По ментальной арифметике. Ментальная арифметика для детей: как организовать занятия в домашних условиях. Видео урок: Деление

В последнее время в России начинает набирать популярность новая для нашей страны методика развития интеллекта. Вместо привычных всем секций по шахматам родители отдают своих детей в школы ментальной арифметики. Как малышей учат считать в уме, сколько стоят такие занятия и что о них говорят специалисты - в материале «АиФ-Волгоград».

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика представляет собой японскую методику развития интеллектуальных способностей ребенка с помощью вычислений на специальных счетах «соробан», которые иногда называют «абакус».

«Производя действия с числами в уме, дети представляют себе эти счеты и за доли секунды ментально складывают, вычитают, умножают и делят любые числа - хоть трехзначные, хоть шестизначные», - говорит Наталья Чаплиёва, педагог волжского клуба , в котором обучают детей по этой методике.

По ее словам, когда дети только учатся всем этим действиям, то считают цифры непосредственно на соробане, перебирая пальцами косточки. Потом они постепенно переходят со счет на «ментальную карту» - картинку, изображающую их. На этом этапе обучения они перестают трогать абакус и начинают представлять в уме, как они передвигают косточки на нем. Затем, дети перестают пользоваться и ментальной картой, начиная полностью визуализировать себе соробан.

Счеты соробан. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

«Мы набираем в группы детей от 4 до 12 лет. В этом возрасте мозг наиболее пластичен, ребенок впитывает информацию, как губка, и поэтому легко осваивает методику обучения. Взрослому человеку научиться ментальному счету намного сложнее», - говорит Екатерина Григорьева, педагог клуба ментальной арифметики.

Сколько это стоит?

Абакус имеет прямоугольную раму, которая содержит 23-31 спицу, на каждой из которых нанизано по 5 косточек, разделенных поперечной перекладиной. Над нею находится одна костяшка, которая обозначает «пятерку», а под нею - 4 костяшки, обозначающие единицы.

Передвигать косточки необходимо только двумя пальцами - большим и указательным. Счет на соробане начинается с самой первой спицы справа. Она обозначает единицы. Находящаяся слева от нее спица - десятки, следующая за ней - сотни и т.д.

Соробан в обычных магазинах не продается. Купить такие счеты можно в интернете. В зависимости от количества спиц и материала цена соробана может колебаться от 170 до 1 000 рублей.

На первом этапе дети занимаются со счетами. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если вы совсем не хотите тратиться на счеты, то можете скачать для телефона бесплатное приложение - онлайн-тренажер, имитирующий абакус.

Занятия ментальной арифметикой для детей в Волгограде стоят около 500-600 рублей в час. Можно купить абонемент на 8 занятий за 4 000 рублей и 16 занятий за 7 200 рублей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Счеты, ментальные карты и тетради волжская школа выдает детям бесплатно, их ученики могут забирать домой. По окончании курса ребенок может оставить себе соробан на память.

Обучаться ментальной арифметике детям приходится примерно 1-2 года в зависимости от способностей.

Задания для обучающихся. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если у вас нет денег на занятия в специальной школе, то можно попытаться поискать видео-уроки на YouTube. Правда, часть из них выложена на сайте организациями, предоставляющими уроки за деньги в целях саморекламы. Их ролики совсем коротенькие - продолжительностью 3 минуты. С помощью них можно обучиться азам ментальной арифметики, но не более того.

Что об этом говорят эксперты?

Педагоги, проводящие занятия ментальной арифметикой, уверенны, что обучение стоит потраченных на него средств.

«Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга», - считает педагог Наталья Чаплиёва .

Психолог Наталья Орешкина считает, что в случае с детьми 4-5 лет, занятия ментальной арифметикой будут эффективны только в том случае, если будут проходить в игровой форме.

«Дети этого возраста вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика, - говорит эксперт. - Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде - в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей - это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег».

О узнали сравнительно недавно, около 20 лет назад. Цена на занятия с профессиональными преподавателями менар растет от года к году. По этой причине многие мамы и папы решают заниматься ментальной арифметикой с детьми самостоятельно. Опытом и секретами домашнего обучения быстрому счету поделимся в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете

Можно ли заниматься дома

Обучать малышей счету на абакусе не обязательно в специализированных центрах. Если родители мобильны, готовы тратить время и силы на самообразование и развитие детей, то домашние занятия по ментальной арифметике станут не только хобби, но и семейным видом общения, игр.

Сторонники развивающих уроков дома с мамой настаивают на нескольких плюсах и минусах самостоятельного непрофессионального обучения.

Преимущества

  • Знакомая обстановка помогает расслабиться, дети не испытывают стресса.
  • Родители учитывают индивидуальные особенности малыша при планировании занятий.
  • Отсутствие платы за обучение.
  • Экономия времени. Добираться до обучающих центров не нужно.
  • Самообразование для родителей.

Недостатки

  • Отсутствие опыта у домашних педагогов.
  • Минимальное количество информации о методе в Сети, книжных магазинах. Педагоги спеццентров стараются держать тонкости преподавания в тайне.

Занятия ментальной арифметикой дома – неплохой способ саморазвития и обучения ребенка. Но решаться на этот шаг нужно при хорошей дидактической, методологической подготовке родителей. Иначе вы рискуете совершить массу ошибок. А исправлять недочеты гораздо сложнее, чем сразу научить правильно.

Важно! Для самообучения и подготовки к урокам используйте видеокурсы из Сети, книги, советы психологов. Для экономии средств распечатывайте лекции, тренировочные задания на домашнем принтере.

Что такое абакус

Это помощник для обучения детей быстрому счету. По внешнему виду напоминает русские счеты, но в перевернутом виде. Абакус, по-японски соробан, состоит из рамки и бусин, надетых на спицы.

Счетная область разделена на два блока:

  1. Верхний. На каждой спице по 1 костяшке. Этот ряд кратен 5. Их называют братья.
  1. Нижний. По 4 костяшки на каждой спице. Бусины кратны 1. Это друзья.

Вертикальный ряд спиц в нижнем блоке обозначает разряд цифр. Справа – налево: единицы, десятки, сотни и т.д.

При счете разделительная планка между нижним и верхним рядами должна располагаться горизонтально. Чтобы показать число, нужно поднимать костяшки вверх. Если все бусины опущены – на счетах 0.

Важно! Разобраться в устройстве абакуса сложно только теоретически. Если взять счеты в руки, выставить пару чисел пальцами самостоятельно, то понимание работы древнейшего математического прибора быстро приходит к детям и взрослым.

Посмотрите, как легко и просто можно раскладывать различные числа на абакусе:

Этапы подготовки

Поэтапное следование советам профессиональных педагогов поможет сделать процесс обучения ментальной арифметике дома продуктивным и интересным:

  1. Пройдите азы ментальной математики сами, усвойте и закрепите материал основательно с помощью самоучителя.
  2. Оборудуйте домашний класс счетами, пособиями.
  3. Составьте примерную программу уроков, план на 1–2 месяца.
  4. На первом занятии познакомьте юного ученика с абакусом. Пусть пощупает, попробует передвинуть костяшки.
  5. Посмотрите с ребенком видеоурок, схемы сложения цифр на абакусе.
  6. Заведите тетрадь с зарисованными схемами выкладывания комбинаций на счетах.
  7. При откладывании цифр пользуйтесь указательным и большим пальцем.
  8. После объяснения принципа работы переходите к сложению однозначных, двузначных чисел.
  9. Не торопитесь. Переход к более сложной ступени должен быть постепенным.
  10. Переходить к вычитанию нужно после автоматизации решения примеров на сложение.
  11. Занимайтесь регулярно. Назначьте точное время, дни для уроков, старайтесь не отступать от намеченного плана.
  12. Занятие должно длиться около 30 минут.
  13. Учитывайте возраст детсадовца, школьника, уровень математических знаний при составлении плана.
  14. Отработайте умножение и деление на счетах.
  15. Попробуйте работать только пальцами, без абакуса. Визуализация – самый сложный этап обучения.
  16. Практикуйте ментальный счет только пальцами на каждом занятии по 10 минут.

Как складывать на абакусе

Итак, маленький математик с вашей помощью освоил счеты для ментальной арифметики, познакомился с основными принципами работы. Пора переходить к первым простейшим примерам сложения.

Скачайте задачи для домашних занятий в интернете бесплатно и решите их сами, потом предлагайте дошкольнику. На первом уроке используйте однозначные и двузначные числа. Попробуем сложить 14 и 22. Действовать нужно по следующему алгоритму:

  1. Отложите на спицах первое число – 13. Для этого в ряду десятков поднимите 1 бусину на нижнем ряду; на спице, отвечающей за единицы, отложите 3 костяшки.
  2. Прибавляем 23. Для этого в ряду единиц добавляете 3 бусины, в ряду десятков – 2.
  3. Получаем 36.

Выполняйте математические действия слева направо. Для поднимания бусин пользуйтесь большим пальцем, для опускания – указательным. При нехватке костей в нижнем блоке нужно пользоваться помощью братьев из верхней части рамки, кратных 5.

Например, для выкладывания числа 80 бусин в ряду десятков не хватит, их всего 4. Для этого нужно отложить 5 десятков в верхнем блоке. Получится 50. И добавить 3 бусины на нижнем блоке – еще 30. В сумме получается 80.

Важно! Умение формируется постепенно. Не торопитесь сами и не подгоняйте ребенка. В качестве помощи используйте видеоуроки, методические пособия.

Посмотрите видеоурок, в котором показаны азы сложения:

Продолжение обучения:

В этом видео разобраны более сложные примеры на сложение:

Учимся вычитать

Отнимать цифры на абакусе тоже несложно. Перед первым уроком посмотрите видео базового курса. Вводное занятие в домашних условиях начните с теории. Объясните ребенку следующие аспекты:

  1. Начинать вычитать нужно с большего разряда. В трехзначных цифрах – с сотен, в двузначных – с десятков.
  2. Не нужно забывать пользоваться верхним блоком, костяшками-братьями.

Приведем несколько примеров на вычитание. Для малышей тренировка должна начинаться с однозначных цифр.

От 8 отнимем 3

  1. На первой спице в верхнем блоке опустите костяшку, получится 5.
  2. В нижнем поднимите еще 3 бусины. Так выставляется цифра 8.
  3. Теперь отнимаем 3.
  4. Опускаем 3 костяшки в нижнем ряду.
  5. Остается 5.

От 13 отнимаем 4

  1. Выставляем на абакусе число 13.
  2. В ряду десятков поднимайте 1 косточку. Это 10.
  3. В ряду единиц – 3 бусины. Равно 13.
  4. Отнимаем 4.
  5. В ряду единиц бусин для вычитания не хватает, поэтому опускаем костяшку из блока десятков.
  6. Затем поднимаем бусину верхнего блока, кратного 5, в ряду единиц и 1 бусину в нижнем ярусе.
  7. Ответ – 9.

Примеры расчета представлены на схемах. Их можно распечатать, иметь под рукой во время занятий. Спустя пару уроков выкладывание цифр на счетах станет автоматическим. Малышу нужно впервые предложить представлять ментальную карту для решения простых задач. Опорные таблицы для устного счета без абакуса понадобятся только в первое время.

Умножение

Изучение принципа умножения на абакусе чуть сложнее, чем предыдущие задачи. Придется немного напрячься. Начинайте перемножать с большего разряда, двигаясь от сотен к единицам поэтапно. Большой палец двигает костяшки вверх, указательный – вниз.

И еще один дополнительный урок по умножению:

Умножим 13 на 22


Важно! При изучении умножения и деления не прерывайте уроки надолго, лучше тренироваться 2–3 раза в неделю по 30–40 минут. Иначе новая информация быстро забывается, навык теряется.

Деление

Проходить деление на абакусе нужно сразу после понимания и автоматизации умножения. Учебный процесс начните с пояснений принципов работы на счетах. Ребенок должен действовать так:

  1. Мысленно разделить абакус на две половины по ширине. Это поля для знаменателя и ответа.
  2. Цифру для деления выставить справа.
  3. Слева будет ответ.
  4. Писать итог деления нужно с крайнего столбца.

Посмотрите видео, в котором подробно объяснен принцип деления:

Продолжите изучать деление в этом ролике:

Делим 62 на 2

  • Сначала отложим первое число (62) на абакусе.
  • Делим десяток: 60: 2 = 30.
  • Откладываем в поле ответа 3 костяшки в крайнем ряду.
  • Делим единицы: 2: 2 = 1.
  • Откладываем 1 костяшку в поле ответа в следующем ряду.
  • Оцениваем итог. Получилось 31.

Делим 864 на 4

  • Откладываем 864 на счетах.
  • Оставляем в поле ответа не менее трех рядов свободными.
  • Делим 800 на 4, получается 200.
  • Поднимаем 2 костяшки в крайнем ряду для ответа.
  • Делим 60 на 4. Получаем число с остатком. Придется умножить 4 на число меньше 6, но ближайшее к 4. Умножаем: 4 х 1, получается 4.
  • Поднимаем 1 костяшку во втором ряду для ответа.
  • Умножаем полученные 4 на 6 для восстановления равновесия чисел. Получается 24.
  • Теперь делим 24 на 6. Ответ: 4.
  • Поднимаем 4 костяшки в третьем ряду в поле ответов.
  • Оцениваем результат – 216.

Важно! Учебный процесс на начальном этапе приобретения навыка деления можно сопровождать работой на калькуляторе. Регулярно проверяйте себя и ребенка на точность результата.

Как пользоваться пальцами без использования счетов

Конечный результат обучения ментальному счету – это решение арифметических задач на пальцах, без абакуса. Знакомство с этим методом практической работы начинайте с простых упражнений.

  1. Представьте, что рука – это абакус.
  2. Пальцы левой руки отвечают за числа, кратные 10. Большой палец – это 50.
  3. Правая рука – это числа от 1 до 9, большой палец обозначает цифру 5.
  4. Сжатые кулаки – 0.

Приведем несколько примеров счета на руках.

Как показать цифру 35

Вытягиваем три пальца левой руки – это 30, большой палец правой руки – это 5.

Показываем число 98

Разворачиваем все пальцы левой руки. Они обозначают цифру 90. На правой руке поднят большой палец – это 5, и три других пальчика. В итоге получается 90 и 8.

С помощью счета без абакуса можно складывать, отнимать, делить и умножать. Пальчики выполняют роль костяшек. Спустя 10–12 уроков по ментальной карте, то есть с помощью визуализации, ребенок будет решать примеры довольно быстро.

Именно этот метод является эффективным способом обучения быстрому счету. Ребенок не будет тратить время на передвижение бусин на счетах, запоминать их расположение. Движения пальцами автоматизируются поэтапно, от простых примеров к сложным.

Книги по ментальной арифметике

Обойтись без пособий и решебников для домашнего обучения ментальной арифметике просто невозможно. Приведем небольшой список самых популярных и доступных для понимания учебников. Используйте их как самоучитель, сборник примеров и домашних заданий.

«Матемагия. Секреты ментальной математики». А. Бенжамин

Раскрывает секреты ментальной арифметики. После ее прочтения родителю будут доступны многие методы работы с ребенком дома. Автор рассказывает о математических трюках, способах молниеносно решить сложнейшие задачи устно.

В процессе усвоения материала у ребенка улучшается память, внимание. По итогам курса обучения школьник научится извлекать квадратный корень, переводить кубические величины в квадратные и наоборот без калькулятора, в уме.

Блокнот-тренажер «Не ментальная арифметика». Ш. Ахмадуллин

Автор обещает научить детей быстрому устному счету за 21 день. В сборник включены теоретическая информация, упражнения для пробных занятий, задания высшего уровня. Можно использовать в детском саду, школе. Книга предназначена для детей от 7 до 11 лет.

По отзывам родителей, блокнот заинтересовывает детей с первого занятия. Игра постепенно переходит в серьезную работу. Ребенок чувствует уверенность на уроках математики, повышается самооценка, успеваемость.

«Ментальная арифметика. Знакомство». Р. Багаутдинов, Р. Ганиев

Изучать ментальный счет по данному пособию можно с 5 лет. Этапный метод подготовки к развитию навыка решения задач на пальцах включает в себя теорию, простые упражнения, задачи повышенной сложности.

В книге огромное количество фотографий, изображений формул для вычитания, сложения многозначных цифр. Ребенок воспринимает информацию на слух, зрительно. Дети научатся считать с помощью ментальной карты за 1–2 месяца.

«Ментальная арифметика. Учебник для преподавателей и родителей»

Издается компанией «Анаста». В комплект входят четыре книги: учебник, «Методика для занятий с детьми», два решебника. Приобретать методическую литературу нужно в комплекте. К учебникам прилагаются флеш-карты для тренировки памяти, внимания.

Дидактический сборник используется на занятиях с детьми от 4 лет. Издатели гарантируют быстрое запоминание материала благодаря большому количеству интересных занятий, упражнений, психологической составляющей метода обучения.

«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание». С. Эрташ

Это рабочий тренажер по ментальной арифметике и дидактический сборник в одном флаконе. Задачник помогает понять принципы преподавания быстрого счета в домашних условиях, в центрах «Менар», содержит доступную информацию для детей и родителей.

Математический гений быстро перейдет от низкого уровня к сложному благодаря играм, схемам, формулам, интересным задачам. Автор предлагает несколько способов сложения и вычитания: традиционный – на счетах, комбинированный, на пальцах (устный). Учебник предназначен для детей 4–6 лет.

Ментальная арифметика – это лишь один из методов развития ребенка раннего возраста. Использовать домашний тип обучения нужно в том случае, если вы уверены в своих силах, есть много свободного времени. В противном случае доверьте малыша специалистам, домашние задания готовьте вместе.

После успешного усвоения основ быстрого счета, автоматизации движения пальцами продолжайте самообучение дома. Делайте это регулярно, чтобы не потерять навык работы с ментальной картой.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Ментальная арифметика, отзывы о которой преимущественно положительные, стала очень актуальной именно сегодня. Так считает Евразийская ассоциация ментальной арифметики, в которую может вступить любой желающий. По мнению специалистов, занятия с абакусом помогают добиться успеха и самореализации.

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика, отзывы о которой иногда категорически противоречивы, - новый модный тренд, с помощью которого, по мнению членов ассоциаций, возможно развитие творческих способностей, гармонии обоих полушарий головного мозга ребенка, скорейшей его адаптации и технологической независимости. Древняя методика, некогда применявшаяся в Китае и Японии для подсчетов в торговле, геометрии и астрономии, снова оказалась востребованной и стала решать сложные задачи гармонического развития с помощью предельно простого устройства.

Ментальная арифметика, отзывы о которой то восхищенные, то негодующие, представляет собой подсчет на древнем калькуляторе с использованием обеих рук. Первая ступень проходится ребенком на реальном абакусе, на второй - ребенок представляет себе нехитрое устройство в виде образа и считает уже в своем воображении.

Обучать можно ребенка, достигшего четырехлетнего возраста, но к 12 годам счастливое свойство виртуальных образов становится ему неподвластно. Некоторые школы, особенно не озадачиваясь возрастными ограничениями, набирают учеников до 16 лет.

Ментальная арифметика - методики и приспособления

В основу обучения положены каменные счеты Древнего Китая, носившие название «абак» («абакус»). Позже их использованием озаботились японцы, а на сегодняшний день любой взрослый пользуется современным аналогом в виде калькулятора. Но соробан, актуальный сейчас в Японии и Таиланде, в отличие от традиционных русских счетов косточки располагает вертикально и ни одну цифру не представляет двумя способами. Подобное устройство, по мнению адептов метода, не только развивает творческое мышление, математические способности, виртуальное воображение, но и исключает какую-либо путаницу в подсчете.

Использование абакуса способно быстро научить ребенка считать в уме, освоить четыре арифметических действия.

Отзывы о ментальной арифметике для детей колеблются от самых восторженных до самых негативных, а кое-кто и вовсе жалуется, что после нее ребенок не способен решать уравнения.

Средство для развития мозга

По мнению адептов, влюбленных в магическое действо пропагандистов, и тех, кто преподает сложную науку счета на древнем устройстве - это универсальное, незаменимое средство для развития двух полушарий головного мозга одновременно. Дополнительные преференции, получаемые от менара (ментальной арифметики), для создания которой турок Шен усовершенствовал устройство возрастом в 5000 лет, имеют следующие преимущества для ребенка:

  • инициативность;
  • самостоятельность;
  • прекрасную память;
  • способность концентрировать внимание;
  • богатое виртуальное воображение;
  • наблюдательность;
  • возможность воспринимать информацию на слух;
  • скорость и точность, мыслительных процессов.

Бонусом к этому широкому перечню неоценимых возможностей обещаны бесконечные успехи в музыке и английском.

Положительные моменты

Ментальная арифметика, отзывы о которой иногда включают понятия «новаторская», «современная» и «незаменимая», судя по вышеперечисленным преференциям и впрямь очень полезная вещь.

Эта наука подразумевает развитие интеллектуальных способностей детей, что в дальнейшем поможет им достигать успехов в различных областях деятельности, особенно в тех, которые требуют умения быстро ориентироваться в числовой информации. При этом концентрация внимания достигает максимальных показателей; возрастает скорость реакций, наблюдательность. Это ведет к быстрому усвоению школьного материала и повышению уровня успеваемости.

По мнению преподавателей методики, ее применение развивает полушарие, отвечающее за логику с таким же успехом, как и отвечающее за образы. Можно смело хватать за руку своего малыша и бежать записываться в возрастную группу. Главное, не опоздать, потому что в группу, которая уже начала занятия, ребенка не возьмут и придется ждать, пока наберется новая, подходящая по возрасту.

Новаторская методика - мнение родителей

Если не примыкать к числу сторонников или противников методики с применением абакуса, можно увидеть интересные тенденции. При изучении арифметических действий ментальная арифметика отрицательные отзывы родителей не вызывает. Хотя некоторые все же относятся к ней с чувством неприятия и скептицизмом.

Для успешного усвоения материала требуется здоровый интерес ребенка и определенные склонности. Если малышу тяжело даются занятия (а это происходит, когда он не интересуется числами или математикой), бесполезна любая ментальная арифметика. Отзывы родителей, искренне уверовавших в новое и прогрессивное в педагогической мысли, приобретают разочарованный и скептический характер.

Негативные моменты

Теперь стоит вернуться немного назад и прочитать, что обещают детям при обучении системе счета под названием «ментальная арифметика». Отрицательные отзывы родителей, обманутых в своих ожиданиях, требуют объяснить, почему не произошло обещанное развитие второго полушария, отвечающего за логику. А спокойные, уверенные и методичные преподаватели терпеливо разъясняют, что причина подобных неудач кроется в индивидуальности каждого ребенка и особенностях методики.
Ментальная арифметика, отзывы специалистов о которой вызывают восторженные и одобрительные эмоции, дает сбой сразу по нескольким параметрам:

  • не подходит ни в раннем возрасте (4-летним чаще неинтересно), ни в позднем (с 12 лет научиться практически невозможно, если нет определенных способностей);
  • не оказывает помощи там, где требуется логика и абстрактное мышление (хотя обучает быстрому механическому счету в уме);
  • не подходит любому ребенку, у которого нет склонности к математике;
  • не универсальная, а избирательная методика.

Обещанные бонусы в изучении английского и музыки оказываются невостребованными, если ребенок не изучает дополнительно музыку и у него нет способностей к языкам. А способности к языкам часто оказываются счастливым свойством гуманитариев, которые, при всем своем желании, никак не могут заставить себя полюбить математику. Механическая система счета при помощи костяшек или бусинок, расположенных вертикально или горизонтально, более под силу тем, кто идет в бухгалтеры, чем тем, кто предпочитает изящную словесность.

Мировая известность и личные предпочтения

Решение занять свое чадо чем-нибудь неординарным посещает родителей в тот момент, когда они обнаруживают, что все вокруг водят детей на танцы, плавание, в спортивные секции, на иностранные языки. Отсутствие у ребенка особых склонностей или талантов оказывается фактором, побуждающим найти способ развить его средний уровень. Настойчивая реклама, в которой можно услышать про Китай, Японию, Таиланд, Штаты и Турцию, озаботившихся изучением прототипа современного калькулятора в век электроники и нашедших в этом бесспорную пользу и высокую степень детского развития, оказывает на таких родителей магическое действие.

Иногда ребенок ходит на такие занятия (как и на любые другие, впрочем), страдая и мучаясь, но повинуясь железной воле матери или отца. Никто не хочет плохого своему малышу. Любые секции и методики применяются исключительно из благих намерений.

Никаких принуждений

Навязывая ребенку любые занятия, пусть даже такие новаторские и современные, как ментальная арифметика, отрицательные отзывы специалистов послушать никогда не помешает. Специалисты уверены, что ребенок, которому это не интересно, не сможет и не захочет усвоить такие занятия в полном объеме. А если его принуждать и водить насильно, это может сказаться на процессе обучения в школе. На занятиях простой арифметикой, которая и без того не нравится ребенку с гуманитарными наклонностями, простые математические действия будут напоминать о ненавистных часах со счетами и методике под названием «ментальная арифметика».

Привет, дорогие!

Одна из моих самых любимых областей для глубокого изучения — детская психология и педагогика. К тому же, ко мне поступает много вопросов, связанных с этими темами.

Периодически изучаю последние новости в этих областях, и недавно обнаружила для себя новое явление — ментальная арифметика. Это новый способ обучения детей счету, в результате которого спустя несколько месяцев ребенок способен производить в уме вычисления больших многозначных чисел.

Метод задействует оба полушария мозга, обучение постепенное и глубокое и помимо навыка быстрого счета ученик становится более терпеливым, усидчивым и внимательным.

Я подумала, что узнать об этом побольше будет интересно многим родителям, которые читают мой блог.

Если вам интересна такая идея обучения, данная статья вам пригодится. В ней я расскажу, что такое ментальная арифметика, какие у нее особенности и как учить своего малыша таким образом.

Будет сложно, но интересно! Если материал вам понравится, ставьте лайки и делитесь ссылками — буду рада за обратную связь!

Что это такое?

Ментальная арифметика — это программа умственного развития, дающая возможность детям в возрасте от 4 до 12-14 лет научиться выполнять математические операции с высокой скоростью на уме — без использования калькулятора, бумаги и карандаша.

Ребенок учится выполнять математические операции быстрее калькулятора, используя абак (счеты), четкий образ которого крепится у него в памяти. Тем самым, он больше не нуждается в дополнительных приспособлениях для решения простых и сложных математических задач.

Мы неоднократно слышали высказывание о том, что 2-хлетнего ребенка можно научить многому, нежели более старшего, что связано с наиболее активным развитием мозга ребенка в раннем детстве.

Нейронные связи, определяющие развитие мозга, образуются в течение первых лет жизни ребенка. И если не стимулировать эти соединения на этом важном этапе, то они отмирают навсегда.

На чем основано действие?

Программа ментальной арифметики обеспечивает синхронную работу правого полушария мозга, отвечающего за творческую деятельность, и левого полушария, отвечающего за логическую деятельность. Благодаря этому ребенок, решая математические задачи, может одновременно петь, и даже слушать собеседника и отвечать на его вопросы. В процессе обучения используется древнейший вычислительный инструмент абак (счеты) -устройство состоящее из прямоугольной рамы с косточками, которые можно перемещать на спицах.

Использование абака развивает мелкую моторику и позволяет ребенку наглядно увидеть процесс подсчета. Постепенно дети начинают считать в уме, работая с воображаемыми счетами, — так подключается правое полушарие мозга, отвечающее за воображение, интуицию, творчество.

Напомним, что ребенок может научиться ментальной арифметике лишь в возрасте от 4-х до 12-14 лет, так как именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие мозга. Дальше мозг теряет возможность приобретения сложных навыков.

[Источник: http://idealistka.net/]

Основные понятия

В последнее время среди родителей сильно возрос . Все мы хотим, чтобы наш малыш легко справлялся с обучением и стал успешным человеком в будущем.

Ментальная арифметика - это сравнительно новое направление в дополнительном образовании. Занятия с числами дают удивительные результаты. Они не просто учат ребенка быстро считать, но и заставляют мышление работать объемнее, задействуя и правое полушарие мозга и левое.

Что она дает?

Наши достижения во многом зависят от умственных способностей. О том, что их формирование закладывается в большей степени в раннем возрасте, знают многие. В нашей стране открывается все больше центров, практикующих различные методики развития ребенка от 1,5 лет и старше.

Цель таких занятий состоит в развитии внимания, памяти, творческих способностей и.т.д. Школа ментальной арифметики дает более обширные результаты. Преподаватели этого направления работают с механизмом мышления.

Они тренируют нейронные связи с помощью математических вычислений на специальных китайских счетах -«абакус». Это развивает оба полушария мозга и позволяет использовать свои возможности более продуктивно.

Про занятия

В детстве мозг ребенка более пластичный. Занятия ментальной арифметикой - это упражнения, которые задействуют оба полушария головного мозга ребенка, благодаря чему развивается воображение, память, креативное мышление, способность принимать решения и концентрировать свое внимание, когда это необходимо.

Программа рассчитана на детишек в возрасте от 4 до 12 лет. Результаты таких тренировок - высокие. Дети прошедшие обучение, повышают успеваемость, открывают в себе новые возможности и проявляют больший интерес к учебе. Это подтверждено быстрым распространением метода (работает уже в 52 странах мира).

Занятия ментальной арифметикой на счетах тренируют мозг. Это происходит благодаря ряду упражнений:

Можно ли заниматься дома?

Многие мамы интересуются, можно ли проводить занятия ментальной арифметикой с детьми дома? Конечно, такая возможность есть. Однако необходимо понимать, что для обучения ребенка, нам сначала нужно самим освоить метод.

Обучиться самостоятельно будет сложно, ведь большинство из нас обучалось по традиционной программе, основанной главным образом на задействовании логического мышления. К счастью, сегодня во многих крупных городах открыты курсы ментальной арифметики, где могут обучаться не только будущие преподаватели, но и мамы. Освоив метод, мы можем обучать своих детей в домашних условиях. Надо отметить, что такие занятия довольно интересные и непременно увлекут ребенка.

Кроме знаний, для обучения понадобится специальный предмет - счеты абакус. Это инструмент вычисления, который появился более 3 тысяч лет назад. Сначала ребенок учиться работать непосредственно с счетами. Благодаря им он быстро осваивает сложение, вычитание, деление и даже метод извлечения квадратного корня.

Затем, обучение переходит на другой уровень, где ребенок работает без счет, лишь представляя инструмент в своем воображении. Занимаясь дома, вы можете самостоятельно купить абакус для ментальной арифметики и скачать книги (пособия образовательной компании XiangLiangEducation).

[Источник: http://temamam.ru/]

Чтобы дети росли умными и всесторонне развитыми личностями, нужно обязательно заниматься с ними еще до школы. Да и во время обучения в начальных классах тоже не стоит бросать это дело, поскольку система образования не направлена на раскрытие творческого потенциала и уникальных способностей каждого ученика.

Большинство школ ориентируются на шаблонную методику, которая подходит далеко не всем детям. Так что родителям стоит брать инициативу в свои руки и помогать наследникам становиться эрудированнее.

Ментальная арифметика уже более двух тысячелетий является прекрасным методом развития для детей в возрасте от четырех до 15 лет. При ее правильном применении можно научить свое чадо еще до школы проводить операции с четырехзначными числами в уме, а это могут делать даже не все взрослые люди.

На что еще обратить внимание?

В ментальной арифметике все вычисления производятся при помощи абакуса – японского приспособления для счета. Оно похоже на привычные нам торговые счеты, которые использовались продавцами до появления калькуляторов, только здесь нужно задействовать обе руки. Это позволяет активно развивать оба полушария мозга на одинаковом уровне.

Так что у ребенка будет все хорошо не только с рациональным мышлением, но и с творческой составляющей. Через некоторое время малыш начнет производить вычислительные операции без абакуса, просто представляя его у себя в голове. Это выглядит удивительно, но сотни примером говорят о том, что вполне реально научиться такому и в домашних условиях, если сильно захотеть.

У детей будет улучшаться память, а все данные они смогут хранить в четко структурированном виде, чтобы легко справляться с уроками и заниматься каким-либо творческим делом. Родители могут самостоятельно заниматься с малышами, если просто скачают в интернете уроки и приобретут необходимые детали для занятий. Нужно будет разработать эффективную систему поощрения и мотиваций, чтобы ребенок старался во время уроков и действительно обучался, а не просто отбывал номер.

Во многих западных школах ментальная арифметика положена в основу образования, так что в обычных школах детей обучают с помощью этой методики. Отечественная система пока не дошла до такого, но можно и без централизованных указаний приступить к использованию этой эффективной методике у себя дома.

[Источник: http://www.sq.com.ua/]

Дальше — интереснее!

О ментальной арифметике в России заговорили совсем недавно: к нам пришла новая уникальная методика развития умственных способностей. Родители обсуждают успехи детей на форумах, на Первом канале в программе Малахова выступают детишки и поражают зрителей своими умениями.

Кажется, невероятным, но благодаря этой методике даже малыши детсадовского возраста решают задачи с трехзначными числами в уме. Причем быстро и правильно! Однако «соль» методики - вовсе не в навыке быстрого счета. Это лишь полезный побочный эффект.

Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает формировать нейронные связи головного мозга, устойчиво развивает скорость и качество мышления. Причем это требует совсем небольшой включенности: одно полноценное занятие в неделю плюс домашняя работа по 15-20 минут в день.

Включаем оба полушария

Ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария головного мозга. Левое полушарие – отвечает за логику и высокий IQ, умение сконцентрироваться на задаче, память и навыки наблюдения. Правое полушарие – дает высокий творческий потенциал, интуицию, воображение, веру в себя, самостоятельность. И только активное включение обоих полушарий помогает максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал.

Современная система образования нацелена на развитие левого полушария, поэтому у большинства современных людей оно работает лучше, они – хорошие исполнители, ответственные работники.

Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!

И лишь немногие счастливчики используют оба полушария одновременно: становятся инициативными, творческими, вдохновенными деятелями и в то же время собранными и внимательными. А ведь именно это – путь к успеху, к насыщенной и радостной жизни.

Чему учимся?

Конечно, родители приводят детей на занятия не для того, чтобы они научились считать быстрее калькулятора. Методика помогает решить целый веер задач: концентрация внимания; тренировка фотографической памяти; усидчивость и самодисциплина; моментальный счет многозначных чисел в уме; тренировка навыка одновременного решения нескольких задач; быстрое освоение иностранных языков; уверенность в своих силах; креативное мышление.

Загруженность занятиями?

Порой родители сетуют, что их дети и так по ушки заняты подготовкой к школе, или домашними заданиями, репетитором, музыкальной школой, спортивными тренировками… И еще одно занятие кажется лишним грузом. Если бы не одно «но»: ментальная арифметика как раз учит мозг «разгружаться» и концентрироваться в нужные моменты, оптимизировать мыслительные процессы, распределять нагрузку, легко обходиться с многозадачностью.

Таким образом дети проще и быстрее справляются с учебой, экономят время и силы, у них появляется уверенность в себе. В современном мире это – очень важное конкурентное преимущество. А если учесть, что к моменту взросления наших девочек и мальчиков мир только усложнится, то тем более важно дать детям хорошую базу для успешной и счастливой жизни.

Когда лучше начинать?

Занятия ментальной арифметикой проводятся для детей от 4 до 16 лет. Когда лучше стартовать – решает семья, но чем раньше ребенок начнет заниматься, тем эффективнее будет процесс. Это связано с тем, что с возрастом активность нейронных связей снижается, и их работу приходится восстанавливать.

Нейропсихологи давно говорят о пластичности мозга: мы можем развивать его в любом возрасте, просто малышам с более пластичной и «живой» нейронной структурой будет легче освоить новые навыки. Больше того, в ментальной арифметике есть возможность работать и с «особыми детьми».

Есть примеры серьезных успехов при обучении детей с дислексическими расстройствами и расстройствами аутичного спектра. На Западе ментальной арифметикой занимаются и люди преклонного возраста – для профилактики болезни Альцгеймера и рассеянного склероза.

Как проходят занятия?

Обучение построено следующим образом: один раз в неделю 2 академических часа ребенок занимается в мини-группах по 6-8 человек с использованием методических материалов и абакуса (счеты), а также используется специальное программное обеспечение. На занятиях дети передвигают пальчиками (мелкая моторика) косточки на абакусе и таким образом учатся выполнять арифметические операции физически.

Затем они учатся представлять абакус в уме (образная память) и решают задачи, перемещая воображаемые косточки. Так ребенку дается задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в «скоростное» правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создается воображаемый абакус.

На нем производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдает ответ. Таким образом, задействуются оба полушария головного мозга и укрепляется связь между ними. Очень важно закреплять навык ментального счета ежедневно, и компьютерная программа позволяет это делать детям в домашних условиях, уделяя тренировкам всего по 15-20 минут в день. Выполнение домашнего задания контролируется и в случае необходимости корректируется тренером.

Первые результаты не заставят себя долго ждать и уже через 2 -3 месяца занятий родители заметят изменения: дети становятся собраннее, быстрее считают и учат стихи, легче запоминают иностранные слова, проще справляются с домашними заданиями.

Длительность обучения – 2-2,5 года, в зависимости от индивидуальных особенностей. За это время у ребенка закрепляется навык целостного восприятия и быстрой обработки информации.

В настоящее время ментальную арифметику используют в 52 странах мира. Две ведущие мировые державы, Япония и Китай, используя специальные счеты – абакус, учат детей в государственной начальной школе. И в России это не «новомодная диковинка», а всего лишь хорошо забытое старое.

Современные наблюдения показывают, что счеты помогают ученикам добиваться отличных результатов в математике, и отказ от них в школьном обучении снижает подвижность ума.

[

Большинство родителей желают видеть своих детей умными, развитыми и успешными. Кто-то довольствуется тем, что их детям подарила природа, а кто-то, в поисках модных методов обучения, записывает ребенка во всевозможные кружки и школы раннего развития.

Для нестандартного развития детей в наше время существует большое количество методик, одной из самых популярных в последние годы стала ментальная арифметика. О популярности методики ментальной арифметики свидетельствует все большее количество детских развивающих центров, работающих по этому методу. Так, в 2017-18 учебном году в Нижнем Новгороде не менее девяти предлагают занятия ментальной арифметикой, как одно из направлений обучения.

Сегодня такую методику развития обоих полушарий головного мозга практикуют более чем в 50 государствах мира. Что это за методика, откуда она к нам пришла и чем она так популярна?

Ментальная арифметика: новое или хорошо забытое старое?

Корни ментальной арифметики нужно искать в древности. Методика основана на использовании древнего «калькулятора» - абакуса, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. Он представляет из себя прямоугольную рамку, в которой натянуто 13 вертикальных струн, на каждой из которых нанизано 5 косточек. Каждая из пяти косточек имеет свое назначение. Верхняя называется пятеркой, а остальные обозначают единицы. На первой спице справа находятся разряды: единицы, затем десятки и так далее.

Из Китая абакус стал распространятся по всему миру и в 16 веке попал в Японию. Японцы усовершенствовали этот инструмент счета и назвали свое изобретение - счеты соробан, которые и в наше время, ввиду своей эффективности, используются в начальной школе для обучения детей счету.

Ментальная арифметика: в чем суть метода?

Ментальная арифметика - это эффективная программа развития умственных способностей при помощи арифметических вычислений на счетах. Отличие метода от обычной арифметики в том, что при использовании счет задействованы оба полушария головного мозга.

Методика ментального счета основывается на использовании указательного и большого пальца. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение. На начальном этапе детей учат с помощью счет выполнять сложение и вычитание. Со временем дети уже должны представлять абакус мысленно и все вычисления производить в «голове», при этом к сложению и вычитанию прибавляются умножение и деление. Левое полушарие ребенка воспринимает цифры, а правое – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета.

В общей сложности обучение ментальной арифметике состоит из 10-12 уровней, на каждый из которых уходит, в среднем, по 4 месяца. Чтобы навык закрепился, специалисты советуют заниматься не реже двух раз в неделю. Уже через полтора года ребенок способен делать разные вычисления с 4-х или 5-тизначными числами в уме.

Обучение метальной арифметике рассчитано на детей в возрасте от 4 до 16 лет.

Ментальная арифметика: плюсы и минусы

Ментальная арифметика помогает детям:

  • Научиться нестандартно мыслить.
  • Способствует развитию логики, мышления, памяти.
  • За счет задействования обоих полушарий мозга развивает творческие способности.
  • Ребенок учится быстро решать в уме.
  • Повышается успеваемость по другим предметам.

Но у ментальной арифметики существуют и отрицательные стороны:

  • Из-за привычки быстро считать, ребенок может ошибиться на уроке.
  • Вычисления в уме часто отнимают много времени, которого потом может не хватить на выполнение задания.
  • Высокая стоимость обучения.