Этапы развития гигиены как науки кратко. Краткая история возникновения и развития гигиены. Основоположник гигиенической науки. Основоположники отечественной гигиены. Становление и развитие науки в древнем мире

Гигиена как наука. Задачи гигиены. Разделы гигиены.

Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.

Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продол­жительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни, обучения и труда человека.

Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygieinos», что означает «целебный, приносящий здоровье». Связан с именем мифической богини здоровья Гигиеи – дочери бога медицины Эскулапа, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, наполненную во­дой и обвитую змеей. Чаша со змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения. При этом под окружающей сре­дой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов.

Другой важной задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным не­благоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение вос­становительных процессов после тех или иных нагрузок.

Гигиена включает ряд самостоятельных разделов:

1.Гигиена коммунальная - это раздел гигиены, изучающий влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест, разра­батывающий гигиенические нормативы и санитарные меры для создания оптимальных условий проживания.

2.Гигиена питания – это раздел гигиены, изучающий влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребно­сти организма в них в зависимости от условий труда и быта, меры профилактики алиментарных заболеваний.

3.Гигиена труда – это раздел гигиены, изучающий трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывающий меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний.



4.Гигиена социальная – область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения.

Краткая история возникновения и развития гигиены. Основоположник гигиенической науки. Основоположники отечественной гигиены.

Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Китая наблюдались первые попытки создания здоровых условий жизни. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т.д.

Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основополож­ником античной медицины Гиппократом (около 460-377 до н.э.). В трактате «о воздухе, водах и местностях» Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей. И именно здесь благодаря индивидуальному подходу к здоровью личности развивалось спартанское воспитание, основанное на тренировке тела и духа, которое явля­ется ярким примером гигиены. В древнем Риме уже создана система медицинского обеспечения в армии, гордостью его были крупные водопроводы, купальни и бани. Период средних веков (VI – XIV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены.

Более интенсивно гигиена стала развиваться в XVII - XIX в.в. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возрасла опас­ность эпидемических заболеваний.

Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901) , который по праву считается её основополож­ником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку. Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XIв, замощение улиц в Пскове производилось в XIIв, тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осу­ществлены на 300 лет позднее.

Формирование гигиены как самостоятельной науки началось во второй половине XIX века. Систематические научные исследования в области гигиены начались с организации кафедр гигиены на медицинских факультетах. А.П.Доброславин (1842-1889) создал и возглавил первую кафедру гигиены в Рос­сии(1871) при Петербургской военно-медицинской академии. Он создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», основал первую гиги­еническую экспериментальную лабораторию и заложил фундамент, на котором стала строиться отечественная гигиена.

В 1882 г была создана кафедра гигиены в Московском университете, возглавил её Ф.Ф.Эрисман (1842-1915), который, как и А.П. Доброславин, явился одним из основоположников отечественной гигиены и внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику.

Начиная с глубокой древности гигиена обладала монополией на изучение факторов внешней среды и их влияния на здоровье людей. Еще древние греки наделили мифического обожествленного врача Асклепия (Эскулапа) двумя дочерьми -- Панакией и Гигиеей. Первой была отведена роль лечения больных людей, второй -- профилактики болезней у здоровых путем устранения вредных факторов среды обитания, использования полезных и формирования на этой основе здорового образа жизни. Это формирование покоилось вначале на эмпирических наблюдениях за результатами взаимодействия людей с окружающей природной и социальной средой и выражалось в виде обычаев, законов и религиозных правил. Позднее они суммировались в первых научных трудах, принадлежащих знаменитому врачу древности Гиппократу (460-377г. до н.э.), таких как "О воде, воздухе и местностях", где он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает. С IX века, в Италии (Салерно) существовал университете, в котором идеи Гиппократа и римского врача Галена получили широкое развитие. На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины и изучении влияния внешней среды на здоровье сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, правильном питании, уходе за детьми и т.п. Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду. XV и XVI вв. ознаменовались зарождением капиталистического способа производства, что повлекло за собой развитие наук и искусства, в том числе и современного естествознания.

Медицина вообще, и гигиена в частности, преодолевая религиозные, схоластические представления о причинах болезни становится на естественнонаучный путь развития. Внешняя среда и условия жизни людей признаются ведущими в возникновении и развитии болезней. Врач и астроном Фракастро сообщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат "О заразных болезнях" (1546), а врач Раммацини -- "Трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей" (1700).

Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научно обоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях факторов внешней среды и эксперименте. Первыми крупными сочинениями, отвечающими этим требованиям, были руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 г. в Париже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Паркса, опубликованное в 1854 г. в Лондоне. Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого-гигиениста Макса Петтенкофера (1818-1901гг.) и созданной им школы гигиенистов.

В России, как и в других странах, зачатки эмпирических знаний о связи между условиями жизни и здоровьем возникли очень давно -- еще в Киевской и Новгородской Руси. Они нашли свое отражение в трактате о быте зажиточной русской семьи "Домострое". Позже издается ряд указов об охране внешней среды и здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках ("Регламент", 1741), об обязательном извещении в случае заразных болезней ("Наказ губернаторам и воеводам", 1743).

История отечественной медицины свидетельствует о глубоком понимании проблем гигиены выдающимися русскими клиницистами.

Один из основоположников русской терапевтической школы М.Я. Мудров (1776-1831), будучи профессором терапии медицинского факультета Московского университета, 3 июня 1809г. произнес свою знаменитую актовую речь под названием "Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих". В этой речи содержаться мысли, не потерявшие своего значения и сегодня. Он говорил: "в полках и наипаче во флоте гораздо легче беречь, нежели возвращать потерянное здоровье". И далее: "Полковых лекарей и дивизионных докторов должность есть не столь лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье. Сытые и здоровые солдаты суть храбры, в трудах неутомимы, и, следовательно, непобедимы".

Широко известны слова Н.И. Пирогова: "Я верю в гигиену. Будущее принадлежит медицине предупредительной". С.П. Боткин как председатель Общества русских врачей считал необходимым, чтобы "глубокая идея оздоровления все более и более популяризовалось", чтобы мысль об " ... оздоровлении, об ассенизации, канализации наших городов -- этих центров и рассадников заразы -- делалась все более и более возможной". Профессор терапевтической клиники Г.А. Захарьин в 1873г. в актовой речи в Московском университете сказал: "Победоносно спорить с недугом масс может лишь гигиена. Понятно поэтому, что гигиенические сведения необходимее, обязательнее для каждого, чем знание болезней и их лечение". Профессор Г.А. Захарьин подчеркивал: "Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии..., самые успехи терапии возможны лишь под условием соблюдения гигиены".

Колыбелью первой в России кафедры гигиены явилась Медико-хирургическая академия, где она была организована в 1871г. профессором Алексеем Петровичем Доброславиным (1842-1889). День прочтения А.П. Доброславиным первой лекции -- 19 ноября 1871г. -- считается датой основания кафедры гигиены. Она была названа кафедрой общей, военно-сухопутной и морской гигиены. Основоположник отечественной гигиены А.П. Доброславин -- воспитанник академии, получивший усовершенствование у знаменитых химиков Н.Н. Зимина, А.П. Бородина, А. Вюрца, Л. Пебля, у физиологов Н.М. Якубовича и А. Роллета, у гигиенистов М. Петтенкофера и Р. Фойта.

А.П. Доброславин написал первые оригинальные учебники на русском языке, основал первый гигиенический журнал "Здоровье" и гигиеническое общество. А.П. Доброславин обогатил гигиену ценными экспериментальными исследованиями и практическими рекомендациями в области гигиены питания, военной гигиены и в других областях гигиены.

Одним из основоположников отечественной научной гигиены по праву считается профессор Федор Федорович Эрисман (1842-1915). Швейцарец по происхождению, Ф.Ф. Эрисман наиболее плодотворно работал в Москве, где в 1882г. основал кафедру гигиены в Московском университете, в 1879-1885 гг. вместе с земскими врачами А.В. Погожевым и Е.В. Дементьевым провел обстоятельное изучение санитарного состояния фабрик и заводов в Московской губернии, результаты которого опубликованы в 10 томах.

Ф.Ф. Эрисман -- также автор трехтомного "Руководства по гигиене", "Профессиональной гигиены или гигиены умственного и физического труда". Его взгляды на сущность гигиены, изложенные во вступительной лекции, опубликованной в "Курсе гигиены" в 1887 г., не утратили своей актуальности и сегодня. Ф.Ф. Эрисман считал гигиену наукой об общественном здоровье: "Лишите гигиену ее общественного характера..., заявите, что гигиена не есть наука об общественном здоровье, а что она должна заниматься лишь изучением частных вопросов в стенах лаборатории, -- перед вами останется лишь признак науки, ради которой и трудиться не стоит".

Еще в глубокой древности человек, основываясь на своем жизненном опыте, осуществлял простейшие гигиенические мероприятия, направленные на сохранение его здоровья. Эмпирическая народная медицина постепенно накапливала знания и опыт по предупреждению заболеваний.

В IV-I тысячелетии до нашего летоисчисления в Египте, Индии, Китае гигиена представляла систему практических правил, полученных как из бытовых навыков, так и из религиозных предписаний. Эти правила касались охраны почвы от загрязнения, выбора и устройства источников водоснабжения, возможности употребления в пищу различных растительных и животных продуктов, соблюдения чистоты тела, предупреждения распространения инфекций, изоляции больных заразными болезнями, сжигания их вещей, захоронения трупов и т. д.

Развитие гигиены в античном мире (Древняя Греция) шло, кроме того, в направлении укрепления физических сил и красоты тела. Спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, характерно для этого исторического периода.

Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделал один из основоположников античной медицины - Гиппократ. Из трактатов "О воздухе, воде и почве", "О здоровом образе жизни" и др. видно, что Гиппократ немаловажную роль в возникновении заболеваний отводил внешним условиям, окружающим человека, а в предупрежджении и лечении болезней большое значение придавал гигиеническим мероприятиям.

Римская империя унаследовала греческую культуру, в частности ее достижения в области гигиены, и развила последнюю в сторону практических санитарных мероприятий. Санитарные правила для войск, римский водопровод, подававший в сутки 1,5 млн. м 3 воды, строительный устав Нерона, учитывавший гигиенические факторы при застройке городов, канализация с очисткой сточных вод на полях орошения, контроль за качеством пищевых продуктов на рынках характеризуют уровень санитарных мероприятий того времени.

Однако низкий уровень гигиенических знаний и использование санитарных мероприятий преимущественно в интересах господствующих классов не могли служить серьезной преградой для опустошительных эпидемий того времени. Средняя продолжительность жизни в Древнем Риме была 25 лет.

В эпоху феодализма прогрессивную роль играли врачи народов Востока, в частности арабских халифатов. Развитие экономики, торговли, мореплавания, земледелия и ремесел способствовало совершенствованию различных отраслей знаний, в том числе гигиены, главным образом индивидуальной.

Большой вклад в гигиену внес крупный ученый X-XI веков, выдающийся таджикский врач, "князь врачей", Абу-Али Сина, или, как его называли в Европе, Авиценна. Он разработал вопросы гигиены жилища, одежды, питания, воспитания детей и др. Авиценна высказал мысль о распространении болезней через почву и питьевую воду.

В Западной же Европе в эпоху феодализма все науки, в том числе и гигиена, пришли в полный упадок. Религиозные воззрения мрачного Средневековья, проповедь аскетизма, призывы к отказу от всяких гигиенических правил и навыков, нашедших место в Греции и Риме, сделали свое дело: в средневековом городе исчезают элементы санитарного благоустройства. Он беспорядочно застраивается, высокие, затемняющие друг друга дома теснятся в узких улицах внутри крепостных стен. Эпоха Средневековья вошла в историю как эпоха грозных эпидемий чумы, тифов, холеры, проказы, сифилиса и многих других инфекционных заболеваний. Средняя продолжительность жизни в этот период стояла на уровне 20-23 лет, доходя в Англии в конце XIV века до 17-20 лет.

Заключительный период эпохи феодализма, так называемая эпоха Возрождения (XV-XVI век), характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиеническим вопросам. Однако на ряде положений этого периода, относящихся к "гигиастике", лежит печать суеверия и предрассудков, в чем выразилось внутреннее, противоречие, раздвоенность деятелей переходного периода. Вместе с тем авторы социально-утопических теорий эпохи Возрождения ("Утопия" Томаса Мора, 1478-1535; "Город солнца" Томазо Кампанеллы, 1568-1639) отводят профилактике и врачам видное место в разрешении вопросов личной и общественной жизни.

В переходное от феодализма к промышленному капитализму время, в так называемый мануфактурный период, в особенности в Италии, появляются, как указывал К. Маркс, условия для возникновения обширной промышленной патологии. К этому периоду относится труд итальянского врача Бернардино Раммацини (1633-1714) "Рассуждение о болезнях ремесленников" (1700), посвященный описанию санитарных вредностей и профессиональных заболеваний их профилактике.

С развитием промышленного капитализма растет численно пролетариат, а условия его жизни становятся все более тяжелыми. Наряду с экономическими рабочие выдвигают и санитарные требования. В гигиене появляются два дополняющих друг друга направления, которые преследуют в основном интересы господствующего класса - капиталистов. С одной стороны, это пропаганда начал индивидуальной гигиены, наиболее ярким выражением которой является труд профессора медицины в Иене (Германия) Х. В. Гуфеланда (1762-1836) "Макробиотика, или искусство продления человеческой жизни" (1796). Макробиотику Гуфеланд ставил выше лечебной медицины, утверждая, что последняя в лучшем случае может лишь "восстановить потерянное здоровье", а потому является только "вспомогательной наукой". С другой стороны - это популяризация государственных мероприятий в области здравоохранения, представленная шеститомным трудом ректора Петербургской медико-хирургической академии И. П. Франка (1745-1821) под названием "Полная система медицинской полиции".

Дальнейшее развитие капитализма, рост промышленности, возникновение крупной машинной индустрии, развитие точных научных знаний обусловили возрождение и оформление в числе других наук и гигиены. Однако развитие санитарных мероприятий в этот, так же как и в предыдущий, период осуществляется в интересах имущих классов. Благоустраиваются лишь центральные районы городов, где живет буржуазия, окраины же, заселенные трудящимися, отличаются крайне неблагоприятными санитарными условиями жизни. Непомерно длинный рабочий день при отсутствии необходимых мер по гигиене и охране труда приводит к массовым профессиональным заболеваниям рабочих, подрыву их здоровья и сокращению продолжительности жизни. Выбросы вредных производств загрязняют и отравляют атмосферный воздух, почву и водоемы. В первой половине XIX века средняя продолжительность жизни в Манчестере для состоятельных классов была 35 лет, а для рабочих- 18 лет.

В XIX веке в развитии гигиены при капитализме сыграли роль следующие моменты:

1. Революционное движение рабочего класса, требовавшего сокращения рабочего дня, улучшение условий труда, быта и т. д.

2. Крупные эпидемии в Европе, которые угрожали благополучию самой буржуазии и толкали ее на поиски мер борьбы с ними.

Кроме того, эпидемии и другие массовые заболевания останавливали жизнь страны, затрудняли торговлю, влияли на производство и, увеличивая смертность населения, уменьшали численность армий.

3. Развитие естествознания, создавшее условия для перехода гигиены на путь эксперимента. Совершенствование физических, химических, физиологических, а позднее микробиологических методов исследований позволяло создать гигиеническую лабораторию и перейти от общих описаний, характерных для периода эмпирической гигиены, к точному и объективному изучению факторов внешней среды и влияния их на здоровье населения. Открытия Л. Пастера, Р. Коха, И. И. Мечникова, Н. Ф. Гамалеи и других микробиологов вооружили гигиену ценнейшими данными о природе и о путях распространения инфекционных заболеваний. Развитие техники способствовало строительству водопровода, канализации, центрального отопления, механической вентиляции и других санитарно-технических устройств, играющих большую роль в оздоровлении внешней среды.

В середине XIX века создались условия для развития экспериментальной гигиены. Основоположниками ее в России были А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, в Германии - М. Петтенкофер, К. Флюгге, М. Рубнер, в Англии - Э. Паркс и Дж. Саймон, во Франции - М. Леви.

В последней трети XIX века домонополистический капитализм начинает переходить в стадию империализма. Все чаще повторяются экономические кризисы перепроизводства, растет армия безработных и нищета трудящихся масс города и деревни при громадной концентрации богатств в руках эксплуататоров. Особенно тяжелое положение складывается для трудящихся масс колоний, полуколоний и зависимых стран, беспощадно эксплуатируемых крупнейшими империалистическими государствами.

После периода некоторых успехов, достигнутых в деле борьбы с инфекционными заболеваниями, в благоустройстве населенных мест и в проведении других мероприятий, темп развития гигиены в условиях капитализма замедляется, хотя отдельные передовые ученые проводят глубокие научные изыскания, заслуживающие серьезного внимания.

В последние десятилетия в связи с общим кризисом капитализма в буржуазном обществе начинают вновь широко проповедоваться под разными новыми названиями реакционные учения Мальтуса, Спенсера, Фрейда и др., в свое время разоблаченные классиками марксизма-ленинизма. Появляются расовая гигиена, евгеника и др. Неомальтузианцы утверждают, что земной шар якобы перенаселен, что средств питания якобы недостаточно, что гигиена не нужна, так как войны, голод, болезни и эпидемии регулируют количество населения земного шара, способствуют выживанию наиболее сильной части (или рас) человеческого рода, и что гигиена даже вредна, поскольку гигиенические мероприятия помогают выживанию слабых.

Успехи социалистического строительства и достижения науки в СССР и других странах народной демократии опровергают эти измышления неомальтузианцев с их лженаучной теорией "абсолютного перенаселения", с их изуверской расовой теорией и вскрывают сущность попыток империалистов прикрыть ими нищенское существование трудящихся масс в странах капитала.

За рубежом много говорят о так называемых болезнях цивилизации, к которым относят учащающиеся там нервно-психические заболевания, злокачественные новообразования, кариес, уличный травматизм и др. Однако и признание этих фактов тоже направлено на оправдание капитализма, так как неустранимых неблагоприятных последствий урбанизации и развития промышленности не существует.

РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ В РОССИИ. Гигиена в России развивалась самобытно в связи со своеобразными условиями общественного и экономического развития страны.

Памятники древнерусского изобразительного искусства и письменности показывают, что русскому народу еще на заре его истории были свойственны правильные представления в области личной и общественной гигиены. Например, в памятниках времен Владимира Святославовича (978-1015) изображены табуреты, столы для приема пищи, а на них - чаши, ковши, солоницы, ножи, ложки. Приготовление пищи отображено на многих древних миниатюрах. Например, печь с вмазанным котлом, стол для разделки продуктов, подвешенное к потолку над столом сито, различная деревянная и металлическая посуда. В Домострое (документ времен Ивана Грозного) имеются указания, что столовую посуду надо всегда тщательно мыть, чистить, скрести, полоскать горячей водой и высушивать.

Давно были известны противоцинготные свойства овощей, применялся отвар шиповника для предупреждения цинги. Документ, датированный 1624 г., содержит ряд санитарных указаний специальным приставам, назначенным в Москве "для смотрения за печением и продажей хлеба". В старинных книгах имеется много поражающих своей правильностью рекомендаций о выборе и устройстве источников водоснабжения. Уже в документах X века содержатся указания о корсунском водопроводе. Много сведений о широком распространении бань на Киевской Руси. Мытье в банях настолько вошло в быт наших предков, что Олег требовал у греков, чтобы они русским послам и купцам в Царьграде "творити мовь лико хотять" сделали возможным. Древний Новгород в XII веке был одним из наиболее благоустроенных городов в Европе. В Москве было запрещено выливать нечистоты на улицу в 1650 г., т. е. на 130 лет раньше, чем в Париже.

Материалистические традиции русской гигиены восходят к М. В. Ломоносову (1711-1765), который, будучи энциклопедистом, не прошел мимо актуальных для его времени вопросов гигиены. В своем произведении "О размножении и сохранении российского народа" (1761) он выдвигает ряд социально-гигиенических проблем, указывая, что в "размножении" и сохранении здоровья народа "состоит могущество и богатство всего государства". В связи с этим он останавливается на вопросах гигиены быта и народного питания. В других трудах он рассматривал некоторые вопросы гигиены труда в начавшей развиваться горнорудной промышленности, а также вопросы гигиенического обеспечения плаваний в северных морях.

В XVIII веке начинают составляться медико-топографические описания отдельных местностей России, авторы которых связывают местные особенности заболеваемости населения с условиями внешней среды.

Во второй половине XVIII века намечается значительный прогресс в развитии военной гигиены. В 1793 г. военный медик штаб-лекарь Е. Белопольский по указаниям А. В. Суворова составил "Правила медицинским чинам", в которых особое внимание уделял вопросам гигиены: "Причины умножающихся болезней ведать непременно, а выискивать оные не в лазаретах между больными, но между здоровыми в полках, батальонах, ротах, корпоральствах и разных отдельных командах, исследовав их пищу, питье, и землянок, время их построения, пространство и поваренную посуду, все содержание, разные изнурения".

Крупные войны начала XIX века вызвали появление первых пособий по военной гигиене, написанных М. Я. Мудровым (1826) и Р. С. Четыркиным (1834).

Необходимо подчеркнуть, что развитие общественной гигиены в тот период во многом обязано прогрессивным взглядам на значение профилактики в охране здоровья населения ведущих медиков XIX века Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, Г. А. Захарьина (1829-1897), А. А. Остроумова (1844-1908) и др.

На формирование этих передовых научных воззрений сильное идейное влияние оказали классики русской материалистической философии XIX века А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, великий литературный критик и публицист В. Г. Белинский, а также плеяда великих русских ученых - И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев и К. А. Тимирязев, освещавших в своих научных трудах проблему взаимоотношений человеческого организма и окружающей его среды с материалистических позиций.

Основоположниками отечественной гигиены как самостоятельной науки явились А. П. Доброславин (1842-1889) и Ф. Ф. Эрисман (1842-1915).

А. П. Доброславин - первый профессор гигиены в России, возглавивший в 1871 г. впервые организованную в Петербурге кафедру гигиены в Медико-хирургической академии.

Благодаря А. П. Доброславину молодая кафедра стала центром научно-гигиенической мысли. Он создал в России первую гигиеническую школу, из которой вышли видные гигиенисты - М. Я. Капустин, С. В. Шидловский и др. А. П. Доброславин обогатил разные отрасли гигиены ценными теоретическими исследованиями и практическими предложениями, в частности в области гигиены питания, школьной гигиены и пр. Им написано руководство "Гигиена - курс общественного здравоохранения" (1882). По его инициативе в Петербурге была создана санитарная лаборатория для исследования пищевых продуктов. Он участвовал как специалист военно-санитарного дела в действующей армии во время русско-турецкой войны (1877-1878). С 1882 г. А. П. Доброславин начал читать курс военной гигиены, а затем написал руководство "Курс военной гигиены" (1885-1887). Им организовано "Русское общество охранения народного здравия" и основан научно-популярный гигиенический журнал "Здоровье".

Ф. Ф. Эрисман также начал свою деятельность как гигиенист в Петербурге, где глубоко и всесторонне изучал вопросы школьной гигиены и санитарные условия в жилищах рабочих. Ему принадлежит капитальный труд "Руководство по гигиене" (1872-1877). Ф. Ф. Эрисман интересовался вопросами гигиены труда и в 1877 г. написал вторую капитальную работу "Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда", где затронул широкий круг вопросов этого раздела науки, в том числе военной гигиены. Как и А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман принимал участие как гигиенист в действующей армии в русско-турецкую войну. Особенно плодотворной была деятельность Ф. Ф. Эрисмана после переезда его в 1879 г. в Москву, где он работал в качестве земского санитарного врача Московского уезда. К этому периоду относятся его известные работы, написанные совместно с А. В. Погожевым, Е. М. Дементьевым и др., по санитарному изучению фабрик и заводов Московской губернии. Опубликованные в больших сборниках, они до сих пор представляют большой научный интерес.

С 1880 г. Ф. Ф. Эрисман возглавляет организованную им кафедру гигиены Московского университета. По его инициативе в Москве строится здание Гигиенического института с лабораториями, музеями, библиотекой. При кафедре Ф. Ф. Эрисман создает городскую санитарную станцию, проводившую большую научную и практическую работу. Известны классические годовые отчеты этой станции, содержащие ценные материалы по методике гигиенических исследований. Ф. Ф. Эрисман был первым и бессменным председателем созданного в 1892 г. Московского гигиенического общества.

И. М. Сеченов, характеризуя деятельность Ф. Ф. Эрисмана, сказал: "До него гигиена существовала лишь номинально, а в его руках она стала деятельным началом против многих отечественных недочетов и язв".

А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман явились выразителями прогрессивных идей русской общественной мысли 60-х годов в гигиене. Их деятельность была связана с деятельностью первых земских и городских санитарных органов, а также Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова. Они были руководителями получивших впоследствии широкое развитие обследовательских санитарных работ. Ф. Ф. Эрисман и московские земские врачи (Е. А. Осипов, П. И. Куркин, С. М. Богословский) внедрили санитарно-статистические методы в практику изучения санитарного состояния населенных мест и здоровья населения.

Благодаря А. П. Доброславину и Ф. Ф. Эрисману отечественная научная гигиена с первых шагов своего зарождения выгодно отличалась от зарубежной своим социальным характером, связью с практической санитарной деятельностью, постановкой актуальных задач здравоохранения и оздоровления широких масс населения, стремлением преодолеть ограниченность узколабораторного и санитарно-технического направления западноевропейских гигиенических школ.

Многие ученики и последователи А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана организовали и возглавили кафедры гигиены в ряде городов России (М. Я. Капустин, И. И. Скворцов, П. Н. Лащенков, П. Н. Диатропов, Г. В. Хлопин, Н. К. Игнатов и др.).

Общественный характер санитарной деятельности в России связан с развитием земской медицины. Земство, но определению В. И. Ленина, было одной из тех уступок, которые сделало самодержавное правительство под давлением общественного возбуждения и революционного натиска. Однако в условиях буржуазно-помещичьего земства нельзя было добиться решения кардинальных вопросов, касающихся жизни общества, в частности охраны его здоровья. В период реакции после подавления первой русской революции 1905 г. в земской медицине усилились консервативные тенденции. Гигиена находилась в положении "пасынка"; санитарное законодательство отсутствовало, санитарные организации были разогнаны.

Группа врачей-большевиков (Н. А. Семашко, З. П. Соловьев, С. И. Мицкевич и др.) и примыкавшие к ним передовые гигиенисты и санитарные врачи активно боролись с этими реакционными тенденциями.

РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ В СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция создала исключительно благоприятные условия для проведения широких оздоровительных мероприятий в государственном масштабе и для развития гигиенической науки.

На VIII съезде РКП (б) в 1919 г. была принята Программа Российской коммунистической партии (большевиков), провозгласившая профилактику основным принципом советского здравоохранения. В этой Программе указывалось, что "РКП ставит своей ближайшей задачей решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся, как-то:

а) оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха);

б) постановка общественного питания на научно-гигиенических началах;

в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней;

г) создание санитарного законодательства" * .

* (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть 1. Изд, 7-е, Госполитиздат. М., стр. 429-430. )

Весь последующий период социалистического строительства характеризуется неуклонным выполнением принципов, провозглашенных Программой Российской коммунистической партии (большевиков) и принятых съездом партии.

Осуществление грандиозных задач, вытекающих из новой Программы партии и решений XXIII съезда КПСС в области народного здравоохранения, направлено на укрепление здоровья и продление жизни населения нашей страны.

Потребности практической жизни настоятельно требовали развития гигиенической науки. Уже в первые дни после революции выявилась потребность в разработке гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, необходимых для оздоровления условий труда, населенных мест, жилищ, школ, общественного питания и т. д. Для решения этих вопросов была создана сеть научно-исследовательских гигиенических институтов, а на медицинских факультетах - кафедр гигиены питания, гигиены труда и профзаболеваний, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, эпидемиологии.

Разработанные гигиеной нормативы и научно обоснованные положения внедряются через санитарное законодательство в практику и служат основой деятельности санитарной организации.

В первые же годы Советской власти декретом Совнаркома РСФСР от 15/XI 1922 г. была создана государственная санитарная служба. Ее задачи, функции и деятельность развивались в соответствии с развитием народного хозяйства и культуры и уточнялись последующими правительственными постановлениями.

23 декабря 1933 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "Об организации Государственной санитарной инспекции", что значительно расширило правовые основы деятельности санитарной службы, усилило ее контрольные функции и обеспечило ее независимость при осуществлении санитарного надзора. Огромное значение для деятельности санитарной организации имеют Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР 1960 г. "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР", в котором дана программа улучшения санитарного дела в нашей стране, и Постановление Совета Министров СССР от 29 октября 1963 г. "О государственном санитарном надзоре в СССР".

В многогранную деятельность санитарных органов входят: санитарная охрана государственных границ, санитарная охрана условий труда и быта населения, санитарная охрана атмосферного воздуха, водоемов и почвы, обеспечение санитарных норм и правил при строительстве и благоустройстве населенных мест, промышленных предприятий, жилищ, культурно-бытовых и лечебно-профилактических учреждений, санитарная охрана пищевых продуктов и санитарное обеспечение общественного питания, мероприятия по ликвидации и предупреждению инфекционных и массовых болезней, профессиональных и других заболеваний, руководство санитарно-профилактической деятельностью учреждений здравоохранения, организация общественного санитарного актива и руководство им, проведение санитарной пропаганды среди населения.

В состав санитарной службы входят большая сеть областных, городских и районных санитарно-эпидемиологических станций, созданных еще в 1939 г., а также различные специализированные санитарные и противоэпидемические учреждения, научно-исследовательские институты, кафедры и лаборатории.

В настоящее время проводятся важные мероприятия по укрупнению существующих и созданию на селе санитарно-эпидемиологических станций, оснащенных современным оборудованием и лабораторной аппаратурой, укомплектованных специалистами, способными осуществлять и решать в полном объеме ответственные задачи, поставленные перед санитарной службой страны.

Санитарно-эпидемиологические станции систематически изучают санитарное состояние объектов, расположенных на обслуживаемой ими территории, а также состояние здоровья обслуживаемого ими населения, разрабатывают планы санитарных мероприятий и контролируют их выполнение всеми государственными, хозяйственными и общественными предприятиями и учреждениями, изучают эффективность внедрения этих мероприятий.

Разрешая указанные задачи, санитарная организация осуществляет предупредительный и текущий санитарный надзор.

Предупредительный санитарный надзор заключается в контроле за соблюдением гигиенических норм и санитарных правил в ходе проектирования и строительства населенных мест, промышленных предприятий, коммунальных объектов, лечебно-профилактических учреждений, школ, столовых и т. д. и заканчивается выдачей санкции на их эксплуатацию.

В задачи предупредительного санитарного надзора входит также контроль за продукцией, которая может оказать влияние на здоровье населения, например контроль за новыми полимерными материалами, применяемыми в строительстве, за посудой и оборудованием пищевых предприятий, за новыми видами пищевых продуктов, гигиеническая оценка сельскохозяйственных машин, а также пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями, и т. п.

Текущий санитарный надзор осуществляется в отношении эксплуатируемых объектов и проводится периодически в соответствии со спецификой каждого из них. Он направлен на изучение санитарного состояния объекта, влияния его на здоровье населения, включает разработку на этой основе конкретных оздоровительных мероприятий, выполнение этих мероприятий и учет их эффективности.

К проведению текущего санитарного надзора широко привлекаются врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактической сети.

В работе медицинских учреждений лечебного профиля профилактика занимает все больше и больше места. Профилактическое направление находит особо яркое выражение в диспансерном методе обслуживания населения, при котором проводится углубленное медицинское обследование определенных контингентов населения для выявления начальных форм заболеваний.

Одновременно изучаются условия труда и быта обследуемых. Это позволяет выявить причины заболеваний и принять меры, направленные как на оздоровление условий внешней среды, так и на лечение заболевших.

Юридической основой осуществления предварительного и текущего санитарного надзора являются советское законодательство, постановления и распоряжения центральных и местных органов советской власти, в соответствующем порядке утвержденные "Санитарные нормы и правила", Государственные общесоюзные стандарты (ГОСТ), санитарные правила, инструкции, издаваемые Всесоюзной государственной санитарной инспекцией, Санитарные нормы и правила (СН и П), издаваемые Госстроем СССР по согласовании с санитарными органами, и т. д.

С 1 июля 1970 г. введен в действие принятый Верховным Советом СССР закон "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении". Третий раздел этого закона посвящен обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, причем проведение необходимых санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений внешней среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение болезней, является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений, колхозов, профессиональных союзов и иных общественных организаций.

На органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Союза ССР и союзных республик возлагают государственный санитарный надзор за проведением необходимых мероприятий указанными организациями.

Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет за собой привлечение виновных и дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Союза ССР.

Расширение содержания и задач советской гигиены привело к ее дифференциации. Этого требовала необходимость углубленного изучения разнообразных и больших гигиенических проблем, это диктовалось и санитарной практикой, для которой стали необходимы санитарные врачи - специалисты по различным отраслям гигиенических знаний. Особое развитие получили такие отрасли гигиены, как коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, представленные соответствующими кафедрами медицинских институтов, готовящих кадры санитарных врачей на санитарно-гигиенических факультетах.

За сравнительно короткий период накоплен большой научный материал, разрешен ряд важных научных проблем, предложены гигиенические нормативы и ряд оздоровительных мероприятий.

В СССР созданы все условия для успешной деятельности целой плеяды крупных ученых-гигиенистов. Деятельность одного из них - Г. В. Хлопина (1863-1929) - протекала на рубеже двух эпох. Начав свою работу в качестве гигиениста Пермской санитарной станции, еще не будучи врачом, он продолжал ее в качестве лаборанта и прозектора на кафедре у Ф. Ф. Эрисмана. Заведуя с 1896 г. кафедрами гигиены в ряде городов (Юрьев, ныне Таллин, Одесса, Петербург), а с 1918 г. в Военно-медицинской академии, Г. В. Хлопин плодотворно работал в различных отраслях гигиены. Его трудами был развит и углублен экспериментальный метод в гигиене. Многие из предложенных им методов гигиенических исследований прочно вошли в гигиеническую практику. Г. В. Хлопину принадлежит ряд работ по изучению санитарного состояния городов, разных сторон питания населения, по школьной и профессиональной гигиене. Он оставил большое литературное наследство, в том числе учебник "Основы гигиены" и "Курс общей гигиены".

С именем Н. А. Семашко (1874- 1949) и З. П. Соловьева (1876-1928) связано проведение профилактических мероприятий в СССР. Они были организаторами и первыми заведующими н. А. Семашко. кафедрами социальной гигиены.

Существовавшие в медицинских институтах кафедры организации здравоохранения, так же как Научно-исследовательский институт организации здравоохранения Министерства здравоохранения СССР, переименованы в настоящее время в кафедры и Институт социальной гигиены и организации здравоохранения. Это создает большие возможности для развития социальной гигиены как предмета преподавания и научно-исследовательской работы.

Развитию коммунальной гигиены в СССР способствовали А. Н. Сысин, З. Г. Френкель, Н. Г. Игнатов, А. Н. Марзеев и др.

Развитие гигиены труда в СССР связано с именами В. А. Левицкого, С. И. Каплуна, А. А. Летавета, Н. А. Вигдорчика, Э. М. Кагана, З. Б. Смелянского и др.

В области гигиены питания большое значение имеют работы М. Н. Шатерникова, И. П. Разенкова, О. П. Молчановой, А. В. Палладина, Б. А. Лаврова и др.

В школьную гигиену ценный научный вклад внесли Д. Д. Бекарюков, В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), А. В. Мольков, Н. А. Семашко.

Вопросами военной гигиены, кроме Г. В. Хлопина и З. П. Соловьева, много занимались В. А. Углов, Ф. Г. Кротков и др.

Большую роль в развитии гигиенической науки и санитарной практики сыграли съезды гигиенистов и санитарных врачей.

Во всех изучаемых ею областях советская гигиена стала на путь тесной связи с физиологией, патологией, с клиническими дисциплинами, на путь экспериментальных гигиенических исследований, позволяющих научно обосновать гигиенические нормативы и рекомендации. Этот послевоенный период развития гигиены характеризуется значительными успехами в области гигиенического нормирования факторов внешней среды (гигиенические нормы по микроклимату производственных помещений, жилищ, по предельно допустимым концентрациям ядовитых веществ в воздухе и водоемах, физиолого-гигиенические нормы питания и др.).

За годы Советской власти в общегосударственном масштабе проведено большое количество мероприятий по планировке населенных мест, их благоустройству, санитарной охране водоемов и атмосферного воздуха, рационализации питания населения, оздоровлению условий труда в промышленности и сельском хозяйстве, санитарному обеспечению детских контингентов и т. д.

В результате величественных побед, одержанных советским народом под руководством Коммунистической партии, в результате улучшения санитарного состояния в стране и успехов медицинской науки и советского здравоохранения за послеоктябрьский период в СССР произошли огромные положительные сдвиги в здоровье населения. Об этом говорят такие санитарные показатели, как общая смертность населения, уменьшившаяся по сравнению с таковой дореволюционного периода более чем в 4 раза (рис. 1), и детская смертность в возрасте до 1 года, снизившаяся в 9 раз (рис. 2). Общая смертность населения СССР в 1966 г. составляла 7,3 на 1000 человек, а детская смертность - 2,6 на 100 новорожденных * . И в настоящее время показатели общей смертности в СССР продолжают оставаться ниже, чем в США, Англии, Франции и других капиталистических странах (рис. 3). Важно также, что кривая, характеризующая темп снижения смертности, в СССР значительно круче, чем в крупнейших капиталистических странах. Намного снижена заболеваемость населения, особенно инфекционными болезнями. Многие опасные инфекционные болезни (холера, чума, натуральная оспа и др.) полностью ликвидированы, а другие (например, дифтерия, бруцеллез, туляремия) встречаются весьма редко. Резко снижены и с каждым годом уменьшаются заболеваемость профессиональными болезнями, промышленный и сельскохозяйственный травматизм. Из года в год улучшаются показатели физического развития детей и подростков.

* (Народное хозяйство СССР в 1967 г. Статистика. М., 1968, стр. 36. )

В итоге средняя продолжительность жизни в СССР к 1966 г. увеличилась с 32 до 70 лет, т. е. возросла более чем в 2 раза (рис. 4).

Успешное строительство коммунизма в СССР, с одной стороны, непрерывно выдвигает перед гигиенической наукой новые проблемы, с другой - открывает огромные возможности и перспективы в деле реализации ее достижений, внедрения их в практику в интересах охраны здоровья населения. Этим объясняется расцвет передовой советской гигиенической науки, роль которой еще больше возрастает в период выполнения главной задачи девятой пятилетки намеченной XXIV съездом КПСС "...обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа".

Развитие гигиены можно условно разбить на два основных, не равных по временной протяженности, периода (Слайд №16) :

1.Эмпирическая гигиена (основанная на опыте) развивалась на протяжении многих веков.

2.Научно-экспериментальная гигиена, занимающая сравнительно короткий период.

Первый период уходит корнями в доисторические времена, когда человек, борясь за свое существование, постепенно накапливал опыт общения с окружающей природой и ее разнообразными факторами. Не по­нимая истинных причин тех или иных явлений, человек лишь констати­ровал отдельные факты и делал определенные выводы об их вреде или пользе для здоровья. Многие положения таких наблюдений, и обобщений были верны и сохранили свое значение до наших дней, получив соответствующее научное обоснование.

Так, ряд религиозных предписаний в странах Древнего Востока содержал разумные указания профилактического характера. В законода­тельных документах Вавилона и Ассирии содержались положения имеющие отношение к личной и общественной гигиене (19 век до нашей эры).

В Древнем Египте существовали санитарные рекомендации по применению пищевых продуктов, водолечению, массажу, надзору за рынками и др. В медицинских трактатах Древнего Китая подчеркивалась необходимость предупреждения болезней, в виду сложности их лечения.

В трудах Гиппократа (460-377 года до нашей эры) уже выделяются факторы, влияющие на здоровье человека: общие (почва, вода, погода) и личные (питание, наследственность, образ жизни). В древней Греции проводился надзор за продажей напитков и пищевых продуктов, сооружались водопроводы, канализация (Афины), велась планировка населен­ных мест. Наибольшее развитие санитарно-технические сооружения получили в древнем Риме (знаменитые римские акведуки, канализации, бассейны, общественные бани).

В раннем средневековье выдающимся врачом Востока Ибн-Синой.; 980-1037 годы) написан пятитомный "Канон врачебной науки", включивший главы о гигиене воздуха, воды и др.

В XII веке был создан "Салернский кодекс здоровья". В целом же средние века характеризуются резким упадком санитарной культуры. Достаточно сказать, что в крупных городах Европы нечистоты выливались на улицу прямо из окон, в семьях королей и знати не соблюдались самые элементарные требования ухода за телом и одеждой. Такое положение дела приводило к развитию массовых заболеваний, сопровождалось высокой смертностью населения.

Однако в XV веке происходит некоторое повышение санитарной культуры. К этому времени происходит развитие промышленного производства, что также дает толчок науке и культуре. Левенгук создает микроскоп, появляются серьезные научные работы по медицине и естествознанию. В конце XVIII века выходит в свет сочинение Петра Франка "Полная система медицинской полиции", обобщающая все известные на тот период сведения по санитарии. Однако гигиена ещё не выделяется в самостоятельную науку и остаётся на своём прежнем эмпирическом уровне .

Только в XIX веке эмпирический период развития гигиены сменяется научно-экспериментальным. Этому способствуют промышленная революция и крупнейшие научные открытия. Наряду с натуральными наблюдениями исследователи начинают ставить научные эксперименты. Появляются первые работы по гигиене, например англичанина Э. Паркса (Руководство к практической медицине, 1857).

Значительный вклад в научно-экспериментальную гигиену был внесен Максом Петтенкофером - санитарным врачом Мюнхена. В 1865 году он создал первую кафедру гигиены в Мюнхенском университете, а затем институт гигиены. Заслугой Петтенкофера является проведение многолетних лабораторных экспериментов, превративших гигиену в точную науку. В тот период возбудители инфекций не были известны и поэтому многие положения Петтенкофера оказались ошибочны (локалистическая почвенная теория, этиология холеры и др.). Однако им выдвинут ряд косвенных положений, имеющих гигиеническое значение, а главное - дан толчок для проведения дальнейших исследований.

Из гигиенистов России следует, в первую очередь, следует отме­тить А.П. Доброславина, создавшего в 1871 году кафедру гигиены на базе Военно-медицинской академии в Петербурге. С этого года в Рос­сии начато самостоятельное преподавание гигиены. А.П.Доброславин широко внедрял в практику гигиены лабораторные методы исследования, что способствовало формированию научной дисциплины.

В 1869 году в Петербург приехал из Швейцарии молодой врач - офтальмолог Ф.Ф. Эрисман. Защитив докторскую диссертацию по глазным болезням, он особое внимание уделял вопросам этиологии близорукости у школьников. Это привело ученого к гигиене, стажировку по которой он проходил у М. Петтенкофера. В 1882 году Ф.Ф. Эрисман организовы­вает вторую в России кафедру гигиены при Московском университете. В дальнейшем им создается санитарно-гигиеническая лаборатория и санитарная станция в Москве. Ф.Ф. Эрисманом написано большое количество гигиенических работ. Именно он первый указал на неразрывную связь гигиены с медициной. Однако в 1896 году Ф.Ф. Эрисман был уволен из университета за поддержку прогрессивного студенчества и поселился в Швейцарии.

Ученик Ф.Ф. Эрисмана Г.В. Хлопин (1863-1929) возглавлял кафедру гигиены Военно-медицинской академии и много внимания уделял санитарно-гигиеническим исследованиям в области гигиены водоснабжения, охраны водоисточников, жилища и т.д. Является автором многих учебников и руководств, был редактором журнала "Гигиена и санитария".

В 1872 году в России была утверждена первая должность санитарного врача, которую занял И.И. Моллесон (1842-1920). Ему принадле­жит инициатива санитарной печати и устройства сельских яслей. И.И. Моллесон широко рекомендовал составление санитарно-топографических описаний местности, способствующих объективной оценки влияния природной среды на здоровье человека.

В 1922 году в России был принят декрет "О санитарных органах республики", сформулировавший основные положения санитарной службы страны. В этом же году стал выходить журнал "Гигиена и санитария", который первые 10 лет назывался "Гигиена и эпидемиология".

В ряде городов создаются научно-исследовательские институты гигиенического профиля. Начиная с 1931 года, при медицинских вузах стали организовываться санитарно-гигиенические факультеты, а в 1933 году создана Всесоюзная государственная санитарная инспекция СССР.

Из выдающихся гигиенистов того времени следует особо отметить А.Н. Сысина (1879-1956), который с 1913 года работал санитарным врачом города Москвы, а затем являлся первым начальником санэпидотдела Наркомздрава РСФСР и профессором кафедры гигиены 1-го Московс­кого медицинского института. С 1944 года А.Н. Сысин до конца своих дней являлся директором созданного им института общей и коммунальной гигиены АМН СССР, который в настоящее время носит его имя и называется Институт гигиены окружающей среды и экологии человека РАМН.

А.В. Мольков (1870-1947) - основоположник отечественной школьной гигиены. По его инициативе в СССР созданы первые кафедры по этой дисциплине. С 1923 года он возглавлял институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР. Является автором учебника по школьной гигиене.

Особо существенный вклад в развитие коммунальной гигиены внесен А.Н. Марзеевым (1883-1956) - первым начальником санэпидотдела Наркомздрава Украины. Им создан Киевский институт общей и коммунальной гигиены (ныне имени А.Н. Марзеева), написан первый в СССР учебник по коммунальной гигиене, а также ряд книг по указанной проблеме.

Касаясь последних десятилетий, можно назвать немало выдающихся отечественных гигиенистов, однако лишь некоторые из них создали свои научные направления в той или иной области гигиены.

К таким ученым следует отнести В.А. Рязанова (гигиена атмосферного воздуха), С.Н. Черкинского (гигиена воды и санитарная охрана водных объектов), Г.Н. Сердюковскую (гигиена детей и подростков), Б.Г. Кроткова (радиационная гигиена), Е.И. Гончарук (гигиена почвы), Г.И. Сидоренко (гигиена окружающей среды), Г.Н. Красовского (гигиена воды и санитарная охрана водоёмов), Измерова (гигиена труда) и др.

Выше уже говорилось о двух основных этапах развития гигиены - эмпирическом и научно-экспериментальном. Второй этап характеризуется рядом структурных изменений. Первоначально гигиена развивалась как единая научная дисциплина. Однако, по мере углубления исследо­ваний и накопления научных данных в ряде областей, рамки одной дис­циплины стали тесны и от гигиены отпочковались самостоятельные дисциплины: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда, военная гигиена, больничная гигиена, личная гигиена, радиационная гигиена и др. При этом общая гигиена явля­ется вводным курсом в изучение указанных дисциплин (пропедевтикой гигиены).

Гигиена состоит из ряда разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики (Слайд №17):

Коммунальная гигиена - изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает ги­гиенические нормативы и мероприятия для

создания оптимальных условий проживания. Ведущие ученые РК: Даулбаев Ф.А., Амрин К.Р., Неменко Б.А.

Гигиена питания - изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение зависимости от условий груда и быта; разрабатывает меры профилактики алиментарных заболеваний. Ведущие ученые РК: Шарманов Т.Ш., Терехин С.П. и др. В РК действует Казахская Академия питания.

Гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и произ­водственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздо­ровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней. Ведущие ученые РК: Алтынбеков Б.Е. НЦ гигиены и эпидемиологии и НУ гигиены труда и профпатологии.

Гигиена детей и подростков - изучает влияние факторов окружаю­щей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребёнка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

Радиационная гигиена - изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает санитарно-гигиенические меры и нормати­вы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с ис­точниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами.

Список литературы:

1. Г.И. Румянцев и соавт. Гигиена. – М.: Медицина, 2005. – 607 с.

2. А.И. Гурова, О.Е. Горлова. Практикум по общей гигиене. – М.: Изд. Университета дружбы народов, 1991. – 176 с.

3. У.И. Кенесариев, Н.Ж. Жакашов. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы. 2002. – 260 с.

4. И.Р. Голубев. О мониторинге «Здоровье – окружающая среда». - Гигиена и санитария, 2001 г., №4.

5. Р.М. Хвастунов. Т.С. Тихова, Е.В. Трофимова, Н.А. Кочнова. Возможности использования данных космической съемки и в гигиенических исследованиях. – Гигиена и санитария, 2000 г., №2.

6. Тулебаев Р.К., Слажнева Т.И., Кенесариев У.И., Белоног А.А., Корчевский А. «Оценка гигиенических рисков в промышленных регионах РК», Алматы, 2005 г.

7. Муминов Т.А., Неменко Б.А. «Окружающая среда и доказательная профилактическая медицина». Алматы. 2005 г. – 171 с.

8. Неменко Б.А., Кенесариев У.И. «Коммунальная гигиена». Учебник, Алматы «Ғылым», 2003 г., 464 с.

9. Муминов Т.А., Кенесариев У.И., Балмахаева Р.В. «Страницы истории профилактической медицины в Казахстане» - Вестник КазНМУ, №1, 2007 г., Алматы – 18-21 с.

10. Кенесариев У.И., Будесова Ж.А., Суюнгараев К.А. «Особенности реальных химических нагрузок на организм жителей региона Карашыганакского нефтегазового месторождения» - Вестник КазНМУ, №1, 2008 г., 46-47 с.

Дата публикования: 2014-12-11 ; Прочитано: 6838 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно