Те, кто не является певцом , актером, диктором или преподавателем, зачастую не задумываются о том, какое колоссальное значение имеет для человека его голос. Более того услышав запись собственного голоса, многие люди восклицают: " До чего же неприятный оказывается мой голос!". На самом деле это только так кажется, о собственном голосе необходимо судить по восприятию вас окружающими людьми. Например, когда вы говорите по телефону с человеком, которого ни разу не видели, но который уже узнает вас по голосу.
Если во время разговора с вами он относится к вам доброжелательно и с большим уважением, то это свидетельствует о том, что звучание вашего приятное. Но есть люди, про которых говорят: "Лучше бы он рта не открывал!". Это обладатели монотонного и скучного голоса. Им очень трудно налаживать с людьми контакты, окружающие не желают с ними общаться и дружить. Как правило, такой голос принадлежит неуверенным людям, имеющим различные психологические проблемы.
Голос - наша визитная карточка. Сегодня для представителей многих профессий - бизнесменов, банкиров, политиков, актеров, шоуменов и менеджеров - он является важнейшим инструментом для успешного продвижения по карьерной лестнице. Голос каждого человека уникальный, как отпечатки его пальцев. По голосу мы узнаем родных, близких, друзей и знакомых. По звучанию голоса мы оцениваем человека и можем составить первое представление о его характере.
Звонкий и высокий голос ассоциируется с энергичностью и молодостью, он обычно характерен человеку в юности. Если же у человека в почетном возрасте голос как у молодого человека, то он воспринимается окружающими как признак незрелости и фальши. Людей с таким голосом редко назначают на руководящие посты. Более того, по утверждению специалистов Института психологии, чем выше голос у человека, тем меньше у него шансов на успех. Громкий длительно звучащий голос вызывает у окружающих раздражение и чувство дискомфорта, уменьшает степень доверия и уважения к его обладателю.
Резкий, громкий и кричащий голос характерен нервным и раздражительным людям, которые часто бывают подверженными вспышкам гнева и агрессии. Глубочайшее чувство любви может вызвать у нас низкий бархатный голос, независимо от того, знаем мы этого человека в лицо или же ни разу не видели. Такой голос ассоциируется с успешностью, интеллектом и самодостаточностью. Но есть и физиологические причины, из-за которых мы любим людей с низким грудным голосом богатым интонациями, а обладатели монотонно звучащего тонкого голоса нас просто раздражают.
Дело в том, что голос мужчин формируется и изменяется под воздействием гормонов - андрогенов, а у женщин - гормонов эстрогенов. От количества этих гормонов в организме и зависит то, каким будет тембр голоса - низким или высоким. Низкий голос - признак повышенного содержания мужских гормонов в крови, что характерно людям с высоким темпераментом. Поэтому услышав низкий голос, мы подсознательно считываем генокод собеседника и нами он воспринимается как человек темпераментный и авторитетный.
Если на генетическом уровне вам достался не очень приятный голос, то не стоит расстраиваться. Надо только научиться умело использовать свой и правильно выстраивать свою речь, чтобы звуковой аппарат стал мощным психологическим оружием, действующим на подсознание окружающих. О необходимости профессионально управлять своим голосом хорошо знали древние ораторы. Так, один из знаменитейших древнегреческих ораторов
Демосфен после первого своего выступления сильно разочаровал своих слушателей своей невнятной речью. Однако, несмотря на это он не побоялся трудностей, и долгие месяцы тренировал свой голос. Последующие выступления Демосфена перед публикой были просто блестящими, он очаровал толпу уверенно звучащим голосом, грамотно составленной речью и убедительной интонацией. Но изменить голос, это не значит - начать говорить излишне сладким тонким голосом с придыханием, изображая из себя "пушистую кошечку". Женщины, у которых писклявый детский голос, производят впечатление лживой и изменчивой натуры, что сильно отталкивает мужчин.
Кроме содержания гормонов в крови , на звучание голоса влияет строение голосовых связок, особенности дыхания и психологический настрой. Зачастую тихий голос свидетельствует о низкой самооценке человека, о его неуверенности в себе. Люди с тихим и грустным голосом думают, что их мысли никому неинтересны. Но в глубине души они агрессивны и мстительны. Ведь тихий голос - это только средство, который они используют, чтобы люди к ним прислушивались.
Информация, переданная уверенным и громким голосом, усваивается нами лучше. Именно поэтому, во время телерекламы звук на наших телевизорах становится на полдецибела громче. Тренируйте свой голосовой аппарат, установите оптимальный "уровень громкости" своего голоса, научитесь четко формировать свою мысль и отчетливо ее преподносить. А лучше всего научиться управлять своим голосом и речью, читая труды непревзойденного гения ораторского искусства Цицерона.
Классическая трактовка.
Громкость - одно из основных свойств звука; величина слуховых ощущений, возникающее у человека при восприятии звуковых колебаний, представление о силе звука.
Громкость зависит от размаха колебательных движений (амплитуды), от частоты звука (при одной и той же силе звуки различной частоты воспринимаются как неодинаковые по громкости, причем наиболее громкими кажутся звуки среднего регистра), от расстояния до источника звука.
В музыкальной практике соотношения уровней громкости обозначаются при помощи динамических оттенков (см. «Динамика »).
Стереотипное заблуждение.
Для того, чтобы петь громко, нужно иметь сильный голос.
Наше дополнение.
Громкость, как величина в физике, обозначается единицами относительной шкалы (децибелами), показывающими, насколько слышимый в данный момент звук ощущается ухом «мощнее», чем звук, находящийся на пороге слышимости.
Так, например, 60 децибелов - это звук, который имеет звуковую энергию в 60 раз больше того, который мы практически не слышим, но не в 60 раз больше полной тишины.
Слуховые органы человека устроены подобно «пружине», поэтому давление на них столь сильного звука нивелируется их способностью сопротивляться сильной, энергетичной звуковой волне. «Перестройка» слуховой системы восприятия мощности звука занимает некоторое время, поэтому человека можно «оглушить», резко в короткий срок увеличив громкость. Обратный эффект - при долгом нахождении в среде с большой громкостью звука слух не сразу приходит в «норму». Зачастую, быстро выйдя из зала с оглушающей музыкой, мы не сразу (доля секунды и даже несколько секунд) можем «услышать» звук, находящийся по громкости в пределах привычной речевой.
В вокале громкость звука (для слушателя, поскольку для певца важнее - сила голоса) создается разными способами.
Первый из них - амплитудный - создание бОльшего подсвязочного давления. Этот способ достигается усилением выдоха, увеличением работы мышц, ответственных за его создание.
При условии, что голосовые складки способны удержать усилившееся давление, сила звука (и, как следствие, его громкость) возрастает. Однако, учитывая рефлекторное сопротивление со стороны ложных голосовых связок и (как будет показано ниже) отсутствие частотной перестройки спектра голоса, такой способ применяется в речи и не ведет к серьезному усилению громкости, поскольку всплеск звуковой волны быстро гасится в атмосфере.
Пример: «громкий» рык сержанта услышит только его подразделение, через десяток метров энергия звуковой волны резко пойдет на убыль.
Учитывая закон Флетчера-Мэнсона, человеческий слух наиболее чувствителен к определенным частотам слышимого диапазон а (в районе частот 1-4 Кгц). Если принимать во внимание, что общий диапазон слышимых акустических частот 20 Гц - 20 кГц, то область наиболее яркого ощущения громкости располагается значительно ниже его середины.
Считается, что это связано с генетическими факторами, идущими из глубин Истории - в данном диапазон е располагались «опасные» и «сигнальные» звуки, которые были необходимы древнему человеку (и его предкам) - составляющая «голоса» хищников или добычи, «голос» младенца, источник эмоциональной информации, когда речь, как информационная система, еще не сформировалась.
Современная акустика определяет, что причиной существования области максимальной чувствительности слуха является строение и размеры слухового канала человека. В нем возникает акустический резонанс на частотах, совпадающих с частотами высокой форманты.
Нарушения голоса − это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а − отрицательная частица и греч. phone − звук, голос) − полное отсутствие голоса и дисфония − частичное нарушение высоты, силы и тембра.При афонии пациент говорит шепотом различной громкости и внятности. Если при попытке фонации на кашле появляется громкий звук − это указывает на возможность быстрого восстановления голоса.
Дисфония проявляется в изменении высоты, силы и тембра голоса.
Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят совершенно определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов − гортани, надставной трубы, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.).
Для характеристики дисфонии существует много определений: голос слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, прерывистый, глухой, закрытый, с носовым оттенком, монотонный и т. д.
В основе каждого из вышеперечисленных оттенков голоса лежит определенный, не свойственный нормальному звучанию голоса механизм, понимание которого может помочь исправить дефект.
^ Слабость голоса может зависеть или от слабости дыхательного аппарата, или от недостаточно энергичного смыкания голосовых складок (гипокинезия). Последнее чаще всего бывает при парезе гортани. Если смыкание замедленное, запаздывает, происходит утечка воздуха до начала речи − голос звучит с придыханием.
^ Форсированный, резкий звук свидетельствует об излишнем напряжении (гиперкинезии) голосовых складок. Если напряжение падает на низкие тона, голос звучит крикливо, если на высокие − слышится визгливый голос.
^ Сдавленный горловой звук возникает при сдавлении гортани наружными мышцами (что может быть связано с подъемом гортани, корня языка) или мышцами плечевого пояса (при переполнении легких воздухом), к чему иногда присоединяется пересмыкание голосовых складок.
^ Прерывистый, дрожащий звук указывает на нарушение плавности звучания, причинами чего могут быть гиперкинезы, судороги в области мышц гортани или дыхательных мышц.
^ Захлебывающийся голос обычно бывает при попытке речи на вдохе, то есть при дискоординации дыхания и голосообразования, что наблюдается при волнении, торопливости, а также при тахилалии (быстром темпе речи).
^ Закрытый звук слышится при речи со сжатой малоподвижной артикуляцией, особенно губ и челюстей.
Белый звук является результатом постоянной малоподвижной улыбки на лице говорящего.
^ Сиплый голос звучит при раздражении и набухании как всей гортани, так и самих голосовых складок и даже только при скоплении слизи в гортани. При этом смыкание голосовых складок неполное, неплотное, через них прорывается часть воздуха. Сиплый голос наблюдается также в период мутации.
^ Ложноскладочный голос образуется при колебании ложных (вестибулярных) голосовых складок. Звучит голос при этом грубо, хрипло, напоминает кваканье.
по высоте − монотонный, тремолирующий, смодулированный, низкий или фальцет;
по тембру − хриплый, грубый, гортанно-резкий, глухой, с «металлическим оттенком», «квакающий», писклявый, назализованный (с носовым оттенком), диплофония;
по силе − шепот, слабый, иссякающийся (быстро доходящий до шепота), слишком громкий.
стеноз (сужение) гортани после дифтерии, ранения, ожога гортани. Эти заболевания ведут к деформации гортани и голосовых складок и, следовательно, к ограничению их подвижности.
У певцов чаще всего появляются узелки голосовых складок. В. А. Фельдман-Загорянская (1951 г.) считала, что термин «узелки певцов» нередко используется для названия различного рода ограниченных образований малого размера, возникающих на краях истинных голосовых складок у лиц голосо-речевых профессий. Узелки певцов могут появляться остро у певцов (главным образом начинающих) с мало выносливым голосовым аппаратом и связаны с перегрузкой его, с пением в больном состоянии или с пением при неправильной технике голосообразования. В одних случаях эти образования при полном голосовом покое в течение 1-2 дней могут исчезнуть, и края складок становятся ровными; в других же они могут держаться более длительный срок − иногда в течение 2-3 недель. Таким больным необходимо обращаться к врачам-фониатрам.
Жалобы больных, у которых отмечается склонность к образованию узелков голосовых складок, сводятся к следующему: голос утомляется при длительном пользовании, после пения появляется хрипота, а также ощущение мокроты на складках. Часто пиано не удается, голос лучше звучит на форме, после пения образуется хрипота. Последнее обстоятельство заставляет больного постоянно откашливаться. Хрипота появляется оттого, что вследствие механического препятствия имеется неполное смыкание голосовых складок, из-за чего происходит утечка воздуха, создающая шум трения, который присоединяется к звуку. Для получения более чистого звука необходимо значительное напряжение складок при фонации, что вызывает быстрое утомление голосового аппарата. Однако после голосового покоя утраченные качества возвращаются и голос звучит хорошо до тех пор, пока очередная перегрузка не вызовет снова образования ложных узелков.
Наличие узелка иногда вынуждает больного изменять правильный механизм голосообразования и приспосабливаться к создавшимся условиям, что может при длительном заболевании привести к состоянию устойчивых навыков, которые в дальнейшем, после удаления узелка, будут тормозить восстановление голосовой функции. В отдельных случаях эти отечные образования удалялись в связи с тем, что частые рецидивы почти лишали возможности больных петь. Однако в дальнейшем оказалось, что такие операции не предотвращали
Среди хронических заболеваний глотки и ротовой полости наиболее частыми у лиц голосовых профессий наблюдаются хронические фарингиты и тонзиллиты. Хронические фарингиты у них очень часто вызывают следующие жалобы: якобы присутствие в глотке постороннего тела, вызывающего потребность постоянного откашливания и отхаркивания. Такая потребность сильнее выражена по утрам и иногда сопровождается позывами на тошноту. Иногда больные жалуются на сухость в горле, першение и царапанье в нем. В некоторых случаях больные ощущают присутствие инородного тела в глотке, вызывающего рефлекторный кашель, что ведет к быстрой утомляемости голоса.
Подобные жалобы заметно лимитируют возможности профессионального использования голосового аппарата, а иногда и исключают последнее.
В целях предупреждения возникновения и развития фарингита любой человек, посвящающий себя церковной службе, должен соблюдать гигиенические требования, которые обеспечивают здоровое состояние слизистой оболочки дыхательных путей, в том числе глотки и ротовой полости (не пить крепких напитков, молока из холодильника, не употреблять горячей, холодной, раздражающей, острой пищи и т. д.).
При острых ангинах и обострении хронического тонзиллита пение невозможно до полного излечения.
У служителей Церкви часто возникают заболевания, которые следует рассматривать как профессиональные, так как их появление связано с условиями церковных служб, с перегрузкой голосового аппарата в той или иной форме (форсировки, подача голоса на твердой атаке звука, пение с превышением тесситуры, спешное введение неподготовленных певчих в церковный хор и др.), а также с факторами психогенного порядка.
Формы проявления и выраженности профессиональных заболеваний бывают различными, поэтому их целесообразно делить на три степени.
Первая степень − расстройство голоса без видимых изменений со стороны голосового аппарата, проявляющееся только в субъективных ощущениях больного. В таких случаях больной жалуется на быструю утомляемость, некоторую напряженность при использовании голоса, частичную потерю звонкости, иногда появление детонации. После полного голосового покоя в течение 2-3 дней такое состояние проходит, если расстройства голоса были связаны с временной перегрузкой голосового аппарата.
Рис. 23. Паралич левого возвратного нерва:
А − при вдохе; б − парез задней перстне-черпаловидной мышцы;
в − при фонации.
Вторая степень расстройства голоса выражается в том, что, кроме субъективных жалоб, при осмотре гортани отмечается недостаточность работы смыкателей голосовой щелв, главным образом за счет миопатического пареза голосовых мышц (рис. 23), чем и объясняется видимая вялость краев голосовых складок или обеих, или одной из них.
При одностороннем парезу край больной складки имеет серповидную форму. При стробоскопическом исследовании обнаруживается отсутствие синхронности колебаний между голосовыми складками, колебания больной складки более замедленные.
Ко второй степени относится также так называемый «катар усталости», при котором отмечается порозовение истинных складок и черпаловидной области, заметное расширение сосудов на поверхности истинных складок и гиперфункция ложных, которые во время фонации часто перекрывают истинные, занимая при дыхании исходное положение. «Катар усталости» стойко держится и влияет на яркость звучания, а также на характер тембра. Причины его возникновения − систематическая
форсировка и неправильная манера извлечения звуков (недостатки техники голосоведения). При этом кроме медикаментозного лечения рекомендуются фонопедические занятия.
Третья степень − длительные и значительные расстройства голоса. Причиной таких заболеваний является неправильная оценка своего состояния певцом. Стараясь приспособиться к существующим условиям, чтобы иметь возможность как-то работать, вокалист изменяет манеру звуковедения, которая в дальнейшем становится уже привьгчной. Этот приспособительный механизм трудно изменить даже при условии выздоровления голосового аппарата, и голосовая функция в таких случаях надолго остается неполноценной. К группе таких больных относятся те, у которых наблюдаются значительные изменения со стороны голосовых складок (краевые отеки, вялость складок, недостаточность смыкания голосовой щели, нарушения вибраций голосовых складок). К этой же группе заболеваний относятся и кровоизлияния, возникающие обычно на одной из голосовых складок, которые могут появиться внезапно при резкой ноте, чаще на верхнем регистре, а также на твердой атаке звука, сопровождающейся сильным напором воздуха. Причиной кровоизлияния может быть также крик или резкий кашель.
Кровоизлияние может быть частичным или по всей поверхности голосовых складок. Голосовая функция при этом резко нарушается. При стробоскопическом исследовании наблюдается почти полная неподвижность или резко замедленные колебания голосовой складки. При таких заболеваниях показано медикаментозное лечение и фонопедические занятия.
История изучения возникновения дисфоний
У лиц речевых профессий
По данным испанского фониатра J. Perello, еще в 1600 г. медицинская литература называла дисфонию болезнью проповедников.
С конца XIX века начинаются попытки научно изучить механизмы голосообразования и обосновать методику воспитания и перевоспитания речевого и певческого голоса. В Германии это Gutzmann, в Чехословакии Seeman и Совак, во Франции − Tarneaud, в США Бери и Эйденсон.
Н. Gutzmann (1873 г.) рассматривал возникновение фонических параличей во время несильной фонации, когда обе голосовые складки совершают очень слабые движения по направлению к средней линии. При сильной фонации движения голосовых складок к середине более или менее сильны, однако эти движения едва только производят полное замыкание голосовой щели. Абсолютной неподвижности голосовых складок в результате неправильного голосоведения автор не отмечал.
Th. Flatau (1899 г.) считал, что неправильное употребление голоса чисто механически производит повреждения голосовых складок.
H.Krause (1898 г.) связывает потери голоса с заболеваниями гортани или нарушением ее иннервации. Указывает, что нарушения голосоведения могут быть самостоятельными от дегенеративного процесса мышц шеи или окончаний моторных нервов при беспрерывном или внезапном форсировании голоса.
М. С. Эрбштейн (1915 г.) нарушения голоса у священников и проповедников связывает с продолжительными воспалительными процессами в гортани, переутомлениями голоса или с давлением болезненных процессов на возвратный нерв, иннервирующий гортань.
Е. Н. Малютин (1924 г.) придавал большое значение форме твердого нёба как важной составной части резонатора. Считал, что огромное количество заболеваний голосового аппарата у начинающих зависит от анатомического устройства этого аппарата, совсем не приспособленного к той методике, которую предлагает данному субъекту преподаватель пения. Тембр и качество голоса, по его мнению, зависят не только от типа дыхания и качества надставной трубы, но и от характера работы голосовых складок. Е. Н. Малютин также отмечал у многих неравномерное напряжение голосовых складок: левая голосовая складка при фонации напрягается меньше, чем правая, и
наоборот − у левшей левая голосовая складка в большинстве случаев напрягается более энергично, чем правая. Ученый объясняет этот феномен либо разницей в анатомическом расположении правого и левого возвратных нервов, иннервирующих мышцы гортани, либо большим развитием левого полушария головного мозга.
И. И. Левидов (1926-1938 гг.) указывал на то, что функциональные заболевания гортани являются следствием плохой вокальной школы и имеют в основе падение тонуса голосовых складок.
Ф. Ф. Заседателев (1935 г.) причины профессиональных заболеваний у певцов видел в неправильной постановке голоса. Очень большое внимание уделял правильному дыханию. Считал, что правильное, экономное дыхание − главное для хорошего звучания. Перебор дыхания вызывает напряжение голосового аппарата, гиперемию слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и парез голосовых складок. Недобор дыхания ведет к детонированию звука и ослаблению передней мышцы гортани.
Л. Д. Работнов (1929-1932 гг.) считал, что все терапевтические мероприятия по лечению лиц голосо-речевых профессий дают лишь временное улучшение. Главное − изменить технику голосообразования. Очень большое внимание уделял наблюдению за дыханием. Им высказана гипотеза о существенно важной роли гладкой мускулатуры бронхов и всей легочной ткани в процессе фонации. Указывал, что это положение имеет решающее значение для методики вокального преподавания.
В. С. Канторович (1955 г.) подчеркивает роль резонаторов в функции голосоведения. Резонаторы, имеющие постоянный объем, усиливают одни и те же звуки. Резонаторы, имеющие подвижные стенки, усиливают различные гармонические обертоны составных звуков, могущих быстро чередоваться в гортани. Все резонаторы в сумме усиливают основной звук и входящие в его состав обертоны.
J. Perello (1962-1968 гг.) описывает расстройства голоса при неправильном голосоведении.
По данным Д. Д. Даскалова, А. Г. Атанасова (1962 г.), Митринович-Моджеевской (1965 г.), Л. С. Ковалевской (1976 г.), при нарушениях функции щитовидной железы возникают трудности во время процесса речеобразования и голосовые расстройства вследствие отека слизистой оболочки ротовой полости, языка, гортани; неправильная расстановка мелодических, динамических, ритмических ударений, растягивание гласных или ускорение темпа речи.
О. В. Правдина (1963 г.) указывает на роль психических травм: сильные эмоции, которые отражаются на дыхании и голосообразовании и могут служить причинами невротических нарушений голоса. О. В. Правдина также считает, что неправильное пользование голосом, однажды или многократно возникшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса, фиксации неправильных механизмов, что и будет
служить основой функциональных нарушений голоса. Эти нарушения, по ее мнению, выражаются в дискоординации речевого механизма: мышцы, необходимые для выполнения работы, бездействуют либо функционируют слабо или неверно. Тогда на помощь им приходят другие мышцы, участие которых в этом случае не помогает, а мешает.
Периферические функциональные
Нарушения
К периферическим функциональным нарушениям относятся афония, фонастения, гипо- и гипертонусные дисфонии.
Различают несколько видов функциональных афоний:
паретическая афония, которая характеризуется внезапной потерей голоса. При этом нарушении наблюдается функциональная дряблость мышц гортани;
спастическая афония, которая характеризуется резким перенапряжением всего голосового аппарата;
паретико-спастическая афония, выражающаяся в повышенной деятельности ложных складок и пониженной деятельности истинных складок, и наоборот.
Фонастения − нарушения функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При этом наблюдается быстрая утомляемость и прерывание звучания голоса. Может изменяться сила, высота голоса (не звучат высокие звуки), изменение тембра голоса (охриплость). Все эти явления имеют преходящий характер.
Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц речевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом − усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.
Определить фонастению, особенно в начальной стадии, довольно трудно. При жалобах больного на значительные нарушения голоса в гортани часто могут отсутствовать какие-либо изменения, поэтому про симптомы этого заболевания говорят, что их скорее можно слышать, чем видеть. При прослушивании у таких больных выявляются разнообразные дефекты голоса: детонирование, отсутствие пиано, филировки, срывы звука и т. д.
При ларингоскопии отмечается овальная, продольная или треугольная щель между голосовыми складками (рис. 24).
Нарушение функции щито-перстневидной мышцы гортани проявляется в ослаблении натяжения краев голосовых складок (вялости).
Возникающая при этом недостаточность смыкания голосовых складок вызывает расстройство голосообразования, так как через образующуюся щель происходит непроизвольная утечка воздуха, что лишает возможности певца регулировать дыхание при пения.
Наблюдения врачей показывают, что функциональные заболевания голосового аппарата могут зависеть от действий как внешних, так и внутренних причин. Здесь играют роль различные факторы, в первую очередь перегрузка голосового аппарата.
Следует сказать, что в предупреждении профессиональных заболеваний большое значение имеет природная выносливость и приспособляемость организма, в частности голосового аппарата. Так, например, одни могут петь в различных условиях, иногда даже при наличии заметных органических изменений (например, узелка на складках); у других при тех же условиях или иногда даже при лучших − быстро наступает расстройство голоса.
А − парез щито-черпалобидно мышцы; б − парез поперечной черпаловидной мышцы; в − комбинированный парез щито-черсаловидной и поперечной мышц.
А. Митринович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению и четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные авторы такого разделения не придерживаются.
^ Гипотонусная дисфония (афония, или отсутствие голоса) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани (рис. 24). При этом периодически возникает недостаточность смыкания голосовых складок (гипокинез). Они возникают при некоторых инфекциях (гриппе, дифтерии и т. д.), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные).
При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.
Голос при этой патологии слабый, тихий, иссякающийся. По силе звук голоса постоянно меняется. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. Наблюдаются явления детонации и тремолирования. Дыхание при этом поверхностное, учащенное. Выдох короткий, слабый. Быстрое истощение силы выдоха в процессе речи.
^ Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц, с преобладанием тонического спазма в момент фонации. При этом наблюдается пересмыкание голосовых складок. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.
Голос при этом нарушении грубый, часто охриплый, «сдавленный». Произвольные голосовые модуляции отсутствуют. Дыхание поверхностное, хаотичное, нет координации: частый вдох, короткий, судорожный выдох. Преобладает ключичный тип дыхания. Если напряжение падает на низкие тона, голос звучит крикливо, если же на высокие тона − слышится визгливый голос.
При сдавлении гортани наружными мышцами или мышцами плечевого пояса (при переполнении легких воздухом) получается сдавленный горловой звук, что приводит к утомлению голосовых складок, а иногда и к афонии.
Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием ложных складок (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.
Ложноскладочный голос может быть вызван расстройством иннервации ложных складок, например гиперфункция их, выражающаяся в усилении смыкания ложных складок при фонации, прикрывающих полностью истинные голосовые складки. Голос в таких случаях бывает хриплым, без модуляций (оттенков).
О фонопедических занятиях, направленных
Красота голоса и здоровье голосового аппарата зависят как от правильной работы голосовых складок, так и от верного положения гортани. Если же у человека возникает потеря голоса по причине недостаточного смыкания голосовых складок из-за функциональной или органической травмы возвратного нерва, фонопедические упражнения бывают очень эффективны.
Основная цель фонопедических упражнений − восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого, «полетного» голоса и закрепление его в самостоятельной речи обучающегося.
Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений, играющих роль тех раздражителей, которые сигнализируют в центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.
Выделяют два этапа фонопедической работы:
Подготовительный, который включает:
Б) дыхательную гимнастику;
В) артикуляционную гимнастику.
Основной этап, который включает:
Б) развитие силы и длительности звучания голоса;
Г) развитие мелодико-интонационной стороны речи;
Е. В. Лаврова в своих работах отмечает, что восстановление голоса фонопедическими упражнениями − это в первую очередь функциональная тренировка голосового аппарата, а также воспитание навыков правильного голосоведения при минимальной его нагрузке. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования и подчиненный основным дидактическим принципам педагогики. Исходя из этого, она предлагает курс восстановительной терапии из пяти этапов:
1) Разъяснительные беседы.
2) Постановка физиологического и фонационного дыхания.
Тренировка мышц голосового аппарата, с целью координировать их работу,
Голосовые упражнения.
Автоматизация правильной фонации вокальными упражнениями.
При первой беседе нужно объяснить больному сущность нарушения его голоса, в доступной форме познакомить его с механизмом голосообразования, после чего вкратце изложить метод восстановительной работы. Пациента необходимо
убедить в эффективности фонопедических занятий, вселить надежду на успех, продемонстрировать пациентов с уже восстановленными голосами (автор считает этот прием самым убедительным). Одновременно следует объяснить пациенту, что без его активного включения в занятия восстановление утраченной голосовой функции невозможно. Кроме того, пациент должен точно знать, для чего фонопед дает ему то или иное упражнение. Если обучающийся подходит осознанно к занятиям, он будет точно и четко выполнять все назначения фонопеда, и занятия будут эффективными. Подобные разъяснения должны постоянно присутствовать на протяжении всего восстановительного периода. Необходимо особенно подчеркнуть, что недостаточно объяснить обучающемуся приемы постановки голоса, нужно уметь показать их на себе. На каждом занятии фонопед должен сам демонстрировать приемы постановки голоса. После каждого упражнения фонопед должен контролировать звук голоса, разговаривая с пациентом. Если голос после предложенного упражнения звучит лучше − значит, это упражнение нужно выполнять, оно помогает обучающемуся, и наоборот, отменить упражнение, если звучание голоса ухудшается, т. к. неправильное голосоведение автоматизируется так же быстро, как и нормальное звучание. Занятия должны проводиться только под контролем фонопеда, т. к. сам себя человек не слышит, поскольку в организме присутствует звуковая и костная проводимость.
Занятия должны быть только индивидуальными, в противном случае ни преподаватель, ни ученик не смогут услышать друг друга и правильно осуществить подачу звука в «маску».
Можно давать упражнения для самостоятельных занятий после того, как они отработаны пациентом вместе с фонопедом.
Задача фонопедических занятий в том, чтобы разрушить неверные условно-рефлекторные связи и создать новые физиологически правильные навыки. Осуществляется это воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции (мышечное оформление звуков речи). Процесс тренировки осуществляется комплексно. Следует тренировать все группы мышц артикуляционного и голосового аппаратов. Правильная настройка отдельных звеньев речевого аппарата помогает четкому функционированию других звеньев. Любое упражнение, предложенное обучающемуся, должно подчиняться единым исходным принципам, каковыми являются опора дыхания и четкая, правильная артикуляция звуков речи.
Сравнивая итальянских певцов старой школы с певцами нового поколения, мы заметим, что певцы нашего времени гораздо быстрее теряют голос, чем это было со старыми итальянскими мастерами.
С. Громов считает, что «современные преподаватели не учат играть на голосовом инструменте, сделанном Господом Богом, а стараются исправлять его несовершенство».
В своем труде о правильном дыхании при фонации С. Громов отмечает следующее: «Задача учителя пения должна сводиться к облегчению труда во время пения, что не может быть достигнуто условием [использования] различных противоестественных приемов, часто грозящих не только голосу, но и общему состоянию здоровья.
Есть учителя, которые прибегают к механическим приемам для развития голоса и дыхания с помощью спирометра, пневмографа, накладывания на живот и грудь тяжелых предметов, сгибания животом тросточки и т. д. Это самый опасный учитель, так как ничего не дав, убивает голос и здоровье. Такой учитель опасен и тем, что всегда может оправдать неуспехи своего ученика: то виной является диафрагма, то черпаловидный хрящ, то небная занавеска, то слишком высокое или низкое положение кадыка и т. д. Такой учитель долгое время может скрывать свое невежество в звуковой технике».
Профессор старой итальянской школы Ф. Лампери писал: «Самый лучший друг и самый страшный враг для звука − это дыхание. Дыхание, правильно употребляемое, становится другом, неправильно − врагом. Певец должен расходовать только такое количество воздуха, которое необходимо для производства звука, не больше.
Успех достигается только постоянными упражнениями для голоса. Основной секрет пения заключается в умении петь с небольшой затратой дыхания. Вот в этом весь секрет правильной постановки звука».
М. Garcia утверждал: «Невозможно быть хорошим певцом, не обладая искусством управлять своим дыханием».
Проф. Рубин: «Умелый певец распознается по способу сбережения и расходования им дыхания».
Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее влияние на всю физическую и духовную жизнь человека. Все это влияет на его нервную систему, на этого возбудителя и регулятора организма, так как нервная система хорошо работает только при здоровом состоянии организма, часть которого она составляет. Проф. Кофлер в своем труде утверждал: «В актах вдыхания и выдыхания природа дала нам гораздо большие средства для обновления и оздоровления организма, чем их могут дать лечебные средства всех аптек вместе».
Берлинский проф. Эйленбург пишет: «Как часто нам, врачам, приходится предписывать улучшенное, усиленное и методически введенное дыхание, как средство от малокровия, нервности, болезни легких и сердца, но, к сожалению, большая часть советов рушится из-за полного непонимания их». Лондонские
доктора Л. Броун и Э. Бенке, подробно говоря о дыхании,
утверждают: «Неправильность дыхания в девяти случаях из десяти служит причиной нервных, горловых, легочных заболеваний».
Доктор Нимейер в своей книге «Легкие» указывает на задержание дыхания после глубокого вдоха как лучшее средство для сохранения в здоровом состоянии легких, органов пищеварения, крови и нервов. Доктор М. Меккензи в своей книге «Пение и речь» говорит: «Искусство дыхания будет только тогда изучено, когда дыхание будет автоматическим не только во время упражнений, но и в обыденной жизни. Дыхание при пении − это главный фактор успеха, это альфа и омега вокального искусства. Уметь правильно пользоваться дыханием значит быть певцом. Формирует певца не количество упражнении, а качество и мера исполнения их».
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что знаменитые певцы придавали особое значение выдоху, т. к. только при наличии хорошего выдоха возможно полное звучание голоса.
Ф. Лампери придавал большое значение для правильного пения свободному функционированию мышц шеи. В своих трудах он утверждает, что для свободного пения необходима «гибкость шеи», т. е. мышцы шеи при пении должны быть совершенно расслаблены, не напряжены, чтобы дать
возможность функционировать голосовым складкам так, как велит им сама природа. Всякие требования чрезмерного опускания гортани, выше или ниже нормального уровня, создадут скованность наружных мышц шеи, тем самым не позволяя голосовым складкам правильно функционировать.
В своем труде «Мои выводы о вдохе суть плод долголетней практики» Ф. Лампери описал, как три способа дыхания могут быть соединены попарно: начиная с грудобрюшного, можно перейти к боковому, начиная с бокового − к ключичному. «Чтобы сделать глубокий вздох, надо поочередно пройти через все три этапа дыхания», − утверждает автор.
Это смешение способов набирания воздуха будет в прямой зависимости от величины музыкальной фразы, которую надо спеть в одно дыхание. Если фраза маленькая, состоящая из 3-4 нот, то нет надобности набирать массу воздуха, проходя все три типа, когда довольно и одного брюшного; если музыкальная фраза больше, то можно набрать воздух с помощью двух типов дыхания − брюшного и бокового; если же фраза очень большая − всеми тремя способами.
«Большой секрет пения заключается в умении петь с небольшой затратой дыхания». Довольно малейшего изменения тела, чтобы помешать свободному дыханию, как-то: подымая плечи, морща лоб, опуская голову и т. д.
Лампери учил учеников распознавать опертый звук и неопертый по ощущению уха: «Опертый звук» будет металлический, звонкий, полный, округлый, красивый, энергичный и т. д.
«Неопертый звук» будет жидкий, неэнергичный, неметаллический, часто сиплый и хриплый, т. е. типичное звучание голоса при дисфонии.
Лампери, как сторонник старой итальянской школы, утверждал: «Если пламя зажженной свечи, поставленной перед ртом во время пения, остается неподвижно, то расходование дыхания правильное». Пламя свечи будет колебаться в том случае, когда плохо сомкнувшиеся голосовые складки будут пропускать лишний воздух через большую голосовую щель, в этом случае звук получится «неопертым», тусклым.
Плотно же сомкнувшиеся голосовые складки, пропуская лишь необходимое количество воздуха для своего колебания, не дадут возможности проходить лишнему воздуху и тем самым приводить в движение воздух, лежащий над связками, который, действуя на пламя свечи наподобие дуновения, будет ее колебать. На этом основании звук распространяется в воздухе не вследствие перемещения его частиц, а только вследствие его сотрясения.
С. Громов отмечает, что до сих пор зажженная и поднесенная ко рту свеча является лучшим контролем правильности издаваемого певцом звука.
Певец, не знающий, при каких условиях голос бывает сильным и звонким, всегда старается добыть силу голоса с помощью большого напора дыхания, а не с помощью правильной работы голосового аппарата. Чем больше такой певец работает,
Большинство причин переутомления и ранней потери голоса главным образом заключается в противоестественной работе голосового аппарата. Это касается всего голосового аппарата: голосовых складок, положения гортани, способа работы легких, диафрагмы, неправильного пользования резонаторами. Неправильная, неестественная работа голосового аппарата и ведет к быстрой потере голоса, настолько быстрой, что еще в школе ученики теряют голоса.
Б. Вайкль учит, что цель вокального обучения − «это естественное и относительно красивое звучание голоса, раскованное и свободное от неестественных призвуков, создающего впечатление ровной полноты от глубин и до самых верхов индивидуального диапазона, оптимально использующего резонансную полость, то есть все представленные нам природой резонансные пространства, полетного и потому наполняющего собой весь зал». «Академическое», на профессиональном языке «опертое», пение с вибрацией голоса − это самый экономичный и эффективный способ. При этом развитый голос использует другой частотный диапазон, нежели фортепиано или оркестр, а потому его всегда можно различить, услышать на фоне
сопровождения в любом зале. «Недоставленным голосам несвойственна вибрация, а значит, и звучание, богатое обертонами. Такие певцы прибегают к электронным усилителям. А голосовые складки из-за неверного использования приходят в плачевное состояние», − пишет Б. Вайкль.
Кроме того, все зависит от преподавателя, который при неправильной постановке голоса может привести своего ученика к полной потере способности петь. В литературе описан случай, когда правительство Италии обратилось к Энрико Карузо с просьбой заняться молодым тенором, обладающим необыкновенно красивым голосом. Поскольку Карузо не был педагогом, то, к своему ужасу, через некоторое время он обнаружил, что его ученик безвозвратно потерял свой голос.
Певец Миролюбов, обладавший великолепным басом, занимался в Италии у известного профессора. На занятиях профессор заставлял певца выполнять упражнения фальцетом. После этих занятий у Миролюбова окончательно испортился голос.
«Многие учителя следуют собственной системе преподавания, − считает А. Пола, учитель Л. Поваротти, − но единственно правильна та методика, которую осваивает сам учащийся. Невозможно навязать богатому голосу нечто противное его природе».
«Учителю и ученику необходимы «суперуши», чтобы прислушиваться друг к другу, и безграничное терпение, чтобы следовать всем поправкам при ошибках», − утверждает Б. Вайкль.
Ф. Вик требовал от учителя по вокалу изысканного вкуса, хорошего научного образования, красивого и развитого голоса, тончайшего слуха. Ведь способность к подражанию − одно из основных свойств человека.
Нарушения функции голосоведения не всегда могут быть обусловлены только болезненными процессами в гортани, но очень часто − нарушением певцом голосового режима. Автор может привести такие примеры: если певец поет в неестественном для него диапазоне или поет много, не соблюдая голосовой режим, он обязательно по прошествии какого-то времени потеряет певческий голос.
Так, пациент А., обладая прекрасным баритоном, вел кроме оперной активную концертную деятельность. Кроме того, поскольку диапазон его голоса позволял ему брать более высокие ноты, чем позволял тип его голоса, певец постоянно злоупотреблял этим. В результате он обратился за помощью из-за потери голоса. К моменту обращения уже 2 года у пациента певческий голос перестал звучать в привычном объеме. При ларингоскопии наблюдалось несмыкание голосовых складок, небольшое их покраснение. Картина явной фонастении. При этом у пациента были случаи повторных бронхитов. Через некоторое время после проведенных фонопедических занятий утраченная голосовая функция несколько восстановилась: певец мог петь на концертах и даже исполнять привычные арии.
При ларингоскопии наблюдалась картина полного здоровья. Казалось бы, певец должен был вернуться к прежней вокальной деятельности, но достаточно было возникнуть небольшой простуде, чтобы появившийся было голос исчез. Несмотря на то, что в гортани наблюдалась картина полного здоровья, певец не мог брать привычные ноты: звук голоса срывался, при этом охриплости не наблюдалось, тембр голоса не изменился. При ларингоскопии было видно полное смыкание голосовых складок. Несмотря на то, что положение голосовых складок было совершенно нормальным, певческий голос в прежнем объеме так и не появился, хотя в разговорной речи голос звучал как обычно.
В этом случае можно заметить, что обычная речь содержит те же тоны, как и в пении, но без обычной высоты. Пение определенного звука осуществляется натяжением и сокращением голосовых складок, что должно сохраняться во время всей длительности звука, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые складки, чем речь. В фониатрической практике описаны такие случаи. По-видимому, кроме видимых нарушений, имеющих функциональные причины, при этом происходит распадение условных связей в коре головного мозга. Здесь можно привести в пример гордость нашей оперной сцены И. Козловского: несмотря на свои преклонные годы, он достаточно хорошо сохранил дар, посланный ему Богом,
т. к. всегда соблюдал голосовой режим. Автор, основываясь на собственном опыте, может посоветовать молодым певцам не расходовать свой голос на пустых концертах, т. к. природа отпускает вокалисту какой-то лимит, после использования которого вернуть певческий голос невозможно. Здесь вступает в свои права нейрохронаксическая теория Юссона: все регулируется центральной нервной системой. Иногда при несоблюдении голосового режима, даже если восстановить полностью утраченную подвижность голосовых складок, человек будет иметь хороший речевой голос, но петь уже не сможет.
У некоторых больных, теряющих голос после операций, травмирующих возвратный нерв, спустя годы наблюдается полное смыкание голосовых складок. Казалось бы, голос должен звучать хорошо, но дисфония остается. После же проведенных фонопедических занятий звучание голоса восстанавливается, и голос звучит по-прежнему сильно и красиво.
Певец Ф. также обратился к автору после долгого перерыва в работе. При ларингоскопии картина полного несмыкания, голосовые складки, утолщенные по всей поверхности, имели рыжий оттенок. Фонопедические занятия с пациентом проводились в течение 6 месяцев. После проведенных занятии
ларингоскопия показала полное выздоровление голосовых складок. Певец уехал на гастроли и вот уже в течение 10 лет не испытывает никаких затруднений в профессиональной деятельности.
Отец М. обратился за помощью, потеряв певческий голос. При ларингоскопии голосовые складки полностью не смыкались. Голосовая щель была максимально широкой. В средней части на обеих складках образовались узелки певцов. Постепенно узелки певцов от фонопедических упражнений исчезли. Голосовые складки сомкнулись, и он смог продолжать служить.
Певец К. приобрел узелки певцов после интенсивных репетиций, записывая свой альбом. Певец попал на прием к фонопеду после трех операций по удалению узелков. Проведенные фонопедические занятия помогли пациенту полностью избавиться от рецидива заболевания. В настоящее время повторного образования узелков голосовых складок не наблюдается.
Всем лицам речевых профессий нужно особенно остерегаться визгливых, писклявых, сдавленных, неустойчивых высоких звуков − они очень вредны и неприятны на слух. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им − основная задача фонопеда и педагога по вокалу.
В монастырские церковные хоры попадают люди, не имеющие специальной вокальной подготовки. Как правило, они заняты исполнением и других послушаний. Иногда им приходиться петь чуть ли не каждый день, что совершенно подрывает их способность петь хорошо. Им необходимо помнить, что нужно постоянно соблюдать голосовой режим, как и то, что необходимо обязательно следить за здоровьем всего голосового аппарата.
Чаще всего у служителей Церкви возникают функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани.
^ Нарушения в смыкании голосовых складок могут быть следующими: они могут смыкаться очень плотно, и тогда звук получается только при помощи очень сильной воздушной струи, при этом он будет резким и неприятным. Голосовые складки могут сомкнуться после уже начавшегося выдоха, при этом часть воздуха выходит по подаче звука, и он становится сиплым (слышится призвук, напоминающий « X »). Если голосовые складки смыкаются одновременно с начавшимся выдохом, звук будет полным и красивым.
Наблюдая за деятельностью гортани, доктор Барт нашел, что у хороших певцов гортань при пении все время меняет место. При вдохе гортань опускается, при задержке дыхания − гортань задерживается в нижнем положении, при выдохе гортань поднимается. Эти движения происходят автоматически, в зависимости от работы всего дыхательного аппарата. По мнению доктора Барта, положение гортани зависит от понижения диафрагмы, т. е. чем выше звук, тем ниже должна стоять диафрагма,
тем сильнее должно быть ее напряжение, тем больше тогда объем грудной клетки и количество поглощаемого воздуха. Следовательно, только правильное нижне-реберное дыхание дает правильное положение гортани при пении. Так же и полное смыкание голосовых складок зависит от правильной работы диафрагмы. Если певец опустит диафрагму до начала звука, голосовые складки сомкнутся не полностью и воздух будет выходить помимо звука. При спазматическом сжатии диафрагмы голосовые складки сомкнутся автоматически. Если гортань будет стоять хотя бы немного ниже, чем требуется для данного звука, то она будет лишена свободного движения и в голосе не будет гибкости. Если же гортань будет опускаться искусственно, то очень легко перейти границу. Чувство меры в количестве вдыхаемого воздуха или в глубине вдоха приобретается на фонопедических занятиях.
Первое, что должен освоить певец − это быстрый, свободный, бесшумный вдох. Вдохнув, он должен задержать воздух до начала звука, чтобы достигнуть полного смыкания голосовых складок и не тратить помимо звука ни малейшего количества воздуха.
В обыденной жизни при выдохе легкие сжимаются сравнительно быстро, при пении же это сжатие должно происходить как можно медленнее, т. к. чем медленнее выдох, тем лучше певец владеет голосом. Достигнуть этого можно,
заставляя диафрагму подниматься как можно медленнее. Исходя из этого, нужно прежде всего тренировать диафрагму. Если тренировки проходят успешно, то во время пения грудная клетка будет оставаться в спокойном расширенном состоянии, причем со стороны грудной кости будет ощущаться давление изнутри. Это важно как в акустическом, так и в гигиеническом отношениях.
В акустическом отношении − дыхательные пути и грудная клетка представляют собой важные резонаторы при образовании звука, они делают звук полнее и богаче. Полноценного звучания голоса не будет, если не возникнет достаточного подсвязочного давления воздушного столба.
В гигиеническом отношении − если при пении или медленном выдохе не держать грудную клетку в спокойном состоянии, то мышцы, участвующие в акте дыхания, ослабнут, что не позволит певцу пользоваться диафрагмальным дыханием в полной мере.
Все знаменитые фониатры считают, что правильное дыхание − это основа речи и пения. Кроме того, священнослужителям, которые ведут долгие службы, также необходимо более, чем всякому другому, заниматься дыхательной гимнастикой, так как только при ее помощи можно достигнуть полной власти над своим дыханием, а следовательно, улучшить свои голосовые данные, т. к. ранее уже указывалось, что дыхание − основа голоса.
Добиться же правильного дыхания можно только путем выполнения ряда дыхательных упражнений. Задача фонопеда (или преподавателя пения) заключается в том, чтобы создать условную связь в коре головного мозга для того, чтобы правильное дыхание стало автоматическим не только при пении, но и в обычной жизни.
Дыхательная гимнастика
Фонопедические занятия нужно начинать прежде всего с постановки правильного костоабдоминального дыхания.
Занятия по постановке правильного дыхания начинаются с обучения в состоянии покоя, так как оно представляет собой функциональное единство с фонационным. При этом нужно следить за правильным выполнением упражнений дыхательной гимнастики. Любое форсирование, давление тотчас отрицательно сказывается на голосевых складках. Диафрагма должна уметь минимально дозировать постоянный расход воздуха после вдоха, иначе голосовые складки будут постоянно утомляться.
Восстановительные занятия начинают с упражнения, предложенного Е. В. Лавровой, − «дутье в губную гармошку».
Это упражнение преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правильного голосоведения, и массаж гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей. Этим приемом достигается увеличение подвижности голосовых складок, т. к. под действием воздушной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации. Для выполнения этого упражнения пациент должен сесть на стул, прислонившись к спинке, корпус выпрямить, ноги согнуть под прямым углом, ступни прижать к полу. В таком положении он должен вдохнуть через гармошку, при этом выпячивая живот вперед, затем выдохнуть в гармошку, подтягивая диафрагму
и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте. Начинать следует с 30 секунд за сеанс, делая при этом перерыв от 45 минут до 1 часа. Выполнять упражнение 4-6 раз в день. Через 2 недели можно увеличить нагрузку до 1 минуты. У некоторых людей от этого упражнения может закружиться голова. В этом случае необходимо снизить нагрузку. По мере тренировки головокружение проходит. Следует отметить, что продолжительность каждого вдоха и выдоха на губной гармошке в начале занятий значительно укорочена даже в том случае, когда упражнение не затрудняет пациента. Плавный, продолжительный вдох и выдох достигается постепенно с овладением навыков правильного фонационного дыхания. Одновременно с дутьем в гармошку пациенты выполняют упражнения дыхательной гимнастики.
Дыхательную гимнастику можно разделить на 2 группы:
Упражнения для достижения физиологически правильного дыхания.
Упражнения для развития и укрепления мышц, участвующих в акте дыхания.
Подготовительные упражнения дыхательной
Гимнастики
Лечь прямо на спину, на ровной кушетке, с вытянутыми вдоль тела руками. Сделать выдох сквозь сомкнутые губы, живот подтянуть к спине, задержать немного дыхание; затем свободный вдох, живот вперед, пауза под счет 1-2 (2 секунды). Повторить это упражнение 5 раз.
Стоять прямо, держа в опущенных руках палку, затем, вдыхая, свободным движением поднимать руки над головой и держать их в таком положении несколько секунд, задерживая вто же время дыхание. После этого выдыхать, одновременно опуская палку на затылочную часть шеи.
Стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтянуть, пауза 1-2. При дыхании в этом положении работают равномерно как мускулы груди, так и мускулы живота. Упражнение выполняется 5 раз.
Стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую, сделать вдох. Затем легко и свободно положить руки на грудь так, чтобы указательный и среднийпальцы касались ключиц, в это время выдыхать. В таком положении оставаться в продолжение всего времени выполнения упражнений. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтянуть, пауза 1-2. Упражнение выполняется 5 раз.
Подготовка к этому упражнению такая же, как и к 4. Затем нужно положить руки на нижнюю часть грудной клетки, в область диафрагмы, так чтобы концы средних пальцев касались друг друга, и так вдыхать.
Стоя прямо с опущенными по бокам руками и с полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос и в то же время легко и свободно вскинуть руки над головой так, чтобы они сцепились кистями. Оставаться в таком положении, задерживая воздух. Выдыхать через нос, при этом руки свободно падают вниз.
Стоя прямо, вдохнуть, поднимаясь на пальцы ног, задержать дыхание, упереться руками в бока и, медленно выдыхая, присесть, задержаться на несколько секунд в сидячем положении и, вдыхая, подняться и встать на всю ступню.
Упражнения для достижения физиологически
Правильного фонационного дыхания
Прежде всего упражнения дыхательной гимнастики должны вырабатывать длительный плавный выдох. Для пения и речи очень важен длинный выдох. Как известно, речевой выдох в восемь раз длиннее вдоха. При выполнении дыхательных упражнений ни в коем случае не следует поднимать плечи, т. к. при этом неправильном способе дыхания никак не используется диафрагма, что неэффективно. Возникающее при этом напряжение шейной, затылочной и плечевой мускулатуры передается гортани, а вместе с ней и голосовым складкам.
Приступая к тренировкам, прежде всего следует проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лежа или стоя, если в данный момент нет возможности лечь, положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит, диафрагма опустилась и действует правильно.
Для координированной работы всего дыхательного аппарата важны упражнения с глубоким вдохом. Кроме этого, нужно тренировать певцов в дифференцированном вдохе через рот и через нос. При пении, когда нужно быстро вдохнуть большое количество воздуха, вдох через нос бывает недостаточным, поэтому певец должен дышать и через рот тоже. При этом делают:
Вдох через нос − живот вперед (диафрагма опускается, и свежий воздух полностью наполняет легкие, вытесняя углекислоту, из-за чего у обучающегося может закружиться голова.) Затем выдыхают воздух через рот, сквозь сомкнутые губы; после выдоха обязательно пауза под счет 1-2 (2 секунды).
Вдох через рот, задержать дыхание на несколько секунд, затем выдох сквозь сомкнутые губы.
Вдох через рот − выдох через 1 ноздрю − 15 секунд;
Вдох через нос − выдох через 1 ноздрю − 15 секунд;
выдох через 2 ноздрю − 15 секунд.
Вдох через 1 ноздрю − выдох через 2 ноздрю − 15 секунд.
Вдох и выдох через 1 ноздрю − 15 секунд.
Вдох и выдох через 2 ноздрю − 15 секунд.
Все упражнения нужно делать в начале занятий по 15 секунд (приблизительно 3 раза вдохнуть и выдохнуть). По мере тренировок, через несколько дней прибавлять по 15 секунд, доведя время выполнения каждого упражнения до 1 минуты. Перерыв между занятиями должен быть не менее 3 часов. Выполнять весь комплекс нужно не более 2 раз в день. Приблизительно через 15-20 дней у обучающегося можно будет заметить хорошее диафрагмальное дыхание.
Упражнения для развития и укрепления
Мышц, участвующих в акте дыхания
1. Выдохнуть, задержать дыхание на 2 секунды (под счет 1-2), после чего появляется новый импульс к дыханию, вдохнуть через неплотно сомкнутые губы, так, чтобы воздух шел медленной тонкой струйкой (губы должны быть в таком положении, как при питье через соломинку, так, чтобы воздух как бы всасывался). Затем задержать его в течение нескольких секунд и выпустить через широко открытый рот.
2. Вдохнуть, задержать дыхание на несколько секунд, выдыхать небольшими порциями сквозь сомкнутые губы (как бы говоря «ПФ»). Оставшийся воздух задержать на несколько секунд и затем выдохнуть часть его. При этом надо обращать внимание на расширение межреберных мышц, работу диафрагмы (экскурсия диафрагмы: опускать, выпячивая живот при вдохе и подтягивании, втягивая живот при выдохе).
3. Стоя, вдыхать воздух через неплотно сомкнутые губы, затем задержать воздух так долго, пока это возможно без особо сильного напряжения. Рот при этом нужно держать закрытым. Выдохнуть, выпуская воздух очень медленно через рот, прижимая верхнюю челюсть к нижней губе так, что мы слышим звук, приближенный к «Ф». При этом надо обращать внимание на расширение дыхательного аппарата при вдохе и на работу мускулов при выдохе.
Упражнения 2 и 3 проделывал каждодневно ученик Порпора и Бернаки знаменитый певец Фаринелли (выдающийся итальянский певец XVIII