составляет 90%. Такая методика дает возможность изучить концентрацию внимания пациента, импульсивность, согласованность действий, гиперактивность.

Терапия

Лечение гипердинамического синдрома у детей должно быть комплексным, совмещающее в себя несколько методов, которые разрабатываются в каждом конкретном случае. Сначала врачом назначаются:

  • Педагогическая коррекция.
  • Психотерапия.
  • Поведенческая терапия.
  • Нейропсихологическая коррекция.

Если перечисленные методики не приносят должного результата, назначается медикаментозное лечение. В каждом индивидуальном случае доктор назначает соответствующие препараты.

Медикаментозное лечение гипердинамического синдрома

Чаще всего доктор выписывает психостимуляторы. Их принимают несколько раз в сутки. Раньше в медицине использовали для лечения такой патологии «Пемолин», но этот препарат оказался гепатотоксичным, поэтому его перестали назначать.


Нередко доктора выписывают блокаторы обратного захвата норадреналина и симпатомиметики, например, «Атомоксетин». Эффективными в терапии оказались и антидепрессанты в совокупности с «Клонидином», который снижает риск развития побочных явлений.

Детям психостимуляторы назначаются в минимальной дозировке, так как они могут вызвать привыкание.

В СНГ часто используют в терапии гиперактивности ноотропные средства, которые улучшают деятельность ЦНС, в частности головного мозга. Также врачи выписывают аминокислоты, улучшающие метаболизм. Нередко назначаются такие препараты, как «Фенибут», «Пирацетам», «Сонапакс» и прочие.

Обычно при применении медикаментозной терапии состояние пациентов значительно улучшается, исчезает отвлекаемость. Плохая успеваемость в школе. При отмене препаратов симптоматика развивается снова.

Медикаментозное лечение обычно не назначается детям дошкольного возраста. В этом случае разрабатываются программы психологической поддержки.

Немедикаментозная терапия

Существует несколько методик лечения гипердинамического синдрома, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с приемом препаратов:

  • Упражнения, направленные на коррекцию концентрации внимания.
  • Восстановление кровообращения при помощи массажа.
  • Поведенческая терапия, при помощи которой удается сформировать или погасить те или иные поведенческие шаблоны при помощи поощрения или наказания.
  • Семейная психотерапия, благодаря которой пациент учится направлять свои качества в нужное русло, а члены семьи - поддерживать и правильно воспитывать гиперактивного ребенка.
  • БОС-терапия с использование ЭЭГ.

Терапия должна быть комплексной. Врач назначает массаж, ЛФК. Эти методики дают возможность нормализовать кровообращение.


Родители должны следить за соблюдением всех рекомендаций и назначений доктора. Ребенок должен соблюдать режим дня. Рекомендуется избегать мест большого скопления людей для того, чтобы сохранить эмоциональное равновесие у гипреактивного ребенка. Родители должны хвалить своих детей, подчеркивая тем самым его успехи и достижения. Это способствует укреплению уверенности ребенка в своих силах. Также важно не нагружать детей.

Вышеуказанные мероприятия при своевременной постановке диагноза дают возможность снизить проявление симптоматики гиперактивности, а также помочь ребенку реализовать себя в жизни.

Организация деятельности гиперактивного ребенка

Не рекомендуется до шести лет отдавать ребенка в те группы, где дети должны сидеть за партами, выполнять задания, которые требуют усидчивости и повышенного внимания. Гиперактивный ребенок должен заниматься в таких группах, где занятия проводятся в игровой форме. В этом случае детям разрешается по желанию перемещаться по классу.

Если гипердинамический синдром проявляется сильно выражено, то рекомендуется не отдавать ребенка в любые группы. В этом случае можно заниматься в домашней обстановке. При этом занятия должны протекать не больше десяти минут. Ребенок сначала должен научиться концентрировать внимание на две минуты, затем упражнения повторяют каждый час. Со временем концентрация внимания ребенка повысится.

Родители должны заранее спланировать занятия с детьми. Динамичный ребенок лучше будет усваивать информацию в движении, поэтому необходимо разрешать ему бегать и ползать. Но со временем он должен привыкнуть к режиму. Занятия проводятся в одно и то же время несколько раз в неделю. Необходимо помнить о том, что у таких детей бывают так называемые плохие дни, когда любые занятия не принесут пользы.


Питание детей

От питания зависит многое. Иногда неправильный рацион питания может усугубить проблему. Нельзя давать ребенку продукты, которые содержат красители и консерванты. Большую опасность представляет собой эритрозин и тартрацин - пищевые красители (красный и оранжевый соответственно). Они присутствуют в магазинных соках, соусах и газированных водах. Нельзя предлагать детям еду из фаст-фуда.

Питание гипреактивного ребенка должно включать употребление большого количества овощей и фруктов, небольшого процента углеводов. Также важно, чтобы с продуктами ребенок получал все необходимые витамины и полезные вещества, которые важны для нормальной деятельности ЦНС.

Заключение

Гипердинамический синдром встречается в 2,4% случаев во всем мире. Преимущественно патология диагностируется у мальчиков. В странах СНГ сегодня около 90% детей с этим аномальным состоянием здоровья остаются без лечения, поскольку в школе и в семье они не получают должной поддержки. Именно поэтому проблема гиперактивности актуальна в современное время. Необходимо разрабатывать новые методики и подходы в терапии для таких детей.

Обычно мы наблюдаем ситуации, при которых гиперактивные дети просто всех раздражают. Мало таких людей, которые задумываются о настоящих причинах такого поведения. Они считают, что это обычные дети, которые просто плохо воспитаны. В этом и состоит проблема многих дошкольных и школьных учреждений, где не разработан подход к детям с такими отклонениями. Все это требует более детального изучения и создания методик коррекции поведения.

К тому же поведенческая и семейная психотерапия на сегодняшний день недостаточно развита, а посему используется очень редко, что делает проблему гиперактивных детей практически нерешаемой. И все же при правильном комплексном подходе удается на 60% снизить проявление патологии у детей.

Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания).

С каждым годом всё большему количеству детей ставится диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД). Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания) - одно из проявлений ММД. Рассмотрим, что обозначают данные термины.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - это исход лёгкого органического поражения головного мозга. Характерными признаками ММД является повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Гипердинамический синдром у детей в основном выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Начало расстройств в процессе развития таких детей возникает в первые 5 лет жизни. Причинами возникновения нарушений является повреждение центральной нервной системы ребёнка в результате воздействия на неё вредных факторов во время беременности, родов и в первые три года жизни. Острые и хронические заболевания, перенесённые матерью во время беременности и родов, инфекции, тяжёлый токсикоз (гестоз) 1 и 2 половины беременности, а также вредные привычки родителей и даже психологические стрессы - всё это вредные факторы, приводящие к нарушению развития ребёнка внутриутробно.

Во время родов может произойти повреждение центральной нервной системы (ЦНС) в результате механической травмы или гипоксии (недостатка кислорода) по причине слабости родовой деятельности матери, неправильного прохождения ребёнка через родовые пути или оперативных родов (кесарево сечение, родовспоможение). У таких детей в медицинской карте часто стоит диагноз ППЦНС - перинатальная энцефалопатия (повреждение центральной нервной системы), поставленный неврологом.

В первые несколько лет после рождения ребёнок беззащитен и легко восприимчив к неблагоприятным факторам (механические травмы, инфекции, неполноценное питание и другие). Тяжесть поражения может быть разной. Лёгкие нарушения могут исправиться в течение первого года жизни ребёнка, более выраженные сохраняются, и затем могут появиться в виде:

Повышенной возбудимости;

Нарушения активности внимания;

Лёгких неврологических синдромах;

Нарушений речи;

Трудностей обучения в школе.

Гипердинамический синдром наблюдается у детей от рождения до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наибольший процент гиперактивных детей отмечается в 5-10 лет. Пик проявлений приходится на 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. С точки зрения возрастной физиологии периоды 6-7 и 9-10 лет являются критическими для созревания мозговых структур. Второй пик симптомом гипердинамического синдрома совпадает с периодом полового развития - 13-15 лет. У детей с признаками гипердинамического синдрома после 14-15 лет наблюдается значительное улучшение состояния: снижается гиперактивность, повышается самоконтроль и регуляция поведения, но примерно у 6% детей наблюдаются осложнения в виде раннего алкогализма, наркомании, девиантного поведения. Поэтому чем раньше будет начато лечение ребёнка с гипердинамическим синдромом, тем благоприятней будет исход.

Так что же на самом деле происходит с ребёнком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром?

Попробуем объяснить:

По тем или иным причинам мозг ребёнка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Одновременно идёт процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т.д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система ребёнка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой.

При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, тестирование в престижную гимназию) или после соматических заболеваний, у гипердинамического ребёнка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушение поведения и проблемы с обучением. На всё вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой возросшей нагрузкой.

В нервной системе есть два основных процесса - возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у этих детей трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех поражённых клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14-15 годам) и ребёнок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников.

Чем раньше установлен диагноз - гипердинамический синдром, тем лучше для ребёнка и его родителей.

Портрет ребенка с гипердинамическим синдромом

Такого ребёнка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребёнком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность. Будучи младенцем, такой ребёнок самым невероятным образом выпутывается из пелёнок. Оставить такого младенца на пеленальном столе невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни.

Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна.

Иногда наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребёнок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует её свойства, тут же хватает другую только для того, чтобы через несколько секунд отбросить и её. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические дети раньше других начинают держать голову, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т.д. Встав на ножки, малыш сразу побежит, опережая сам себя.

Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей, как правило, не действуют. У них всё нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться.

Довольно часто у гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения речи, такое впечатление, что у них «каша во рту». Чаще всего их понимают только родители.

Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.

Ещё одна особенность гипердинамических детей - они не учатся не только на чужих ошибках, но даже на своих.

Именно гипердинамические дети - это дети, которые теряются. Просто что-то привлекло внимание гипердинамического ребёнка, и он тут же забыл про родителей, про то, что ему велели стоять здесь и не сходить с этого места, и пошёл, пошёл, влекомый, словно магнитом, своим кратковременным, но всепоглощающим интересом.

Если говорить об эмоциональных особенностях, то гипердинамические дети, как правило, не злы. Они не способны долго вынашивать обиду или планы мести, не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них - лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчётно жестоки и неостановимы. При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объёма и глубины. Познание, оценка чувств и состояния других людей - сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на другом человеке. А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребёнка - большие проблемы! Поэтому не стоит ждать от такого ребёнка чудес понимания - лучше просто сказать ему о том, что именно вы сейчас испытываете.

Отношения со сверстниками у гипердинамических детей могут складываться по-разному, в зависимости от степени проявления синдрома. Почти всегда такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрослыми. Однако, несмотря на общительность, гипердинамическому ребёнку редко удаётся построить длительные и глубокие дружеские отношения. Иногда гипердинамические дети избегают общества сверстников и любят возиться с детьми, младшими по возрасту.

Гипердинамический ребёнок любит шумные, подвижные игры. В сложные, тихие, ролевые игры или игры с правилами гипердинамический ребёнок играть не любит.

Практически все окружающие гипердинамического ребёнка люди (родители, учителя, даже одноклассники) пребывают в неизбывной уверенности, что ребёнок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т.д. К сожалению, они ошибаются. Некоторое время каждый гипердинамический ребёнок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако, и он, и другие, убеждаются в том, что никаких успехов все это не приносит. Более того, чем больше ребёнка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Нервная система гипердинамического ребёнка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку. Ребёнок живёт в состоянии непрерывного стресса. Главное для ребёнка с гипердинамическим синдромом - найти своё место в социуме, и когда оно найдено, то проявления синдрома резко идут на убыль.

Разумеется, вовсе не у каждого ребёнка с диагнозом «гипердинамический синдром» имеются все вышеперечисленные особенности поведения. Всё это может быть выражено слабее или сильнее, а что-то может отсутствовать вовсе. Представленный портрет - ярко выраженный гипердинамический синдром во всей его красе. В таком виде он встречается всего лишь у каждого четвёртого-пятого ребёнка с диагнозом «гипердинамический синдром».

Как определить, является ли Ваш ребёнок гиперактивным?

На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребёнка гипердинамического синдрома?

Во-первых, конечно на наличие неврологических диагнозов. В первую очередь это относится к диагнозам «ММД», «энцефалопатия», «синдром внутричерепной гипертензии». Если что-то из этого имеется (а тем более - все), то вероятность развития синдрома очень высока (до 90%).

Наличие неконтролируемой моторной активности.

Очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания. Ребёнок постоянно бросает одно дело и тут же начинает другое. Даже если он чем-то занят, его ничего не стоит отвлечь (особенно если это занятие - приготовление уроков).

Любые стойкие проявления нарушения сна.

Наличие в истории развития ребёнка логопедических проблем, задержки развития речи или её общего недоразвития (даже если на сегодняшний день ребёнок говорит абсолютно нормально).

Неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения.

Быстрая «захлёбывающаяся» речь.

Повышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности.

Наличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трёт нос, глаза, дёргает себя за волосы, упорно, «до мяса» грызёт ногти, обрывает заусенцы, постоянно крутит или мнёт что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т.д.).

Ночной или дневной энурез (непроизвольное мочеиспускание).

Поверхностная, иногда избыточная общительность. Ребёнок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы уже должен осознавать (по возрасту).

Предпочитает младших партнёров по играм.

Метеочувствительность. Состояние, настроение меняется в зависимости от времени года, суток.

Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

Ни один из вышеназванных признаков не может служить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гипердинамического синдрома. Но, ещё раз просмотрев список, можно выписать на листочке номера тех особенностей, которые присутствуют у вашего ребёнка. Если набралось 4-5 и более - скорее всего, синдром имеется.

Что делать родителям дошкольника, если у него гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания).

В первую очередь необходимо установить причину гиперактивности, проконсультироваться со специалистами. Для этого необходимо посетить невролога, психоневролога или психолога. Если врач - невролог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Во - вторых, гипердинамическому ребёнку как воздух нужен жёсткий режим дня (например - если каждый день в 8 часов вечера зажигается зелёный ночник, на столике появляется стакан кефира и печенье, принимается душ, читается сказка, а потом - все, без вариантов, только спать, и никаких послаблений, никаких «пришли гости» или «интересное кино», то постепенно мозг ребёнка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса и тогда, ребёнок спокойно засыпает).

Для сохранения эмоционального равновесия необходимо избегать по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторане и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее воздействие. «Утихомирить» ребёнка с гипердинамическим синдромом после посещения вышеперечисленных мест бывает крайне сложно.

В своих отношениях с ребёнком родители должны придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчёркивать его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

Не превышать нагрузок. В последние годы всё более модным становится отдавать совсем маленьких детей в обучающие центры, в которых детей учат всему понемногу.

Если в семье растёт гипердинамический ребёнок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, будет следущая:

1. Не стоит отдавать ребёнка до шести лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу, то есть дети во время занятий должны сидеть за партами или столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.

2. Вполне допустимо и уместно организовать занятия ребёнка дошкольника в группах, где всё проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т.д.

3. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны (ребёнок- «катастрофа»), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. У нервной системы ребёнка и так много забот. Как-нибудь он обойдётся пока и без дополнительных нагрузок.

4. Если ребёнок попал-таки в обучающий центр, в котором он явно неуместен, начались проблемы, не доводите ситуацию до критической точки. Быстро забирайте его оттуда. И ни в коем случае не качайте права перед администрацией или родителями (иначе потом возникнет соблазн разрядиться на ребёнке, как на непосредственной причине ваших неприятностей). Объясните ребёнку, что он, может быть, ещё мал для таких занятий и что вы будете искать то, что ему больше подходит. Или вернётесь к занятиям на следующий год, когда он подрастёт.

Как же вести себя с гипердинамическим ребёнком, если родители остро ощущают потребность в развитии своего дитя в домашних условиях?

Есть несколько простых правил, которые помогут сберечь значимое количество родительских и детских нервных клеток:

1. Не пытайтесь усадить своего ребёнка на определённое место. Для занятий с младшим дошкольником вполне подходит почти любое пространство - ковёр в детской, диван в гостиной, кухонный стол, двор и ванная комната. Если ребёнок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать (правда, в последнем случае вам придётся бежать рядом с ним). Именно в движении гипердинамический ребёнок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует слишком большого напряжения. На занятия просто не останется сил.

2. Занятия должны быть очень короткими (не более 10 минут). Если время концентрации ребёнка две минуты, не отчаивайтесь, а начинайте с двух минут. Эти две минуты могут повторяться каждый час. Через некоторое время концентрация увеличится до трёх, а потом и до 5 минут.

3. Решите заранее, чем именно вы будете заниматься сегодня, подготовьте все игрушки или другие пособия, которые понадобятся вам для занятия. Соображать «по ходу дела» недопустимо. Слишком велик дефицит внимания и слаба концентрация у ребенка.

4. По возможности приучайте ребёнка к регулярности занятий. Старайтесь не пропускать их. Пусть они будут совсем коротенькими (например, пять минут), но зато каждый день по три раза. Для гипердинамического ребёнка это куда лучше, чем по полчаса два раза в неделю.

5. Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами. Играйте с ребёнком в древние и мудрые «развивательные» игры типа: «Что грузили на пароход?», «Что хотите, то берите, «да» и «нет» не говорите, чёрного и белого не называйте, о красном не вспоминайте…Вы поедете на бал?» Эти игры хороши тем, что вовсе не требуют усаживания ребёнка за стол. В них можно играть, моя посуду, стирая бельё или по дороге в садик и магазин. К тому же они комплексные, и например, последняя из названных игр развивает сразу: а) произвольное внимание; б) словарный запас; в) навык поиска синонимов и антонимов; г) умение строить вопросы; д) логическое мышление.

6. Если ребёнок совершенно не слушает, когда ему читают книжки, возможны два пути:

Первый - банальный подкуп. Вы ставите будильник на некое (очень короткое) время, например на 5 минут, и говорите ребёнку: «Сейчас мы будет читать сказку про Машеньку. Я читаю, ты слушаешь. Когда прозвонит будильник, всё кончится». Большинство маленьких детей бывает очень заинтриговано звонящим будильником. Ребёнок с нетерпением ждёт, когда же будильник зазвонит, концентрируя на нем всё имеющееся внимание и стараясь не пропустить этот момент. Вы читаете сказку. Будильник звонит. Вы его выключаете, а ребёнку говорите: «Ты молодец. Ты хорошо слушал. На тебе печенье. Вечером почитаем ещё». Время, отведённое на прочитывание книги, необходимо увеличивать по две-три минуты в неделю. Пятнадцать минут кряду слушать одну книжку - это очень хорошее время для гипердинамического дошкольника, который недавно вообще чтение слушать отказывался.

Второй путь более сложный. Здесь вам понадобится изрядная доля фантазии. Для начала надо взять лист бумаги и нарисовать на нем небольшую историю. Лучше, если рисовать всё на глазах у ребёнка. Сопроводительная история тоже рождается у него на глазах. Ребёнок наверняка заинтересован и жаждет продолжения. После нескольких рисованных историй (допустим, спустя неделю) наступает время рассказов по чужим картинкам (комиксов). Но текст по-прежнему ваш. Когда ребёнок привык и к этому, можно переходить к настоящим книгам. Только в них должно быть много картинок, чтобы ребёнок ощущал преемственность способа передачи информации.

7. Родителям во время занятий необходимо ориентироваться на состояние ребёнка. У гипердинамических детей бывают «плохие дни», когда они буквально всё забывают и как будто бы теряют приобретённые навыки и знания. Ругать или стыдить ребёнка в это время, по меньшей мере, неуместно. Отметьте: «Сегодня у тебя это не слишком получается. Ничего страшного. Сейчас мы поиграем, а к этому вернёмся в следующий раз». Ребёнок будет благодарен вам за понимание, и в следующий раз, когда сможет, постарается вас порадовать. Если вы будете «нажимать», стыдить, заставлять, то результат будет прямо обратным. Ребёнок «уйдёт в отказ», и на все ваши занятия ляжет отпечаток негативизма.

Родителям необходимо помнить, что всем детям дошкольного возраста свойственно много двигаться. Дошкольникам с гипердинамическим синдромом движение нужно как воздух. Ни в коем случае не следует ограничивать подвижность ребёнка. Гипердинамического ребёнка нельзя наказывать, ставя в угол или сажая на диван, говоря: «Стой (сиди) тут и не шевелись!» Если наказание, с вашей точки зрения необходимо, то придумайте какой-нибудь другой способ. Очень желательно, чтобы в квартире, где растёт гипердинамический ребёнок, были какие-нибудь снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Самый простейший спортивный комплекс (в дверном проёме можно повесить перекладину с убирающимися кольцами и канатом) не только позволит ребёнку «разряжаться» доступным и неразрушительным для семьи способом, но и разовьёт силу, ловкость, гибкость, координацию движений и, в конечном счёте, уменьшить склонность к травматизму, характерную для гипердинамического ребёнка. Если есть возможность и желание ребёнка, то очень полезными могут оказаться занятия в каких-либо кружках или секциях. Подойдут те кружки и секции, в структуру занятий которых входит движение в большом количестве. Очень конструктивными будут кружок народного танца, театральная студия, занятия гимнастикой, бегом или плаванием. Главное, как бы ни был хорош, престижен и полезен кружок, чтобы вашему ребёнку понравился руководитель. Ходить в кружок, потому что «надо» или «полезно», гипердинамический ребёнок не будет. А родителям не следует его принуждать.

Воспитывая гиперактивного ребёнка, необходимо более пристальное внимание уделять его питанию. От него зависит многое. В некоторых случаях питание может стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. В частности, если заболевание вызвано употреблением пищевых добавок, таких как красители и консерванты, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребёнка. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый - тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. В любом случае их надо исключить из питания ребёнка с гипердинамическим синдромом, даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами. Вообще же питание детей с гипердинамическим синдромом должно преимущественно состоять из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами. Рекомендуются следующие продукты:

  • овощи - горошек, морковь, соя, цветная капуста, краснокочанная и белокочанная капуста, шпинат, брокколи, огурцы;
  • салат листовой;
  • фрукты - яблоки, груши, бананы;
  • гарнир - картофель, лапша из грубого помола, нешлифованный рис;
  • зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо;
  • хлеб - пшеничный и ржаной;
  • жиры - кисломолочное масло, растительные масла;
  • мясо - говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю);
  • напитки - неподслащённый чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг;
  • приправы - йодированная соль.

Как подготовить гиперактивного ребёнка к школе?

В жизни каждого дошкольника наступает ответственный момент - шесть лет, последний год перед школой. Что же делать родителям гипердинамического ребёнка, чтобы положительно миновать этот этап?

В первую очередь, надо определиться с целями и задачами. Они такие:

  1. Не выработать у ребёнка стойкого отвращения к процессу обучения ещё до начала самого обучения.
  2. Выяснить, какие конкретно имеются слабые места в познавательных процессах ребёнка (слуховая память, логическое мышление, образное мышление и т.д.).
  3. Подготовить ребёнка к поступлению в школу и обучению в первом классе.
  4. Сформировать у ребёнка положительную самооценку и позитивный настрой на грядущее обучение.

Как всё это можно сделать?

Во-первых, совершенно недопустимо отдавать гипердинамического ребёнка в школу, если ему ещё не исполнилось семь лет. Ребёнок может быть очень развитым интеллектуально, но психофизически он ещё не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу, но это обязательно проявится.

Во-вторых, в год перед школой (но не раньше) гипердинамическому ребёнку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. Идеальный вариант - курсы в той самой школе, в которую ребёнок пойдёт на следующий год. Посещая школу во время подготовительных занятий, ребёнок знакомится с пространственной организацией школы, с её раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе и т.п. Придя в школу на следующий год, ребёнок входит уже в знакомое ему помещение. Для гипердинамического ребёнка сего ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика. Если в школе нет подготовительных курсов, то подойдут курсы в любых других местах.

Кроме того, в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребёнком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости у гиперактивного ребёнка. Ему, безусловно, нужен индивидуальный подход. Это как раз и могут сделать родители. Для этого необходимо:

Во-первых, определить, когда именно у ребенка наступает период наибольшей работоспособности. Необходимо помнить, что у гипердинамических детей из-за особенностей их нервной системы бывают не только «плохие дни», но и «плохие часы». Заставлять ребёнка делать в это время то, что и так даётся ему значительным трудом (например, писать слова), значит понапрасну губить его и свои нервные клетки.

Во-вторых, ритуал занятий. Гипердинамическому ребёнку необходима дисциплина пространства. Необходимо выделить для ребёнка постоянное место для приготовления «уроков» и для занятий с ним. Это место должно быть правильно организованно. Стол и стул должен быть адекватной высоты - ноги стоят на полу всей ступнёй, колени согнуты под углом в 90 градусов (иначе ребёнок будет болтать ногами, вертеться и сидеть на стуле, подложив под зад одну ногу, что приведёт к искривлению позвоночника). Свет должен падать слева и быть умеренно ярким. На столе или парте категорически не должно быть лишних вещей (иначе ребёнок будет просто с ними играть, позабыв обо всех занятиях). Нельзя ставить стол гипердинамического ребёнка так, чтобы он мог прямо из-за стола смотреть в окно. Все вещи, необходимые для занятий (ручка, тетради, карандаши и т.д.), должны быть аккуратно разложены по своим местам, выглядеть красиво и привлекательно. Первое время (оно может растянуться) следить за всем этим придётся родителям.

В-третьих, правильная последовательность в выполнении заданий. Начинать работу с гипердинамическим ребёнком нужно с самого лёгкого задания, с того, которое у него обязательно получится. Можно начать с повторения уже пройденного и известного. Дальше нужно переходить к более сложным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. В это время сосредоточенность ребёнка на процессе максимальна, он может работать в полную силу своих интеллектуальных возможностей. Далее внимание и способность к концентрации идёт на спад. Вместе с ними идёт на спад и трудность предлагаемых ребёнку задач. Заканчивать нужно опять чем-нибудь лёгким, с чем уставший ребёнок справится. Под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. Тогда у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.


Создано: 12.03.2015
Дата обновления: 12.03.2015

Гипердинамический синдром (синонимы: гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания (СДВ), ) - устойчивое проявление невнимательности при общей симптоматике гиперактивности и импульсивности. Подобные проявления состояний и эмоций являются нормальными, если являются соответствующей, логической и адекватной реакцией на внешние раздражители. В случае гипердинамического синдрома подобные явления более частые и яркие, чем должны быть у лиц с сопоставимым уровнем развития.

Десятый пересмотр Международной классификации болезней использует термин «гиперкинетическое расстройство» для более узкого диагноза, при котором должны присутствовать все три симптома - дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.

Эпидемиология и сопутствующие заболевания

  • Распространенность гипердинамического синдрома, по различным оценкам, затрагивает около 2,4% детей во всем мире.
  • Заболевание наиболее часто диагностируется у детей в возрасте 3-7 лет. У более старших детей и взрослых, болезнь проявляется гораздо реже.
  • Синдром чаще диагностируется у мальчиков.
  • Гипердинамический синдром чаще наследуется по первой степени родства. Исследования среди близнецов предполагают существенный генетический вклад. Определен ряд генов, которые, как считается, имеют незначительный эффект в развитии болезни, например, DRD4 и DRD5.
  • Гипердинамический синдром - нередкое заболевание среди детей-инвалидов. Другие факторы риска включают в себя акушерские осложнения и .

Кроме соответствующей клинической картины, синдром чреват следующими отклонениями в поведении и развитии:

  • Членовредительство, предрасположенность к созданию аварийных ситуаций на дороге и других несчастных случаев, злоупотребление психоактивными веществами, преступность, тревожное состояние и академическая неуспеваемость.
  • Гипердинамический синдром у детей является частью спектра расстройств, 70% из которых отражаются как обобщенные или специфические трудностей обучения, например, дислексия, языковые расстройства, аутизм, диспраксия, и подобные. Оппозиционное мышление и расстройства поведения присутствует у большинства детей с подобными заболеваниями.

Клиническое проявление и диагностика

Пациенты, страдающие гипердинамическим синдромом, являют собой постоянный образец невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что препятствует развитию и характеризуется:

  • Невнимательностью.

Для уточнения невнимательности необходимо наличие шести или более из нижеперечисленных симптомов у детей в возрасте до 16 лет, либо пяти или более - для лиц в возрасте от 17 лет. Симптомы невнимательности должны присутствовать, по крайней мере шесть месяцев. К таковым относят:

  1. Пациенту не удается уделить пристальное внимание к деталям, что заставляет его делать небрежные ошибки в школьных трудах, в профессиональном или другом виде деятельности.
  2. Больной не способен сохранить концентрацию на своей задаче, в игровой деятельности в том числе.
  3. Создается впечатление, что ребенок не слышит, что ему говорят.
  4. Пациент часто не следует инструкции и не заканчивает школьные, хозяйственные дела или свои обязанности на рабочем месте.
  5. Часто имеет проблемы, связанные с организацией задач и мероприятий.
  6. Избегает, не любит, или не хочет выполнять задачи, которые требуют умственных усилий в течение длительного периода времени, например, школьных домашних заданий.
  7. Часто теряет вещи, необходимые для задач и мероприятий, например, школьные задания, карандаши и ручки, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны.
  8. Легко отвлекается на всякие глупости.
  9. Часто забывает о важных мелочах в повседневной деятельности.
  • Гиперактивность и импульсивность.

Также должны присутствовать минимум полгода шесть или более следующих симптомов гиперактивности и импульсивности у детей в возрасте до 16 лет или пять у взрослых:

  1. Часто ерзает на месте, совершает нелогичные движения руками или ногами в любом положении тела.
  2. Часто оставляет ситуации, когда требуется ожидание.
  3. Проявляет чувство повышенного беспокойства, когда требуется повышенное внимание.
  4. Ребенок не в состоянии принимать участие в развлекательных мероприятиях.
  5. При наблюдении за пациентом, создается ощущение, что это робот, бесконечно действующий от заведенного ключа.
  6. Часто чрезмерно говорит не умолкая.
  7. Выпаливает ответ, прежде чем вопрос будет завершен.
  8. Прерывает других, злоупотребляет вниманием к себе в разговорах или играх.

Кроме того, для постановки диагноза на гипердинамический синдром должны быть выполнены следующие условия:

  • Несколько из вышеперечисленных симптомов присутствуют в возрасте до 12 лет.
  • Основные признаки проявляются одинаково в различных ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями или родственниками и так далее.
  • Существует явное свидетельство, что симптомы мешают или понижают качество социальной или профессиональной деятельности, школьному труду.
  • Симптомы не являются признаками шизофрении или другого психотического расстройства, например, расстройство настроения, тревожное, диссоциативные расстройства или .

Гипердинамический синдром следует рассматривать во всех возрастных группах. Диагноз должен быть поставлен только специалистом психиатром, педиатром или другим врачом, имеющим соответствующую подготовку и знания в диагностике подобных поведенческих нарушений.

Диагноз должен быть основан на полной клинической и психосоциальной оценке. Необходимо анализировать поведение и симптомы в различных областях и найти их отражение в повседневной жизни пациента. Также на адекватной оценке анамнеза, отчетов наблюдателей и наблюдении за психическим состоянием.

Должны учитываться потребности человека, сосуществующие социальные, семейные, образовательные или профессиональные обстоятельства и физическое здоровье. Для детей особенно полезна оценка их родителей или лиц, осуществляющих уход и воспитание. Определении тяжести и вреда от поведенческих расстройств, воздействующих на самого ребенка и его родителей. Обязательно должны учитываться потребности пациента и лиц его окружающих.

При подозрении на гипердинамический синдром необходимо исключить:

  • Ряд условий, таких как заболевания щитовидной железы, беспокойство, и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • Применение стероидов, антигистаминных, противосудорожных препаратов, бета-агонистов, кофеина, никотина.

Гипердинамический синдром - лечение

Фармакологические средства для детей назначают в случае наличия тяжелых и стойких симптомов гипердинамического синдрома, когда диагноз был подтвержден специалистом. Детей с умеренными симптомами можно лечить с помощью стимуляторов ЦНС, если психологические вмешательства оказались безуспешными или недоступными. Лечение часто необходимо продолжать в подростковом возрасте, и, возможно, потребуется продолжение терапии в зрелом возрасте.

Медикаментозное лечение синдрома должно быть частью комплексной программы лечения. Пульс, артериальное давление, психиатрические симптомы, аппетит, вес и рост должны быть зафиксированы в начале терапии, и указываться после каждой регулировки дозы, и через каждые шесть месяцев лечения.

Использование препаратов, как правило, не рекомендуется для детей дошкольного возраста, для которых программы психологической поддержки являются способами терапии первого ряда. У детей школьного возраста с тяжелыми признаками гипердинамического синдрома, медикаментозное лечение является основным методом терапии. Немаловажно участие родителей в поддержании лечения.