Народы живущие в приморском крае. Народы приморского края. Поселись там, где поют: кто поет, тот худо не думает

Белых Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №8
Населённый пункт: Село Богуславец, Приморский край
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "Ознакомление с коренными малочисленными народами Приморского края"
Дата публикации: 03.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное

общеобразовательное учреждение «Детский сад №8»

с. Богуславец

ПРОЕКТ

" Ознакомление с коренными малочисленными

народами Приморского края"

Выполнила: Белых Ирина Владимировна,

Воспитатель первой квалификационной категории

2017 год

Здесь я родился и вырос, в этом таежном

краю.

Самую лучшую песню, край мой, тебе отдаю.

Мне хочется взлететь повыше в облака и,

обозрев родимые края, увидеть, как цветет

земля моя -

земля охотника и рыбака.

маленький

неповторимый

человечества

Айтматов

Тип проекта: комбинированный

Возраст детей: старшие дошкольники 5-7 лет

Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный (1 неделя)

Раздел программы: национально-региональный компонент

Актуальность. Мы и наши дети живем в мире межнациональной резни и конфликтов.

Воспитывая их, мы, взрослые, демонстрируем им свое незнание культуры народов, живущих рядом с

нами. Из чего следует, что наши дети имеют недостаточные знания о жителях родного края.

об истории коренного населении Приморья, их духовной культуры, традициях, прикладного искусства.

Проблема.

Недостаточные знания детей о коренных народностях, живущих в Приморском крае, их быте и культуре.

Неумение видеть другого человека как носителя культурных ценностей жителей родного края.

Непонимание и неуважительное отношение к коренным народам нашего края со стороны детей и их

родителей.

Уверена, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность

понимать и принимать чужие ценности, доброжелательно относиться к обычаям разных

народов. Считаю, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о

человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела –

значит и человек добрый, хороший.

Цель. Уточнение и расширение знаний детей об удэгейцах коренных жителях Приморского края(их быт,

занятия, одежда,культура).

Задачи:

Познакомить детей с тем, что в Приморском крае живут и жили раньше люди такой национальности, как

удэгейцы, познакомить с их бытом и культурой.

понять и принять его мир.

Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.

Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы,

обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать культурного человека, способного понимать, бережно относиться к быту и культуре

народов Приморского края.

Способствовать формированию устойчивых, нравственных патриотических позиций в разных

ситуациях у детей и их родителей.

Прогнозируемый результат

У детей появится интерес к истории, культуре удэгейского народа. Расширится кругозор. Будет

сформирована устойчивая позиция отношения к быту и культуре других народов.

Понимание родителями важности толерантного отношения к окружающим людям, уважения их

национального достоинства.

Ресурсы:

Интеллектуальные - администрация ДОУ; воспитатель; дети старшего дошкольного возраста, их

родители и родственники; работники национального парка «Удэгейская легенда» .

Материальные - набор материалов и оборудование (краски, карандаши, кисти, гуашь, ножницы,

иллюстрации, шаблоны и трафареты национальных костюмов, изделия декоративно-прикладного

искусства, музыкальные инструменты),ИКТ, энциклопедия «Народы России».

План мероприятий

Чтение методической и художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Проведение цикла тематических бесед.

Творческие работы семей по теме: «Кукла в удэгейском костюме»

Выставка продуктов детской деятельности.

Подбор пословиц, поговорок, загадок об удэгейцах.

Подборка «Энциклопедические данные об удэгейцах».

Подборка «Удэгейские подвижные игры».

Подборка «Удэгейские сказки».

Подборка «Иллюстративный материал».

Создание макета «Русская изба и удэгейский чум».

Изготовление удэгейского узора «Медведь».

Изготовление атрибутов для подвижных игр.

МЕРОПРИЯТИЯ

1 этап (подготовительно- организационный).

Подбор методической и детской литературы, иллюстрационного материала, видеозаписей и т.д. по

данной теме.

Составление перспективного плана.

Подготовка атрибутов для сюжетных игр.

Сбор различных экспонатов прикладного искусства, утвари, предметов снаряжения рыболовов,

охотников, национальной одежды, украшений.

Изготовление макета «удегейский чум и русская изба».

Проведение бесед, с использованием ИКТ (звуки зверей, бубна, удэгейские песни).

Знакомство с удэгейскими сказками, пословицами, поговорками, загадками.

Знакомство с подвижными играми удэгейских детей.

Создание условий для самостоятельной продуктивной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями: Организовать работу с родителями по изготовлению национальной

одежды «Кукла в удэгейском костюме»

Совместно с родителями организовать в группе мини музей по теме.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, Познание, Речевая,

Художественно – эстетическая деятельность, Физическая культура.

2 этап (основной).

Развивать способность видеть другого человека как носителя других культурных ценностей, умение

понять и принять его мир: беседы, самобытные игры, ручной труд, сочинение сказок, советы родителям,

консультации для родителей. Знакомство детей и родителей с культурой и бытом удэгейцев: беседы,

иллюстрации, художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд),

подвижные игры, чтение, знакомство с музыкальными инструментами(бубен).

Сотворчество детей и родителей. Конкурс для родителей и детей «Кукла в удэгейском костюме». Цель:

Выявляем знания по проделанной работе о традициях, культуре удэгейского народа. Объединение

родителей и детей совместной работой. Воспитание уважительного отношения к людям другой

национальности: моделирование проблемных ситуаций, ручной и художественный труд, анкетирование

родителей,.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дни недели

Понедельник

Утро. Знакомство с коренными жителями Приморского края – удэгейцами. Чтение загадок.

Рассматривание иллюстраций. Сюжетная игра «Охотники» (как охотились удэгейцы).

ООД: познание. Тема «Мой родной край – Приморский».

Развитие речи. Удэгейская сказка «Откуда в тайге появились комары и мошкара».

Прогулка. Наблюдение: читаем по следам – кому они принадлежат. Учимся ходить по лесу след в след.

Утро. Беседа: Чем занимались удэгейцы их быт, образ жизни. Подвижная удэгейская игра «Прыжки через

нарты». Сюжетная игра «Строим лодку- оморочку» (как рыбачили удэгейцы).

ООД: конструирование. Тема «Русская изба и удэгейский чум» макет. Коллективная работа.

Прогулка. Наблюдение исследование гибкости веток. Изготовление лука. П. и. «Попади из лука в цель».

Утро. Беседа о терпимом (толерантном) отношении к людям других национальностей. Чтение уд.

народной сказки «Белка и черепаха». Удэгейская п.и. «Охотники и звери»

ООД. Познание. Сотрудники парка «Удэгейская легенда». тема: «Национальная культура удэгейцев».

Рисование. Тема «Тигр Амба»

Прогулка. Чтение удэгейских пословиц и поговорок. Удэгейская п.и. «Попади копьем в цель»

Утро. Беседа по удэгейской легенде «Почему на небе одна луна и одно солнце?».

Чтение удэгейской сказки «Два слабых и один сильный»

Удэгейская подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

ООД. Аппликация-квиллинг. Тема «Медведь» из удэгейских узоров. Коллективная работа.

Утро. Беседа «В какие игры играли удэгейские дети».

Чтение уд. сказки «Как звери ногами менялись»

Удэгейская п.и. «Перетяни палку»

ООД. Тема «Мой родной край - Приморский»

Рисование. Тема «женский головной убор удэгейцев»

3 этап (заключительный).

В результате проделанной работы в группе появились: Мини -музей коренных народов Приморья

Удэгейцев. Картотека удэгейских народных игр. Появился устойчивый интерес к истории, культуре

коренных народа Приморского края. У детей расширился кругозор. Они стали использовать в сюжетных

играх полученные знания о жизни рыбаков и охотников. Расширился словарный запас, дети используют в

речи удэгейские слова. Сформировалась творческая активность. Результаты проделанной работы

свидетельствуют о положительной динамике, сформированности у детей социально-личностного,

нравственного, патриотического развития.

Конспект

«Мой родной край – Приморский»

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», Речевое развитие», «Социально-

коммуникативное развитие».

Цель: Способствовать расширению представлений дошкольников о родном крае.

Формирование представлений об объектах окружающего мира, других людях, о малой родине и

Отечестве.

Добиться усвоения знаний о родном крае. Умение находить на карте свою

страну, край, село.

Пробудить патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой

край, любовь к месту, где живешь, её природе, обычаям, традициям и

праздникам народов, населяющих этот край.

«Художественно-эстетическое развитие»

Совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор удэгейского народа;

Закреплять

рисовать

передавать

отношения

величине,

продумывать

композицию

рисунка, определять место и величину изображений.

Развитие эмоциональной восприимчивости

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей

при чтении стихов, пословиц.

«Речевое развитие»

Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей: Россия, Приморский край,

Приморье, удэгейцы, чум.)

Формировать правильное звукопроизношение

Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.

Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.

Умение действовать сообща.

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае и его культурном

наследии.

Развивающие:

Формировать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные: Толерантное отношение к представителям других

национальностей.

Используемые образовательные технологии:

Здоровьесберегающие, сотрудничества, моделирования.

Планируемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре родного края.

Формирование чувства национального достоинства, толерантности.

Уметь ориентироваться по карте.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы (стихи, сказки, пословицы).

Знакомство с удэгейскими играми.

Рассматривание карты России, Приморского края.

Рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий о Приморском крае.

Экскурсии в школьный музей, по улицам села, к памятным местам.

Изготовление панно методом квиллинга «Удэгейский узор».

Материалы и оборудование: ноутбук, доска, карты, глобус, фломастеры, гуашь, кисточки, листы бумаги,

макет чума и русской избы, женская удэгейская повязка, схема рисования повязки.

Ход деятельности:

1. Рефлексия

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг, потрем ладошки. Затем вытянем ручки

вперед, к солнышку и скажем: «Здравствуй, солнце красное!»

Затем поднимем ладошки к небу и поздороваемся:

«Здравствуй, небо ясное!»

Покачаем руками: «Здравствуйте, деревья!»

Опустим руки вниз, потянемся к земле:

«Здравствуй, матушка- Земля!»

Обнимем себя ручками крест- накрест: «Здравствуй, я!»

Разведем руки в стороны: «Здравствуйте, все мои друзья!»

Похлопаем себе в ладоши. Молодцы!

2.Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю.

Аделина Кялунзига прочитает стихотворение о Приморском крае.

Наверное, это сказка, наверное, это рай,

Ведь нет ничего прекраснее, чем наш Приморский край.

Нам эти таежные дали и в жизни не исходить.

Мы многое в жизни видали, но этого нам не забыть.

В лесах от могучих деревьев раскинулась стройная тень.

Лишь здесь не кончается вечер, лишь здесь начинается день.

Как называется наше село?(Богуславец.)Наше село находится в Красноармейском районе, а

Красноармейский район– это часть Приморского края. Где находится Приморский край? Покажите на

карте. Кто покажет его местонахождение на глобусе.

Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля.

3.Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры.

Воспитатель:

На какой планете мы живем? (дети: Земля.) Возьмем голубой фломастер и нарисуем большой круг. Это

планета Земля.

Как называется наша страна? - Россия. Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте в большом

круге круг поменьше. Это наша Россия.

Край в котором мы живём называется - (дети-Приморский край). Возьмите карандаш синего цвета и

внутри кругов рисуем еще один круг - это наш Приморский край.

Оранжевым фломастером мы нарисуем круг внутри синего круга, это будет Красноармейский район.

А наше село находится где? (В Красноармейском районе). Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте

маленький круг - это наша малая Родина –Богуславец.

Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле.

4.Все страны мира, все республики и города имеют свои гербы и флаги. Как, вы думаете почему? Для

чего нужны флаг и герб? (Флаг и герб – это отличительные знаки, символы страны, республики, города).

На доске изображены флаги разных государств. Пожалуйста, найдите и покажите флаг России. Кто знает,

что означают цвета флага России? (Белый цвет означает мир и чистоту мысли; синий – небо; красный

цвет- огонь и отвагу).

Кто может показать флаг Приморского края, что означают цвета флага?

Флаг Приморского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по диагонали белой

полосой и состоящее их 2-х треугольников верхнего расположенного у древка, красного цвета и нижнего

голубого цвета. В верхнем углу у древка золотой изображение идущего уссурийского тигра /показать флаг

Приморского края/ Цвета флага края приняты такими же, как и флага России, что символизирует

единство края и России.

отправимся

Приморья,

по-другому

называют

Приморский

поговорим с вами о жизни, обычаях коренных жителей Приморского края – удэгейцах.

(1-й слайд - удэгейцы)

Рассмотрите национальные костюмы удэгейцев и русских.

(2-й, 3-й слайд – русские)

Из чего состоит костюм русской женщины? (рубаха, сарафан, кокошник,

лапти или сапоги)

Русский мужской костюм? (рубаха, штаны, кожаные сапоги, кепка, пояс)

Верхняя одежда удэгейцэв называется тэгэ.

Посмотрите, на что она похожа? (ответы детей)

Тэгэ похожа на халат с запахом на правую сторону и с застежкой. Большинство удэгейских халатов

имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники, гокоги, хэиги и длинные штаны с ноговицами

«амухи», нарукавники «адапти» для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли

накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь называется

улы, их шили из кожи. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом

служили шкуры животных и рыбья кожа.Зимой на охоте удэгейцы носили короткие куртки из меха

изюбра с тремя парами завязок спереди. Мужчины обычно ходили с непокрытой головой, летом иногда

носили берестяные орнаментированные шляпы или капюшон для защиты головы и шеи от мошки.

Зимняя охотничья шапочка (боздо) имела кисточку из собольего или беличьего хвоста.

БАГДИФЕ обозначает по-удэгейски здравствуйте.

Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; пушного зверя добывали в

основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били

копьями, луком со стрелами приманивая звуками берестяной трубы. Различные остроги, удочки, крюки,

небольшие сети - орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве.

Жильем для удэгейцев была полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на

землю или конический чум тоза, сделанный из деревянных жердей(палок) и шкур животных или

корьевой шалаш кава.. Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю.

Посередине этих жилищ был очаг –огонь, который обогревал жилище

Посмотрите на макеты (русская изба и чум).

Из чего строили русскую избу? (из дерева, бревен).

Что обогревает русскую избу? (печь из кирпичей).

(4-й слайд – интерьер чума)

(5-й слайд – интерьер избы)

6.Послушайте пословицы удэгейского народа

Дети называют пословицы. «Дорогу начиная, не считай шагов», «Неумелой швее иголка и нитка шить

мешают», »Если лето рыбное – это счастье», «Лентяй горазд на отговорки», «Глупая голова самые

быстрые ноги погубить может».

7.Загадка

Как большая кошка он, грациозен и умен

Но не любит разных игр, полосатый грозный… (тигр)

Священные животные у удэгейцев –это тигр и медведь. Этих зверей они обожествляли, молились им и

считали своими предками.

Многие узоры на одежде имеют изображения тигра и медведя.

Дети, какой праздник у вас самый любимый? (Новый год).

У удэгейцев Новый год называется Гуаня, на котором кланяются старшим, почитают их, желают всего

хорошего, а старшие раздают младшим монеты, подарки и угощения.

Летом проходит праздник - Кункай. На праздник готовят разнообразную пищу, проходят состязания по

прыжкам через нарты, борьба, метание копья, командные игры, поют песни, исполняют народные танцы.

Предлагаю поиграть в удэгейскую игру «Охотники и звери»

ХОД ИГРЫ:

Ребёнок -"охотник " выбирается считалкой. На одной стороне площадки очерчивается место для

находиться по 2-3 «зверя».

ногах, продвигаясь вперёд.

По слову воспитателя " охотник ", звери бегут в домики, а ребѐнок изображающий охотника, бросает в

них мячом.

" Зверь ", в которого попали мячом, считается подстреленным, охотник уводит его к себе. Игра

повторяется несколько раз, после чего выбирается другой охотник.

Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным

рисунком. Узором и орнаментом украшались одежда и обувь. Орнамент тонкий, изящный, в нем много

кривых линий, завитков, напоминает переплетение лиан, растений и оставляет много свободного фона,

который оттеняет рисунок орнамента. По краю орнамента разноцветные прямые полоски. Какие вы

видите элементы узоров? – Удэгейцы считали, что так с помощью орнамента они защищают себя от злых

духов, поэтому узоры извилистые, чтобы заблудился злой дух. - Почему узоры такие разноцветные? - Что

обозначают цвета? - Красный цвет – огонь, закат, цветы. Зеленый – трава, листья. Синий – небо, вода.

удэгейские

мастерицы

увлечемся

постарайтесь сделать ее очень аккуратно, ярко, красиво.

8.Ребята, предлагаю нарисовать женский головной убор удэгейцев. Посмотрите, как он выглядит (показ

схемы рисования повязки)

(6-й слайд –повязка)

Рефлексия занятия

Дорогие ребята! Вот и закончилось наше путешествие по Приморскому краю. Я предлагаю оценить вам

сегодняшнее занятие. Хлопните, если узнали интересное. Топните, если ничего нового не узнали.

Перед вами три тарелочки со смайликами. Выберите себе один из смайликов

и прикрепите их на грудь.

Удэгейская сказка

Белка и черепаха

У жадности нет конца. Если поддался ей кто, плохо тому будет. Подружились как-то белка и черепаха.

Пошли они в лес собирать орехи. Белка залезла на кедр, а черепаха под кедром сидит, ждет, когда белка

орешек ей сбросит. Сорвет белка кедровую шишку, попробует орешек - вкусно. Жадная была белка: чем

больше ест, темжадней становится. Выколупывает она все орешки из шишек, а пустые шишки бросает

черепахе.

Белка! - кричит ей черепаха. - Почему шишки пустые?

Такие уродились, - отвечает белка.

Но вдруг уронила нечаянно белка одну шишку, полную орехов. Посмотрела черепаха и говорит:

Это неправда, ты меня обманываешь, видно. Смотри, сколько орехов в шишках! Сама поедаешь их,

Обиделась черепаха. А белка слезла с кедра, много орехов у нее, и говорит:

Ладно, черепаха, не сердись. Пойдем ко мне домой, я там угощу тебя орехами.

Подходят они к реке. Лежит через реку ильм, верхушкой другого берега касается.

Дай мне орехов немного, - говорит черепаха белке. - Как по ильму пойдешь, упасть можешь.

Жалко белке орехов.

Ладно, пройду как-нибудь, - отвечает она.

Дошли по ильму до середины реки. Посмотрела белка вниз, течение быстрое. Страшно сделалось

белке. Поскользнулась она и упала прямо в реку.

Черепаха, друг! - кричит белка. - Спаси меня, я тебе дам не только орехов - ядрышки от орехов! Сама

Поздно, - отвечает черепаха. - Я ничем не могу помочь тебе.

Течение быстро понесло белку да и закрутило ее совсем.

Удэгейская сказка

Как звери ногами менялись

Повстречались как-то лисица и лось.

Что нового? - спрашивает лиса у лося.

Ничего нового, соседка, - отвечает лось. - Вчера чуть было совсем не пропал: гнался за мною

охотник, а я запутался в ветках рогами... Беда мне на длинных ногах - за ветки задеваю!.. А ты как

живешь? - спрашивает лось лису.

И я плохо, сосед, - говорит лиса, подстерегают меня охотники. Беда мне с короткими ногами - не

могу сверху вокруг посмотреть!

Запечалились звери, какая у них плохая жизнь и как плохо все на свете устроено: кому нужны

длинные ноги - у того короткие, кому короткие нужны - у того длинные. Вот лиса и говорит:

Давай, сосед, ногами меняться!

Давай, - отвечает лось. Вот поменялись они ногами.

Посмотрела лиса вокруг: с длинных-то ног далеко видно - нет поблизости людей. Побежала в

стойбище. Захотелось ей курятины. Попробовала в амбар залезть, где куры на насесте сидели, а длинные

ноги мешают. Сунула ногу в щель, чтобы курицу сцапать, а лосиная нога - в копыте, никак ей добычу не

зацепишь. Вздохнула лиса и пожалела о своих лапках: какие у нее были когти острые, как удобно было

ими добычу держать и разрывать! Тут из дома человек вышел... Испугалась лиса и бросилась прочь. Так и

убежала голодная.

А лось, получив ноги лисы, ростом стал совсем маленький. В траве спрятался, радуется:

Вот теперь хорошо мне! Никто меня издалека не увидит!

Стал он потихоньку на лисьих лапках передвигаться. Устал быстро. Устал и проголодался. По

привычке голову поднял, чтобы молодыми побегами да листьями голод утолить. Губами шлепает, а веток

достать не может: ноги-то коротки!

Вздохнул лось:

Эх, напрасно я обменялся ногами! Такие хорошие у меня ноги были: высокие да крепкие! Не то что

эти лапки! Пропаду я теперь совсем с голоду...

И заплакал лось.

Вдруг слышит он: кто-то по тайге летит, напрямик ломится. Сучья да валежник трещат. Кинулся лось

бежать! Запнулся за валежину, упал и глаза закрыл. Ну, - думает, - сейчас мне конец будет!

Однако слышит - зовет его лиса:

Эй, сосед, где ты?

Здесь, - говорит лось. - Это ты в тайге шумела?

Я, - говорит лиса. - Беда мне с твоими ногами! Хотела тихо пройти, а ноги твои ломают сучки,

топают, стучат. Чуть не пропала я с ними!

И мне, - говорит лось, - с твоими ногами беда: маленькие они, слабые... Давай, соседка, опять

меняться!

Вот обменялись они ногами.

Топнул лось своими копытами о землю: хорошо!

Здорово это, - говорит, - устроено, что лось на копытах ходит! Ноги крепкие, копыта твердые!

Пробежалась лисица на своих лапках: хорошо! Лапки легкие, когти острые, походка неслышная.

Отвечает лиса лосю:

Да, правда! Хорошо это устроено, что у лисы маленькие лапки с острыми когтями.

Попрощались они и в разные стороны пошли. С тех пор звери ногами не меняются.

Откуда в тайге появились комары и мошкара

Удэгейские сказки

Давным-давно жили в тайге две сестры. Старшая сестра собралась за ягодами и говорит младшей:

– Разведи костер в Юрте, а то Кугомни придет.

Сказала и ушла.

А младшая сестра набрала ракушек на речке, сидит и играет. Совсем забыла про Кугомни и про костер.

А Кугомни ходит по тайге да юрты ищет, в которых костра нет. Боится Кугомни огня и дыма: от огня на

нем шерсть горит, а от дыма глаза лопаются. А питается Кугомни кровью; когда сыт бывает, только языки

вырывает и в запас откладывает. Зубы у него большие, желтые, язык острый, как шило, на лице шерсть

черная, а на руках когти медвежьи. Идет он по тайге и нюхает воздух. Видит Кугомни – юрта стоит, в

юрте костра нет. Заходит он в юрту, в юрте младшая сестра ракушками играет.

– Ты, девочка, немая? – спросил Кугомни.

– Нет, – ответила младшая сестра.

– Ну-ка, покажи язык, – сказал Кугомни. Высунула язык младшая сестра, а Кугомни схватил его когтями и

– Ха-ха-ха! Вот будет у меня теперь вкусный ужин, – засмеялся Кугомни и ушел.

Возвратилась старшая сестра из тайги, видит: младшая сестра сидит и плачет, а говорить совсем не

может, нет у нее языка. Догадалась старшая сестра, кто это сделал, и говорит:

– Не плачь, сиди и жди меня. Я пойду твой язык искать.

Пошла она по тайге. Шла-шла – видит: цзали Кугомни стоит, а рядом юрта, в которой он живет.

Посмотрела старшая сестра – в, юрте никого нет. Открыла она цзали, а там много языков висит. Выбрала

она самый свежий. Возвратилась домой, примерила язык младшей сестре, как раз подошел – ее, видно,

был. Обрадовалась младшая сестра, что с языком снова стала, и говорит; – Спасибо тебе, сестра, век

твоей доброты не забуду.

Только она сказала это, как явился Кугомни.

– Ты у меня язык в цзали украла? – крикнул он на старшую сестру.

А старшая сестра бросила кусок мяса в ступку и говорит:

– Вон твой язык, возьми его.

Залез Кугомни в ступку за языком, а сестры взяли пестики железные и начали толочь Кугомни да

приговаривать:

– Вот тебе, кровожадный Кугомни, не вырывай языки у людей, не пей человеческую кровь.

Так сильно толкли сестры, что Кугомни в пыль превратился. Взяли они эту пыль и бросили на ветер.

Только бросили, как из пыли появились комары и мошкара. С тех пор мошкара и комары налетают на

людей, кровь пьют, а люди от них дымом избавляются.

Удэгейская легенда

Почему на небе одна луна и одно солнце.

Очень давно на небе два солнца светили. Жарко было тогда и все время светло: и днем и ночью. От жары

гибли животные и люди. Тогда сильный мужчина-охотник сделал лук и застрелил одно солнце. На месте

убитого солнца образовалась луна.

Удэгейские пословицы и поговорки.

Закон таежный гласит: не бери у тайги больше, чем нужно тебе и твоей семье на пропитание и для

выживания.

Если лето рыбное – счастье.

Дорогу начиная, не считай шагов.

Неумелой швее иголка и нитка шить мешают.

Лентяй горазд на отговорки.

Глупая голова самые быстрые ноги погубить может.

Удэгейские загадки.

Кружусь, летаю, вот-вот растаю. (Облако).

Захочу сосну до земли согну, устану-отпряну, выйду на поляну. Потанцую на снегу, без оглядки убегу.

На ветке кедра горят два огня, горят два огня, а дыма нет. (Глаза рыси).

Как большая кошка он грациозен и умен, но не любит разных игр, полосатый грозный… (тигр).

Удэгейские народные игры

«Море волнуется»

Цель: Закрепить бег змейкой, воспитывать интернациональные чувства.

Предварительная работа: Знакомство с жизнью, бытом удэгейского народа, с их пословицами, загадками,

выучить удэгейскую считалку.

Оборудование: для водящего - поясок или накидка, украшенная удэгейским народным орнаментом.

ХОД ИГРЫ:

Из числа играющих выбирается водящий по считалке, он отличается от детей пояском или накидкой,

украшенной удэгейским орнаментом. Остальные дети встали в круг на расстоянии одного шага и каждый

чертит на своѐм месте кружок.

Водящий идѐт вокруг играющих змейкой, при этом те дети, кому он скажет: " море волнуется " , встают

за ним, постепенно образуя цепочку. Так цепочкой они ещѐ немного ходят или бегают.

Неожиданно ведущий говорит: " море спокойно " , все опускают руки и бегут занимать какой - либо

кружок, изображая рыбака, тянущего сети. Тот, кто останется без кружка, становится ведущим.

Игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы цепочка двигалась змейкой, не пропуская ни одного

Подвижная игра «Охотники и звери»

Цель: Закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперѐд. Развивать ловкость, сноровку,

вызвать интерес к удэгейским народным играм.

Предварительная работа : Знакомство с жизнью, бытом, национальными играми народов удэге.

Оборудование : у ребѐнка - "охотника" отличительный знак - "лук " за спиной,в игре он его не

использует, у остальных детей на голове шапочки зверей (заяц, волк, медведь, соболь).

ХОД ИГРЫ:

Ребѐнок -"охотник " выбирается считалкой. На одной стороне площадки очерчивается место для

охотников или охотника, на другой стороне обозначают домики для зверей.В каждом домике может

находиться по 2-3 "зверя " .

" Охотник " обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зверей, а затем возвращается к себе

По сигналу (слово воспитателя)" зайцы ", выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух

ногах, продвигаясь вперѐд.

По слову воспитателя " охотник " , звери бегут в домики, а ребѐнок изображающий охотника, бросает в

них мячом.

" Зверь ", в которого попали мячом, считается подстреленным, охотник уводит его к себе.

Игра повторяется несколько раз, после чего выбирается другой охотник.

Коренное население Приморского края представлено удегейцами нанайцами, тазами. В о сновном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском, Терней, Перетычиха, Агзу, Пожарском, Лучегорск, Красный Яр, Верхний Перевал, Ясеневый, Соболиный, Олон, Охотничий; Красноармейском, Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово, Ольгинском, Михайловка. До сих пор существует две точки зрения. Согласно одной из них – южной – удэгейцы происходят из южной Маньчжурии. Впоследствии на их культуру напластовалось много элементов культуры палеоазиатов. Некоторые ученые считают, что по ряду элементов материальной и духовной культуры, удэгейцы, а также орочи – это народы северного происхождения.


Благодаря археологическим исследованиям в настоящее время установлено, что в конце второго тысячелетия до нашей эры в район Нижнего Амура и северного Приморья пришли тунгусские племена из Сибири. Культура пришельцев смешалась с культурой аборигенного населения и постепенно создалась новая культурно-этническая общность. По мнению ряда ученых предки современных удэгейцев и нанайцев Приморья генетически и культурно связаны с народами средневековых государств региона. Важную роль в этнической истории предков удэгейцев сыграли монголы, которые своими действиями привели к массовому переселению и смещению между собой ряда народов региона. Считается, что эти этнические процессы стали основанием для образования маньчжуров, удэгейцев, орочей и нанайцев. Особняком стоит проблема происхождения тазов. Долгое время, из-за политических и идеологических причин, эта тема была закрыта для исследователей. В научной литературе название тазы встречается в разных вариантах: таза, тацзе, тадзы, дацзы, дадзы, дачже. Дацзами в просторечии называли монголов да-да или дадань. Тадзами стали называть коренных жителей Уссурийского края китайские отходники переселявшиеся в середине XIX века. По мнению ряда ученых термин тазы – это фонетический вариант китайского названия тацзы – инородцы, юпитацзы – инородцы в рыбьих шкурах, дикари. Это название является одним из наиболее ранних этнонимов аборигенов Приморья в китайских династийных хрониках, летописях и географических описаниях. Считается, что тазы образовались в результате смешанных браков китайцев с аборигенками – удэгейками и нанайками. В своей основе это были беглые ссыльные, политические заключенные, уголовники и разбойники. Самостоятельно выжить в дикой тайге они не могли, поэтому и пристраивались в стойбищах коренных народов. Немаловажную роль в процессе этногенеза тазов сыграли и многочисленные китайские купцы. Изощренными способами и хитростью они ставили удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость и за долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда купцы продавали в рабство своим соплеменникам целые семьи аборигенов. Способствовал межэтническому смешению и характер занятий удэгейских и нанайских мужчин, которые большую часть года находились на промысле в тайге, оставляя своих женщин с их хозяином-китайцом. Нарождающиеся дети постепенно перенимали китайскую культуру: язык, мировоззрение, одежду, привычки. Однако, лишь в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации тазов в отдельный этнос. Совместное проживание тазов и нанайцев способствовало дальнейшему процессу консолидации и ассимиляции, увеличению числа смешанных браков, стиранию этнических различий. В разные периоды своего существования количество тазов значительно варьировало. Так, в 1872 г. их насчитывалось в Уссурийском крае 638 человек, в 1902 г. – 782, в 1915 г. – 183, в 1955 г. – 156, 1971 г. – 172, в 1990-х гг. – 204. Любую жилую постройку, кроме промысловой, удэгейцы называют джугди. Общая терминология для жилища у большинства тунгусо-маньчжуров региона свидетельствует о древних этнокультурных контактах. Все постройки удэгейцев, нанайцев и орочей независимо от срока их использования делятся на наземные, полуподземные и свайные. По конструкции жилища разделяются на каркасные и срубные. Основу каркасных сооружений составлял остов покрываемый деревянными плахами, корой, берестяными покрышками или ровдугой. Стены срубных построек сооружаются из бревен, уложенных друг на друга. По внешней форме и типу крыш удэгейские традиционные жилища представляют собой конические, полуцилиндрические, одно- и двускатные, а также прямоугольные домики с двускатной крышей. Внутри постоянный зимник удэгейцев делился бревнами на три части. Боковые стороны жилища засыпались наравне с бревнами землей. На этих местах устраивали нары кана для отдыха. В центре жилища располагался очаг над которым устраивали помост из тонких жердей для сушения и копчения рыбы и мяса сохатого. К этому же помосту подвешивали котел для приготовления пищи. Жилое помещение делилось на мужскую малу и женскую хутимала половины. Мужская стороны находилась напротив входа в жилище за очагом. Женская часть располагалась около стены направо и налево от входа. Здесь находилась посуда, одежда, швейные принадлежности и другая домашняя утварь. Наиболее зажиточные иманские и бикинские удэгейцы жили в XIX веке оседло в фанзах – домах с вертикальными стенками, двускатной крышей и кановой системой отопления. По мнению некоторых исследователей, такая система была заимствована удэгейцами, нанайцами и орочами от китайцев. Однако благодаря археологическим исследованиям можно сделать вывод о том, что у неолитических племен Приморья существовали жилища с подобной системой отопления. Скорее всего, кановая система отопления могла возникнуть на территории Приморья, Приамурья, части Маньчжурии и Кореи в условиях очень холодной зимы. Конструкция удэгейских и нанайских фанз (стены, сделанные техникой в плетенку, как и у ЧЖУРЧЖЭНЕЙ) также позволяет говорить о древней традиции. Наиболее распространенными летними жилищами удэгейцев, орочей и нанайцев являлись двускатные шалаши. Такие шалаши походили на двускатную крышу, поставленную на землю. Покрывались они берестой, либо корой кедра. Самаргинские, бикинские и иманские удэгейцы строили летние жилища прямоугольного типа с вертикальными стенками и двускатной крышей. Иманские удэгейцы жили летом в шалашах полуцилиндрической формы. Некоторые виды удэгейских шалашей совпадали с подобными у нанайцев и орочей. Рядом с жилыми постройками, на местах пушного промысла и у реки, месте заготовки и разделки рыба удэгейцы и нанайцы сооружали хозяйственные постройки. В основном это свайные амбары и помосты, вешала для вяления рыбы. На месте промысла охотники и рыбаки строили зимовья, шалаши, вешала, временные навесы и заслоны от ветра и дождя. Кроме жилых, хозяйственных и промысловых построек аборигены края сооружали и ритуальные. К ним можно отнести кумирни, погребальные домики и родильные шалаши. Основными видами хозяйственной деятельности коренных народов региона были и в некоторой степени остаются до сих пор охота, рыболовство и собирательство. Жили аборигены небольшими родовыми стойбищами. У каждого родового стойбища были свои промысловые угодья, места для отправления родовых культов и кладбище. В зависимости от специфики хозяйственной деятельности и географических условий их поселения разделялись на временные и постоянные. Временные поселения всегда устраивались на берегу реки или в лесной пади. При устройстве временного летнего поселения джуасикси удэгейцы старались, чтобы это место было рядом с рекой и хорошо обдувалось ветром. В таком стойбище чаще всего было имелось три-пять жилых построек, в которых проживали от трех до десяти семей. В постоянных поселениях йохо проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет, иногда даже более сотни. К таким постоянным поселениям относятся Джоонго и Чукен на реке Хор, Зава и Исим на реке Самарге, Сяин и Олон на реке Бикин. Летом удэгейцы, нанайцы и тазы покидали зимние жилища и переселялись на берега рек, богатых рыбой. С наступлением холодов снова возвращались в постоянные жилища. Зимой в жилищах оставались только женщины, старики и маленькие дети. Все взрослое население уходило на охоту, которая была главным занятием удэгейцев. По сравнению с охотой рыболовство играло второстепенную роль. Этим удэгейцы и тазы отличались от уссурийских нанайцев, у которых в пищевой модели главную роль играла рыба. Охотничьим промыслом занимались с 12 лет. К охотничьему сезону удэгейцы, нанайцы и тазы готовились заблаговременно: с лета ремонтировали или изготавливали новый охотничий костюм, нарты, лыжи, самострелы и ловушки, запасали продовольствие. Отправлялись в тайгу сразу же после выпадения первого снега. Снаряжение охотника состояло из лука со стрелами, копья, нескольких ножей и сумочки паду для мелких вещей. Для того, чтобы нести с собой припасы, а также для переноски мяса убитого зверя охотник использовал носилки типа «сина» и «ханами». Первый тип представляет из себя вилообразную рогульку, к концам которой прикреплялись плечевые лямки. Большой интерес представляют удэгейские носилки «ханами», так как по внешнему виду они напоминают эвенкские носилки, что, возможно, говорит об этнокультурных контактах этих народов. Эти носилки состоят из длинной дощечки на двух лямках с многочисленными тесемками для привязывания необходимых охотнику предметов. Ранней весной, зимой и глубокой осенью охотники пользовались деревянными лыжами-голицами и лыжами обшитыми камусом. Весной, летом и ранней осенью охотники и рыбаки выезжали на промысел на различных лодках: долбленках (оморочках и батах), которые выдалбливали из цельного ствола огромного тополя специальными нехитрыми инструментами; лодках изготовленных из бересты; каркасных ложках обтянутых шкурой нерпы. С середины 1950-х гг. аборигены Приморского края использую лодку сколоченную из нескольких досок. Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры. Удэгейцы, нанайцы и орочи представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем постепенно эти представления сменились на антропоморфный образ. И наконец, символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре нанайцев, удэгейцев и орочей можно отметить и некоторые особенные моменты. Так, удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные – тигр, медведь, лось, выдра, косатка. У орочей и нанайцев верховным правителем всех трех миров – подземного, земного и небесного был заимствованный из духовной культуры маньчжуров дух Эндури. Ему подчинялись духи-хозяева моря, огня, рыб и т.д. Духом хозяином тайги и всех зверей, кроме медведей, был мифический тигр Дуся. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов Приморского края является дух-хозяин огня Пудзя, что несомненно связано с древностью и широким распространением этого культа. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для коренных народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Однако, для разных народов края, и даже для разных территориальных групп одного этноса зрительный образ этого духа был совершенно разным по половому, возрастному, антропологическому и зооморфному признакам. Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным из последних являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба. Общими в своей основе были обряды жизненного цикла коренных народов Приморского края. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал безуспешно все рациональные и магические способы. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Согласно представлениям нанайцев, удэгейцев и орочей душа человека бессмертна и через некоторое время, она перевоплотившись в противоположный пол, возвращается в родное стойбище и вселяется в новорожденного. Представления тазов несколько отличаются и по ним, человек обладает не двумя-тремя душами, а девяносто девятью, которые поочередно умирают. Вид погребения у коренных народов Приморского края зависел в традиционном обществе от вида смерти человека, его возраста, пола, социального положения. Так, похоронный обряд, и оформление могилы близнецов и шаманов отличалось от погребения обычных людей. Вообще шаманы играли огромную роль в жизни традиционного общества аборигенов региона. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и многочисленные атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей, а также для воспроизводства свой силы и авторитета перед сородичами сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд, который был схож в своей основе у удэгейцев, орочей и нанайцев. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых. Обряд нередко приобретал значение народного общественного праздника и заканчивался обильным пиром на котором шаман мог полакомиться только маленькими кусочками из уха, носа, хвоста и печени жертвенной свиньи и петуха. Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей в промысловых угодьях рода люди и устраивали торжество. Праздник проводился в двух вариантах – пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. Последний вариант у народов Приморья бытовал лишь у орочей и нанайцев. Приглашались многочисленные гости из соседних и дальних стойбищ. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Подобными родственниками считались также тигр и косатка. К этим животным относились по особому, поклонялись им и никогда на них не охотились.
После случайного убиения тигра ему устраивали похоронный обряд наподобие человеческого и затем охотники приходили к месту погребения и просили удачи. Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром. Нанайские, удэгейские и орочские охотники сооружали для подобных ритуальных целей небольшие сооружения, а также приносили угощения для духов под особо выбранное дерево или на горный перевал. Тазы использовали для этой цели кумирни китайского типа. Однако влияние соседней китайской культуры испытывали на себе также нанайцы, и удэгейцы.

Коренные малочисленные народы Приморского края представлены удэгейцами (793 чел.), нанайцами (383 чел.) и тазами (253 чел.) - по результатам всероссийской переписи населения на 2010 г. Всего - 1429 чел.

В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском районе удэгейцы: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском районе: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском районе: удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском районе: Михайловка -тазы.

УДЭГЕЙЦЫ

Удэгейцы - коренной народ в Приморском и Хабаровском краях. До конца 19 века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ), ставший самоназванием народа в 30-х гг. XX века. До этого общего самоназвания не было. Каждая территориальная группа имела свое самоназвание: хунгарийская -хунгакэ, бикинская - бикинка, анюйская -унинка и др.

Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-маньчжурских языков промежуточное положение. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: самаргинско-хунгарийскую, хорско-анюйскую и бикино-иманскую. Все удэгейцы русскоязычны. На родном языке говорят лишь старшее поколение.

Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, аустронезийский и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья. В процессе взаимодействия илоу с местными племенами к 7 веку на юге Дальнего Востока сложилась новая тунгусоязычная общность мукри, дальнейшее развитие которой происходило в сложных этнополитических условиях в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов. Особенно большое влияние оказали на нее древнетюркские и древнемонгольские народы, что в конечном итоге и привело к образованию этносов южно-тунгусской языковой группы, в т.ч. удэгейцев.

Нанайцы

Нанайцы - народ тунгусо-маньчжурской языковой группы. Основное самоназвание - нанай, нани («здешний человек»). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания - киле, акани и др. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения в некоторых районах Приморья.

Выделяется несколько этнографических групп - горинская, курурмийская, уссурийская и другие. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык.

В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Одной из них и являются современные нанайцы. Например, нанайские роды Киле, Самар, Дигор, Гаер, Хайтанин имеют эвенкийское (тунгусское) происхождение. В составе рода Бельды имеются айнские подразделения. В состав других нанайских родов вошли китайцы, маньчжуры, солоны и многие другие народы.

Тазы

Тазы – метисная по происхождению этническая группа в Ольгинском районе Приморского края. Этноним тазы – русифицированный вариант китайского тадзы, дацзы. Наиболее близкий ему аналог в русском языке – слово «инородцы». По мере того как развивались на юге Уссурийского края ассимилятивные процессы, все более локальный характер приобретало и значение слова «тазы». В конце концов, оно закрепилось как этноним за этнической общностью, возникшей в результате смешения части уссурийских нанайцев и удэгейцев с маньчжуро-китайскими отходниками. Язык тазов представляет собой один из говоров северного диалекта китайского языка. Он схож с говорами Северного Китая, но обладает большим своеобразием, что связано с его длительной изоляцией от основной массы носителей этих говоров, а также влиянием местных языков. В настоящее время на родном языке практически уже никто не говорит.

В Приморском крае, на обширной территории 164 673 кв. км. (23 место), расположенной между побережьем Японского моря и долиной Уссури, проживает 1 913 037 человек (27 место). Из них 85,66% составляют этнические русские (1 675 992 чел.), вторым по численности населения в регионе стали украинцы, их здесь проживает 49 953 человека, что составляет 2,55% от числа жителей региона. Живут здесь постоянно более 150 этносов, татары и корейцы, узбеки и белорусы, азербайджанцы и армяне, китайцы и мордва. Среди местного населения много атеистов (35%), православие исповедуют 27% жителей, веруют в Бога или некую высшую мудрейшую силу, но не исповедуют никакой религии 24% опрошенных здесь респондентов.

Русские

Впервые документальное подтверждение появления русских на севере относится к 1655 г., именно тогда сюда пришли казаки отряда О. Степанова. Но ввиду отдаленности этого края от центра государства земли его долго были пустынными. Здесь жили только отдельные дикие кочевые племена аборигенов орочей, нанайцев и удэгейцев. Только к середине XIX столетия после заключения в 1858 г. Айгуньского и в 1860 г. Пекинского договоров Россия стала укреплять здесь свои позиции. Вскоре основаны города Николаевск и Владивосток, Софийск и деревня Хабаровка.

Началось широчайшее переселенческое добровольное и принудительное переселенческое движение. Сюда ссылали каторжан, ехали солдаты и казаки, безземельные крестьяне и моряки переведенного в Николаевск из Петропавловска флота. Вторая волна массового переселения русских в Приморье связана с пуском в строй в 1903 г. Транссиба. В 1861-1917 гг. в отдаленные приморские края прибывает всего 245 476 безземельных крестьян из центральных губерний, основаны 342 села. Традиции и бытовые особенности, говор и обрядовость отдельных дальневосточных сел полностью отражали уклад жизни родных мест переселенцев.

Украинцы

Этнические украинцы, живущие сегодня в Приморье являются потомками тех солдат, казаков и крестьян украинского происхождения, отправленных на освоение данной отдаленной территории на рубеже XIX – XX вв. Приехав сюда, представители украинской диаспоры селились как в смешанных селах, так и обособленно. Вокруг дальневосточных городов создавались села с украинскими названиями Красный Кут и Вишневка, Гайворон и Киевка, Прилуки, Нежино и Черниговка. И сегодня здесь живет много семей с фамилиями Хорохоренко и Хвалько, Савченко и Кошевой, Донец и Бойко. Большинство безземельных крестьян (74%), отважившихся на такое дальнее переселение в абсолютно неведомые края, были выходцами с Черниговщины. В 1892-1901 гг. сюда после массового голода на Украине приехало более 40 тыс. украинских крестьян. Второй полноценной волной переселения украинцев в Приморье стал массовый приезд высококвалифицированных специалистов из УССР на предприятия региона во время его промышленного развития в советские годы.

Корейцы

Сегодня в Приморье проживает 18824 этнических корейцев, число которых составляет 0,96% от населения дальневосточного региона. Ввиду перенаселения Корейского полуострова, голода, малоземелья, притеснения японцами и стихийных бедствий в 1860-1930 гг. в Россию и позже в СССР переселилось более полумиллиона корейцев. Часть их поселилась именно в Приморье. Корейцы бежали сюда зимой семьями по льду пограничной речки Туманган со всем своим скотом и скарбом. Со временем они построили вдоль границы с Кореей компактную цепочку крупных сельских поселений. Отношение русских и украинцев к корейцам было гостеприимное и доброжелательное, им выдавались пособия, они получали российское гражданство, им помогали обжиться и начать хозяйственную деятельность на новом месте.

Татары

В дальневосточном регионе сегодня проживает 10640 этнических татар, их число составляет 0,54% от населения региона. Впервые небольшая группа татарских семей появилась здесь после 1891 г. с отменой крепостного права. Однако, с установлением в 1864 г. в приморской бухте Находка военного и гидрографического государственных постов количество переселенцев в долине Сучана, в том числе и татар, только увеличивалось. Из родных мест они шли пешком, везя на повозках детей и домашний скарб, сюда им приходилось добираться два-три года. Позже стали приезжать торговцы из татар и солдаты. Шахтеры, строители и рыбаки татарского происхождения стали прибывать в голодные 20-30 гг. Позже многие татары семьями приезжали сюда по путевкам от комсомольских организаций на стройки и предприятия, многие не уезжали после службы, селились в слободах, называемых «татарскими».

Узбеки

Здесь, на отдаленных дальневосточных землях проживает 8993 этнических узбеков, что составило 0,46% от населения края. За последние восемь лет количество узбеков в Приморье значительно увеличилось в 5,5 раза. Представители этого среднеазиатского этноса приезжают на дальневосточную землю в поисках заработка, на местные стройки и предприятия. Для объединения узбекской диаспоры здесь созданы общественные национальные организации «Адолат» и «Справедливость», открываются учебные центры, где узбеки изучают русский язык, пользуются при необходимости услугами психологов, педагогов и юристов. Национальные организации помогают своим соотечественникам, попавшим в трудные ситуации с недобросовестными работодателями. Круглогодично в Приморье трудятся до 40% узбеков, остальные осенью предпочитают возвращаться на родину.

Белорусы

В Приморье постоянно проживает 5930 этнических белорусов, что составило 0,30% от населения края. Большая часть белорусов (до 10,5% всех переселенцев данного времени) приехало сюда в 1900-1906 гг. с началом столыпинской земельной реформы. Вторая волна переселения крестьян-белорусов из Минской, Могилевской, Гродненской и Витебской губерний относится к рубежу XIX-XX вв. По древней поговорке «человек силен своими корнями» местные белорусы уже более века хранят на дальневосточной земле свои родные традиции, белорусский говор, православную веру, бабушкины сказки и песни. В регионе по инициативе граждан с белорусскими корнями создана общественная организация «Белорусы Приморья» для объединения всех членов диаспоры, возрождения и развития культуры, налаживания связей со своей этнической родиной.

Армяне

В Приморском крае сейчас проживает 5924 этнических армян, что составило 0,30% от общего числа местных жителей. Массовый приезд армян в регион наблюдался все 90-е годы прошлого века. Однако, официальной датой создания армянской диаспоры в Приморье считается 2002 г. Тогда в центре Владивостока была отстроена строгая по традиционной архитектуре армянская церковь «Сурб Геворг». Диаспора вскоре сформировалась окончательно, создала организацию «Армяне Приморья», начала деятельность по объединению всех выходцев из Армении. Местные армяне, даже в смешанных семьях, стараются сохранять родные древние традиции, национальную культуру, кухню и обряды. Хотя заметно, что армянская молодежь, родившаяся и выросшая в Приморье, говорит в основном на русском языке, для них он стал родным.



Азербайджанцы

В дальневосточном регионе сейчас живут 3937 этнических азербайджанцев, что составило 0,20% от числа местных жителей. Многие из них решили остаться здесь после службы в армии или на флоте, кто-то приехал по распределению после окончания ВУЗа. Наибольшее количество выходцев из Азербайджана приехало в Приморье в 90-х гг. с распадом СССР. Они приехали сюда семьями, осели здесь, растят детей, стали гражданами России. Для объединения всех соотечественников они создали общественную организацию «Достлуг», слово переводится как «дружба». Проводятся совместные национальные праздники, мероприятия по сотрудничеству и взаимодействию с другими диаспорами, азербайджанцы участвуют в «Конгрессах народов Приморья».

Китайцы

Отдельные случайные контакты с китайцами жителей Приморья относятся еще к XVII в., после заключения в 1858 г. Айгунского договора, определяющего границу между государствами, беглые китайцы стали чаще появляться в этих . К концу XIX в. количество китайцев, обосновавшихся здесь, составляло 6% от числа местных жителей. В 1906-1910 гг. в Сибири ежегодно нелегально оставалось до 150 тысяч китайцев, многие из них оставались именно в Приморье. В 1982 г. разрешили безвизовый туризм между странами, и до 1988 г., когда было отменено двустороннее соглашение, волна китайской иммиграции в СССР достигла своего пика. Сегодня китайцев в Приморье проживает 2857 человек, что составило 0,15% от числа местных жителей. Китайцы участвуют в хозяйственной деятельности региона, но недовольство местных жителей вызывают способы ведения хозяйства, приносящие большой вред экологии Приморья.

Мордва

Массовый переезд мордовцев из пензенских земель в регион начался в 1940-е годы, они обосновывались в основном в Октябрьском районе. До сего дня многие местные села и микрорайоны среди народа именуют «мордва». Сегодня мордовской речи в дальневосточном регионе практически не услышишь, но еще остались люди, которые могут говорить на родной мокше. Старожилы, прибывшие с пензенской земли, стараются сохранять язык и православные мордовские традиции, песенную и фольклорную культуру. Справляют мордовцы широко и весело церковные праздники Пасху и Троицу, Рождество и Покров. И сегодня сватают невест после Михайлова дня, когда окончены все полевые работы, свадьбы играют зимой.

В Приморье на сегодняшний день живут и древние коренные народы, одни из них всегда находятся на слуху: тазы, эвенки, нанайцы, удэгейцы. Тазы живут исключительно в Приморье, ареал расселения удэгейцев и нанайцев включает также Сахалин и . Но мало, кто знает, что здесь издавна проживают алеуты, ульчи, орочи, эскимосы и айны. Амурские айны – этнографическая общность, появившаяся от смешанных браков этнических айнов с русскими женщинами или ульчанками.