Методика «карта интересов».
Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 мин.
Инструкция: «У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу.
Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.
Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится - два минуем. Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается».
Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?
1. Уроки по физике.
2. Уроки по математике.
3. Уроки по химии.
11. Уроки истории.
12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
19. Знакомиться с устройством и работой станков.
20. Готовить обеды.
22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.
24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.
27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т. д.).
28. Смотреть телепередачи о космонавтах.
29. Изучать биологию.
30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
31. Изучать ботанику.
32. Проводить время в лесу.
34. Активно участвовать в общественной жизни.
36. Слушать симфоническую музыку.
37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезых ископаемых.
38. Узнавать о географических открытиях.
39. Обсуждать текущие дела и события.
40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
41. Путешествовать по стране.
42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.
43. Знакомиться с различными инструментами.
44. Уроки домоводства.
45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.
46. Посещать фабрики.
47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.
49. Разбираться в теории физических явлений.
50. Решать сложные математические задачи.
51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
52. Наблюдать за небесными светилами.
53. Вести наблюдения за растениями.
54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.
55. Выращивать животных и ухаживать за ними.
56. Собирать гербарий.
57. Писать рассказы и стихи.
58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.
59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
62. Изучать природу родного края.
63. Организовывать общественные мероприятия в школе.
64. Обращать особое внимание на поведение людей.
65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.
66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
67. Изготавливать различные детали и предметы.
68. Организовывать питание во время походов.
69. Бывать на стройках.
70. Шить одежду.
71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.
72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.
73. Заниматься в физическом кружке.
74. Заниматься в математическом кружке.
75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
76. Посещать планетарий.
77. Посещать кружок биологии.
78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
80. Сажать деревья и ухаживать за ними.
81. Работать со словарем и литературными источника ми, библиографическими справочниками.
82. Быстро переключаться с одной работы на другую.
83. Выступать с докладами на исторические темы.
84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.
85. Составлять описания минералов.
86. Участвовать в географических экспедициях.
87. Выступать с сообщениями о международном положении.
88. Помогать работникам милиции.
89. Посещать кружок юных моряков.
90. Выполнять работу воспитателя.
91. Уроки труда.
92. Давать советы знакомым при покупке одежды.
93. Наблюдать за работой строителя.
94. Знакомиться со швейным производством.
95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
96. Собирать радиоприемники и электроприборы.
97. Участвовать в олимпиадах по физике.
98. Участвовать в математических олимпиадах.
99. Решать задачи по химии.
100. Участвовать в работе астрономического кружка.
101. Проводить опыты на животных.
102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.
103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
104. Быть членом общества охраны природы.
105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
106. Анализировать явления и события жизни.
107. Интересоваться прошлым нашей страны.
108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
111. Издать политический строй различных стран.
112. Работа юриста.
113. Посещать кружок юных космонавтов.
114. Работа учителя.
115. Бывать на заводах.
116. Оказывать людям различные услуги.
117. Принимать участие в строительных работах.
118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
119. Разбираться в технических чертежах и схемах.
120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.
121. Проводить опыты по физике.
122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
123. Ассистировать преподавателю при проведении опы тов по химии.
124. Собирать сведения о других планетах.
126. Быть активным членом санитарных дружин.
127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.
128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
130. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.
131. Изучать историческое прошлое других стран.
132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
134. Изучать географию нашей планеты.
135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.
138. Обучать и воспитывать детей.
139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
140. Постоянно общаться со многими людьми.
141. Проектировать строительные объекты.
142. Посещать выставки легкой промышленности.
143. Выполнять чертежи, проектировать машины.
144. Разбираться в радиосхемах.
Примечаие : Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.
Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка для ответов количества знаков « + » и « - », а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаками «+» или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков « + »
Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.
КЛЮЧ
Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.
ИНСТРУКЦИЯ
«У вас есть возможность продолжить учебу или заняться интересной работой. Для того чтобы помочь вам разобраться в своих интересах, предлагаем вам перечень вопросов. Рядом с номером вопроса поставьте знак (++), если вам очень нравится, и вы хотели бы стать специалистом; (+) - если вам нравится знать, но не делать; (-) - если вам не нравится».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА Нравится ли Вам:
3. Изучать устройство электро- и радиоприборов?
5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?
6. Знакомиться с жизнью растений и животных?
8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?
10. Знакомиться с работой врача?
11. Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе?
15. Выполнять домашние задания по химии?
16. Исправлять бытовые электро- и радиоприборы?
17. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?
18. Ходить в походы по родному краю для его изучения?
19. Изучать биологию, ботанику, зоологию?
21. Участвовать в общественной работе?
22. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если сами они не могут его сделать?
26. Знакомиться с военной техникой?
27. Проводить опыты по физике?
30. Собирать и ремонтировать машины (например, велосипед)?
31. Собирать коллекции минералов?
32. Работать в саду, на огороде?
33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи)?
36. Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств?
37. Помогать по хозяйству дома?
38. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности? 39.Участвовать в военных играх, походах?
40. Заниматься в математическом или физическом кружке?
41. Готовить растворы?
42. Собирать радиоприемники?
43. Моделировать (например, изготовлять модели планеров)?
44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях?
45. Наблюдать за живой природой?
46. Изучать иностранный язык?
47. Выступать с докладами на исторические темы?
48. Выполнять работу пионервожатого?
49. Ухаживать за детьми?
50. Делать разные покупки?
51. Беседовать с товарищами об искусстве?
52. Заниматься в спортивных секциях?
53. Участвовать в физических или математических олимпиадах?
54. Решать задачи по химии?
55. Выполнять работы с измерительными приборами?
56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами?
57. Знакомиться с географическими или геологическими картами?
58. Проводить опытническую работу по биологии?
59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?
60. Изучать политический строй в разных странах?
61. Обсуждать вопросы воспитания?
62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека?
63. Убеждать людей в чем-либо?
64. Знакомиться с историей искусств?
65. Быть организатором в походах и играх?
66. Выполнять математические действия по формулам?
67. Находить химические явления в природе?
68. Разбираться в радиосхемах?
69. Выполнять чертежи?
70. Производить топографическую съемку местности?
71. Ухаживать за животными?
72. Выступать с докладами по вопросам литературы?
73. Знакомиться с историей культуры?
74. Давать объяснения младшим школьникам?
75. Изучать причины возникновения разных болезней?
76. Знакомиться, общаться с разными людьми?
77. Принимать участие в смотрах художественной самодеятельности или выставках изобразительного искусства?
78. Соблюдать режим (распорядок) дня?
Обработка. По каждому направлению в соответствие с ключом подсчитывается количество плюсов и минусов:
Физико-математическое направление - 1,14,27, 40, 53, 66 вопросы;
Химия -2, 15,28,41,54,67;
Электротехника - 3, 16, 29, 42, 55, 68;
Техника - 4,17,30,43, 56, 69;
Геология и география - 5,18, 31, 44, 57, 70;
Биология и сельское хозяйство - 6, 19, 32,45, 58,71;
Филология и журналистика -- 7, 20, 33, 46, 59, 72;
История и общественная деятельность -8,21,34,47,60,73;
Педагогика и воспитательная работа -9,22, 35,48,61,74;
Медицина - 10, 23, 36, 49, 62, 75;
Сфера обслуживания и домашнее хозяйство - 11,24, 37, 50,63,76;
Искусство - 12, 25, 38, 51, 64, 77;
Военное дело, физическая культура- 13,26,39, 52,65,78.
Интерпретация. Число плюсов и минусов по каждому направлению дает довольно ясное представление об интересах учащихся. После подсчета количества «+» и «-» по направлениям выделяются те из них, которые имеют наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым количеством плюсов, то преобладающим интересом следует считать тот, в котором содержится меньшее число минусов. Если количество плюсов и минусов одинаково по нескольким направлениям, можно судить о примерно одинаковом развитии интересов и склонностей школьника к соответствующим областям знаний и деятельности.
7.4 . ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ
Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация Н. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.
ИНСТРУКЦИЯ
«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
1. Профессия одна из важнейших в обществе 2. Работа с людьми 3. Работа требует постоянного творчества 4. Работа не вызывает переутомления 5. Большая зарплата 6. Возможность самосовершенствования 7. Работа соответствует моим способностям 8. Работа соответствует моему характеру 9. Небольшой рабочий день 10. Отсутствие частого контакта с людьми 11. Возможность достичь социального признания, уважения 12. Другие факторы (какие?) |
1. Мало оценивается важность труда 2. Не умею работать с людьми 3. Нет условий для творчества 4. Работа вызывает переутомление 5. Небольшая зарплата 6. Невозможность самосовершенствования. 7. Работа не соответствует моим способностям 8. Работа не соответствует моему характеру 9. Большой рабочий день 10. Частый контакт с людьми 11. Невозможность достичь социального признания, уважения 12. Другие факторы (какие?) |
ОБРАБОТКА
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как:
где: N - объем выборки (количество обследуемых), п количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, п+ - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от -1 до + 1 . Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).
Форма 7.2
Название выборки _ Объем выборки N =
Факторы 1 2 3 4 5 6 7 | |
п + |
Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение п + и п-. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.
Совершенно ясно, что два
невысоких коэффициента значимости
хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.
Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90% респондентов вообще не назвали его в числе значимых - не обратили на него внимания.
В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
С использованием данной методики проводилась серия исследований, в основном на материале высшей школы (в том числен наши собственные). Значительно меньше имеется работ с ее применением, в которых предметом анализа был бы процесс обучения в средней профессиональной школе.
Наши исследования, проведенные в ПТУ на разных выборках (отражающих различный профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В нижеследующей таблице приведены по различным выборкам пять наиболее значимых факторов. Причем их место в таблице соответствует величине коэффициента значимости.
Таблица
Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся ПТУ
Факторы и их значимость |
|||||
Профессия одна из важнейших в обществе |
Негативный фактор: работа вызывает переутомление |
Работа соответствует способностям |
Работа с людьми |
Работа требует постоянного творчества |
|
Большая зарплата |
Негативный фактор: слишком частый контакт с людьми |
Возможность самосовершенствования |
|||
Негативный фактор: работа вызывает переутомление |
Профессия одна из важнейших в обществе |
Работа с людьми |
Работа соответствует способностям |
* факторы, имеющие одинаковую значимость.
Как видно из таблицы, структура значимых факторов, определяющих отношение учащихся к профессии, достаточно идентична в различных училищах, хотя имеется и определенная специфика, которая, очевидно, связана с профилем училища, особенностями контингента, в том числе и половыми различиями. Так, установлено, что фактор зарплаты входит в число наиважнейших, что согласуется с данными других исследований, включая материалы зарубежных авторов (ДанчИ.,1985). В одной выборке (см. в табл. «А») фактор зарплаты не вошел в число значимых, что мы связываем со спецификой данной выборки по полу - абсолютное большинство здесь составили девушки. Отметим, что в упоминавшемся выше исследовании венгерского психолога И. Данча сведения по половому составу выборки отсутствуют.
Из таблицы видно, что устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся ПТУ имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, объективное признание и субъективное понимание учащимися общественной важности профессии существенным образом влияют на удовлетворенность сделанным выбором, а, следовательно, способствуют профессиональной стабилизации. Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности: желанием творчества и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Как показал проведенный нами дополнительный анализ, данныйфактор занимает разные места в подгруппах успевающих и неуспевающих учащихся (более значим для первых, менее значим для вторых), в целом его субъективная значимость в обеих подгруппах высокая: в первом случае - второй ранг, во втором - четвертый. Эти результаты недвусмысленно указывают на то, что у современной молодежи ориентация на творчество в будущей профессиональной деятельности - независимо от ее специфики и содержания - четко выражена. Ожидание творческих элементов в профессии, усмотрения творческих начал в будущей профессиональной деятельности обусловливают отношение к профессии, влияют на ее выбор и удовлетворенность им. При этом, как показывают исследования, такие тенденции проявляются на различных уровнях профессионального образования: и в средней, и в высшей школе. Конечно, разные профессии и разные «трудовые посты» по выражению Е. А. Климова представляют неравные возможности для творчества. Однако, как справедливо подчеркивает Б. Ф. Ломов, «творчество - это не исключительное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая деятельность включает момент творчества» (1984, с. 230). Станет или не станет профессиональная деятельность творческой - во многом зависит от самой личности. А потому формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству есть необходимое звено системы профессионального обучения.
Шкалы: интересы - физика и математика, химия и биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, география и геология, литература и искусство, история и политика, педагогика и медицина, предпринимательство и домоводство, спорт и военное дело
Назначение теста
Исследование профессиональных интересов респондентов.
Инструкция к тесту
Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс , если не нравится - минус .
Тест
Обработка и интерпретация результатов теста
Сфера интересов № Вопросов
Физика и математика 1 11 21 31 41
Химия и биология 2 12 22 32 42
Радиотехника и электроника 3 13 23 33 43
Механика и конструирование 4 14 24 34 44
География и геология 5 15 25 35 45
Литература и искусство 6 16 26 36 46
История и политика 7 17 27 37 47
Педагогика и медицина 8 18 28 38 48
Предпринимательство и домоводство 9 19 29 39 49
Спорт и военное дело 10 20 30 40 50
Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.
Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности, или профессионально важные качества.
Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
Источники
Методика «Профиль» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г." А.Е.Голомштока.
Назначение теста
Исследование профессиональных интересов респондентов.
Инструкция к тесту
Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс , если не нравится – минус .
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит
в результатах тестов ваше имя или фото
. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23
” или “Мужчина, 31
“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей
” и “Доступ в любое время
” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят
ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.
Ключ и обработка результатов теста
Сфера интересов | № Вопросов | ||||
---|---|---|---|---|---|
Физика и математика | 1 | 11 | 21 | 31 | 41 |
Химия и биология | 2 | 12 | 22 | 32 | 42 |
Радиотехника и электроника | 3 | 13 | 23 | 33 | 43 |
Механика и конструирование | 4 | 14 | 24 | 34 | 44 |
География и геология | 5 | 15 | 25 | 35 | 45 |
Литература и искусство | 6 | 16 | 26 | 36 | 46 |
История и политика | 7 | 17 | 27 | 37 | 47 |
Педагогика и медицина | 8 | 18 | 28 | 38 | 48 |
Предпринимательство и домоводство | 9 | 19 | 29 | 39 | 49 |
Спорт и военное дело | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.
Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.
Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены .
Автор
Москва, Россия – психолог-профконсультант
Источники
- Методика «Профиль» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.
В наше время существует огромное количество методик для тестирования школьников. Популярностью пользуются тесты на профориентацию, что вызвано интересом и самих детей: кто-то хочет узнать, к какой профессию стоит присмотреться, а кто-то удостовериться в правильности уже определённой для себя сферы. Тест А. Е. Голомштока «Карта интересов» поможет учащимся, учителям и родителям в сложном выборе.
Характеристика модифицированной методики А.Е. Голомштока
Автор методики А. Е. Голомшток - советский педагог, один из руководителей группы, занимавшейся изучением отношения школьников к выбору специальности, а также проблем формирования интересов. Им были опубликованы несколько работ по этой тематике (к примеру, «Выбор профессии и воспитание личности школьника»), которые стали основой в этой области.
«Карта интересов» - это опросник, состоящий из 174 пунктов, в которых отражены 29 сфер: физика, химия, биология, математика, астрономия, право, общественная деятельность, журналистика, транспорт и так далее.
Проводить исследование полагается дважды за время обучения школьников: в 7 и 10 классах. Автор теста считает, что именно в возрасте 12–13 лет формируются основные предпочтения детей, связанные с тем, чем они хотели бы заниматься, окончив школу, а в 16–17 имеют уже более или менее устоявшиеся взгляды на будущую профессию.
По итогам теста педагог или психолог получит информацию о том, к каким сферам деятельности у школьника больше склонностей. Это поможет понять, в каком направлении стоит действовать при воспитании, обучении и общении с ребёнком.
Итоги диагностики помогут учащимся и родителям выяснить, какая сфера деятельности ближе школьнику
Проведение тестирования «Карта интересов» среди школьников
Для проведения теста потребуется распечатать матрицы и списки сфер деятельности в равном группе, в которой организовывается исследование, количестве. Опросник вы можете зачитывать сами, в этом случае проще держать обратную связь с детьми. Диктовать следует размеренно и давать время на то, чтобы учащиеся подумали и дали нужный ответ.
Перед началом тестирования необходимо объяснить школьникам условия:
- Нельзя игнорировать вопросы, ответ должен быть дан на каждое утверждение.
- Стоит быть предельно внимательными и не путать номера утверждений.
- Если что-то пропустили или не поняли, полагается сразу же спросить об этом - в дальнейшем будет очень трудно разобраться, в каком именно месте возникли трудности.
Затем полагается объяснить, как отмечать тот или иной ответ. Делать это лучше всего наглядным образом, написав на доске или также распечатав и раздав детям вместе с матрицами.
- Если то, что предлагается в утверждении, школьнику очень близко, в клеточку напротив номера ставится «++».
- Когда просто нравится, то «+».
- При возникающих сомнениях в выборе того или иного ответа учащемуся следует записать «0», но таких случаев должно быть как можно поменьше. Лучше рекомендовать школьнику подумать подольше.
- Если названное не нравится, то под номером вопроса ставится «-».
- Когда озвученное испытуемый не любит категорически, то ответом должен служить знак «- -».
Зачитывая утверждения, не забывайте добавлять «Нравится ли вам…», «Любите ли вы…», «Хотели бы вы…». Например: «Нравится ли вам знакомиться с жизнью растений или животных?» или «Любите ли вы уроки домоводства или домашние занятия домоводством?».
Все вопросы относительно условий теста лучше разбирать сразу, чтобы потом не возникло нестыковок
Подведение итогов и интерпретация результатов
Для обработки ответов используется матрица ответов из 6 строк и 29 столбцов. Каждая из колонок обозначает определённую сферу деятельности. Попросите школьников посчитать плюсы и минусы в каждом столбце, отметив, что в тех случаях, когда стоит «++» и «- -», необходимо прибавлять не один балл к сумме, а два, и подписать под столбцами получившиеся результаты.
Затем школьникам следует найти по номерам колонок в списке сфер интересов те, минусов и плюсов в которых у них оказалось больше - это будут направления с наивысшей степенью антипатии и симпатии соответственно. Но посоветуйте испытуемым вывести результаты и касаемо других деятельностей, набравших меньшее количество «голосов». Это поможет им лучше узнать себя, понять, на чём стоит акцентировать внимание. А вам останется зачитать, что же означает то или иное количество «+» и «-»:
- наибольшее отрицание - от -12 до -6;
- неинтересно, не подходит - от -5 до -1;
- слабый интерес - от 1 до 4;
- выраженный интерес - от 5 до 7;
- наивысшая степень интереса - от 8 до 12.
Необязательно поручать испытуемым подсчитывать результаты. Можно сделать это самостоятельно, собрав заполненные матрицы, а затем лишь проинформировать учащихся об итогах.
Организатору под силу подвести итоги самостоятельно, не привлекая к этому испытуемых
В завершение исследования спросите у детей, понравился ли им тест, чтобы получить обратную связь для себя.
Что же делать организатору с полученной информацией? Если вы классный руководитель группы школьников, в которой проводили диагностику, будет очень кстати использовать итоги тестирования в деле повышения заинтересованности ученика к знаниям, опираясь на информацию о том, что ему близко. Вы всегда сможете поговорить с ребёнком о том, что ему нравится, увеличив уровень доверия и понимания, ведь дети очень тонко чувствуют, когда мы проявляем к ним неподдельный интерес. Те же преимущества появляются, если вы родитель или психолог.
Файл: Материал к тесту
Ничего сложного в проведении теста по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока нет. А пользы от такой диагностики достаточно много. Если вы преподаватель и вместо обычного урока решите провести подобное исследование, дети будут вам только благодарны.