Глобализация в начальном общем образовании. Современные проблемы науки и образования. Какие факторы глобализации образования сейчас играют существенную роль

Воздействие глобализации на образование, таким образом, обусловлено следующими факторами:

  • - перенос в целом на социальную сферу и в частности на образование неолиберальной идеологии, характерной для глобальной экономики;
  • - развитие информационных технологий и НТП, что обуславливают объективно возможность интеграционных процессов в образовательных системах глобального и регионального уровня;
  • - стремление мирового сообщества к формированию в современных условиях новых глобальных ценностей - ценностей общечеловеческой культуры, среди которых должны стать ведущими не власть богатого и сильного, а толерантность, гуманизм, уважение к представителям иных рас, наций, религий, культур, склонность к сотрудничеству с ними, в взаимообогащения культур;
  • - вестернизация (американизация) духовных ценностей, которая связана с доминирующей позицией западной цивилизации в политической, научно-технической и экономической жизни человечества. Ильинский И. М. «Модернизация» российского образования в контексте мировой глобализации // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 3-23.

Мировая наука полиструктурная: для нее являются характерными пространственная (территориальная) и организационная структуры. Процессы глобализации в образовании рассматривать можно в нескольких аспектах: институциональном, концептуальном, процессуальном.

Институциональный аспект. Следует выделить такие организации, как ЮНЕСКО, Всемирный Банк, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития и т.д. ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Указанная организация разрабатывает для всех государств международно-правовые акты как регионального, так и глобального характера. С активностью содействуя развитию интеграционных процессов в образовательной сфере, нормотворческой деятельности, ЮНЕСКО ориентирована на:

  • - обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;
  • - создание условий для расширения сотрудничества народов в сфере культуры, науки и образования;
  • - привлечение большего количество государств в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в образовательной сфере;
  • - исследование состояния образования в мире, включая отдельные страны и регионы;
  • - прогнозирование эффективных путей интеграции и развития;
  • - пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;
  • - сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год. Енин Сергей Васильевич. Наука завтрашнего дня // Экономика Беларуси. - 2016. - № 2. - С. 28-32.

ЮНЕСКО в настоящее время является главным учреждением, которое в наибольшей степени оказывает влияние на образование. Свою деятельность в сфере образования она осуществляет через ряд институций, основными среди которых являются: Международное бюро образования (МБО), что стало официально с 1969 года частью ЮНЕСКО. Его штаб-квартира располагается в Женеве.

Учреждение является ведущим в сфере сравнительно-педагогических исследований, предметом которых является: содержание образования, методы и принципы обучения, педагогические инновации и т.д.. Международный институт планирования образования (МИПО) был создан в 1963 году в Париже. В 1998 году офис института открылся в Буэнос-Айресе.

Ведущая функция МИПО - способствование повышению качества образовательной политики, планирования развития образования и образовательного менеджмента в различных государствах мира посредством повышения квалификации управленческого персонала, изучение проблем и перспектив его деятельности.

В 1951 году в Гамбурге основан был Институт образования ЮНЕСКО (ИОЮ). Он осуществляет решение проблемам образования взрослых, непрерывного образования, преодоления неграмотности среди взрослых. Закарьяева З. М. Управление современным образованием: организационные механизмы // Философия хозяйства. - 2011. - № 2 (74).- С.161-166.

Среди международных проектов интеграционной активности институтов ЮНЕСКО можно выделить существующую с 1953 года сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО (АSР-пеt). Деятельность ее является примером глобализации в сфере образования, примером сотрудничества в плане повышения роли образования в утверждении ценностей мира, толерантности и культуры. Центром, создающим и испытывающим различные методы и формы интеграции в различных сферах общественной жизни является Совет Европы (СЕ), созданный 5 мая 1949 года. В последние годы СЕ в особенности озабочен проблемами исследования среднего образования.

Достаточно влиятельным в плане развития глобализационных процессов в сфере образования также является Всемирный Банк. По мнению специалистов, наиважнейшими факторами, которые оказывают влияние на развитие образования на современном этапе, является демократизация, рыночная экономика, глобализация, существенные технологические инновации, эволюция общественного и частного факторов. Своей деятельностью Банк содействует предоставлению каждому индивиду шанса для получения начального и базового образования на должном уровне качества; соответствующих навыков, достаточных для жизни в условиях глобальной экономики; пользования выгодами, что создает образование в общественной жизни; обогащение позитивным опытом духовных отношений. Таскаев Г. С. Глобализация как тенденция нового времени: монография. -- М.: МАКС Пресс, 2011. -- 28 с. Таким образом, ведущей целью своей образовательной политики Всемирный Банк в настоящее время считает содействие улучшению качества образования посредством:

  • - перехода от традиционных методов, нацеленных на репродуктивное усвоение знаний, к инновационным, которые предусматривают индивидуализацию учебного процесса, придание ему формы активного творческого сотрудничества всех участников;
  • - акцентирование внимания на развитии фундаментальных учебных навыков, к которым относятся: письмо, чтение, счет, социальные навыки, навыки мышления;
  • - предоставление возможности учиться в любом возрасте, что является крайне необходимым для получения профессиональной мобильности;
  • - оптимизации инфраструктуры сферы образования. Кехян М.Г. Основные тенденции глобализации сферы образования // Креативная экономика. -- 2013. -- № 1 (73). -- С. 84-88.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет 29 государств мира, является непосредственным участником процессов интеграции в образовательной сфере. В центре ее внимания находится экономическая политика. Организация занимается проблемами успешного поступления людей в мир труда, повышением конкурентоспособности трудовых ресурсов посредством непрерывного образования, соответствием профессионального образования спроса на рынке труда и т.д.

Концептуальный аспект. Последствия глобализации в сфере образования, ее цель, методы, принципы легли в основу ряда концепций, обсуждались широко педагогами на 9-м и 10-м Всемирных конгрессах по сравнительной педагогики. В частности, известный бразильский компаративист Жасира да Силва Комара предложил весь спектр образовательных глобализационных концепций объединить в три группы в зависимости от типа взаимодействия разнообразных культур в рамках школьной учебной программы:

  • 1. Ассимиляционные, которые предусматривают обеспечение приоритетного образовательного и культурного развития одной доминирующей нации и упадок других посредством унификации;
  • 2. Мультикультурные, которые определяют автономное развитие различных культурных групп, подчеркивающих свою уникальность, специфику. Данный подход не создает предпосылок для взаимообогащения, взаимодействия таких культур.
  • 3. Интеркультурные, направленные на взаимодействие и взаимообогащение разных культур посредством установления обширного спектра контактов. Лысак И.В. Проблема образования в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - №4. - С.91-95.

Процессуальный аспект. Примерами глобальных образовательных преобразований, иными словами процессуальных аспектов, являются: введение во всём цивилизованном мире в 17-м веке классно-урочной системы, переход от монополии классической среднего образования к сосуществованию классической и реальной в начале 20-го столетия, введение обязательного начального, а впоследствии и базового (неполного среднего) образования, разработка и введение стандартов качества образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключении следует сделать ряд выводов по работе.

Современные процессы глобализации оказывают существенное воздействие на развитие системы образования во всем мире. В целом глобализация образования:

  • - укрепляет индивидуальные позиции обучающихся и возможности их последующего профессионального саморазвития, расширяя выбор условий и места приложения его творческих сил;
  • - дает возможность концентрировать человеческий капитал высокого качества и достигать лучших результатов для тех государств, которые способны создать лучшие условия труда;
  • - содействует усилению конкуренции между государствами за носителей интеллектуальных ресурсов.

Значительной проблемой воздействия глобализации на образование в Российской Федерации является то, что доходы множества семей не превышают прожиточного минимума и уровень жизни подавляющего большинства населения является низким, сокращение финансирования системы образования из государственного бюджета, ее коммерциализация и приватизация приводят к сужению возможностей для существенного количества граждан. На примере иных государств-членов ВТО можно также заметить, что в связи с приватизацией учебных учреждений и ограниченностью воздействия государства на вузы по различным данным в среднем лишь около 30 % граждан могут обучаться в университетах.

К тому же, говоря о повышении качества образования как о позитивном эффекте от процесса глобализации, в большей мере имеется в виду совершенствование условий образования, технологического обеспечения, в меньшей мере - качество содержания образования и качество общего результата.

Можно подвести итог, что России не избежать глобализационных процессов и в дальнейшем, однако важнейшей задачей остается сохранение ее культуры, самобытности, менталитета, национальных традиций и т.д. В современных условиях является важным найти определенный баланс: с одной стороны, интегрироваться в мировое образовательное пространство, а с другой - сохранить достоинства собственной системы, без которых существование национальной культуры невозможно. В особенности остро стоит задача повышения конкурентоспособности российского профессионального образования, подготовки конкурентоспособного специалиста, ориентированного на постоянное самосовершенствование, активную адаптацию на рынке труда. Глобализация как объективный фактор, оказывающий негативные и позитивные влияние нуждается в тщательном его учете на развитие системы образования.

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Проведен анализ возможных перспектив и рисков, связанных с процессами глобализации в российском образовании. Обозначены как плюсы, так и возможные минусы унификации образования. Рассмотрена ключевая роль государственного регулирования вхождения России в единое образовательное пространство, способы воздействия государства на академическую среду. В статье рассмотрен ряд особенностей и проблем, характерных для России и влияющих на вхождение её в Болонский процесс. Показаны главные риски, сопутствующие процессу глобализации, а именно «утечка мозгов» и разрушение достижений национальной образовательной системы. Автор показывает, что отрицательные моменты глобализации являются оборотной стороной достижений, они неразрывно связаны. Намечены подходы к минимизации указанных рисков глобализации, а также показано, что противоречия процесса глобализации разрешить возможно.

Болонский процесс

образование

глобализация

1. Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире. Глобализация: человеческое измерение. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 54 –77.

2. Василенко Н. В. Глобализация образования: за и против// Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения. Секция 8. Глобализация образования в контексте мирового культурного развития. – Санкт-Петербург, 13–14 мая 2010 г. – С. 496.

3. Васильев С.Ф. Реформа образования в России в контексте глобализации: поход против знаний// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции Россия в эпоху глобализации: опыт, проблемы, перспективы. – Барнаул, 17 мая 2013 г.– С. 143–162.

4. Викторук Е. Н., Викторук Е. А. Этика и мораль глобального мира: пути к «человеку воспитанному»// Культура и этика нового мира: кол.монография, отв. ред. Ю.Н. Москвич [Серия: Библиотека актуальной философии]. – Вып. 6. – Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2009. – С.187-249.

5. Викторук Е. Н. Этика и аксиология науки для аспирантов и соискателей// Эпистемология и философия науки. – 2009. – № 3. – С. 95–107.

6. Каланчина И.Н. Трансгуманизм как технология глобализма// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции Россия в эпоху глобализации: опыт, проблемы, перспективы. – Барнаул, 17 мая 2013 г.– С. 28–31.

7. Минеев В.В. Антинаука и современное образование: время переопределять понятия // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. – № 3 (25). – С.31–38.

8. Минеев В.В. Будущее не проходит стороной: реформа образования в контексте глобальных процессов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. – № 2 (24). – С. 26–36.

9. Штатская Т.В. Глобализация образования // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 11 – С. 65–65.

10. Чепурина М.А. Политическая и социальная роль высшего образования в современноммире: анализ участия России в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО): Автореф. дис. канд. политол. наук. – М., 2014.− 28 с.

Глобализация - многогранный процесс, «начавшийся в три последних десятилетия» и затрагивающий, в частности, образовательные системы государств. С момента подписания Болонской декларации Российская Федерация активно включилась в соответствующий процесс. Наряду с множеством положительных моментов очевидны и элементы негативного воздействия на экономику и образование тех стран, которым приходится подстраиваться под сложившиеся в Европе образовательные нормы и стандарты. Сегодня исследуются предпосылки, проявления, последствия глобализации, однако, как ни странно, всеобъемлющего, системного представления о положительных и отрицательных тенденциях в развитии российской системы образования, связанных непосредственно с феноменом глобализации, пока не выработано.

Цель данной статьи - наметить подход к пониманию внутренней диалектической взаимозависимости перспектив и рисков, определяющих развитие российского высшего образования в эпоху глобализации, с учетом того обстоятельства, что именно образование, и, в частности, высшее образование является основой человеческого капитала, а по большому счету и экономики страны.

Напомним, что под глобализацией понимается всемирная интеграция и унификация, которая, бесспорно, имея множество плюсов, имеет и отрицательные моменты. Что касается положительных моментов глобализации, то можно упомянуть доступность информации, консолидацию усилий в решении глобальных проблем человечества, широкие возможности для получения образования, упрощение процедуры признания дипломов в другом государстве, усиление конкурентоспособности. Эти положительные моменты не случайно совпадают с приоритетами реформы образования. Как отмечает В.В. Минеев, «важно соотносить перспективы отечественной реформы образования с трансформациями масштаба планетарного, помнить о ее адаптивном значении» .

Однако, нельзя игнорировать и отрицательные стороны и последствия глобализации. Так, не в последнюю очередь именно в условиях всеобщей унификации систем образования разрушаются национальные приоритеты и навязываются интересы, идеологические предпочтения наиболее сильных в экономическом отношении стран (к тому же не всегда имеющих лучшую систему образования, а просто выкачивающих интеллектуальные резервы с периферии Мир-системы). Проблема философского характера заключается в том, что подобные отрицательные моменты являются оборотной стороной достижений, а не просто каким-то побочным продуктом, не просто издержками, которые легко устранить. Так, с усиливающимся проникновением государства во все сферы жизни и тотальным контролем связан не только триумф современной науки, но и ее бюрократизация, утрата автономии, замедление темпов развития. Прогресс оборачивается быстрым устареванием результатов образовательной деятельности, а, следовательно, не увеличением количества свободного времени, а его уменьшением. Обостряются некоторые этические проблемы .

В связи с обозначенным выше пониманием глобализации, рассмотрим одно из ее последствий - разрушение национального суверенитета государств, являвшихся субъектами международных отношений. Поскольку речь идет об образовании, сфокусируем внимание на важнейших деформациях, влияющих на образовательную систему.

Глобализация открывает широкие возможности для желающих получить образование. Способствуют этому постоянно совершенствующиеся информационные технологии, позволяющие получать в режиме on-line любую информацию, дистанционно участвовать в конференциях, вебинарах, иметь доступ к мировым библиотекам, к научным статьям. Стало возможным получать образование дистанционно, как полный курс, так и отдельные дисциплины (модули), присутствовать на отдельных лекциях, не изменяя местонахождение. Массовый старт глобализация в образовании получила после подписания Болонской декларации в 1999 году, к которой в 2003 году присоединилась Российская Федерация. Получать образование в другой стране сегодня вполне реально. Вузы, ежегодно сдающие сведения для мониторинга эффективности своей деятельности, отчитываются по показателям, установленным Министерством образования и науки РФ. Среди прочих показателей - показатель по международной деятельности, включающий сведения по иностранным научно-педагогическим работникам, иностранным студентам, обучающимся в российском вузе, по российским студентам, не менее семестра прошедшим обучение за рубежом.

Другим обязательным условием функционирования вуза в современных реалиях является публикация научных работ в ведущих научных зарубежных журналах. При оценке результативности научно-исследовательской деятельности образовательных и научных учреждений РФ в последние годы особое внимание уделяется показателям цитируемости авторов в ведущих зарубежных базах научного цитирования (Web of Science и Scopus).

Президентом РФ в 2012 году было дано поручение Правительству страны обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. Понятно, что при выполнении этого поручения вузы будут ориентироваться на показатели, учитываемые ведущими мировыми рейтингами (QS, Times Higher Education и ARWU) а именно: публикации в международных научных журналах, число цитирований, доля студентов и преподавателей, прибывших из--за рубежа, число высокоцитируемых ученых, нобелевских лауреатов среди выпускников и работников, число статей в самых авторитетных научных журналах - Nature и Science, репутация в академической среде и в среде работодателей, соотношение численности профессорско-преподавательского состава и студентов. Т.е. на государственном уровне, «сверху» вузы интегрируются в мировое образовательное сообщество. Наши национальные рейтинги, включая мониторинг эффективности деятельности, ориентированы в том числе на показатели международной деятельности, на показатели «включенности» в мировое образовательное пространство, государство выделяет миллиарды рублей на развитие вузов, потенциально способных попасть в мировые рейтинги.

В настоящее время разработаны и вступили в действие нормативные документы, определяющие соответствие между Российской и иными системами образования: введены новые уровни и квалификации, установлены соответствия ученых степеней, разработаны процедуры нострификации, разработаны и утверждены новые перечни направлений подготовки, согласующиеся с западными. Ряд российских вузов проходят процедуру международной аккредитации, осуществляемую европейскими аккредитационными агентствами. На основании анализа документации, порадовавшей отечественную систему образования в последние годы, становится можно утверждать, что наша ближайшая перспектива - дальнейшее сближение российской системы образования с образовательными системами стран, присоединившихся к Болонскому процессу.

Однако нельзя забывать о том, что есть ряд особенностей или даже препятствий, характерных для России, которые существенно осложняют интеграцию в мировое образовательное пространство. Среди них можно назвать языковой барьер, актуальный для большей части российских студентов. Именно этот момент влияет на большую часть коммуникаций: не позволяет участвовать в конференциях на иностранном языке, публиковать работы (как студентам, так и научно-педагогическим работникам), получать информацию из англоязычных источников и т.д.

Еще одной особенностью характерной только для Российской Федерации является ее большая территория, а значит - наличие периферии и центра с серьезно различающимся уровнем школьного образования в сельской и городской школах, разницей между образованием в мегаполисе и на периферии. Даже на уровне страны в целом дает знать о себе проблема «утечки мозгов» из регионов в центр.

Другая беда, о наличии которой в городах Москва и Санкт-Петербург даже не догадываются - это отсутствие в сельских населенных пунктах свободного доступа к сети Интернет либо к качественной стабильной связи, а порой и доступа к компьютеру. Отсюда вытекает еще одна особенность, свойственная российскому студенту и даже преподавателю - низкая компьютерная грамотность, слабое знание программного обеспечения и возможностей персонального компьютера. Если стандартными функциями таких программ, как Word и Excel, освоило большинство, то многими другими возможностями большое количество участников образовательного процесса не пользуется просто потому, что ничего о них не знает. Специальные программы для обработки информации, работы с большими объемами сведений, для работы со спутниковыми картами, с математическими данными, лингвистические программы и огромное множество других зачастую недоступны широкому кругу обучающихся. Овладеть такими программами шансов мало, поскольку большая часть обучающих курсов реализуется в центральной части страны.

Нельзя забывать и о том, что высшее образование в престижном вузе доступно ограниченному кругу лиц, поскольку единый государственный экзамен (на наш взгляд, максимально эффективно уравнявший в правах абитуриентов-выпускников школ) сдать лучше могут выпускники школ крупных российских городов, о чем говорилось выше. Однако, проблема доступности престижного высшего образования характерна не только для современной России, но и для большинства других стран (причем не только европейских). Понятно, что в дальнейшем круг людей с доступом к престижному образованию будет становиться все более закрытым в связи с аккумуляцией знаний, а вследствие этого и финансовых возможностей именно у данного круга.

Ряд исследователей проблематики глобализации выделяют в качестве одного из главных рисков этого процесса не потерявшую актуальности «утечку мозгов». Проявляется она «как в миграции сформировавшихся ученых и высококвалифицированной рабочей силы, так и (что особенно опасно) в массовом невозвращении студентов в свои родные страны и города после учебы в лучших университетских центрах мира» . Такая тенденция влечет за собой долгосрочное закрепление неравенства между развитыми и всеми остальными странами, поскольку выигрывают в этой конкурентной борьбе за специалиста чаще те социумы, которые могут предложить наилучшие условия для деятельности специалиста. Отток специалистов из любой отрасли экономики, потеря лучших перспективных студентов крайне негативно скажется на экономике страны. К сожалению, данная проблема не теряет своей актуальности и для России.

Н.В. Василенко обозначает в качестве одного из негативных последствий свободного выбора места работы или учебы «ориентацию специалиста на индивидуальные ценности и поиск лучших условий для собственной творческой деятельности без учета государственных границ и интересов своей страны» . Впрочем, нельзя не признать, что для индивидуального развития человека, роста его профессионализма, развития его личного интеллектуального капитала глобализация дает много возможностей.

Другим явным риском глобализации представляется разрушение достижений национальной образовательной системы. И.Н. Каланчина в своей статье «Трансгуманизм как технология глобализма» в ряду отрицательных эффектов глобализации называет «разрушение основ лучших достижений в национальных системах образования» . Печальная тенденция действительно наблюдается в эволюции российского среднего и высшего образования: отказавшись от формирования целостной картины мира у выпускника школы и вуза (который раньше был способен решать самые разные задачи), мы готовим человека-функцию, по словам А.А. Фурсенко «квалифицированного потребителя», могущего работать преимущественно по инструкциям, но не способного мыслить творчески.

Глобализация в экономике неразрывно связана с глобализацией в образовании. Процесс этот объективен, имеет общемировой характер, но нельзя забывать и о рисках, связанных с ним и пытаться их минимизировать. В современных реалиях, оценивая возможные негативные последствия тотального копирования и унификации, необходимо сохранять лучшие национальные особенности и достижения, сформировавшиеся с учетом специфики менталитета, исторической предрасположенности. Россия зачастую находится в роли догоняющего, и именно это и хотелось бы изменить. Думается, что, остановив «утечку мозгов» и кадров хотя бы за рубеж, а, в идеале, восстановив баланс внутри страны, можно сохранить собственные наработки и достижения в образовании и науке, позволяющие стране продвигаться в мировые лидеры как в образовании, так и в экономике. Россия может и должна вносить вклад в развитие мирового образовательного процесса.

В целом проведенный анализ показывает, что разрешить противоречия процесса глобализации образования можно лишь на пути радикального изменения образования как такового, преобразования его сущности. Иными словами, необходима переоценка ценностей. По-новому поставленные цели образовательного процесса, «более широкое понимание сущности науки, когда последняя изначально не противопоставляется другим формам духа, а рассматривается в качестве их неотъемлемой ипостаси» , более гибкие критерии образованности и т.д.

Рецензенты:

Викторук Е.Н., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социологии КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Минеев В.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и социологии КГПУ им. Астафьева В.П., город Красноярск, заведующий кафедрой философии Красноярского научного центра СО РАН, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Мейдус А.А. ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ДИАЛЕКТИКА ПЕРСПЕКТИВ И РИСКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20622 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Основные направления глобализации образования.

Глобализация это фактор, существенно влияющий на систему образования.
В последние годы термин "глобализация" прочно вошел в научный оборот и политический лексикон. Понятие "глобализация" пришло на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация", и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Важнейшей чертой новой системы становится ее транснациональность. Общепризнанно, что глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия.

На сегодняшний день четкое определение глобализации в научной литературе практически отсутствует.
Рассмотрим, как влияет глобализация на образование. Процесс информатизации, привел к тому, что человеческий ресурс стал новым параметром конкурентоспособности предприятий. Рост влияния таких показателей, как повышение качества товаров и услуг, их диверсификация и сокращение жизненного цикла, на конкурентоспособность заставляет предпринимателей разрабатывать стратегии развития, интегрально решающие вопросы внедрения принципиально новых технологий, типов организации производства, управления и подготовки кадров. Образование и подготовка кадров, таким образом, становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.

Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать "обеспечение непрерывной полготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.

Так, в докладе "Образование и компетентность в Европе", опубликованном в январе 1989 г. "Круглым столом" европейских промышленников (КСЕП) указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что "правительства все еще рассматривают образование как исключительно внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы". Вывод, сделанный в докладе, состоял в необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники.

В целом указанная стратегия должна была способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к требованиям промышленных корпораций, действующих сегодня в условиях формирования мирового рыночного пространства.

Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. По мнению адептов неолиберализма, в условиях глобализации промышленные страны могут успешно конкурировать в борьбе за инвестиции только путем повышения уровня подготовки своей рабочей силы, инновационных способностей научного и технического персонала, обеспечивающих эффективность функционирования предприятий. Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.

Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло две специальные программы и финансировало их реализацию "Схемы молодежного профессионального обучения" и "Инициативы в области профессионально-технического образования", направленные на укрепление связи между "школой и производством" и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Ныне по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. министерство образования Франции совместно с Движением предприятий Франции провели "Неделю взаимодействия школы и предприятия". Цель мероприятия - улучшить взаимодействие школ и предприятий по профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.

Эксперты ОЭСР в начале 90-х годов обратились к концепции непрерывного образования, разработанной еще в 70-е годы, но из-за нефтяного кризиса и начавшейся экономической рецессии не получившей своего воплощения в жизнь. В рамках этой концепции школьное образование рассматривается лишь как подготовка к карьере, которую человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего основу постиндустриальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно получить приоритетное развитие

Идея непрерывного образования получила поддержку и в деловых кругах. В докладе КСЕП, подготовленном в 1995 г., утверждалось, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний".

Основная роль в процессе обучения на протяжении всей жизни отводится системе дистанционного обучения. Как отмечалось в отчете о "круглом столе" стран - членов ОЭСР, состоявшемся в феврале 1996 г. в Филадельфии, новые формы обучения не требуют постоянного присутствия педагогов, но могут реализовываться компаниями, предоставляющими образовательные услуги. Что касается
государственной системы образования, то ей участники "круглого стола" отвели роль гаранта доступа к обучению преимущественно тех, кто "не в состостоянии обеспечить рентабельный спрос на образование". В целом, по мнению деловых кругов, на государство возлагается обязанность обеспечивать гражданам базовое образование.
Однако столь радикальное вытеснение государства из образовательного процесса пока носит декларативный характер. Скорее приведенные выше высказывания отражают стремление деловых кругов, и прежде всего корпораций, работающих в сфере информации и коммуникаций, освоить новый рынок образовательных услуг, формирующийся под влиянием глобализации. Что касается государства, то ему в этом процессе отводится роль финансового донора.

В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяет глобализация. Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. В новых условиях особую важность приобретают вопросы эффективности функционирования образовательных учреждений и рациональности распределения финансовых ресурсов.

По мнению либеральных идеологов глобализации, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка "Политикой стратегия в области образования", подготовленном в 1995 г., утверждается, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление ""оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения"

Эксперты Мирового банка считают, что в новых условиях задача государства в сфере образования состоит в гарантировании права бедных на доступ к образованию, распространении информации об образовательных возможностях, обеспечении качества образования путем внедрения образовательных стандартов и мониторинга их соблюдения.

Уже сегодня во многих странах централизованный контроль государства за образовательными учреждениями, особенно школьными, вменяется контролем со стороны местных органов власти и негосударственных организаций, являющихся своего рода попечительскими советами, куда наряду с представителями местного самоуправления и родителями входят представители деловых кругов. Сокращение финансового участия государства в развитии образования, внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями, стимулирование конкуренции между учебными заведениями ведут к коммерциализации образования. Рынок (как институт) начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, вытесняя из этой сферы государство. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как "рынок образования», образовательные предприятия", "образовательный бизнес" и т.п.

Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Появляется все больше негосударственных образовательных учреждений, деятельности которых и предоставляемые ими услуги стремительнодиверсифицируются по мере развития информационных технологий, формирование мирового рынка образовательных услуг, которого к 2005 г. могут составить в 90 млрд. долл. В мае 2000 Ванкувере состоялся первый мировой салон образования, в которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представляющих 458 частных и государственных организаций из 56 стран, занимаются подготовкой кадров, дистанционным обучением, созданием образовательных систем, обучением иностранных студентов и размещение учебных заведений за рубежом, производством технического образования и программного обеспечения для образовательных учреждений. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в случае заключения Генерального соглашен по торговле услугами будет регулироваться его положениями.

Необходимо обратить внимание на то, что сегодня растет число противников глобализации образования. Они считают, что транснациональные корпорации и крупные монополии угрожают национальным образовательным системам, а дальнейшая либерализация и дерегулирование будут означать наступление на права граждан, в том числе на свобод доступ к образованию. Они выступают против усиления утилитарного, потребительского подходов к образованию, против выхолащивай» образования духовности и просветительства.

Глобализация как объективный фактор, имеющий позитивные и негативные влияние требует тщательного учета его на развитие системы образования.

УДК 37:008

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

А.В. ПАНИБРАТЦЕВ

В статье рассматриваются основные проблемы глобализации высшего образования, дается определение глобализации. Отмечено, что глобализация явилась основой начатой трансформации профессионального образования. Указывается, что основное назначение глобализации высшего образования - ориентация на построение общества, основой которого должен стать высокообразованный человеческий капитал. Выявлены основные направления глобализации - интернационализация, интеграция и информатизация высшего образования. Показано, что глобализация образования - это концепция, ориентирующая учащегося на выработку планетарного сознания.

Ключевые слова: высшее образование, глобализация, информатизация, интернационализация, интеграция, университет, единое образовательное пространство.

Мировая система современности характеризуется общностью многих процессов, которые происходят в различных сферах и протекают во многом одинаково, независимо от каких-либо особенностей страны.

Основным двигателем прогресса и самой большой ценностью в мире признаются знания, поэтому высшая школа каждого стремящегося к поступательному развитию государства должна отвечать некоторым общим для всего мира требованиям, чтобы соответствовать тем условиям, которые на образование возлагают и новая система экономики, и новая система международного устройства. Все эти требования воплотились в тех направлениях глобализации, которые сейчас оказывают влияние на развитие и существование высшего профессионального образования во всем мире, несмотря на то, насколько естественны эти направления развития для каждой системы образования.

Глобализация высшего образования и ее основные направления нуждаются в классификации, осмыслении и анализе всех возможных положительных и отрицательных черт, последствий их реализации в российской высшей школе, а также в обосновании их целесообразности. Выявление этих направлений, их характеристик и особенностей, возможных трудностей, степеней и форм влияния на общество будет способствовать прояснению терминологической составляющей понятия глобализации в сфере высшего образования, поскольку в этом аспекте существует путаница и неправомерное замещение одних определений другими в силу неясности и размытости понятийного аппарата.

К термину «глобализация» по этой причине не одно десятилетие приковано огромное внимание, так как при его помощи научные деятели пытаются обобщить и объяснить повсеместно происходящие в мире процессы . Самым общим считается определение, данное Генеральным секретарем ООН Кофи А. Аннаном, утверждающим, что «глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий не только между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, но и между государствами» .

«Глобальное образование» - это созданная во второй половине XX в. в Америке концепция образования, применяющаяся преимущественно в средней школе, ориентированная на воспитание толерантной, восприимчивой к другим культурам личности, человека мира, способного разобраться в мировых процессах и уважающего противоположные точки зрения, а также осознающего неизбежность глобальных преобразований и умеющего адаптироваться к ним.

Согласно определению, это концепция, «ориентирующая учащихся на выработку планетарного сознания, но не форма или организация получения образования» , т.е. глобальное образование не является результатом глобализации в сфере высшего образования, поэтому заменять одно понятие другим в данном контексте, несмотря на частоту употребления и понят-

ную семантику, не представляется правильным в большинстве случаев . Учет сложившейся тенденции в исследованиях на данную тему и фактическое расширение семантики этого термина скорее всего приведут к закреплению дополнительного значения за этим понятием. Примененный в данной работе термин «глобализация образования» будет приравнен к «глобальному образованию» и означать идентичные процессы.

Исследуя направления и некоторые последствия глобализации в высшей школе и влияние их на общество, провоцирующее изменения в нем, можно сделать вывод, что под ней подразумеваются следующие основные направления деятельности в вузах - это интернационализация, интеграция, информатизация. Но к этим направлениям, которые считаются все-таки не основными и не столь очевидны и революционны для высших учебных заведений, добавляются еще два общемировых направления изменений в высшем образовании - Болонский процесс; изменение экономических условий существования университетов Российской Федерации после вхождения страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) .

Основным признаком глобализации образования, в отличие от интернационализации, является то, насколько сильны национальные интересы в глобальном мире. Только благодаря существованию национальных систем высшего образования с их отличительными особенностями может осуществляться процесс интернационализации высшей школы, подразумевающей разработку и реализацию национальных образовательных учебных программ. Этими программами можно обмениваться с другими странами, они будут привлекательны для иностранных студентов, приезжающих учиться в другую страну, а также можно будет производить обмен сотрудниками, организовывать совместные научные исследования, разработки .

Существует мнение, что интернационализация уходит от своего исконного значения и начинает рассматриваться с точки зрения ресурса по форсированию глобализации или же определяется как одна из ее фаз, так как во многом их основные направления влияния идентичны .

Для национальных высших школ, и для российской в том числе, для сохранения своей культурно-исторической идентичности, участвуя в процессе интернационализации, так как она несет значительные черты глобализации, не стоит забывать об истории своего государства, о его национальных интересах и пропагандируемой идеологии. В противном случае университет перестанет быть важнейшим общественным институтом . Процесс интернационализации с исторической точки зрения не является следствием глобализации, так как он является намного более ранним процессом, который существует практически со времени создания первых университетов, и с увеличением их количества только набирает обороты .

Но с развитием академической автономии вузы могут определять направления взаимодействия и выбирать университеты для сотрудничества самостоятельно, исходя из своих индивидуальных интересов. Для российских вузов, которые за редким исключением отстают от мирового уровня высшего образования, тенденция интернационализации высшей школы является одним из престижнейших и перспективных направлений .

Уже сегодня многие учащиеся вузов участвуют в подобной деятельности, но говорить о массовости в этом направлении, к сожалению, пока не приходится, так как в этой сфере существуют серьезные проблемы не только финансового порядка, но и личностного, когда студенты не хотят использовать предоставленные возможности или просто не знают о них . Этот пробел в восприятии студентами своей образовательной траектории должны заполнять высшие учебные заведения, различными способами стимулируя интерес и вовлеченность учащихся в международные программы. Те возможности, которые дает для студентов интернационализация, трудно переоценить, так как подобный опыт в студенческие годы не только обогащает образовательный уровень, но и формирует в учащихся положительное отношение к подобной деятельности. Кроме того, высшим учебным заведениям очень важно вести работу по информированию потенциальных абитуриентов о предоставляемых образовательных возможностях, участвовать в международных выставках и конференциях, ярмарках и встречах .

Интернационализация высшего образования, что очевидно, процесс не новый, но при этом его актуальность совершенно не утратила смысл, особенно в условиях современных требований к производству знаний и качеству обучения. Интернационализация помогает российским университетам гармонично существовать в мировых академических образовательных пространствах, активно в них развиваться и совершенствоваться, что может помочь не только с достижением максимально высокого уровня образования в Российской Федерации, но и с опережением уровня образования других государств. В наше время любой стремящийся к качеству и престижу университет обязан иметь в партнерах хотя бы один иностранный вуз и реализовы-вать совместно с ним исследовательские или образовательные программы .

В плотной связке с интернационализацией идет следующий аспект глобализации - интеграция. Этот процесс значительно за последние десять лет затронул российскую систему высшего образования. Интеграция трактуется как совершенно закономерный, предсказуемый и естественный процесс, свойственный системе образования различных государств.

Таким образом, интеграция - направление намного более серьезное и сложное, нежели интернационализация, поскольку в данном случае речь идет уже не просто о сотрудничестве при обмене знаниями и студенческой мобильности, а о развитии этих связей на государственном уровне, в итоге ведущих к интеграции основ национальных систем образования. Исходя из этого, интеграция более близка по сути к термину «глобализация», так как согласно ее особенностям соотносятся не некоторые, интересные нескольким сторонам, учебные программы или процессы, а происходят некоторое уподобление и гармонизация основных, самых главных черт систем образования . В таком случае еще больше стираются, а иногда даже теряются полностью, в зависимости от степени желания государства влиться в предоставленную структуру, национальные черты образовательной сферы.

Становится очевидным, что интеграция образования - направление развития намного более высокого уровня, нежели интернационализация, так как задействует еще и государственный уровень. Это не значит, что при интеграции сфер образования сами университеты имеют роль статичную, являясь просто исполнителями государственной воли, наоборот, у высших учебных заведений появляются дополнительные возможности для сотрудничества - объединенные диссертационные советы, объединенные университеты, что постепенно реализуется государством .

Более актуальной и злободневной является интеграция высшего образования в единое общемировое пространство, инициированная на государственном уровне, ориентированная на принципы общеевропейских или общемировых систем, не просто затрагивающая структуру высшего образования Российской Федерации, а значительно ее меняющая. Поэтому в рамках этого аспекта глобализации становится необходимым согласование международной политики в сфере образования, сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, «синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего» .

Приоритетным направлением интеграции в последние годы считается принятие образовательных стандартов Европейского Союза и вхождение в общеевропейское образовательное пространство. Из-за вхождения в общеевропейское мировое пространство система высшего образования России претерпевает значительные и серьезные изменения не только в структуре, но и в подходах к образованию.

Те структурные изменения, которые происходят сейчас в рамках гармонизации образовательной системы Российской Федерации с европейской: приведение нормативной базы в соответствие с общими требованиями, общие программы и соотносимые степени, все это поможет сформировать адекватный требованиям рыночной экономики единый рынок труда .

Известно, что в Европе ценятся единицы наших высших учебных заведений и такие же единицы направлений профессиональной подготовки, поэтому ожидать большой приток студентов из европейских стран после структурных изменений в соответствии с требованиями Бо-лонской декларации было бы очень оптимистично и неосмотрительно . В то время как привлечение студентов из бывших республик СССР было бы как раз очень разумно и рационально.

Ориентация на международную интеграцию высшей школы позволит российским вузам не только сотрудничать с мировыми лидерами профессионального образования, повышая таким образом свой рейтинг на региональном рынке образовательных услуг, но и привлекать в свои стены тот слой потенциальных студентов, которые хотят получить конвертируемый в европейских странах диплом и при этом не уезжать далеко от своего места жительства . Опыт, хоть и не очень глубокий и продуктивный, полученный Россией при формировании общего образовательного пространства в СНГ может помочь стране хотя бы теоретически проанализировать возникающие сложности и пути их решения при вхождении в общеевропейское образовательное пространство.

Формирование идеи о постоянном обучении в течение всей жизни по различным причинам в рамках существующей системы высшего образования у учащейся молодежи практически не формируется. Идея непрерывного образования должна быть воспринята всеми учащимися, так как только благодаря ей они смогут быть конкурентоспособными и квалифицированными работниками, от чего зависит не только их будущие социальное положение и уровень его престижа, но и будущее развивающейся российской экономики, нуждающейся в качественном человеческом капитале. Следовательно, концепция непрерывного образования является одной из составляющих глобализации образования .

Еще одним процессом, характерным для высшего образования и относящимся к процессам глобализации, является всеобщая информатизация всей сферы образования вне зависимости от ее уровня. Информационная обеспеченность - это и доступ к общемировым знаниям, и техническое оснащение, и развитие интернет-технологий. Информатизация университетов является динамично развивающейся только потому, что развиваться это направление начало совсем недавно, когда у вузов появилась возможность самостоятельно оснащать свои исследовательские лаборатории, центры, аудитории и библиотеки информационной техникой и технологиями .

Переход развитых мировых держав от индустриального к информационному обществу показал, что самой большой ценностью стали не природные ресурсы и не развитость экономики, а знания, новые технологии, уровень образованности и способность эти знания создавать. Это привело страны к необходимости расширять потоки знаний, доводить их до всех желающих, где бы они не находились и какие бы формы образования ни выбирали, тем самым гарантируя себе формирование высококлассного человеческого капитала, способного не только поддержать то положение, которое занимает страна на мировой арене, но и поднять его на еще более высокий уровень.

Не только академическая мобильность и совместные учебные планы характеризуют глобализацию. Многие из направлений информатизации образования являются не менее, если не более глобальными процессами, происходящими сейчас во многих странах, в том числе и в России. Одним из таких новых, эффективных и перспективных направлений в рамках информатизации является развитие дистанционного образования.

Несмотря на то что ярых противников эта форма образования, за очень редким исключением, не имеет, тем не менее она не признается на данном этапе панацеей для тех групп населения, на которые в большинстве своем оно рассчитано. При том что дистанционное образование имеет огромное количество несомненных плюсов: индивидуальный темп обучения, образование без отрыва от дома или работы, более низкая стоимость обучения, отсутствие привязанности к местонахождению высшего учебного заведения и т.д.; объективных минусов у него не меньше . Все-таки высшее образование - это не просто полученный диплом и опреде-

ленное количество усвоенных знаний, университет еще несет и функцию воспитания, возможность поговорить и обсудить интересующие вопросы в коллективе, услышать противоположную точку зрения и научиться аргументированно ее защищать, формулировать мысль и грамотно, понятно ее подавать. При том что дистанционная форма образования также предполагает и общение с преподавателем, и даже возможность участия в коллективных обсуждениях, отсутствие прямого контакта с коллегами не всегда помогает пробудить желание к ведению дискуссий или обмену мнениями. Это вовсе не значит, что дистанционная форма обучения хуже или менее продуктивна, чем форма очная, они фактически равноценны, но тот или иной вид получения знаний зависит от очень многих факторов, сочетание которых может значительно перевесить чашу весов в ту или иную сторону.

Еще одним плодом глобальной информатизации образовательной сферы стало появление интернет-университетов или виртуальных университетов. Для нашей страны подобный вид высшего учебного заведения крайне непривычен и вызывает вполне однозначную реакцию - опасение. Если в других странах такие университеты функционируют уже достаточно давно и не вызывают недоверия, то в нашей стране они пока в должной степени не прижились, хотя проект их развития существует.

Для российского населения, уставшего от неясностей, внезапных изменений и неопределенных состояний, университет, который, что называется, нельзя «потрогать» или увидеть, на психологическом уровне не вызовет доверия и желания там учиться, тем более что всегда найдется реальный государственный университет, реализующий такие же или близкие по смыслу образовательные программы. Виртуальные университеты в нашей стране в ближайшее время вряд ли получат распространение еще и потому, что недостатка в реальных университетах сейчас нет .

Но основная проблема вовсе не в минусах такой формы, как дистанционное обучение или эфемерности виртуальных университетов, а в том, что на деле в России полезные информационные технологии не приобрели пока еще того спроса, который должен быть при стремлении к информационному обществу. Основная проблема информатизации состоит в том, что личный уровень людей в освоении информационных технологий все еще достаточно низок. Даже те, кто имеет для этого достаточный уровень технического оснащения, далеко не всегда умеют пользоваться теми ресурсами и возможностями, которые предоставляет информатизация. Попытки интегрировать образовательные ресурсы и социальные сети, которые предоставляют такую возможность, на практике не приводят к желаемым результатам, что сигнализирует в первую очередь о низком уровне вовлеченности студентов в информационную образовательную среду и неумении использовать предоставленные им информационные возможности .

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что ученые, чьей сферой интересов является глобализация сферы высшего образования, понимают под ней обычно один или сочетание нескольких более понятых общемировых тенденций в области профессиональной подготовки, которые упрощают понимание понятия глобализации. При этом далеко не все исследователи единодушны в том, что можно причислить к этому термину, а что нельзя.

Анализ материалов по данной теме показывает, что именно обозначенные направления наиболее полно характеризуют мировое явление, обозначаемое понятием «глобализация образования», и являются составными его частями. Из обозначенных вариантов России выбрать одно направление достаточно трудно, потому что в условиях необходимости модернизации образования аспекты глобализации как раз и могут стать основным ориентиром развития.

Таким образом, под глобализацией в сфере образования мы будем понимать такие характерные как для развитых, так и для развивающихся стран направления развития в системе высшего профессионального образования, как интернационализация, информатизация, интеграция, их сочетание, ориентированные на подъем престижа национального университетского образования путем повышения качества предоставляемых услуг и повышение уровня подготовки человеческого капитала до уровня мировой конкурентоспособности или превосходящего его, ко-

торые помогают вузам своевременно или даже заранее отвечать на существующие и появляющиеся требования информационного общества и знаниевой экономики, обеспечивая тем самым лидирующее положение государству на мировой арене.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтбах Ф. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Alma mater. - 2004. - № 11.

2. Андреев А.Л. Россия в глобальном образовательном пространстве // Высшее образование в России. - 2009.

- № 12. - С. 11-21.

3. Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 10.

4. Волков А., Романенко И., Кузьминов Я., Рудник Б., Фрумин Н., Якобсон Л., Андрушак Г., Юдкевич М.

Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Совет ректоров.

2008. - № 8. - С. 14-28.

5. Гранин Д.Д. Глобализация или «вестернизация» // Вопросы философии. - 2008. - № 2. - С. 3-21.

6. Данильченко В.М. Глобализация и образование в XXI веке // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

7. Добреньков В.И. Выводы глобализации и перспективы человечества // Вестник московского университета, серия 18. Социология и политология. - 2004. - № 4. - С. 3-32.

8. Жуковский И.В. Всемирная торговая организация и развитие образования // Высшее образование сегодня.

2001. - № 2. - С. 18-32.

9. Захаревич В., Попов В., Гребнев Л. Международная аккредитация образовательных программ // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 2-8.

10. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. - 2004. - № 4. - С. 58-74.

11. Качиева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004.

12. Климанович О., Ганчеренок И. Понятийно - терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования // Alma mater. - 2001. - № 1.- С. 9-19.

13. Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 2. - С. 42-59.

14. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. - 2006. - № 3.

15. Мещеряков Д.А. Глобализация образования и общеевропейское образовательное пространство // Философия образования. - 2007. - № 1. - С. 72-90.

16. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. - 2004.

- № 8. - С. 15-28.

17. Ракитянский Н.М. Россия и вызов глобализации // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 54-69.

18. Садлак Я. Болонский процесс: региональный ответ на глобальные проблемы // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10. - С. 14-23.

19. Сазонова З. Болонский процесс: позиция российского преподавателя // Высшее образование в России.

2004. - № 3. - С. 24-38.

20. Слепухин А. Высшая школа в условиях интернационализации // Высшее образование в России. - 2004. - № 6.

21. Телегина Г.В., Штыкова И.В. Университет в глобальном мире: новая миссия // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 5. - С. 62-75.

22. Чисяева А. Университетское образование на пути к новому самоопределению // Высшее образование в России. - 2007. - С. 130-141.

GLOBALIZATION AND HIGHER EDUCATION PROBLEMS IN RUSSIA

Panibrattsev A.V.

The paper deals with the main challenges of globalization of higher education, a definition of globalization is given. It is noted that globalization was the basis for the transformation of vocational education. The main purpose of the globalization of higher education is to focus on building a society that is based on well-educated human capital. The main directions of globalization are internationalization, integration and computerization of higher education. It is shown that the globalization of education is a concept that orients a student on the development of planetary consciousness.

Key words: higher education, globalization, informatization, internationalization, integration, university, unified educational space.

Панибратцев Андрей Викторович, 1962 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1984), профессор, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - история русской философии, современные проблемы образования в глобальном мире.

ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В статье рассматриваются понятия: глобализация, взаимосвязь образования и глобализации, институты и элементы глобализации, перспективы современного образования в аспекте влияния глобализированных процессов. Ключевые слова: глобализация, образование. Сегодня мы часто слышим такие понятия как «глобализация экономики», «политическая глобализация», «глобализация образования» и т.д. Глобализацию называют процессом международного масштаба, так как она оказывает влияние на все аспекты современной жизни общества. К таким процессам относится социально­экономическая, политическая, культурная и религиозная унификация и интеграция, в результате которых возникает сближение и взаимозависимость стран и народов всего земного шара. В качестве примера можно привести определение, которое используется в стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: «Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий» . В большей степени данный курс отразился на состоянии мировой экономики. Безусловно, процесс глобализации внес свой отпечаток на такую сферу деятельности человека как образование. Актуальность данной статьи определяется возрастающим воздействием процессов глобализации на систему образования. «Глобализация образования - процесс все большего приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики. Нарастающая зависимость последней от знаний (так называемая «экономика знаний») порождает идею создания Единой мировой образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах» . Международными организациями, такими как Международный союз транснационального образования, ЮНЕСКО, Международная ассоциация

образовательных оценок, Международная ассоциация университетов, Международная сеть органов Ассоциация европейских университетов, обеспечения качества в высшем образовании и т.д., принимаются активное участие в выработке и формулировании национальной политики в области образования государств­участников. К главным элементам глобализации образования относится информатизация общества. Информатизация общества стала важным элементом глобализации в системе образования, которая начала свой путь с быстрым развитием компьютерных и информационных технологий. Информационная глобализация дала человечеству возможность обогатить и расширить свой кругозор, увидеть всё многообразие народов и культур, познакомиться с современными достижениями науки и техники . Благодаря современным информационным технологиям образовательный процесс начал принимать качественно новые формы. Процесс глобализации открыл широкие возможности для желающих получить образование. Содействуют этому постоянно прогрессирующиеся информационные технологии, позволяющие получать в режиме on­line любую информацию, дистанционно участвовать в конференциях, вебинарах, иметь доступ к мировым библиотекам, к научным статьям. Интернет стал одним из важнейших ресурсов в получении информации для студентов, преподавателей, а также для широкого круга лиц, желающих сменить профессию или получить дополнительное образование в той или иной сфере. Сегодня можно получить образование дистанционно. Находясь дома, в другом городе, в другой стране можно присутствовать на отдельных лекциях и получить диплом об образовании. Кроме того, с помощью Интернета стало возможным получение образования людьми, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебные заведения. Новые технологии дают возможность решить и такую важную проблему, как визуализация, наглядность в процессе обучения. Графики, диаграммы, схемы, таблицы, рисунки, динамика спада или развития какого­либо процесса. Такая

наглядность позволяет лучше усвоить учебный материал, она стала востребованной частью не только Интернета, но учебных программ, представленных на CD. Интернет и иные новые технологии позволяют сделать процесс образования непрерывным. Человек, получивший образование, пополняет свой запас знаний фактически на протяжении всей своей дальнейшей жизни . Другой важный момент развития глобализации и ее влияние на образование связан с тем, что глобализация в буквальном смысле открыла национальные границы государств, сделав доступным получение образования в другой стране. В настоящее время крупнейшие вузы мира имеют большой процент иностранных студентов. Развивая международное сотрудничество, высшие и средние учебные заведения предусматривают обмен обучающимися и преподавателями. Кроме того, было введено ЕГЭ дающее право выпускникам сельских школ, регионов удалённых от ведущих вузов страны, обрести возможность получения высшего профессионального образования путём упрощения системы поступления в образовательные учреждения. Активное внедрение процесса глобализации в образовательный процесс связано не только с положительными моментами, но и имеет ряд серьезных проблем, которые существенно осложняют интеграцию Российской Федерации в мировое образовательное пространство. К таким препятствиям, проблемы глобализации образования можно отнести языковой барьер. Большая часть российских студентов не владеют знаниями иностранных языков. Это приводит к следующим последствиям: студенты не могут участвовать в конференциях проводимых на иностранном языке; получение информации из иностранных источников является проблематичным; обучающиеся не могут публиковать свои работы. Обучающийся и преподаватель должны владеть компьютерной грамотностью на высоком уровне. Человек, не умеющий работать с

компьютером, становится фактически отрезанным от новых глобальных возможностей образования и тем самым вытесняется на обочину жизни. Не стоит забывать о том, что Российская Федерация имеет огромную территорию. В каждом уголке нашей страны есть множество сёл, посёлков, маленьких городов, а следовательно уровень образование каждого населенного пункта серьезно различается. Во многих сельских населенных пунктах нет свободного доступа к сети Интернет. Есть школы, которые оснащены одним компьютером на всех обучающихся либо его вообще нет. Отсюда вытекает еще одна проблема ­ низкая компьютерная грамотность, слабое знание возможностей персонального компьютера и программного обеспечения. Существует еще одна проблема, о которой все чаще говорят физиологи и врачи. Интенсификация образования, использование компьютера влекут за собой проблемы, связанные со здоровьем. Особенно значимым данный фактор является для школьников. К проблемам глобализации образования также относится географический аспект в равенстве доступа к качественному образованию, особо значимый для государств с большой территорией и региональными различиями. Следующий аспект опасения связи образования и новейших технологий связан с тем, что в развивающихся странах или в отдельных регионах высокообразованный человек зачастую не может найти должного применения своим знаниям и умениям. Это приводит к тому, что человек пытается найти работу не у себя дома, а в другом городе, регионе или государстве. Проявляется это «как в миграции сформировавшихся ученых и высококвалифицированной рабочей силы, так и (что особенно опасно) в массовом невозвращении студентов в свои родные страны и города после учебы в лучших университетских центрах мира» . В результате наблюдается феномен, известный как «утечка мозгов». Такая тенденция приведет к долгосрочному закреплению неравенства между развитыми и всеми остальными странами, поскольку выигрывают в этой

конкурентной борьбе за специалиста чаще те социумы, которые могут предложить наилучшие условия для деятельности специалиста. Отток специалистов из любой отрасли экономики, потеря лучших перспективных студентов крайне негативно скажется на экономике страны. К сожалению, данная проблема не теряет своей актуальности и для России. Действительно, нельзя не согласиться, что для индивидуального развития человека, роста его профессионализма, развития его личного интеллектуального капитала глобализация дает много возможностей. Другим явным риском глобализации представляется разрушение достижений национальной образовательной системы. Печальная тенденция действительно наблюдается в эволюции российского среднего и высшего образования: отказавшись от формирования целостной картины мира у выпускника школы и вуза (который раньше был способен решать самые разные задачи), мы готовим человека­ функцию, по словам А.А. Фурсенко «квалифицированного потребителя», могущего работать преимущественно по инструкциям, но не способного мыслить творчески. Глобализация в экономике неразрывно связана с глобализацией в образовании. Процесс этот объективен, имеет общемировой характер, но нельзя забывать и о рисках, связанных с ним и пытаться их минимизировать. В современных реалиях, оценивая возможные негативные последствия тотального копирования и унификации, необходимо сохранять лучшие национальные особенности и достижения, сформировавшиеся с учетом специфики менталитета, исторической предрасположенности. Россия зачастую находится в роли догоняющего, и именно это и хотелось бы изменить. Думается, что, остановив «утечку мозгов» и кадров хотя бы за рубеж, а, в идеале, восстановив баланс внутри страны, можно сохранить собственные наработки и достижения в образовании и науке, позволяющие стране продвигаться в мировые лидеры как в образовании, так и в экономике. Россия может и должна вносить вклад в развитие мирового образовательного процесса.

В целом проведенный анализ показывает, что разрешить противоречия процесса глобализации образования можно лишь на пути радикального изменения образования как такового, преобразования его сущности. Иными словами, необходима переоценка ценностей. По­новому поставленные цели образовательного процесса, «более широкое понимание сущности науки, когда последняя изначально не противопоставляется другим формам духа, а рассматривается в качестве их неотъемлемой ипостаси» , более гибкие критерии образованности и т.д. Список литературы 1. Аракелов А.В., Алиева М.Ф. Система образования в условиях глобализации // Вестник АГУ, 2014. № 4 - С. 94­102. 2. Баширов Т.А., Нафикова А.И. Глобализационные процессы и кризис европейской цивилизации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2­2.; 3. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. М.; Спб.; Нью­Йорк, 2006. 4. Мейдус А.А. Образование в эпоху глобализации: диалектика перспектив и рисков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2­1. 5. https://rg.ru/2009/05/19/strategia­dok.html