Егэ по литературе новый формат демоверсия. Математика, обязательный экзамен, есть базовый и профильный уровни

Единый государственный экзамен по литературе один из самых сложных. По данным статистики его выбирают не более 5% учащихся. Все дело в том, что задания составлены с расчетом на программу профильных гуманитарных классов и школ. Раньше, до введения ЕГЭ, экзамен в виде сочинения был обязательным и по нему выставляли сразу 2 оценки – по литературе и русскому языку. Теперь сдать единый государственный экзамен по литературе – достаточно сложная задача для выпускника обычной школы, поскольку вопросы охватывают темы, изучаемые в профильных классах, да и сама структура билета ежегодно меняется.

Большинство преподавателей едины во мнении, что для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2017-2018 учебном году мало просто прочесть все произведения из перечня школьной программы и уметь грамотно излагать свои мысли. Необходима профессиональная подготовка, учитывающая специфику актуальных на данный момент КИМов.

В данном материале мы расскажем:

Успешно сдав единый государственный экзамен по русскому языку, математике базового либо профильного уровня (в зависимости от требований ВУЗа) и литературе, выпускник может выбрать для себя различные направления.

В 2018 году такой набор предметов предоставит возможность поступления на абсолютное большинство творческих направлений:

  • факультет журналистики или военной журналистики. Журналистика является самым популярным гуманитарным направлением с большими перспективами трудоустройства. В большинстве ВУЗов огромный конкурс на данную специальность. Помимо литературы, в большинстве случаев, будет необходим и сертификат по иностранному языку;
  • стабильно высокий конкурс на место и в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • лингвистические и филологические факультеты;
  • в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • факультет журналистики или военной журналистики (в некоторых ВУЗах также требовали сертификат по иностранному языку);
  • факультеты, обучающие творческим специальностям: графика, живопись, скульптура, реставрация, дизайн, вокал, хореография, театральное искусство и др. (во многих ВУЗах обязательным является дополнительный творческий конкурс);
  • факультеты, дающие образование продюсера, звукорежиссера, кинооператора (необходим сертификат по математике профильного уровня).

Определиться с перечнем необходимых предметов стоит еще до начала 2017-2018 учебного года, ознакомившись с требованиями к абитуриентам определенного факультета, которые можно найти на официальном сайте соответствующего высшего учебного заведения.

Все изменения, которые будут внесены в 2018 году, а также самую актуальную информацию о ЕГЭ по литературе также всегда можно найти на нашем портале.

Изменения в ЕГЭ по литературе в 2018 году

В рамках усовершенствования КИМов, Министерство образования и науки РФ разработало кардинально новую перспективную модель билетов ЕГЭ по литературе и, скорее всего, уже в 2018 году выпускникам придется столкнуться с целым рядом инноваций:

  1. Из билетов полностью исключены вопросы с кратким ответом.
  2. Число заданий по выбору участника возросло.
  3. В заданиях на сравнение необходимо будет сопоставить текст только с 1 произведением (ранее было 2).
  4. Сочинения будут проверятся более тщательно, а критерии проверки ужесточатся.
  5. Минимальный объем развернутого ответа – 50 слов, а сочинения – 250 слов (сочинения, объем которых будет менее 200 слов, оцениваются в 0 баллов).

Также вы можете узнать о нововведениях в ЕГЭ по литературе, посмотрев видео интервью с Дмитрием Баком, профессором Российского Государственного Гуманитарного Университета:

На выполнение всех заданий отводится 235 минут.

Минимальный проходной балл – 32 балла.

Для получения оценки «отлично» необходимо набрать более 67 баллов.

При оценке сочинения члены комиссии будут опираться на такие критерии:

  1. Глубина понимания проблемы и наличие своих мыслей. Содержание ответов – главное. Правильность орфографии и пунктуации не влияют на ответ, но речевые ошибки, нарушение лексических норм, будут отнимать баллы.
  2. Уровень теоретико-литературных знаний экзаменуемого.
  3. Обоснованность приведенных отрывков из произведений.
  4. Логичность и последовательность изложения.
  5. Соблюдение норм и правил русского языка.

Список произведений для сдачи ЕГЭ по литературе

Один из самых актуальных вопросов, волнующий 11-классников – это список произведений, которые необходимо досконально изучить для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в предстоящем 2018 году.

Действительно, основная сложность экзамена в необходимости владения достаточно большим объемом информации, ведь в кодификаторе ЕГЭ по литературе перечислено:

  • более 150 стихов;
  • 11 романов;
  • 9 поэм;
  • 6 пьес;
  • 4 повести;
  • около 20 рассказов.

Полный список произведений можно найти в разделе «кодификаторы» официального сайта ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Важно понимать, что качественная подготовка к ЕГЭ заключается не только в ознакомлении со смыслом различных произведений, ведь для успешной сдачи экзамена по литературе в 2018 году потребуется:

  • глубокое понимание сути проблем, поднимаемых разными авторами;
  • владение информацией о портретах и характерах героев;
  • умение проводить параллели между сюжетом произведения и духовными переживаниями автора;
  • наличие собственного мнения и умение его отстаивать и обосновывать;
  • познания из области истории литературы.

Именно поэтому, читать романы, повести, поэмы, пьесы, рассказы и другие литературные произведения необходимо в оригинале, а не по критике, а в процессе прочтения, обращать внимание на мелочи и вести читательский дневник, в котором записывать основную информацию, которая будет необходима при подготовке к ЕГЭ и написании сочинений.

  1. Писать как можно больше тренировочных сочинений, выстраивая для себя определенные шаблоны для различных тематик.
  2. Создайте карточку для каждого писателя, в которую вынесите основные даты и важную информацию.
  3. Думайте над проблематикой произведений.
  4. Не ленитесь выписывать фразы, которые можно будет использовать в сочинениях.
  5. Если что-то очень сложно запоминается, используйте схемы и зарисовки.

Общая модель экзамена по литературе остается такой же, как в прошлые годы:

  • отрывок из эпического, лиро-эпического или драматического произведения, входящего в кодификатор и семь вопросов с краткими ответами, проверяющими знание основных литературоведческих терминов (применительно к данному произведению) и реалий текста;
  • два мини-сочинения по этому произведению (по 5-10 предложений каждое) - одно с акцентом на анализ приведенного отрывка, другое - сопоставительное, где поднятые автором проблемы, темы и идеи рассматриваются в сравнении с другими произведениями сходной проблематики;
  • отрывок из лирического произведения стихотворение целиком и пять вопросов по нему (аналогично первому блоку);
  • два мини-сочинения - также на анализ и на сопоставление;
  • развернутое сочинение объемом от 200 слов на одну из предложенных тем (по выбору экзаменующегося).

Изменение здесь только одно - в последнем задании выпускникам будет предлагаться на выбор четыре темы .

Напомним, что раньше для написания развернутого сочинения на ЕГЭ по литературе предлагается выбрать одну из трех тем, по одной на каждый временной период:

  • от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века;
  • вторая половина XIX века;
  • русская литература XX века.

К 2018 году хронологические рамки последнего периода расширяются - он охватывает промежуток с конца XIX по начало XXI века, то есть туда теперь включена и «новейшая» отечественная литература, произведения, увидевшие свет в последние десятилетия.

И, поскольку периодов - три, а тем для сочинения будет предлагаться четыре, на один из них будут «выпадать» две темы различного характера. Наиболее вероятно, что такие «дубли» чаще всего будут относиться к последнему периоду - как в подготовленном ФИПИ демо-варианте, где три классических «программных» темы по Грибоедову, Толстому и Есенину дополнены постсоветской литературой. Однако это не обязательно - в соответствии со спецификациями к экзамену «двойным объемом» тем может быть представлен любой период.

Включение в темы для сочинений постсоветской литературы не означает, что для выпускников становятся обязательным прочтение каких-либо конкретных авторов, не входящих в школьную программу - фамилий современных российских писателей в кодификаторе не появилось. И темы, посвященные литературе конца XX-начала XXI века таким образом будут представлены обзорными вариантами, позволяющими экзаменующемуся раскрывать заданную тему на материале произведения (или произведений) по собственному выбору.

Новая система оценки ЕГЭ по литературе

Минимальные изменения модели экзамена не должны вводить учащихся в заблуждение - кардинально новый подход к оцениванию совершенно смещает акценты и требует изменения подхода к подготовке.

Раньше максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе составлял 42 балла, распределявшихся следующим образом:

  • 12 баллов - за 12 вопросов с краткими ответами;
  • 16 баллов - за 4 коротких сочинения (по 4 за каждое);
  • 14 баллов - за «большое» сочинение.

В 2018 году число первичных баллов за идеально выполненную работу «подскочит» сразу на 15 - до 47 . При этом «удельный вес» заданий изменится очень неравномерно:

  • за вопросы с краткими ответами по-прежнему можно будет получить 12 баллов (21% от общей суммы баллов)
  • мини-сочинения на анализ текста будут «стоить» по 5 баллов - итого 10 за оба (17.5%);
  • резко возрастает оценка умения погрузить литературное произведение в контекст - за каждое из двух сопоставительных сочинений можно будет получить по 10 баллов, итого - 20 (35%);
  • за развернутое сочинение можно получить до 15 баллов (26%).

Увеличение количества первичных баллов - приятная новость для выпускников, которые претендуют на поступление в топовые вузы и рассчитывают сдать ЕГЭ «по максимуму». Результаты экзамена по литературе станут гораздо более дифференцированными, и одна-две допущенных ошибки уже не будут столь радикально отражаться на позициях в рейтинге. Напомним, что у высокобалльников потеря одного первичного балла по литературе означала потерю сразу 4-5 тестовых, в то время как, к примеру, по русскому «цена ошибки» была существенно ниже и составляла 2-3 балла.

Однако «троечникам» придется поднапрячься. Если раньше гарантированно перейти порог по литературе (соответствовавший 9 первичным баллам) можно было, вызубрив небольшое количество терминов и ограничившись частью с краткими ответами, то теперь сделать этого уже не удастся.


Критерии оценки сочинений и развернутых ответов на ЕГЭ по литературе-2018

Параллельно с изменением количества баллов меняются и критерии оценки - система начисления баллов (особенно в сопоставительных сочинениях) стала более детализированной и «прозрачной». Кроме того, гораздо более значимым становится умение писать точно грамотно - баллы «за речь» теперь начисляются во всех заданиях с развернутыми ответами. Рекомендованный объем мини-сочинений остается прежним - от 5 до 10 предложений, при этом, если выпускник сможет сформулировать ответ более лаконично (или наоборот - написать более развернутую работу), «выход за рамки» никак не повлияет на оценку - главным является умение дать прямой и четкий ответ на поставленный вопрос.

Мини-сочинения, проверяющие умение анализировать произведение или его отрывок (задания 8 и 15) будут оцениваться по следующим критериям:

  • соответствие ответа поставленному вопросу - 1 балл, при этом, если по этому критерию работа получает «незачет», дальше она не проверяется;
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подкрепления текста произведения - до 2 баллов;
  • - до 2 баллов.

«Дорогостоящие» (и довольно сложные для написания) сопоставительные сочинения (задания 9-16) оценивается по трем критериям. При этом первые два являются основными - если хотя бы по одному из них испытуемый получает ноль баллов, задание считается полностью невыполненным и не оценивается. Итак:

  • до 4 баллов может принести адекватный подбор двух произведений для сопоставления (для получения максимального балла надо выбрать произведения, соответствующие формулировке задания, правильно указать их названия и авторство);
  • до 4 баллов - само сопоставление (в идеале оба выбранных произведения убедительно сопоставлены с исходным текстом в заданном ракурсе, причем сопоставление производится с опорой на текст произведений);
  • до 2 баллов - отсутствие логических, фактических и речевых ошибок .

Развернутое сочинение по литературе (задание № 17) - задание, которому традиционно уделяется больше всего внимания. Рекомендованный объем работы - от 200 слов (включая местоимения, предлоги, частицы и другие служебные слова). Если в сочинении меньше 150 слов - работа не оценивается, даже если тема раскрыта. Кроме того, для того, чтобы баллы были начислены, работа должна соответствовать теме и раскрывать ее . Кстати, выпускники часто теряют баллы за сочинение из-за невнимательного прочтения формулировки - например, в 2017 году в сочинении, которое должно было опираться на современную литературу, многие выбрали произведения Симонова и Булгакова, выйдя тем самым за рамки заданного периода.

Сочинение на ЕГЭ по литературе в 2018 году будет оцениваться по следующим критерием:

  • соответствие теме - 1 балл (если работа не по теме или бессодержательна - баллы по остальным критериям не начисляются);
  • аргументированность высказанных суждений и привлечение для их подтверждения текста литературного произведения, в том числе наличие отсылок к конкретным эпизодам и персонажам - до 2 баллов;
  • использование основных понятий теории литературы - до 2 баллов, причем для того, чтобы получить максимальную оценку по данному критерию, уже недостаточно просто использовать в тексте такие слова, как «роман», «конфликт» или «герой» - надо вычленить хотя бы одно художественное средство, принципиально важное для развития темы;
  • композиционный замысел сочинения, пропорциональность частей относительно друг друга, целостность работы - до 2 баллов;
  • логичность изложения - до 2 баллов;
  • отсутствие в тексте фактических ошибок - до 3 баллов;
  • отсутствие речевых ошибок - до 3 баллов.

Каждый год на официальном сайте ФИПИ публикуются демоверсии ЕГЭ текущего года.

21.08.2017 были представлены проекты документов, регламентирующих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2018 года (в том числе демоверсия ЕГЭ по литературе).

Существуют документы, которые регламентируют структуру и содержание КИМ, – кодификатор и спецификация.

ЕГЭ по литературе 2018 год - демоверсия с ответами и критериями от ФИПИ

Всего заданий – 17; из них по типу заданий: с кратким ответом – 12; с развёрнутым ответом – 5; по уровню сложности: Б – 12; П – 4; В – 1.

Максимальный балл за работу – 57 (существенные изменения по сравнению с прошлым годом).

Изменения в ЕГЭ 2018 года по литературе в сравнении с 2017 годом

1. Усовершенствованы и сближены с ОГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов.

2. Упрощён алгоритм действий эксперта при оценивании развёрнутых ответов разных типов; обеспечена бóльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого). Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и на укрепление преемственности между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования.

3. Усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания).

4. Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

5. Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи).

6. Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.

7. Уточнён порядок назначения 3 эксперта.

8. Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый)

Продолжительность ЕГЭ 2018 по литературе

Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут).

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ, представлен в разделе 1 кодификатора. Перечень содержит восемь подразделов. На основании подраздела 1 «Сведения по теории и истории литературы» в формулировках заданий используются те или иные термины и понятия.

Остальные подразделы распределяют произведения художественной литературы в соответствии с различными литературными эпохами:

Из древнерусской литературы;

Из литературы XVIII в.;

Из литературы первой половины XIX в.;

Из литературы второй половины XIX в.; -

из литературы конца XIX – начала XX в.;

Из литературы первой половины XX в.;

Из литературы второй половины ХХ в.– начала XXI в.;

Для составления КИМ ЕГЭ указанные подразделы объединяются в содержательные блоки. В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания из трёх содержательных блоков:

1) древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.;

2) литература второй половины XIX в.;

3) литература конца XIX в.– начала XXI в.;

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

4. Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в.. литературы XIX - XXI веков (включая новейшую литературу 1990-х - 2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1-17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1-17.4 - это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы.
Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

ЕГЭ по литературе не включено в перечень обязательных экзаменационных испытаний для выпускников школ, но требуется для поступления во многие ВУЗы на популярные специальности: журналистика, филология, телевидение, актерское искусство и другие. «Решу ЕГЭ по литературе» в онлайн режиме – возможность эффективно готовиться к экзамену, выполняя тесты по разным темам.

Данный экзамен, согласно опросам выпускников, считается одним из наиболее сложных. Причин несколько: необходимо оперировать огромным массивом информации, требуется написать сочинение, времени дается немало (около 4 часов), и его оказывается недостаточно, чтобы успешно справиться со всеми заданиями.

Как решить эти проблемы?

  • Овладеть теорией, чтобы уверенно использовать во время прохождения экзаменационного испытания;
  • Научиться рационально планировать время на экзамене;
  • Освоить навыки написания качественных сочинений на заданную тему, лаконично формулировать мысль.
Этапы подготовки:
  1. Главное – поставить ясную и четкую цель. Целью является результат, к которому вы идете. Чтобы представить необходимый результат, требуется составить список предпочтительных ВУЗов, куда планируете поступать – каждый имеет свой проходной балл, который в наиболее престижных учебных заведениях достигает 80.
  2. Возьмите необходимые учебники для повторения теории литературы. Чтобы подготовка была систематической и основательной, рекомендуется начать с ознакомления с – в ней конкретно указаны все моменты, на которые следует обратить внимание.
  3. Пользуйтесь всеми ресурсами для подготовки, не пренебрегайте школьным образованием.
  4. В вопросе написания сочинения необходима тренировка и помощь учителя или репетитора, который проверит сочинение, даст свои рекомендации, поможет проанализировать ошибки.
Обратите внимание: за полгода качественно и основательно подготовиться к экзамену невозможно, поскольку программа подразумевает значительный объем информации теоретического характера.

В структуру испытания входят задания, которые можно условно поделить на два типа: тестирование и сочинение.

  • Вопросы первой части требуют знаний теории и литературы разных веков – от древности от современности. Предполагается осведомленность в событиях, героях, характерах, проблематике, стилях произведений. Тестирование предполагает выбор правильного варианта из предложенных. Более сложные вопросы касаются установления соответствий, анализ стихотворения, экзаменуемому дают фрагмент литературного произведения и задания к нему, которые необходимо выполнить. Наибольшей проблемой является работа со стихотворениями, определением средств художественной выразительности.
  • Вторая часть предполагает формулирование собственного мнения в форме сочинения на заданную тему. Из предложенных вариантов тем можно выбрать подходящую – их три, по периодам развития литературы: древнерусская, классическая, новейшая литература. Критериями оценивания сочинения являются: полнота раскрытия темы, логика построения текста, владение терминологией, фактологическая точность, умение аргументировать.