Глагол состояние предмет процесс. Предыдущее. Смотреть что такое "глагол" в других словарях

Глагол

Часть речи,

а) обозначающая действие или состояние как процесс (семантический признак);

б) выражающая это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения (морфологический признак);

в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого (синтаксический признак). Понятие процесса в определении глагола включает в себя разнообразные значения: конкретное действие (строить, рисовать), движение и перемещение в пространстве (ходить, летать), физическое и душевное состояние (спать, тосковать), деятельность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, краснеть) и т. д.

Присущие глаголу грамматические категории вида, залога, времени, наклонения и т. д. показывают характер протекания действия во времени, отношение действия к его субъекту или объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс реальный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый, т. е. в его отношении к действительности, и т. д. Категории вида ц залога присущи всем грамматическим формам глагола, категория времени отсутствует у инфинитива и деепричастия, категории лица и наклонения отсутствуют у инфинитива, причастия и деепричастия. К синтаксическим признакам глагола относится, помимо функции сказуемого, способность согласовываться с подлежащим, иметь при себе управляемые слова, определяться наречиями.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Синонимы :

Смотреть что такое "глагол" в других словарях:

    Глагол. Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова… … История слов

    См … Словарь синонимов

    ГЛАГОЛ, глагола, муж. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк. книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта… … Толковый словарь Ушакова

    Муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что … Толковый словарь Даля

    Времён. Книжн. Устар. Напоминание о фатальной быстротечности жизни. /i> Цитата из стихотворения Г. Р. Державина. БМС 1998, 111. Фильтровать глагол (глаголы). Жарг. мол. Следить за своей речью, быть осторожным в выражениях; не употреблять грубых … Большой словарь русских поговорок

    Глагол - Глагол ♦ Verbe В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами»,… … Философский словарь Спонвиля

    ГЛАГОЛ, часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. В предложении употребляется преимущественно в… … Современная энциклопедия

    Часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении быть… … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛАГОЛ, а, муж. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и… … Толковый словарь Ожегова

    В индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный преходящий признак,свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Глагол - ГЛАГОЛ (латинск. verbum). В широком смысле Г. название грамматической категории, заключающей как спрягаемые слова, т. е. слова, имеющие формы времени и наклонения, так и образованные от тех же основ слова, не имеющие форм времени и наклонения … Словарь литературных терминов

Книги

  • Глагол. № 3. 1991. Александр Галич. Я выбираю свободу , Александр Галич , В третий номер журнала "Глагол" вошли публицистические выступления известного советского поэта, прозаика и драматурга Александра Галича. Основу составили его выступления по радиостанции… Категория: Научная литература Серия: Глагол (журнал) Издатель: Глагол ,
  • Глагол-волк: Лексическая лирика , Арсенов Сергей Иванович , ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА - завершающая трилогию о СЛОВЕ книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом АГЛОССЕР, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге… Категория:

36. Общая характеристика глагола. Основы глаголов. Классы глаголов.

Глагол - разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс. Слово «процесс» в данном употреблении имеет широкое значение - под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, слышать, мыслить, спать, тосковать, слабеть и т.п.). Мария плачет и грустит (П.): глаголы плачет и грустит выражают состояние, отнесенное к лицу как субъекту этого состояния, а также ко времени.

Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога. Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката). В словообразовании преобладает приставочный способ.

Основы глаголов. Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира -ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш -ут, напиш -ут.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в .

Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть , омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть . Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший ), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший ).

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя) .

Классы глаголов. Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

Класс – группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Классы делятся на продуктивные и непродуктивные (около 17 классов).

Глагол - разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим богатством. Глагол - это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, со­стояние или становление. Значение Обобщение проявляется прежде всего в том, что к глаголам относятся слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность (рубить, строить), пере­движение лица или предмета (идти, ползти), чувства (слышать, видеть), мыслительные процессы (думать, рассуждать), физическое состояние (спать, лежать) и многие другие. Он изменяется по временам, числам, лицам и родам, в состав гла­гольных форм входят изменяемые и неопределенная (неизменяе­мая) формы. В начальных классах не рассматриваются категории наклонения, залога, причастия, деепричастия. По способам образования глагол также своеобразен: в нем раз­вита система префиксального образования; у глагола довольно слож­ные способы суффиксального словообразования. Своеобразие глагола выражается и в его синтаксических воз­можностях: это прежде всего сказуемое в предложении, т.е. один из главных членов предложения. Большое значение глагол имеет для построения словосочета­ний: Основные задачи изучения глагола следующие: 1) формирование первоначального понятия о глаголе как час­ти речи; 2) развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях; 3) повышение уровня умственного развития учащихся;4) выработка навыка правописания личных окончаний наибо­лее употребительных глаголов I иII спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи. последовательность изучения глагола.

I класс. Подготовительный этап совпадает условно с периодом обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии I класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?». II класс. Основные задачи данного этапа состоят в формиро­вании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с измене­нием глаголов по числам и временам, овладении учащимися уме­нием образовывать временные формы глаголов. III класс. знакомство с неопределенной формой гла­гола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Задачи изучения глаголов в III классе следующие:. 1) углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лек­сическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении); 2) развитие навыков точного употребления глаголов в речи 3) знакомство со спряжением глаголов; развитие умения распоз­навать лицо глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени; 4) подготовка учащихся к правописанию личных окончаний глагола; первоначальное ознакомление с I и II спряжением, развитие умения распознавать спряжение по неопределенной форме.

Формирование понятия «глагол» начинается в период обучения грамоте. Упражнения проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т.п. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, Например: Птицы осенью (что делают?) улетают. В дальнейшем следует подбирать глаголы, значение которых не совпадает с житейским пониманием «действия» предмета (болеть, удивляться, зеленеть).

Одним из ведущих умений, формируемых у первоклассников, является постановка вопроса к слову. Учитель специально упраж­няет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что?, сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать

Неопределенная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы. Поэтому изучение этой формы нецелесообразно в I и II классах. Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает действие или состояние без указания лица и времени и является начальной формой глагола. По своему происхождению и положению в системе языка неопределенная форма напоминает имя существительное в именительном падеже; недаром в русском языке имеются омонимы: знать, печь -*глаголы и знать, печь - имена существительные. Учащимся начальных классов практически постоянно приходится иметь дело с глаголами совершенного и несовершенного вида, ставить вопросы к глаголам: что делать? что сделать. При изучении неопределенной формы возможны следующие типы упражнений. 1. Провести наблюдения над лексическим (смысловым) значе­нием глаголов в неопределенной форме, над их многозначностью, синонимией, сопровождаемые заданиями: 1) сгруппировать глаголы по значению (передвижение, физи­ческий труд, говорение, работа мысли, состояние погоды и т.д.): везти, пилить, решать, плакать; 2) подобрать синонимы к глаголам: смотреть - ..., сказать греметь...; 3) подобрать антонимы к глаголам: говорить..., радовать-..;4) заменить глаголы однокоренными существительными: возвратить..., 5) заменить существительные однокоренными глаголами: отправление..., освещение..., собирание - .... 2. Составить словосочетания, состоящие из глагола в неопределенной форме и зависимого от него существительного: приходить в читать

«18» Категория числа глагола Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или более предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. Ознакомить учащихся с согласованием существительного и глагола в чис­ле, с сущностью числа можно следующим образом.

1. Учитель показывает предметные картинки, на одной из которых изображен один предмет, а на другой - несколько предметов: самолет и самолеты.

Составьте по рисункам предложения из двух слов: Самолет летит. Самолеты летят.

Сравните глаголы в этих предложениях. Действие скольких предметов обозначает каждый глагол?2. Обобщение. - Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе. Если глагол обозначает действие двухли более предметов, то он стоит во множественном числе. 3. Наблюдение над согласованием существительного с глаголом. В процессе последующей работы у детей формируется умение изменять глагол по числам. Временные формы глагола представляют для второклассников значительную трудность. Она обусловлена тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола. Сущность временной формы глагола учащиеся раскрывают, со­поставляя, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т.е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за дей­ствиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (пишет пред­ложение, писал предложение, будет писать предложение). следующие выводы.

«19». Глаголы изменяются по временам. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее. 2. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, т.е. в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? и т.д.обращает внимание учащихся на суффикс -л- как показатель прошедшего времени. С понятием «лицо» учащиеся познакомились при изучении местоимений. Они знают, что местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица, что они изменяются по числам (я - мы, ты - вы, он - они). Эти сведения и используются при первом ознакомлении учащихся с изменением глагола по лицам. Даются сочетания: я пою, ты по­ешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют. Дети, наблюдая, убеж­даются, что в зависимости от лица местоимения изменяется и лицо глагола, Будущее время глагола предстоит перед учащимися в двух ви­дах: как будущее сложное, состоящее из вспомогательного глагола буду и данного глагола несовершенного вида в неопределенной форме: буду писать, будешь писать, будут писать и т.д., и как будущее простое, состоящее из одного слова - глагола совершенного вида: напишу, напишут и т.д. Личные окончания глаголов. Учащиеся III класса учатся различать окончания, узнают, что для одних глаголов характерны окон­чания -ет и -ут, для других - -ит и -ат (-ят), наблюдают, что если какая-либо форма имеет в окончании букву е, то она сохра­няется и в других окончаниях.После наблюдения за различиями в правописании глаголов учитель предлагает рассмотреть таблицу спряжения, списать ее, выделив личные окончания глаголов, и прочитать определение, данное в учебнике.

В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи.

Часть речи - это структурно-семантические, или лексико-грамматические, разряды слов, разграничиваемые по выражаемым ими значениям, по свойственным им морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по их синтаксическим функциям в составе предложений (67, с.170).

При отнесении того или иного слова к определённой части речи учитывается вся совокупность характерных для него как для единицы языка черт. Так для отнесения слов к категории глагола недостаточно, чтобы они только обозначали действие или состояние: необходимо, чтобы они выражали это действие или состояние в формах лица и числа, вида и времени и т.д.

В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в описании глагола как части речи различными лингвистами.

Глагол - одна из самых больших частей речи в современном русском языке (примерно пятая часть всех слов - глаголы). Никакая другая часть речи не имеет столь богатой и сложной системы грамматических форм.

Глагол - это знаменательная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие или состояние предмета как процесс. Морфологически это значение выражается в категориях лица, времени, наклонения, вида и залога. Первые три категории являются предикативными, две другие относятся к непредикативным категориям глагола (67, с.241).

Глагол - это высшая, наиболее отвлечённая, наиболее конструктивная и прогрессирующая категория языка (18, c.337).

В словаре лингвистических терминов даётся следующее определение: глагол - это часть речи, выражающая действие или состояние как процесс и характеризующаяся такими грамматическими категориями, которые указывают на отношение высказываемого к моменту речи, действительности, участникам акта речи, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формообразовательных и словообразовательных моделей (4, c.101).

Глагол - это часть речи, обозначающая действие и выражающая его в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает ), но и состояние (спит, радуется ), проявление признака (белеет ), изменение признака (желтеет ), отношение к чему-нибудь (уважает, любит ) и т.п.

В отличие от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, являются субъект, объект и другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что глагол обладает максимальным набором синтаксических признаков, что он имеет в предложении самое большое число синтаксических связей. Глагол - организующий центр предложения (64, с.214).

Глагол как часть речи объединяет слова, которые имеют обобщенное значение процесса и выражают его определёнными морфологическими категориями. Общим для всех глаголов является то, что они представляют действие, состояние, проявление или изменение признака и другие возможные значения глагольных основ как процесс. Значение процесса глагол выражает категориями вида, залога, лица, наклонения, времени (65, с., 129).

Действие и состояние могут быть выражены и не глаголами (бег, скучно, болен ), но только глагол способен выразить действие и состояние как процесс, протекающий во времени (бегу, буду скучать, болел ). Глагол обозначает движение (ходить, плавать ), состояние человека и природы (грустить, вечереть ), трудовые процессы (сверлить, шлифовать ), мыслительные процессы (думать, размышлять ) и т.д. (65, с. 224).

Глагол - одна из важнейших самостоятельных частей речи, выражающая общекатегориальное значение - процессуальный (то есть развивающийся во времени, динамический) признак предмета (Обе женщины ждали, на этот раз вполне веруя обобщению Разумихина: и действительно он успел притащитьЗосимого(Достоевский) (58, с. 578).

Глагол, как и имя существительное, является очень важной частью речи. Он рассказывает о действиях и состояниях, тогда как имя существительное только «называет» предметы и явления. Эта важная роль глагола подчёркивается и латинским названием verbum, что значит СЛОВОМ, или РЕЧЬЮ, также подчеркивая её важное значение в языке.

Глагол есть самостоятельная спрягаемая часть речи, обозначающая действие или состояние в их отношении к лицу или к предмету и ко времени; глагол обладает грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а в прошедшем времени и рода; в прошедшем времени глагол обычно является сказуемым, хотя в неспрягаемых формах употребляется и в качестве других членов предложения (18, c. 144).

Н.С. Валгина дает такое определение:

Глагол - это разряд слов, которые обозначают действие или состояние предмета как процесс.

Слово «процесс» в данном употреблении имеет широкое значение, под этим словом понимается трудовая деятельность, движение, деятельность органов чувств, мышление, физическое и душевное состояние, изменение состояния (строить, ходить, мыслить, спать и т.д. ) (63, c.228).

М.Ф. Лукин называет глаголом часть речи, выражающую действие как процесс и характеризующуюся категориями времени, вида, наклонения, залога, лица, а также синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формо- и словообразовательных моделей.

Некоторые глагольные формы характеризуются также категориями рода, числа, падежа или же неизменяемостью своих форм. (31, с.127).

Итак, мы видим, все авторы сходятся во мнении, что глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние, обладающая категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа, а во множественном числе рода. В предложении глагол, в основном, выступает в роли сказуемого.

Общим лексическим значением глагола является действие. Значение действия понимается в широком смысле, то есть имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, но и то, что делается с предметом или в каком состоянии он находится. Процессы действия, выраженные глаголами, неоднородны по своему значению.

Глаголы по лексическому значению можно разбить на две группы.

Первая группа - глаголы, имеющие значение конкретного действия предмета, его работу, физическое состояние, становление и изменение признака (ходить, сидеть, спать, желтеть ).

Вторая группа - глаголы, обозначающие отвлеченные действия. Такие глаголы имеют значение качественно-отвлечённого действия или внутреннего состояния человека (страдать, ходить ).

Однако трудно провести резкую грань между этими двумя группами глаголов - между конкретным действием и физическим или внутренним состоянием, потому что лексическая особенность глагола заключается именно в том, что и состояние представляется как действие, протекающее во времени. Кроме того, лексические различия между этими группами не подтверждаются грамматическими различиями (31, c. 129).

Глагол имеет свои, специфически присущие только ему морфологические признаки, большая часть которых связана с его семантикой:

Настоящее время указывает на то, что осуществление действия совпадает с моментом речи (говорю, идешь, несёт ). Настоящее время имеют только глаголы несовершенного вида.

Прошедшее время указывает на то, что осуществление действия предшествовало моменту речи (читал, сказал ). Глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам, но изменяются по родам и числам.

Будущее время указывает на то, что действие будет осуществляться после момента речи (скажу, буду читать ), имеет две формы: простую (синтетическую) и сложную (аналитическую). Простая форма образуется от основы будущего времени глаголов совершенного вида путём присоединения к основе личных окончаний (принес-у, принес-ёшь). Сложная форма образуется от глаголов несовершенного вида. Она состоит из личных форм вспомогательного глаголабыть и неопределённой формы основного глагола (буду работать, будешь работать) (66, c. 236).

  • 2. Категория вида характеризует процесс протекания действия в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.д. (решать - решить, делать - сделать). Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные (девочка выздоравливает). Формы совершенного вида называют действия ограниченные (девочка выздоровела). В школе виды распознаются с помощью вопросовчто делать? что сделать? (64, c. 219).
  • 3. Категория наклонения выражает отношение к действительности, устанавливаемое говорящим лицом. Действие может мыслиться как вполне реальный факт, имевший место в прошлом, происходящий в настоящем или такой, который осуществится в будущем. В этом случае глагол употребляется в изъявительном наклонении (я говорю, она рассказала, я буду работать, я услышу).

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказ, просьбу и т.д. (Принеси книгу ! Повтори-ка, что ты сказал ; Сядьте, пожалуйста, здесь ).

Сослагательное наклонение употребляется в тех случаях, когда действие представляется возможным, желательным или необходимым, но ещё не осуществившимся, когда высказывается просьба, пожелание или совет, но в более мягкой форме, чем в повелительном наклонении (Я бы с удовольствием пошёл в театр ; Помогли бы вы ей !) (67, c. 257).

Действительный залог означает, что действие производится субъектом и непосредственно направлено на объект (Люблю я пышное природы увяданье…)

Страдательный залог означает, что лицо или предмет, являющийся в предложении подлежащим, испытывает на себе действие, производимое другим лицом или предметом, которые в предложении выступают косвенным дополнением (Снега, едва успев оттаять, тотчас покрылись коркой наледи ).

Средневозвратный залог означает, что действие производится субъектом и возвращается к самому субъекту, сосредоточивается в самом субъекте (Левин снял кафтан, перепоясался и попробовал свободу рук .) (66, c. 228).

Формы 1-го лица единственного числа указывают, что действие относится к говорящему (Я к вам пишу - чего же боле?)

Формы 2-го лица единственного числа обозначают, что действие относится к собеседнику (А помнишь, мы говорили с тобой про игру…)

Формы 3-го лица единственного числа обозначают, что действие совершает тот, о ком (о чём) говорится в предложении (Вот к пальмам подходит караван ).

Формы 1-го лица множественного числа обозначают, что действие совершают несколько лиц, в число которых входит говорящий (Мечтанью вечному в тиши Так предаёмся мы, поэты ).

Формы 2-го лица множественного числа выражают действие двух или более адресатов (Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте ?).

Формы 3-го лица множественного числа обозначают лиц или предметы, о которых говорится (Они особенно любят в пьесе хорошие стихи ) (60, c. 139).

Помимо этих категорий, глагол имеет категории числа и рода, которые служат средством согласования с существительным. Категория числа свойственна всем глагольным формам (единственное число - писала, множественное число - писали) , категория рода - только отдельным (прошедшее время, сослагательное налклоние, причастие).

Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые (предикативные) и неспрягаемые (атрибутивные). К спрягаемым формам относятся формы наклонения, времени, лица, числа и рода. Они употребляются только в качестве сказуемого (Я знаю - город будет; Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва).

К неспрягаемым формам относятся неопределённая форма (инфинитив), причастие и деепричастие (читать, читающий, читая) . Неспрягаемые формы или не изменяются (инфинитив, деепричастие), или изменяются по родам, числам и падежам (причастие). В предложении они являются, как правило, второстепенными членами (Ленивый сидя спит , лёжа работает; Кажется, что величаво приосанивший курган караулит степь) (66, c.225).

Инфинитив - это словарная форма глагола, не имеющая таких морфологических категорий, специфических именно для глагола, как наклонение и время; инфинитив не обладает также грамматическими признаками лица, числа и рода. Отсутствие охарактеризованности (определённости) по названным категориям является основанием для того, чтобы назвать инфинитив неопределённой формой глагола. В инфинитиве лишь проявляются категории вида (несовершенный вид - писать; совершенный вид - написать ) и залога (действительный залог - умывать; страдательный залог -умываться) (58, c.578).

Неопределённая форма имеет характеризующие её суффиксы: -ть, -сти, -сть, -ти, -чь (лежать, вести, класть, идти, беречь) (65, c. 579).

Причастие - это особая глагольная форма, которая называет признак лица или предмета по их действию или по тому действию, которое они испытывают на себе со стороны другого лица или предмета (студент, покупающий книгу; книга, покупаемая студентом) .

Причастие соединяет в себе грамматические признаки глагола и имени прилагательного. Причастие образуется от глагола, сохраняет управление, свойственное глаголу, у него есть формы времени, вида, залога (купить книгу, купивший книгу) . Поэтому причастие включается в систему глагольных форм (67, c. 264).

Деепричастие - это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия (64, c.240).

Деепричастие входит в систему форм глагола потому, что имеет грамматические категории вида и залога, а в предложении сохраняет глагольное управление (взять книгу - взяв книгу; подойти к столу - подойдя к столу) (65, c. 184).

В начальных классах школьники знакомятся с глаголами как частью речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? ; изучают категории времени (настоящее, прошедшее, будущее), числа (единственное, множественное). Также в начальной школе дети узнают о неопределённой форме глагола, о спряжении глаголов, формируют навык правописания личных окончаний глаголов.

Таким образом, глагол представляет собой особую часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, эти значения выражаются с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения, ряд глагольных форм имеет категории рода и числа, глагол выполняет в предложении, в основном, функцию сказуемого. Особыми неспрягаемыми формами глагола являются инфинитив, причастие и деепричастие, они выступают в предложении, как правило, в роли второстепенных членов.

Глагол - одна из самых больших частей речи в современном русском языке. Никакая другая не имеет столь богатой и сложной системы грамматических форм.

Глагол - это знаменательная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие или состояние предмета как процесс. Морфологически это значение выражается в категориях лица, времени, наклонения, вида и залога.

Русский термин «способы действия» является, по мнению А.В. Исаченко (7, стр.209), калькой с немецкого Aktionsart (Handlungsart).Этот термин в течение некоторого времени использовался для обозначения вида и некоторых других явлений в сфере аспектуальности. В тысяча девятьсот восьмом году шведский славянист С. Агрелль впервые противопоставил глагольный вид (Aspekt) и способ глагольного действия. «Под термином «вид» (аспект) этот учёный подразумевал две основные категории славянского глагола, совершенного и несовершенного действия (Handlungsform).Термином Aktionsart он обозначал семантические функции приставочных глаголов (а также некоторых бесприставочных глаголов и суффиксальных образований), уточняющие, как именно совершается действие, отмечающие способ выполнения этого действия». (7, стр.210-211). Дальнейшая разработка понятия сыграла существенную роль для более ясного осознания строго грамматического характера категории вида.

Не останавливаясь на зарождении и развитии теории «способов действия», Н.С. Авилова (1, стр.260-261) отмечает, что в русском языкознании у истоков развития этой теории стоят А.А. Потебня, Г.К. Ульянов, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов. Они теорию вида глагола связывали с подвидами и степенями действия и включали в неё явления, которые в современной лингвистике именуются способами глагольного действия. Современное учение о видах не пошло по этому пути.

Значительное развитие теория «способов действия» получает в трудах В.В Виноградова, Е.А. Земской, Л.А. Быковой. Однако этими лингвистами рассматриваются лишь словообразовательные типы глаголов и возможности их видовых корреляций.

В русской лингвистике теория способов глагольного действия наиболее подробно разработана в трудах Ю.С. Маслова. Он проводит строгую границу между понятием глагольного вида (аспекта) и тем, что он называет «способами глагольного действия». Развивая учение о «способах действия», Ю.С. Маслов рассматривает их в плане семантики глагола и даёт такое определение: «под способом действия следует понимать некоторые общие (часто, но не обязательно выраженные словообразовательными средствами) особенности лексического значения тех или иных глаголов, относящиеся к протеканию действия этих глаголов во времени и проявляющиеся в общих особенностях их функционирования в языке, а именно по линии словообразовательной активности, вида и синтаксического употребления» (цитир. по А.В. Исаченко, стр.215-216). Он утверждает, что «любой глагол производный или непроизводный относится к тому или иному способу действия» (цитир. по Н.С. Авиловой, стр.261).

Выделив проблему способов действия из чисто видовой глагольной проблематики, Ю.С. Маслов подчеркнул, что рассмотрение «способов действия» должно производиться отдельно от видов, хотя и в тесной связи. Сущность способов действия лежит в иной плоскости, чем виды. «Способы действия не представляют собой грамматических категорий, не образуют четких парадигматических противопоставлений широкого охвата, остаются в рамках лексических различий между глаголами» (цитир. по Н.С. Авиловой, стр.262).

Ю.С. Маслов считает, что понятие способа действия так, как он его представил, «довольно чётко выкристаллизовавшееся в современной аспектологии, широко распространённое и весьма плодотворное, не нуждается в коренном пересмотре… Дальнейшая разработка этого понятия могла бы идти по линии его подразделения, то есть по линии выявления отдельных его разновидностей» (цитир. по Н.С. Авиловой, стр.262). Уточнением состава способов действия, оставаясь в рамках предложенной Ю.С. Масловым схемы, занялся его ученик А.В. Бондарко (3), а позднее М.А. Шелякин(19, 20).

«Другая теория «способов действия» развивает идеи А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, В.Н. Сидорова, П.С. Кузнецова и других русских грамматистов. Она выявляет формально выраженные характеристики глагольного действия со значением начинательности, ограничительности, многократности, то есть развивает намеченное русской традиционной грамматикой и восходящее к А.А. Потебне, Г. Ульянову, Ф.Ф. Фортунатову учение о структурно-семантических типах глаголов, выражающих модификацию действия, названного простым глаголом». (1, стр.263).

В настоящее время научная разработка русского глагола немыслима без чёткого и принципиального разграничения понятий глагольного вида и способов глагольного действия.

Категория вида - это система противопоставленных друг другу рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаками ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Её категориальным признаком является предельность - непредельность. Ограничение действия пределом, представляющим действие как целостный факт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости. Глаголы несовершенного вида не обладают признаком ограниченности действия пределом, признаком целостности действия. В этом заключается категориальное значение несовершенного вида, отсюда вытекает способность глаголов несовершенного вида выражать действие в процессе его протекания, в частности, действие, стремящееся к достижению предела.

В глаголах совершенного вида достигаемый предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается. Это такой вид целостности действия, когда длившееся и стремившееся к пределу действие заканчивается его достижением. Предел в большинстве случаев достигается как определенная цель сохранившимся после её достижения результатом действия. Значение ограничения действия пределом свойственно всем глаголам совершенного вида.

Глаголы русского языка в своём большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Видовая пара - это пара лексически тождественных глаголов совершенного и несовершенного вида, различающихся между собой только грамматической семантикой вида: делать - сделать. Объединение глаголов в видовые пары - системная категориальная черта вида.

Не все глаголы имеют видовую пару. С проблемой одновидовых глаголов - - совершенного и несовершенного вида - тесно связаны «способы действия».

Таким образом, способы действия тесно переплетены с видовой проблематикой.

Вид и способ действия различаются в плане выражения, но близки в плане содержания. По своему смысловому содержанию вид и способ действия тесно соприкасаются друг с другом. И вид и способ действия отражают какие-то различия в типах протекания глагольного действия или типах представления этого протекания говорящим.

Современное учение о способах глагольного действия выделяет в этой области предельность и непредельность, которые, как было отмечено выше, характеризуют вид.

Соотносительность или несоотносительность по виду определяется семантическим фактором - влиянием способа глагольного действия на вид. Если значение способа действия сочетается со значением обоих видов, то глагол соотносительный, то есть имеет форму обоих видов или образует видовую пару с глаголом противоположного вида. И если значение способа действия не сочетается со значением какого-либо вида, то глагол является несоотносительным, то есть имеет форму одного вида и не образует видовую пару с глаголом противоположного вида.