Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1835

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Русский язык и литература » Уроки, конспекты

Урок литературы "Гордость и гордыня" 11-й класс
Автор: Рыжонкова Светлана Вячславовна
учитель МОУ СОШ 19
Скачать (22.0Kb) 12.03.2015, 23:09

Предметная тема: «Романтизм раннего творчества М. Горького».
Метапредметная тема: «Гордость и гордыня».
Цель урока: познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием ранних произведений М.Горького; расширить представление о романтизме.
Задачи урока:
• раскрыть образы героев рассказа «Старуха Изергиль»;
• развить навыки анализа эпического произведения; совершенствовать умение создавать характеристику литературного героя; развивать речь учащихся;
• формировать представление о гордости и гордыне.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Ожидаемые результаты:
-личностные: утверждение и доказательство своей точки зрения;
-метапредметные: умение быть участником диалога и дискуссии;
-предметные: понимание идейно-художественного своеобразия романтических произведений Горького.

Оборудование урока: тексты рассказа «Старуха Изергиль», раздаточные таблицы, репродукция картины И. Босха «Семь смертных грехов».
Оформление доски: Человек – это звучит… М.Горький
Ход урока
I. Орг. момент
Запишите в тетрадях эпиграф сегодняшнего урока. Обратите внимание на то, что в нем пропущено слово, которое мы с вами должны будем восстано¬вить в конце урока.
II. Мотивация к учебной деятельности
А пока я прошу вас ответить на вопрос: «Какие смертные грехи вы знаете?»
(Учащиеся называют, учитель записывает их на доске, в случае затруднения помогает)
III. Слово учителя
Понятие «гордыни» - одно из ведущих во всем комплексе семи смертный грехов.
Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть, гнев. Например, стремление к обогащению (алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных; он завидует (зависть), потому что не допускает масли, чтобы кто-то лучше его, он раздражается и сердится (гнев), когда другой человек не признается его превосходства.
Однако, богатство и многозначность русского языка приводит к тому, что в сознании многих людей понятия «гордыня» и «гордость» тесно переплетаются друг с другом, а в результате одни люди полностью смешивают эти термины, а другие считают их совершенно противоположными по смыслу. От того, как мы будем к ним относиться, зависят наши мысли, настроение, жизненная позиция и успех в обществе.
Что есть гордость – необходимое качество самодостаточной личности или первый шаг к смертному греху – гордыне? Давайте попробуем в этом разобраться, а помажет нам сегодня М.Горький, которых во многих своих романтических произведениях использовал слово «гордый».
(рассказ о героях-гордецах: Буревестник, Сокол, Радда, Лойко Забар и др.)
IV. Сообщение учащегося
Давайте посмотрим, как толкуют «гордость» словари
Современный толковый словарь Т.Ф.Ефремова
V. Словарная работа
Гордость – 1) а) чувство собственного достоинство, самоуважения;
б) Разговор преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность;
2) чувство удовлетворения от достигнутых кем-либо успехов, от сознания важности, значительности чем-либо деятельности;
3) перен. тот, кем или то, чем гордятся.
Толковый словарь русского языка Ожегова-Шведовой
Гордость – 1) чувство собственного достоинства, самоуважения;
2) чувство удовлетворения от чего-нибудь;
3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь.
VI. Работа с текстом по группам
Обратимся к героям рассказа «Старуха Изергиль», каждого из которых Горький называет гордым, и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Перед вами таблицы, работая с текстом, мы будем их заполнять.
Итак, из определений гордости можно сформулировать ее составляющие. Какие? (отношение к людям, отношение людей, самооценка, жизненная позиция).
Герои Ларра Старуха Изергиль Данко
отношение к нему людей
его отношение к людям
самооценка
жизненная позиция
VII. Обобщение результатов исследовательской деятельности
– Что лежит в основе конфликта между Ларрой и другими людьми?
– Дайте характеристику образу Изергиль. Как в рассказе героине о собственной жизни раскрывается идея двойственности человека?
– Почему, на ваш взгляд, легенда о Данко завершает произведение?
– Гордость, с точки зрения Горького, – это …
– Какое же слово мы должна записать в эпиграф?
– Составьте свою словарную статью о гордости и гордыне.
VIII. Рефлексия
Быть гордым – это хорошо или плохо?
Жизненная позиция какого героя тебе ближе и почему?
IX. Итоги урока
Таким образом, определений гордости много, их можно найти у филологов, психологов, философов, но большинство авторов определяют гордость как выраженное желание самоуважения, чувство удовольствия от собственных успехов или достижений людей. Например, в случае патриотизма человек испытывает гордость за свою страну («Славься, страна, мы гордимся тобой»). Если говорить о чувстве гордости по отношению к себе, то оно состоит из двух компонентов: постоянного и переменного, поэтому людей можно разделить на гордых и скромных. Первые будут горды даже в случаях своих поражений, а вторым будет очень трудно испытать это чувство даже в случае своего успеха.
Нужно помнить главное: если в основе гордости лежат успехи человека, его трудолюбие, талант, то положительная оценка вполне заслужена, но если человек без достаточных на то оснований считает себя лучше других, то он берет грех на душу.
X. Домашнее задание
1. Почему «осторожный человек» растоптал сердце Данко?
2. Что прославляет и что осуждает Горький – романтик в человеке?
3. «У советских собственная гордость…» А русским есть чем гордиться?
4. Я горжусь тем, что…

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: svetulichka
Просмотров: 775 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Директорский произвол!!! (3)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета