Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1856

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Русский язык и литература » Разное

Методы и приемы работы над орфографией на уроках русского языка
Автор: Гаврилкова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов МОУ-кадетская школа №95 г. Саратов
Скачать (692.5Kb) 26.10.2011, 21:42
Часть 1.

Начало:

Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка,
характеризующийся сменой вида деятельности. На смену игре приходит учебная деятельность. Это новый и неизвестный вид деятельности, который может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки.
Зачастую ребенку в школе отводится роль не "учащегося", а "обучаемого", т.е. пассивная роль "незнайки" и "нумейки", которого знающие и умеющие взрослые всему научат, только добросовестно выполняй все указания учителя. И неудивительно, что через некоторое время у части детей интерес пропадает. Они изнывают за парой. Невнятно бормочут у доски, пустыми глазами смотрят на учителя. Но как только прозвенит звонок с урока, такие дети преображаются. Здесь тебе и голос, и решительность, и смекалистость, и изобретательность. А секрет прост: ребенок из объекта деятельности превращается в субъекта, которому дана свобода творчества, изобретательности, выдумки. А ведь это именно то, без чего ребенок не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера.
Мотивация правописания в начальном обучении определяется не только целями, но и интересом к самому процессу обучения. Трудность в том, что орфография своим содержанием мало привлекательна, трудна для детей. Зачастую в тех классах, где отмечаются трудности в правописании возникает нервозная обстановка, растерянность перед трудностями. Там уже не остается места ни для усвоения выразительной системы языка, ни для творческой деятельности учащегося. Это неизбежно сказывается на общем развитии и языковой культуре детей.
Для мотивации правописания важно, чтобы учащиеся поняли его систему, его целесообразность. Думаю, что логику орфографической системы, ее стержень, можно дать учащимся благодаря:
1. Коммуникативному подходу:
а) к обучению вообще (продуктивному взаимоотношению учителя и ученика);
б) к обучению языку как средству общения, что включает в себя:
- обучение средствам языка;
- обучение частноречевым умениям и навыкам;
- обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (чтении, письме, говорении, аудировании);
- обучение умениям и навыкам на языке.
2. Выбору метода с учетом педагогической ситуации.
Академик М.P. Львов, ссылаясь на работы Скаткина считает, что наиболее
приемлемыми являются:
а) догматический метод - моторное заучивание, без понимания;
б) репродуктивный (воспроизведение усвоенного);
в) объяснительно - иллюстративный (понимание - примеры);
г) продуктивный (применение полученных знаний);
д) частично - поисковый (моменты поиска);
е) проблемный;
ж) исследовательский.

Часть 2.

Хотелось бы поделиться опытом по формированию у младших школьников орфографической зоркости. Я давно и много работаю над этим: что помогает ребёнку включать в процесс запоминания зрительную память, материализовать орфографические понятия, развивать механическую и тактильную память. Орфографические понятия позволяют развивать наблюдательность, формируют умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
В процессе работы я пришла к более сжатым опорам-карточкам орфограмм.
Они изготовлены из картона и цветной бумаги. Цвет кружочков знаком детям по периоду обучения грамоте. Эти карточки я начала вводить сразу с появлением орфограмм в "Прописи”.
Ученики быстро запоминают трудные понятия, включают их в словарный багаж. У них быстрее формируется алгоритм ответа при комментированном письме. (Приложение 1)



После постепенного знакомства с карточками можно вводить их в подбор, сопоставление в виде дидактических игр. Дети очень любят работать в разных вариантах, например:
- соедини мелом слово с карточкой
- найди лишнее слово или карточку
- подбери слова к карточкам
- найдите в тексте слова с этими орфограммами.
Так же может быть и опрос, и «тихий ответ» индивидуального задания.

Часть 3.


Еще один прием работы для формирования орфографических заданий дома, а на первых порах при совместной работе с родителями.
Это задание такого типа:
- на заданную тему подобрать слова на определенные правила, например, тема: «Животные», «А.С. Пушкин», «К. Чуковский», «Времена года» и т.д.

Часть 4.

Можно использовать и тематические таблицы, которые развивают у учащегося познавательный интерес, ответственность, усидчивость, умение использовать дополнительную литературу и различные словари.
На первых порах эта работа выполняется в классе на примере любого текста на уроке чтения. Далее дети выполняют это дома, внося в эту работу творчество.
Проведенные исследования доказывают, что разработанная мною система формирования правописной и речевой грамотности на уроках русского языка более адаптирована к психологическим особенностям учащегося данной возрастной группы.
Результаты позволяют предположить, что в среднем звене ученики смогут на более высоком  качественном уровне решать проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы.

Список используемой литературы:


1.    Богоявленский Д.Н. «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах». М. 2007.
2.    Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. 2001.
3.    Львов М.Р. «Обучение орфографии в начальных классах», журнал «Начальная школа» №7, 1986.



Категория: Разное | Добавил: ТВ1967
Просмотров: 3603 | Загрузок: 339 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопрос администратору (25)
  • Новое интернет-шоу для учителей и учащихся "Викторинщик" (0)
  • Поздравляем! (19)
  • Фотоконкурс "Мисс и мистер Осень - 2011" (1)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Физруков поставили перед альтернативой: обвинение в педофили (0)
  • И в шутку, и всерьёз... (9)


  • ©  Самарский школьный портал 2018

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета