Нарушения голоса − - Русской Православной Церкви. Голос - наша визитная карточка. Характер человека выдает его голос Резкий звук голоса 4 буквы

Те, кто не является певцом , актером, диктором или преподавателем, зачастую не задумываются о том, какое колоссальное значение имеет для человека его голос. Более того услышав запись собственного голоса, многие люди восклицают: " До чего же неприятный оказывается мой голос!". На самом деле это только так кажется, о собственном голосе необходимо судить по восприятию вас окружающими людьми. Например, когда вы говорите по телефону с человеком, которого ни разу не видели, но который уже узнает вас по голосу.

Если во время разговора с вами он относится к вам доброжелательно и с большим уважением, то это свидетельствует о том, что звучание вашего приятное. Но есть люди, про которых говорят: "Лучше бы он рта не открывал!". Это обладатели монотонного и скучного голоса. Им очень трудно налаживать с людьми контакты, окружающие не желают с ними общаться и дружить. Как правило, такой голос принадлежит неуверенным людям, имеющим различные психологические проблемы.

Голос - наша визитная карточка. Сегодня для представителей многих профессий - бизнесменов, банкиров, политиков, актеров, шоуменов и менеджеров - он является важнейшим инструментом для успешного продвижения по карьерной лестнице. Голос каждого человека уникальный, как отпечатки его пальцев. По голосу мы узнаем родных, близких, друзей и знакомых. По звучанию голоса мы оцениваем человека и можем составить первое представление о его характере.

Звонкий и высокий голос ассоциируется с энергичностью и молодостью, он обычно характерен человеку в юности. Если же у человека в почетном возрасте голос как у молодого человека, то он воспринимается окружающими как признак незрелости и фальши. Людей с таким голосом редко назначают на руководящие посты. Более того, по утверждению специалистов Института психологии, чем выше голос у человека, тем меньше у него шансов на успех. Громкий длительно звучащий голос вызывает у окружающих раздражение и чувство дискомфорта, уменьшает степень доверия и уважения к его обладателю.

Резкий, громкий и кричащий голос характерен нервным и раздражительным людям, которые часто бывают подверженными вспышкам гнева и агрессии. Глубочайшее чувство любви может вызвать у нас низкий бархатный голос, независимо от того, знаем мы этого человека в лицо или же ни разу не видели. Такой голос ассоциируется с успешностью, интеллектом и самодостаточностью. Но есть и физиологические причины, из-за которых мы любим людей с низким грудным голосом богатым интонациями, а обладатели монотонно звучащего тонкого голоса нас просто раздражают.

Дело в том, что голос мужчин формируется и изменяется под воздействием гормонов - андрогенов, а у женщин - гормонов эстрогенов. От количества этих гормонов в организме и зависит то, каким будет тембр голоса - низким или высоким. Низкий голос - признак повышенного содержания мужских гормонов в крови, что характерно людям с высоким темпераментом. Поэтому услышав низкий голос, мы подсознательно считываем генокод собеседника и нами он воспринимается как человек темпераментный и авторитетный.


Если на генетическом уровне вам достался не очень приятный голос, то не стоит расстраиваться. Надо только научиться умело использовать свой и правильно выстраивать свою речь, чтобы звуковой аппарат стал мощным психологическим оружием, действующим на подсознание окружающих. О необходимости профессионально управлять своим голосом хорошо знали древние ораторы. Так, один из знаменитейших древнегреческих ораторов

Демосфен после первого своего выступления сильно разочаровал своих слушателей своей невнятной речью. Однако, несмотря на это он не побоялся трудностей, и долгие месяцы тренировал свой голос. Последующие выступления Демосфена перед публикой были просто блестящими, он очаровал толпу уверенно звучащим голосом, грамотно составленной речью и убедительной интонацией. Но изменить голос, это не значит - начать говорить излишне сладким тонким голосом с придыханием, изображая из себя "пушистую кошечку". Женщины, у которых писклявый детский голос, производят впечатление лживой и изменчивой натуры, что сильно отталкивает мужчин.

Кроме содержания гормонов в крови , на звучание голоса влияет строение голосовых связок, особенности дыхания и психологический настрой. Зачастую тихий голос свидетельствует о низкой самооценке человека, о его неуверенности в себе. Люди с тихим и грустным голосом думают, что их мысли никому неинтересны. Но в глубине души они агрессивны и мстительны. Ведь тихий голос - это только средство, который они используют, чтобы люди к ним прислушивались.

Информация, переданная уверенным и громким голосом, усваивается нами лучше. Именно поэтому, во время телерекламы звук на наших телевизорах становится на полдецибела громче. Тренируйте свой голосовой аппарат, установите оптимальный "уровень громкости" своего голоса, научитесь четко формировать свою мысль и отчетливо ее преподносить. А лучше всего научиться управлять своим голосом и речью, читая труды непревзойденного гения ораторского искусства Цицерона.

Классическая трактовка.

Громкость - одно из основных свойств звука; величина слуховых ощущений, возникающее у человека при восприятии звуковых колебаний, представление о силе звука.

Громкость зависит от размаха колебательных движений (амплитуды), от частоты звука (при одной и той же силе звуки различной частоты воспринимаются как неодинаковые по громкости, причем наиболее громкими кажутся звуки среднего регистра), от расстояния до источника звука.

В музыкальной практике соотношения уровней громкости обозначаются при помощи динамических оттенков (см. «Динамика »).

Стереотипное заблуждение.

Для того, чтобы петь громко, нужно иметь сильный голос.

Наше дополнение.

Громкость, как величина в физике, обозначается единицами относительной шкалы (децибелами), показывающими, насколько слышимый в данный момент звук ощущается ухом «мощнее», чем звук, находящийся на пороге слышимости.

Так, например, 60 децибелов - это звук, который имеет звуковую энергию в 60 раз больше того, который мы практически не слышим, но не в 60 раз больше полной тишины.

Слуховые органы человека устроены подобно «пружине», поэтому давление на них столь сильного звука нивелируется их способностью сопротивляться сильной, энергетичной звуковой волне. «Перестройка» слуховой системы восприятия мощности звука занимает некоторое время, поэтому человека можно «оглушить», резко в короткий срок увеличив громкость. Обратный эффект - при долгом нахождении в среде с большой громкостью звука слух не сразу приходит в «норму». Зачастую, быстро выйдя из зала с оглушающей музыкой, мы не сразу (доля секунды и даже несколько секунд) можем «услышать» звук, находящийся по громкости в пределах привычной речевой.

В вокале громкость звука (для слушателя, поскольку для певца важнее - сила голоса) создается разными способами.

Первый из них - амплитудный - создание бОльшего подсвязочного давления. Этот способ достигается усилением выдоха, увеличением работы мышц, ответственных за его создание.

При условии, что голосовые складки способны удержать усилившееся давление, сила звука (и, как следствие, его громкость) возрастает. Однако, учитывая рефлекторное сопротивление со стороны ложных голосовых связок и (как будет показано ниже) отсутствие частотной перестройки спектра голоса, такой способ применяется в речи и не ведет к серьезному усилению громкости, поскольку всплеск звуковой волны быстро гасится в атмосфере.

Пример: «громкий» рык сержанта услышит только его подразделение, через десяток метров энергия звуковой волны резко пойдет на убыль.

Учитывая закон Флетчера-Мэнсона, человеческий слух наиболее чувствителен к определенным частотам слышимого диапазон а (в районе частот 1-4 Кгц). Если принимать во внимание, что общий диапазон слышимых акустических частот 20 Гц - 20 кГц, то область наиболее яркого ощущения громкости располагается значительно ниже его середины.

Считается, что это связано с генетическими факторами, идущими из глубин Истории - в данном диапазон е располагались «опасные» и «сигнальные» звуки, которые были необходимы древнему человеку (и его предкам) - составляющая «голоса» хищников или добычи, «голос» младенца, источник эмоциональной информации, когда речь, как информационная система, еще не сформировалась.

Современная акустика определяет, что причиной существования области максимальной чувствительности слуха является строение и размеры слухового канала человека. В нем возникает акустический резонанс на частотах, совпадающих с частотами высокой форманты.

Нарушения голоса − это отсутствие или рас­стройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а − отрицательная частица и греч. phone − звук, голос) − полное отсутствие голоса и дисфония − частичное нарушение вы­соты, силы и тембра.

При афонии пациент говорит шепотом раз­личной громкости и внятности. Если при по­пытке фонации на кашле появляется громкий звук − это указывает на возможность быстрого восстановления голоса.

Дисфония проявляется в изменении высо­ты, силы и тембра голоса.

Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят совершенно определенные и весьма разнообраз­ные изменения голосообразующих органов − гортани, надставной трубы, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокрин­ной, нервной и др.).

Для характеристики дисфонии существует много определений: голос слабый, форсирован­ный, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, сдавленный, горловой, захлебыва­ющийся, дрожащий, прерывистый, глухой, закрытый, с носовым оттенком, монотонный и т. д.

В основе каждого из вышеперечисленных оттенков голоса лежит определенный, не свой­ственный нормальному звучанию голоса меха­низм, понимание которого может помочь ис­править дефект.

^ Слабость голоса может зависеть или от сла­бости дыхательного аппарата, или от недо­статочно энергичного смыкания голосовых складок (гипокинезия). Последнее чаще всего бывает при парезе гортани. Если смыкание за­медленное, запаздывает, происходит утечка воздуха до начала речи − голос звучит с приды­ханием.

^ Форсированный, резкий звук свидетель­ствует об излишнем напряжении (гиперкинезии) голосовых складок. Если напряжение па­дает на низкие тона, голос звучит крикливо, ес­ли на высокие − слышится визгливый голос.

^ Сдавленный горловой звук возникает при сдавлении гортани наружными мышцами (что может быть связано с подъемом гортани, корня языка) или мышцами плечевого пояса (при пе­реполнении легких воздухом), к чему иногда присоединяется пересмыкание голосовых складок.

^ Прерывистый, дрожащий звук указывает на нарушение плавности звучания, причинами чего могут быть гиперкинезы, судороги в облас­ти мышц гортани или дыхательных мышц.

^ Захлебывающийся голос обычно бывает при попытке речи на вдохе, то есть при дискоординации дыхания и голосообразования, что на­блюдается при волнении, торопливости, а так­же при тахилалии (быстром темпе речи).

^ Закрытый звук слышится при речи со сжа­той малоподвижной артикуляцией, особенно губ и челюстей.

Белый звук является результатом постоян­ной малоподвижной улыбки на лице говоря­щего.

^ Сиплый голос звучит при раздражении и на­бухании как всей гортани, так и самих голосо­вых складок и даже только при скоплении сли­зи в гортани. При этом смыкание голосовых складок неполное, неплотное, через них проры­вается часть воздуха. Сиплый голос наблюдает­ся также в период мутации.

^ Ложноскладочный голос образуется при ко­лебании ложных (вестибулярных) голосовых складок. Звучит голос при этом грубо, хрипло, напоминает кваканье.


  • по высоте − монотонный, тремолирую­щий, смодулированный, низкий или фальцет;

  • по тембру − хриплый, грубый, гортанно-резкий, глухой, с «металлическим оттенком», «квакающий», писклявый, назализованный (с носовым оттенком), диплофония;

  • по силе − шепот, слабый, иссякающийся (быстро доходящий до шепота), слишком громкий.
Органические нарушения голоса возникают вследствие анатомических изменений или хро­нических воспалительных процессов голосового аппарата. К такого вида нарушениям можно отнести узелки голосовых складок (рис. 22), папилломатоз гортани (доброкачественные опу­холи),

стеноз (сужение) гортани после дифте­рии, ранения, ожога гортани. Эти заболевания ведут к деформации гортани и голосовых скла­док и, следовательно, к ограничению их под­вижности.

У певцов чаще всего появляются узелки го­лосовых складок. В. А. Фельдман-Загорянская (1951 г.) считала, что термин «узелки певцов» нередко используется для названия различного рода ограниченных образований малого разме­ра, возникающих на краях истинных голосо­вых складок у лиц голосо-речевых профессий. Узелки певцов могут появляться остро у певцов (главным образом начинающих) с мало выносливым голосовым аппаратом и связаны с пере­грузкой его, с пением в больном состоянии или с пением при неправильной технике голосообразования. В одних случаях эти образования при пол­ном голосовом покое в течение 1-2 дней могут исчезнуть, и края складок становятся ровными; в других же они могут держаться более дли­тельный срок − иногда в течение 2-3 недель. Таким больным необходимо обращаться к врачам-фониатрам.

Жалобы больных, у которых отмечается склонность к образованию узелков голосовых складок, сводятся к следующему: голос утомля­ется при длительном пользовании, после пения появляется хрипота, а также ощущение мокро­ты на складках. Часто пиано не удается, голос лучше звучит на форме, после пения образует­ся хрипота. Последнее обстоятельство заставля­ет больного постоянно откашливаться. Хрипота появляется оттого, что вследствие механическо­го препятствия имеется неполное смыкание голосовых складок, из-за чего происходит утечка воздуха, создающая шум трения, который при­соединяется к звуку. Для получения более чис­того звука необходимо значительное напря­жение складок при фонации, что вызывает быстрое утомление голосового аппарата. Однако после голосового покоя утраченные качества возвращаются и голос звучит хорошо до тех пор, пока очередная перегрузка не вызовет сно­ва образования ложных узелков.

Наличие узелка иногда вынуждает больного изменять правильный механизм голосообра­зования и приспосабливаться к создавшимся условиям, что может при длительном заболева­нии привести к состоянию устойчивых навы­ков, которые в дальнейшем, после удаления узелка, будут тормозить восстановление голосо­вой функции. В отдельных случаях эти отечные образования удалялись в связи с тем, что час­тые рецидивы почти лишали возможности больных петь. Однако в дальнейшем оказалось, что такие операции не предотвращали

Среди хронических заболеваний глотки и ротовой полости наиболее частыми у лиц голо­совых профессий наблюдаются хронические фа­рингиты и тонзиллиты. Хронические фаринги­ты у них очень часто вызывают следующие жа­лобы: якобы присутствие в глотке постороннего тела, вызывающего потребность постоянного откашливания и отхаркивания. Такая потреб­ность сильнее выражена по утрам и иногда со­про­вождается позывами на тошноту. Иногда больные жалуются на сухость в горле, перше­ние и царапанье в нем. В некоторых случаях больные ощущают присутствие инородного тела в глотке, вызывающего рефлекторный кашель, что ведет к быстрой утомляемости голоса.

Подобные жалобы заметно лимитируют воз­можности профессионального использования голосового аппарата, а иногда и исключают по­следнее.

В целях предупреждения возникновения и развития фарингита любой человек, посвящаю­щий себя церковной службе, должен соблюдать гигиенические требования, которые обеспечива­ют здоровое состояние слизистой оболочки ды­хательных путей, в том числе глотки и ротовой полости (не пить крепких напитков, молока из холодильника, не употреблять горячей, холод­ной, раздражающей, острой пищи и т. д.).

При острых ангинах и обострении хроничес­кого тонзиллита пение невозможно до полного излечения.

У служителей Церкви часто возникают забо­левания, которые следует рассматривать как профессиональные, так как их появление связа­но с условиями церковных служб, с перегруз­кой голосового аппарата в той или иной форме (форсировки, подача голоса на твердой атаке звука, пение с превышением тесситуры, спеш­ное введение неподготовленных певчих в цер­ковный хор и др.), а также с факторами психо­генного порядка.

Формы проявления и выраженности профес­сиональных заболеваний бывают различными, поэтому их целесообразно делить на три сте­пени.

Первая степень − расстройство голоса без видимых изменений со стороны голосового ап­парата, проявляющееся только в субъективных ощущениях больного. В таких случаях больной жалуется на быструю утомляемость, неко­торую напряженность при использовании голо­са, частичную потерю звонкости, иногда по­явление детонации. После полного голосового покоя в течение 2-3 дней такое состояние про­ходит, если расстройства голоса были связа­ны с временной перегрузкой голосового аппа­рата.

Рис. 23. Паралич левого возвратного нерва:

А − при вдохе; б − парез задней перстне-черпаловидной мышцы;
в − при фонации.

Вторая степень расстройства голоса вы­ражается в том, что, кроме субъективных жалоб, при осмотре гортани отмечается недоста­точность работы смыкателей голосовой щелв, главным образом за счет миопатического паре­за голосовых мышц (рис. 23), чем и объясняет­ся видимая вялость краев голосовых складок или обеих, или одной из них.

При одностороннем парезу край больной складки имеет серповидную форму. При стро­боскопическом исследовании обнаруживается отсутствие синхронности колебаний между го­лосовыми складками, колебания больной склад­ки более замедленные.

Ко второй степени относится также так на­зываемый «катар усталости», при котором отмечается порозовение истинных складок и черпаловидной области, заметное расширение сосудов на поверхности истинных складок и ги­перфункция ложных, которые во время фона­ции часто перекрывают истинные, занимая при дыхании исходное положение. «Катар устало­сти» стойко держится и влияет на яркость звучания, а также на характер тембра. Причины его возникновения − систематическая

форсировка и неправильная манера извлечения зву­ков (недостатки техники голосоведения). При этом кроме медикаментозного лечения рекомен­дуются фонопедические занятия.

Третья степень − длительные и значитель­ные расстройства голоса. Причиной таких забо­леваний является неправильная оценка своего состояния певцом. Стараясь приспособиться к существующим условиям, чтобы иметь возмож­ность как-то работать, вокалист изменяет мане­ру звуковедения, которая в дальнейшем стано­вится уже привьгчной. Этот приспособительный механизм трудно изменить даже при условии выздоровления голосового аппарата, и голосо­вая функция в таких случаях надолго остается неполноценной. К группе таких больных отно­сятся те, у которых наблюдаются значительные изменения со стороны голосовых складок (кра­евые отеки, вялость складок, недостаточность смыкания голосовой щели, нарушения вибра­ций голосовых складок). К этой же группе забо­леваний относятся и кровоизлияния, возника­ющие обычно на одной из голосовых складок, которые могут появиться внезапно при резкой ноте, чаще на верхнем регистре, а также на твердой атаке звука, сопровождающейся силь­ным напором воздуха. Причиной кровоизлия­ния может быть также крик или резкий ка­шель.

Кровоизлияние может быть частичным или по всей поверхности голосовых складок. Голо­совая функция при этом резко нарушается. При стробоскопическом исследовании наблюдается почти полная неподвижность или резко замед­ленные колебания голосовой складки. При та­ких заболеваниях показано медикаментозное лечение и фонопедические занятия.

История изучения возникновения дисфоний

У лиц речевых профессий

По данным испанского фониатра J. Perello, еще в 1600 г. медицинская литература называ­ла дисфонию болезнью проповедников.

С конца XIX века начинаются попытки на­учно изучить механизмы голосообразования и обосновать методику воспитания и перевоспита­ния речевого и певческого голоса. В Германии это Gutzmann, в Чехословакии Seeman и Совак, во Франции − Tarneaud, в США Бери и Эйденсон.

Н. Gutzmann (1873 г.) рассматривал возник­новение фонических параличей во время не­сильной фонации, когда обе голосовые складки совершают очень слабые движения по направ­лению к средней линии. При сильной фонации движения голосовых складок к середине более или менее сильны, однако эти движения едва только производят полное замыкание голосовой щели. Абсолютной неподвижности голосовых складок в результате неправильного голосоведе­ния автор не отмечал.

Th. Flatau (1899 г.) считал, что неправиль­ное употребление голоса чисто механически производит повреждения голосовых складок.

H.Krause (1898 г.) связывает потери голоса с заболеваниями гортани или нарушением ее иннервации. Указывает, что нарушения голосо­ведения могут быть самостоятельными от деге­неративного процесса мышц шеи или оконча­ний моторных нервов при беспрерывном или внезапном форсировании голоса.

М. С. Эрбштейн (1915 г.) нарушения голоса у священников и проповедников связывает с продолжительными воспалительными процес­сами в гортани, переутомлениями голоса или с давлением болезненных процессов на возврат­ный нерв, иннервирующий гортань.

Е. Н. Малютин (1924 г.) придавал большое значение форме твердого нёба как важной со­ставной части резонатора. Считал, что огром­ное количество заболеваний голосового аппара­та у начинающих зависит от анатомического устройства этого аппарата, совсем не приспособ­ленного к той методике, которую предлагает данному субъекту преподаватель пения. Тембр и качество голоса, по его мнению, зависят не только от типа дыхания и качества надставной трубы, но и от характера работы голосовых складок. Е. Н. Малютин также отмечал у мно­гих неравномерное напряжение голосовых скла­док: левая голосовая складка при фонации на­прягается меньше, чем правая, и

наоборот − у левшей левая голосовая складка в большинстве случаев напрягается более энергично, чем правая. Ученый объясняет этот феномен либо разницей в анатомическом расположении правого и левого возвратных нервов, иннервирующих мышцы гортани, либо большим развитием левого полушария головного мозга.

И. И. Левидов (1926-1938 гг.) указывал на то, что функциональные заболевания гортани являются следствием плохой вокальной школы и имеют в основе падение тонуса голосовых складок.

Ф. Ф. Заседателев (1935 г.) причины профессиональных заболеваний у певцов видел в неправильной постановке голоса. Очень большое внимание уделял правильному дыханию. Считал, что правильное, экономное дыхание − главное для хорошего звучания. Перебор дыхания вызывает напряжение голосового аппарата, гиперемию слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и парез голосовых складок. Недобор дыхания ведет к детонированию звука и ослаблению передней мышцы гортани.

Л. Д. Работнов (1929-1932 гг.) считал, что все терапевтические мероприятия по лечению лиц голосо-речевых профессий дают лишь временное улучшение. Главное − изменить технику голосообразования. Очень большое внимание уделял наблюдению за дыханием. Им высказана гипотеза о существенно важной роли гладкой мускулатуры бронхов и всей легочной ткани в процессе фонации. Указывал, что это положение имеет решающее значение для методики вокального преподавания.

В. С. Канторович (1955 г.) подчеркивает роль резонаторов в функции голосоведения. Резонаторы, имеющие постоянный объем, усиливают одни и те же звуки. Резонаторы, имеющие подвижные стенки, усиливают различные гармонические обертоны составных звуков, могущих быстро чередоваться в гортани. Все резонаторы в сумме усиливают основной звук и входящие в его состав обертоны.

J. Perello (1962-1968 гг.) описывает расстройства голоса при неправильном голосоведении.

По данным Д. Д. Даскалова, А. Г. Атанасова (1962 г.), Митринович-Моджеевской (1965 г.), Л. С. Ковалевской (1976 г.), при нарушениях функции щитовидной железы возникают трудности во время процесса речеобразования и голосовые расстройства вследствие отека слизистой оболочки ротовой полости, языка, гортани; неправильная расстановка мелодических, динамических, ритмических ударений, растягивание гласных или ускорение темпа речи.

О. В. Правдина (1963 г.) указывает на роль психических травм: сильные эмоции, которые отражаются на дыхании и голосообразовании и могут служить причинами невротических нарушений голоса. О. В. Правдина также считает, что неправильное пользование голосом, однажды или многократно возникшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса, фиксации неправильных механизмов, что и будет

служить основой функциональных наруше­ний голоса. Эти нарушения, по ее мнению, вы­ражаются в дискоординации речевого механиз­ма: мышцы, необходимые для выполнения ра­боты, бездействуют либо функционируют слабо или неверно. Тогда на помощь им приходят другие мышцы, участие которых в этом случае не помогает, а мешает.

Периферические функциональные

Нарушения

К периферическим функциональным нару­шениям относятся афония, фонастения, гипо- и гипертонусные дисфонии.

Различают несколько видов функциональ­ных афоний:


  • паретическая афония, которая характеризуется внезапной потерей голоса. При этом нарушении наблюдается функциональная дряблость мышц гортани;

  • спастическая афония, которая характеризуется резким перенапряжением всего голосового аппарата;

  • паретико-спастическая афония, выражающаяся в повышенной деятельности ложных складок и пониженной деятельности истинных складок, и наоборот.
Дисфония характеризуется грубым, глухим, сдавленным голосом при напряжении дыхательного аппарата, а также мышц глотки, гор­тани, шеи.

Фонастения − нарушения функции голосообразования без видимых органических измене­ний в голосовом аппарате. При этом наблюдает­ся быстрая утомляемость и прерывание звуча­ния голоса. Может изменяться сила, высота голоса (не звучат высокие звуки), изменение тембра голоса (охриплость). Все эти явления имеют преходящий характер.

Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц речевых профес­сий. Проявляется фонастения в нарушении ко­ординации дыхания и фонации, невозможности владения голосом − усиливать и ослаблять зву­чание, появлении детонации и ряда субъектив­ных ощущений. Острые формы могут сопро­вождаться афонией.

Определить фонастению, особенно в началь­ной стадии, довольно трудно. При жалобах больного на значительные нарушения голоса в гортани часто могут отсутствовать какие-либо изменения, поэтому про симптомы этого забо­левания говорят, что их скорее можно слы­шать, чем видеть. При прослушивании у таких больных выявляются разнообразные дефекты голоса: детонирование, отсутствие пиано, фили­ровки, срывы звука и т. д.

При ларингоскопии отмечается овальная, продольная или треугольная щель между голо­совыми складками (рис. 24).

Нарушение функции щито-перстневидной мышцы гортани проявляется в ослаблении на­тяжения краев голосовых складок (вялости).

Возникающая при этом недостаточность смыка­ния голосовых складок вызывает расстройство голосообразования, так как через образующую­ся щель происходит непроизвольная утечка воз­духа, что лишает возможности певца регулиро­вать дыхание при пения.

Наблюдения врачей показывают, что функ­циональные заболевания голосового аппарата могут зависеть от действий как внешних, так и внутренних причин. Здесь играют роль различ­ные факторы, в первую очередь перегрузка го­лосового аппарата.

Следует сказать, что в предупреждении про­фессиональных заболеваний большое значение имеет природная выносливость и приспособля­емость организма, в частности голосового ап­парата. Так, например, одни могут петь в раз­личных условиях, иногда даже при наличии за­метных органических изменений (например, узелка на складках); у других при тех же усло­виях или иногда даже при лучших − быстро наступает расстройство голоса.

А − парез щито-черпалобидно мышцы; б − парез попереч­ной черпаловидной мышцы; в − комбинированный парез щито-черсаловидной и поперечной мышц.

А. Митринович-Моджеевска относит фонасте­нию к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вслед­ствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фо­настению и четко разграничивает ее с врожден­ной. Отечественные авторы такого разделения не придерживаются.

^ Гипотонусная дисфония (афония, или отсут­ствие голоса) обусловлена, как правило, дву­сторонними миопатическими парезами, т. е. па­резами внутренних мышц гортани (рис. 24). При этом периодически возникает недостаточ­ность смыкания голосовых складок (гипокинез). Они возникают при некоторых инфек­циях (гриппе, дифтерии и т. д.), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функцио­нальных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные).

При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смы­каются, между ними остается щель, форма ко­торой зависит от того, какая пара мышц стра­дает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голо­сового утомления, напряжения и боли в мыш­цах шеи, затылка и грудной клетки.

Голос при этой патологии слабый, тихий, иссякающийся. По силе звук голоса постоянно меняется. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. Наблю­даются явления детонации и тремолирования. Дыхание при этом поверхностное, учащенное. Выдох короткий, слабый. Быстрое истощение силы выдоха в процессе речи.

^ Гипертонусные (спастические) наруше­ния голоса связаны с повышением тонуса гор­танных мышц, с преобладанием тонического спазма в момент фонации. При этом наблюдает­ся пересмыкание голосовых складок. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.

Голос при этом нарушении грубый, часто охриплый, «сдавленный». Произвольные голо­совые модуляции отсутствуют. Дыхание поверх­ностное, хаотичное, нет координации: частый вдох, короткий, судорожный выдох. Преоблада­ет ключичный тип дыхания. Если напряжение падает на низкие тона, голос звучит крикливо, если же на высокие тона − слышится визгли­вый голос.

При сдавлении гортани наружными мышца­ми или мышцами плечевого пояса (при пере­полнении легких воздухом) получается сдав­ленный горловой звук, что приводит к утомле­нию голосовых складок, а иногда и к афонии.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фона­ции голос или не возникает совсем, или появ­ляется резко искаженный, глухой звук. Иног­да наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыка­нием ложных складок (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Ложноскладочный голос может быть вы­зван расстройством иннервации ложных скла­док, например гиперфункция их, выражающа­яся в усилении смыкания ложных складок при фонации, прикрывающих полностью истинные голосовые складки. Голос в таких случаях бы­вает хриплым, без модуляций (оттенков).

О фонопедических занятиях, направленных

Красота голоса и здоровье голосового аппа­рата зависят как от правильной работы голосо­вых складок, так и от верного положения гор­тани. Если же у человека возникает потеря го­лоса по причине недостаточного смыкания голосовых складок из-за функциональной или органической травмы возвратного нерва, фонопедические упражнения бывают очень эффек­тивны.

Основная цель фонопедических упражне­ний − восстановление функциональной вза­имосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонко­го, «полетного» голоса и закрепление его в са­мостоятельной речи обучающегося.

Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мы­шечных ощущений, играющих роль тех раздра­жителей, которые сигнализируют в централь­ную нервную систему о правильности работы резонаторов.

Выделяют два этапа фонопедической ра­боты:


  1. Подготовительный, который включает:
а) разъяснительную беседу (в которой фонопед объясняет основные принципы голосообразования, а также то, каким образом предлагаемые им упражнения помогут восстановить утраченную голосовую функцию);

Б) дыхательную гимнастику;

В) артикуляционную гимнастику.


  1. Основной этап, который включает:
а) развитие высоты голоса;

Б) развитие силы и длительности звучания голоса;

Г) развитие мелодико-интонационной стороны речи;

Е. В. Лаврова в своих работах отмечает, что восстановление голоса фонопедическими упражнениями − это в первую очередь функци­ональная тренировка голосового аппарата, а также воспитание навыков правильного голосо­ведения при минимальной его нагрузке. Это педагогический процесс, базирующийся на фи­зиологии голосообразования и подчиненный основным дидактическим принципам педагоги­ки. Исходя из этого, она предлагает курс восстановительной терапии из пяти этапов:

1) Разъяснительные беседы.

2) Постановка физиологического и фонаци­онного дыхания.


  1. Тренировка мышц голосового аппарата, с целью координировать их работу,

  2. Голосовые упражнения.

  3. Автоматизация правильной фонации вокальными упражнениями.
В разъяснительные беседы входят объясне­ние пациенту положения, в котором он оказал­ся, а также то, каким образом с помощью фоно­педических упражнений из него можно выйти и вновь продолжать свою привычную деятель­ность. Эти беседы очень важны для обучающе­гося, т. к. часто люди не знают, насколько эф­фективными могут быть эти занятия, и не верят, что смогут вернуться к привычной про­фессии.

При первой беседе нужно объяснить больно­му сущность нарушения его голоса, в доступной форме познакомить его с механизмом голосооб­разования, после чего вкратце изложить метод восстановительной работы. Пациента необходи­мо

убедить в эффективности фонопедических занятий, вселить надежду на успех, продемон­стрировать пациентов с уже восстановленными голосами (автор считает этот прием самым убе­дительным). Одновременно следует объяснить пациенту, что без его активного включения в занятия восстановление утраченной голосовой функции невозможно. Кроме того, пациент дол­жен точно знать, для чего фонопед дает ему то или иное упражнение. Если обучающийся под­ходит осознанно к занятиям, он будет точно и четко выполнять все назначения фонопеда, и занятия будут эффективными. Подобные разъ­яснения должны постоянно присутствовать на протяжении всего восстановительного периода. Необходимо особенно подчеркнуть, что недоста­точно объяснить обучающемуся приемы поста­новки голоса, нужно уметь показать их на себе. На каждом занятии фонопед должен сам демон­стрировать приемы постановки голоса. После каждого упражнения фонопед должен контро­лировать звук голоса, разговаривая с пациен­том. Если голос после предложенного упражне­ния звучит лучше − значит, это упражнение нужно выполнять, оно помогает обучающемуся, и наоборот, отменить упражнение, если звуча­ние голоса ухудшается, т. к. неправильное го­лосоведение автоматизируется так же быстро, как и нормальное звучание. Занятия должны проводиться только под контролем фонопеда, т. к. сам себя человек не слышит, поскольку в организме присутствует звуковая и костная проводимость.

Занятия должны быть только индивидуаль­ными, в противном случае ни преподаватель, ни ученик не смогут услышать друг друга и пра­вильно осуществить подачу звука в «маску».

Можно давать упражнения для самостоя­тельных занятий после того, как они отработа­ны пациентом вместе с фонопедом.

Задача фонопедических занятий в том, что­бы разрушить неверные условно-рефлекторные связи и создать новые физиологически правиль­ные навыки. Осуществляется это воспитанием координированной работы дыхания, голосове­дения и артикуляции (мышечное оформление звуков речи). Процесс тренировки осуществля­ется комплексно. Следует тренировать все груп­пы мышц артикуляционного и голосового ап­паратов. Правильная настройка отдельных звеньев речевого аппарата помогает четкому функционированию других звеньев. Любое упражнение, предложенное обучающемуся, должно подчиняться единым исходным прин­ципам, каковыми являются опора дыхания и четкая, правильная артикуляция звуков речи.

Сравнивая итальянских певцов старой шко­лы с певцами нового поколения, мы заметим, что певцы нашего времени гораздо быстрее те­ряют голос, чем это было со старыми итальян­скими мастерами.

С. Громов считает, что «современные препо­даватели не учат играть на голосовом инстру­менте, сделанном Господом Богом, а стараются исправлять его несовершенство».

В своем труде о правильном дыхании при фонации С. Громов отмечает следующее: «Зада­ча учителя пения должна сводиться к облегче­нию труда во время пения, что не может быть достигнуто условием [использования] различ­ных противоестественных приемов, часто грозя­щих не только голосу, но и общему состоянию здоровья.

Есть учителя, которые прибегают к механи­ческим приемам для развития голоса и дыха­ния с помощью спирометра, пневмографа, на­кладывания на живот и грудь тяжелых предме­тов, сгибания животом тросточки и т. д. Это са­мый опасный учитель, так как ничего не дав, убивает голос и здоровье. Такой учитель опасен и тем, что всегда может оправдать неуспехи своего ученика: то виной является диафрагма, то черпаловидный хрящ, то небная занавеска, то слишком высокое или низкое положение ка­дыка и т. д. Такой учитель долгое время может скрывать свое невежество в звуковой технике».

Профессор старой итальянской школы Ф. Лампери писал: «Самый лучший друг и са­мый страшный враг для звука − это дыхание. Дыхание, правильно употребляемое, становит­ся другом, неправильно − врагом. Певец должен расходовать только такое количество воз­духа, которое необходимо для производства зву­ка, не больше.

Успех достигается только постоянными упражнениями для голоса. Основной секрет пения заключается в умении петь с небольшой затратой дыхания. Вот в этом весь секрет пра­вильной постановки звука».

М. Garcia утверждал: «Невозможно быть хо­рошим певцом, не обладая искусством управ­лять своим дыханием».

Проф. Рубин: «Умелый певец распознается по способу сбережения и расходования им ды­хания».

Усиленная, упорядоченная деятельность ды­хания, оживляя организм, улучшая обмен ве­ществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее влия­ние на всю физическую и духовную жизнь человека. Все это влияет на его нервную систе­му, на этого возбудителя и регулятора организ­ма, так как нервная система хорошо работает только при здоровом состоянии организма, часть которого она составляет. Проф. Кофлер в своем труде утверждал: «В актах вдыхания и выдыхания природа дала нам гораздо большие средства для обновления и оздоровления орга­низма, чем их могут дать лечебные средства всех аптек вместе».

Берлинский проф. Эйленбург пишет: «Как часто нам, врачам, приходится предписывать улучшенное, усиленное и методически введен­ное дыхание, как средство от малокровия, нервности, болезни легких и сердца, но, к сожале­нию, большая часть советов рушится из-за пол­ного непонимания их». Лондонские
доктора Л. Броун и Э. Бенке, подробно говоря о дыха­нии,

утверждают: «Неправильность дыхания в девяти случаях из десяти служит причиной нервных, горловых, легочных заболеваний».

Доктор Нимейер в своей книге «Легкие» указывает на задержание дыхания после глубо­кого вдоха как лучшее средство для сохранения в здоровом состоянии легких, органов пищева­рения, крови и нервов. Доктор М. Меккензи в своей книге «Пение и речь» говорит: «Искус­ство дыхания будет только тогда изучено, когда дыхание будет автоматическим не только во время упражнений, но и в обыденной жизни. Дыхание при пении − это главный фактор успе­ха, это альфа и омега вокального искусства. Уметь правильно пользоваться дыханием зна­чит быть певцом. Формирует певца не количество упражнении, а качество и мера исполне­ния их».

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что знаменитые певцы придавали особое значение выдоху, т. к. только при наличии хорошего выдоха возможно полное звучание голоса.

Ф. Лампери придавал большое значение для правильного пения свободному функционирова­нию мышц шеи. В своих трудах он утверждает, что для свободного пения необходима «гибкость шеи», т. е. мышцы шеи при пении должны быть совершенно расслаблены, не напряжены, чтобы дать

возможность функционировать голосовым складкам так, как велит им сама природа. Всякие требования чрезмерного опус­кания гортани, выше или ниже нормального уровня, создадут скованность наружных мышц шеи, тем самым не позволяя голосовым склад­кам правильно функционировать.

В своем труде «Мои выводы о вдохе суть плод долголетней практики» Ф. Лампери опи­сал, как три способа дыхания могут быть со­единены попарно: начиная с грудобрюшного, можно перейти к боковому, начиная с боково­го − к ключичному. «Чтобы сделать глубокий вздох, надо поочередно пройти через все три этапа дыхания», − утверждает автор.

Это смешение способов набирания воздуха будет в прямой зависимости от величины музы­кальной фразы, которую надо спеть в одно ды­хание. Если фраза маленькая, состоящая из 3-4 нот, то нет надобности набирать массу воз­духа, проходя все три типа, когда довольно и одного брюшного; если музыкальная фраза больше, то можно набрать воздух с помощью двух типов дыхания − брюшного и бокового; ес­ли же фраза очень большая − всеми тремя спо­собами.

«Большой секрет пения заключается в уме­нии петь с небольшой затратой дыхания». До­вольно малейшего изменения тела, чтобы поме­шать свободному дыханию, как-то: подымая плечи, морща лоб, опуская голову и т. д.

Лампери учил учеников распознавать опер­тый звук и неопертый по ощущению уха: «Опертый звук» будет металлический, звонкий, полный, округлый, красивый, энер­гичный и т. д.

«Неопертый звук» будет жидкий, неэнер­гичный, неметаллический, часто сиплый и хриплый, т. е. типичное звучание голоса при дисфонии.

Лампери, как сторонник старой итальян­ской школы, утверждал: «Если пламя зажжен­ной свечи, поставленной перед ртом во время пения, остается неподвижно, то расходование дыхания правильное». Пламя свечи будет коле­баться в том случае, когда плохо сомкнувшиеся голосовые складки будут пропускать лишний воздух через большую голосовую щель, в этом случае звук получится «неопертым», тусклым.

Плотно же сомкнувшиеся голосовые склад­ки, пропуская лишь необходимое количество воздуха для своего колебания, не дадут возмож­ности проходить лишнему воздуху и тем самым приводить в движение воздух, лежащий над связками, который, действуя на пламя свечи наподобие дуновения, будет ее колебать. На этом основании звук распространяется в возду­хе не вследствие перемещения его частиц, а только вследствие его сотрясения.

С. Громов отмечает, что до сих пор зажжен­ная и поднесенная ко рту свеча является луч­шим контролем правильности издаваемого пев­цом звука.

Певец, не знающий, при каких условиях го­лос бывает сильным и звонким, всегда старает­ся добыть силу голоса с помощью большого напора дыхания, а не с помощью правильной ра­боты голосового аппарата. Чем больше такой певец работает,

Большинство причин переутомления и ран­ней потери голоса главным образом заключает­ся в противоестественной работе голосового ап­парата. Это касается всего голосового аппара­та: голосовых складок, положения гортани, способа работы легких, диафрагмы, неправиль­ного пользования резонаторами. Неправиль­ная, неестественная работа голосового аппара­та и ведет к быстрой потере голоса, настолько быстрой, что еще в школе ученики теряют го­лоса.

Б. Вайкль учит, что цель вокального обуче­ния − «это естественное и относительно краси­вое звучание голоса, раскованное и свободное от неестественных призвуков, создающего впечат­ление ровной полноты от глубин и до самых верхов индивидуального диапазона, оптималь­но использующего резонансную полость, то есть все представленные нам природой резонансные пространства, полетного и потому наполняюще­го собой весь зал». «Академическое», на про­­фессиональном языке «опертое», пение с вибра­цией голоса − это самый экономичный и эффек­тивный способ. При этом развитый голос использует другой частотный диапазон, нежели фортепиано или оркестр, а потому его всегда можно различить, услышать на фоне

сопровож­дения в любом зале. «Недоставленным голосам несвойственна вибрация, а значит, и звучание, богатое обертонами. Такие певцы прибегают к электронным усилителям. А голосовые складки из-за неверного использования приходят в пла­чевное состояние», − пишет Б. Вайкль.

Кроме того, все зависит от преподавателя, который при неправильной постановке голоса может привести своего ученика к полной поте­ре способности петь. В литературе описан слу­чай, когда правительство Италии обратилось к Энрико Карузо с просьбой заняться молодым тенором, обладающим необыкновенно краси­вым голосом. Поскольку Карузо не был педаго­гом, то, к своему ужасу, через некоторое время он обнаружил, что его ученик безвозвратно по­терял свой голос.

Певец Миролюбов, обладавший великолеп­ным басом, занимался в Италии у известного профессора. На занятиях профессор заставлял певца выполнять упражнения фальцетом. По­сле этих занятий у Миролюбова окончательно испортился голос.

«Многие учителя следуют собственной сис­теме преподавания, − считает А. Пола, учитель Л. Поваротти, − но единственно правильна та методика, которую осваивает сам учащийся. Невозможно навязать богатому голосу нечто противное его природе».

«Учителю и ученику необходимы «суперуши», чтобы прислушиваться друг к другу, и безграничное терпение, чтобы следовать всем поправкам при ошибках», − утверждает Б. Вайкль.

Ф. Вик требовал от учителя по вокалу изыс­канного вкуса, хорошего научного образования, красивого и развитого голоса, тончайшего слу­ха. Ведь способность к подражанию − одно из основных свойств человека.

Нарушения функции голосоведения не всег­да могут быть обусловлены только болезненны­ми процессами в гортани, но очень часто − на­рушением певцом голосового режима. Автор может привести такие примеры: если певец по­ет в неестественном для него диапазоне или по­ет много, не соблюдая голосовой режим, он обя­зательно по прошествии какого-то времени по­теряет певческий голос.

Так, пациент А., обладая прекрасным бари­тоном, вел кроме оперной активную концерт­ную деятельность. Кроме того, поскольку диа­пазон его голоса позволял ему брать более высо­кие ноты, чем позволял тип его голоса, певец постоянно злоупотреблял этим. В результате он обратился за помощью из-за потери голоса. К моменту обращения уже 2 года у пациента пев­ческий голос перестал звучать в привычном объеме. При ларингоскопии наблюдалось не­смыкание голосовых складок, небольшое их покраснение. Картина явной фонастении. При этом у пациента были случаи повторных брон­хитов. Через некоторое время после проведен­ных фонопедических занятий утраченная голо­совая функция несколько восстановилась: пе­вец мог петь на концертах и даже исполнять привычные арии.

При ларингоскопии наблюда­лась картина полного здоровья. Казалось бы, певец должен был вернуться к прежней вокаль­ной деятельности, но достаточно было возник­нуть небольшой простуде, чтобы появившийся было голос исчез. Несмотря на то, что в горта­ни наблюдалась картина полного здоровья, пе­вец не мог брать привычные ноты: звук голоса срывался, при этом охриплости не наблюда­лось, тембр голоса не изменился. При ларинго­скопии было видно полное смыкание голосовых складок. Несмотря на то, что положение голо­совых складок было совершенно нормальным, певческий голос в прежнем объеме так и не по­явился, хотя в разговорной речи голос звучал как обычно.

В этом случае можно заметить, что обычная речь содержит те же тоны, как и в пении, но без обычной высоты. Пение определенного зву­ка осуществляется натяжением и сокращением голосовых складок, что должно сохраняться во время всей длительности звука, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напря­гает голосовые складки, чем речь. В фониатрической практике описаны такие случаи. По-ви­димому, кроме видимых нарушений, имеющих функциональные причины, при этом происхо­дит распадение условных связей в коре головного мозга. Здесь можно привести в пример гордость нашей оперной сцены И. Козловского: несмотря на свои преклонные годы, он доста­точно хорошо сохранил дар, посланный ему Богом,

т. к. всегда соблюдал голосовой режим. Автор, основываясь на собственном опыте, может посоветовать молодым певцам не расходовать свой голос на пустых концертах, т. к. природа отпускает вокалисту какой-то лимит, после использования которого вернуть певческий голос невозможно. Здесь вступает в свои права нейрохронаксическая теория Юссона: все регулируется центральной нервной системой. Иног­да при несоблюдении голосового режима, даже если восстановить полностью утраченную подвижность голосовых складок, человек будет иметь хороший речевой голос, но петь уже не сможет.

У некоторых больных, теряющих голос по­сле операций, травмирующих возвратный нерв, спустя годы наблюдается полное смыкание го­лосовых складок. Казалось бы, голос должен звучать хорошо, но дисфония остается. После же проведенных фонопедических занятий зву­чание голоса восстанавливается, и голос звучит по-прежнему сильно и красиво.

Певец Ф. также обратился к автору после долгого перерыва в работе. При ларингоскопии картина полного несмыкания, голосовые склад­ки, утолщенные по всей поверхности, имели рыжий оттенок. Фонопедические занятия с па­циентом проводились в течение 6 месяцев. Пос­ле проведенных занятии

ларингоскопия показа­ла полное выздоровление голосовых складок. Певец уехал на гастроли и вот уже в течение 10 лет не испытывает никаких затруднений в профессиональной деятельности.

Отец М. обратился за помощью, потеряв пев­ческий голос. При ларингоскопии голосовые складки полностью не смыкались. Голосовая щель была максимально широкой. В средней части на обеих складках образовались узелки певцов. Постепенно узелки певцов от фонопедических упражнений исчезли. Голосовые склад­ки сомкнулись, и он смог продолжать служить.

Певец К. приобрел узелки певцов после ин­тенсивных репетиций, записывая свой альбом. Певец попал на прием к фонопеду после трех операций по удалению узелков. Проведенные фонопедические занятия помогли пациенту полностью избавиться от рецидива заболева­ния. В настоящее время повторного образова­ния узелков голосовых складок не наблюда­ется.

Всем лицам речевых профессий нужно осо­бенно остерегаться визгливых, писклявых, сдав­ленных, неустойчивых высоких звуков − они очень вредны и неприятны на слух. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. Найти ес­тественное звучание голоса и научить пользо­ваться им − основная задача фонопеда и педаго­га по вокалу.

В монастырские церковные хоры попадают люди, не имеющие специальной вокальной подготовки. Как правило, они заняты исполнением и других послушаний. Иногда им приходиться петь чуть ли не каждый день, что совершенно подрывает их способность петь хорошо. Им не­обходимо помнить, что нужно постоянно соблю­дать голосовой режим, как и то, что необходи­мо обязательно следить за здоровьем всего го­лосового аппарата.

Чаще всего у служителей Церкви возника­ют функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или ка­кими-либо анатомическими изменениями гор­тани.

^ Нарушения в смыкании голосовых скла­док могут быть следующими: они могут смы­каться очень плотно, и тогда звук получается только при помощи очень сильной воздушной струи, при этом он будет резким и неприятным. Голосовые складки могут сомкнуться после уже начавшегося выдоха, при этом часть воздуха выходит по подаче звука, и он становится сип­лым (слышится призвук, напоминающий « X »). Если голосовые складки смыкаются одновре­менно с начавшимся выдохом, звук будет пол­ным и красивым.

Наблюдая за деятельностью гортани, доктор Барт нашел, что у хороших певцов гортань при пении все время меняет место. При вдохе гор­тань опускается, при задержке дыхания − гор­тань задерживается в нижнем положении, при выдохе гортань поднимается. Эти движения происходят автоматически, в зависимости от работы всего дыхательного аппарата. По мнению доктора Барта, положение гортани зависит от понижения диафрагмы, т. е. чем выше звук, тем ниже должна стоять диафрагма,

тем силь­нее должно быть ее напряжение, тем больше тогда объем грудной клетки и количество по­глощаемого воздуха. Следовательно, только правильное нижне-реберное дыхание дает пра­вильное положение гортани при пении. Так же и полное смыкание голосовых складок зависит от правильной работы диафрагмы. Если певец опустит диафрагму до начала звука, голосовые складки сомкнутся не полностью и воздух бу­дет выходить помимо звука. При спазматиче­ском сжатии диафрагмы голосовые складки сомкнутся автоматически. Если гортань будет стоять хотя бы немного ниже, чем требуется для данного звука, то она будет лишена свобод­ного движения и в голосе не будет гибкости. Ес­ли же гортань будет опускаться искусственно, то очень легко перейти границу. Чувство меры в количестве вдыхаемого воздуха или в глубине вдоха приобретается на фонопедических заня­тиях.

Первое, что должен освоить певец − это быстрый, свободный, бесшумный вдох. Вдох­нув, он должен задержать воздух до начала зву­ка, чтобы достигнуть полного смыкания голо­совых складок и не тратить помимо звука ни малейшего количества воздуха.

В обыденной жизни при выдохе легкие сжи­маются сравнительно быстро, при пении же это сжатие должно происходить как можно медлен­нее, т. к. чем медленнее выдох, тем лучше певец владеет голосом. Достигнуть этого можно,

заставляя диафрагму подниматься как можно медленнее. Исходя из этого, нужно прежде все­го тренировать диафрагму. Если тренировки проходят успешно, то во время пения грудная клетка будет оставаться в спокойном расширен­ном состоянии, причем со стороны грудной кос­ти будет ощущаться давление изнутри. Это важно как в акустическом, так и в гигиеничес­ком отношениях.

В акустическом отношении − дыхательные пути и грудная клетка представляют собой важ­ные резонаторы при образовании звука, они де­лают звук полнее и богаче. Полноценного зву­чания голоса не будет, если не возникнет доста­точного подсвязочного давления воздушного столба.

В гигиеническом отношении − если при пе­нии или медленном выдохе не держать грудную клетку в спокойном состоянии, то мышцы, участвующие в акте дыхания, ослабнут, что не позволит певцу пользоваться диафрагмальным дыханием в полной мере.

Все знаменитые фониатры считают, что пра­вильное дыхание − это основа речи и пения. Кроме того, священнослужителям, которые ве­дут долгие службы, также необходимо более, чем всякому другому, заниматься дыхательной гимнастикой, так как только при ее помощи можно достигнуть полной власти над своим ды­ханием, а следовательно, улучшить свои голо­совые данные, т. к. ранее уже указывалось, что дыхание − основа голоса.

Добиться же правильного дыхания можно только путем выполнения ряда дыхательных упражнений. Задача фонопеда (или преподава­теля пения) заключается в том, чтобы создать условную связь в коре головного мозга для то­го, чтобы правильное дыхание стало автомати­ческим не только при пении, но и в обычной жизни.

Дыхательная гимнастика

Фонопедические занятия нужно начинать прежде всего с постановки правильного костоабдоминального дыхания.

Занятия по постановке правильного дыха­ния начинаются с обучения в состоянии по­коя, так как оно представляет собой функцио­нальное единство с фонационным. При этом нужно следить за правильным выполнением упражнений дыхательной гимнастики. Любое форсирование, давление тотчас отрицательно сказывается на голосевых складках. Диафраг­ма должна уметь минимально дозировать по­стоянный расход воздуха после вдоха, ина­че голосовые складки будут постоянно утом­ляться.

Восстановительные занятия начинают с упражнения, предложенного Е. В. Лавровой, − «дутье в губную гармошку».

Это упражнение преследует двоякую цель: удлинение выдоха, необходимого для правиль­ного голосоведения, и массаж гортани вдыха­емой и выдыхаемой воздушной струей. Этим приемом достигается увеличение подвижности голосовых складок, т. к. под действием воздуш­ной струи происходит стимуляция всех мышц гортани, участвующих в фонации. Для выпол­нения этого упражнения пациент должен сесть на стул, прислонившись к спинке, корпус вы­прямить, ноги согнуть под прямым углом, ступ­ни прижать к полу. В таком положении он должен вдохнуть через гармошку, при этом вы­пячивая живот вперед, затем выдохнуть в гар­мошку, подтягивая диафрагму

и втягивая при этом живот к спине. Дуть необходимо медлен­но, протяжно, вдувая и выдувая воздух на од­ной ноте. Начинать следует с 30 секунд за се­анс, делая при этом перерыв от 45 минут до 1 часа. Выполнять упражнение 4-6 раз в день. Через 2 недели можно увеличить нагрузку до 1 минуты. У некоторых людей от этого упраж­нения может закружиться голова. В этом слу­чае необходимо снизить нагрузку. По мере тре­нировки головокружение проходит. Следует от­метить, что продолжительность каждого вдоха и выдоха на губной гармошке в начале занятий значительно укорочена даже в том случае, ког­да упражнение не затрудняет пациента. Плав­ный, продолжительный вдох и выдох достига­ется постепенно с овладением навыков правиль­ного фонационного дыхания. Одновременно с дутьем в гармошку пациенты выполняют упражнения дыхательной гимнастики.

Дыхательную гимнастику можно разделить на 2 группы:


  1. Упражнения для достижения физиологи­чески правильного дыхания.

  2. Упражнения для развития и укрепления мышц, участвующих в акте дыхания.

Подготовительные упражнения дыхательной

Гимнастики


  1. Лечь прямо на спину, на ровной кушетке, с вытянутыми вдоль тела руками. Сделать вы­дох сквозь сомкнутые губы, живот подтянуть к спине, задержать немного дыхание; затем свободный вдох, живот вперед, пауза под счет 1-2 (2 секунды). Повторить это упражнение 5 раз.
Это положение особенно хорошо для людей с малоразвитыми мускулами живота и нижней части грудной клетки.

  1. Стоять прямо, держа в опущенных руках палку, затем, вдыхая, свободным движением поднимать руки над головой и держать их в таком положении несколько секунд, задерживая вто же время дыхание. После этого выдыхать, одновременно опуская палку на затылочную часть шеи.
Это упражнение хорошо для людей с узкой грудной клеткой и слабыми грудными мышца­ми. Упражнение выполняется 5 раз.

  1. Стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтянуть, пауза 1-2. При дыхании в этом положении работают равномерно как мускулы груди, так и мускулы живота. Упражнение выполня­ется 5 раз.

  2. Стоять прямо, держа руки за спиной так, чтобы одна кисть руки охватывала другую, сде­лать вдох. Затем легко и свободно положить руки на грудь так, чтобы указательный и средний

    пальцы касались ключиц, в это время выды­хать. В таком положении оставаться в продол­жение всего времени выполнения упражнений. Вдох − живот вперед, выдох − живот подтя­нуть, пауза 1-2. Упражнение выполняется 5 раз.


    1. Подготовка к этому упражнению такая же, как и к 4. Затем нужно положить руки на нижнюю часть грудной клетки, в область диафрагмы, так чтобы концы средних пальцев касались друг друга, и так вдыхать.
    Это положение сохранять во все время упражнений. Вдох − живот вперед, выдох − жи­вот подтянуть, пауза 1-2. Упражнение выпол­няется 5 раз.

    1. Стоя прямо с опущенными по бокам руками и с полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос и в то же время легко и свободно вскинуть руки над головой так, чтобы они сцепились кистями. Оставаться в таком положении, задерживая воздух. Выдыхать через нос, при этом руки свободно падают вниз.

    2. Стоя прямо, вдохнуть, поднимаясь на пальцы ног, задержать дыхание, упереться руками в бока и, медленно выдыхая, присесть, за­держаться на несколько секунд в сидячем положении и, вдыхая, подняться и встать на всю ступню.
    Эти 7 упражнений С. Громов выделяет как самые важные и необходимые для развития и укрепления дыхания. Проделывать их нужно по 2 раза в день, желательно с перерывом не менее 3-х часов примерно в течение одного ме­сяца.

    Упражнения для достижения физиологически

    Правильного фонационного дыхания

    Прежде всего упражнения дыхательной гим­настики должны вырабатывать длительный плавный выдох. Для пения и речи очень важен длинный выдох. Как известно, речевой выдох в восемь раз длиннее вдоха. При выполнении ды­хательных упражнений ни в коем случае не следует поднимать плечи, т. к. при этом непра­вильном способе дыхания никак не использует­ся диафрагма, что неэффективно. Возникающее при этом напряжение шейной, затылочной и плечевой мускулатуры передается гортани, а вместе с ней и голосовым складкам.

    Приступая к тренировкам, прежде всего сле­дует проверить активность диафрагмы. Для это­го в положении лежа или стоя, если в данный момент нет возможности лечь, положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сде­лайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит, диафрагма опустилась и действует правильно.

    Для координированной работы всего дыха­тельного аппарата важны упражнения с глубо­ким вдохом. Кроме этого, нужно тренировать певцов в дифференцированном вдохе через рот и через нос. При пении, когда нужно быстро вдохнуть большое количество воздуха, вдох че­рез нос бывает недостаточным, поэтому певец должен дышать и через рот тоже. При этом де­лают:


    1. Вдох через нос − живот вперед (диафрагма опускается, и свежий воздух полностью на­полняет легкие, вытесняя углекислоту, из-за чего у обучающегося может закружиться голова.) Затем выдыхают воздух через рот, сквозь сомкнутые губы; после выдоха обязательно пауза под счет 1-2 (2 секунды).

    2. Вдох через рот, задержать дыхание на несколько секунд, затем выдох сквозь сомкнутые губы.

    3. Вдох через рот − выдох через 1 ноздрю − 15 секунд;


    1. Вдох через нос − выдох через 1 ноздрю − 15 секунд;

    • выдох через 2 ноздрю − 15 секунд.

    1. Вдох через 1 ноздрю − выдох через 2 ноздрю − 15 секунд.

    2. Вдох и выдох через 1 ноздрю − 15 секунд.

    3. Вдох и выдох через 2 ноздрю − 15 секунд.

    Все упражнения нужно делать в начале за­нятий по 15 секунд (приблизительно 3 раза вдохнуть и выдохнуть). По мере тренировок, через несколько дней прибавлять по 15 секунд, доведя время выполнения каждого упражнения до 1 минуты. Перерыв между занятиями дол­жен быть не менее 3 часов. Выполнять весь комплекс нужно не более 2 раз в день. Прибли­зительно через 15-20 дней у обучающегося можно будет заметить хорошее диафрагмальное дыхание.

    Упражнения для развития и укрепления

    Мышц, участвующих в акте дыхания

    1. Выдохнуть, задержать дыхание на 2 секунды (под счет 1-2), после чего появляется новый импульс к дыханию, вдохнуть через неплотно сомкнутые губы, так, чтобы воздух шел медленной тонкой струйкой (губы должны быть в таком положении, как при питье через соломинку, так, чтобы воздух как бы всасывался). Затем задержать его в течение нескольких секунд и выпустить через широко открытый рот.

    2. Вдохнуть, задержать дыхание на несколько секунд, выдыхать небольшими порциями сквозь сомкнутые губы (как бы говоря «ПФ»). Оставшийся воздух задержать на несколько секунд и затем выдохнуть часть его. При этом надо обращать внимание на расширение межреберных мышц, работу диафрагмы (экскурсия диафрагмы: опускать, выпячивая живот при вдохе и подтягивании, втягивая живот при выдохе).

    3. Стоя, вдыхать воздух через неплотно сомкнутые губы, затем задержать воздух так долго, пока это возможно без особо сильного напряжения. Рот при этом нужно держать закрытым. Выдохнуть, выпуская воздух очень медленно через рот, прижимая верхнюю челюсть к нижней губе так, что мы слышим звук, приближенный к «Ф». При этом надо обращать внимание на расширение дыхательного аппарата при вдохе и на работу мускулов при выдохе.

    Упражнения 2 и 3 проделывал каждодневно ученик Порпора и Бернаки знаменитый певец Фаринелли (выдающийся итальянский певец XVIII