На сайте:

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Методы и приемы работы над орфографией на уроках русского языка
Автор: Гаврилкова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов МОУ-кадетская школа №95 г. Саратов |
|
|
(692.5Kb)
| 26.10.2011, 21:42 |
Часть 1.Начало:Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой вида деятельности. На смену игре приходит учебная деятельность. Это новый и неизвестный вид деятельности, который может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Зачастую ребенку в школе отводится роль не "учащегося", а "обучаемого", т.е. пассивная роль "незнайки" и "нумейки", которого знающие и умеющие взрослые всему научат, только добросовестно выполняй все указания учителя. И неудивительно, что через некоторое время у части детей интерес пропадает. Они изнывают за парой. Невнятно бормочут у доски, пустыми глазами смотрят на учителя. Но как только прозвенит звонок с урока, такие дети преображаются. Здесь тебе и голос, и решительность, и смекалистость, и изобретательность. А секрет прост: ребенок из объекта деятельности превращается в субъекта, которому дана свобода творчества, изобретательности, выдумки. А ведь это именно то, без чего ребенок не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера. Мотивация правописания в начальном обучении определяется не только целями, но и интересом к самому процессу обучения. Трудность в том, что орфография своим содержанием мало привлекательна, трудна для детей. Зачастую в тех классах, где отмечаются трудности в правописании возникает нервозная обстановка, растерянность перед трудностями. Там уже не остается места ни для усвоения выразительной системы языка, ни для творческой деятельности учащегося. Это неизбежно сказывается на общем развитии и языковой культуре детей. Для мотивации правописания важно, чтобы учащиеся поняли его систему, его целесообразность. Думаю, что логику орфографической системы, ее стержень, можно дать учащимся благодаря: 1. Коммуникативному подходу: а) к обучению вообще (продуктивному взаимоотношению учителя и ученика); б) к обучению языку как средству общения, что включает в себя: - обучение средствам языка; - обучение частноречевым умениям и навыкам; - обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (чтении, письме, говорении, аудировании); - обучение умениям и навыкам на языке. 2. Выбору метода с учетом педагогической ситуации. Академик М.P. Львов, ссылаясь на работы Скаткина считает, что наиболее приемлемыми являются: а) догматический метод - моторное заучивание, без понимания; б) репродуктивный (воспроизведение усвоенного); в) объяснительно - иллюстративный (понимание - примеры); г) продуктивный (применение полученных знаний); д) частично - поисковый (моменты поиска); е) проблемный; ж) исследовательский.Часть 2.Хотелось бы поделиться опытом по формированию у младших школьников орфографической зоркости. Я давно и много работаю над этим: что помогает ребёнку включать в процесс запоминания зрительную память, материализовать орфографические понятия, развивать механическую и тактильную память. Орфографические понятия позволяют развивать наблюдательность, формируют умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В процессе работы я пришла к более сжатым опорам-карточкам орфограмм. Они изготовлены из картона и цветной бумаги. Цвет кружочков знаком детям по периоду обучения грамоте. Эти карточки я начала вводить сразу с появлением орфограмм в "Прописи”. Ученики быстро запоминают трудные понятия, включают их в словарный багаж. У них быстрее формируется алгоритм ответа при комментированном письме. (Приложение 1)После постепенного знакомства с карточками можно вводить их в подбор, сопоставление в виде дидактических игр. Дети очень любят работать в разных вариантах, например:- соедини мелом слово с карточкой- найди лишнее слово или карточку- подбери слова к карточкам- найдите в тексте слова с этими орфограммами.Так же может быть и опрос, и «тихий ответ» индивидуального задания. Часть 3.Еще один прием работы для формирования орфографических заданий дома, а на первых порах при совместной работе с родителями.Это задание такого типа:- на заданную тему подобрать слова на определенные правила, например, тема: «Животные», «А.С. Пушкин», «К. Чуковский», «Времена года» и т.д.Часть 4.Можно использовать и тематические таблицы, которые развивают у учащегося познавательный интерес, ответственность, усидчивость, умение использовать дополнительную литературу и различные словари.На первых порах эта работа выполняется в классе на примере любого текста на уроке чтения. Далее дети выполняют это дома, внося в эту работу творчество.Проведенные исследования доказывают, что разработанная мною система формирования правописной и речевой грамотности на уроках русского языка более адаптирована к психологическим особенностям учащегося данной возрастной группы. Результаты позволяют предположить, что в среднем звене ученики смогут на более высоком качественном уровне решать проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы. Список используемой литературы:1. Богоявленский Д.Н. «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах». М. 2007.2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. 2001.3. Львов М.Р. «Обучение орфографии в начальных классах», журнал «Начальная школа» №7, 1986. |
Категория: Разное | Добавил: ТВ1967
|
Просмотров: 3603 | Загрузок: 339
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|