Зрительные нагрузки для детей с нарушением зрения. Развитие восприятия цвета у детей с нарушением зрения. Кто такой тифлопедагог

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Острота зрения 3-4 года

Острота зрения 5-7 лет

0,01 – 0,3

0,4 - !,0

0,01 0,3

0,4 1,0

Характер зрения

Не учитывается

Не учитывается

Не учитывается

Монокулярное,
Монокулярно-альтернирующее,
Одновременное.

Одновременное,
Бинокулярное
Неустойчивое.

Фиксация

Не учитывается

Не учитывается

Нецентральная,
устойчивая

Центральная
и нецентральная,
неустойчивая

Центральная

Центральная

Характер учебно-наглядных пособий:
Цвет
Размеры
форма

Оранжевый,
Красный,
Зеленый и их оттенки Больше 2 см.
разнообразная

Разнообразный Меньше 2 см.
объемная

Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см.
разнообразная

Разнообразный Разнообразные
объемная

Время проведения

Утро, полдень, вечер

Утро, полдень, вечер

Утро и вечер

Полдень и близко к полудню

любое

Количество занятий в день

Продолжительность
(мин).

Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии При расходящееся
косоглазии при отсутствии косоглазия

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа

На локализацию

На расслабление конвергенции

На усиление Аккомодации

На стерео приборах

Вид косоглазия

Не учитывается

Не учитывается

сходящееся

расходящееся

нет

Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.

рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

нахождение одинаковых картинок;

нахождение нескольких одинаковых картинок;

группировка изображений по цвету;

группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

группировка по цвету без учета формы;

группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

сортировка по цвету;

выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.


Расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Рассматривание картинок через диаскоп.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.

Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».


Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.

Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Игра «Удочка». Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

Перерисовка через прозрачную бумагу.

Работа с разными картинками.

Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.


Развитие стереоскопического зрения.

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Метание присосок.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.


Расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей – кубики.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Игры в лото, домино.

Игра «Удочка».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.


Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разрезными картинками.

Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.


Развитие стереоскопического зрения

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

«Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

Страница


Документация тифлопедагога МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек». Характеристика зрительных нагрузок


Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.


Острота зрения 3-4 года

Острота зрения 5-7 лет

0,01 – 0,3

0,4 - !,0

0,01 0,3

0,4 1,0

N 1

N 2

N 3

N 4

N 5

N 6

N 7

Характер зрения

Не учитывается

Не учитывается

Не учитывается

Монокулярное,
Монокулярно-альтернирующее,
Одновременное.

Одновременное,
Бинокулярное
Неустойчивое.

Фиксация

Не учитывается

Не учитывается

Нецентральная,
устойчивая

Центральная
и нецентральная,
неустойчивая

Центральная

Центральная

Характер учебно-наглядных пособий:
Цвет
Размеры
форма

Оранжевый,
Красный,
Зеленый и их оттенки Больше 2 см.
разнообразная

Разнообразный Меньше 2 см.
объемная

Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см.
разнообразная

N 3

Разнообразный Разнообразные
объемная

N 5

N 5

Время проведения

Утро, полдень, вечер

Утро, полдень, вечер

Утро и вечер

Полдень и близко к полудню

любое

Количество занятий в день

2

3

3

2-3

2-3

5

3

Продолжительность
(мин).

15

15

20

20

25

25

25

Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии При расходящееся
косоглазии при отсутствии косоглазия

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа

На локализацию

На расслабление конвергенции

На усиление Аккомодации

На стерео приборах

Вид косоглазия

Не учитывается

Не учитывается

сходящееся

расходящееся

нет

Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.

рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

нахождение одинаковых картинок;

нахождение нескольких одинаковых картинок;

группировка изображений по цвету;

группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

группировка по цвету без учета формы;

группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

сортировка по цвету;

выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.


Расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Рассматривание картинок через диаскоп.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.

Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».


Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.

Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Игра «Удочка». Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

Перерисовка через прозрачную бумагу.

Работа с разными картинками.

Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.


Развитие стереоскопического зрения.

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Метание присосок.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.


Расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей – кубики.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Игры в лото, домино.

Игра «Удочка».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.


Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разрезными картинками.

Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.


Развитие стереоскопического зрения

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

«Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т.д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

Общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

зрительную работу желательно проводить в вертикальной плоскости (важно для детей с расходящимся косоглазием, миопией),

детям с миопией противопоказана работа на различимость мелких деталей (т.е. предъявляемый материал должен быть крупнее обычного),

лучше использовать объемные детали,

время непрерывной нагрузки должно быть ограничено.

Офтальмологические требования при работе с наглядностью:

изображение без лишних деталей, не должно быть слишком большим;

контур желателен (иногда рельефный);

цвет чистый, естественный, яркий;

дидактику и наглядность желательно

предъявлять на контрастном фоне (оранжевый, желтый, зеленый цвета).

Зрительные нагрузки

Совместно с врачом-офтальмологом определяется индивидуальная зрительная нагрузка. Учитываются следующие факторы:

зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания,острота зрения (цель – повысить остроту зрения

детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии),возраст ребенка,этап лечения.

Перечень зрительных нагрузок для детей 5

Острота зрения

Фиксация

Характер зрения

Вид косоглазия Зрительная нагру зка

Характеристика

учебно –

наглядных

учитываемые во

кол-во занятий в

время занятий

со зрительной

продолжи-

нагрузкой:

тельность

Отличительные

особенности

нагрузки

Нецентральная

устойчивая

Не учитывается

Не учитывается № 3

Преимущественно

оранжевый, красный, зеленый и их оттенки

Преимущественно до 2 см

Разнообразные

Утро и вечер

Центральная и нецентральная Центральная неустойчивая

Не учитывается

Монокулярное, монокулярно –

альтернирующее, одновременное

Не учитывается

Сходящееся

Расходящееся

Разнообразные

Разнообразные

Преимущественно

объемные

Полдень и близко

к полудню

Занятия на

Упражнения

Упражнения

локализацию

на расслабление

на усиление

конвергенции

аккомодации

Центральная

Одновременное,

бинокулярное,

неустойчивое

№ 7

№ 5

№ 5

№ 5

№ 5

Упражнения на стереоприборах,

стереоскопического типа, решетка для читающих

Разнообразные

Нанизывание бус (1-1,5 см – до 0,5)

Обведение по контуру (без мелкой

косоглазия)

преимуществе

деталировки)

нно объемные

Обведение по точкам

Обведение через кальку

Занятия в

Лабиринт

любое время

Закрашивание

до 2 раз в день

Вырезывание по контуру (без мелкой

по 20 минут.

деталировки)

Обведение по трафарету (внешний трафарет)

Раскрашивание

Ниткография

Штриховка Шнурование (по образцу) Разрезные картинки

Выкладывание по контуру мелкими предметами Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной

Игры стереоскопического характера (настольный футбол, хоккей, баскетбол, удочка и т.п.)

Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание Составление орнамента Работа с конструктором

Развитие цветового восприятия

Младшая группа: различение и называние основных цветов спектра, соотнесение сенсорных эталонов с цветом реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Соедини шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», «Найди все красные предметы».

Средняя группа: закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Цветной коврик», «Собери цветы», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет», «Нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Оденем куклу».

Развитие цветового восприятия

Старшая группа: развивать умение отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов; узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире; создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений; замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д.

Подготовительная группа: знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов; различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов; создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое».

«Цветные человечки»

«Цветные столбики» («Составь узор», «Подбери по образцу», «Чем отличаются», «Построй и опиши, назови цвета по порядку», «Кто скорее соберет цветной узор»)

Исследования ведущих офтальмологов и тифлопедагогов, таких как Э.С.Аветисов, Л.А. Григорян, О. Л. Алексеев, Л. И. Плаксина, Л.И. Солнцева и другие, показали, что предаппаратная подготовка дает положительные результаты в единстве коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы, ускоряется процесс лечения детей, что положительно сказывается на развитии их зрительных функций. Для решения проблемы эффективного лечения зрения требуется единый подход к непрерывному, комплексному обучению и лечению в условиях специализированного учреждения.

  • Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей.
  • Коррекционная работа - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей, имеющих нарушения зрения.

Для лечебно-восстановительной работы на конкретных аппаратах и в лечебных офтальмологических компьютерных программах наряду с формированием зрительного восприятия, зрительных представлений, зрительного внимания и памяти должны быть сформированы следующие навыки:

  • умение выделять и называть составляющие части предметов;
  • понимание словесной установки;
  • знание и словесное обозначение направления (вправо-влево, вверх-вниз, вблизи - вдали);
  • понимание глубины пространства;
  • обозначение словесно увиденного.

Важным является развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтальмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики. Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т.д.). Детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, "Найди такой же предмет", "Подбери одинаковые предметы", "Что от тебя ближе, дальше", "Составь из частей целое" и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.

В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, "Собери матрешку".

Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц - морковку и т.д.

Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук.

В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений.

В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера. Вот конкретный пример индивидуального подхода на занятиях.

В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа "Прокати шар в ворота", "Попади в цель".

В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры "Футбол", "Бильярд", "Набрось кольцо", а также игры с разными конструкторами, мозаиками. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка записываются в тетради связи с врачом-офтальмологом.

Тесное взаимодействие врача-офтальмолога, медсестер-ортоптисток с воспитателями групп и тифлопедагогами, понимание общей задачи в восстановлении полноценного зрения у детей с косоглазием и амблиопией способствует повышению остроты зрения ребенка, положительному эффекту лечения косоглазия.

Требования к демонстрационному и раздаточному материалу.

  • Предъявленный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений на карточках, листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.
  • Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми объектами на черном фоне. Лучше воспринимают силуэтные фигуры, нежели контурные
  • При выборе изображений следует учитывать пропорциональность отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, высокий цветовой контраст, более четкого выделения ближнего, среднего и дальнего планов.
  • Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей детей.
  • Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
  • Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.
  • Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот. Объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей. Необходимо иметь два мольберта для рассматривания на уровне глаз: 1 – для рассматривания, сидя, другой – стоя.
  • Цветовую гамму желательно использовать в желтых, красных, оранжевых и зеленых тонах.

Практический вопрос

Тифлопсихология

2. Расскажите, как вы сможете организовать коррекционно-развивающую работу с лицами, имеющими нарушения зрения по данным, представленным в медицинской документации врача офтальмолога.

Вся комплексная работа строится на взаимодействии всех специалистов учреждения. (воспитателя\учителя, тифлопедагога, медицинских работников (врач-ортоптист, массажист и др), логопеда, педагога-психолога)

Особую важность для тифлопедагога приобретают данные, представленные в медицинской карте врача-ортоптиста.

Данные, которые необходимы тифлопедагогу:

  • зрительный диагноз;
  • острота зрения; (уточняется у врача-ортоптиста каждый месяц);
  • состояние зрительных функций.

Эти данные нужны, чтобы выстроить оптимальную коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения зрения. В первую очередь тифлопедагог обращает внимание на то, чтобы дети на занятии были с окклюдором (если в это время ребенку рекомендовано его надеть. Для каждого ребенка время ношения окклюдора определяется индивидуально (кому-то весь день в зависимости от диагноза, кому-то 3 часа с утра или вечером и тд.)

Тифлопедагог пользуется таблицей нагрузок и в соответствии с диагнозом дает ребенку такую нагрузку, которая ему рекомендована.

В зависимости от диагноза, остроты зрения осуществляется посадка на занятии. Например, если у ребенка окклюдор на левом глазу, то рекомендуется сажать его слева от доски, чтобы нормально видящий глаз был ближе к доске. Инвалидов по зрению сажают обязательно за первые парты.

Какие могут быть зрительные диагнозы:

-Астигматизм

Ребенок видит предметы нерезкими или искаженными вне зависимости от того, где они расположены. Причина возникновения астигматизма - неравномерное напряжение окологлазных мышц. Астигматизм всегда сопровождается гиперметропией (дальнозоркостью) или миопией (близорукостью). Преломляющая сила глаза различна в разных меридианах. Наличие астигматизма объясняется ассиметрией оптичес­кого (преломляющего свет) аппарата глаз, в основном передней поверхности роговицы.

Ученик испытывает трудности при чтении, при соедине­нии элементов букв, линий в чертежах и рисунках. Часто роняет школьные принадлежности, т.к. не видит границы парты и других плоскостей.

При данном нарушении тифлопедагог при рассматривании предметов и иллюстраций использует фоновую подставку. На стол приклеивается полоска для положения тетради.

При миопическом астигматизме зрительную работу после 10 мин нужно чередовать с отдыхом (10 мин)

-Гиперметропия (дальнозоркость)

Дети хорошо видят далеко расположенные, плохо близко расположенные предметы. Дальнозоркий глаз напрягает свою аккомодацию для ясного видения, поэтому корригируется очками. Дети испытывают трудности при чтении, быстро утомляются, возникают головные боли и неприятные ощущения в глазах.

При данном нарушении тифлопедагог применяет максимальную зрительную нагрузку, предметы для рассматривания мелких размеров, большие предметы и иллюстрации необходимо давать для рассматривания по частям, также необходимо давать больше времени при рассматривании для формирования целостного образа предметов.

-Ретинодистрофия (дегенерация сетчатки)

Часто носит врожденный характер. Дети жалуются на ухудшение зрения в сумерках, искривления рассматриваемых предметов (игрушек), темные пятна перед глазом. Нарушается цветовая чувствительность, сужается поле зрения. Течение ретинодистрофии медленное, но часто приводит к слабовидению и слепоте.

При данном заболевании тифлопедагог осуществляет следующие мероприятия:

  • Зрительная нагрузка в 3-4 раза ниже по сравнению с нормой, через каждые 10-15 мин. отдых для глаз 1-2 мин
  • Освещенность рабочего места ЮООлкс.
  • Исключать резкие движения, подъем тяжестей, наклоны головы и туловища.
  • Контроль за утомлением.

Миопия (близорукость).

Миопы- хорошо видят близкие, плохо- удалённые предметы. В связи с отсутствием аккомодации не могут быстро переводить взор вблизь, вдаль (изменять рефракцию). При миопии нарушается зрение в сумерках. При миопии происходит растяжение глазного яблока, это приводит к нарушению питания сетчатки и снижению остроты зрения.

ТИФЛОПЕДАГОГ ОРГАНИЗУЕТ:

упражнения на тренировку аккомодации (давать предметы или их изображения для опознания на различном расстоянии. Освещённость рабочего места хорошая, сажать ближе к источнику света - окну). Место за столом, партой в зависимости от степени заболевания 1-2 стол. Зрительная нагрузка - минимальная. Пособия демонстрировать на контрастном фоне. Пособия использовать преимущественно оранжево -жёлтых, зелёных тонов.

Исключаются: резкие движения, длительная работа в наклонном положении, мелкая работа (нанизывание бус, бисера, сортировка мелких семян, использование для игр мелкой мозаики, конструктора).

-Миопия высокой степени

  • Исключить при чтении мелкий шрифт. Для использования рекомендуется крупный печатный шрифт (16-18 кегль). Высота букв в тетрадях 5-5,5мм на доске -12-14 см. Межбуквенные и межцифровые пространства – 3 мм.
  • Мелкие натуральные объекты (семена, насекомые и др.) заменяются увеличенным изобразительными пособиями без мелкой деталировки.
  • Изобразительные пособия с контрастным (90-100%) исполнением с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение Пособий в оранжево-желтых и зеленых тонах. Черные изображения давать с увеличением контрастности в два раза.
  • Экскурсии в природу с обязательными упражнениями по ориентировке в пространстве.
  • Постоянный контроль за осанкой применение работы стоя за рабочим столом (чтение, пересказ, прослушивание).
  • Рекомендуются упражнения на тренировку аккомодации (предъявле­ние объектов для опознания на различном расстоянии).
  • Место ученика в первой половине класса, ближе к источнику Естественного освещения (окну).
  • Освещенность поверхности рабочего стола 500 лк, при проведении практических работ до 1500 лк.
  • Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа на слух)-10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении занятия.
  • Наличие на рабочих столах подставок для чтения и тестовых материалов.

-АТРОФИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА

Атрофией зрительного нерва называют полное или частичное разрушение его волокон с замещением их соединительной тканью.

При данном нарушении зрения тифлопедагог выполняет следующие мероприятия:

  • При подготовке раздаточного дидактического материала Обращать внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40%) по сравнению с нормой.
  • Контраст изображений изучаемых объектов и процессов 80-100 % высокая цветонасыщенность, особое внимание к белому и красному цветам. Натуральные объекты организмов и веществ с этой окраской рассматривать с помощью фоновых экранов.
  • Использование приемов предметной цветовой унификации при разработке и модификации изобразительных пособий по изучаемым предметам.
  • Учебная загруженность снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой.Часть заданий дается в виде смысловых и расчетных заданий,а также восприятие на слух.
  • Место ученика в основном во второй (от классной доски) половине класса.
  • Освещенность рабочего стола 500-1000 лк.
  • Допустимая зрительная нагрузка до 15 мин,отдых-3 -5 мин. Проводить не менее 2 -х зрительных гимнастик за урок.
  • Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
  • Постоянный контроль за утомлением школьников.

Косоглазие

Нарушение глазодвигательных функций. Нет четкого видения предметов. Затрудняется пространственное стереоскопическое восприятие, понижается острота зрения развивается амблиопия косящего глаза, нарушается бинокулярное зрение.

Тифлопедаг дает детям больше времени для рассматривания предметов, не торопит при ответах.

При сходящемся косоглазии во всех видах дея­тельности: рисовании, чтении, рассматривании иллюстраций, аппликации использовать подставку. Тренировать зрительное внимание. Проводить специальные упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы.

При расходящемся косоглазии зрительную работу осуществлять в горизонтальной плоскости.

При подборе дидактического материала пользоваться методикой зрительных нагрузок Л.Григорян.

Амблиопия

Понижение остроты зрения без видимой анатомической или рефракционной основы в результате расстройства зрительного аппарата. Снижается острота зрения, скорость, дифференцированность восприятия возникают трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов овладении измерительными навыками.

При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения происходит нарушение бинокулярного зрения, поля взора, глазодвигательных функций, расстройство фиксации взора.

Необходимо упражнять амблиопичный глаз, используя игры на выделении цвета, формы, размера, пространственного расположения предметов и их изображений.

Дидактический материал должен быть лаконичен, понятен. При высокой степени амблиопии использо­вать трафареты, контурные изображения.

Посадка за столы: взор на доску со стороны лучше видящего глаза. На столе не должно быть глубоких теней, слепящего света.

Цвет пособий желто-зеленого и оранжевого спектра.

Рассматривание и обследование объектов на уроке сопровождать словесным объяснением.

Зрительная нагрузка в зависимости от остроты зрения по таблице Л.Григорян.

Нистагм

Дрожание глазного яблока (бегают глаза, судорога) вертикально или горизонтально.

Дети не могут фиксировать взгляд на предмете, смотрят при вынужденном положении головы (как удобно). Им трудно удерживать строку, фиксировать взор в одной точке.

При чтении и письме использовать следящую коррекционную линейку.

Разрешать работать так,как удобно ребенку, а не диктовать свои требования.

Нельзя списывать с доски, задания писать на карточках.

ГЛАУКОМА

большая группа глазных заболеваний, характеризующаяся постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления выше толерантного для данного человека уровня с последующим развитием типичных дефектов поля зрения, снижением остроты зрения и атрофией зрительного нерва.

Подготовка натуральных и изобразительных пособий без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением.

Контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%. Выделение существенных признаков в предметах в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом.

Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования натуральных и изобразительных пособий, отработка умений ориентироваться в пособии (начало обследования, последовательность его хода выделение сигнальных признаков) с помощью дефектного зрения и осязания.

Исключается показ кино-диа-видеофильмов при длительном затемнении кабинета.Просмотр не более 15 мин.

Исключаются задания с мелкой деталировкой (строение семян, древесины, насекомых). Замена натуральных объектов их адаптированными изображениями.

Учащиеся освобождаются от земляных, прополочных работ

Место ученика в первой половине класса.

Освещенность поверхности рабочего стола 500 лк, при проведении лабораторных работ до 1500лк.

Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых 10 мин. (работа на восприятие с помощью сохранных анализаторов).

Исключается работа на пришкольном участке и на экскурсионных занятиях в природе в жару и на солнцепеке, очень ограничены физические силовые нагрузки (в 20 раз ниже нормы).

Исключаются резкие наклоны головы, туловища, подъем тяжестей. Взять под особый контроль в этом направлении учащихся с гидрофтальмом.

При остром приступе (резкое повышение внутриглазного давления) освободить от занятий.