Формируем адекватную самооценку ребенка. Снижение самооценки: причины и пути решения проблемы Заниженная самооценка у мужчин. Обсуждение на канале «Стиллавин и его друзья»

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду расскажи,

Кто на свете всех милее...

Кто, глядя на себя в зеркало, не задавал себе подобный вопрос? Только вот ответы на него у всех разные. Они, как правило, показывают уровень нашей самооценки.

Самооценка - это комплекс установок человека, относительно своих внутренних качеств, внешности, достоинств и недостатков. Проще говоря, самооценка - это то, как человек относится к самому себе. Не секрет, что уровень самооценки сильно влияет на жизнь человека. От этого в большой степени зависит его социальный статус, уровень материального достатка, личная жизнь, отношения с друзьями.

Самооценка может быть:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Сегодня мы поговорим о первом варианте - снижении самооценки - как факторе, который встречается в социуме намного чаще, чем следующие два. И негативно влияет на жизнь человека.

Человек с заниженной самооценкой проявляет лишнюю самокритику и чувствителен к критике окружающих, нерешителен, хочет всем угодить, склонен к чувству вины.

Как формируется самооценка

С раннего детства мы учимся воспринимать мир и себя в нем. В этом нам помогает личный опыт - тактильные ощущения, вкусовые, то, что мы видим или слышим. Но оценку всему происходящему дают наши близкие - родители, бабушки, дедушки. Именно от них ребенок узнает, что такое «хорошо» и «плохо». И в каких ситуациях он «хороший» или «плохой». Именно отсюда, с детства и берет свое начало множество взрослых комплексов.

На приеме - молодая красивая девушка 25 лет. Рассказывает, что у нее не складываются отношения с мужчинами. Ей ни с кем не удается познакомиться, а если и знакомится, то в серьезные отношения это не переходит. Из поведения девушки видно, что она очень застенчива, не верит в себя и считает себя непривлекательной.

В ходе работы выяснилось, что в детстве отец ее очень сильно критиковал и поучал на каждом шагу - за плохие отметки, за юбку, которая, по его мнению, была некрасива и т.д.. Таким образом, он приучил дочь к мысли, что она не может выглядеть красивой в глазах мужчины.

Вместо того, чтобы говорить ребенку: «твой поступок нехороший», родители, не задумываясь, говорят: «ты не хороший», или «плохой», «невоспитанный», «некрасивый». Веря своим родителям, ребенок принимает данные установки и проецирует их на другие жизненные ситуации. В результате становится замкнутым, необщительным, скованным, неуверенным в себе.

Но, кроме детских комплексов, существуют и другие факторы, способные снизить самооценку человека.

Самооценка мужчины

Ее могут понижать такие факторы, как отсутствие престижной работы или собственного бизнеса, маленькая зарплата. То есть, материальная нестабильность. Мужчине, кажется, что из-за этого он не может быть полноценной опорой для семьи.

Дела интимные. Количество партнерш, умение их удовлетворить в постели, продолжительность полового акта, - еще один очень весомый пункт, который может влиять на мужскую самооценку.

Критика со стороны жены. Мужчины хотят чувствовать от своей половинки поддержку, соучастие, слышать похвалу, быть понятым и принятым. Но часто им приходится слышать упреки в свой адрес, критику, сталкиваться с агрессией, беспочвенной обидой и, как следствие, - скандалами в семье. Это все очень сильно бьет по мужской самооценке и снижает ее.

Низкая самооценка мужчины может вылиться в депрессию и тревогу. Которые, в свою очередь, приводят к страху и гневу. Из-за этого мужчина может пристраститься к принятию алкоголя или наркотиков.

Самооценка женщины

Как известно, у абсолютного большинства женщин на первом месте стоит внешность. Именно критические оценки своего внешнего вида - один из верных признаков снижения самооценки. Довольная собой и уверенная в себе женщина знает: она прекрасна всегда. А если есть что-то лишнее, она его уберет в спортзале или косметологическом кабинете. Но совершенно спокойно.

Этот комплекс могут провоцировать или усиливать социальные сети. Так, английские ученые установили, что социальные сети негативно влияют на женскую самооценку. Некоторые представительницы прекрасного пола проводят в них очень много времени. Листая френдленту, они сравнивают себя и свою жизнь с другими женщинами и делают позитивные выводы не в свою сторону. Это явление назвали самоовеществлением.

Неумение принимать знаки внимания и комплименты. Красивые слова в свой адрес приятно слышать каждой женщине, но неуверенные в себе представительницы прекрасного пола при этом стесняются, жеманничают. Всем своим видом как бы говоря: «я этого не достойна».

Неудачи в отношениях с мужчинами. Развод - еще одно обстоятельство, которое очень сильно «бьет» по женской самооценке. Ей начинает казаться, что она не состоялась как женщина и жена. Что должна была сохранить семью и не сумела.

На приеме - женщина 35-ти лет. Рассказывает, что после развода с мужем не может снова наладить личную жизнь. Сам процесс развода проходил очень бурно, с обоюдными упреками и обвинениями. Хотя женилась пара по любви. От брака у женщины есть дочь. И с одной стороны она понимает, что ей нужна семья, а ребенку - отец. Но знакомиться с мужчинами она не может.

«Понимаете, доктор, я думаю, что уже не привлекательна для мужчин. Ведь от меня уже раз отказались. К тому же, я теперь знаю, что меня могут предать».

После кропотливой работы со специалистом женщине удалось справиться со своими страхами и снова почувствовать себя уверенной и привлекательной.

Кроме этого, существуют и другие причины снижения самооценки, характерные как для мужчин, так и для женщин. Ими могут стать:

Жизнь в негативном окружении. Некоторым людям характерна привычка жаловаться на окружающих, вместо того, чтобы взять ответственность за свою жизнь на себя. Общение с такими людьми порождает неуверенность в своих силах.

Сравнение себя с другими людьми. Нет двух совершенно похожих людей, соответственно и результаты их деятельности нельзя сопоставлять. Но такие действия приводят к грусти, недовольству собой, самокритике, что прямо влияет на уровень самооценки человека.

Постановка слишком высоких целей и приоритетов , когда они несоизмеримы ни в плане времени, ни ресурсов. Очень часто, планируя свою жизнь, люди ставят настолько нереальные цели, что потом, не добиваясь их, разочаровываются в себе. Как следствие у некоторых, самооценка настолько снижается, что они вообще перестают ставить перед собой какие-либо задачи.

Критика окружающих относительно внешности человека, его интеллекта, любых его достижений или высмеивание неудач приводит к пониженной оценке себя. Человек становится замкнутым и перестает как-либо проявлять себя.

Что делать?

Сниженная самооценка - проблема довольно глубокая. Как видите, ее может спровоцировать целый ряд психологических реакций. Конечно, в интернете есть множество информации на эту тему и очень часто хороших рекомендаций. Как и в книгах.

Но разобраться в этом самому очень сложно. К тому же, вряд ли книга сможет заменить живое общение и специалиста, который работает именно с вами. Поэтому, лучшим выходом из ситуации будет обратиться к психологу или психотерапевту. Он поможет:

  • понять когда и где произошел «сбой» в системе личностных ценностей и оценки себя;
  • проработать негативный жизненный опыт, который стал причиной снижения самооценки;
  • научиться другим вариантам поведения с людьми, которые пытаются вас критиковать, осуждать;
  • выровнять эмоциональный фон по отношению к себе и стабилизировать самооценку.
Как видите, если понять проблему, с ней можно справиться. Начните новую жизнь и посмотрите на себя по-новому.

Хочешь узнать человека - соверши с ним путешествие

Здравствуйте, дорогие родители, я уже писала о . Сегодня я научу вас, как скорректировать пониженную или завышенную самооценку ребенка – то есть сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Для начала расскажу об весьма любопытном эксперименте, который ярко раскрывает важность наличия у детей адекватной самооценки.

В одной из московских школ после ряда тестов были отобраны 2 группы младших школьников. В первую сгруппировали детей, имеющих адекватную оценку самих себя, в вторую попали дети с пониженной самооценкой своих способностей.

Из этих двух групп сформировали 2 класса.

В первом классе дети (у которых самооценка совпадала с действительными возможностями и успехами) отличались познавательной активностью, бодростью духа, Они смело выбирали трудные задачи для решения и верили, что справятся с ними. На уроках они были не только слушателями, но и сами активно участвовали в обсуждениях, высказывали свое мнение. Критика и возражения со стороны одноклассников и преподавателя не только не ущемляла их, а наоборот побуждала их глубже разобраться в вопросе. Плохая оценка не выводила их из строя, а побуждала к действиям, направленным на ее исправление.

Во втором классе (с детьми, обладающими пониженной самооценкой) ученики отличались пассивностью, робостью, неуверенностью в своих знаниях, даже тогда когда эти знания были вполне удовлетворяющими учителя. Повышенная тревожность и мнительность заставляла их оставаться в тени. Они старались избегать возможности быть оцененными, они сами не тянули руку, с целью ответить на вопрос учителя, даже тогда, когда несомненно знали ответ на этот вопрос.. Воспринимая самих себя как неуспешных и неспособных к защите они боялись тех, кто по их мнению был «сильнее», учителей, родителей.

Вот такай картина. По-моему она отвечает на вопрос? зачем надо корректировать неадекватную самооценку. Итак, приступим.

Как повысить заниженную самооценку ребенка:

1. Метод «я тебя вижу».

Когда родители интересуются жизнью своего ребенка, он чувствует себя любимым. Я уже писала о том, как безразличное отношение к ребенку приводит к его заниженной оценке самого себя.

Согласитесь с тем фактом, что Вы всегда уделяете наибольшее внимание тому, что цените больше всего . Если вы будете уделять побольше внимания своему ребенку, он почувствует себя более ценным.

Выслушивайте своего ребенка, спрашивайте у него, как прошел день, расспрашивайте о подробностях, эмоционально откликайтесь на его рассказ, смейтесь, охайте. Когда мы внимательно слушаем ребенка (да и взрослого), его самоуважение растет, то есть растет самооценка.

Более того, подобное выслушивание рождает особый уровень доверительности между вами и вашим ребенком. Он начнет поверять вас в свои тайные переживания, рассказывать о сокровенном. Вы будете знать, что у него на душе, вы сможете лучше узнать и понять вашего ребенка.

2. Метод «позитивных ожиданий».

Когда вы говорите своему ребенку, «я верю, что у тебя получится, «со временем ты сделаешь это лучше» — вы подвигаете его поверить в себя. Вы рождаете в нем желание приложить больше усилий, чем было бы в случае, если бы ребенок не слышал этих слов вашей поддержки.

Здесь есть важный момент. Ни в коем случае метод «позитивных ожиданий» нельзя путать с методом «завышенных требований» . Если ребенок чувствует ваш нажим, ваше категоричное ожидание от него выдающихся успехов, как условие того будете вы им довольны или нет, – это скажется обратным образом на его достижениях.

Постарайтесь донести до ребенка тот факт, что вы его любите, гордитесь им при любом раскладе, не зависимо от его успехов или неудач.

3. Семейная демократия.

Здесь важен не такой аспект демократии как свобода слова и свобода выбора, а уважительное отношение к мнению ребенка, умение прислушиваться к нему, считаться с ним.

Если хотите поднять самооценку вашего малыша, если хотите, чтобы он был уверенным в себе, привлекайте его к обсуждению семейных дел. Пусть он вносит свой вклад в принятие решений, важных для семьи. Куда поехать отдыхать? Какую машину лучше купить? Пусть он не просто высказывает предположение, но и пробует обосновать свое предложение. Относитесь к его аргументации уважительно – пусть он чувствует, что его мнение важно, что он личность, с которой считаются.

Это поможет ему в школьной жизни напрямую скажется на его успехах в учебе.

Если вы будете относиться к детям как значимым и умным, они удивят вас тем, в какой степени они могут быть проницательными и мудрыми.

Спрашивайте вашего ребенка, что он думает по тому или иному поводу, просите дать его совет – это повысит его самоуважение и чувство собственного достоинства. А вы получите безпристрастные взгляд со стороны и зачастую действительно мудрый совет. Не забывайте, что «устами младенца глаголет истина».

4. Создавайте «ситуации успеха».

Чем чаще ребенок будет чувствовать свою успешность , тем больше он будет стараться, и тем выше будут его достижения в жизни.

Задача родителей создать эту самую «ситуацию успеха» для своего ребенка.

Вы наверняка знаете, что у вашего малыша получается лучше всего. Давайте ему задания, которые ему по силам — но не слишком легкие, а такие, чтобы он получил хороший результат, если приложит хоть немного усилий. И когда у него все получится, отметьте это похвалой, обратите внимание на то, что получилось лучше всего.

В этом помогают настольные и подвижные игры, можно слегка поддаваться ребенку, чтобы он выиграл, но не всегда. В некоторых случаях он все же должен проиграть, но только после того как почти всю игру он был в лидерах и лишь под конец «сдал позиции».

Как понизить неадекватно завышенную самооценку.

Если так случилось, что ваш ребенок, как «мальчик-звезда» из одноименной сказки, считает себя центром вселенной, и что мир вращается вокруг него. Если он сильно переоценивает свои способности, если он болезненно относится к критике, как к недопустимому проявлению неуважения к своей персоне, ему будет ой, как тяжело в школе.

Возможно, вы перехвалили своего ребенка, или просто избегали критики в его адрес. Что произошло, то произошло. Теперь важно провести коррекционную работу, нацеленную на понижение самооценки до более адекватного ее уровня.

1. Щадящий метод «постепенного отрезвления».

В следующий раз, после того как порция привычных дифирамбов уже влилась в уши вашего чада, обратите его внимание на те стороны ситуации, которые оставляют желать лучшего. «Ах, какая ты умница, помыла посуду, и вытерла, за это тебе спасибо. А вот то, что весь пол забрызгала — это не дело, надо вытереть, чтобы работа на 5-ку (10-ку) была.»

То есть аккуратное введение критического замечания , после похвалы не будет восприниматься привыкшим исключительно к положительным оценкам ребенком как катастрофа. Это важно помнить – так как зазвездившиеся дети в ряде случаев агрессивно воспринимают критику и могут всерьез затаить обиду, — нам этого не нужно.

2. Метод «повышения планки»

Ребенок с завышенной самооценкой очень часто переоценивает свои возможности, из-за постоянной «ситуации успеха».

Это происходит, когда родители постоянно играют в поддавки (только чтобы сделать приятное ребенку), и ставят перед ним слишком легкие задачи. Ребенок выигрывает, ребенок быстро и легко разрешает задачу и, исходя из такого опыта, приходит к выводу о своих выдающихся способностях. Если ребенок хотя бы иногда не сможет выиграть, или если дать ему такое задание, выполнение которого потребует от него определенных усилий, он поймет, что не все так просто. Оказывается, в жизни бывают ситуации, когда, чтобы чего-то достичь, надо и как следует потрудиться.

3. Метод «безусловной любви»

Бывает так, что ребенок цепляется за свое звездное положение, то есть сознательно не хочет адекватно себя оценить, признать тот факт, что у него что-либо не получилось, не удалось. Вы используете «метод постепенного отрезвления», метод «повышения планки», а ребенок твердит, что это он выиграл, (а если и проиграл, то лишь потому, что другие играли нечестно), что задание с которым он не справился, было глупое, неинтересное, и что он не очень то и хотел его выполнять.

Здесь на лицо страх «потерять свою корону», он боится признать свою неидеальность. Почему? Да потому что он думает, что вместе с «понижением его в должности» произойдет и утрата любви родителей.

Задача родителей – убедить своего ребенка, что вы любите его в любом случае, со всеми его потрохами, успехами, неудачами. Что он для вас самый лучший на свете.

И что остальные люди тоже неидеальны, но их любят. Мама может сказать, что любит папу, несмотря на то, что он разбрасывает повсюду свои грязные носки. Папа откроет секрет, что мама отвратительно варит борщ, но из любви к ее остальным качествам, он готов мириться с этим милым недостатком.

Вот увидите, как быстро эти методы дадут результаты, как изменится ваш ребенок. Каким уравновешенным и гармоничным он станет. Как улучшаться ваши с ним взаимоотношения.

Очень надеюсь, что эта статья поможет вам и вашему малышу быть более счастливыми и успешными. Буду рада увидеть вопросы и пожелания в комментариях к статье.

Ольга Клишевская специально для сайта

Едим себя поедом, изводим самокритикой, как это мешает нам жить. При этом осознано или нет, но мы различными способами продолжаем понижать свою самооценку. Если вы хотите преуспеть в этом деле, то вам помогут следующие советы.

Как понизить самооценку

Вот он, а я…

Постоянно в пример себе ставьте кого-то великого, чем он «круче», тем лучше. Главное, не забывайте себя с ним сравнивать, пусть это будет для вас такой же ритуал, как чистка зубов. Делая свой анализ, забейте на такие «мелочи», как условия жизни, в которых этот объект рос, помощь со стороны (могущественные родственники, богатое наследство и т.д.), опыт и др. Ведь если у него получилось, то кто мешал вам?

Критика

По любому поводу критикуйте себя. В идеале каждый день, а можно вообще этот процесс сделать хроническим. Только правильно критикуйте, безапелляционно. И в качестве вишенки на торте, добавляйте: «В общем, я – запущенный случай».

На любимый, на мозоль

Нащупайте эту самую мозоль и со всей дури бахнете по ней. Не вздумайте в этом деле положиться на окружающих, никто из них не сможет с нужной силой ударить в уязвимое место. Поднажмите и бейте! Удачи!

Психология, тренинги – наше все

Зачитывайтесь взахлеб статьями и книгами по психологии. Пропадайте на тренингах. Впитывайте, как 1000 губок все прочитанное, услышанное и увиденное в ходе такого познания. Вставайте с петухами, а лучше проведите всю ночь с ручкой (клавиатурой) в руках и пишите, пишите, не суть что, главное истощить себя (тогда при молчаливом согласии вашего сломленного сопротивления низкая самооценка расцветет буйным цветом). Что там вам наговорили на тренингах, все испытывайте на своей шкуре. И боже упаси, вам думать. У вас иная проблема, вы недостаточно трудитесь в сфере снижения самооценки, подтянитесь! Что там вчера психологи насоветовали? Бегом выполнять! И не забывайте себя критиковать!

Все и сразу

Нечего расслабляться! Мало быть леди в обществе, хозяйкой в доме и дамой легкого поведения в постели. Мало! Вдобавок успешная деловая женщина. В общем, примерно так: супер-мама, супер-жена, супер-бизнес-леди. Но можно лучше! Любое ваше действие должно соответствовать критериям «супер», «совершенство», «идеал». Если не стремиться к превосходной степени, то не заработаешь низкую самооценку. Как вы без нее?!

Нечего себя жалеть!

Кто вы? Неудачник, размазня, слабак, дурында, уродец, лодырь, растяпа, неумеха, рукожоп и далее. Для пущего эффекта можно долбануть себя физически.

Ну что?

Вот мы себя критикуем, что в действительности происходит? Мы нападаем на себя. На СЕБЯ! Не на Васю или на Машу. Для чего? В чем смысл, если выхлоп нулевой в плане реальной эффективности? Остается только боль после нее.

При помощи самокритики мы «убегаем» от реальной критики, а потому не так просто с ней завязать.

Самокритика, причиняя боль, на бессознательном уровне выполняет «упреждающую» функцию. Наверное, нами движет страх, что критика со стороны будет настолько мощной, что после нее впору влезть в петлю. Причем, это опасение очень сильное. Потом мы его не ощущаем, это все происходит бессознательно. Поскольку страх ужасен, то мы активно пытаемся защититься, причем защита срабатывает автоматически и молниеносно, в результате чего «рождается» самокритика.

Получается, что критикуя себя, мы как бы контролируем процесс нападения. Это проще, чем терпеть бесконтрольную критику со стороны. В принципе, из двух зол мы выбрали меньшее – самокритику. Поэтому изводить себя самокритикой нельзя, но воплотить этот совет в жизнь не так просто.

  • Большинство из нас сталкивалось с людьми, которые будто наслаждаются тем, что унижают других. Такое явление даже имеет свое название - социально - деструктивное поведение.

    Со стороны это выглядит абсолютно безобидно, но последствия могут оказаться достаточно тяжелыми. Человек получает эмоциональную травму, начинает сомневаться в собственных силах, чувствовать отсутствие поддержки, становится обидчивым.

    После такого еще долго придется приходить в себя, так что лучше принять меры при первых признаках деструктивного поведения. Вот несколько советов, как это сделать.

    1. ищи знаки.

    Прежде чем что-то заподозрить, убедись, что это действительно случай социально - деструктивного поведения. Каждый из нас говорил глупость, не подумав.

    Важно, что человек обижает тебя с определенной целью. Суть такого поведения в том, что один человек использует негатив, чтобы приуменьшить репутацию и заслуги другого, унизить его.

    Признаки источника социально - деструктивного поведения:

    Другие люди тоже замечают дерзкое поведение этого человека.

    Ты постоянно занимаешь оборонительную позицию по отношению к нему, пытаешься что-то доказать.

    Он склонен критиковать, осуждать, любит сплетничать о своих знакомых, прикрываясь благими намерениями.

    Его комплименты неискренние и даже обидные.

    Он создает вид, что заботится о тебе и хочет как лучше.

    Он сбивает тебя с цели, предлагая заманчивые варианты.

    Внимание! Только в том случае, если ты всё же не уверен в том, что этот человек действительно пытается тебя унизить, узнай мнение другого человека, который может взглянуть на ситуацию со стороны.

    2. установи мотив.
    Всегда важно понять, из каких побуждений человек пытается тебя унизить. Первое что приходит в голову - зависть. Но есть и другие причины, например:

    Конкуренция. Особенно этот мотив распространен на рабочем месте, человек ведет себя так, потому что чувствует свое бессилие.

    Проецирование. Только в том случае, если ты занимаешься делом, которое не удалось этому человеку, он может проецировать свою неудачу на тебя.

    Беспокойство. Например, ты переехал в другой город, чтобы осуществить свою мечту. Но родители очень переживают по этому поводу и делают всё, чтобы изменить твое решение.

    Таким образом, выяснив причину деструктивного поведения, ты можешь выбрать лучший способ борьбы с ним.

    3. будь искренним.
    Попробуй поговорить с человеком, объяснить, что он делает тебе больно. Таким образом, если причина такого поведения - беспокойство, попытайся обсудить свои планы и показать, что тебе не грозит опасность.
    Общение часто помогает решить конфликтные ситуации. Объясни человеку, что зависть и ревность - его же враги.

    4. держи язык за зубами.
    Таким образом, если тебе не нравится реакция человека на твои успехи, просто не делись ими. Иногда причиной социально - деструктивного поведения может быть желание испортить тебе настроение.
    Попробуй избегать тем, за которые друг может тебя критиковать.

    5. измени отношения.
    В том случае, если тебя унижает незнакомый человек, можно просто прекратить общение. Но ведь источником деструктивного поведения может стать друг или родственник, тогда всё не так просто.
    Попробуй временно отдалится от этого человека, возможно, тогда он поймет, что тебе нужна поддержка, а не критика.

    6. посмотри на это с другой стороны.
    Критика может мотивировать, а соперничество делает нас сильнее. Более того, деструктивное поведение зачастую направлено на твои слабые места. Это может послужить сигналом, что именно нужно изменить в себе. 7. найди поддержку окружай себя людьми, которые тебя по-настоящему ценят и любят!

    Не общайтесь с людьми которые занижают вашу самооценку. Как женщине повысить самооценку?

    Вариантов несколько, но все они требуют длительной и постоянной работы над собой. За один день вряд ли вам удастся изменить то, что формировалось на протяжении десятилетий. Но повысить самооценку абсолютно реально.

    Итак, поехали.

    1. Как вы выражаете любовь к тому, к кому её чувствуете? Любимого человека мы защищаем, уделяем ему время, кормим вкусненьким, поддерживаем, говорим приятные слова… Это и есть компоненты любви. А теперь напишите список того, как выражаете любовь… к себе. Конкретно, с примерами. Так, будто вы - это ваш самый любимый человек: ребёнок, мама, мужчина. Чего не хватает? Может быть, вы забыли себя защищать? Вот в эту сторону и надо работать.

    2. Напишите на бумаге людей, с которыми вы общались за последние 2 месяца. Напротив каждого имени напишите количество часов, которое вы с ними проводите. А теперь рядом с каждым именем нарисуйте знаки «+», «-» или «=». Эти знаки означают, оказывает человек положительное влияние на вашу самооценку или отрицательное. А теперь посмотрите, что вышло.

    Часто бывает, что львиную долю своего времени мы проводим с теми, кто занижает нашу самооценку. С заклятыми подружками, которые то и дело говорят что-то обидное; с мужчиной, который самоутверждается за ваш счёт; с мамой, которая чувствует себя нужной и полезной, занижая ценность тех, кто рядом.

    Что делать? Для начала - сократить объём общения с такими людьми. Например, в следующем месяце общайтесь не по 4 часа в день, а по 3. И постепенно убирайте из своей жизни тех, кто пожирает ваши силы, которые нужны, чтобы любить себя. Такие люди будут затягивать вас обратно, потому что им удобно, когда вы себя не цените и не любите.

    И не забудьте увеличить часы общения с теми, кто помогает вам чувствовать себя ценной, интересной и достойной уважения. Ведь трудно любить себя в одиночку.

    3. Упражнение «Как я лишаю себя любви других людей?» Напишите минимум 10 пунктов о том, что вы делаете такого, чтобы не чувствовать себя любимой и ценной. Например: вы просите о помощи и поддержке, когда в этом нуждаетесь? А может быть, вы бежите всех спасать, несмотря на то, что устали? Вы считаете себя в праве побыть одной, даже если кто-то хочет с вами общаться вот прямо сейчас? Вот об этом и пишите. Это будет список того, как не нужно себя вести.

    4. Ещё один способ начать себя любить - это завести тетрадку для себя. Пусть это будет личный дневник или тетрадь для выполнения упражнений, но то, что там написано, должно касаться только вас.

    Невозможно любить того, кого нет. Дайте себе право быть. Хотя бы на бумаге. Что писать? Пишите о своих чувствах, о впечатлениях от прошедшего дня. Напишите сочинение «Что это значит - быть мной?». Если будет совсем трудно, то можно начать с упражнения «Я и анти-Я». Делается оно просто: делите страницу на две части и пишете, как делаете вы и как сделала бы ваша полная противоположность в разных ситуациях. Например, как вы встаёте по утрам, с какими чувствами подходите к зеркалу, как относитесь к своей работе и так далее. Так вам станет намного понятнее, кто вы такая. И не забудьте написать в тетрадке 100 пунктов, за которые вас можно уважать.

    Поначалу очень трудно уделять время себе, особенно если нет такой привычки. Но работа над самооценкой в этом смысле очень похожа на тренировки в спортзале: ни одно упражнение в мире не поможет привести себя в форму, если сделать его только один раз.

    Какие виды самооценки бывают?

    Уровень самооценки - самооценка бывает высокой, средней и низкой. Заниженная или завышенная самооценка - это про другое, не про уровень, а про адекватность самооценки. Средняя самооценка может быть как завышенной (у быдла), так и заниженной (у интеллигента).

    Самооценка виды. Самооценка и ее виды

    • Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.

      Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.

      Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).

      Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

    Нет? Вы ещё не пробовали? Вот несколько драконовских мер по отношению к себе, которые почти наверняка помогут в этом деле:

    1. Всё время (чем чаще, тем лучше) сравнивайте себя с кем-нибудь великим. Чем «величавей» объект, тем лучше. Не принимайте во внимание никакие различия: ни в истории жизни, ни в опыте, ни в чём - всё это не имеет никакого значения. Кому сейчас легко? Раз смог он, вы просто обязаны быть «на уровне».

    2. Критикуйте себя. Что бы вы ни сделали - критикуйте всё. Чем больше, тем лучше. Чем безапелляционней, тем надёжнее. Чтоб наверняка, всегда добавляйте в конце: «Короче, я - запущенный случай».

    3. Бейте себя по самому больному - находите уязвимое место и бейте. Не пускайте это дело на самотёк, не думайте, что окружающие справятся с этим без вас. Так, как ударите себя вы, никто ударить не сможет. Старайтесь.

    4. Читайте больше книг и статей по психологии. Ходите больше на тренинги. Рефлексируйте чаще. Вставайте раньше - до зари (лучше вообще не ложитесь), и пишите: неважно о чём, ваша задача - истощить себя (чтобы низкой самооценке было где развернуться без сопротивления с вашей стороны), поэтому главное - делайте всё, что советуют. Думать будете потом. Делайте больше. Того, что вы уже делаете, мало, недостаточно и всё это плохо. Помните об этом.
    Критикуйте себя. Что бы вы ни сделали - критикуйте всё
    Фото: Depositphotos

    5. Требуйте от себя всё и сразу: будьте супер-женой, супер-мамой, супер-бизнес-леди одновременно. Всё, что вы делаете, должно быть супер, идеально, совершенно. Нет стремления к превосходной степени - не будет низкой самооценки. Вам это надо?

    6. Никакого сочувствия к себе (называйте сочувствие жалостью - так легче будет справиться с этим пунктом). «Тупица», «неудачник», «уродина», «слабак» - не забывайте о действенных само-поглаживаниях, используйте их по случаю и без.

    Послесловие. Что происходит на самом деле, например, когда мы занимаемся самокритикой? Критикуя себя, мы нападаем. Не на кого-то, а на себя. Зачем? В чём логика, если это ранит нас и не даёт ничего, кроме боли?

    Самокритика как бы «спасает» нас от реальной критики, поэтому избавиться от нее сложно
    Фото: Depositphotos

    Не совсем так. Самокритика причиняет боль, но выполняет ещё какую-то важную функцию (на бессознательном уровне). Например, работает на «упреждение». Возможно, мы боимся, что нас раскритикуют так, что нам останется только повеситься. Страх этот, во-первых, сильный. Во-вторых, иррациональный и бессознательный - то есть мы не задумываемся о нём. Но он огромный, и мы защищаемся.

    Бессознательные защиты срабатывают мгновенно и автоматически, в результате мы получаем самокритику. То есть, критикуя себя, мы как будто берём под контроль процесс нападения. Это безопаснее, чем иметь дело с бесконтрольной критикой со стороны. Ценой одного зла самокритика как будто спасает нас от другого зла.

    Поэтому хоть и очевидно, что вредные советы - это то, как делать не надо, прекратить вредить себе не так просто, как может показаться.

    Общение это. Общение

    Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.

    Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

    В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.
    Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.

    Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

    Средства общения – это способы кодирования, передачи,
    переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.

    Общение людей бывает вербальным и невербальным.

    Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.

    Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.

    Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.

    Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:
    контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;
    информационная – получение новой информации;
    побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
    координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;
    достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;
    обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;
    установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;
    оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

    В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:
    1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;
    2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;
    3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.

    Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

    Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

    Самооценка это. Самооценка: что это?

    Грубо говоря, самооценка - это то, как человек оценивает свои возможности и личные качества.

    Для определения самооценки чаще всего используется три критерия:

    1. Что человек о себе думает?
    2. Что человек по поводу себя чувствует? (гордится или чаще чувствует себя униженным, никчемным);
    3. Как человек себя ведет? (можно держаться робко, запуганно, уверенно, нагло и т. д).

    Ответив на все три вопроса можно поставить себе оценку. Полученный результат и будет отражать отношение человека к себе.

    Но не стоит думать, что такая процедура происходит один раз в жизни, а потом результат сохраняется. Мы оцениваем себя каждую секунду. Особенно это видно по женщинам.

    Признайтесь, кто не разглядывал себя в каждой витрине, каждый раз убеждаясь, что сегодня выглядит на все 100. И наоборот, если звезды не сошлись и женщина проспала, не успела накраситься, просто в плохом настроении (нужное подчеркнуть), то вряд ли она будет ловить свое отражение.

    Так что самооценивание - это процесс, он длится всю нашу сознательную жизнь.

    Однако бывает так, что «оценка» зависит не только от нашего ощущения, а и от того, что говорят нам окружающие. Особенно это влияет на детей.

    Если малыша хвалить (за дело, конечно), то он будет лучше к себе относится во взрослой жизни.

    А если ребенку постоянно показывают, что он недостоин хорошего отношения, то будучи взрослым, он потратит большую часть своей жизни на то, чтобы доказать другим, что он ничем не хуже. И еще вопрос, принесет ли ему этот процесс удовольствие.

    Что такое адекватная самооценка?

    Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке.

    Уровень притязаний это. Уровень притязаний

    Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

    Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

    Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

    Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся, во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

    Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

    Личность это. Что такое личность?

    • Характер. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
    • Темперамент. В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
    • Мотивация. У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
    • Способности. Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
    • Эмоциональность. Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
    • Направленность. Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
    • Мировосприятие. Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
    • Опыт. Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
    • Рисунок тела. Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.